Научная статья на тему 'Узбекский Паганини'

Узбекский Паганини Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
168
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАНТ / MUSICIAN / ИСПОЛНИТЕЛЬ / PERFORMER / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / MUSIC SCHOOL / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE ACTIVITY / ИНСТРУМЕНТ / INSTRUMENT / СМЫЧОК / BOW

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Назиров Кахрамон

Перед выходом Паганини на сцену его оппоненты, недоброжелатели тайно подпиливали струны от его скрипки. Однако, если порвётся одна струна, две, даже три струны, Паганини на одной оставшийся струне сыграл до конца произведение великолепно и слушатели аплодировали ему ещё сильнее. Вот что значит хорошо знать гриф, исполнительское пространство инструмента. А такая же способность была и у Шухрата Юлдашева. Исполнять произведения мировых классических композиторов на народном инструменте, то и есть героический поступок в инструментальном исполнительстве. Шухрат Юлдашев в совершенстве усвоил многие произведения, которые были написаны для скрипки. Он почти наизусть знал произведения под редакцией всемирно известных скрипачей Я. Хейфеца, Л. Когана, Д. Ойстраха, А. Ямпольского, которые исполняли то же произведение: в какой позиции, (расположения пальцев на грифе), какой аппликатурой, (правильно расставленные пальцы на грифе), какими штрихами (разные движение смычка над струной) и не путал варианты. Невероятно, даже многие скрипачи советовались с ним при усвоении сложных произведений, где встречаются трудные по исполнению технические эпизоды. Действительно, он, отлично знавший, что в произведениях И. С. Баха в основном полифония, (многоголосие), Л. Бетховена драматизм, строгость, В. Моцарта изящность, лёгкость, лирика, Н. Паганини владение очень сложными техническими навыками, П. Чайковского глубоко богатая мелодия, всегда логично и правильно, своёобразно трактовал исполнение произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Узбекский Паганини»

завершенных художественных решений современной реалистической живописи. В обозначенных образцах, при всей художественной самостоятельности их авторов, Север трактован как древний православный край. Именно в идейно-смысловом содержании выражены духовные константы, следование которым позволяет сохранить целостность вневременной национальной культуры, в том числе через обращение к древнейшим традициям, сохраняемым в народной, в частности старообрядческой среде [7, с. 193]. Итак, данное заключение подтверждено анализом выше обозначенных произведений, согласуется с актуальным в наши дни понятием «современного духовидения», исследованным

H. И. Ворониной [2], созвучно выводам В. Н. Крупина о том, что «Русь оттого и непобедима, что выращена Православием» [3, с. 273].

Список литературы / References

I. Афонин А. П. Александр и Сайда Афонины. Новые имена русского реализма. М.: Стройтрансгаз, 2003. 119 с.

2. Воронина Н. И. Российские «духовидцы»: традиции и современность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. cyberleninka.ru > Научные статьи > Культура. Культурология/ (дата обращения: 02.02.2015).

3. Крупин В. Н. «О, как бы жили мы без Даля?». // Культурно-просветительский и литературно- художественный журнал «Родная Ладога» Спб., 2014. № 3. С. 272-276.

4. Лотман Ю. М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления. СПб.: Искусство - СПБ, 2005. 704 с.

5. Ремезов П. М. Октябрьская революция глазами И. А. Ильина после эмиграции из России, 1922 г. // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 3 [85]. С. 51-53.

6. СкоробогачеваЕ. А. Александр Афонин. Пятое время года. М.: Белый город, 2012. 192 с.

7. Скоробогачева Е. А. Художественные традиции старообрядчества в культуре Русского Севера второй половины XVII - начала ХХ в. / Е. А. Скоробогачева // Проблемы современной науки и образования». Иваново, 2015. № 7. С. 193-199.

УЗБЕКСКИЙ ПАГАНИНИ Назиров К.

Назиров Кахрамон - лауреат международных и республиканского конкурсов, и.о. профессора, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: перед выходом Паганини на сцену его оппоненты, недоброжелатели тайно подпиливали струны от его скрипки. Однако, если порвётся одна струна, две, даже три струны, Паганини на одной оставшийся струне сыграл до конца произведение великолепно и слушатели аплодировали ему ещё сильнее. Вот что значит хорошо знать гриф, исполнительское пространство инструмента. А такая же способность была и у Шухрата Юлдашева. Исполнять произведения мировых классических композиторов на народном инструменте, то и есть героический поступок в инструментальном исполнительстве. Шухрат Юлдашев в совершенстве усвоил многие произведения, которые были написаны для скрипки. Он почти наизусть знал произведения под редакцией всемирно известных скрипачей - Я. Хейфеца, Л. Когана, Д. Ойстраха, А. Ямпольского, которые исполняли то же произведение: в какой позиции, (расположения пальцев на грифе), какой аппликатурой, (правильно расставленные пальцы на грифе), какими штрихами (разные движение смычка над струной) и не путал варианты. Невероятно, даже многие скрипачи советовались с ним при усвоении сложных произведений, где встречаются трудные по исполнению технические эпизоды. Действительно, он, отлично знавший, что в произведениях И. С. Баха в основном полифония, (многоголосие), Л. Бетховена - драматизм, строгость, В. Моцарта -изящность, лёгкость, лирика, Н. Паганини - владение очень сложными техническими навыками, П. Чайковского - глубоко богатая мелодия, всегда логично и правильно, своёобразно трактовал исполнение произведений.

Ключевые слова: музыкант, исполнитель, музыкальная школа, творчество, инструмент, смычок.

UZBEK PAGANINI Nazirov K.

Nazirov Kakhramon - Laureate international and republican contest, assistant professor, PULPIT PERFORM ON PUBLIC INSTRUMENT OF STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC UZBEKISTAN

Abstract: before leaving Paganini on scene his opponents, no well-wishers secretly sawed the strings from his violins. However if tear one string, two, even three strings, Paganini on one remained string has played before the end product splendid and listeners applauded him else сильнее. Here is that signifies well to know the vulture, performance space of the instrument. But such ability was and beside Shuhrat Yuldashev. Perform product world classical composer on public instrument, that and there is heroic action in instrumental performance. Shuhrat Yuldashev in perfection has adopted many literature, which were written for violin. He nearly by heart knew product under editing worldwide known скрипачей as Ya. Heyfec, L. Kogan, D. Oystrah, A. Yampolisky, which of these enumerated скрипачей performed same product in what positions, (the locations finger on vulture), what fingering, (it is correct placed finger on vulture) what штрихами (the miscellaneous motion joining on string) and up to this and did not muddle the variants. Unbelievably, even many fiddlers consulted beside it at assimilation of the complex product, where meet difficult on performance technical episodes. Really, he, fine знавший that in product I. S. Bah basically полифония, (the многоголосие) L. Bethoven драматизм, strictness, V. Mosart lightness, lyrics, N.Paganini possession very complex technical skill, P. Chaykovsky deeply rich tune, always logistical and it is correct, interpreted the performances of the product.

Keywords: musician, performer, music school, creative activity, instrument, bow.

УДК 784(575.114)

Бывают такие музыканты, которые даже после смерти дарят поклонникам радость своим творчеством как и при жизни. Заслуженный артист Узбекистана, фанатично преданный своей работе гиджакист, виртуоз Шухрат Юлдашев был из таких, которому народ с уважением дал псевдоним «Узбекский Паганини». Ещё со скамьи Республиканской музыкальной школы интерната имени Глиэра он показал свою одарённость. Завоевания первых мест, звание лауреата во многих конкурсах вдохновило его ещё больше трудиться и старательно идти в будущее. Его исполнительское мастерство покорило не только узбекских, но и иностранных слушателей. Конечно, при таких высоких достижениях нельзя забывать о его педагоге, который был одним из основателей профессионального исполнительство школы гиджака в Узбекистане, доцента кафедры «Исполнительства на народных инструментах», Обида Халмухамедова. Именно его большой труд, знание, метод преподавания, умение работать с учеником положительно подействовали на творчество Шухрата Юлдашева.

Гиджак - смычковый, сложный по строению инструмент, который доставляет исполнителю большие трудности. Так говорится в учебнике "Еижжак дарслиги" Мурата Ташмухамедова, профессора кафедры «Исполнительства на народных инструментах» Государственной консерватории Узбекистана, что гиджак и в далёком прошлом был любимым инструментом узбекского народа [1, 8]. А появился на свет в X, XI веке. В анталогии "Зийнат ал-мажолис" (Совет прекрасных творений) рассказывается, что Абунаср Фараби, когда был на приёме у Сахиба ибн Аббода в городе Рай, на пире, который был организован в честь визиря, исполнил мелодию на смычковом инструменте, который создал сам. Корпус инструмента был похож на тыкву и назывался "типчак". На этом инструменте Фараби исполнил трёхчастную мелодию. Своим исполнением он так подействовал на слушателей, что, услышав мелодию, они плакали, смеялись и сильно волновались. Тогда на гиджаке были две струны, а со времён Бабура появляется третья струна. В "Бабурнаме" пишется, что Кулмухаммад-удий натянул третью струну на гиджак и показал высокое исполнительское мастерство. А по научным плодам Дарвешали известны, что как и все гиджакисты того времени Зайтуни-тижжаки был незаменимым и сочинил красивые мелодии в разных тональностях макома. Особенно пешрав (вперёд стремящийся), который сочинён в ритме сакл, в звукоряде макома Хусайний смог удивить многих. Алишер Навои, характеризуя гиджак, говорит, - «Он огромной печалью поёт». С 1936 года начались работы по реконструкции узбекских народных инструментов под руководством заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора А. И. Петросянца.

Реконструированный гиджак стал четырёхструнный и струны настраиваются по квинтам как на скрипке. Расширились возможности инструмента. Обучение нотной грамоте дало возможность изучать произведения мировых классических композиторов.

Гиджак - инструмент нежный и в то же время надо сказать очень капризный. Это проявляется также в чувствительности его к погоде. Сырость, сухость, холод, жар очень быстро действует на кожаную мембрану, которая натянута на корпус инструмента. Гриф инструмента не разделён на лады, и именно это свойство инструмента ставит перед исполнителем такие трудности, как важно правильное и чистое интонирование во время исполнения и наблюдать над ним. Именно этих обстоятельств Шухрат Юлдашев не боялся и всегда выходил смело на сцену вместе с тем завоевал аплодисменты своих поклонников. Потому что хорошо знал все тонкости инструмента, как вести себя с инструментом в различной атмосфере, заставляя всегда, чтобы гриф инструмента и все движения смычка подчинялись ему и в его исполнении.

Рис. 1. Заслуженный артист Узбекистана Шухрат Юлдашев

Исполнять произведения мировых классических композиторов на народном инструменте, то и есть героический поступок в инструментальном исполнительстве. Шухрат Юлдашев в совершенстве усвоил многие произведения, которые были написаны для скрипки. Он почти наизусть знал произведения под редакцией всемирно известных скрипачей: Я. Хейфеца, Л. Когана, Д. Ойстраха, А. Ямпольского, которые исполняли то же произведение - в какой позиции, (расположения пальцев на грифе), какой аппликатурой, (правильно расставленные пальцы на грифе), какими штрихами (разные движение смычка над струной) и не путал варианты. Невероятно, даже многие скрипачи советовались с ним при усвоении сложных произведений, где встречаются трудные по исполнению технические эпизоды. Действительно, он, отлично знавший, что в произведениях И. С. Баха в основном полифония (многоголосие), Л. Бетховена - драматизм, строгость, В. Моцарта - изящность, лёгкость, лирика, Н. Паганини -владение очень сложными техническими навыками, П. Чайковского - глубоко богатая мелодия, всегда логично и правильно, своёобразно трактовал исполнения произведений.

В народе ходят такие рассказы, что перед выходом Паганини на сцену его оппоненты, недоброжелатели тайно подпиливали струны от его скрипки. Однако, если порвётся одна струна, две, даже три струны, Паганини на одной оставшийся струне сыграл до конца произведение великолепно и слушатели аплодировали ему ещё сильнее. Вот что значит хорошо знать гриф, исполнительское пространство инструмента. А такая же способность была и у Шухрата Юлдашева. Как его ученик и коллега по работе я много раз был свидетелем как он исполнял знаменитый «Чардаш» В. Монти на одной струне соль. На гастролях, фестивалях перед многонациональной публикой он исполнял такие сложные произведения как Концерты Н. Паганини, Ф. Мендельсона, И. Брамса, П. Чайковского, А. Хачатуряна, «Цыганские напевы» П. Сарасате, «Интородукция, рондо и каприччиозо» К. Сен-Санса, «Полёт шмеля» Н. Римского-

Корсакова и других композиторов мировой классики. Он всегда особым темпераментом исполнял «Танец с саблями» из балета Гаянэ» А. Хачатуряна.

В 1973 году в городе Воронеже состоялся международный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах. Посланник из Узбекистана, студент Ташкентской Государственной консерватории Шухрат Юлдашев исполнил Концерт для скрипки А. Хачатуряна. Народ в зале стоя аплодировал ему. Председателем жюри был сам А. Хачатурян. После выступления Шухрата он вышел на сцену и крепко обнял его. Представьте, даже на мировых спортивных состязаниях председатель не выходит на арену, чтобы поздравить участника. Это конечно редкий случай. - «Спасибо сынок, - если бы я услышал этот свой концерт по радио, сказал бы что исполняется на скрипке. Я глубоко тронут, что на гиджаке ты исполнил его отлично так же как на скрипке».

На конкурсе Шухрат занял первое место. Да, раскрывший большие возможности инструмента гиджак Шухрат Юлдашев всегда был первым. А любить и уважать, также быть преданным своей профессии надо учиться у него [2, с. 48].

Дорогой читатель, это только краткая биография великого музыканта, хочется, чтобы никогда не забывать, а всегда вспоминать о таких прекрасных людях. В этом и состоит наша цель в деле воспитания подрастающего поколения, которые отвечали бы на современные требования учебного процесса.

Список литературы / References

1. ToshmuxamedovM. «G'ijjak darsligi». T., 1995.

2. Nazirov Q. «G'ijjakda o'zbek milliy kuylarini o'zlashtirish». T., 2011.

ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВНОСТИ - КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В МУЗЫКОЗНАНИИ Раджабова М. А.

Раджабова Машхура Анваровна — преподаватель, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: для научного осмысления музыки и музыкальной науки и в будущем данное научное изыскание не утрачивает, а скорее упрочивает свою ценность. Хочется отметить смелость автора комментариев в трезвом научном подходе к изучаемому материалу. В те годы непростой политической обстановки, деятельность Виктора Беляева была связана с передовыми идеями современного Среднего Востока, которые всячески подвергались гонению. В настоящее время, а также в будущем, исследовательская работа музыковедов Узбекистана, будет опираться на исторические материалы. Предметом данного доклада являются «Комментарии к музыкальному трактату Абдурахмана Джами». В. Беляев наиболее точно и конструктивно изложил свои комментарии научно-достоверными фактами по каждому разделу данного памятника музыкальной науки. Скрупулезный подход ученого к памятнику восточного музыкознания в самых основополагающих вопросах изучения этого материала, его недюжинные познания в иностранных языках дают полноценную картину в понимании научной ценности трактата Джами. «Вступительный раздел трактата начинается с «вознесения напевов хвалы господу» и «возглашения песни приветствий пророку Мухаммеду», что обусловлено положением Джами как религиозного авторитета своего времени и суфийского поэта, для которого музыка имеет только религиозное значение, средством приближения к богу и его нравственного совершенствования. «Недопустимость услаждения бездушного тела беспечными песнями...», весьма современны подобные высказывания о высоком духовном предназначении музыки и науки о музыке. Автор комментариев указывает и на небольшой литературный приём Джами, по поводу написания трактата «по просьбе друга, аналогичен ссылке Декарта по поводу написания его трактата «СотрепИит musicae»». «Сочетания звуков имеют одну особенность, которая отсутствует у сочетаний всякого другого рода, а именно: когда нежный тон внезапно достигнет духа, он делается для духа усладой, и дух впадает в экстаз, как от небывалого нежного явления. Однако, едва дух успел испытать наслаждение от восприятия тона, как этот тон прячет лицо прощания в покрывало исчезновения, и дух сжимается в отчаянии расставания, чтобы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.