Научная статья на тему 'В Беларуси принят в первом чтении закон " О ЗДРАВООХРАНЕНИИ "'

В Беларуси принят в первом чтении закон " О ЗДРАВООХРАНЕНИИ " Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ" / БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лепешенкова Жанна

27 июня депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ приняли в первом чтении проект новой редакции Закона "О здравоохранении". Документ содержит порядка 50% изменений и дополнений в сравнении с действующим Законом, направленных на улучшение качества оказания медицинской помощи. Приоритет в новой редакции Закона отдается развитию первичного медицинского звена, причем акцент сделан на материально-техническое и кадровое обеспечение, а также структурную перестройку самой медико-санитарной помощи. За комментарием относительно сути поправок в Закон "О здравоохранении" мы обратились к Первому заместителю Министра здравоохранения Республики Беларусь Роберту Часнойтю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В Беларуси принят в первом чтении закон " О ЗДРАВООХРАНЕНИИ "»

В Беларуси принят в первом чтении

ЗАКОН «О ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

27 июня депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ приняли в первом чтении проект новой редакции Закона «О здравоохранении». Документ содержит порядка 50% изменений и дополнений в сравнении с действующим Законом, направленных на улучшение качества оказания медицинской помощи. Приоритет в новой редакции Закона отдается развитию первичного медицинского звена, причем акцент сделан на материально-техническое и кадровое обеспечение, а также структурную перестройку самой медико-санитарной помощи. За комментарием относительно сути поправок в Закон «О здравоохранении» мы обратились к Первому заместителю Министра здравоохранения Республики Беларусь Роберту Часнойтю.

Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О здравоохранении» в редакции Закона Республики Беларусь от 11 января 2002 г. (далее — действующий Закон) вызвано необходимостью уточнения положений действующего Закона с учетом практики его применения в целях совершенствования правового регулирования общественных отношений в области здравоохранения, обеспечения права населения Республики Беларусь на доступную и квалифицированную медицинскую помощь, а также приведения его в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. №359 «о мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» и Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Проект Закона разработан на основе действующего законодательства Республики Беларусь, а также зарубежного опыта правового регулирования общественных отношений в области здравоохранения.

В подготовке проекта Закона приняли участие: Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Главное экспертно-правовое управле-

ние Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Главное государственно-правовое управление Администрации Президента Республики Беларусь, заинтересованные органы государственного управления, ведущие специалисты в области здравоохранения республики, практические врачи и научные работники.

«Внесение поправок в действующий Закон «О здравоохранении» было вызвано необходимостью уточнения его положений с учетом практики применения Закона в целях обеспечения права граждан Беларуси на доступную и квалифицированную медицинскую помощь. При формировании норм проекта Закона разработчики особенное внимание обращали на те положения действующего Закона, практика применения которых показала отсутствие полноты их правового регулирования, а также вызвала большое количество обращений граждан, в т.ч. и практических врачей.

В проекте уточняется структура и содержание целого ряда статей действующего Закона, и в то же время сохраняются его основные направления, отражающие приоритетность развития здравоохранения в Республике Беларусь и заботу государства о здоровье своих граждан.

В частности, в новой редакции излагается ст. 1 действующего Закона. Это

ЧАСНОЙТЬ Роберт Александрович родился 7 сентября 1954 г. в деревне Заборцы Островецкого района Гродненской области. Образование высшее — окончил Гродненский государственный медицинский институт, врач; Академию управления при Президенте Республики Беларусь, менеджер-экономист. Заслуженный врач Республики Беларусь. Кандидат экономических наук. Трудовая деятельность: ♦ 1977—1978 — врач-интерн Гродненской областной клинической больницы; ♦1978—1986 — главный врач Гервятской участковой больницы; ♦ 1987—1991 — заместитель главного врача Островецкой центральной районной больницы;

♦ 1991—1996 — заместитель начальника здравоохранения Гродненского облисполкома; ♦ 1996—2001 — начальник управления здравоохранения Гродненского облисполкома;

♦ 2001—2003 — депутат Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь;

♦ 2003—2006 — начальник управления здравоохранения Гродненского облисполкома; ♦ 2006 — по настоящее время — Первый заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь. Женат, имеет двух взрослых сыновей.

ФАРМРЫНКИ СНГ. БЕЛАРУСЬ

59

обусловлено тем, что правоприменительная практика показала: отсутствие законодательного закрепления определений основополагающих терминов, используемых в действующем Законе, вызывает разноречивое их толкование и, как следствие, приводит к возникновению спорных ситуаций. Для исключения подобных случаев в проекте Закона уточняются определения целого ряда используемых в действующем Законе терминов, таких как «диагностика», «заболевание», «здравоохранение», «протезирование», «профилактика», «диагноз», «медицинская услуга», «медицинская реабилитация», «лечение», «организация здравоохранения». Вводятся определения новых терминов — «клинический протокол», «государственное учреждение здравоохранения», «работники здравоохранения» и др. Исключаются термины, не относящиеся к предмету правового регулирования проекта Закона (например, термин «охрана здоровья населения», содержащий меры, выходящие за рамки деятельности отрасли здравоохранения).

В ст. 4 проекта Закона закрепляется право граждан на доступное медицинское обслуживание, в т.ч. путем предоставления им бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. В отличие от конституционной нормы, гарантирующей гражданам только «бесплатное лечение», норма в проекте Закона, закрепляющая право граждан на получение медицинской помощи за счет личных средств или средств юридических лиц в государственных унитарных предприятиях, организациях частной формы собственности и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, значительно расширяет права граждан в сфере медицинского обслуживания.

В проект Закона включены нормы, определяющие виды и условия оказания медицинской помощи гражданам, в т.ч. обязательная письменная форма выражения гражданином согласия на медицинское вмешательство; новое содер-

жание определения «эвтаназия», осуществление которой на территории Беларуси законопроектом запрещается. Закон также закрепляет право пациента на участие в выборе средств и методов оказания медицинской помощи, в т.ч. научно обоснованных, но еще не разрешенных к применению в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, при письменном согласии пациента.

Законопроектом регламентируется порядок обеспечения населения ЛС, изделиями медназначения и медтехникой, порядок их ввоза, вывоза, хранения и уничтожения, а также осуществление государственного контроля над производством, хранением, реализацией и качеством ЛС, изделий медназначения и медтехники.

Проектом Закона уточняется круг лиц, имеющих право сообщать гражданам информацию о состоянии здоровья пациента, права и обязанности пациентов и работников здравоохранения. Кроме того, в законопроекте усовершенствованы нормы, регулирующие вопросы проведения экспертизы временной нетрудоспособности, медико-социальной, военно-врачебной и медицинской судебной экспертизы и др.

В настоящее время проект Закона готовится ко второму чтению в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. Текст его дорабатывается рабочей группой, созданной при Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи.

На мой взгляд, дальнейшей доработки требует целый ряд нормативных документов: об организации работы лечебного учреждения, о правах пациентов, положение о клиническом учреждении, об использовании высоких технологий в оказании медицинской помощи в системе здравоохранения. На сегодня очень важно создать организационноэкономический механизм функционирования системы здравоохранения, иными словами, подготовить законодательную базу, в основе которой лежат финансовые отношения. Необходимо провести калькуляцию медицинской

услуги как единицы труда для четкого определения стоимости лечения каждого пациента. Необходимо решить вопросы нормирования труда в системе здравоохранения и вопросы создания прейскуранта цен, провести качественную оценку труда и определить соответствующее денежное вознаграждение за этот труд.

В новой редакции Закона приоритет отдается развитию первичного медицинского звена, усовершенствованию медико-санитарной помощи. Министерством здравоохранения разработана Концепция дальнейшего развития сферы охраны здоровья, и одной из первых задач на ближайшие 2 года является подготовка программы усиления амбулаторно-поликлинической помощи, акцент в которой сделан на материально-техническое и кадровое обеспечение, а также на структурную перестройку самой медико-санитарной помощи. В рамках этой программы планируется оснастить медицинским оборудованием амбулаторно-поликлинические учреждения, укомплектовать их кадрами. В нашей республике дефицит врачей первичного звена приблизился к 3000 человек, при очень высокой на них нагрузке. На одного белоруса в среднем приходится 11,6 посещения врача в год, по этому показателю Беларусь занимает первое место в мире. Для решения этой проблемы на 25% был увеличен прием в медицинские вузы. Кроме того, мы планируем переориентацию части нагрузки с врачей на средний медицинский персонал. Это будет происходить не в форме механического переноса, а как обучение медперсонала тем навыкам, манипуляциям, которые, по нашему убеждению, может оказывать средний медицинский работник. Уже подготовлена нормативноправовая база для создания Центров по подготовке и переподготовке высшего и среднего медицинского персонала. На данные Центры будут также возложены функции по координации всей политики кадров в системе здравоохранения в каждом конкретном регионе. Такой системный, комплексный подход должен дать положительные результаты. На наш взгляд, программноцелевой метод управления системой

здравоохранения — самый оправданный и эффективный, и для интенсивного перехода к нему сегодня уже готов не только аппарат Министерства здравоохранения, но и все региональные учреждения.

У нас работает 11 государственных целевых программ, которые охватывают всю систему здравоохранения. Сейчас идет межведомственное согласование Концепции развития здравоохранения до 2010 г. Уже в текущем году из бюджета республики на нужды здравоохранения запланировано выделить более 3,835 трлн. руб., или 4,6% от ВВП, что на 18% больше, чем в 2006 г. При этом на 1 жителя республики выделяется примерно 190 долл. в год. К 2010 г. на систему здравоохранения планируется выделить около 7% от ВВП. В соответствии с программой основные финансовые вливания будут направляться на первичное звено — амбулаторно-поликлиническую службу.

Ф

кроме того..._____________________________________________

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ФАРМСОДРУЖЕСТВО»

ОБСУДИЛИ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

19 июля 2007 г. в Минске на рабочем совещании представители профессиональных Ассоциаций фарминдустрии стран-участниц СНГ, интегрированных в проект «Фармсодружество», обсудили вопросы, связанные с подходом к оценке технологий в здравоохранении, защитой прав интеллектуальной собственности в отрасли и этическими аспектами правил продвижения лекарств.

В части оценки медицинских технологий участники обратили внимание на необходимость создания и развития основных элементов, гарантирующих высокий технологический уровень оказания медпомощи каждому пациенту. К таким элементам относятся национальные стандарты лечения, перечни основных ЛС и критерии отбора продукции для финансирования за счет социальных и страховых фондов.

Ассоциации — участники Совещания считают необходимым обратиться к Межгосударственной комиссии по стандартизации, регистрации и контролю качества ЛС, изделий медназначения и медтех-ники государств-участников СНГ и национальным органам здравоохранения с рекомендацией использовать как основу разработанные Ассоциациями Кодексы маркетинговой практики, а также, базируясь на Кодексе маркетинговой практики Международной Федерации фармацевтических производителей и Ассоциаций и соответствующей Директиве ЕС,внедрить Правила продвижения фармпро-дукции на национальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.