ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ТУРИСТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА Каримов М.К.1, Каримова Ш.М.2, Гадоева М.Х.3
1 Каримов Маджит Каримович - доцент, кандидат технических наук; Каримова Шехроза Маджитовна - ассистент; Гадоева Муборакхон Хайриддин кизи - студент,
факультет сервиса и туризма, Самаркандский институт экономики и сервиса, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье расмотрены вопросы предложения специальных туристических услуг для социальных слоев населения. А также приведены предложения, способствующие составлению специального меню для совершенствования услуг ресторанов и кафе для детей. Ключевые слова: туризм, нуждается в социальной защите, сервис, дети, меню, рацион.
Современный турист разительно отличается от путешественника, который был 20 лет назад. К числу приоритетов, на которые стали обращать больше внимания туристы нового поколения, добавились такие элементы как забота об окружающей среде, возможность ведения здорового образа жизни во время путешествия, желание принимать участие в образе жизни и культурных традициях посещаемой территории и многое другое.
Разумеется, описанное выше, как и всё что рассмотрено в данной статье, относиться к собирательному образу типового туриста - путешественника направляющегося в другие государства в ознакомительных, культурно -просветительских целях. Материал не принимает в расчет особенности специфических видов туризма, таких как бизнес-туризм, медицинский туризм и прочее.
Существует множество точек притяжения, которые формируют интерес к посещению той или иной местности. В Узбекистане это в основном богатое культурное наследие, с её неповторимыми памятниками архитектуры, колоритными улочками, необычайным гостеприимством жителей и волшебной аурой восточной старины [1]. Сегодня наше государство уделяет огромное внимание поддержанию и развитию данного аспекта. За последние годы был проделан огромный объем работ для создания комфортной туристской инфраструктуры, обеспечения безопасности и повышения привлекательности региона для туристов. Исторические туристические направления, такие как Ташкент, Бухара, Самарканд и Хива значительно преобразились, стали удобней, ярче и красивей [2]. Помимо этого, органы власти прикладывают немало усилий для создания новых центров притяжения с богатой историей и культурой и в других областях Республики. Реставрируются древние памятники архитектуры, восстанавливаются местами позабытые традиции, строятся гостиницы и музеи, прокладываются транспортные маршруты.
Всё это уже сегодня дают свой плод, и поток туристов в наш край растет из года в год. Однако мировой опыт показывает, что для получения максимальной экономической выгоды от туризма, государство, помимо развития ключевого направления и инфраструктуры, должно параллельно стимулировать зарождение новых направлений которые смогут заинтересовать иностранных гостей и вызвать желание посетить Узбекистан [3].
Гастрономический туризм - это путешествие по странам и континенты для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для иностранного туриста блюдо или продукт [4]. Среди стран, в которых на сегодняшний день гастрономический туризм (иногда называемый продовольственным туризмом) формирует существенное направление в привлечении тур потока можно выделить Францию, Италию, Японию и США. А в таких государствах как Узбекистан, Хорватия, Вьетнам
или Мексика, несмотря на то что, еда играет очень важную роль в общественном быте, для привлечения туристов используется не в полной мере [5].
Нельзя сказать что, правительство не уделяет этому направлению внимания совсем. Проводимые фестивали, и презентации на темы имеющие отношение к кулинарии и гастрономическим традициям Узбекистана, безусловно, способствуют развитию в этой сфере. К примеру, сам фестиваль Шелк и Специи в какой-то мере является методом повышения гастрономической привлекательности Бухары. Однако, на мой взгляд, принимаемые меры должны иметь более широкий охват, и целью их должно стать формирование интереса к узбекской кухне как к независимой категории, являющейся первопричиной посещения региона. Следует отметить, что в настоящее время, в целом, гастрономия это лишь приятное дополнение к базовым туристическим программам, хотя и весьма важное, но всё-таки - дополнение.
Согласно данным Аналитического агентства «ТурСтат», Узбекистан сегодня входит в пятерку лидеров среди стран СНГ и ближнего зарубежья по привлекательности для гастрономического туризма среди граждан России. Учитывая богатство традиций нашей кухни, на мой взгляд, наш край имеет все возможности для того, чтобы быть в пятерке лидеров не только среди российских туристов, но и среди туристов всего мира [2].
Сегодня большинство крупных туристических агентств Узбекистана имеют в своей программе гастрономические туры, которые согласно статистике пользуются популярностью. Однако назвать это направление загруженным пока нельзя. Для обеспечения полного раскрытия потенциала данного сферы туристического бизнеса требуется принятие государством ряда мер, направленных на систематизацию и придание динамики процессу.
Среди них можно отметить:
- централизованную популяризацию гастротуров на зарубежных рынках (презентации, конференции, участие в
выставках, мероприятия при посольствах, реклама в периодических изданиях, ТВ, в сети интернет и прочее);
- стимулирование создания частным бизнесом инфраструктуры обеспечивающей максимально комфортное проведение гастрономических туров;
- создание и продвижение единого бренда, способствующего обеспечению узнаваемости данной категории туристических услуг;
- поддержку турагентств, предлагающих подобного рода услуги (фискальные послабления, компенсация маркетинговых расходов направленных на популяризацию бренда гастротуризма и пр.);
- защиту и признание местных продуктов посредством маркировки и обозначения места их происхождения;
- акцент на подготовку кадров в данном направлении;
- создание действенной системы сертификации гарантирующей безопасность пищевых продуктов;
- увеличение количества фестивалей, конференции и прочих мероприятий внутри страны с приглашением иностранных гостей способных обеспечить приток туристов в страну (сотрудники посольств, руководители индустрии туризма и пр.);
Данный список можно дополнить, в зависимости от ресурсов, которые государство готово вложить в развитие данного направления. Кроме того, некоторые из указанных пунктов уже выполняются, и постепенно способствуют росту активности в сфере гастрономического туризма, однако для полноценного эффекта, желательно принятие масштабных мер во всех направлениях сразу. Наблюдая за преобразованиями, происходящими в нашем государстве последние несколько лети, хотела бы отметить что, на мой взгляд, принятие мер по бурному развитию в сфере гастрономического туризма это лишь вопрос времени, причем, относительно не далекого.
Список литературы
1. Tourism essentials. Course book. Tukhliev I.S., Amriddinova R.S., Tursunova G.R., Hayitboev R. Tashkent, 2016.
2. Turizm in Uzbekistan. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uzbektourism.uz - the official web-site of the State Committee of developing the tourism in Uzbekistan/ (дата обращения: 10.09.2018).
3. Developing of tourism in Uzbekistan. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uza.uz/ (дата обращения: 30.09.2018).
4. Gastrronomic tourism. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. worldcitiescultureforum. com/ (дата обращения: 20.10.2018).
5. Hall M., Mitchell R., Sharpie, L, 2003. Consuming places: the role of food, wine tourism in regional development, Food Tourism Around The World, London.