Научная статья на тему 'УВЕЛИЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ'

УВЕЛИЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / SEVERANCE TAX / СТИМУЛИРОВАНИЕ / STIMULATION / ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / PREFERENTIAL TAXATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарченко Н.Н., Душенко О.О., Подлеснова В.И.

В связи с актуальностью привлечения инвестиций на проведение технологической модернизации производства в нефтегазодобывающей отрасли необходимо указать на отсутствие стимулирующих мероприятий на федеральном уровне. В свою очередь государственная поддержка будет способствовать развитию к увеличению потока привлекаемых инвестиций на модернизацию производства в отрасль, развитию смежных отраслей, снижению ущерба для экологии и прочее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASED INVESTMENTS IN TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF OIL AND GAS INDUSTRY

Due to the urgency of attracting investments for technological modernization of production in oil and gas industry it is necessary to indicate the absence of stimulation activities at the federal level. In turn state support will increase investment in technological modernization of oil production in the sphere, develop related sectors and decrease damage to ecology and others.

Текст научной работы на тему «УВЕЛИЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ»

УДК 330.322.14:622.3(470+571)

Захарченко Н.Н., Душенко О.О., Подлеснова В.И.

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана», (АУ ХМАО - Югры «НАЦ РН им. В.И. Шпильмана»), Тюмень, Россия, zaharchenko@crru.ru, belyakovaoo@crru.ru, podlesnova@crru.ru

УВЕЛИЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

В связи с актуальностью привлечения инвестиций на проведение технологической модернизации производства в нефтегазодобывающей отрасли необходимо указать на отсутствие стимулирующих мероприятий на федеральном уровне.

В свою очередь государственная поддержка будет способствовать развитию к увеличению потока привлекаемых инвестиций на модернизацию производства в отрасль, развитию смежных отраслей, снижению ущерба для экологии и прочее.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, стимулирование, льготное налогообложение, модернизация производства.

Проблема нехватки инвестиций особенно остро влияет на воспроизводство минерально-сырьевой базы, темпы ввода в промышленное освоение новых месторождений полезных ископаемых и на обновление основных фондов добывающих компаний. Систематический дефицит инвестиций также сказывается на низких темпах внедрения передовых технологий, технического перевооружения, развития сервисных услуг. Одной из важнейших причин недостаточности инвестиций в модернизацию производства в наиболее благополучной нефтяной отрасли является низкий уровень амортизационных отчислений.

В качестве существующих мер привлечения инвестиций на модернизацию производства на региональном уровне (на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) - Югры) можно выделить предоставление целевой льготы по налогу на прибыль организаций. В соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) ставка налога на прибыль установлена в размере 20% с 01.01.2009 г. При этом зачисление в федеральный бюджет подлежит 2%, в бюджет субъекта Федерации - 18%. По решению органов власти региона ставка налога может быть снижена, но не более чем до 13,5%.

В целях более рационального освоения запасов углеводородного сырья, а также стимулирования воспроизводства минерально-сырьевой базы налоговая льгота в части рассматриваемого платежа установлена в зависимости от расходов на проведение геологоразведочных работ (ГРР) и объема инвестиций в основной капитал, в том числе на модернизацию производства и реконструкцию объектов промыслового обустройства. По закону ХМАО - Югры от 30.09.2011 N 87-оз (ред. от 31.03.2012) "О ставках налога на

прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет ХМАО - Югры", ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет автономного округа, снижается:

- на 4 процентных пункта, если объем инвестиций в основной капитал (основные средства) или объем инвестиций в основной капитал (основные средства) и расходов на проведение ГРР на территории автономного округа в предыдущем налоговом периоде превысил половину объема инвестиций в основной капитал (основные средства) и расходов на проведение ГРР (при наличии расходов на проведение ГРР) на территории автономного округа за два налоговых периода, предшествовавших предыдущему налоговому периоду;

- на 3 процентных пункта, если сумма средств, высвобожденных в результате применения данной ставки, не превысила 10 процентов объема инвестиций в основной капитал (основные средства) и расходов на проведение ГРР (при наличии расходов на проведение ГРР) на территории автономного округа за отчетный (налоговый) период.

В 2012 г. относительный объем инвестиций на реконструкцию объектов обустройства от общего объема инвестиций по основным нефтяным компаниям ХМАО - Югры составил 18% (табл. 2). Таким образом, подобный механизм льготирования не может в полной мере обеспечить стимулирование привлечения инвестиций на технологическую модернизацию производства.

С целью стимулирования увеличения объемов инвестиций нефтегазовых компаний, направляемых на технологическую модернизацию производства, необходимо принятие комплекса мер политического, экономического и административного характера, прямо или косвенно увеличивающих объемы вложения денежных средств и снимающих другие связанные с ними проблемы.

Косвенно привлечение объемов инвестиций в нефтедобывающую отрасль, в том числе направленных на технологическую модернизацию производства, может быть обеспечено стимулированием проведения ГРР и совершенствованием системы лицензирования. Увеличение натуральных показателей объемов ГРР, следствием чего является подготовка тщательно изученных участков с запасами промышленных категорий, а также корректировка методики расчета стартового разового платежа позволит повысить привлекательность выставляемых участков, и тем самым будет способствовать более быстрому вовлечению месторождений в разработку, что в конечном итоге приведет к вложению недропользователями денежных средств в их обустройство и освоение.

Стимулирование освоения трудноизвлекаемых запасов нефти может также косвенно оказать положительное влияние на привлечение инвестиций на технологическую модернизацию производства. Месторождения с такими запасами характеризуются более сложным геологическим строением, низкими коллекторскими свойствами, неустойчивыми

дебитами скважин и т.д., что делает эти объекты малопривлекательными для инвестиций. Создание благоприятных условий для их освоения, прежде всего в части льготирования по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), позволит недропользователям вовлекать участки с трудноизвлекаемыми запасами в разработку, при этом применяя принципиально новые, инновационные технологии добычи нефти и методы увеличения нефтеотдачи пластов.

Среди прямых мер стимулирования увеличения объемов инвестиций нефтегазовых компаний, направляемых на технологическую модернизацию производства, можно предложить сохранение льготы по ускоренной амортизации в отношении объектов основных средств, принятых на учет после 1 января 2014 г., используемых в нефтяной и газовой отраслях промышленности в процессах добычи, получения, использования, переработки, хранения, транспортировки нефти и газа. Т.е. целесообразно исключить последний абзац подпункта 1 пункта 1 статьи 259.3 главы 25 НК РФ (внесенный Федеральный закон от 29.11.2012 г. №206-ФЗ) следующего содержания: «Положения настоящего подпункта применяются в отношении амортизируемых основных средств, которые приняты на учет до 01 января 2014 года» [Налоговый кодекс РФ, 2013].

Также в нефтяной отрасли давно назрела проблема в части льгот и дифференциации НДПИ. Для компаний-недропользователей ХМАО - Югры достаточно актуальным является вопрос снижения количества аварий на трубопроводах. Необходимым условием снижения аварийности является строгое выполнение программ капитального ремонта, замены и реконструкции трубопроводов.

Основными аварийными объектами на трубопроводах являются нефтепроводы, водоводы, газопроводы, выкидные линии, срок службы которых превышает 15 лет (табл. 1).

Самыми аварийными участками на территории автономного округа являются Вахский, Мамонтовский, Самотлорский, Усть-Балыкский.

Среди всех недропользователей выделяются компании Роснефть и ТНК-ВР, высокая аварийность которых несопоставима с объемом инвестиций в реконструкцию трубопроводов. Величина инвестиций на реконструкцию объектов обустройства этих компаний в 2012 г. составила 10,7 и 16,04 млрд. руб. соответственно [Недропользование в Ханты-Мансийском ..., 2012].

Таблица 1

Последствия аварий на трубопроводах в 2011 г._

Объем инвестиций на

№ Наименование Нефтепроводы Водоводы Газопроводы реконструкцию объектов обустройства, % от общего объема

компании инвестиций

Объем Площадь Объем Площадь Объем Площадь

вылившегося загрязнения, вылившегося загрязнения, вылившегося загрязнения, 2011 г. 2012 г.

загрязнителя, т га загрязнителя, т га загрязнителя, т га

1 Роснефть 164,72 40,758 4745,01 89,334 11788,91 0,018 4,01 8,72

2 ТНК-ВР 60,69 7,38 221,24 3,314 2,1 0,014 47,36 45,93

3 Лукойл 5,75 5,239 10,1 6,585 - - 25,21 10,56

4 Сургутнефтегаз 3,51 11,625 5,67 1,222 - 0 48,84 31,50

5 Славнефть 3,85 1,404 0,9 0,3 0 0 2,09 2,20

6 Газпромнефть 0,26 0,311 0,02 - - - 0,40 0,33

7 Русснефть 0,05 0,009 - - - - 1,63 2,69

8 Томскнефть 6,56 0,885 3,44 0,232 - - 24,71 14,64

9 Салым Петролеум - - 54,3 0,085 0 0 2,62 0,75

10 Малые и средние НК 3,45 1,242 0,01 0,005 0 0 3,90 2,74

Общий итог 248,84 68,853 5040,69 101,077 11791,01 0,032

Таблица 2

Определение величины предоставляемой целевой льготы

№ Наименование компании Добыча нефти в 2012 г., тыс. т. НДПИ, млн. руб. Инвестиции на реконструкцию объектов обустройства, млн. руб. Общий объем инвестиций, млн. руб. Доля инвестиций на реконструкцию от общего объема инвестиций по нефтяным компаниям, % Доля инвестиций на реконструкцию от НДПИ, % Величина предоставленной целевой льготы, млн. руб.

1 Лукойл 48 266,8 243 987,1 5 909,39 55 979,42 10,56% 2,42% 7 319,61

2 Сургутнефтегаз 54 725,4 276 634,9 34 676,54 110 094,97 31,50% 12,54% 8 299,05

3 Роснефть 66 827,4 337 810,3 10 707,00 122 774,09 8,72% 3,17% 10 134,31

4 ТНК-ВР 38 077,9 192 482,7 16 044,02 34 929,62 45,93% 8,34% 5 774,48

5 Славнефть 17 841,6 90 188,8 304,32 13 840,50 2,20% 0,34% 2 705,67

6 Газпромнефть 14 468,2 73 136,5 78,33 24 034,04 0,33% 0,11% 2 194,09

7 Русснефть 6 018,5 30 423,4 142,16 5 277,84 2,69% 0,47% 912,70

8 Томскнефть 3 080,2 15 570,3 724,59 4 948,03 14,64% 4,65% 467,11

9 Салым Петролеум 7 621,9 38 528,3 49,57 6 570,62 0,75% 0,13% 1 155,85

10 Малые и средние НК 3 009,9 15 215,1 81,80 2 990,04 2,74% 0,54% 456,45

Всего 259 938,0 1 313 977,4 68 717,72 381 439,17 Ср. значение: 12% Ср. значение: 3,27% 39 419,32

Следует отметить, наиболее активно осуществляет реконструкцию объектов обустройства компания Сургутнефтегаз, инвестиции, в реконструкцию объектов обустройства которой составили в 2012 г. 34,7 млрд. руб.

По мнению специалистов автономного учреждения ХМАО - Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана» ежегодный рекомендуемый объем реконструкции трубопроводов (в частности нефтепроводы и водоводы) должен составлять порядка 3800 км (ежегодный фактический объем - 1500 км).

Величина инвестиций, для реконструкции трубопроводов в автономном округе, при соблюдении рекомендуемых объемов в течение 5 лет, оценочно составляет 177,3 млрд. руб. (35,46 млрд. руб. в год).

Используя данные о фактической добыче нефти на территории ХМАО - Югры в 2012 г., по формуле был произведен расчет НДПИ. В расчетах были приняты средние значения мировой цены на нефть (110,21 $/bbl) и курса рубля к доллару США (31,07 руб./$) за 2012 г. Таким образом, величина уплаченного в федеральный бюджет налога составила 1313,9 млрд. руб.

Доля инвестиций на реконструкцию от НДПИ в 2012 г. составляет в среднем 3,27%.

Доля инвестиций, необходимых для выполнения ежегодных рекомендуемых объемов реконструкции трубопроводов в ХМАО - Югре (35,46 млрд. руб.) от НДПИ составляет 2,7%.

Среднее значение полученных долей составляет 2,98%. Поэтому было принято считать величину целевой льготы, с учетом округления, в размере 3%.

Расчетное выпадение НДПИ из федерального бюджета составляет 39,4 млрд. руб. (табл. 2).

Детальный анализ в разрезе нефтяных компаний (рис. 1 ) показывает, что льгота не покрывает затраты на реконструкцию объектов обустройства только у компаний Сургутнефтегаз, Роснефть, ТНК-ВР, Томскнефть. По остальным компаниям размер льготы превышает объем инвестиций на реконструкцию объектов обустройства. Поскольку льгота целевая и направлена именно на реконструкцию, следовательно, таким недропользователям, предоставляется льгота, в меньшем размере и равна величине затрат на реконструкцию. Другими словами, чем больше компания планирует вложить денег в реконструкцию трубопровода, тем больше льгота ей будет предоставлена, но в размере не более 3% от НДПИ за предшествующий год. Так в 2012 г. величина высвобождаемого из бюджета налога могла составить 31,24 млрд. руб. или 2,4%.

Рис. 1. Сопоставление льготы и инвестиций на реконструкцию объектов обустройства в 2012 г. в разрезе нефтяных компаний

Сопоставляя инвестиции на реконструкцию объектов обустройства с величиной целевой льготы (рис. 2) можно отметить, что величина высвобождаемого из бюджета НДПИ покрывает общие затраты на реконструкцию в общем по компаниям на 45,5%.

Следует добавить, что размер льготы необходимо строго ограничить узким перечнем объектов обустройства, в целях усиления целевой направленности.

Перечень объектов обустройства может формироваться на уровне субъекта РФ отраслевыми департаментами, в зависимости от структуры изношенности основных фондов добывающего региона.

80 000

70 ООО

60 000 50 000 40 000

30 000 20 000 10 000 О

Рис. 2. Сопоставление льготы и инвестиций на реконструкцию объектов обустройства в 2012 г.

Так как основная цель вводимой льготы - снижение аварийности на трубопроводах, то в перечень должны быть включены объекты с высокой степенью износа.

К таким аварийным объектам на трубопроводах можно отнести нефтепроводы, водоводы, газопроводы, выкидные линии, срок службы которых превышает 15 лет.

Таким образом, с целью привлечения инвестиций на технологическую модернизацию производства, возможно введение на федеральном уровне целевой льготы по НДПИ (не более 3%) в размере затрат на реконструкцию объектов обустройства, срок службы которых превышает 15 лет.

щ : Ч'.-Х . .

¡¡¡i 68 718

3124i

Инвестиции на реконструкцию объектов обустройства, млн.руб Величина предоставленной целевой льготы, млн. руб.

В целом, можно сделать вывод о необходимости стимулирования увеличения объемов инвестиций в сфере нефтедобычи, направляемых на технологическую модернизацию производства, которое возможно лишь в условиях проведения активной государственной политики на федеральном уровне.

Принимаемые на государственном уровне меры по льготированию НДПИ могут привести к увеличению потока привлекаемых инвестиций на модернизацию производства в отрасль, развитию смежных отраслей, снижению ущерба для экологии и пр.

Литература

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) с изм. и доп., вступающими в силу с 30.01.2014.

Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2011 году. -Екатеринбург: «ИздатНаукаСервис», 2012. - 220 с.

Zakharchenko N.N., Dushenko О.О., Podlesnova V.I.

V.I. Shpilman Research and Analytical Centre for the Rational Use of the Subsoil, Tyumen', Russia, zaharchenko@crru.ru, belyakovaoo@crru.ru, podlesnova@crru.ru

INCREASED INVESTMENTS IN TECHNOLOGICAL MODERNIZATION

OF OIL AND GAS INDUSTRY

Due to the urgency of attracting investments for technological modernization ofproduction in oil and gas industry it is necessary to indicate the absence of stimulation activities at the federal level.

In turn state support will increase investment in technological modernization of oil production in the sphere, develop related sectors and decrease damage to ecology and others. Keywords: severance tax, stimulation, preferential taxation, production modernization.

References

Nedropol'zovanie v Khanty-Mansiyskom avtonomnom okruge - Yugre v 2011 godu [Mining in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra in 2011]. Ekaterinburg: "IzdatNaukaServis», 2012, 220 p.

Tax Code of the Russian Federation (Part Two) from 05.08.2000 117-FZ (as amended on 28.12.2013) as amended. and add. coming into force from 30.01.2014.

© Захарченко Н.Н., Душенко О.О., Подлеснова В.И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.