Научная статья на тему 'О некоторых проблемах международного взаимодействия субъектов расследования и противодействия киберпреступлениям'

О некоторых проблемах международного взаимодействия субъектов расследования и противодействия киберпреступлениям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ООН / информационно-коммуникационные технологии / международная информационная безопасность / ИТ-сфера / ИТ-отрасль / ИТ-тенденции / киберпространство / киберсреда / United Nations / information and communication technologies / international information security / IT sphere / IT industry / IT trends / cyberspace / cyber environment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лали Озлемовна Ястребова

В данной статье рассмотрен вопрос о необходимости разработки обязательного к принятию всем международным сообществом кодекса поведения в киберпространстве. Отражены документы стратегического планирования международной информационной безопасности Российской Федерации, выделены предпринятые Российской Федерацией инициативы по вопросам международной безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лали Озлемовна Ястребова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some problems of international cooperation of subjects of investigation and counteraction to cybercrime

This article discusses the need to develop a code of conduct in cyberspace that is mandatory for adoption by the entire international community. The documents of the strategic planning of the international information security of the Russian Federation are reflected, the initiatives taken by the Russian Federation on international security issues in the field of the use of information and communication technologies (ICT) are highlighted.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах международного взаимодействия субъектов расследования и противодействия киберпреступлениям»

Закон и право. 2022. № 7. С. 233-235. Law and legislation. 2022;(7):233 — 235.

Научная статья УДК 343

EDN: https://elibrary.ru/COZYMQ NIION: 1997-0063-7/22-427

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-233-235 MOSURED: 77/27-001-2022-7-627

О некоторых проблемах международного взаимодействия субъектов расследования и противодействия киберпреступлениям

Лали Озлемовна Ястребова

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва,

Россия, Yastreb.97@inbox.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос о необходимости разработки обязательного к принятию всем международным сообществом кодекса поведения в киберпространстве. Отражены документы стратегического планирования международной информационной безопасности Российской Федерации, выделены предпринятые Российской Федерацией инициативы по вопросам международной безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: ООН, информационно-коммуникационные технологии, международная информационная безопасность, ИТ-сфера, ИТ-отрасль, ИТ-тенденции, киберпространство, киберсреда.

Для цитирования: Ястребова Л.О. О некоторых проблемах международного взаимодействия субъектов расследования и противодействия киберпреступлениям // Закон и право. 2022. № 7. С. 233—235. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-233-235. ЕБЫ: https://elibrary.ru/COZYMQ.

Original article

About some problems of international cooperation of subjects of investigation and counteraction to cybercrime

Lali O. Yastrebova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,

Yastreb.97@inbox.ru

Abstract. This article discusses the need to develop a code of conduct in cyberspace that is mandatory for adoption by the entire international community. The documents of the strategic planning of the international information security of the Russian Federation are reflected, the initiatives taken by the Russian Federation on international security issues in the field of the use of information and communication technologies (ICT) are highlighted.

Keywords: United Nations, information and communication technologies, international information security, IT sphere, IT industry, IT trends, cyberspace, cyber environment.

For citation: Yastrebova L.O. About some problems international cooperation of subjects of investigation and counteraction to cybercrime // Law and legislation. 2022;(7):233—235. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2022-7-233-235. EDN: https://elibrary.ru/COZYMQ.

Глобализация — явление неизбежное. Процесс интеграции и унификации различных сфер жизни, таких, как культура, политика, экономика, в том числе и цифровая среда, не могут быть обособлены или регламентирова-

© Ястребова Л.О. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 07-2022

ны правилами какой-либо частной транснациональной корпорации или другого государства.

В связи с этим на международной площадке при ООН по инициативе нашей страны была создана в 2018 г. Рабочая группа при ООН открытого состава (РГОС) по вопросам безопасности в сфере использования информационно-комму-

никационных технологий (ИКТ) и самих ИКТ. Миссия данной Рабочей группы заключается в выработке положений, норм и правил поведения в киберпространстве.

По мнению специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, и.о. директора ДМИБ МИД России A.B. Крутских, «Построение по-настоящему эффективной системы глобальной информационной безопасности возможно лишь на базе справедливого международно-правового режима. Действующих — на основе резолюций Генассамблеи ООН — добровольных и необязательных норм поведения недостаточно».

Россия инициировала обсуждение информационной безопасности и предотвращение конфликтов в этой сфере уже достаточно давно, и сейчас при ежедневном разгуле киберпреступно-сти в мировом сообществе необходимо выработать определенный кодекс поведения в киберп-ространстве.

Российская Федерация является первой страной, предложившей проект универсальной конвенции по борьбе с киберпреступностью, выгодной для всех стран ООН. Но в текущих обстоятельствах, при отсутствии суверенитета у многих стран, предложения нашей страны остаются по-прежнему всего лишь проектами на бумаге без должного внимания и реальной практической реализации.

На текущий момент в нормативном виде инициативы нашей страны нашли свое отражение в следующих проектных документах:

1. Концепция Конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности (2021).

2. Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности (Письмо постоянных представителей Казахстана, Китая, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистан и Узбекистана при Организации Объединенных Наций от 9 января 2015 г. на имя Генерального секретаря).

3. Проект Конвенции Организации Объединенных Наций о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности от 11 октября 2017 г. [4].

Нельзя сказать, что вообще не предпринимались какие-либо попытки зафиксировать некоторые договоренности в этой сфере. B качестве примера можно привести Будапештскую Конвенцию о преступности в сфере компьютерной

информации ETS N 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.), но данная Конвенция не ратифицирована у нас в стране, так как нарушает фундаментальные гражданские права.

В статье 32 данной Конвенции прописано положение, что одна Сторона без уведомления и без согласия другой Стороны может получить доступ к персональным данным подозреваемых. Также данная Конвенция не была ратифицирована и по причине свободного вмешательства иностранных спецслужб без каких-либо официальных уведомлений в деятельность компьютерных сетей РФ, что, по сути, является угрозой национальной безопасности и суверенитету нашей страны.

Такие угрозы, как: использование новых технологий информационно-телекоммуникационной среды в качестве оружия, посредством данных технологий вмешательство во внутренние дела государства, нарушение деятельности системообразующих объектов критической инфраструктуры, экстремизм, призывы к насилию, терроризм и иная преступная деятельность с привлечением ИКТ должна быть прописана в данном кодексе и запрещена как международная угроза мировому сообществу, в рамках которого все страны должны развиваться с учетом принципа равноправия всех сторон.

Данное положение обосновано рядом причин; в качестве одного из примеров можно привести деятельность транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc., деятельность которой на территории РФ была признана экстремистской по решению суда [3].

С учетом действий различных международных интернет-компаний (Google Inc и YouTube LLC), транснациональных компаний (Meta Platforms Inc. и Apple Inc.), международных организаций (ПАСЕ и др.) и политических ведомств различных стран (регулярная высылка наших дипломатов из различных стран) можно смело утверждать, что с нами не хотят сотрудничать, причем не только в сфере информационной безопасности. В связи с этим нам ничего не остается, как развиваться по собственному пути внутри своего государства.

На сегодня основными документами стратегического планирования Российской Федерации в области международной информационной безопасности являются:

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646).

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

2. Стратегия национальной безопасности (утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400).

3. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. № 213).

4. Указ Президента РФ от 12 апреля 2021 г. № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности».

На основе приведенных нормативно-правовых документов можно сделать вывод, что данные документы лишь задают вектор развития всего законодательства в области информационно-телекоммуникационных технологий в кибер-пространстве, а структурированное и детализированное, предусматривающее санкции законодательство в этой сфере будет формироваться исходя из ежедневно растущих потребностей общества.

Некоторые авторы, такие, как В.О. Давыдов, И.В. Тишутина, А.В. Швец, В.А. Гайдук, придерживаются позиции, что необходимо менять законодательство в сфере компьютерной информации, так как четырех статей Уголовного кодекса РФ уже недостаточно.

В связи с этим отметим, что для оперативного расследования и правильной квалификации того или иного деяния действительно необходима разработка комплексной и всесторонней системы правового регулирования цифровых взаимоотношений, чтобы у следственных органов не возникало технических затруднений в правильном представлении доказательств; имеется в виду правомерность и неоспоримость их получения и использования в ходе дальнейшего судебного разбирательства.

Данная работа ведется.

Так, по Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был сформирован «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7); в рамках Программы будет создаваться система правового регулирования цифровой экономики и цифровых взаимоотношений в целом, поскольку в данном проекте рас -сматриваются вопросы регулирования различных сфер жизнедеятельности общества с использованием современных ИКТ.

Список источников

1. https://www.un.org/ru/

2. https://mid.ru

3. Решение суда 02-2473/2022 ~ М-1527/2022 // https://mos-gorsud.ru/rs/tverskoj/services/cases/ civil/details/de7ea6a0-a3ab-11ec-8a7e-51b31fb5 5b35?participants=meta

4. https://namib.online/osnovnye-dokumenty-strategicheskogo-planirovanija-po-mib/

References

1. https://www.un.org/ru/

2. https://mid.ru

3. Court decision 02-2473/2022~М-1527/2022 // https://mos-gorsud.ru/rs/tverskoj/services/cases/ civil/details/de7ea6a0-a3ab-11ec-8a7e-51b31 fb55b35?participants=meta

4. https://namib.online/osnovnye-dokumenty-strategicheskogo-planirovanija-po-mib/

Информация об авторе

Ястребова Л.О. — магистрант юридического факультета

Information about the author

Yastrebova L.O. —master's student of the faculty of law

Статья поступила в редакцию 08.04.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was submitted 08.04.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.

LAW & LEGISLATION • 07-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.