Научная статья на тему 'Увеличение финансирования научных исследований и разработок как условие инновационного развития России'

Увеличение финансирования научных исследований и разработок как условие инновационного развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2350
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировые расходы на НИОКР / затраты на науку в ВВП / расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки / экспорт и импорт инновационной продукции / патентная активность / научноисследовательские организации / научные кадры / проект Национальной интеллектуальной инициативы / опорные университеты.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Увеличение финансирования научных исследований и разработок как условие инновационного развития России»

Кумакова С. В.

к.э.н., доцент

УВЕЛИЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Ключевые слова: мировые расходы на НИОКР, затраты на науку в ВВП, расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки, экспорт и импорт инновационной продукции, патентная активность, научно-исследовательские организации, научные кадры, проект Национальной интеллектуальной инициативы, опорные университеты.

Место России в мировых инновационных процессах пока не соответствует имеющемуся в стране научному и образовательному потенциалу. Недостаточное финансирование научных исследований и разработок, особенно фундаментальной науки, приведет к дальнейшему оттоку высококвалифицированных научных кадров, потере перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках инновационной продукции и необратимому отставанию от развитых стран.

В рейтинге The Global Innovation Index 2017 самых инновационных стран, который составляет Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) ООН, Россия заняла 45-ю строчку из 1271. Уровень инновационной активности российских предприятий в 2015 г. составил 9,3%, в то время как в Германии - 67,0, Франции - 56,4, Финляндии - 55,3, Японии - 47,9, Словакии - 31,1, Эстонии - 26,5%2.

Созданная в России за последние годы нормативно-правовая база поддержки инновационной деятельности дополняется наличием многочисленных «институтов развития», включая фонды, кластеры, технопарки (действуют 5 государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, 34 венчурных фонда, 12 инновационных фондов, 35 технологических платформ, 25 инновационных территориальных кластеров, 13 наукоградов, 48 государственных научных центров, а также несколько профильных госкорпораций, например «Ро-стех»). По оценке В.Н.Лопатина, действует более 150 федеральных, региональных и отраслевых программ, концепций, стратегий, призванных стимулировать инновационный рост3. Майскими указами президента РФ 2012 г. ставилась задача развития НИОКР, в том числе за счет увеличения финансирования до 1,73% ВВП (в 2015 г. было 1,13%), повышения индекса цитируемости российских ученых в базе данных Web of Science до 2,44%. Эксперты Центра стратегических разработок считают, что «Стратегия 2020» может быть выполнена на 29%, а предыдущая «Стратегия 2010» была выполнена на 39%4.

В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса - США (31% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Китай (14%) и Япония (11 %). Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза - в 12 раз, от Китая и Японии - в 6,4 раза, от Индии - в 1,5 раза5. На долю Российской Федерации в 2016 г. приходилось 2,8% (2014 г. -3,1%) мировых расходов на НИОКР (8 место в мире)6. По абсолютным размерам расходов на НИОКР на первом месте -США - 465 млрд. долл., далее Китай - 284 млрд. долл., Япония - 165, Германия - 92, Республика Корея - 63, Франция -52, Великобритания - 44, Россия - около 40 млрд. долл.7

По мнению директора Института экономики РАН, д.э.н. Е.Б. Ленчук, на протяжении более чем двух десятилетий, показатели развития науки и инноваций находятся на уровне ниже пороговых значений технологической безопасности страны. Так, например, доля затрат на науку в ВВП не поднималась выше отметки 1,2% (2015 г. - 1,13%)

1 Гатинский А. Россия опустилась в рейтинге самых инновационных стран - https://www.rbc.ru/economics/15/06/2017/594 271bl9a79473ed86548d0

2 Индикаторы инновационной деятельности: 2017: статистический сборник / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дит-ковский и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - https://www.hse.ru/data/2017/03/14/ 1170079947/Индикаторы%20инновационной%20деятельности%202017.pdf

3 Лопатин В.Н. Государственные регуляторы формирования и развития рынка интеллектуальной собственности в странах Таможенного союза и СНГ в 2014 году // Право интеллектуальной собственности. - М., 2015. - № 2 (40).

4 Железнова М. Стратегия имитации // Ведомости. - М., 2016. - 28 декабря. - https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/ 2016/12/28/671525-strategiya

5 Рогов С.М. Новая шоковая терапия и «реформа РАН»: реалии российской науки - http://www.iskran.ru/docs/doklad% 2028_08.pdf

6 Березина Е. Наука тратить // Российская газета. - М., 2016. 5 декабря, №7144. - https:// rg.ru/2016/12/05/perechen-rashodov-na-niokr-budut-rasshirit.html

7 Кузнецова Г.В. Современное положение России на мировом рынке НИОКР // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. - № 2.

при критическом пороговом значении этого показателя в 1,5%. Заложенные параметры затрат на науку в ВВП, которые должны достигнуть уровня 1,73% только к 2030-2035 годам, практически делают невозможным не только сокращение технологического отставания, но и приведут к его дальнейшему росту. Следует отметить, что уже сегодня затраты на науку в ВВП достигли в США 2,73%, в Германии - 2,85, во Франции - 2,23, в Японии - 3,46, в Израиле -4,21, в Китае - 1,98, Южной Корее - 4,36%1.

Современное научно-технологическое развитие и производство инновационной продукции связаны с 50-ю макротехнологиями, из которых 18 контролируются странами ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Швеция и др.), что позволяет им входить в десятку лидеров мирового рынка наукоемкой продукции и наращивать объемы ее экспорта. Россия в структуре данного рынка занимает всего лишь 0,4%. При этом за 10 лет объем остался на прежнем уровне, что может свидетельствовать о процессах стагнации в научно-технической сфере страны. В то же время в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. была поставлена задача занять 5-10% на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах2.

По данным ИСИЭЗ НИУ «Высшая школа экономики» в 2015 г. выпуск инновационных товаров крупными и средними организациями промышленного производства составил 3,3 трлн. руб. В сопоставимых ценах это примерно соответствует уровню 2014 г. Доля высокотехнологичного сектора в общем объеме инновационных товаров, работ, услуг составляет 10,3%, низкотехнологичного - 8,6%. Доля новой для мирового рынка продукции в общем объеме инновационных товаров в 2015 г. составляла лишь 3,2%. В основном преобладают товары, новые для организации, но уже известные на рынках (53,5%)3.

Россия находится на восьмом месте в мире по объему финансирования НИОКР. А вот по объему экспорта высокотехнологической продукции - на двадцать восьмом. Уступая следующим странам: Чехии (21 млрд. долл., 18-е место), Венгрии (14 млрд. долл., 24-е место), Польше (12 млрд. долл., 25-е место). Доля хайтека в российском экспорте упала с 19% в 2003 г. до 10% в году 2013 г. На первом месте по хайтек-экспорту - Китай, продающий на сумму 560 млрд. долл., на втором Германия - 193, на третьем США - 147 млрд. долл. На четвертом месте Сингапур -135 млрд. долл., далее Республики Корея - 130, Франция - 113, Япония - 105 млрд. долл. Россия экспортирует хайтека на сумму около 9 млрд. долл. Впереди России - Дания, сразу за Россией - Бразилия. Даже Вьетнам находится на пятнадцатом месте - 27,8 млрд. долларов4. Подавляющая часть экспорта инновационной продукции приходится на продукцию, не подвергавшуюся технологическим изменениям, что говорит о слабых конкурентных позициях российских инновационных предприятий на внешних рынках. Вслед за ростом в период 2010-2013 гг. и падением в 2014 г., доля экспорта инновационной продукции в общем объеме всей продукции в 2015 г. продолжила своё снижение и остановилась на отметке 2,1%. В ряде секторов, активно осваивающих инновационную продукцию, доля экспорта достигает более высоких значений: 9,1% - в производстве летательных аппаратов, 3,5% - в производстве нефтепродуктов. В среднем по высокотехнологичным секторам эта величина составляет - 4,2%, в среднетехнологичных отраслях низкого уровня - 2,4%. Экспорт инновационной продукции по большей части ориентирован на страны дальнего зарубежья (78,2%), на страны СНГ приходится 21,8%5.

В 2014 г. удельный вес государств ОЭСР по экспорту российских технологий достиг 71,0%, к 2015 г. в связи с экономическими санкциями снизился до 37,5%. В 2015 г. наиболее значительные объемы российского экспорта технологий приходились на такие государства ОЭСР как США - 319,1 млн. долл., Германия - 47,2, Нидерланды - 32,3 и Франция - 20,6 млн. долл. Доля стран СНГ в 2015 г. составила 8,1%. Государства ОЭСР остаются крупнейшими партнерами России по импорту технологий: их доля в 2015 г. достигла 83,9% объема выплат. Значительные суммы транзакций российскими лицензиатами направлялись в Германию - 392,6 млн. долл., США - 254,1, Финляндию - 196,1, Францию - 174,9, Швейцарию - 166,5, и Великобританию - 138,6 млн. долл.)6.

Россия успешно использовала в прошлом импорт как источник заимствования инноваций. В связи с санкциями и экономическим кризисом создались предпосылки для торможения модернизации и инновационного развития страны. Наибольшую угрозу для будущего экономического развития России представляет снижение поставок из стран ЕС -главного потенциального источника инновационных заимствований. От экономического кризиса пострадали точные науки, в том числе оборонные НИОКР. За первые три года кризиса импорт научных приборов сократился более чем на 50%. На 30-40% сократился импорт электроники, компьютерной и телекоммуникационной техники. Общее снижение импорта высокотехнологичной продукции неизбежно отразится на дальнейшем развитии информационно-коммуникационных технологий. В первые годы кризиса на 40% сократились импортные поставки техники для авиа-

1 Будет ли у России стратегия научно-технологического развития - https://regnum.ru/news/innovatio/2140919.html

2 Теребова С.В. Сотрудничество России и Евросоюза: от импорта технологий к экспорту // Проблемы прогнозирования. -М., 2017. - № 3.

3 НИУ ВШЭ: из российских инновационных товаров 3,2% новые для мирового рынка - http://www.strf.ru/material.aspx? CatalogId=223&d_no=126137#.WeEzzHW7WM8

4 Ваннах М. О российских расходах на НИОКР и высокотехнологическом экспорте. - http://www.computerra.ru/126249/o-rossiyskih-rashodah-ni-mokr-i-vyisokotehnologicheskom-eksporte/

5 НИУ ВШЭ: из российских инновационных товаров 3,2% новые для мирового рынка. - http://www.strf.ru/material.aspx? CatalogId=223&d_no=126137#.WeEzzHW7WM8

6 Сагиева Ш. С. Внешняя торговля технологиями России // Наука, технологии, инновации. Институт статистических исследований экономики знаний НИУ ВШЭ, 2016. - https:// issek.hse.ru/data/2016/07/07/1116486462/NTI_N_6_07072016.pdf

космической промышленности1. У России отрицательное сальдо платежей за технологии. С 2002 г. оно увеличилось в 1,5 раза (2002 г. - 361 010,4 тыс. долл., 2015 г. - 550 697,2 тыс. долл.)2.

Положительная динамика в области «инновационной экономики» должна отражать увеличение числа исследователей, если речь идет о базовых основах получения инновационных результатов, которые без НИОКР и фундаментальных разработок представить невозможно3. По доле численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых Россия уступает десяти государствам ЕС, таким как Финляндия, Швеция, Бельгия и др. Еще в 1991 г. Россия унаследовала порядка 2,4 миллиона человек с учетом вспомогательного персонала, исследователей - 1,2 миллиона человек (с учетом профессорско-преподавательского и научно-исследовательского персонала высшей школы). В 1998 г. это число уменьшилось до 670 тысяч человек, в 2015 г. - их стало уже 379 тысяч человек. За это время уменьшилось и количество научно-исследовательских организаций (с 3525 в 2000 г. до 2960 в 2015 г.). Одновременно в два раза увеличилось число организаций высшего образования, осуществляющих научные исследования (526 и 1124 соответственно). Число организаций, имеющих собственные научные подразделения, в предпринимательском секторе уменьшилось с 2278 организации в 2000 г. до 1400 в 2015 г.4

По сравнению с 1991 г. в 2014 г. численность персонала в России, занятого исследованиями и разработками, сократилась более чем в 2,6 раза или на 1201 тыс. человек. Численность исследователей в 2014 г. была ниже уровня 1990 г. на 610 тыс. человек и составляла 373 тыс. человек. Таким образом, в 2014 г. в российской науке осталось всего 37% от общей численности исследователей начала 90-х годов ХХ века.

За последние годы из страны уехали 16 000 докторов наук, а осталось всего 26 000.5 С 2014 г. по данным Рос-стата, в России были уволены 27 тысяч научных работников, а их численность сократилась на 25%, до 80,2 тысячи человек6. Численность аспирантов в России уменьшилась с 2000 г. на 34% (2000 г. - 17 502, 2015 г. - 11 528)7.

Научные исследования и разработки в России в начале 2015 г. выполняли 3566 организаций, 78% от уровня 1992 г. Среди них: 2115 научно-исследовательских организаций, 489 конструкторских бюро, 61 проектная и проектно-изыскательская организация, 30 опытных заводов, 406 вузов, 231 промышленное предприятие, 234 прочие организации. В России 61 научно-исследовательская организация имеет статус государственного научного центра. В них работает 64,5 тыс. человек, которые выполнили в 2014 г. исследований и разработок объемом свыше 1,1 млрд. руб. В составе научного и научно-технического потенциала России 21 тыс. малых предприятий отрасли «наука и научное обслуживание», в которых работает около 140 тыс. человек. Персонал, занятый исследованиями и разработками, составлял к началу 2015 г. 813,2 тыс. человек (53% к уровню 1992 г.), из них 391,1 тыс. человек - исследователи (48,6% к уровню 1992 г.)8.

24 июня 2015 г. на заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ на тему «Новые вызовы и приоритеты развития науки и технологий в Российской федерации» ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В. Садовничий говоря о проблемах науки отметил, что средний возраст научного исследователя сейчас - 63 года, доктора наук -58. В Англию ежегодно уезжает 30 тысяч молодых людей учиться, продолжать учёбу, треть из них может не вернуться. Проведенное в МГУ имени М.В. Ломоносова социологическое исследование, в котором приняли участие 6 тысяч аспирантов, показало, что только 23% желает остаться работать в науке9.

Важным показателем состояния научного и научно-технического потенциала является уровень патентной активности страны. Лидерами по числу опубликованных патентных заявок выступают США, Япония, Китай, Германия, Республика Корея.

В 2015 г. число международных патентных заявок на изобретения, поданных в соответствии с Договором о патентной кооперации (РСТ), выросло на 4,5% по сравнению с 2014 г. При этом лидером по числу полученных заявок на изобретения стал Китай - 928 тыс. ед. Россия по данному показателю отстает от наиболее передовых стран в разы, хотя и занимает в общемировом рейтинге десятое место10.

1 Фальцман В.К. Кризис в аспекте настоящего и будущего экономики // Проблемы прогнозирования. - М., 2017. - № 2.

2 Индикаторы инновационной деятельности: 2017: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитков-ский и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - https://www.hse.ru/data/2017/03/14/1170079947/ Индикаторы%20инновационной%20деятельности%202017.pdf

3 Сухарев О.С. Инновационная экономика: старые и новые технологии // Инвестиции в России. 2017. - № 1 (ч. 1) -http://inecon.org/docs/2017/IvR_01_17.pdf

4 Красников Г.Я. Российская академия наук: 5 принципов научно-технологического развития. - https://scientificrussia.ru/artic les/rossijskaya-akademiya-nauk-5-printsipov-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya-rossii

5 Будет ли у России стратегия научно-технологического развития. - https://regnum.ru/news/innovatio/2140919.html

6 Финансирование науки в России упало до минимума за последние 6 лет. - https://newizv.ru/news/science/29-06-2017/finansi rovanie-nauki-v-rossii-upalo-do-minimuma-za-poslednie-za-6-let?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

7 Индикаторы науки: 2017: статистический сборник / Ю.Л. Войнилов, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017.

8 Кузнецова Г.В. Современное положение России на мировом рынке НИОКР // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. - № 3.

9 Заседание Совета по науке и образованию. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/49755

10 Финансирование науки в России упало до минимума за последние 6 лет. - https://newizv.ru/news/science/29-06-2017/finansi rovanie-nauki-v-rossii-upalo-do-minimuma-za-poslednie-za-6-let?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

В 2015 г. в России было выдано 35,5 тыс. патентов (в 2000 г. - 23,3 тыс., в 2014 г. - 33,1 тыс.). Доходы от экспорта и импорта патентов на изобретения составляют менее 1% от суммы операций1. Уровень патентной активности (число патентных заявок на изобретения, поданных в стране национальными заявителями на 1000 исследователей) в России выше, чем в странах - лидерах инновационного развития, как Нидерланды, Финляндия, Швеция. В то же время доля коммерциализированных патентов находится на предельно низком уровне - 0,14%, тогда как, например, в Великобритании она составляет около 70%2.

Согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), по итогам 2015 г. Российская Федерация заняла 10-е место в мире по количеству заявок на патентование изобретений с учетом заявок резидентов и зарубежных заявителей, 14-е место по количеству поданных патентных заявок на 100 млрд. долларов ВВП и 17-е место по количеству поданных патентных заявок на душу населения. Но их большая часть имеет только национальный статус, лишь 3,2% от общего количества патентов вышли за пределы страны3.

В 2016 г. международных заявок, которые позволяют потом на их основе получать патенты в разных странах, российскими компаниями было подано 996 штук. В то время как страны первой пятерки (США, Япония, Китай, Германия, Республика Корея), каждая - от 20 до 50 тыс. По мнению председателя правления фонда «Сколково» И. Дроздова, мы сильно отстаем в коммерциализации интеллектуальной собственности (ИС). Трансферт технологий из вузов в компании в России пока не получил распространения. Ведущие американские вузы сотни миллионов долларов в год зарабатывают только на лицензировании ИС. В 2016 г. стартовал проект Национальной интеллектуальной инициативы. Суть проекта в том, чтобы при помощи новых технологий сделать возможным доступ к институту ИС широкого круга лиц; ускорить процесс оформления ИС и упростить ее коммерциализацию через электронные площадки4.

По доле ассигнований на НИОКР в ВВП по паритету покупательной способности в 2015 г. лидировали: Израиль - 4,11%, Республика Корея - 4,29%, Япония - 3,59%, США - 2,74%. В России этот показатель составил 1,13%, т.е. самый низкий среди развитых стран. В отличие от большинства стран рыночной экономики, в России финансирование НИОКР ведется в основном из государственных средств - 69,5%. В других странах основные средства на НИОКР поступают из предпринимательского сектора: в Японии - 77,3%, Германии- 65,8%, США - 60,9%, Франции - 55,0%5. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в странах ОЭСР на долю средств организаций предпринимательского сектора в НИОКР, в среднем, приходится 61%, в странах-членах ЕС - 28 - 54,3%. В России, несмотря на увеличение прибыли у этих организации за 2000-2015 гг. в 1,6 раза, эта доля даже сократилась с 33 до 27%. За 15 лет иностранное финансирование российской науки сократилось в два раза, а удельный вес в расходах на науку с 12 до 2,6%6.

В XXI веке мировые валовые расходы на НИОКР росли быстрее глобального ВВП, что привело к резкому повышению интенсивности научных исследований. По данным доклада ЮНЕСКО о науке, рост инвестиций в исследования и разработки за период с 2007 по 2013 гг. составил 31 %, в то время как увеличение мирового ВВП за тот же период оценивается в 20%. Согласно аналитическим обзорам «Global R&D Funding Forecast», динамика мировых валовых затрат на исследования и разработки с 2013 по 2016 гг. увеличилась на 25%. В Российской Федерации, напротив, за период с 2014 по 2016 гг. бюджетные ассигнования на гражданскую науку сокращались. В 2014 г. они составляли 437,3 млрд. руб., в 2016 г. - уже 306,3 млрд. руб., а по итогам 2016 года и составили 285,8 млрд. руб. (в рамках соответствующих государственных программ)7. Финансирование науки из средств федерального бюджета в % к ВВП составило в 2015 г. всего 0,56%, а к расходам федерального бюджета - 2,81%, что ниже, чем в 2014 г., соответственно 0,56 и 2,95%8. Доля ВВП России, которая направляется на проведение фундаментальных исследований, в полтора-два раза ниже, чем в Венгрии, Греции, Польше и Португалии, не говоря о более развитых странах.

В 2016 году на гражданскую науку из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов было выделено 402,7 млрд. руб., что на 8,5% меньше, чем в 2015 г. Сокращение расходов федерального бюджета на научные исследования в 2016 г. связано с завершением в 2015 г. Федеральной космической программы России на 2006-2015 гг. Почти две трети финансирования (251 млрд. руб.) ушло на прикладные исследования «в области национальной экономики». Расходы на медицинские исследования были меньше в 14 раз - 18,5 млрд. руб., или 4,6% от общей суммы. Расходы на фундаментальную науку сократились на 11%, до 104,9 млрд. руб. По данным ВШЭ в реальном выражении (с учетом

1 Кузнецова Г.В. Современное положение России на мировом рынке НИОКР // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. - № 3.

2 Теребова С.В. Сотрудничество России и Евросоюза: от импорта технологий к экспорту // Проблемы прогнозирования. -М., 2017. - № 3.

3 Красников Г.Я. Российская академия наук: 5 принципов научно-технологического развития. - https://scientificrussia.ru/artic les/rossijskaya-akademiya-nauk-5-printsipov-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya-rossi

4 Быстрицкая И. Для России этот поезд явно не ушел. -https://www.gazeta.ru/science/2017/06/05_a_10708703.shtml

5 Индикаторы науки: 2017: статистический сборник / Ю.Л. Войнилов, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - https://www.hse.ru/data/2017/03/14/1170079947/Индикаторы%20инно вационной%20деятельности%202017.pdf

6 Кузнецов А. Источники финансирования науки. - http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=121583#.WeE00n W7WM8

7 Красников Г.Я. Российская академия наук: 5 принципов научно-технологического развития. - https://scientificrussia.ru/artic les/rossijskaya-akademiya-nauk-5-printsipov-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya-rossii

8 Березина Е. Наука тратить // Российская газета. - М., 2016. - 5 декабря, №7144. - https:// rg.ru/2016/12/05/perechen-rashodov-na-niokr-budut-rasshirit.html

инфляции) эта сумма стала рекордно низкой с 2005 г. В 2017 г. они будут урезаны еще на 20%, до 336,2 млрд. руб., а к 2019 г. - на 26%, до 319 млрд. руб.1

Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения (научные исследования) за период 2014-2016 гг. составили 1 040,96 млрд. руб. Основной объем расходов - 51,99% или 541,28 млрд. руб. приходится на прикладные научные исследования в области национальной экономики. Наибольший объем расходов федерального бюджета на научные исследования приходится на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и составляет 221,36 млрд. руб. или 21,27%. На Федеральное космическое агентство приходится 16,70%, Министерство образования и науки Российской Федерации - 15,26%, Министерство здравоохранения РФ -4,15%, прочие ГРБС - 34,73%. Большая часть расходов на научные исследования осуществляется в рамках государственных программ Российской Федерации - 99,55%. Доля государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, в общем объеме указанных расходов составляет 39,61%. Наибольший объем расходов федерального бюджета на научные исследования среди других государственных программ предусмотрен программой «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» - 187,40 млрд. руб. или 18,00%.

Значительная часть расходов федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» в период 2014-2016 гг. приходится на реализацию Подпрограммы 1 «Фундаментальные научные исследования» и составляет 297,64 млрд. руб. или 66,46% от общего объема средств, предусмотренных на реализацию программы. На втором месте расходы на реализацию федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (65,91 млрд. руб. или 14,72%), на третьем месте расходы в рамках Подпрограммы 3 «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» (37,17 млрд. руб. или 8,30%)2.

Больше всего средств в России выделяют на НИОКР аэрокосмическая отрасль и ВПК. Российская доля от глобальных затрат на них составляет 13 и 11 процентов соответственно. За ними - технологии для промышленности, атомные технологии и медицина. Среднее распределение средств из бюджетов на НИОКР на разработку программного обеспечения (ПО) и сервисов с 2010-2015 гг. выросло с 54 до 59%. Аналитики ожидают, что этот показатель достигнет 63 процентов в 2020 г. По данным исследования, к 2018 г. больше всего расходов на НИОКР придется на область здравоохранения. Значительно возрастет финансирование разработок программного обеспечения, увеличатся инвестиции в развитие Интернет-индустрии. В то же время ожидается, что среднее распределение средств из бюджетов на НИОКР на разработку продукции уменьшится до 37% к 2020 г. Общее снижение за десять лет составит 19 процентов, прогнозируют эксперты3.

По мнению академика А.М. Сергеева бюджетное финансирование всех научных учреждений РАН-ФАНО, в которых работает 125 тыс. человек, на уровне одного миллиарда евро не позволит реализовать те задачи, которое руководство страны ставит перед российской наукой в Стратегии научно-технологического развития4. В пересчете на одного исследователя, финансирование в вузовском секторе уже в 2,7 раза превышает финансирование организаций ФАНО. Директор Института экономики РАН, д.э.н. Е.Б. Ленчук считает, что «перекос, в условиях общей скудности финансирования сектора науки и инноваций, приводит к деградации фундаментальной науки, которая не может быть компенсирована расширением инновационной деятельности в вузовской среде по аналогии с американской моделью организации научной и инновационной деятельности»5.

По мнению заместителя министра образования и науки Л. Огородовой, в настоящее время особую роль приобретает формирование региональных опорных университетов, которые к 2019 г. будут созданы более чем в 50 регионах страны. На их базе и ведущих университетов России будут создаваться университетские центры инновационного, технологического и социального развития. Сегодня опорными признаны 33 университета, отобранные в 2015 году (11 университетов) и в 2017 году (22 университета). На государственную поддержку программ развития этих университетов Минобрнауки России уже выделило около 3 миллиардов рублей. Центры будут создаваться на базе опорных университетов, а также ведущих университетов России. К 2019 г. планируется создать опорные университеты более чем в 50 регионах, а к 2025 г. около 100 университетских центров. Целью приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» является формирование к 2025 году привлекательной социальной среды и нового качества жизни в регионах, обеспечение доступа к современным технологиям, развитие в регионах отраслей экономики знаний. Реализация проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» будет способствовать выстраиванию и расширению взаимодействия университетов с производственными кластерами и высокотехнологичным бизнесом6.

1 Финансирование науки в России упало до минимума за последние 6 лет. - https://newizv.ru/news/science/29-06-2017/finan sirovanie-nauki-v-rossii-upalo-do-minimuma-za-poslednie-za-6-let?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

2 http://fin.edu.ru/InfoPanel/min_obr2.html#page0_target

3 Березина Е. Наука тратить. - https://rg.ru/2016/12/05/perechen-rashodov-na-niokr-budut-rasshirit.html

4 Механик А. Широкий фронт исследований. - http://expert.ru/expert/2017/38/shirokij-front-issledovanij/

5 Будет ли у России стратегия научно-технологического развития. - https://regnum.ru/news/innovatio/2140919.html

6 Бутенева Т. Знания дают энергию. - https://rg.ru/2017/09/20/liudmila-ogorodova-k-2019-godu-50-regionov-poluchat-opornye-universitety.html

Выводы:

- существующее бюджетное финансирование научных исследований и разработок не соответствует ни сегодняшним потребностям, ни тем задачам, которые поставлены в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 1.12.2016 № 642 и не позволит выйти на передовые позиции по уровню технологического, инновационного и экономического развития;

- установленные на перспективу 2030-2035 гг. затраты на науку в размере 1,73% к ВВП могут привести к закреплению стагнации в научно-технической сфере страны, неконкурентоспособности России на мировом рынке инновационной продукции и дальнейшему увеличению отрицательного сальдо платежей за технологии;

- доля российской инновационной продукции на мировом рынке остается предельно низкой - 0,4%. Доля новой для мирового рынка продукции в общем объеме российских инновационных товаров в 2015 г. составляла лишь 3,2%;

- низкая инновационная активность российских предприятий свидетельствует о наличии существенных барьеров для занятия предпринимателями инновационной деятельностью;

- Россия сильно отстает в коммерциализации интеллектуальной собственности. Доля коммерциализированных патентов в России находится на предельно низком уровне - 0,14 и только 3,25% патентов выходит за пределы страны;

- потенциал РАН недостаточно используется при реализации Национальной технологической инициативы.

Необходимо:

- увеличить финансирование институтов РАН-ФАНО;

- увеличить финансирование гражданской науки;

- разработать стимулирующие меры по увеличению затрат на НИОКР в предпринимательском секторе и по привлечению предпринимателей в высокотехнологичные отрасли;

- укреплять взаимодействие академических институтов с ведущими и опорными университетами, создавать специализированные исследовательские центры отраслевой науки, в ином случае увеличение финансирования науки приведет только к росту числа патентов, а не к их коммерциализации и выпуску инновационной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.