Санкт-Петербургская православная духовная академия
Лрхив журнала «Христиапское чтепие»
П.С. Смирнов
"В бегстве от антихриста"
общая характеристика современной беспоповщины
Опубликовано;
Христиапское чтепие, 1903. № 5. С. 724-743.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
БЪ БѢГСТВѢ ОТЪ АНТИХРИСТА.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ШІЮІЮІІІЦІІНЫ.
II.
Общій характеръ старообрядческаго раскола. -Ученіе о наступленіи царства антихриста, какъ отличительная особенность безпоповщины.—_Г>ез-евяіценнословное“ состояніе, какъ первое слѣдствіе этого ученія. Гіезію* повшнна теряетъ свое знамя.--Неудачные попытки восполнить потерянное,—Нѣтоицы, какъ истые представители безпоповщины.- Нѣюнцы противника поразили, но сами іп> смятеніи. -Нѣтовцы и церекрпіцеццы.
"ІгіЧ ІѵПІОІІОІНЦППЛ составляетъ но монѣо трети всего ста-
Ь) рообрядческаго раскола и, какъ доктрина, имѣетъ и общее
п. нимъ, и свое особенное. Общій характеръ раскола нз-.? иѣетрпъ. Извѣстно. что ото—пиленіе всецѣло церковное, и ] старообрядецъ, какъ таковой, озабоченъ вопросами исключительно религіозными. Онъ стремится соблюсти истинную вѣру, не впасть въ ересь и спасти душу свою. Извѣстно также и то. что составляетъ всю сумму религіознаго упованія раскола и что- -образъ ого церковнаго устройства. Русская церковь до временъ Никона. іпостаго патріарха московскаго: вотъ ототъ образъ. А богослужебныя книги, которыя были напечатаны ранѣе Нпкона. при патріархахъ Іонѣ. Гермогепѣ. Филаретѣ. Іоасафѣ и Іосифѣ: вотъ все правило вѣры и руководство я,4131111 раскола. По ею вѣрованію, пъ эпнеп, книгахъ, какъ въ богатой сокровищницѣ-обрѣтается все необходимое для богоугодной жизни христіанина. Здѣсь ка;кдое выраженіе, каагдое слово. каа;даа буква
заключаютъ ю> собѣ тотъ п.ш другой великій догматъ православной кѣры. И какъ тогда, до половины XVII вѣка, но времена снятой старожитноети. всѣ великіе русскіе чудотворны б.тагоуго-дили Богу именно нти.чи книгами, такъ и теноръ получаетъ спасеніе только тотъ, кто слѣдуетъ отимъ книгамъ, строго соблюдая буквально все, въ нихъ предписанное, по отступая и въ одной Іотѣ,, и готовъ умереть на одинъ ядѣсь написанный ивъ. А наряднѣе всего подобаетъ помнить слѣдующія, написанныя въ тѣхъ же книгахъ, частности: писать имя Христа Спасители Ісусъ. въ восьмомъ членѣ символа вѣры читать слово нстиннпю. пѣть по дважды аллилу т. литургію служить па семи npocifiopaxz. почитать крестъ только осмиконечный, ходить но солнцу вокругъ купели, церкви и при вѣнчаніи, особенно же креститься, а іереямъ и благословлять—двумя псрппамп. По понятію раскола, ото особенные премудрые догматы и спасительныя тайпы, которыя ведутъ свое начало отъ Христа и .Иго святыхъ апостоловъ, на Руси существовали отъ лѣтъ святаго князя Владиміра, а впредь должны быть неприкосновенны до скончанія вѣка. Напротивъ, когда во дни патріарха Пикона, въ половинѣ XVII вѣка, въ текстѣ богослужебныхъ книгъ были произведены перемѣны, записанныя въ отнхъ і,'Ингахъ «обряды» замѣнены другими, особенно—введены: имя «Іисусъ», трегубое аллилуія., пять просфоръ. четвероконечпып крестъ, противосолопіе. троеперстіе для крестнаго знаменія п нмепословіе для благословенія, наконецъ «выброшено» слово «истиннаго».—тогда, по вѣрованіи) раскола, совершилось великое отступленіе отъ православной вѣры. Церковь грекороссіпскаи остается въ номъ и досолѣ, но община хранителей «старой вѣры» тогда же отдѣлилась отъ нея.
Таково понятіе раскола о своемъ происхожденіи и таково общее ого ученіе, свойственное и названной безпоповщинѣ. При атомъ съ мыслью о старой вѣрѣ въ расколѣ соединяется представленіе о старой, тѣхъ же патріаршихъ временъ, жизни, съ ея тогдашними порядками, нравами и обычаями. По его убѣжденію, истинности и правотѣ вѣры тогда отвѣчала и святость жизни, не вт, смыслѣ только внутреннихъ ея мотивовъ, но вт, смыслѣ, и всей внѣшней обстановки. То была во всѣхъ подробностяхъ «святая старожнтпость». По отнмъ религіознымъ побужденіямъ, старообрядческій расколъ придерживается «старины» и вт, устройствѣ обыденной жизни, а во всѣхъ уклоненіяхъ ятоі'о рода видитъ также отступленіе отъ вѣры, также ересь.
4S
Но раздѣляя общіе нагляди раскола. безпоповщина. въ то же время, идетъ далѣе. Опа вѣруетъ, что со временъ Иппона въ грекороссійской церкви гоноршилось не просто только еретическое отступленіе отъ вѣры, не возникла только новая ересь по подобію древнихъ и вообще когда-либо существовавшихъ ересей, но что совершилось отступленіе послѣднее—и по времени н по характеру. Настало «послѣднее время», міръ блн-янтся къ кончинѣ: явился н антихристъ, послѣдній врагъ истинной вѣры. Колоссальная раапнца въ сравненіи со всѣми прежними ересями, когда дѣйствовали только предтечи антихриста. Разъ явился самъ антихристъ.—значитъ, теперь и отступленіе отъ вѣры полное: и хранителей ея можно найти лишь въ «маломъ остаткѣ)»: п опасность гибели для «вѣрныхъ» неизмѣримо больше: и самая гибель безъ сравненія ужаснѣе. Но ототъ «остатокъ», эти «вѣрные», предсказанные въ Писаніи на «послѣднія времена», и суть безпоповцы. Отсюда безпоповцы естественно убѣждены, что наступившее время требуетъ отъ нихъ величайшей религіозной осторожности, и такимъ образомъ ученіе объ антихристѣ, взглядъ на переживаемое время какъ на время послѣднее, приближающее міръ кт. кончинѣ, составляетъ коренную п характерную- особенность безпоповщины. Оно является основой и собственнаго устройства и разстройства послѣдней, и ея отношеній кт. грекороссійской церкви, и ея, наконецъ, протеста противъ всѣхъ современныхъ порядковъ нашей государственной жизни, общественной и домашней. При началѣ раскола ото ученіе зародилось на почвѣ су-ществовшихъ тогда ожиданій кончины міра, причемъ антихриста указывали въ извѣстныхъ личностяхъ, то въ Никонѣ, то вт. царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ,, а позднѣе—въ Петрѣ Великомъ. Но когда время обнаружило ошибочность такихъ указаній, тогда вт, безпоповщинѣ утвердилось ученіе о такъ называемомъ духовномъ ттіщтстѣ. Антихристъ—ото совокупность ересей, вт, которыя впала грекороссійская церковь съ принятіемъ такъ называемыхъ новыхъ книгъ н исправленныхъ обрядовъ, иначе—царящій вт, ней богоборный духъ, открытое нечестіе ея послѣдователей. По ото нечестіе осквернило и и весь видимый міръ, всѣ вещественные предметы. Отсюда, въ храмахъ, вт, канцеляріяхъ, вт, домахъ, па торгахъ, на ноляхъ—вездѣ око безпоповца зритъ антихриста. Имя Христа Спасителя «Іисусъ», четверо],чшечный крестъ, троеперстіе — все зто печать антихриста... Чай, кофе, табакъ, картофель— сѵть «сласти» антихриста...
Итакъ, антихристъ—самый любимый предметъ безпоповщии-скихъ религіозныхъ н иоучнтолыіыхт. бесѣдъ, и тотъ, кто лучше умѣ,отъ вытолковывать духовнаго антихриста, топ, считается у безпоповцевъ самымъ умны.мт, и книжнымъ человѣкомъ. Объ антихристѣ говорятъ и ;>ти—которые совершаютъ перекрещиваніе и наказываютъ за «замірщопіе», и эти — которые нс носятъ галонгъ и стригутся «въ три постриженія», и эти—которые не строятъ храмовъ и молятся безъ иконъ и опміама. п эти—которые нарыли пещеръ въ лѣсахъ каргопольскихъ или скрываются йодъ елями пріуральскими, и—Ѳеодоръ съ Аверкіемъ, спустившіеся въ (>0-тн саженную «пропасть земную», и—Ѳеодоръ съ Иваном ъ, лежащіе въ барсучьемъ гнѣздѣ, однимъ словомъ—всѣ безпоповцы безъ исключенія, отъ «стараго» поморца до «новаго» снасовна и отъ яраго бѣгуна до «сумпя-щагося» никудышника. Псѣ они свидѣтельствуютъ о себѣ одно и то же: «мы древленравославпые христіане, бѣгствомъ спасающіеся on, лица змія, сирѣчь антихриста, въ мірѣ воцарившагося и все осквернившаго». Цѣль у всѣхъ безпоповцевъ одна и та же—спасти вѣру и душу и избѣжать сѣтей антихриста. Но дѣло въ том ъ, что есть разность въ мѣрѣ достиженія этой цѣли. 15сѣ безпоповцы находятся въ бѣгствѣ отъ антихриста, но не всѣ доходятъ до конца этого пути. Нѣкоторые остановились на половинѣ его, а нѣкоторые и того не достигли. Слишкомъ много оказалось препятствій, то теоретическихъ, то практическихъ, чтобы не случилось этого. Слишкомъ много утрачено изъ болѣю важнаго, чтобы не остановиться на мелочахъ. II вотъ въ этихъ утратахъ, въ потерѣ того, что было поставлено, напротивъ, предметомъ охраненія, въ этихъ «шагомъ ближе» къ цѣли и «шагомъ дальше» отъ нея, съ постоянными попытками впередъ и уклоненіями назадъ, естественно совершилось то великое внутреннее раздѣленіе безпоповщины, которое можно назвать вч, полномъ смыслѣ, «разсѣяніемъ парода». Вотъ что значитъ это бѣгство отъ антихриста. Одно знамя—и всѣ врозь, подъ однимъ знаменемъ стоятъ враги другъ другу, многочисленные и непримиримые, всего лишившіеся и ничего не достигшіе... Начинается, естественно, съ вопроса о церковной организаціи самой безпоповщннской общины. Безпоповщина выступаетъ подъ знаменемъ защиты до-пиконовской церкви и ея достоянія. ІІо по соприкосновенности безпоповщины съ внѣшнею для нея средою — затрогпваютея и гражданскія области, государственная п общественная. 11а-
4Н!
конецъ, отношеніе безпоповщины къ современному прогрессу и цивилизаціи, какъ чисто отрицательное, держащее ее на извѣстной ступени первобытности и во власти тьмы, нажито безпоповщиною также всецѣло въ атомъ бѣгствѣ отъ антихриста...
Начнемъ съ вопроса о церковной организаціи безпоповщины и вообще о разныхъ сторонахъ и проявленіяхъ ея религіозной жизни.
Что проповѣдь объ антихристѣ имѣетъ для безпоповщины коренное значеніе, ото видно уже изъ самаго названія данной отрасли раскола. «Безпоповщина»—имя характерное: происходя отъ слова «попъ», оно обозначаетъ не только то, что эта старообрядческая община не имѣетъ «поповъ», т. е. законнаго священства, но вмѣстѣ и то. что именно въ этомъ заключается ея существенная особенность. На дѣлѣ такъ дѣйствительно и есть. Крещеніе, исповѣдь, богослуженіе, всѣ вообще потребы церковныя здѣсь совершаются не архіереями и не священниками, вообще не лицами іерархическими, въ церкви православной получающими на то полномочія въ таинствѣ хиротоніи. а простыми мірянами, такъ называемыми «отцами» или «наставниками», иногда даже «наставницами». Это называется «безсвяіценпословпымъ состояніемъ» и объясняется таковое переживаемымъ временемъ. По понятіямъ безпоповщины, церковная іерархія нужна: она имѣетъ божественное установленіе, какъ одинаково и таинства: но ни іерархіи, ни таинствъ нынѣ нѣтъ. Основное положеніе безііоповщинскаго ученія о наступленіи царства антихриста прямо гласить, что сей «послѣдній» врагъ церкви Христовой истребилъ ея истинное священство. Видимымъ признакомъ итого вначалѣ послужило отсутствіе въ расколѣ, архіерейства. и рядъ слѣдствій сразу сталъ очевиденъ. Архіерейства пѣть, значитъ—и священниковъ нѣтъ, нѣть, далѣе. и таинствъ церковныхъ, такъ какъ совершать ихъ некому. По для безпоповщины такой выводъ означаетъ прямо—смерть. Утверждая, что идетъ подъ знаменемъ защиты до-никоновской церкви, безпоповщина тутъ же, въ собственномъ устройствѣ, на дѣлѣ отрицаетъ со. Вѣдь если пѣтъ священства, а съ нимъ—и таинствъ, то нѣтъ и церкви: такъ можно судить и но дониконовскому ея образу, точно такъ же говорятъ и всѣ старопечатныя книги. Ясное дѣло, что іѵь первой же попыткѣ бѣгства отъ антихриста, съ цѣлью спасти церковное достояніе, безпоповщина теряетъ изъ итого достоянія самое важное, самое драгоцѣнное.
Ираида, нѣтъ недостатка со стороны безпоповщины и іп, попыткахъ носпо.'іниті, утерянное, по здѣсь-то именно и обнаруживается нось трагизмъ ея но.южепія. Напримѣръ, христіанину свойстненпы сознаніе своей грѣховности и жажда возрожденія отъ нея. Отсюда и въ безпоповщинѣ, по подобію таинства покаянія въ церкви, практикуется такъ называемая «старчая исповѣдь». Она или бываетъ наединѣ, или ограничивается прочтеніемъ «скитскаго покаянія» предъ цѣлымъ собраніемъ исповѣдующихся. Но даже н въ первомъ случаѣ ота исповѣдь даетъ безпоповцу только лишь наставленіе, какъ жить въ будущемъ, какъ бороться съ тѣми или иными грѣховными искушеніями, не сообщая, впрочемъ, никакой на то особенной силы. Что же касается грѣховъ уже содѣянныхъ, то безно-поищнпскіе старцы-наставники не имѣютъ дара разрѣшать отъ нихъ, да и нс дерзаютъ па то. Представьте же себѣ душевное терзаніе безпоповца, памятующаго слова Писанія, что нѣтъ человѣжа. который, поживъ, не согрѣшилъ бы. и. въ то же время, сознающаго, что для него пѣть средства получить разрѣшеніе on, грѣховъ даже предь смертію... Въ таинствѣ евхаристіи христіанину дано средство единенія съ Христомъ, «не токмо по любви», не нравственное только, но «вещію самою», когда человѣкъ становится «едино тѣло со Христомъ». Въ безпоповщинѣ и ото таинство не совершается. Сначала безпоповцы пытаются успокоить себя ученіемъ о духовномъ причащеніи. «У насъ, говорятъ они. причастія св. тайнъ и пѣть, и есть: нѣтъ видимаго, по есть невидимое, именно желаніе причастія». Достаточно желать причащенія, чтобы дѣйствительно причаститься: кто живетъ благочестно, того ангелъ невидимо причащаетъ предъ смертію. Но вѣдь невозможно и представить, чтобы тѣла и крови Христовыхъ, предметовъ вещественныхъ, можно причаститься какъ-то духовно, невидимо, хотя бы и чрезъ ангела. Отсюда—беяпоповщпнекіл попытки имѣть видимое причастіе,—попытки не только странныя, но даже и кощунственныя, и однако, какъ мы видѣли, привлекающія къ себѣ сочувствіе безпоповцевъ...
Пытаются безпоповцы «привести себя въ церковную полноту», т. е. восполнить недостатокъ своего церковнаго устройства также путемъ такъ называемаго «уставнаго» отправленія обыкновенныхъ повседневныхъ богослуженій и богослуженій но разнымъ житейскимъ потребностямъ. Какъ извѣстно, они совершаютъ вечерню, повечеріе, утреню, часы, а также—мо-
лебны. погребеніе. водоосвященіе и псѣ вообще другія подобныя молитиослоиія. Если ш>і дадите собѣ трудъ внимательно послѣдить за бозиоиоіщамн и въ данномъ случаѣ., то замѣтите особенную съ ихъ стороны сосредоточенность на полнотѣ богослужебнаго устава и на всѣхъ его подробностяхъ. Обрядовыя дѣйствія н предметы благоговѣйнаго почитанія и вообще церковнаго употребленія также существуютъ для охраненія въ полной неприкосновенности. Вообще для наблюдателя сразу становится очевиднымъ, что общій обрядовѣрный характеръ старообрядческаго раскола сказывается въ безпоповщинѣ вт> гораздо болѣе сильной степени. II книги, и иконы, и поклоны, и кажденіе,—все подъ самымъ строгимъ надзоромъ, все неприкосновенно, все свято чтится. Понять цѣль итого, конечно, не трудно. Вѣдь со стороны безпоповщины предполагается, что весь этотъ «уставь» составляетъ въ извѣстной области весь объемъ древней «церковной полноты», т. е.извѣстную часть того церковнаго устройства, во имя котораго безпоповщина и подняла свое знамя. Безпоповщина естественно и спѣшитъ какъ бы вознаградить себя за лишенія, которыя она несетъ по причинѣ своего безсвященпословнаго состоянія. Но это съ ея стороны только самообманъ. Для безпоповщины даже и эта цѣль недостижима. Фиктивна прежде всего идея охраны старыхъ до-никоновской печати книгъ. Совсѣмъ наоборотъ. безпоповцамъ пришлось почти совсѣмъ закрыть ихъ. «Полнота церковнаго устройства» до-никоповскихъ временъ состояла не вт. полнотѣ только самаго круга богослужебныхъ книгъ и ихъ «устава», а вмѣстѣ съ тѣмъ и въ полнотѣ состава совершителей богослуженія по этимъ книгамъ. Иначе говоря, эти до-цикоповскія книги имѣютъ въ виду совершеніе богослуженія лицами хиротонисанными, а въ безпоповщинѣ таковыхъ лицъ нѣтъ и богослуженіе совершается простецами. Отсюда безпоповцамъ потребовалось допустить существенные пропуски въ уважаемыхъ ими старопечатныхъ книгахъ и вообще написать свой «уставъ службы церковной и келейной» и свой «чинъ всѣмъ богослуженіямъ непосвященныхъ мужей и женъ». Столь же повидимому неожиданно, но безспорно не мен ѣе плачевно кончается попытка безпоповщины сохранить «церковную полноту» въ видѣ разныхъ предметовъ церковнаго употребленія и богослужебныхъ обрядовыхъ дѣйствій. Эти предметы и обряды оберегаются со стороны своей неприкосновенности не только вт, силу «старины», по и въ силу своего сим-
«о.шчеекаго значенія. «Старина»—одна сторона, смыслъ—другая. Взятый іп> пюой «снятой старожнтностп», предметъ и обрядъ еще протпнополагаетеа «новшествамъ никоніанскимъ». II нужно «никнуть нт> ото противоположеніе. какъ неотъемлемое снойстно безпоповщины. Вдѣсь «се ополченіе не только нротннъ «ереси», но и болѣе того, — протпнъ «печати антихриста». Кадильницу, говорятъ, нужно держать большимъ и двумя послѣдними пальцами для того, чтобы не держать тремя первыми: три первые перста никоніане употребляютъ для крестнаго знаменія. а они крестятся печатью антихриста: иное дѣло большой палецъ и два послѣднихъ: ото три перста «святаго» до-нпкоповскаго двуперстія. Но если «полнота церковнаго устройства» «включается «ъ совокупности различныхъ церковно-ре.іпгіозпыхъ предметовъ и обрядовъ, а сила каждаго предмета пли обряда «включается въ «старинѣ» и смыслѣ ихъ. то устойчивость «церковной полноты» подвергается пеиабѣжпымъ и очень сильнымъ колебаніямъ. Вѣдь отп предметы и обряды многочисленны: по своимъ особенностямъ или частностямъ всегда сложны, то болѣе, то менѣе: по символическому смыслу также раинооб-раины и неустойчивы. Согласиться всѣмъ беапоновцамъ относительно общей суммы обрядовъ, «пачепія каждаго обряда и его важности въ ряду другихъ,—прямо пѣть шишкой воаможпостн, и ото сра«у намѣняетъ дѣло настолько, что идейный охранитель всякаго «стараго» богослужебнаго обряда или предмета, какъ беиуслоино «священнаго», часто становится принципіальнымъ его хулителемъ. Говоря иначе, въ беапоповщинѣ неизбѣжны непримиримые споры, а «а ними и раадѣлепія ея на «толки» и «согласія» какъ по причинѣ мѣстной разности въ количествѣ обрядовъ и въ ихъ порядковой важности, такъ и но причинѣ несогласія касательно самого смысла однихъ и тѣхъ же предметовъ пли ихъ частностей. Выдѣляются тит.тонци. внося въ объемъ «полноты церковной» титло на крестѣ I. Н. Ц. I: по другіе безпоповцы итого не принимаютъ. Выдѣляются ря-биновцм. внося вт. тотъ же объемъ крестъ исключительно изъ рябины: по другіе безпоповцы итого не принимаютъ. Выдѣляются лѣваки, внося сюда свои два перста на лѣвомъ плечѣ съ словами молитвы Іисусовой «Сыпе Божій»; но изъ числа другихъ безпоповцевъ даже не всѣ знаютъ, что есть и такіе ихъ единовѣрцы, которые, главный пунктъ «полноты церковной» видат ь вт. лѣвомъ плечѣ, а тѣ., которые знаютъ объ этомъ, называютъ лѣваковъ еретиками. И такъ далѣе, сколько угодно.
Вмѣсто преслѣдуемаго безпоповцами объединенія въ «церковной полнотѣ», происходитъ дробленіе изъ-за обломкокъ ея...
Таково церковно-религіозное положеніе главной отрасли бе.шопоіііципы. бояпоновцевъ-поморцевъ, оедос ѣевцевъ. филипов-неіп. и бѣгуіюнь, съ ихъ подраздѣленіями, а также и другихъ многихъ мелкихъ белпоиовщипскихъ толковъ. Положеніе, какъ видимъ, вт. высшей степени печальное, но здѣсь безпоповщина обнаруживается еще не вт. подлинномъ своемъ видѣ. Вт. означенныхъ «согласіяхъ» опа остановилась только на половинѣ пути п еще не представляетъ конечнаго вывода изъ своихъ основныхъ началъ. Вт. самомъ дѣлѣ, если настали такія времена, когда сдѣлалось невозможнымъ полученіе благодати чрезъ лицъ іерархическихъ, то почему же оно возможно чрезъ простыхъ мірянъ? Если іерархію антихристъ истребилъ и «рука людей освященныхъ разсыпалась», то какъ же рѣшилась восхитить ея право рука совсѣмъ неосвященная? Если о «восхищающихъ йодированная имъ» сказано вообще, что они «раздражаютъ Бога, якоже сыны Кореови и Озіа царь», то не большему ли суду подлежать таковые «воехителн» настоящаго «антихристова времени», когда «восхищаемое» отнято даже у тѣхъ, кому оно было «даровано»? Не послѣдовательнѣе ли сказать. что если священства болѣе пѣтъ, то нѣть и благодати на землѣ, и что всякая церковная потреба и богослуженіе совершаемыя простецами, стали и невозможны и безцѣльны? Ясное дѣло, что такое заключеніе вытекаетъ изъ началъ безпоповщины съ логическою необходимостью. Болѣе послѣдовательные безпоповцы до него, дѣйствительно, и доходить: такъ поступаетъ такъ называемая пѣтовщшіа. составляющая другую отрасль безпоповщины, противоположную первой. Она потому и называется такъ, что отрицаетъ для настоящаго времени возможность всякихъ благодатныхъ средствъ. «Нѣть таинствъ, угасла и всякая служба Божія: благодать улетѣла въ пресвѣтлыя небеса, кт. престолу Божьему, и тамъ пребываетъ вмѣстѣ ст. ангелами п архангелами: на землѣ ея нѣть, здѣсь она болѣе не дѣйствуетъ». Отсюда такъ называемые «глухіе» пѣтовцы іи' только не допускаютъ исповѣди предъ міряниномъ, совершая ее предъ иконою вычитываніемъ «про себя» скитскаго покаянія, но и вечерни, утрени и часовъ но уставу не отправляютъ, а только читаютъ Псалтырь и шпіоны, всегда безъ пѣнія. Пѣтовцы-дырнныі примѣняютъ иѣтовскій принципъ къ иконамъ, и на томъ основаніи, что отъ старыхъ иконъ бла-
годать освященія отлетѣла. а новыя освятить некому,—молятся толі.ко па востокъ. пли па оті.рытом і. воздухѣ. или чрезъ дыру избяной стѣны, а иконамъ совсѣмъ по поклоняются. А по Уралу пстрѣчаются и такіо пѣтоіщы. которые молонія по е.овер-шаютъ совсѣ.мт., кромѣ трехъ поклоновъ предъ деревяннымъ накрашеннымъ крестомъ: вмѣсто моленія собираются на бесѣды п читаютъ книги. Вообще нѣтовцу, но идеѣ, не извѣстны какія-либо пути или средства спасенія; какъ спастись—онъ итого не знаетъ. и возлагаетъ все упованіе только на Спасову милость, лишь елейно воздыхая о переживаемъ времени.
Такимъ образомъ воль гдѣ находится послѣдняя ступень той лѣстницы, по которой должна восходить безпоповщина, если вт, своемъ бѣгствѣ отъ антихриста не хочетъ остановиться на половинѣ пути.—она въ нѣтовщннѣ. Своимъ существованіемъ нѣтовщпна отрицаетъ всю остальную безпоповщину. какъ несостоятельную съ безпоновщииской точки зрѣнія, отрицаетъ именно тѣмъ, что въ своемъ бѣгствѣ отъ антихриста утрачиваетъ и то. что еще сохранила, хотя и не по праву, ея противоположность. Но устояла ли на евоом'ь основаніи сама нѣтовщипа? Не убиваетъ ли и она саму себя. ■ своимъ собственнымъ настоящимъ, какъ одинаково и прошлымъ? Да, убиваетъ: нѣтовщипа представляетъ собою одинъ изъ видовъ того безконечнаго круговорота разладицы, той вѣчной религіозной драмы, въ которой безпоповецъ въ концѣ безпомощно возвращается іп, тому, отъ чего со страхомъ убѣгалъ въ началѣ. Раздѣленія начинаются изъ-за вопроса о крещеніи. Ііѣдь если пѣтъ таинствъ, нѣть даже обычнаго богослуженія, то нѣтъ, конечно. и благодати крещенія. Если покому совершить крещеніе1 но уставу, то значить, крещенія и не должно быть. Крещеніе мірянина—произволъ и никакого значенія но имѣетъ. Такой выводъ дѣлаютъ такъ называемые «некрещеные старообрядцы». и но-своему они вполнѣ нравы. Ото самые строгіе нѣтовцы. всю сумму своихъ религіозныхъ понятій ограничивающіе словами: «вѣрѵю въ Бога и надѣюсь на Него», Своихъ дѣтей :>ти нѣтовцы совсѣ.мт» не крестятъ. Вотъ гдѣ послѣдняя ступень послѣдовательной лѣстницы для нѣтошцнны... По въ такомъ видѣ что же представляетъ изъ себя послѣдняя? Христіанская вѣра непремѣннымъ условіемъ спасенія поставляетъ, прежде всего, — «рожденіе водою и духомъ». II нѣтовцы вт. принципѣ не отвергаютъ итого: крещеніе, и но ихъ понятіямъ, имѣетъ божественное происхожденіе и для каждаго человѣка
НУЖНО. Если Ж0, тѣмъ НО монѣе. ІфОЩОНІЯ НЪ НѢтОВЩПНѢ пѣтъ, то ужъ—христіане ли этп пѣтовцы? Чѣмъ могутт. онн отклонить отъ собя упрекъ, что имъ нельзя да л.'« именоваться христіанами? Ничѣмъ, и выхода нѣть. 1 Гранда, пѣтовцы нашли нѣсколько выходовъ, но каждый ивъ нихъ, представляя собою уклоненіе отъ основного ученія нѣтовщины. поражаетъ странностію и самъ но себѣ). Такъ, есть, какъ мы сказали, пѣдчшны «глухіе», которые находятъ возможнымъ совершать крещеніе въ православной церкви. Они такъ разсуждаютъ: «хотя и еретикъ крестить, да попъ, въ ризахъ, а не простой му,кикъ, нужно только молиться, чтобы Богъ вмѣнилъ ото крещеніе въ святое»? Противъ общей безпоповщины, дозволяющей мірянину дѣйствовать священная, здѣсь содержится возраженіе весьма сильное, по для самой нѣтовщины ого положеніе—прямо убійственное. Учатъ, что благодати на землѣ нѣть, и въ то же время ищутъ шч утверждаютъ, что благодать истребилъ антихристъ, и въ то же время хотятъ получить ее чрезъ его слугъ; бѣгутъ on. антихриста, и въ то же время отдаютъ себя подъ его крещеніе, воображая, что Богъ вмѣнитъ ото аитихриство оскверненіе въ святое, спасительное. Неудивительны отзывы другихъ безпоповцевъ, что пѣтовцы «не далеко ушли отъ власти антихриста», какъ неудивительно и то, что ученія «глухихъ» держатся далеко не всѣ пѣтовцы. Есть, напримѣръ, такіе нѣтовцы, которые рѣшили вопросъ о крещеніи въ томъ смыслѣ, что можно крестить лишь самому себя: взрослые заходятъ въ воду п погружаются съ словами: «крещаюсь азъ рабъ Божій», а младенцевъ крестятъ повивальныя бабки. Но и этому пріему слѣдуютъ сравнительно немногіе пѣтовцы. Христіанство продолжается чрезъ преемственное крещеніе, а самокрещенство производитъ перерывъ въ этой преемственности. Связь съ древней благодатью разорвана, а вновь возгорѣть въ антихристово время, по понятію безпоповцевъ, благодать не можетъ. Кромѣ того, самокрещенство и не послѣдовательно: наставникъ крестить не можетъ, а повивальная бабка можетъ. Бъ виду этого вт> пѣтовщііиѣ есть и другія уклоненія отъ ея началъ. Бъ большей мѣрѣ это обнаруживается въ такъ называемой новоспасов-щішѣ. Бъ своей церковно-богослужебной практикѣ согласіе пово-снасовцевт. представляетъ полный поворотъ къ общебезнопои-щинской ирактпкѣ>: ихъ наставники совершаютъ п крещеніе, и исповѣдь, н общественное богослуженіе: вечерню, утреню,
часы.—по уставу съ возможною полнотою и ет. пѣніемъ, со-
всѣмъ, поішдимому. не отвѣтающимъ мрачной нѣтовской настроенности. Да и въ самомъ дѣлѣ: если допустимо крещеніе, то почему же не допустить мірянина до совершенія простого богослуженія?..
.Итакъ, въ бѣгствѣ отъ антихриста безпоповщина не можетъ ни остановиться на половинѣ пути, ни удержаться въ самомъ концѣ его; въ одномъ случаѣ опа въ значительной долѣ намѣняетъ своему ученію, въ другомъ теряетъ все, изъ-за сохраненія чего пускается въ ото бѣгство. ТІ нужно еще вникнуть въ вопросъ о томъ средствѣ, къ какому прибѣгаетъ безпоповщина, съ цѣлью обособленія себя, какъ таковой, отъ всего чуждаго ей,—нужно, говорю, вникнуть, чтобы попять всю неестественность ея положенія. Менѣе послѣдовательная въ собственной'!» церковном'і» устройствѣ часть безпоповщины здѣсь оказывается болѣе послѣдовательной и неумолимо строгой: наоборотъ, та часть, которая вообще идетъ по безпоиовщии-скому пути до конца, въ данномъ случаѣ совсѣмъ измѣняетъ безпоповщинѣ. Опять—неизбѣжное и безусловное раздѣленіе. Ото — тѣ же нѣтовщина и противоположная ой сторона; съ разсматриваемой точки зрѣнія онѣ характеризуются какъ нерекрещенская и пенерскрещенская. Дѣло въ томъ, что если, какъ учитъ безпоповщина, въ мірѣ царствуетъ антихристъ, то ей нужно оградить себя отъ итого царства. Если антихристъ воцарился собственно въ грекороссійской церкви, то нужно оградить себя прежде всего отъ итой послѣдней, а затѣмъ и отъ всѣхъ тѣхъ, кто не ограждается on. нея. Если антихристъ имѣетъ цѣлью изгубить истинную вѣру Христову, то п средство огражденія отъ его сѣтей, средство обособленія для безпоповщины, должно быть религіозное. Такимъ средствомъ, если безпоповщина имѣетъ па него право, единственнымъ довлѣющимъ времени съ точки зрѣнія безпоповщины средствомъ, является, конечно, перекрещиваніе. Другаго средства, равносильнаго итомѵ, нѣтъ и быть не можетъ. К ь перекрещиванію и прибѣгаетъ большая часть безпоповщины. Но меньшая ея часть въ лицѣ нѣ-товщипы, какъ мы знаемъ, однако, не перекрещиваетъ. Почему? Да есть-лп у безпоповщины право, чтобы пользоваться эти мт. средствомъ, т. е. перекрещиваніемъ? Съ строгой без-поповщинской точки зрѣнія итого средства не существуетъ, оно уничтожено антихристомъ. Вѣдь и общебезпоновщппс.кую практику крещенія строгая пѣтовщипа отрицаетъ именно па этомъ основаніи. Тѣмъ болѣе не можетъ быть мѣста для без-
поповщипскаго перекрещиванія. така» кака» мірянину даже и (Jo безпоповщины. т. о. ранѣе условій «антихристова времени», нрано перекрещиванія никогда не иринад.пикало и никакими исключеніями не обусловливалось. Ясное дѣло, что своей практикой нѣтовнцша об.іичаота» полную несостоятельность всей перекрещенской безпоповщины. Но положеніе самой нѣтошцинкі крайне изумительное. Опа должна сознаться или въ томъ, что считаетъ крещеніе православной церкви за дѣйствительное. пли въ томъ, что для нея неразрѣшимъ ототъ вопроп. об'ь антихристовомъ оскверненіи, съ какимъ является приходящій къ пей отъ грокороссійской церкви. Въ тома» и другомъ с.іуча’ѣ нѣтовнцша должна произнести себѣ смертный приговоръ. Крещеніе грокороссійской церкви нѣтовщипа, конечно. не можетъ признать за дѣйствительное, кака» совершаемое. по ея мнѣнію, въ антихристовомъ царствѣ, антихристовыми слугами и во имя антихриста. Но и отрицаніе отъ ересей, практикуемое при пріемѣ» приходящихъ въ нѣтовщину одной ея частью, и «семипоклонное начало», употребляемое другою, суть такіе способы чинопріема, которые для цѣли не достаточны. Они не равносильны крещенію и замѣнить его не могутъ. Да п почему два способа, а не одинъ? Тугъ опять споры, опять раздѣленія: не только возраженія со стороны нерекрещенской безпоповщины, по и сама нѣтовщипа снова и еще разъ окончательно распадается на двѣ части, изъ коихъ каждая сильно нападаетъ на другую, но себя защитить не можетъ. Вотъ каковъ ототъ путь бѣгства отъ антихриста! Отри-цанцы справедливо указываютъ нодначалышкамъ, что положеніе «начала» не есть чинопріемъ отъ ереси: въ свою очередь нодпачалышки справедливо указываютъ отрицанцамъ, что чинъ отрицанія отъ ересей можетъ быть совершенъ только освященнымъ лішом'Ь; каковаго въ нѣтовщипѣ нѣтъ...
III.
Идеалъ гражданской жизни безиошшіцины. — Пассивный протестъ противъ существующаго государственнаго и общественнаго строя.—Бѣгуны, какъ характерные выразители мтихъ взглядовъ безпоповщины. — Бѣ-гунетно убиваетъ безпоповщину и само умираетъ. — Чтобы, не умереть душою, безпоповецъ долженъ умереть физически.
Чѣмъ обусловливается идеала» церковной жизни безпоповщины. тѣм'і»—и гражданскій ея идеалъ. Безпоповеца. мысленно переносится опять ко временамъ святой старожптпостіі. въ
XVII и XVI вѣка. Ему видится благочестивый царь съ бородой. молящійся, какъ Оеодоръ Ивановичъ, и въ церквахъ, и колонію, одѣтый въ парчу и .жемчугъ, медленно водимый подъ руки боярами, тоже бородатыми; видятся по приказамъ бояре, по городами, воеводы, которые строго соблюдаютъ посты, запрещаютъ игры и ристалища, участвуютъ въ крестныхъ ходахъ. часто ѣздятъ по монастырямъ на богомолья: видятся судьи, творящіе расправу по законамъ Кормчей книги и не употребляющіе табаку, итого проклятаго зелья. Но убѣжденіе безпоповца таково, что все ото миновало и никогда не возвратится. Вѣдь впереди, какъ и теперь уже. антихристъ, а онъ падетъ не отъ руки людей, и за паденіемъ его послѣдуетъ кончина міра. Тщетно, значитъ, безпоповцу ожидать своего торжества на землѣ, воскрешенія своего гражданскаго идеала, и опъ, дѣйствительно, его не ожидаетъ. Вт, нтой программѣ безпоповца—ни одного пункта политики, ни одной общественной реформы. Эта область совершенно противна духу его вѣрованій. Но ото не значитъ, что безпоповецъ можетъ примириться съ существующими государственными и общественными порядками, чтобы спокойно жить въ ихъ обстановкѣ. Напротивъ, и здѣсь, по его убѣжденію, нужно тоже обособленіе, какъ и въ области собственно церковной, потому что и здѣсь грозить опасность того же соприкосновенія съ царствомъ антихриста. Церкви, въ которой антихристъ воцарился, государство покровительствуетъ, опа находится въ его предѣлахъ и состоитъ изъ его членовъ. Отсюда понятіе о духовномъ антихристѣ расширяется. «Апокалпнсичный звѣрь есть царская власть, икона его — власть гражданская, тѣло его — власть духовная». Нъ практическомъ выводѣ ото означаетъ, что для вѣрующихъ и хранящихъ истинную вѣру остался только одинъ путь ко спасенію— «но пространный, еже о домѣ, о женѣ,, о чадахъ, о торгахъ, о стяжаніяхч, попеченіе имѣли», а «тѣсный и прискорбный, еже не имѣли ни града, ни акта, ни дома». Ибо какимъ же образомъ осуществится то обособленіе безпоповца, которымъ шгь облекается въ перекрещиваніи и которое обозначаетъ брань съ антихристомъ? Это миръ съ антихристомъ, а не брань, если безпоповецъ живетъ въ никоніанской средѣ и покорно несетъ всѣ государственныя и общественныя повинности. А нужна именно брань. Открыто бороться, правда, нельзя, но зато «достоитъ таитнея и бѣгати». чтобы чрезъ ото порвать всѣ связи съ обществомъ и такимъ образомъ ѵк.іо-
питься отъ видимыхъ знаковь власти антихриста: записи іп. ревизіи. платежа податей, поенной службы, паспортовъ, присяги. «Бѣгать» — по городамъ и весямъ, по лѣсамъ и пустыня мгь. пли «тантися» — здѣсь же, оставаясь въ извѣстномъ мѣстѣ, по такъ, чтобы о тебѣ «внѣшніе» не впали. Вотъ ото— путь брани... Всякій, желающій вступить на этотъ путь, долженъ принять новое крещеніе...
Эго еще одинъ выводъ изъ начать безпоповщины, послѣдовательно проведенный до конца, еще одна послѣдняя ступень—въ бѣгствѣ отъ антихриста. На пей стоятъ безпоповцы-бѣгуны, иначе называемые странниками. Бѣгунство даетъ характеристику безпоповщины въ высшей степени яркую.
Характерно, прежде всего, самое устройство бѣгунской общины. Вт» существующемъ государствѣ создается еще своего рода государство, тайное для всѣхъ не принадлежащихъ къ нему и темное по своимъ планамъ,—чтобы поддерживать бродяжничество, укрывательство, уклоненіе отъ государственныхъ повинностей, чтобы воспитывать дѣтей въ отчужденіи отъ родителей, чтобы даже заводить кладбища въ лѣсахъ, огородахъ, на дворахъ и въ подпольяхъ. Организуется начальство для управленія, центральное, областное и мѣстное: заводятся цѣлые штаты должностныхъ лицъ: члены общины строго дѣлятся на разряды. Во главѣ стоитъ управляющій, какъ бы нѣкій патріархъ, для областей или большихъ городовъ существуютъ старшіе, вт> родѣ епископовъ, въ небольшихъ общинахъ управляютъ настоятели, въ родѣ пресвитера. Главный наставникъ имѣетъ при себѣ двухъ совѣтниковъ, по власть его можетъ подлежать контролю только общаго собора; его встрѣчаютъ вь высшей степени торжественно, съ пѣніемъ, со свѣчами въ рукахъ. Около областнаго наставника имѣются тоже два совѣтника, изъ коихъ одинъ—креститель, другой—духовникъ. Надъ областными наставниками поставленъ благочинный, подчиненный непосредственно только главному управляющему. Кромѣ того въ каждой области имѣется экономъ съ двумя помощниками, на которомъ лежатъ дѣла хозяйственныя.—игуменъ и игуменья, которые на соборныхъ моленіяхъ исполняютъ обязанности уставщика и уставщицы,—иконописцы, жизнь которыхъ должна отличаться особенною строгостью, почему для наблюденія къ нимъ приставляютъ дядьку—старика или старуху. Что касается рядовыхъ бѣгуновъ, то они вообще дѣлятся на «жи.тоныхъ» и «крыющнхея». Первые
имѣютъ узаконенные шіды на жительство п потому живутъ открыто; вторые—непремѣнно безпаспортные и живутъ подъ укрывательствомъ первыхъ. Гранью между тѣми н другими ('.тужигь крещеніе: перекрещенный уже не можетъ жить съ паспортомъ. Въ свою очередь жи.ювыс составляютъ нѣсколько степеней, такъ что есть испытуемые, затѣмъ испытуемые второй степени и. наконецъ, такъ называемые отступники; отступникомъ считается только уже крещенный, и отступничество бываетъ вольное и невольное, т. е. вынужденное полиціей; вина отступника заключается въ томъ, что онъ объявляетъ свое имя и званіе. Членамъ своего толка бѣгуны ведутъ счисленіе; перекрещенныхъ счисляютъ при посредствѣ свидѣтельствъ о крещеніи, а не принявшихъ крещенія — чрезъ особыя записи: эти документы имѣютъ печать съ изображеніемъ голубя, ѵ бѣгуновъ служащаго гербомъ. Счетъ и извѣстность ведется и самымъ кельямъ, въ которыхъ живутъ бѣгуны. Кельями называются не отдѣльныя комнаты, а нѣсколько комнатъ въ одномъ домѣ, или два—три домика на одномъ дворѣ. Въ ближайшихъ кельяхъ обыкновенно помѣщается самъ домохозяинъ съ семьей, какъ «жиловой», т. е. имѣющій законный видъ на жительство: въ болію отдаленныхъ—приготовляемые къ крещенію, а еще далѣе, уже у самыхъ «тайниковъ». — перекрещенные. «Тайники»—ото особыя помѣщенія для «крыющихся», на случай полицейскихъ осмотровъ. Тайники бываютъ въ видѣ ямъ подъ лѣстницами, чуланами, иногда за стѣной, пли подъ двойной крышей; въ тайники ведутъ замаскированныя дверки—то за посудницей, помѣщенной противъ «русской» печки, то подъ «голбцомъ», т. е. подъ особой пристройкой для взлѣзапія на эту печь, то подъ кроватью приставленной къ стѣнѣ»; бываютъ приспособленія въ стойлахъ для домашняго скота, съ выходомъ на крышу, а у людей богатыхъ устраивается пружинное кресло, которое если кто сядетъ па него, опускается внизъ, въ подполье, но можетъ и не опускаться, благодаря особому крючку; тайникъ одного дома соединяется съ тайникомъ другаго, третьяго, и такъ далѣе, а тайникъ послѣдняго дома выходитъ куда-нибудь въ садъ, перелѣсокъ на большую дорогу. Келейное устройство — монастырское. .Здѣсь есть игуменъ и игуменья, клирошане и клирошанки, послушники и послушницы, привратники и привратницы. иногда и особый пекарь. Каждый день въ кельѣ совершается обычная дневная с.тѵжба. въ особой комнатѣ; въ боль-
ініе праздники сходятся инъ всѣхъ ке.іій на «соборныя» моленія; молятся отдѣльно мужчины и женщины. Перекрещеннымъ готонятъ молочное, рыбное, оііоіціі: оглашенные питаются сухояденіемъ, кромѣ субботы и воскресенья, остальные могутъ ѣсть и мясное. Жизнь нъ кельѣ идетъ однообразно и скучно; сюда приходить только духовникъ и креститель, для духовныхъ бесѣдъ; родные н знакомые допускаются въ женскую келью только па глазахъ «крестной»: выходъ изъ кельи разрѣшается только съ провожаю]!: въ мужскихъ кельяхъ воспитываемые достигаютъ иногда 18—20 лѣтъ пи разу не увидавши женщины. Дѣти появляются въ кельяхъ нс раньше 0-лѣтняго возраста. а до этого воспитываются па сторонѣ, въ подходящихъ семьяхъ. Характерною чертою бѣгунскаго келейнаго воспитанія служитъ то, чтобы съ малыхъ лѣтъ пріучить ребенка къ презрѣнію всего внѣшняго, мірского, п расположить его сердце къ любезной пустынѣ; ото достигается соотвѣтствующими ужасающими и умилительными разсказами—изъ прологовъ, четій хъ--миней, особенно же разсказами объ антихристѣ: затѣмъ дѣтей пріучаютъ къ неуклонному исполненію уставовъ и безусловному послушанію; такимъ образомъ дѣти по цѣлымъ ночамъ выстаиваютъ богослуженія, иногда по-долгу постятся, за проступокъ берутъ въ руки лѣстовку и кладутъ указанное число поклоновъ. Дѣтей не бранятъ, но и ласки они не видятъ; сверстниковъ по возрасту не полагается и въ атомъ смыслѣ дитя остается одно, какъ скитникъ пли скитница; вслѣдствіе итого у дѣтей развивается замкнутость... Свой основной принципъ «таитися» бѣгуны доводятъ до того, что и умершихъ хоронятъ секретно, въ мѣстахъ для другихъ неизвѣстныхъ, въ огородахъ, на пашняхъ, на дворахъ, а большею частію въ лѣсу: зарываютъ въ землю не глубоко, чтобы антихристова земля не слишкомъ давила покойника, и притомъ голову устраиваютъ нѣсколько выше, чѣмъ ноги, чтобы легче было подняться, когда настанетъ день страшпого суда: дѣлается ото дѣло ночью.
Вотъ осуществленіе желаннаго устройства жизни безпоповца. Исходная точка бѣгуна вполнѣ ясна и понятна. Берется основное безпоііовщпнекое ученіе и послѣдовательно проводится до конца. Само собою попятно, что при такомъ пріемѣ покрывало съ безпоповщины сбрасывается и она является въ полномъ своемъ освѣщеніи. Оказывается, что вся безпоповщина, кромѣ, только бѣгунства, остановилась па половинѣ мути
и .mini, похваляется. чти ііаходіпсл hi. пи.томъ бѣгствѣ отъ антихриста. Она обособляетъ себя при посредствѣ перекрещи-наніа; по ото п.ш лицемѣріе. н.ш самообманъ: питому что какая можетъ быть рѣчь объ обособленіи. когда ость подчішопіо за-копамъ антихриста, нспо.іікчііо его повинностей. ость даже запись нъ ого списки. Опа много гонорит'і. противъ сообщенія съ ппі;оніапамп ігь обыденной жизни. противъ такъ называемаго «аамірщоиіа»: но аамі]іщопіо гроаить па каждомч. шагу,— и на работалъ, и на торгахъ, и въ обѣденномъ стопѣ. Да ото такой непрерывный грѣхъ оскверненія своего аиамеип. такое безконечно повторяющееся отступничество, для раскаянія вь которомъ недостаточно всей жизни человѣка. Лѣтъ, если безпоповцы хотятъ дѣйствительно бытъ хранителями истинной вѣры, если хотятъ по па словахъ только избѣжать сѣтей антихриста, то должны принять новое крещеніе и сдѣлаться бѣгунами. Нотъ какъ громитъ біігунство всю безпоповщину и безпоповщина безпомощно падаетъ подъ отими ударами, умираетъ...
Но и само бѣгунетво духовно умираетъ въ часъ своего рожденія. показывая тѣмъ, что и па конечномъ пунктѣ своего пути безпоповщина такъ же немыслима, какъ и на половинѣ его. Нъ строгомъ своемъ видѣ біігунство совсѣмъ пеприложимо къ жизни и обнаруживается ото изъ ого же собственнаго распаденія. Прежде всего, откуда эти «жиловые» бѣгуны, представляющіе собою коренное нарушеніе бѣгупекой доктрины? Ото—уступка практическимъ соображеніямъ. Постоянное бродяжничество, разрывая связь между членами толка, грозило его существованію, а также, привлекая людей бѣдныхъ, боздомныхч., преступниковъ, отнимало возможность привлеченія въ согласіе людей богатыхъ, нрнвыкшнх'ь къ осѣдлости, которые могли бы матеріальнымъ образомъ поддерживать его существованіе. «Жп-ловьте» составляютъ для бѣгунства единственный оплотъ, ту цѣпь звѣньевъ. которая связываетъ бѣгуновъ въ одно цѣлое. Они не могутъ странствовать, по зато даютъ обѣтъ странетва и. состоя йодъ яти мт. условіемъ членами общества, устраиваютъ при своихъ домахъ пли въ наемныхъ квартирахъ «пристани», чтобы укрывать дѣйствительныхъ странниковъ: здѣсь же. въ ихъ домахъ, существуютъ моленныя и собираются соборы; чрезъ руки жнловыхъ идетъ и бѣгунская переписка. Однако «жиловые» не считаются совершенными христіанами и самая возможность пхъ существованія признается не всѣми бѣгунами. Подобнымъ же образомъ существуетъ столкновеніе теоріи съ
приктикой но вопросу о деньгахъ. Ксть бѣгуны беадопежпнки, которые* па тома, опіонапііі. что на деньгахъ изображенъ государственный гербъ. по берутъ ихъ. и п, бѣгупской точки зрѣніи опп нпо.іпѣ праіп,і. Но таіп. каім. оптъ допоп, жить полная, то Гіолмпиисгмо бѣгуновъ стоить но па сторонѣ безденежни-ковъ. Кромѣ того п сами бездепежппкп. хоти допоп. нь рѵілі по берутъ, однако пользуются ими. прося своихъ гтранпопрінм-цоіп, прпппмать денежную милостыню. Такимъ образомъ здѣсь выходитъ, что одни по признаютъ печати антихриста та мт. и вт. томъ. гдѣ. и нт. чемъ опа должна быть и ость, по ихъ же вѣрѣ.- или видятъ ос и признаютъ, по но страшатся принимать ее; другіе, напротивъ, страшатся лтоіі печати и бѣгаютъ отъ ноя. какъ и подобаетъ истинному христіанину, по. вт. то же время, безъ страха смотрятъ па то. что единовѣрные имъ. ради спасенія ихъ. запечатлѣваются лтою печатью, видя вт. атомъ дѣло даже богоугодное. Наконецъ, въ подобное же противорѣчіе впало бѣгунетио уступкою въ пользу паспортовъ. Бѣгунъ есть невидимый міру «рабъ Христовъ», мірское его имя и званіе должно быть никому неизвѣстно: при перекрот щипаніи онъ отрекается ось него, какъ и отъ мѣста своей родины. Отсюда у бѣгуновъ есть паспорты особаго рода. іп. которыхъ значится, что они, бѣгуны, «изъ града Пышнаго, изъ стану Пустыннаго, изъ деревни Печкина, а отпустилъ ихъ странствовать великій господпиь--Богъ». По жизнь показала, что съ такими паспортами не всегда уйдешь далека) и пространствуешь долго. П вотъ бѣгуны предъ уходомъ вь стран-ство. нѣкоторые даже.и послѣ крещенія, стали запасаться дѣйствительными паспортами, выправляя ихъ. конечно, па свое дѣйствительное имя, хоть и всѣмъ извѣстное, но. по мнѣнію бѣгуна, ему, какъ принявшему при крещеніи другое имя, чужое. Вотъ сколько столкновеній доктрины съ жизнью испытываетъ бѣгупство. А если ко всему атому прибавимъ, во-первыхъ. еще то. что «жнловые» бѣгуны, состоящіе членами общества йодъ условіемъ обѣта страистна, часто выполняютъ нтотъ обѣтъ лишь предъ смертью и притомъ только тѣмъ, что выходятъ въ «тайникъ», иногда даже въ тома, самомъ домѣ, гдѣ и дотолѣ, жили. — и. во-вторыхъ, то. что вышедшіе въ страпство замѣняютъ послѣднее жизнью въ «сокрытіи» по кольямъ, только изрѣдка перемѣняя мѣсто, и не пѣшкомъ, какъ подобаетъ страннику, а па пароходахъ и по желѣзнымъ дорогамъ, въ антихристовомъ царствѣ существующимъ, — то и еще яснѣе увидимъ, насколько жизнь бѣгуна не отвѣчаетъ его доктринѣ.
Вотъ реву, штатъ беанопошцнпскаго бѣгства отъ антихриста: по теоріи мѣсто то.[ы.о та Г> 1»і упстио.мь: пса оста.н.паи беапо-[іоніцііна нс имѣетъ нрава на существованіе: но а,лишь искажаетъ подлинный обликъ бѣгѵнстиа—и для бевпоповщнны па-стѵпаетъ н вдѣсь духовнан смерть. Что же. послѣ, итого. долженъ сдѣлать безпоповецъ, чтобы дѣйствительно остаться охранителемъ ■.'.истинной мѣры» протонъ покушеній антихриста? Чтобы не умереть духовно, онъ долженъ умереть у[штпчески. Вѣдь ото случилось не бенъ причины, что Оеодоръ и Иванъ пытались заморить себя голодомъ. Когда онн слушали проповѣдь объ антихристѣ въ первый радъ, то несказанно воодушевились: не дороги стали отецъ и мать, жена н дѣти, дорога—одна желанная пустыня, спасающая отъ оскверненнаго міра. А когда пришли въ ату ііѵгтыіно. то (ітт. Аверкія услышали другую проповѣдь, что и пѵгтыпя не спасаетъ.—хотя бы только потому, что не пропитаешься одной пустынной травой, а добывать хлѣбъ — не. набѣжать сообщенія съ «міромъ». Напрасно, поатому. Оеодоръ съ Аверкіемь спускались въ «пропасть» надъ рѣкою Ли: напрасно роютъ пещеры каргопольскіе бѣгуны: тѣ.мт. болѣе напрасно бѣгуны уральскіе запасаются своими чашками и ложками и сами стряпаютъ, когда поселяются у своихъ «хрнсто-любцевъ»... ’)
П. Смирновъ.
') Окончаніе Гіудетъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки