Научная статья на тему 'В борьбе за мирное небо до последней минуты'

В борьбе за мирное небо до последней минуты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В борьбе за мирное небо до последней минуты»

| Персоналии |

В. П. Володин

В борьбе за мирное небо до последней минуты

В бесконечном потоке течения жизни трудовых коллективов предприятий и организаций технических направлений деятельности всегда были, есть и будут люди, органически сочетающие в себе увлеченность инженерными решениями и дар организатора творческого коллектива, способного реализовать перспективные задачи. Эти слова в полной мере относятся к главному конструктору Московского машиностроительного завода «Авангард» Николаю Николаевичу Ермолову.

Николай Николаевич Ермолов родился в 1937 г. в г. Сочи. После четвертого класса средней школы в 1948 г. Николай Ермолов по настоянию семьи уехал в Петергоф поступать в Суворовское училище. Но напрямую связать свою жизнь с армией Николаю не удалось, и после окончания училища, попробовав себя в нескольких военных специальностях (танкист, пограничник), он ушел служить в армию солдатом. Демобилизовавшись в 1957 г., пытался поступить в Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана, но не прошел по баллам. В течение года работал слесарем-механиком механических мастерских Центрального телеграфа г. Москвы, где в совершенстве овладел слесарным делом и выдвинул ряд инициативных конструкторских предложений по совершенствованию работы телеграфного аппарата. Николай продолжал упорно заниматься, снова пробовал поступить в МВТУ и в сентябре 1958 г. зачислен студентом механического факультета. Его учителями были С. П. Королев, Н. А. Пилюгин, В. Н. Челомей.

В конце 1963 г. Николай Николаевич Ермолов пришел на ММЗ «Авангард» на практику, а в марте 1964 г. его приняли на работу инженером-конструктором в Отдельное конструкторское бюро завода, которому Н. Н. Ермолов отдал более полувека своей жизни. На предприятие были возложены задачи разработки и подготовки совместно

© Володин В. П., 2016

с МКБ «Факел» технической документации для государственной комиссии по совместным испытаниям выпускаемых заводом изделий.

В это время завод поставил на поток зенитную ракетную систему С-75, которая с триумфом показала себя во Вьетнаме. Уже первый поединок С-75 с американскими «фантомами» 24 июля 1965 г. положил начало невиданному военному противостоянию, главным результатом которого стали не только сбитые самолеты противника, но и тот факт, что американцы вынуждены были прекратить бомбардировки Вьетнама и сесть за стол переговоров.

1965 г. стал переломным для Николая Николаевича Ермолова - он с головой ушел в работу по модернизации системы: принимал участие в подготовке и реализации конструкторских решений по новым возможностям и более высоким характеристикам С-75. В молодом, энергичном специалисте заметили способности руководителя, и уже в 1967 г. Н. Н. Ермолов возглавил бригаду конструкторов.

| ISSN 2221-1179 Вестник Концерна ПВО «Алмаз-Антей» | № 1, 2016

Приказом министра авиационной промышленности от 8 августа 1968 г. на ОКБ возложены задачи по разработке и модернизации изделий типа «Д» при общем техническом руководстве МКБ «Факел». Эскизные проекты вновь создаваемых и модернизируемых силами ОКБ изделий утверждал Генеральный конструктор П. Д. Грушин. На МКБ «Факел» начали разрабатывать ракеты нового поколения, 5В55, которые предназначались для использования в составе наземных и корабельных зенитных ракетных систем нового поколения, названных С-300.

Ракета для С-300, выпуск которой первым освоил ММЗ «Авангард», вобрала в себя самые перспективные решения, технологии проектирования и производства. Н. Н. Ермолов, возглавлявший в 1978 г. конструкторский отдел ОКБ завода, провел очень важные и масштабные работы, имевшие целью расширение технических характеристик ракеты и повышение ее надежности. Он много времени проводил на полигонах в Приозерске и Капустин Яр, лично участвуя в испытаниях.

31 марта 1981 г. ОКБ было поручено проведение испытаний, доводка и отработка опытных образцов транспортно-пусковых контейнеров ракеты 48Н6, а в 1983 г. передано ведение технической документации на правах главного конструктора на серийные изделия МКБ «Факел», изготавливаемые заводом.

Эрудиция, прекрасные организаторские способности, профессионализм, умение оперативно решать сложные производственные вопросы позволили Николаю Николаевичу успешно выполнять обязанности заместителя главного конструктора, на должность которого его перевели в 1983 г. В 1992 г. Н. Н. Ермолова назначили главным конструктором завода, и на этом посту он проработал почти четверть века. Коллектив ОКБ во главе с главным конструктором выполнял научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводил конструкторскую подготовку производства

и доработку технической документации новых изделий МКБ «Факел». Бюро принимало участие в заводских и совместных испытаниях, проведении работ по продлению эксплуатационных сроков изделий, разработке документации и оборудования для ремонта ракет в условиях ремонтных баз, проводило контрольно-серийные испытания. Кроме того, H.H. Ермолов большое внимание уделял систематизации вопросов эксплуатации и оценки надежности парка эксплуатируемых изделий, входящих в системы С-75 и С-300, как на территории России, так и за ее пределами.

Отдельно следует отметить вклад Н. Н. Ермолова в разработку на базе выведенных из эксплуатации зенитных управляемых ракет 20Д и 5Я23 ряда ракет-мишеней для обеспечения боевой подготовки войск ПВО. Важной стороной деятельности Николая Николаевича было оказание помощи в освоении новой техники боевыми расчетами войск ПВО не только нашей страны, но и дружественных государств: Китая, Вьетнама, Монголии, Сирии, Ливии, Кубы, Югославии, Румынии.

За активное участие в разработке военной техники Н. Н Ермолов в 1997 г. удостоен звания «Заслуженный конструктор Российской Федерации», а в 2006 г. ему присвоено звание «Почетный машиностроитель».

Профессионализм, порядочность, скромность, чуткость, внимательность к людям, обаяние и доброта - отличительные черты Николая Николаевича Ермолова. Он был душой коллектива, уделял много внимания молодежи, был хорошим наставником начинающим специалистам.

К сожалению, в марте 2015 г. Николая Николаевича Ермолова, сделавшего невероятно много для сохранения мирного неба над нашей Родиной, не стало. Он продолжал трудиться до последней минуты. В сердцах всех, кто его знал, кто общался и работал с ним, Николай Николаевич Ермолов оставил о себе самую светлую память.

Володин Владимир Петрович - советник Генерального директора АО «ММЗ «Авангард», г. Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.