Научная статья на тему 'В АВАНГАРДЕ РОССИЙСКОЙ КИБЕРДИПЛОМАТИИ'

В АВАНГАРДЕ РОССИЙСКОЙ КИБЕРДИПЛОМАТИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / ООН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зимин Роман Вадимович

Автор анализирует российские подходы к обеспечению международной информационной безопасности в контексте работы профильного структурного подразделения МИД России - Департамента международной информационной безопасности и описывает направления государственной политики Российской Федерации в области информационной безопасности как в рамках многосторонних площадок (ООН, СНГ, ШОС, ОДКБ и др.), так и двустороннем плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зимин Роман Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN THE VANGUARD OF RUSSIAN CYBER DIPLOMACY

The article analyses the Russian approaches towards ensuring the international information security (IIS) in the context of functioning of the correspondent structural unit of the Ministry of Foreign Affairs of Russia - Department of International Information Security. The author describes the main directions of the Russian state policy in the sphere of IIS both within the framework of international forums (UN, CES, Shanghai Cooperation Organisation, Collective Security Treaty Organization, etc.) and in bilateral relations.

Текст научной работы на тему «В АВАНГАРДЕ РОССИЙСКОЙ КИБЕРДИПЛОМАТИИ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_9-10_78 УДК 327

В авангарде российской кибердипломатии

Роман ЗИМИН

Научно-технологические сдвиги, произошедшие в мире за последние три десятилетия, оказали и продолжают оказывать значительное влияние на различные аспекты жизни человечества, в том числе и на существующую систему международных отношений. Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), развитие Интернета, предоставляющего практически неограниченный доступ к информресурсам, обусловили формирование глобального кибер-пространства как принципиально новой среды взаимодействия различных акторов.

Искусственный интеллект, облачные хранилища, большие данные, интернет вещей, электронные правительства, цифровая медицина, блокчейн, криптовалюты - всё это уже стало частью нашей каждодневной реальности. Ускорению внедрения новейших технологий способствовала пандемия новой коронавирусной инфекции, заставившая перевести в онлайн целые кластеры жизнедеятельности человека - от проведения деловых встреч до приобретения товаров.

Осмысление проблематики ИКТ во внешнеполитическом разрезе началось ещё в 70-е годы XX в. Важно, что наша страна с самого начала принимала в этом весьма активное участие.

Так, именно благодаря последовательным и многолетним усилиям Москвы удалось закрепить связанные с безопасностью ИКТ вопросы в повестке ООН на постоянной основе, чему в значительной степени способствовало представление российской стороной проекта резолюции «Достижения в сфере ин-

ЗИМИН Роман Вадимович - 3-й секретарь Департамента международной информационной безопасности МИД России. SPIN-код: 9408-3060, E-mail: romzimin@gmail.com

Ключевые слова: ИКТ, международная информационная безопасность, киберпреступность, ООН.

форматизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» на заседании Генеральной Ассамблеи (1998 г.). С тех пор одноимённые резолюции принимались Генассамблеей ООН на ежегодной основе.

Тематика международной информационной безопасности в МИД России

В российском МИД традиционно с особым вниманием относились к вопросам, связанным с влиянием технологических инноваций на мировую политику, что находило своё отражение в оргструктуре ведомства и тематических «портфелях» его подразделений. В отношении ИКТ первым шагом стало включение проблематики международной информационной безопасности (МИБ) в компетенцию департамента по вопросам безопасности и разоружения. В дальнейшем, по мере повышения значимости темы, последовали дополнительные структурно-кадровые решения: соответствующий отдел был сформирован в Департаменте новых вызовов и угроз, затем введена должность Посла по особым поручениям, а позднее -пост Специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности.

Создание в МИД Департамента международной информационной безопасности (ДМИБ) в соответствии с Указом Президента России от 27 декабря 2019 г. № 626 стало логичным продолжением этого процесса. Оно было обусловлено необходимостью адекватного и оперативного реагирования дипломатическими методами

на возникающие в информпростран-стве вызовы и угрозы. Директором нового департамента был назначен доктор исторических наук, профессор А. В. Крутских.

Появление ДМИБ стало ещё одним свидетельством ориентированности российского руководства на решение всего комплекса проблем, связанных с ИКТ. К последним относятся, в частности, возникающие в информсреде угрозы международному миру, безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности государств, а также растущее многообразие противоправных деяний. Злоумышленники используют ИКТ для разработки всё более изощрённых схем совершения преступлений, а отдельные мировые лидеры - как инструмент санкционного давления на независимые страны.

Так, после начала специальной военной операции (СВО) на Украине в англосаксонских экспертных кругах звучат открытые призывы ограничить доступ России к международным системам связи, в частности, Интернету или SWIFT. Или хотя бы продемонстрировать такую возможность на практике - кратковременным отключением от Всемирной паутины [1]. Сегодня это технически

1 Alperovitch D., Charap S. Here's how the U.S. should respond to any Russian cyberattacks // Washington Post April 14, 2022 // URL: https://www.washingtonpost.com/outlook/2022/04/15/ us-russia-cyber-attacks/

реализуемо, поскольку управление данными системами сосредоточено в руках одного или узкой группы государств.

В случае с Интернетом речь идёт прежде всего о корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами - ICANN - международной некоммерческой организации, де-факто находящейся под полным контролем США. Первые шаги в этом направлении уже были предприняты европейским интернет-регистратором RIPE NCC, который ограничил возможность получения новых IP-адресов компаниями, «связанными с российским правительством» [2]. В таких условиях любое государство становится зависимым от политических решений страны-монополиста.

Сегодня на департамент возложены задачи, связанные с разработкой и реализацией государственной политики в области МИБ, в том числе борьбой с использованием ИКТ в террористических и иных преступных целях. Кроме того, ДМИБ курирует участие России в работе профильных международных, многосторонних и региональных организаций, а также двустороннее взаимодействие с иностранными государствами в соответствующей сфере.

Важно, что в своей деятельности подразделение чётко следует постулатам, заложенным в ключевых документах стратегического планирования Российской Федерации:

- Основах государственной политики в сфере международной информационной безопасности (утв.

Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. № 213);

- Стратегии национальной безопасности (утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400);

- Концепции внешней политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640).

Согласно изложенным в них положениям политика Российской Федерации в данной области направлена на продвижение наших подходов и инициатив по формированию системы обеспечения Международной информационной безопасности, содействие установлению международно-правовых механизмов предотвращения межгосударственных конфликтов в глобальном информпространстве, а также отстаивание национальных интересов.

Для решения этих задач необходимы проработка и реализация эффективных шагов по развитию тесного профильного сотрудничества между нашей страной и зарубежными государствами на международном, региональном и двустороннем уровнях.

Очевидно, что находящаяся на финальном этапе разработки обновлённая Концепция внешней политики Российской Федерации придаст этому процессу новые ориентиры, актуализирует стоящие перед нашей дипломатией задачи с учётом тех глубоких перемен, которые произошли в мире за последние несколько лет.

2 Gross A. Could Russian sanctions trigger the "splinternet"? // Financial Times April 25, 2022 // URL: https://www.ft.com/content/35c92148-7f72-4065-86bd-f2ab28801cae

Российские подходы в области МИБ: инициативы и перспективы

К сожалению, предлагаемая Москвой конструктивная повестка дня систематически вызывает негативную реакцию западных стран, стремящихся монополизировать технологическое лидерство, продолжать предпринимать односторонние силовые шаги в сфере ИКТ, а также узурпировать право самостоятельно назначать ответственных за кибер-инциденты. Продвигаемые ими механизмы размывают ключевую роль ООН, становятся помехой для выстраивания системы международных отношений, отвечающей современным требованиям, а при неблагоприятном стечении обстоятельств могут превратить мировое информ-пространство в новый театр военных действий.

Так, некоторые из наших оппонентов категорически возражают против выработки международно-правовых инструментов, которые чётко фиксировали бы ответственность государств за совершение ки-бератаки и других преступлений в сфере ИКТ, способствуя таким образом предотвращению использования этих технологий в агрессивных военно-политических целях. Не поддерживаются также идеи об укреплении роли ООН в урегулировании связанных с информпространством политических проблем, включая создание под её эгидой международного киберарбитража либо иного постоянно действующего органа, занимающегося тематикой МИБ. Отрицается необходимость вовлечения её Совета Безопасности в урегулирование межгосударственных инцидентов и конфликтов, связанных с

применением ИКТ. Оспаривается право стран на суверенитет в области обеспечения национальной ин-формбезопасности и контроля над информационно-коммуникационной инфраструктурой, находящейся на их территории.

С началом СВО политика США и их союзников, в том числе в сфере МИБ, приняла остервенелый антироссийский характер:

- была запущена спланированная кампания по вытеснению нашей страны и её представителей из международных организаций в области электросвязи, ИКТ, почтовых услуг;

- систематически предпринимаются бездоказательные попытки возложить на Москву ответственность за кибератаки на различные государства.

Всё это происходит на фоне одностороннего выхода Вашингтона из двустороннего диалога по вопросам информационной безопасности, начатого после российско-американского саммита в Женеве (июнь 2021 г.).

При этом на практике именно против России ведутся настоящие боевые действия в киберсфере, которые президент В. В. Путин охарактеризовал как «настоящую агрессию, войну в информационном пространстве».

Так, в конце апреля вице-премьер, министр цифровой трансформации Украины М. Фёдоров в интервью западным СМИ утверждал, что создал «первую в мире киберармию в составе около 300 тыс. специалистов», которая причастна к организации хакерских атак против российских и белорусских предприятий и учреждений.

Кроме того, хакерская группировка Anonymous сразу после начала СВО объявила «кибервойну российскому правительству», а её представители неоднократно заявляли об ответственности за факты взлома сайтов российских государственных ведомств и СМИ.

Симптоматично, что голословные обвинения в адрес нашей страны и антироссийская линия Вашингтона и его союзников в сфере МИБ не встречают широкого отклика за периметром государств, относящихся к коллективному Западу. Продвигаемые Россией установки в области ИКТ продолжают пользоваться одобрением большинства членов мирового сообщества. Подтверждением этого тезиса служит впечатляющая и неизменная поддержка двух магистральных переговорных процессов, действующих в ООН по российской инициативе и закрепивших интеллектуальное лидерство нашей страны в продвижении тематики МИБ на международной арене.

Первый - созданная в 2021 г. Рабочая группа открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ на 2021-2025 гг., одним из приоритетов деятельности которой является выработка правил ответственного поведения государств в информпро-странстве. Кроме того, в мандат группы входят вопросы современных угроз в ИКТ-сфере, применимости международного права к ней, мер укрепления доверия и наращивания потенциала, а также организации глобальной дискуссии по МИБ в будущем.

Второй - учреждённый в 2019 г. Специальный комитет по разработке Всеобъемлющей международной

конвенции по противодействию использованию иКт в преступных целях. Такой документ должен разрабатываться при участии всех без исключения стран и базироваться на принципах суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела. Россия уже в

2021 г. представила свой проект будущего соглашения, его соавтором стал ряд государств, включая Китай, а многие страны берут его положения за основу для своих вкладов.

Спецкомитет привлёк внимание мирового сообщества к проблеме информационной преступности.

В работе его первой и второй субстантивных сессий (28 февраля - 11 марта и 30 мая - 10 июня

2022 г. соответственно) приняли участие эксперты из более чем 150 государств-участников, а также свыше 200 неправительственных организаций, представляющих политические и правоохранительные структуры, академическое, научное и бизнес-сообщество.

Были рассмотрены вопросы целей и охвата будущей конвенции, утверждена её структура. Государства обменялись своим видением первых трёх глав, посвящённых вопросам криминализации, общим положениям, процессуальным мерам и правоохранительной деятельности.

Всего предполагается проведение шести субстантивных сессий в Вене и Нью-Йорке.

Проект будущей конвенции должен быть представлен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН в 2024 г. на её 78-й сессии.

Параллельно с этим российская дипломатия энергично действует на площадке такого специализированного агентства ООН, как Международный союз электросвязи (МСЭ), препятствуя попыткам Запада ограничить его функционал, а на деле -авторитет и значимость. В рамках

союза Москва последовательно следует курсу на интернационализацию управления Интернетом и равноправное участие всех без исключения государств в этом процессе. Неслучайно именно наша страна была выбрана местом проведения юбилейного XX форума ООН по управлению Интернетом в 2025 г.

Москва прилагает большие усилия для снижения степени политизации чисто технического по своей природе МСЭ, которая провоцируется нарастающим технологическим противостоянием США и КНР. Россия стремится сохранить роль организации как единственного влиятельного органа в системе ООН для решения задач в области развития ИКТ для обеспечения глобальной безопасности. Особое внимание мы придаём оказанию технического и консультативного содействия странам, которые нуждаются в поддержке со стороны МСЭ для развития современных технологий электросвязи и преодоления цифрового разрыва.

Российская сторона выдвинула своих представителей в руководящие органы союза (выборы запланированы на очередной Полномочной конференции организации, намеченной к проведению в Бухаресте 26 сентября - 14 октября с. г.).

В качестве претендента на пост генерального секретаря МСЭ выдвинут Р. Исмаилов, имеющий богатейший опыт работы в области ИКТ, выступающий за предоставление всем государствам равных возможностей в сфере электросвязи.

Кроме того, Российская Федерация намерена переизбраться в совет союза, а кандидатом в состав Радиорегламентарного комитета является Н. Варламов.

Россия рассчитывает на широкую поддержку своих представителей со стороны зарубежных партнёров и позитивный итог выборов.

На двустороннем треке Россия продолжает демонстрировать заинтересованность к развитию взаимодействия в сфере ИКТ со всеми без исключения странами.

Усилиями ДМИБ МИД России и других госструктур ведётся многоплановая работа по подписанию целого комплекса документов по МИБ, включая двусторонние межправительственные соглашения, со странами СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.

С момента основания ДМИБ в дополнение к уже подписанным документам было заключено семь таких соглашений - с Азербайджаном, Арменией, Индонезией, Ираном, Киргизией, Никарагуа, Узбекистаном.

С рядом государств согласованы проекты соответствующих совместных заявлений на уровне высшего руководства, а также подписаны планы реализации основных направлений сотрудничества в области обеспечения международной ин-формбезопасности.

Продолжает последовательно укрепляться сотрудничество по МИБ с региональными объединениями. ДМИБ активно работает с партнёрами в рамках СНГ, ШОС и ОДКБ.

Департамент планомерно развивает сотрудничество со странами АТР. Во исполнение решения лидеров России и государств - членов АСЕАН была проведена первая инаугурационная встреча диалога Россия - АСЕАН по вопросам, связанным с обеспечением безопасности ИКТ (сентябрь 2021 г.). Данный формат открывает возможности для развёртывания практического межведомственного сотрудничества указанных стран по МИБ (обмен опытом, обучение специалистов и др.).

В данном контексте также необходимо упомянуть одну из крупнейших площадок в АТР - Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ). В 2021 г. Россия была утверждена сопредседателем механизма межсессионных встреч АРФ по безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ на период с 2022 по 2024 г. совместно с Индонезией, Республикой Корея и Австралией. По российской инициативе и при поддержке других участников форума активная работа проводится на двух

направлениях - профильной терминологии и противодействия использованию ИКТ в преступных целях. В 2022 г. проведены семинары по данным темам. Кроме того, в 2021 г. в рамках Совещания по взаимодействию по мерам доверия в Азии по российской инициативе запущен новый переговорный трек - МИБ, координатором которого наша страна совместно с Китаем утверждена на два года.

Россия высоко оценивает и консолидирующую роль крупных региональных конференций по тематике информбезопасности, которые проводят на своей территории Сингапур и Малайзия.

В 2021 г. российская делегация приняла участие в инаугурационной международной конференции и выставке CYDES 2021 и уже в пятый раз -в мероприятиях Сингапурской международной кибернедели.

Такие форумы позволяют на регулярной основе проводить обстоятельный обмен мнениями по вопросам МИБ с участием всех заинтересованных стран региона, что способствует повышению доверия в информпространстве АТР.

Также с начала 2022 г. эксперты ДМИБ приняли участие в четырёх крупных мероприятиях на территории России:

- XXIV Большом национальном форуме информационной безопасности «Инфофорум-2022» (Москва, 3-4 апреля);

- Международной научно-практической конференции «Цифровые международные отношения 2022» (Москва, 14-15 апреля);

- экспертном круглом столе «Российско-китайский диалог о сотрудничестве в области кибербе-зопасности» (Москва, 15 апреля).

На второе полугодие запланировано ещё порядка десяти подобных мероприятий в различных городах страны.

Показательно, что работа на направлении МИБ на глобальном, региональном и двустороннем уровнях

продолжалась даже в самые тяжёлые моменты пандемии COVID-19. Очевидно, что у мировых лидеров есть понимание особой важности данной сферы в современных условиях, в том числе с учётом наметившегося за последнее время роста уровня киберпреступности. Широкое распространение таких противоправных практик, как фишинг, DDoS-атаки, использование «вирусов-вымогателей», по данным Евро-пола, привело к увеличению количества онлайн-преступлений в странах Европы на 20-40%. Кибератаки ежедневно наносят вред простым гражданам и социально значимым ресурсам, и только развитие многостороннего международного сотрудничества в соответствии с понятными прозрачными правилами может позволить справиться с этим негативным трендом.

Важно, что согласно магистральному документу политического планирования «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» МИД России отвечает за организацию продвижения позиции нашей страны в рассматриваемой сфере на международной арене. При этом организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при реализации государственной политики в области МИБ возложена на аппарат Совета безопасности Российской Федерации. Кроме того, как подчеркнул в интервью «РИА Новости» заместитель секретаря Совета безопасности О. В. Храмов, к профильной комплексной работе будут привлекаться иные федеральные органы исполнительной власти, научное и эксперт-

ное сообщество, образовательные координирующей роли аппарата Со-организации, деловые круги «при вета безопасности и МИД» [3].

Упомянутые выше конкретные положительные результаты, достигнутые в последние годы, позволяют говорить об эффективности российских усилий на этом направлении.

Занятые нашей страной передовые позиции позволяют рассчитывать, что Россия останется одним из ключевых архитекторов формирующейся новой глобальной цифровой среды и будет эффективно использовать этот статус для обеспечения своих национальных интересов и повышения безопасности информпространства.

Библиография • References

Храмов О. Россия предлагает правила честного поведения в киберсфере // РИА Новости. 28.06.2021 // URL: https://ria.ru/20210628/kibersfera-1738796783. html

[Hramov O. Rossiya predlagaet pravila chestnogo povedeniya v kibersfere // RIA Novosti. 28.06.2021 // URL: https://rla.ru/20210628/kibersfera-1738796783. html]

Alperovitch D., Charap S. Here's how the U.S. should respond to any Russian cyberattacks // Washington Post April 14, 2022 // URL: https://www. washingtonpost.com/outlook/2022/04/15/us-russia-cyber-attacks/

Gross A. Could Russian sanctions trigger the "splinternet"? // Financial Times April 25, 2022 // URL: https://www.ft.com/content/35c92148-7f72-4065-86bd-f2ab28801cae

Статья поступила в редакцию 24 июня 2022 г.

3 Храмов О. Россия предлагает правила честного поведения в киберсфере // РИА Новости. 28.06.2021 // URL: https://ria.ru/20210628/kibersfera-1738796783.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.