Научная статья на тему 'Увеличение товарности сельского хозяйства в эпоху промышленного переворота в России'

Увеличение товарности сельского хозяйства в эпоху промышленного переворота в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1030
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / МЕХАНИЗАЦИЯ / MECHANIZATION / АГРАРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ / AGRARIAN REVOLUTION / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / INDUSTRIALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Алексей Владимирович

В статье рассмотрены проблемы генезиса предприятий, ориентировавшихся на сбыт механизмов для земледелия и обработки сельскохозяйственной продукции, в Российской империи в пореформенный период. Используемый автором номотетический подход позволил выявить общие закономерности модернизации сельского хозяйства в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses genesis of enterprises specializing in selling machines for agriculture and processing agricultural produce in the Russian empire after reforms. The nomothetic approach used by the author allows him to identify general laws of modernizing agriculture in the said period.

Текст научной работы на тему «Увеличение товарности сельского хозяйства в эпоху промышленного переворота в России»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Канд. ист. наук А. В. Кузнецов

УВЕЛИЧЕНИЕ ТОВАРНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В РОССИИ

В статье рассмотрены проблемы генезиса предприятий, ориентировавшихся на сбыт механизмов для земледелия и обработки сельскохозяйственной продукции, в Российской империи в пореформенный период. Используемый автором номотетический подход позволил выявить общие закономерности модернизации сельского хозяйства в рассматриваемый период.

Ключевые слова и словосочетания: сельское хозяйство, механизация, аграрный переворот, индустриализация.

Развитие товарного производства все более втягивало дореформенную Россию в систему мирового капиталистического рынка. Внешняя торговля стала приобретать новое содержание и значение для экономики страны. Сельскохозяйственная продукция составляла основную статью российского экспорта. Повышение спроса на хлеб со стороны внутреннего и внешнего рынков остро ставило вопрос о повышении товарности сельскохозяйственной продукции.

Главным источником повышения доходности помещичьего хозяйства было все большее увеличение эксплуатации крестьянства. Попытки поднять товарность сельского хозяйства в рамках барщинной системы приводили к массовому урезанию крестьянских наделов и всемерному увеличению барской запашки, сроков барщинных дней, установлению «норм выработки» и т. д.

По свидетельству экономиста А. П. Заблоцкого-Десятовского, в 1840 г. барская запашка в ряде губерний в два раза превышала крестьянский надел1. В мелкопоместных имениях широкое распространение получила так называемая месячина как одно из средств интенсификации барщины путем полной экспроприации крепостного крестьянства, лишенного земли и орудий производства. Такое положение дел удовлетворяло далеко не всех. Существовал и другой путь интенсификации аграрного сектора экономики, ориентирующийся на техническую реконструкцию сельскохозяйственного производства. Альтернативой хозяйства, основанного на крепостническом укладе, для помещиков-новаторов, основавших свое хозяйство на принципах свободного предпринимательства, была аграрная механизация.

Повышение интереса со стороны помещиков к технике выражалось в организации и быстром росте сельскохозяйственных обществ. С 1819 по 1839 г. в России было создано свыше 10 таких обществ, имевших свои печатные органы, земледельческие школы, выставки, семенные и машинные депо2. В хлебородных губерниях (Орловской, Тульской, Рязанской, Курской, Ниже-

1 См.: Заблоцкий-Десятовский А. П. Граф П. Д. Киселев и его время. - СПб., 1882. - Т. 4.

2 Там же.

городской, Тамбовской, Саратовской, Симбирской, Черниговской, Полтавской и пр.), где урожаи были так велики, что хозяева не успевали обмолотить собранный хлеб за зиму, признавалось не только полезным, но и необходимым употребление в хозяйстве молотилок. Это утверждение справедливо и в отношении хозяйств, в которых крестьяне занимались отхожим промыслом, а потому не могли быть задействованы для обмолота зимой1.

Увеличение товарности отечественного сельского хозяйства тесно связано с зарождением в России специализированных заведений, осуществлявших сбыт сельскохозяйственных машин. Начальный этап развития сельскохозяйственного машиностроения, в особенности 40-е гг. XIX в., у исследователей получил название «эпохи молотилки» вследствие доминирования этого агрономического орудия на полях, в экспозициях и на страницах газет и журналов.

В основу всех русских конструкций легла шотландская молотильная машина, действующая посредством водяного или конного привода, которая употреблялась с 1732 г., когда на нее была взята привилегия неким шотландским дворянином М. Мензисом2. Однако заимствование этой конструкции шло с учетом российской природной и техногенной среды. Усовершенствованная машиностроительная база и металлургический комплекс, а также развитая транспортная сеть Великобритании позволяли применять в устройстве молотилки большое количество тонкостенных чугунных составных элементов, обусловливающих большую точность в работе, но требующих аккуратности в обслуживании.

Русские заказчики, стесненные неразвитостью в стране сети металлургических, машиностроительных и ремонтных заведений, а также тяжелыми дорожными условиями, требовали у конструкторов упрощения механизмов, замены металлических деталей деревянными с таким расчетом, чтобы каждый плотник сумел починить, а по возможности и изготовить заново вышедшую из строя деталь молотилки. В тех случаях, когда заменить материал наиболее подверженных износу деталей не представлялось возможным, старались делать их более массивными, что должно было означать гарантию от поломок вследствие обслуживания недостаточно квалифицированными механиками и интенсивной тряски во время доставки машины заказчику.

Первое в России предприятие по производству усовершенствованных агрономических орудий и машин было основано англичанином Х. Вильсоном в 1802 г. Построенная им в Москве мастерская специализировалась главным образом на изготовлении молотилок, но не имела промышленного успеха, и ее производство не превышало суммы около 20000 рублей в год.

В 1809 г. начал делать молотилки с конным приводом медынский помещик, член Московского общества сельского хозяйства Г. Махов. Особого внимания заслуживает варшавский завод Лильпопа, Рау и Левенштейна, который первым начал производство земледельческих машин и орудий в больших

1 См.: Заблоцкий-Десятовский А. П. Граф П. Д. Киселев и его время.

2 См.: Каменский Г. Земледельческая выставка в честере // Вестник промышленности. - 1858. -Т. II. - № 4.

размерах. Это заведение, основанное в 1818 г. в Варшаве, занималось постройкой не только агрономической техники, но и различного фабричного оборудования. На год позже появилось механическое заведение «Вечерики» в местечке Кржива Гродненской губернии. Основной продукцией его, по свидетельству В. В. Черняева, были машины для суконных фабрик, хотя оно и считалось предприятием сельскохозяйственного машиностроения1.

В 1831 г. был основан завод Николая и Ивана Бутенопов. Братья обучались изготовлению сельскохозяйственных машин на предприятии отца в Гол-штинии. Однако сбыт продукции этого заведения в столь малой стране был очень незначительным. Поэтому Бутенопы решили перебраться в Россию, где продукты земледелия были главными статьями экспортной торговли, а следовательно, можно было ожидать повышенного внимания к их продукции. В 1830 г. они переселяются в Россию, где обнаруживают полный простор действиям вследствие малой конкуренции. По словам самих заводчиков, до них «только в некоторых поместьях занимались устройством молотилен и веяль-ных машин старой шотландской конструкции, из которых веялки были почти совершенно неудобны»2.

В 1832-1834 гг. это предприятие выпустило 650 веялок, 112 молотилок, 78 маслобоек, 72 соломорезки, 13 паточных машин. Стоимость молотилки у Бутенопов в среднем составляла около 500 рублей серебром. В первую очередь завод Бутенопов служил интересам крупных землевладельцев. Для того чтобы последние охотней покупали товар фирмы, предприниматели соглашались обучать механическому искусству крепостных крестьян, присылаемых помещиками. На основании приказа министра государственных имуществ П. Д. Киселева от 16 апреля 1846 г. им были отданы на обучение несколько мальчиков из семей казенных крестьян3.

В 1837 г. в состав рабочего коллектива заведения входило 50 кузнецов, 30 слесарей, 70 столяров, 70 плотников и 40 находившихся в учении крепостных крестьян. Как видим, по количеству рабочих предприятие можно отнести к фабрике средней руки. Единственное, кого не хватало - механиков, хотя сами основатели были неплохими конструкторами. В период с 1831 по 1845 г. ими было продано орудий и машин на сумму 3,5 млн рублей ассигнациями, что соответствовало в переводе на серебряный эквивалент в последующем 991666 рублям, годовой оборот достигал в пятилетие 1835-1840 гг. в среднем до 300000 рублей ассигнациями (85000 рублей серебром), а с 1840 по 1845 г. по причине увеличения конкуренции как отечественных машиностроительных предприятий, так и импортного предложения он упал до 71000 рублей сереб-

4

ром в год .

Бутенопы занимались самостоятельной конструкторской деятельностью. Более мелкие машиностроительные предприятия, такие как, например, заведение Бибикова, заимствовали у них типы машин для рекламы своей дея-

1 См.: Черняев В. В. Русское сельскохозяйственное машиностроение (из путевых заметок). -СПб., 1881.

2 РГИА. - Ф. 398. - Оп. 12. - Д. 4040. - Л. 17.

3 РГИА. - Ф. 383. - Оп. 9. - Д. 7906. - Л. 3.

4 РГИА. - Ф. 398. - Оп. 12. - Д. 4040. - Л. 18.

тельности и прямо заявляли в прейскурантах, что изготовленные ими механизмы являются бутеноповской конструкцией.

Несмотря на то, что молотилки Бутенопов имели популярность, увеличению сбыта этой продукции мешала «затруднительная перевозка в отдаленные места» и финансовые затруднения заводчиков. Для разрешения этих проблем министр финансов условился с ними о выделении им ссуды из казны, с тем чтобы они упрочили капитал своего московского заведения, а также учредили филиалы в Симбирске, Харькове и «где назначено будет». В письме Н. С. Мордвинову от 28 апреля 1836 г. Е. Ф. Канкрин упомянул о том, что братьям Бутенопам ссуда была выдана в размере 70000 рублей1.

В 1840 г. в с. Штейндорф под Луганском помещик О. И. Шуман организовал свое механическое заведение для изготовления молотилок, которых произвел за три года с момента основания 106 единиц2. Молотильные машины О. И. Шумана, в отличие от многих, изготавливались с большим применением металла в конструкции. После доставления машин заказчику они собирались на месте в недельный срок. Успешной сборке способствовало наличие подробной инструкции. Также можно было выписать профессионального установщика, поденная плата которого устанавливалась в сумме 50 копеек серебром. Оплата стоимости машины, изготовленной в заведении Шумана, происходила следующим образом: первая половина суммы выплачивалась при заказе, другая половина - при отпуске готовой машины из заведения3.

Начиная с 40-х гг. XIX в. возросший интерес к сельскохозяйственным машинам потребовал от Департамента сельского хозяйства Министерства государственных имуществ собрания и систематизации сведений о существующих в России фабриках, изготовляющих земледельческие орудия и машины. Директор Департамента А. Заболоцкий отправил всем известным тогда предпринимателям, занимающимся фабрикацией агрономических машин, письма, в которых обязал их доставить в департамент описания принадлежащих им заведений. Это требование было вызвано тем, что правительство стремилось координировать усилия различных организаций «для распространения в России сведений о приготовлении улучшенных земледельческих орудий и машин и для большего ознакомления с ними хозяев, нуждающихся в приобретении разных орудий и машин и затрудняющихся в выборе мест для таковых приоб-

„ 4

ретений» .

По данным Департамента мануфактур и внутренней торговли, на 1 января 1847 г. в империи действовало 9 заведений сельскохозяйственного машиностроения: в Московской губернии - 5, в Санкт-Петербургской губернии - 1, в Черниговской губернии - 2, в Полтавской губернии - 1.

Одним из аспектов деятельности отечественных предпринимателей первой половины XIX в. являлись их занятия в области, формирующей довольно обширные механические заводские комплексы. Наиболее популяризированной в данном ракурсе была деятельность С. И. Мальцова, связанная с развити-

1 РГИА. - Ф. 994. - Оп. 2. - Д. 669. - Л. 19-23.

2 Там же.

3 РГИА. - Ф. 383. - Оп. 9. - Д. 7906. - Л. 5-5об, 7.

4 РГИА. - Ф. 383. - Оп. 9. - Д. 7906. - Л. 6-7.

ем отечественного свеклосахарного производства1. Именно благодаря ему в России появляются предприятия машинного свеклосахарного производства.

В первой половине XIX в. Людиновский завод Мальцовых был одним из немногих предприятий, где изготавливался «полный состав снарядов для свеклосахарного производства: паровые машины, паровики, котлы с двойным дном и змеевиками, аппарат Говарда и др.»2. На этом же предприятии выпускалась львиная доля всех гидравлических прессов для свеклосахарных заводов (9/10).

Весьма активно занимались предпринимательством в свеклосахарной отрасли и другие горнозаводчики. Одним из наиболее крупных и одновременно передовых предприятий был завод Шепелева. В 1856 г. на нем было занято 300 рабочих и было произведено продукции на сумму 27000 рублей. В отличие от мальцовских свеклосахарных заводов, оснащенных оборудованием Людиновского завода, Шепелев все машины и аппараты выписал с механического предприятия Жакета, пользующегося известностью в Северной Франции, где их производство достигло высокого уровня. Кроме того, был заключен контракт с французским же мастером Верманом, осуществлявшим руководство «механической и химической частью завода»3.

Наиболее интересным предприятием этой отрасли производства в рассматриваемый период был Городищенский свеклосахарный завод. В 1841 г. граф М. С. Воронцов заключил контракт на 23 года и 9 месяцев с почетными потомственными гражданами К. М. Яхненко и Ф. С. Симиренко на аренду его пустопорожней земли близ местечка Городище с целью основания предприятия механического сахароварения. Из условий контракта следует, что под заводскую усадьбу отводится 150 десятин земли при условии ежегодной арендной платы размером 500 рублей серебром. В условиях контракта также значилось выделение предпринимателям 200 десятин земли под посев свекловицы, 960 десятин леса для строительных материалов и топлива и т. д.

Заводчики в короткое время вложили в свое предприятие несколько сот тысяч рублей серебром, в результате чего оно выросло в одно из крупнейших в своем роде. В отличие от многих свеклосахарных заводов здесь не было расчета на закабаление помещичьих крестьян, не было какой-либо принудительности в организации труда. Заводские рабочие работали на условиях свободного найма. Крестьяне, поставлявшие на завод свекловицу, также вознаграждались за свой труд .

Все станочное оборудование завода производилось в механической мастерской и чугунолитейной. Здесь три паровые машины общей мощностью 35 л. с. приводили в действие 9 строгальных, 16 токарных и 5 сверлильных

1 Подробнее см.: Арсентьев Н. М., Макушев А. А. Хрустальные короли России. Предпринимательская деятельность и промышленное хозяйство Мальцовых в ХУШ-Х1Х веках. - М., 2001.

2 Мерцалов А. Взгляд на свеклосахарную промышленность в России // Журнал мануфактур и торговли. - 1853. - Ч. 1. - № 1-3. - С. 97.

3 См.: Арсентьев Н. М., Макушев А. А. Хрустальные короли России. Предпринимательская деятельность и промышленное хозяйство Мальцовых в ХУШ-ХГХ веках.

4 См.: В-к-в А. Городищенский свеклосахарный завод потомственных почетных граждан К. М. Яхненка и Ф. С. Симиренка // Вестник промышленности. - 1858 - Т. I. - № 2.

станков, паровой молот, два воздуходувня с 14 кузнечными горнами и две вагранки. В трех особых отделениях производилась отливка и выделка из меди и железа «принадлежности к паровым машинам». В отличие от многих «передовых» металлургических предприятий в фабричные цеха было проведено освещение. Для этого построили еще одно полутораэтажное здание - газовую, где из каменного угля вырабатывали осветительный газ1. Транспортировка продукции по Днепру до Кременчуга совершалась на изготовленном в механической мастерской завода пароходе.

Свеклосахарная промышленность давала стимул к развитию прочим отраслям, особенно образованию машиностроительных заведений в более или менее значительных размерах, для поддержки в исправности оборудования заводов. Заводские же механики и техники оказывали немаловажное влияние на техническое развитие крестьян, прежде всего в отношении к понятиям о земледелии. Впрочем, все это, по мнению многих исследователей, не относится к тем свеклосахарным заводам, труд в которых основан на принудительной барщинной системе.

Проблему крепостного права ставили во главу угла всех неудач экономического роста России на протяжении первой половины XIX в., еще с дореформенного периода и позже2. К примеру, редакция «Вестника промышленности» высказывала по этому поводу буквально следующее: решением крестьянского вопроса «развязывается узел, которым... захватываются все стороны нашей жизни, .совершенно пересоздается сама жизнь внутренняя, и все подробности жизни хозяйственной, промышленной, торговой, и даже административного порядка»3.

Этот постулат можно проверить с помощью статистики товарности земледельческого производства в Европейской России. В начале XIX в. товарность земледелия составляла примерно 9-12% валового сбора хлеба, что соответствовало около 2,24 млн тонн общей массы товарного хлеба. К моменту отмены крепостного права товарность возросла вдвое и достигла приблизительно 18%, что составляло массу хлеба в 5,6 млн тонн4. Из них около 1,8 млн тонн было перевезено по речным путям. В принципе, такая интенсификация товарного производства хлеба действительно наводит на мысль о приоритетности процесса отмены крепостного права в развитии структурных элементов индустриального ряда.

Вместе с тем архивный источник дает информацию, которая несколько умаляет значение этого процесса для системы сельскохозяйственного машиностроения. Действительно, увлечение машинами в период 1861-1865 гг. достигает небывалых размеров. В этот период открывается не только несколько новых заводов сельскохозяйственного машиностроения, но и множество не-

1 См.: В-к-в А. Городищенский свеклосахарный завод потомственных почетных граждан К. М. Яхненка и Ф. С. Симиренка.

2 См.: Черняев В. В. Настоящее положение сельскохозяйственного машиностроения и его нужды. - СПб., 1879.

3 Обозрение промышленности и торговли в России // Вестник промышленности. - 1860. - Т. I. -№ 1. - С. 1-2.

4 Ковальченко И. Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. - М., 1967.

больших мастерских, изготовлявших по заграничным образцам самые разнообразные машины. Однако многим предприятиям вскоре пришлось приостановить свою деятельность, поскольку они действовали «нисколько не сообразуясь с требованием рынка и условиями русского хозяйства». При этом не надо забывать, что описанные события происходили в период беспошлинного ввоза импортных машин1.

Как и в предыдущий период, сбыт продукции машиностроительных предприятий серьезно тормозился всеобщей необустроенностью путей сообщений. Только с конца 60-х - начала 70-х гг. XIX в. в интересах сельского хозяйства развернулось массовое строительство железнодорожных линий на концессионных началах. В этот период земледельческие районы начали связываться с главными потребителями товарного хлеба внутри страны, т. е. с промышленными районами, а также с портовыми городами, откуда сельскохозяйственная продукция шла на экспорт. Именно с этого времени специфика строительства железнодорожных линий отошла от принципа оперативного развертывания войсковых частей к учету экономических потребностей страны. Такой переворот во взглядах обеспечивал не только интенсификацию товарной перевозки хлеба, но и облегчение доставки усовершенствованных орудий труда от производителя к заказчику.

В свою очередь этот фактор благоприятно отражался на процессе модернизации сельского хозяйства, а следовательно, и на росте товарности земледелия. Отправка хлебных грузов по железнодорожным и водным путям в период 1909-1913 гг. составляла в среднем в год около 24 млн тонн2. Именно в этот период наблюдается массовое производство в России качественно иного привода для сельскохозяйственных орудий - паросилового, эффективность которого несравнима с конным приводом. Следовательно, именно железнодорожное строительство можно считать тем системообразующим фактором, позволяющим обрести всем остальным элементам индустриального ряда положительную связность.

Список литературы

1. В-к-в А. Городищенский свеклосахарный завод потомственных почетных граждан К. М. Яхненка и Ф. С. Симиренка // Вестник промышленности. - 1858 - Т. I. - № 2.

2. Ковальченко И. Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. - М., 1967.

3. Обозрение промышленности и торговли в России // Вестник промышленности. - 1860. - Т. I. - № 1.

4. Черняев В. В. Статистические сведения о сельскохозяйственном машиностроении в России. - СПб., 1881.

1 РГИА. - Ф. 20. - Оп. 6. - Д. 18. - Л. 163.

2 Производство, перевозки и потребление хлебов в России. - Вып. II. - Пг., 1917.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.