Научная статья на тему 'В.А. Караковский и Л.С. Выготский: опыт сопоставления идей'

В.А. Караковский и Л.С. Выготский: опыт сопоставления идей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / педагогика / культурно-историческая теория / Л.С.Выготский / В.А. Караковский / Psychology / Pedagogy / cultural-historical theory / L.S.Vygotskiy / V.A.Karakovskiy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков С. Д.

В статье обсуждается соотношение научных психологических и педагогических идей на примере сравнения идей Л.С.Выготского и В.А.Караковского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.A.Karakovskiy and L.S. Vygotskiy: the experience of comparing ideas

The article discusses the relationship of scientific psychological and pedagogical ideas. This is done by comparing the ideas of L.S.Vygotskiy and V.A.Karakovskiy.

Текст научной работы на тему «В.А. Караковский и Л.С. Выготский: опыт сопоставления идей»

ДИАЛОГ с В.А.КАРАКОВСКИМ: ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

В.А. КАРАКОВСКИЙ И Л.С. ВЫГОТСКИЙ: ОПЫТ СОПОСТАВЛЕНИЯ ИДЕЙ

В статье обсуждается соотношение научных психологических и педагогических идей на примере сравнения идей Л.С.Выготского и В.А.Караковского.

Ключевые слова: психология, педагогика, культурно-историческая теория, Л.С.Выготский, В.А. Караковский.

Соотношение идей психологической науки и идей педагогики - непростое.

Психологические научные идеи (как и научные идеи других областей знаний) рождаются в определённом научном, культурном и лич-ностно-биографическом контекстах. Но затем, по мере признания этих идей в научном мире, культурные и личностные контексты становятся предметом исследования историков науки, а идеи, передаваясь от научного поколения к научному поколению, приобретают относительно стереотипные формулировки, которые, однако, наполняются со временем новыми культурными и научными смыслами , соответствующими новым эпохам.

Их смысл, с одной стороны, упрощается в сравнении с первоначальным содержанием, а с другой стороны, наполняется новыми культурными отсветами.

Приведём в качестве примера изменения в со-

Как цитировать статью: Поляков С.Д. В.А.Караковский и Л.С.Выготский: опыт сопоставления идей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, №1 (36). С. 41-47.

Vf*»

-/»А , С.Д. Поляков

Доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова» E-mail: sdpolyakov@ mail.ru

держании понятия «социальная ситуация развития».

«Социальная ситуация развития» ребенка - одно из ключевых понятий отечественной возрастной психологии. Л.С. Выготский, инициатор его введения, определял социальную ситуацию развития как «специфическое для данного возраста, исключительное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [2, с. 259].

Что существенно в данном определении социальной ситуации развития?

- Это специфическая ситуация, отличающая данный возраст от других возрастов.

- Это отношение между ребенком и действительностью.

- Это отношение прежде всего между ребенком и социальной действительностью.

Содержание понятия «социальная ситуация развития» ребенка развивается у современных авторов с акцентом на культурную составляющую в его содержании.

По О.В. Карабановой [31; 32], важно различение двух функций ситуации развития: взросления и сверстничества, каждая из которых не задается физическим возрастом, а конструируется социально.

Действительность в социальной ситуации развития представлена в формах, выработанных культурой, которые для ребенка предстают в двух вариантах ориентиров в культуре: в освоенных формах культуры (реальная среда) и как предмет освоения (идеальная форма) (Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин, К.А. Поливанова [4,13]).

Следуя этим работам, можно утверждать, что социальная ситуация развития отражает соотношение идеальной и реальной форм, а культура - источник, из которого черпается идеальная форма (образы и образцы осваиваемого в культуре содержания: нормы, ценности, способы действия и поведения).

Социальная ситуация развития метафорически - это дом, в котором живут растущие люди, а культура в этом доме (воспользуемся «формулой» М.С. Гусельцевой [3]) - их образ жизни. Дом облегчает или затрудняет реализацию какого-либо образа жизни, в какой-то мере его опосредует, но не задает полностью.

Но включение в определение социальной ситуации развития культуры делает её наполнение зависимой от трансформации культуры и

подсказывает термин, учитывающий этот аспект: социокультурная ситуация развития.

Этот термин в последнее время появляется в работах различных авторов, в частности у А.Г.Асмолова, В.С.Собкина, О.А.Карабановой, Д.Н.Чернова. Правда, они вкладывают в него несколько различные смыслы [1, 4, 11, 14].

Социокультурную ситуацию развития можно, опираясь на исследования этих авторов, толковать как культурное наполнение (нормами и ценностями конкретной культуры) системы отношений человека к миру, к людям, к себе в соответствии с каждым возрастным периодом жизни; отраженной в переживаниях, совместной деятельности, субкультуре возраста [9, 10]. Логичный «в эпоху» Выготского акцент на социальности социальной ситуации развития сменился на акцентировании её социокультурности.

Не менее сложно с научными педагогическими идеями.

Самые интересные значимые из них рождаются из педагогического опыта автора идеи, которая видится ему часто в образной, а то и образной метафорической форме. Я.Корчак, А.Макаренко, В.Сухомлинский, А.Тубельский, В.Караковский выражали свои педагогические выводы в виде афористических утверждений, и в форме художественных произведений.

Возможно ли соединить стремление к научной определённости, однозначности научных психологических идей и стремление к образным основаниям педагогических идей.

Есть три пути соотношения психологии и педагогики.

Первый путь: от психологической научной идеи к признанию её ценности для образования - воспитания, далее ее превращение в психолого-педагогическую научную конструкцию, затем ее превращение в педагогические систему и технологии и, наконец ее реализация в педагогической практике. Пример этого пути - история развивающего обучения по Эльконину-Давыдову. Конечно, это голая логическая схема. Действительный путь - это трансформация исходной идеи в соответствии с целями, традициями, культурными и социальными контекстами.

Второй путь - путь педагогической практики, интерпретируемой самим автором, другими авторами в соответствующих психологических понятиях. Примером этого может быть история школы О'Нейла

в Самерхилле или педагогика ВДЦ "Орлёнок" в 1960-е годы, осмысленная научно-педагогически в 1970-е годы.

Третий путь - сложное взаимное "отзеркаливание" психологической и педагогической наук.

Попробуем проанализировать этот третий путь на примере соотношения идей культурно-исторической теории Выготского и педагогических идей Караковского.

Основные идеи Л.С. Выготского, значимые для нашей темы (в современных формулировках):

- возникновение и развитие высших, собственно человеческих, психических образований (логической памяти, абстрактного мышления, воображения, высших чувств...) опосредовано культурой;

- формы этого опосредования - знаки, символы, мифы;

- развитие человеческой психики как культурного феномена - освоение и развитие этих форм;

- путь освоения культурных форм - от социального этапа как их существования во взаимодействии людей к индивидуальной форме их бытия;

- этот путь реализуется в ситуациях, в которых человек не может сам, самостоятельно продуктивно действовать, но может успешно действовать во взаимодействии с другим человеком, носителем неосвоенных форм культуры (известная идея "зоны ближайшего развития");

- социальная ситуация развития как отношение между ребенком и социальной действительностью, наполненной конкретным культурным содержанием.

Основные идеи В.А.Караковского [5] (в нашей интерпретации) в их соотношении с идеями культурно-исторической теории Л.С.Выготского:

- Караковский: значимость воспитательной системы школы, как воплощения педагогически осмысленного представления о желаемом образе жизни детей и взрослых, реализуемого в значимой совместной деятельности, общении, отношениях, значимых ситуациях (событиях). Выготский: путь психического развития - от социального (интерпси-хичсеского) к индивидуальному (интрапсихическому) ;

- Караковский: основания воспитательной системы шире воспитания - ценности. Так как ценности существуют в виде значимых, оформленных языковыми и иконографическими средствами идей,

образов, мифов, то это точная отсылка к культурным средствам, по Выготскому (знакам, символам, мифам);

- Караковский: суть воспитания - построение отношений в соответствии с этими ценностями. Фактически речь идёт о наполнении отношений культурными образцами;

- Караковский: в построении социального воспитания должны сочетаться относительно краткие периоды насыщенных ярких событий («воспитание крупными дозами») и периоды повседневной жизни и работы. У современного автора К.Н.Поливановой имеется развитие идей Выготского об освоении ребёнком новых культурных средств в два этапа: сначала как освоение новой социальной формы, а затем как наполнение её культурным содержанием. Вышеназванное положение Караковского можно интерпретировать в идеях Поливановой как этапы преимущественно освоения социальной формы в ключевых делах и особенно в лагерных сборах («воспитание крупными дозами») и наполнения освоенных форм культурным содержанием - в "повседневной жизни и работе");

- Караковский: необходима символизация школьных событий, традиций с «оглядкой» на сложившиеся школьные ценности. Это снова -о культурных средствах;

- Караковский: предмет педагогически инструментованного воспитания - создание опыта понимания своих отношений, опыта коллективности, опыта помощи другим людям в их развитии и опыта самопознания. Здесь перекличка с идеями Выготского: от социальности к индивидуальности и с идеей перехода в этом процессе к использованию культурных средств "для управления собой";

- Караковский: школа, педагоги имеют право на создание опыта иной, привлекательной жизни (деятельности, общения, отношений) как одного из опытов, получаемых школьниками. Этот тезис отсылает к идее зоны ближайшего развития, но и ставит проблему перед педагогической психологией: является ли содействие взрослого в построении у ребёнка картины мира и образа жизни альтернативной, преобладающей в социальной среде, помогающей личностному развитию (или затрудняющей его);

- Караковский: ценность организованного разновозрастного общения, без которого невозможна атмосфера добротворчества. В современных интерпретациях зоны ближайшего развития подчёркивается,

что носителем содержания или способа действия, не освоенного человеком, может быть другой человек любого возраста - и старший, и ровесник, и даже младший (Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. [7] );

- Караковский: главные критерии результативности школьного воспитания: факт участия школьников в воспитывающих ситуациях; факт отношения школьников к общей деятельности, общению, традициям школы. Несмотря на внешнюю простоту этих положений, их интерпретация в терминах культурно-исторической теории недостаточна. Если интерпретировать факт участия школьника в воспитывающих ситуациях как факт его погружённости в "школьные" деятельности, то это отсылка к деятельностной психологии А.Н.Леонтьева [6], которая, с одной стороны, развивала некоторые идеи Выготского (о социальности как источнике и форме человеческой активности), но в то же время, с другой, является относительно самостоятельным психологическим течением. Но эти тезисы Караковского отсылают и к другой традиции отечественной психологии, идущей от С.Л.Рубинштейна [12], которая, наряду с деятельностным началом в развитии психики, акцентирует тему отношения человека к субъектам и содержанию внешних влияний как проявления внутренних условий, на которые «падает» внешнее влияние.

Подведём итоги нашего анализа взаимоотношения педагогических идей В.А.Караковского и психологических идей Л.С.Выготского.

1. Интерпретация педагогических идей В.А.Караковского в терминах культурно-исторической психологии возможна.

2. В этой интерпретации продуктивно использовать не только классические формулировки Л.С.Выготского, но их современное развитие.

3. Анализ некоторых положений В.А.Караковского только с позиций культурно-исторической психологии оказывается недостаточным. Имеет смысл привлекать для такого анализа и идеи других традиций отечественной психологии, прежде всего идеи деятельностного подхода в их различных вариантах.

Отталкиваясь от положений культурно-исторической психологии, можно сформулировать ряд задач для современной педагогической практики и науки:

- Что означает совместность, интерпсихический план существования высших психических образований, в контексте новой социокультурной, информационно-коммуникативной реальности?

- Что может являться культурными, точнее - социокультурными эталонами (идеальной формой) в современном социальном воспитании, каковы закономерности их проявления и освоения для школьников?

- Не является ли проблема педагогических, в частности воспитательных, технологий проблемой перехода от осваиваемой новой культурной формы к освоению культурного содержания?

- Не является ли акцент в теории воспитания на личности как результате конкретной работы воспитания неточным. Может быть, предмет и результат работы воспитателя - пространство интерпси-хичности (социальности, совместности, общения, взаимоотношений).

Литература

1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012.

2. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

3. Гусельцева М.С. Современное детство в культурно-аналитической интерпретации // Феноменология современного детства: сб. науч. ст. В 3-х ч. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. Современная ситуация развития детей и подростков. Ч.1. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - С. 51-85.

4. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность - среда» // Психологические исследования. - 2014. - № 36.Т.7. - С. 10-20.

5. Караковский В.А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий,2008.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

7. Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. - 2005. - № 6 - С. 13-26.

8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.

9. Поляков С.Д. Психопедагогика школы. Научно-популярная монография с элементами научной фантастики. Ульяновск: УлГПУ 2011.

10. Поляков С.Д. От прошлого к будущему. Психолого-педагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы. М.: Федеральный институт развития образования, 2016.

11. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Школьные информационные технологии: возрастные особенности и регионально-поселенческая специфика // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры: труды по социологии образования. Т. XI. Вып. ХХ / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2006.

12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.

13. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основание проектирования форм детского развития// Вопросы психологии. - 1992. - №3-4. - С.7-13.

14. Чернов Д.Н. Психолого-антропологический подход к анализу социокультурной ситуации развития ребенка // Психология обучения. - 2011. - № 10. - С. 4-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.