контроллинг
в машиностроении
в чём проявляется эффективность контроллинга
на предприятиях машиностроения
_Для многих российских частных предприятий внедрение системы
_контроллинга1 не вызывает опасений с точки зрения управления
_затратами и эффективного финансового планирования. Однако
_для большинства машиностроительных производств данная
_ проблема представляется особенно острой.
Красненко И.Ю.
соискатель факультета экономики, менеджмента и информационных технологий Московского государственного индустриального университета, независимый аудитор
Чаще всего речь идет о выполнении функций контроля финансово-экономическими отделами и не более. Глобальный пересмотр подходов к созданию новых современных экономических моделей и их внедрения в закоренелую структуру управления представляется маловероятным. Тем не менее, многие попытки применения дают многообещающие показатели и вынуждают пересмотреть подходы к процессу создания системы контроллинга на машиностроительных производственных организациях. Создание эффективной системы контроллинга на предприятиях машиностроения является одной из актуальных тем для российских теоретиков и практиков.
Руководители предприятий, повышая прибыльность и управляемость бизнеса, эффек-
1 Контроллинг - система эффективного управления предприятием, ориентированная на его долгосрочное функционирование и основанная на внедрение в практику методов и средств современного менеджмента. Контроллинг интегрирует в единую систему учет, планирование, контроль и анализ, ставя во главу угла цели функционирования компании. Его основой является текущее сопоставление плановых и фактических показателей - прим. ред.
ское предпринимательство, 2009, № 1 (2)
тивность производства, формируя кадровый резерв, все чаще обращаются к системе контроллинга.
Чем занимаются контролеры?
Основными субъектами системы управления контроллингом являются топ-менеджмент, руководители и контроллеры функциональных подразделений предприятия. Контроллеры организуют и сопровождают управленческий процесс определения целей, планирования и контроля. Таким образом, они являются внутренними экономическими сотрудниками всех лиц, принимающих решения, выступая в роли навигаторов достижения целей.
В результате анализа практики функционирования подразделений контроллинга были определены следующие функциональные основы данных служб:
- разработка регламентов, методик, процедур и информационно-аналитическая поддержка процессов планирования и бюджетирования;
- реализация процедур разработки, координации, интеграции и проверки на правдоподобность планов и бюджетов;
- разработка методик и алгоритмов контроля реализации планов и бюджетов;
- координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;
- построение системы управления затратами и ее информационно-методическая поддержка;
- разработка принципов функционирования и совершенствование работы корпоративной информационной системы;
- разработка методик и реализация процедур измерения, оценки и анализа отклонений;
- формирование требований к системе информационного менеджмента;
- консультации высшего руководства и координация работ по составлению стратегического плана предприятия;
- разработка методик и инструментов стратегического планирования, контроля, учета и анализа;
производство
качественной
продукции требует
использования
соответствующих
технологий
менеджмент^
иинг
т оо
та!
контроллеры
организуют
и сопровождают _управленческий
процесс
определения целей,
_планирования
_и контроля
- предоставление текущей отчетности с комментариями для руководства;
- информационная поддержка менеджмента;
- ведение самостоятельных баз данных с целью конструктивного оппонирования руководителям подразделений в ходе процессов планирования, бюджетирования и контроля;
- проведение инвестиционных расчетов и информационно-аналитическая поддержка процессов управления проектами;
- составление итоговых отчетов для руководства и собственников [3, с.151].
Эффективность контроллинга в машиностроении
Отечественная и зарубежная практика подтверждает, что в первые два-три года функционирования предприятий имеет место факт снижения операционных затрат на 3-5%. В учете затрат и бюджетировании подразделений, вопросах закупок и ремонтов, рост эффективности производства возможен в аткосрочной перспективе [4, с. 89]. ст или снижение показателей рентабельнос-повышение прибыльности, ликвидности и борачиваемости- все это может быть результатом внедрения контроллинга на предприятиях машиностроения.
Контроллинг - составная часть финансового менеджмента. Поэтому для оценки степени его эффективности целесообразно использовать те же приемы и методы, что и для оценки менеджмента организации в целом. К одному из критериев оценки эффективности контроллинга можно отнести технологию качественной оценки. Она построена на экспертном мнении, и качество такой методики напрямую зависит от весовых коэффициентов и, конечно же, самих экспертов. Для большинства руководителей машиностроительных предприятий очевиден и тот факт, что производство качественной продукции требует использования соответствующих технологий. А в структуре себестоимости многих машиностроительных предприятий технологические затраты составляют значительную часть [3, с.65].
российское предпринимательство, 2009, № 1 (2)
В настоящее время теория и практика создания службы контроллинга на предприятии создает весьма важную картину, отражающую его плюсы и минусы, так же как и любые суждения в этой области достаточно значимы и заслуживают внимательного рассмотрения и взвешивания, прежде чем будет приниматься управленческое решение.
Например, по Д. Хану результативность и эффективность менеджмента измеряется системой интегральных показателей. Для управления в целом - рентабельность собственного капитала (Return On Equity), для стратегического управления - рентабельность инвестиций (Return On Investment), для оперативного - сумма покрытия издержек [7, с.165].
Внедрение контроллинга: пять аргументов «за»
Необходимость появления на современных российских предприятиях систем контроллинга можно объяснить тем, что:
1) требования к системе управления формируются в нестабильной внешней среде;
2) координация внутренней работы системы управления способствует появлению методов и специфических подходов к усложненным принципам управления;
3) существует потребность в обеспечении значимой информацией и построении специальных систем информационного обеспечения управления;
4) необходимо синтезировать и интегрировать различные области знаний, чтобы ориентировать руководство предприятия на принятие решений и реализацию необходимых мер для создания эффективных подходов к системе управления предприятиями;
5) проведение эффективной реструктуризации на базе предприятий, работающих на принципах контроллинга, способствует общему росту научно-технического прогресса как на предприятиях машиностроения, так и во всех отраслях промышленности.
Таким образом, методологическая основа контроллинга представляет собой своеобразный
в ходе внедрения
контроллинга
на предприятии
разрабатываются
технологии
эффективного
управления
менеджмент
J-
_в результате
_внедрения
_контроллинга
_можно повысить
_эффективность
_системы
_управления
_предприятиями
_не только
в текущем периоде, но и в долгосрочной _перспективе
механизм саморегулирования на предприятии, переводящий его на качественно новый уровень управления организацией. Смысл внедрения контроллинга состоит не в моментальном и единовременном снижении затрат и росте экономической эффективности. Экономическая выгода заключается в том, что в ходе внедрения контроллинга на предприятии разрабатываются технологии эффективного управления. Они обеспечивают координацию деятельности по постановке задач и методик достижения стратегических и оперативных целей. В результате внедрения контроллинга можно повысить эффективность системы управления предприятиями не только в текущем периоде, но и в долгосрочной перспективе.
Литература
1. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1986. - С. 423.
2. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 1998. - С. 495.
3. Слуцкин М.Л. Контроллинг как система повышения эффективности управления промышленным предприятием. - М.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С. 259.
4. Скотт Марк К. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости. - М.: Олимп-Бизнес, 2000. - С. 359.
5. Затраты на качество, или стоимость плохого качества. Все о качестве. Зарубежный опыт. / Вып. 9. - М.: НТК «Трек», 1999. - С. 40.
6. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. - М.: Экономика, 1986. - С. 471.
7. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. - М.: Финансы и статистика, 1997. - С. 800.
8. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. - СПб.: Бизнес-Микро, 1999. - С. 288.
российское предпринимательство, 2009, № 1 (2)
76~—