Научная статья на тему 'УЙГУРСКОЕ ИЗВАЯНИЕ ИЗ УРОЧИЩА ЧАНАГАШ'

УЙГУРСКОЕ ИЗВАЯНИЕ ИЗ УРОЧИЩА ЧАНАГАШ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тува / археологические памятники / каменные изваяния / уйгуры / Tuva / archaeological sites / stone sculptures / Uighurs

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куулар Аяна Ивановна

В статье рассматривается каменное изваяние, хранящееся в Историко-краеведческом филиале им. Монгуша Буяна-Бадыргы Национального музея Республики Тыва им. Алдан-Маадыр (г. Чадан). Памятник был привезен в музей в 1980-е годы жителем г. Чадан. Изваяние воспроизводит образ человека, держащего сосуд в обеих руках. Характерная поза и атрибуты изваяния датируют памятник уйгурским временем. Первым исследователем изваяния была Л. А. Евтюхова, обнаружившая его в 1940-е г. в урочище Чанагаш, на левом берегу р. Чадан. Изваяние является одним из немногих сохранившихся памятников уйгурской культуры в Туве (VIII–IX вв.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UIGHUR STATUE FROM THE CHANAGASH TRACT

The article deals with a stone statue stored in the Historical and Local History branch named after Mongush Buyan-Badyrgy of the National Museum of the Republic of Tuva named after Aldan-Maadyr (Chadan). The monument was brought to the museum in the 1980s by a resident of Chadan. The statue reproduces the image of a man holding a vessel in both hands. The characteristic pose and attributes of the statue date the monument to the Uighur period. The first researcher of the statue was L. A. Yevtyukhova, who discovered it in the 1940s in the Chanagash tract, on the left bank of the Chadan River. The statue is one of the few surviving monuments of the Uighur culture in Tuva (VIII–IX centuries).

Текст научной работы на тему «УЙГУРСКОЕ ИЗВАЯНИЕ ИЗ УРОЧИЩА ЧАНАГАШ»

УДК 902.2:904(571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2022-96-18-23

УЙГУРСКОЕ ИЗВАЯНИЕ ИЗ УРОЧИЩА ЧАНАГАШ

Куулар А.И.

Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, г. Кызыл, Россия

UIGHUR STATUE FROM THE CHANAGASH TRACT

A.I. Kuular

Tuvan Institute for Humanitarian and Applied Socio-Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia

В статье рассматривается каменное изваяние, хранящееся в Историко-краеведческом филиале им. Монгуша Буяна-Бадыргы Национального музея Республики Тыва им. Алдан-Маадыр (г. Чадан). Памятник был привезен в музей в 1980-е годы жителем г. Чадан. Изваяние воспроизводит образ человека, держащего сосуд в обеих руках. Характерная поза и атрибуты изваяния датируют памятник уйгурским временем. Первым исследователем изваяния была Л. А. Евтюхова, обнаружившая его в 1940-е г. в урочище Чанагаш, на левом берегу р. Чадан. Изваяние является одним из немногих сохранившихся памятников уйгурской культуры в Туве (VIII-IX вв.).

Ключевые слова: Тува; археологические памятники; каменные изваяния; уйгуры

The article deals with a stone statue stored in the Historical and Local History branch named after Mongush Buyan-Badyrgy of the National Museum of the Republic of Tuva named after Aldan-Maadyr (Chadan). The monument was brought to the museum in the 1980s by a resident of Chadan. The statue reproduces the image of a man holding a vessel in both hands. The characteristic pose and attributes of the statue date the monument to the Uighur period. The first researcher of the statue was L. A. Yevtyukhova, who discovered it in the 1940s in the Chanagash tract, on the left bank of the Chadan River. The statue is one of the few surviving monuments of the Uighur culture in Tuva (VIII-IX centuries).

Keywords: Tuva; archaeological sites; stone sculptures; Uighurs

Среди многочисленных археологических памятников Тувы, особое место занимают средневековые каменные изваяния, изображающие людей. Среди них различаются изваяния с сосудом в одной руке, оружием в другой, относящиеся к древнетюркской эпохе и уйгурские изваяния с сосудом в обеих руках. Изображенные предметы на изваяниях -оружие, пояс, сосуд позволяют установить датировку этих памятников. Так, предметы, найденные в погребениях данных периодов идентичны изображенным предметам на изваяниях.

Первым исследователем, выделившим особую группу уйгурских изваяний Тувы, был Л.Р. Кызласов. Он отметил, что уйгурские изваяния представляют собой объемные скульптуры и обладают специфическими чертами. Они, как правило, обращены лицом на восток, устанавливались одиночно, вне каменных сооружений и оградок. Изображаемый держит в обеих руках сосуд. На многих из них показаны характерные для уйгурского периода реалии: головные уборы типа

неглубоких шапок с клапанами, прически в виде одной косы, пояса с несколькими привесками, сосуды с округлым или овальным туловом, горловиной и поддоном [1].

В Историко-краеведческом филиале им. Монгуша Буяна-Бадыргы Национального музея Республики Тыва им. Алдан-Маадыр находится тщательно изготовленное полнофигурное изваяние (рис. 1). По информации сотрудников музея, изваяние лежало на пустыре рядом с г. Чадан. Его подобрал местный житель и привез в музей города в 1980-е г. Памятник представляет собой человека, держащего сосуд в обеих руках. Композиция изваяния указывает на его принадлежность к памятникам уйгурского периода.

Поскольку изваяние является одним из немногих сохранившихся памятников уйгурской культуры в Туве (УШ-К вв.), нами была проведена работа по установлению первоначального местонахождения и имени первооткрывателя памятника.

Рис. 1. Изваяние в Историко-краеведческом филиале г. Чадан

Изваяние вместе с двумя другими было обнаружено в 1940-е годы Л.А. Евтюховой в урочище Чанагаш [2]. Примечательно, что два других изваяния ранее фиксировались А.В Адриановым в 1881 г., И.Р. Аспелиным в 1887 г., С Р. Минцловым в 1914 г., однако рассматриваемое нами изваяние ими не было обнаружено. Так, только в 1940-е

годы его обнаружила и зарисовала Л.А. Евтюхова (рис. 2). В местонахождении исследовательница указала, что изваяние было расположено в 1 км от двух других и было обращено лицевой стороной на восток. На рисунке Л.А. Евтюховой изваяние зафиксировано без разрушений в верхней части (рис. 2).

Рис. 2. Рисунок Л.А. Евтюховой, 1952

Повреждены лишь пальцы левой руки изображаемого и часть сосуда. Возможно, левая сторона лица и другие части изваяния были повреждены во время транспортировки памятника из

первоначального места.

Изваяние изготовлено из светлосерого гранита. Высота составляет 97 см. На голове изваяния передан головной убор в виде неглубокой шапки с клапанами. Особо реалистично показаны детали лица -брови совмещены с носом, глаза изображены со зрачками, над ртом переданы волнистые усы. В нижней части изображен богатый пояс с сердцевидными прорезями и несколькими привесками. В руках изображаемый держит сосуд с округлым туловом, горловиной и поддоном.

Смену изобразительной традиции (древнетюркские изваяния - сосуд в одной руке, оружие в другой) многие исследователи объясняют с приходом уйгуров на территорию Тувы и распространением новой религии -манихейства. В манихействе душа умершего уходила на небо при наличии сосуда, в связи с чем связано изображение данного атрибута на изваяниях. Учение

проповедовало воздержание от пышных одежд и роскошной жизни, поэтому на изваяниях отсутствуют элементы верхней одежды и украшений, которые обычно изображались на древнетюркских изваяниях. Отсутствие оружия, в соответствии с учением Мани, объясняется доктриной ненасилия [3].

Относительно древнетюркских

изваяний большинство исследователей придерживаются единого мнения о том, что изваяния изображали умерших воинов. О происхождении уйгурских изваяний существует несколько точек зрения. По Л.Р. Кызласову памятники устанавливались в честь наиболее отличившихся героев [1]. Я.А. Шер отмечал, что фигуры с сосудом в обеих руках относятся «к изображениям чиновной аристократии, людей, близких к правящей военной верхушке, но не занимающихся непосредственно военным делом» [4]. Д.Г. Савинов предположил, что изваяния с сосудом в обеих руках могли устанавливаться в то же время, что и изваяния с сосудом в одной руке и оружием. Изваяния могли изображать чиновников [5].

Таким образом, первым

исследователем изваяния из урочища

Чанагаш была Л.А. Евтюхова. К вопросу о назначении изваяния, мы склоняемся к мнению Л.Р. Кызласова о том, что изваяние передает образ отличившегося героя. Два других обнаруженных изваяния по изобразительной традиции также относятся к уйгурской эпохе. Нам удалось установить их современные местонахождения. В настоящее время одно изваяние находится во дворе Тувинского института гуманитарных и прикладных исследований

Рис. 3. Изваяние в ТИГПИ

Библиографический список 1. Кызласов, Л. Р. Культура древних уйгур (VIII-IX вв.). // Степи Евразии в эпоху Средневековья. Серия: Археология СССР. - Москва, 1981. - С. 52. - Текст : непосредственный.

(рис. 3), другое экспонируется в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва (рис. 4). По-видимому, изваяния оставались на первоначальном месте - в урочище Чанагаш - до 1950-х г. В период масштабных экспедиций в 1960-70-е гг. в Туве, изваяния были «разлучены»: одно было привезено в ТИГПИ, второе - в Национальный музей, каким образом рассматриваемое изваяние оказалось на пустыре г. Чадан остается загадкой.

2. Евтюхова, Л. А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии // МИА. -Москва, 1952. - № 24. - С. 87. - Текст : непосредственный.

3. Ермоленко, Л. Н. Манихейство и скульптура уйгурского периода Тувы

Рис. 4. Изваяние в Национальном музее им. Алдан-Маадыр

// Проблемы исторической интерпретации археологических и этнографических источников Западной Сибири. - Томск: ТомГУ, 1990. - С. 123124. - Текст : непосредственный.

4. Шер, Я.А. Каменные изваяния Семиречья. - Москва-Ленинград, 1966. -С. 58. - Текст : непосредственный.

5. Савинов, Д. Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. - Ленинград, ЛГУ, 1984. - С. 74. - Текст : непосредственный.

References

1. Kyzlasov L. R. Kul'tura drevnih ujgur (VIII-IX vv.). [Culture of the ancient Uighurs (VIII-IX centuries)]. Stepi Evrazii v jepohu Srednevekov'ja. Serija: Arheologija SSSR [Steppes of Eurasia in the Middle Ages. Series: Archeology of the USSR]. Moscow, 1981. P. 52. (In Russian)

2. Evtyukhova L. A. Kamennye izvajanija Juzhnoj Sibiri i Mongolii [Stone sculptures

of Southern Siberia and Mongolia]. MIA. Moscow, 1952. No. 24. P. 87. (In Russian)

3. Ermolenko L. N. Manihejstvo i skul'ptura ujgurskogo perioda Tuvy [Manichaeism and sculpture of the Uighur period of Tuva]. Problemy istoricheskoj interpretacii arheologicheskih i jetnograficheskih istochnikov Zapadnoj Sibiri [Problems of historical interpretation of archaeological and ethnographic sources of Western Siberia]. Tomsk, Tomsk State University Publ.. 1990. P. 123-124. (In Russian)

4. Sher Ya.A. Kamennye izvajanija Semirech'ja [Stone sculptures of Semirechye]. Moscow-Leningrad, 1966. P. 58. (In Russian)

5. Savinov D. G. Narody Juzhnoj Sibiri v drevnetjurkskuju jepohu [Peoples of Southern Siberia in the ancient Turkic era]. Leningrad, Leningrad state University Publ., 1984. P. 74. (In Russian)

Куулар Аяна Ивановна, научный сотрудник отдела археологии и этнографии, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, г. Кызыл, e-mail: amphitrida@mail.ru

Ayana I. Kuular, Researcher of the Department of Archeology and Ethnography, Tuvan Institute of Humanities and Applied Socio-Economic Research, Kyzyl, Russia, e-mail: amphitrida@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.