В статье рассматриваются основные достижения и перспективы современного российско-узбекского сотрудничества. В последнее время оно осложняется очевидной переориентацией узбекского внешнеполитического курса на более активное сотрудничество со странами Запада.
Ключевые слова: сотрудничество, Узбекистан, Россия, Европейский союз, США
Узбекистан: новый «дрейф» на Запад?
Д. А. ФАЙЗУЛЛАЕВ,
доктор экономических наук,
Самаркандский государственный университет им. А. Навои, Узбекистан
E-mail: [email protected]
Отношения с Россией
Центральная Азия, без сомнения, была и остается одним из приоритетных направлений российского внешнеполитического курса. В последние годы наблюдается значительное наращивание усилий российского руководства и дипломатического корпуса в этом направлении.
Особое значение приобрел визит российского премьер-министра В. В. Путина в Узбекистан в сентябре 2008 г. Представляется, что основной его целью было укрепление позиций России в республике в условиях наметившегося в 2008 г. внешнеполитического «дрейфа» руководства Узбекистана в сторону Запада, - точнее, сотрудничества с США и НАТО.
С целью закрепления достигнутых экономических договоренностей и развития нового этапа внешнеполитического сотрудничества в январе 2009 г. Узбекистан посетил президент России Д. А. Медведев. Однако стало очевидным, что дальнейшее развитие двух стран будет не столь прогнозируемым, как этого хотелось бы нашей стране. Впрочем, такие «внешнеполитические качели» характеризуют российско-узбекское взаимодействие уже на протяжении многих лет.
© ЭКО 2010 г.
Напомним, что именно Россия безоговорочно поддержала неоднозначные действия президента И. А. Каримова в Андижане в 2005 г. и способствовала быстрому вступлению Узбекистана в ЕврАзЭС и Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в 2006 г. Такая поддержка оградила руководство республики от более серьезных последствий, нежели отрицательная оценка андижанских событий лидерами ведущих западных стран и введение санкций Евросоюза.
Санкции Евросоюза
В октябре 2005 г. было наложено эмбарго на поставки в республику оружия, военной техники и другого снаряжения, которое «может быть использовано для внутренних репрессий». Был запрещен въезд в европейские страны 12 высокопоставленным узбекским чиновникам (среди них - главы МВД, Министерства обороны, Национальной службы безопасности, Министерства иностранных дел и др.). Евросоюз посчитал, что они «напрямую ответственны за бессмысленное и неоправданное применение силы в Андижане». И, кроме того, отказались участвовать в международном расследовании андижанских событий1. Санкции были введены сроком на один год, но в дальнейшем продлевались каждые полгода вплоть до октября 2008 г.
Санкции не нанесли большого ущерба. Дело в том, что страны Евросоюза никогда не поставляли вооружение в Узбекистан. Оснащение его армии в основном состоит из советского оружия и техники. Современные системы вооружения (и запчасти к ним) покупаются в России по льготным ценам в рамках сотрудничества в ОДКБ. Кроме того, Ташкент приобретает стрелковое оружие и боеприпасы в Китае в рамках сотрудничества в Шанхайской организации сотрудничества2.
В списке государственных чиновников, на которых наложены визовые ограничения, отсутствует президент Узбекистана И. А. Каримов. Хотя очевидно, что все действия властей
1 Соловьев В., Зыгарь М. Ислам Каримов обойкотился // Коммерсант Украина. - 2005. - 5 октября.
2 Панфилова В. Европа осудила Каримова, но не напугала // Независимая газета. - 2005. - 16 ноября.
в Андижане напрямую согласовывались с ним. Осознавая эту непоследовательность, в Евросоюзе пояснили, что «таким образом дают узбекскому лидеру еще один шанс на проведение открытого расследования андижанской трагедии»3.
Представляется, что Евросоюз и США с самого начала осознавали невысокую эффективность принятия данных санкций. Об этом свидетельствует и то, что США не присоединились к ним, ограничившись прекращением оказания финансовой помощи Ташкенту (около 21 млн дол. ежегодно)4. В распоряжении Вашингтона практически не было эффективных мер воздействия - Узбекистан сам существенно ограничил экономическое, военное и политическое сотрудничество со странами Запада, осудившими его действия.
Ответные меры Узбекистана имели более негативные последствия. Так, из-за изменения налогового законодательства было значительно осложнено функционирование совместных предприятий в Узбекистане. В частности, прекратилась деятельность одного из самых прибыльных совместных предприятий «Заравшан - Ньюмонт» (Узбекистан - США), занимавшегося добычей золота в карьере Мурунтау5. Также в ноябре 2005 г. по требованию узбекского руководства была эвакуирована американская военная база в Карши-Ханабаде.
Возобновление сотрудничества с Западом
Однако стратегическая цель политики США, а с недавнего времени - и Евросоюза, остается неизменной: добиться укрепления позиций в Центральной Азии, обладающей огромными запасами углеводородов. В октябре 2008 г. было принято решение о частичной отмене санкций против Узбекистана. Сохраняя эмбарго на продажу вооружений, ЕС снял визовые ограничения для восьми узбекских чиновников6.
Наиболее заинтересованной стороной здесь оказалась Германия, поскольку с конца 2001 г. благодаря узбекской
3 Панфилова В. Европа осудила Каримова, но не напугала...
4 Там же.
5 Файзуллаев Д. «Золотой запас» узбекской экономики //Азия и Африка сегодня. - 2008. - № 2. - С. 30-31.
6 Ивашов Н. Отмена санкций //РБК daily. - 2008. - 14 октября.
авиабазе в Термезе она может снабжать свой военный контингент в Афганистане гуманитарной помощью и тыловым обеспечением. На ней размещено около 300 военнослужащих бундесвера и авиационная эскадрилья, включающая 6 транспортных самолетов ТгапБаа1 и 7 вертолетов-штурмовиков, обеспечивающих безопасность полетов. К сентябрю 2008 г. Германия переправила более 12 тыс. т грузов. В свою очередь, бундесвер принял активное участие в модернизации базы, вложив в это 12 млн евро7. В частности, были реконструированы взлетно-посадочные полосы, которые до этого не могли принимать тяжелые военно-транспортные самолеты.
Официально Евросоюз смягчил санкции «для поддержания стабильности в республике и в регионе в целом»8. Однако представляется, что истинной причиной стала интеграция Узбекистана с Россией, в том числе в сфере энергетического сотрудничества, что противоречит интересам западных стран. В последнее время были подписаны крупные контракты между двумя странами, предполагающие увеличение добычи газа, а также его экспорта.
Европа готова включиться в конкурентную борьбу за узбекский газ, предлагая более высокую цену. Правда, для этого требуется решить непростой вопрос его доставки в страны ЕС, минуя российскую территорию.
С января 2008 г. постепенно восстанавливается и военно-политическое сотрудничество Узбекистана с США. Ташкент частично вернул им право использовать свою территорию в целях поддержки операции НАТО в Афганистане. Американская сторона теперь имеет возможность на определенных условиях пользоваться авиабазой в Термезе9.
Учитывая настойчивость Вашингтона, подкрепленную готовностью Ташкента к взаимодействию, не приходится сомневаться, что на данном этапе узбекско-американское сотрудничество, а также взаимодействие с Евросоюзом будет развиваться.
7 Матвеев А. Узбекистан, странный и очень нужный // Военно-промышленный курьер. - 2008. - 10-16 сентября.
8 Ивашов Н. Отмена санкций...
9 Матвеев А. НАТО наступает на Узбекистан //Военно-промышленный курьер. - 2008. - 12-18 сентября.
«Многовекторность» внешнеполитического курса
Узбекистан в течение многих лет проводит политику «мно-говекторности», подразумевающую взаимодействие со всеми значимыми центрами силы в мире. Понятно, что, оказавшись в сложной политической ситуации после событий 2005 г., он не мог не откликнуться на проявляемые Западом инициативы по возобновлению сотрудничества, поскольку перспективы превращения в страну-«изгоя», безусловно, не привлекательны.
С другой стороны, восстанавливаемые контакты с Западом приводят к замедлению российско-узбекского взаимодействия. В частности, тормозится реализация многих взаимовыгодных экономических проектов. Республика остается практически закрытой для российских предпринимателей, готовых вложить существенные инвестиции в экономику Узбекистана, а также принять участие в приватизации местных предприятий.
После вступления Узбекистана в ЕврАзЭС в 2006 г. практически не наблюдалось изменения его политики в сторону интеграции с другими членами организации, а в ноябре 2008 г. стало известно о приостановке его участия. Вступление Узбекистана в эту организацию действительно было во многом обусловлено политическими мотивами. С самого начала было ясно, что республике с ее регулируемой экономикой и недостаточным уровнем проведения рыночных реформ будет крайне сложно включиться в процесс интеграции.
Ухудшение российско-узбекских отношений выгодно Западу, но не самому Узбекистану. В настоящее время, учитывая сложную экономическую ситуацию в западных странах, он, кроме вышеупомянутых политических «дивидендов», может рассчитывать только на плату за использование авиабазы в Термезе, а также за пролет американских и немецких самолетов над собственной территорией.
Россия же предлагает Узбекистану масштабные экономические проекты - как по объему привлекаемых инвестиций, так и по перспективам развития ведущих отраслей узбекской экономики.
Представляется, что «многовекторность» в узбекском понимании означает одинаково слабое развитие отношений по всем внешнеполитическим направлениям, создающее
иллюзию независимости, а на деле препятствующее развитию полноценного взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Действия Ташкента, учитывая его многочисленные вступления и выходы из ЕврАзЭС, ОДКБ, ГУАМ, действительно напоминают движение маятника - как только он доходит до «верхней точки», начинается неизбежное движение назад. Это касается отношений не только с Россией, но и с другими ведущими мировыми державами.
Очень хотелось бы, чтобы узбекский «маятник» наконец изменил траекторию своего движения, поскольку в настоящее время российско-узбекское экономическое сотрудничество, согласно достигнутым договоренностям, должно выйти на новый качественный уровень.
Развитие торгово-экономического сотрудничества
В последние годы активизировалось торгово-экономическое сотрудничество России и Узбекистана. С 2005 г. объем товарооборота ежегодно повышался в среднем на 1 млрд дол. и в 2008 г. составил 3850,1 млрд дол. По данным Госкомстата Узбекистана, рост двустороннего товарооборота в 2008 г. составил 28,3%10.
По объему торговли с Россией Узбекистан находится на 4-м месте среди стран СНГ, а доля республики в общем объеме российского товарооборота со странами СНГ составляет только 3,2% (2007 г. - 4%). На долю России в 2008 г. пришлось 20,4% узбекского товарооборота (2007 г.- 28,4%). Таким образом, наблюдается некоторое сокращение и без того пока невысоких показателей, что обусловлено последствиями мирового финансового кризиса.
В Узбекистане функционирует 786 совместных и иностранных предприятий с участием российского капитала и общим уставным фондом более 800 млн дол. (2007 г.- 714). В России количество предприятий с участием резидентов Узбекистана составляет 349 (2007 г. - 334)11.
10 О торгово-экономическом сотрудничестве России и Узбекистана (материалы Посольства РФ в Узбекистане). URL: http:// www.russia.uz/ russian/commonwealth/trade
11О торгово-экономическом сотрудничестве России и Узбекистана...
Основным направлением сотрудничества, как и в предыдущие годы, остается закупка и транспортировка в Россию узбекского газа, а также транзит туркменского газа через территорию Узбекистана.
Сейчас Узбекистан добывает 62 млрд м3 природного газа в год. Из них в 2009 г. 4,68 млрд м3 было продано другим центральноазиатским государствам: Казахстану (3,5 млрд м3), Киргизии (650 млн м3) и Таджикистану (530 млн м3), а 16 млрд м3 закупила российская компания «Газпром»12. При этом Узбекистан испытывает заметный дефицит «голубого топлива» на внутреннем рынке, сказывающийся на рядовых потребителях. Однако высокие цены на газ на европейском рынке являются веской причиной для принятия решения в пользу экспорта.
В 2008 г. Узбекистан, как и другие центральноазиатские государства, экспортирующие газ (Туркменистан и Казахстан), стали настаивать на повышении тарифов на экспорт и транзит углеводородов до уровня европейских рыночных цен. В результате Кыргызстан и Таджикистан покупали узбекский газ в 2009 г. по цене 240 дол. за 1000 м3, а Казахстан - по 85 дол. Официальная информация относительно динамики прошлогодней цены узбекского газа для российского «Газпрома» не разглашается. Однако известно, что в первом квартале 2009 г. она составляла 340 дол. В 2010 г. планируемый объем закупок узбекского газа «Газпромом»13 составит 15,5 млрд м3.
В российско-узбекском газовом сотрудничестве присутствует еще один важнейший аспект - реконструкция и расширение газопроводной системы, связывающей экспортирующие газ государства региона с Россией. Она включает в себя трубопроводы «Средняя Азия - Центр» (САЦ-1) и «Средняя
12 Бутырина Е. Эксперты отмечают возрастающую роль газовой промышленности по отношению к производству и потреблению других видов энергии //Панорама. - 2009. - 2 октября; Объем экспорта узбекского газа в соседние страны в 2009 г. существенно снизится // Казахстан сегодня. -2009. - 9 января; Гриб Н, Смирнов Д. «Газпром» тянет трубы к Узбекистану // Коммерсант. - 2009. - 26 января.
13 Объем экспорта узбекского газа в соседние страны в 2009 г. существенно снизится..; Бутырина Е. Эксперты отмечают возрастающую роль газовой промышленности..; Гриб Н., Смирнов Д. «Газпром» тянет трубы к Узбекистану..; Пресс-релиз ОАО «Газпром» от 11.12.09. URL: http:// www.gazprom.ru/press/news/2009/december/article72911
Азия - Бухара - Урал» (САЦ-2). Общая ее мощность14 на территории Узбекистана составляет 54 млрд м3.
Этого объема явно недостаточно для транспортировки все возрастающих объемов центральноазиатского газа. Так, в 2009 г. Узбекистан предлагал России увеличить поставки газа еще на 15 млрд м3 в год, но мощности центральноазиатской газотранспортной системы пока не позволяют этого сделать. Решение этой непростой задачи планировалось осуществить по двум направлениям: строительство Прикаспийского газопровода мощностью 10 млрд м3 газа в год из Туркмении через Казахстан в Россию, а также модернизация существующей трубопроводной системы в 2009-2018 гг., что позволило бы увеличить ее мощность15 на 30 млрд м3.
Однако впоследствии все заинтересованные стороны, в том числе Россия и Узбекистан, пришли к выводу, что более рентабельным и технически менее сложным вариантом будет сооружение на территории Узбекистана нового газопровода объемом 26-30 млрд м3, который пройдет параллельно с САЦ-1 и САЦ-2. При этом существующая система будет модернизирована, но без значительного расширения16.
Сотрудничество России и Узбекистана в сфере энергетики очень важно для обеих стран, однако теперь Москве следует учитывать, что принадлежавшая ей почти 20 лет технологическая монополия на экспорт узбекского газа перестала существовать. В декабре 2009 г. был открыт газопровод Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай, который в 2012-2013 гг. должен достигнуть проектной мощности 40 млрд м3 в год. Однако уже в 2010 г. по нему будет поставлено 13 млрд м3 газа в Китай. Предполагается, что при достижении проектной мощности основной объем газа (30 млрд м3) будет поставляться из Туркменистана, а 10 млрд м3 - из Узбекистана и Казахстана17.
14 Алиев А. Газовая уздечка //Эксперт Online. - 02.09.08. URL: http: // www.expert.ru/articles/2008/09/02.
15 Гриб Н, Смирнов Д. «Газпром» тянет трубы к Узбекистану..; Алиев А. Среднеазиатский газовый козырь //Эксперт Online. - 14.05.07. URL: http:// www.expert.ru/articles/2007/05/14
16 Газовый визит //Эксперт Казахстан. - 2008. - № 35 (182). - С. 4.
17 Габуев А., ГрибН. Предмет многогазового потребления //Коммерсант. -2009. - 15 декабря.
Авиация и космос с узбекским акцентом
Военно-техническое сотрудничество России и Узбекистана стало выходить на новый качественный уровень в 2007 г. Во время проведения Российской национальной выставки в Узбекистане было подписано соглашение о вхождении Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова (ТАПО) в состав российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Это очень важное событие для авиастроительных отраслей обеих стран, поскольку в СССР ТАПО занимало первое место по производству крупнотоннажных самолетов и было одним из ведущих предприятий отрасли.
История предприятия тесным образом связана и с Россией, так как ТАПО было создано в 1941 г. на базе авиационного завода, эвакуированного в Узбекистан из подмосковного г. Химки. В советские годы на предприятии выпускали самолеты Ил-76 и Ил-114, их многочисленные модификации, а также крылья и центропланы для самолетов Ан-124 («Руслан») и Ан-225 («Мрия»).
В мае 1996г. предприятие было преобразовано в акционерное общество. В ноябре 2006 г. ОАК подписала с правительством Узбекистана меморандум о согласовании механизма интеграции ТАПО им. Чкалова и ОАК. Согласно подписанным договоренностям, ОАК получает 50% + 1 акция узбекской компании18.
В 2007 г. Москва и Ташкент также подписали соглашение о создании совместного предприятия «УзРосАвиа» по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24 на базе Чирчикского авиационного ремонтно-механического завода в Узбекистане19.
Однако республика не спешит ратифицировать подписанные соглашения, которые пока остаются только на бумаге.
Россия на безвозмездной основе оказывает Узбекистану помощь в обучении офицерского состава, предоставив более 500 мест в российских военных вузах20.
18 ОАК с узбекским акцентом //Эксперт Online. - 06.02.08. URL: http:// www.expert.ru/news/2008/02/06; Корбут А. Военно-промышленное приращение //Военно-промышленный курьер. - 2008. - 20-26 февраля.
19 Матвеев А. Узбекистан, странный и очень нужный...
20 Там же.
Новым направлением военно-технического сотрудничества двух стран станет исследование космического пространства. Подписанная в сентябре 2008 г. программа включает два основных направления работ: научное и прикладное. Научное предполагает поддержание в рабочем состоянии и развитие объектов космической инфраструктуры международного значения, расположенных на территории Узбекистана. К ним относятся широтный измерительный комплекс «Майданак» и Майданакская астрономическая обсерватория, расположенные в Самаркандской области, а также радиоастрономическая обсерватория на высокогорном плато Суффа в Джизак-ской области Узбекистана.
Прикладное направление предусматривает создание на территории республики комплексной инфраструктуры по приему, обработке и практическому использованию космических систем навигации, космического мониторинга наземной обстановки, картографии, связи и управления. Полученные данные будут использоваться для управления сельским хозяйством и транспортным комплексом республики, создания современных электронных карт, совершенствования градостроительных работ, поиска полезных ископаемых и предупреждения природных катаклизмов в обоих государствах21.
Реализация данной программы будет первым шагом на пути к созданию единого навигационно-информационного пространства СНГ.
Военное сотрудничество
Узбекистан заинтересован не только в военно-техническом, но и в военном сотрудничестве с Россией и готов предоставить ей свои военные базы наряду с членами НАТО.
Так, в ноябре 2007 г. была достигнута договоренность о том, что самолеты истребительной и дальней авиации России смогут использовать узбекскую авиабазу недалеко от г. Навои в случае возникновения форсмажорных обстоятельств. В свою
21 Саидов А. Путин сблизил Ташкент с Москвой // Деловая неделя. -2008. - 5 сентября.
очередь, Россия должна оснастить используемый аэродром аэронавигационной техникой и вооружением ПВО. На постоянной основе на этой базе находятся самолеты Су-27 и МиГ-29, принадлежащие узбекским ВВС и ПВО.
В перспективе в Узбекистане планируется создать региональный штаб центральноазиатской единой региональной системы ПВО в рамках объединенной системы ПВО СНГ. Для этой цели может быть использован узбекский командный пункт ПВО, который базируется на основе командного пункта бывшей 12-й армии ПВО СССР и находится в хорошем состоянии22.
Итак, Узбекистан стремится к сотрудничеству - как с Россией, так и со странами Запада. Но если в экономической и даже военно-технической сфере такая «многовекторность» вполне приемлема и даже предпочтительна для создания здоровой конкуренции, то подобная разнонаправленность в области военного сотрудничества вряд ли допустима.
Это обусловлено тем, что в настоящее время Узбекистан не придерживается нейтральной политики в оборонной сфере, так как является членом Организации договора о коллективной безопасности. Это накладывает на него ряд обязательств, прежде всего, соблюдение «приоритетности союзнических обязательств стран - членов ОДКБ»23.
Безусловно, ОДКБ и НАТО - не противопоставленные друг другу организации, однако их соперничество за геополитическое влияние в ряде регионов мира очевидно. Таким образом, представляется, что участникам ОДКБ следует проводить более избирательную политику в своем военном сотрудничестве со странами НАТО, какой придерживаются и сами члены североатлантического альянса.
22 Корбут А. Военно-промышленное приращение...
23 Декларация государств-членов Организации договора о коллективной безопасности о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности организации (материалы ОДКБ). - Минск. -23.06.06. URL: http: //www.odkb.gov.ru/start/indexpage.htm; Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности (материалы ОДКБ). - Алма-Ата. - 10.02.95. URL: http:// www.odkb.gov.ru/start/indexpage.htm
Некоторые страны ОДКБ практически не ограничивают себя во взаимодействии с НАТО. Так, до недавнего времени на территории Киргизии функционировали две военные авиабазы - российская «Кант» и ее американский аналог «Ганси» (на территории аэропорта г. Бишкека). В 2009 г. американская база была преобразована в Центр транзитных перевозок для транспортировки гражданских грузов, деятельность которого, как оказалось, в реальности не слишком отличается от функционирования военной базы. И это воспринимается как «многовекторность» сотрудничества! В то же время невозможно даже представить мысль о размещении, например, российской военной базы в одной из стран НАТО.
Гуманитарное сотрудничество -путь к взаимопониманию
Важнейшее направление сближения России и Узбекистана - сотрудничество в области образования. Оно способствует не только подготовке высокопрофессиональных кадров для предприятий республики, но и повышению общего уровня среднего и высшего профессионального образования.
Правовой базой взаимодействия государств является соглашение о сотрудничестве в области профессионального образования, подписанное в августе 2005 г.
В рамках его реализации в апреле 2006 г. в Ташкенте состоялась первая в СНГ выставка-презентация вузов России «Российское образование сегодня». Представлены были 15 центральных и региональных образовательных учреждений, готовящих специалистов в области экономики и сервиса, медицины, управления, лингвистики, педагогики, сельского хозяйства, информатики и новых промышленных технологий.
В работе круглого стола на тему «Российско-узбекское сотрудничество в области образования: сегодня и завтра», кроме представителей российских вузов, приняли участие ректоры всех 62 вузов Узбекистана. По итогам проведенных мероприятий было подписано более 50 соглашений о сотрудничестве между вузами двух стран24.
24 О культурно-гуманитарном сотрудничестве (материалы Посольства РФ в Узбекистане). URL: http://www.russia.uz/russian/commonwealth/ gumanitary
Российско-узбекское взаимодействие в сфере образования началось гораздо раньше, чем было подписано официальное соглашение о сотрудничестве, хотя оно и не носило масштабный характер. Важнейшую роль в этом процессе выполняет реализация двусторонних соглашений о нострификации дипломов об окончании вузов и о формировании общего образовательного пространства. Это дает возможность узбекским преподавателям повышать квалификацию, а узбекским студентам - получать образование в России.
Однако в Узбекистане существует возможность получения российского образования, не выезжая за пределы республики. Так, в Ташкенте с 1995 г. функционирует филиал Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. В сентябре 2006 г. в образовательный процесс включился филиал МГУ им. М. В. Ломоносова, где на двух факультетах по дневной форме обучается 100 граждан республики. В 2007 г. открылись представительство Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса и филиал Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина25.
Россия также сотрудничает с Узбекистаном в области среднего образования. Здесь основным направлением является поддержка преподавания русского языка и обучения на нем в узбекских школах. К сожалению, в последние годы количество таких школ значительно сократилось вследствие того, что преподавание в вузах ведется на государственном (узбекском) языке. Это привело к тому, что русский язык лишился сферы функционирования, а большая часть молодого поколения, даже имея высшее образование, практически не говорит по-русски.
Для преодоления этого препятствия, разделяющего русский и узбекский народы, в республике проводятся конференции и семинары для учителей русского языка и литературы, олимпиады и конкурсы по русскому языку для школьников и студентов. Учителя образовательных школ направляются на стажировку в Россию.
25 Россия - Узбекистан (материалы Посольства РФ в Узбекистане). URL: http:// www.russia.uz/russian/commonwealth
Ежегодно более 100 выпускников узбекских школ получают возможность поступить в российские вузы за счет средств федерального бюджета РФ, а в период летних каникул около 200 узбекских детей направляются в учебно-оздоровительные лагеря и экскурсионные поездки по России26.
Но все это - лишь «капля в море». И если в школах и вузах Узбекистана не будут преподаваться хотя бы один или два обязательных предмета на русском языке, то никакого эффекта от предпринимаемых мер не будет, так как не будет стимула для овладения языком в масштабах поколения. Следовательно, для решения проблемы «языкового барьера» необходимы желание и усилия, прежде всего, с узбекской стороны.
***
Итак, в настоящий период Россия и Узбекистан готовы перейти на новый этап сотрудничества, предполагающий более широкий спектр взаимодействия, не ограничивающийся только топливно-энергетической сферой. И здесь главное - сохранение узбекским внешнеполитическим «маятником» в том числе и российского «вектора» движения.
В Издательстве НГТУ вышла монография Г. И. Ханина «Экономическая история России в новейшее время. Т. 2. Экономика СССР и РСФСР в 1988-1991 гг.»
Книгу можно приобрести в книжном киоске (НГТУ корпус 1, 1-й этаж) или заказать по электронной почте в издательстве НГТУ: [email protected]
www.publish.nstu.ru
26 О культурно-гуманитарном сотрудничестве.