Научная статья на тему 'UY-JOY KOMMUNAL XO‘JALIKLARIDA SERVIS XIZMATLARINING SAMARADORLIGI'

UY-JOY KOMMUNAL XO‘JALIKLARIDA SERVIS XIZMATLARINING SAMARADORLIGI Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жилищно-коммунальное хозяйство / оказание услуг / эффективность / реформы / социальная служба / сервисные услуги / формирование услуг / механизмы / экономические показатели.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлдошева Ш.А.

В данной статье описаны деятельность жилищно-коммунальных предприятий, роль служб, виды услуг, повышение эффективности в коммунальных предприятиях, экономические показатели, их основные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «UY-JOY KOMMUNAL XO‘JALIKLARIDA SERVIS XIZMATLARINING SAMARADORLIGI»

UDK: 33.658.(75) 6.63

Юлдошева Ш.А., д.э.н.ф. (PhD)

и.о. доцента «Инновационная экономика»

КарИЭИ

UY-JOY KOMMUNAL XO'JALIKLARIDA SERVIS XIZMATLARINING SAMARADORLIGI

Аннотация. В данной статье описаны деятельность жилищно-коммунальных предприятий, роль служб, виды услуг, повышение эффективности в коммунальных предприятиях, экономические показатели, их основные направления.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, оказание услуг, эффективность, реформы, социальная служба, сервисные услуги, формирование услуг, механизмы, экономические показатели.

Yuldosheva Sh.Adoctor of economics (PhD)

acting associate professor "Innovative Economy" KarIEI

EFFICIENCY OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Abstract. This article describes the activities of housing and communal enterprises, the role of services, types of services, improving efficiency in public utilities, economic indicators, their main directions.

Key words: housing and communal services, provision of services, efficiency, reforms, social service, services, formation of services, mechanisms, economic indicators.

Мы рассмотрели объективную необходимость повышения качества обслуживания в жилищно-коммунальном хозяйстве и его улучшение в условиях цифровой экономики. Поэтому для повышения качества и эффективности оказания услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве, прежде всего, проанализируем методику оценки уровня предоставляемых коммунальных услуг в городе и других местах.

Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, с учетом внешних и внутренних факторов развития, в целях повышения качества услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве города и других населенных пунктов необходимо, прежде всего, оценить его нынешнее состояние и разработать метод улучшения его качества необходим.

Для этого важны показатели развития обслуживающих предприятий в жилищно-коммунальных хозяйствах. Выделение государственных средств здесь также является важным ресурсом. Анализируя с точки зрения оценки эффективности сервисных предприятий в жилищно-коммунальных хозяйствах, наиболее актуальной проблемной областью является формирование единых методов, во-первых, экономии средств, направляемых на поддержку сервисного обслуживания в жилищно-коммунальных хозяйствах. во-вторых, это приводит к убеждению, что это оценка эффективности повышения качества обслуживания.

Одной из проблем, стоящих перед руководством предприятий сферы обслуживания в жилищно-коммунальных предприятиях, является создание цифровизированных и экономически обоснованных методов оценки.

Под эффективностью управления понимается правильное использование всех видов ресурсов: материальных, трудовых и финансовых. Поэтому необходимо комплексно подходить к оценке эффективности управления на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. Углубленный анализ и оценка роли сферы услуг на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении занятости населения эффективными методами направлены на повышение занятости населения в отрасли и выявление возможностей, имеющихся в этой важной работе, и на эта основа состоит в разработке научно обоснованных предложений и рекомендаций для производства.

Результаты анализа сферы услуг в разделе вышеуказанных показателей показывают, что уровень занятости в Узбекистане увеличился с 41, 1% до 59, 3% в 2017-2021 годах, то есть за этот период он увеличился в 18, 2 раза, а занятость экономики показало, что вклад населения, занятого в сфере обслуживания, в жилищно-коммунальные хозяйства существенно увеличился. В Кашкадарьинской области этот показатель увеличился в 9, 1 раза. Если в 2017 году доля занятых в сфере услуг в численности занятых в экономике составляла 49, 8 процента, то к 2021 году она составит 58, 9 процента (табл. 1). Но этот показатель все еще значительно ниже уровня экономически развитых стран. В США и странах Европы доля сферы услуг в занятости населения составляет 70 процентов. Поэтому в Узбекистане открываются широкие возможности для развития сферы услуг, повышения ее роли в обеспечении занятости населения страны.

Исследования показали, что численность занятых в сфере обслуживания в жилищно-коммунальных хозяйствах имеет тенденцию к снижению. Например, в 2017 году на одного работника, занятого в сфере услуг, приходилось 6 и 3 населения страны. К 2021 году этот показатель составил 7 и 4 человека. Как мы уже упоминали выше, можно сделать вывод, что чем меньше численность населения страны на одного работника в сфере услуг, тем более развита эта сфера. Прежде всего, повысится качество предоставляемых услуг и появится возможность более полно

удовлетворить потребности населения. С другой стороны, увеличится занятость населения в сфере услуг и объем создаваемых ими услуг.

На наш взгляд, в целях повышения качества оказания услуг в жилищно-коммунальных хозяйствах основное внимание следует сосредоточить на повышении эффективности управления предприятиями сферы обслуживания жилищно-коммунальных хозяйств. Это важное исследование как с научной, так и с практической точки зрения. Потому что в условиях множества различных форм собственности необходимо учитывать не только современное управление производственным процессом, но и реализацию продукции и услуг. Поэтому уместно учитывать внешнюю среду при оценке эффективности современного менеджмента. Потому что конечные результаты системы управления отражаются в процессе вне производства. Исходя из вышеизложенного, эффективность современного менеджмента можно оценить по следующим направлениям:

экономическое обоснование оценки и постановки целей; определение критериев выбора значений экономических показателей; сравнительная оценка цели оказания услуги с потребностью в видах продукции;

сравнительная оценка конечных результатов и задач обслуживания; В последние пять лет строительство жилья в Узбекистане и регионах ведется быстрыми темпами. По результатам исследования динамика жилищного строительства в Кашкадарьинской области год от года увеличивалась и в 2021 году составила 1387, 4 тыс. м2. Это рост на 207, 7 тыс. м2 или 117, 6% по сравнению с 2017 годом, в том числе в городской местности - 407, 0 и 108, 74%.

Как мы обсуждали в предыдущем параграфе, метод цифровизации используется для оценки эффективности современного менеджмента. С их помощью определяют, каким должен быть экономический эффект по отношению к управленческим затратам. Естественно, если экономическая эффективность выше затрат в процентном соотношении, это означает достижение экономической эффективности. В связи с этим мы рассмотрели методы моделирования различных видов оценки эффективности управления.

С помощью схемы оценки услуг в предприятиях ЖКХ государственные органы получат возможность более эффективно распределять формы поддержки. Разработанные критерии позволяют сделать комплексные выводы о социально-экономической и инновационной привлекательности объекта ЖКХ и частного бизнеса для государственной поддержки.

Внедрение элементов управления результатами деятельности в области государственной поддержки развития сферы обслуживания

жилищно-коммунальных хозяйств. критерий, описывающий его эффективность.

В современных экономических условиях рассчитываемые с периодичностью и статистической точностью показатели эффективности государственной поддержки характеризуют состояние и развитие коммунального хозяйства.

Таким образом, была разработана схема оценки бизнеса на основе расчета комплексного критерия эффективности государственной поддержки каждого объекта ЖКХ. Полученная комплексная информация позволяет оценить эффективность государственной поддержки ЖКХ.

В связи с этим нами разработан интегральный критерий эффективности государственной поддержки оказания услуг на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, который, на наш взгляд, преодолевает недостатки существующих методов оценки эффективности.

Заключение, на основе исследования формируются основные результаты, содержащие элементы повышения научных результатов, и делается ряд предложений для их практической проверки. Исследование теоретических аспектов оценки эффективности государственной поддержки ЖКХ позволило определить соотношение уровня социально -экономических и инновационных результатов объектов коммунального хозяйства к уровню бюджетных расходов, что определяет теоретико-методологическая основа формирования комплексного подхода к оцениванию.

Процесс комплексного подхода к оценке эффективности государственной поддержки коммунальных услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве основан на предлагаемой концепции, для каждой из которых разработана дифференцированная системная форма, отвечающая важнейшим функциям коммунальных услуг для экономики страны. и применяется к этой области.

Использованные источники:

1. Указ №ПФ-60 Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы»

2. Указ № ПФ-5052 от 24 мая 2017 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности работы органов труда».

3. Мухаммедов М. и др. «Теоретические основы развития сферы услуг и туризма» - С.: Зарафшон 2017. - С. 299.

4. Пастухов А.Л. Ускорение развития сферы услуг как необходимое условие модернизации экономики. //Экономика и экономические науки. 2012, № 20. -С.80-85.Юлдошева Ш.А. Жилищно-коммунальная система и ее роль в повышении жизненных стандартов "Экономика и социум" jurnali, №12 (79) 2020 www.iupr.ru

5. Юлдошева Ш.А. «Роль сервисных услуг на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и возможности повышения их эффективности» журнала «Бизнес-эксперт», выпуск № 2, 2021 г., стр. 66-70.

6. Юлдошева Ш.А. Принципы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Узбекистана. Журнал «Инновационные технологии». Спецвыпуск 2021 г. стр. 103-109.

7.Курбанов А.Б. РОЛЬ УСЛУГ В АГРАРНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ // Экономика и социум. 2023. №4-1 (107). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-uslug-v-agrarnom-predprinimatelstve (дата обращения: 24.10.2023).

8.Самиева Г. Т., Очилова М. Т. ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И НАРАЩИВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ //Экономика и социум. - 2022. - №. 12-1 (103). - С. 895-901.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.