Научная статья на тему 'Утрата понимания смысла жизни как одна из причин меланхолической депрессии. Философский анализ'

Утрата понимания смысла жизни как одна из причин меланхолической депрессии. Философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
548
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ВОЗМОЖНОСТЬ / НЕОБХОДИМОСТЬ / СВОБОДА / ДЕПРЕССИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сиверцев Е.Ю., Игнатова А.М.

В статье рассматриваются два феномена. Первый лёгкое психическое расстройство, именуемое «меланхолическая депрессия». Второй один из элементов шкалы человеческих ценностей смысл жизни. Поддерживается сложившаяся в литературе мысль о связи данных феноменов, однако показывается, что механизм этой связи пока не разработан. Анализ понимания смысла жизни, как он представлен в различных философских концепциях, а также применение к этому анализу экзистенциалистской парадигмы позволяет предположить, что утеря смысла жизни является следствием недооценки человеком степени свободы в выборе своих возможностей. Преодоление депрессивного состояния видится на пути расширения спектра возможностей, оцениваемых человеком как подвластные его воображению и воле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Утрата понимания смысла жизни как одна из причин меланхолической депрессии. Философский анализ»

Утрата понимания смысла жизни как одна

из причин меланхолической депрессии. Философский анализ

Сиверцев Евгений Юрьевич,

кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Emden1914@mail.ru

Игнатова Анна Михайловна,

аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, vassina@mail.ru

В статье рассматриваются два феномена. Первый - лёгкое психическое расстройство, именуемое «меланхолическая депрессия». Второй - один из элементов шкалы человеческих ценностей - смысл жизни. Поддерживается сложившаяся в литературе мысль о связи данных феноменов, однако показывается, что механизм этой связи пока не разработан. Анализ понимания смысла жизни, как он представлен в различных философских концепциях, а также применение к этому анализу экзистенциалистской парадигмы позволяет предположить, что утеря смысла жизни является следствием недооценки человеком степени свободы в выборе своих возможностей. Преодоление депрессивного состояния видится на пути расширения спектра возможностей, оцениваемых человеком как подвластные его воображению и воле. Ключевые слова: смысл жизни, возможность, необходимость, свобода, депрессия, экзистенция, ценность.

Под депрессией принято понимать «одно из ... психических расстройств, проявляющееся подавленным настроением и угнетением психической активности» [3, с.767]. Собственно меланхолическая депрессия относится к числу лёгких психических расстройств и характеризуется «пониженным, подавленным настроением, интеллектуальной и моторной заторможенностью» [21, с. 8].

Специалисты раскрывают меланхолическое состояние как характеризующееся снижением уровня «побуждений и интересов, больные жалуются на отсутствие сил и энергии, усиливаются неуверенность, сомнения, все представляется сложным, трудным» [14, с.71] «возможны идеи малоценности, виновности» [Там же]. Такому состоянию свойственны замыкание в настоящем моменте жизни, представление этого момента длящимся необозримо долго и потому - сомнение в возможности самореализации, отсутствие каких-либо планов на будущее. «Преобладающим . бывает. чувство безразличия, безысходности» [17, с. 562]. «Настоящее и будущее видится мрачным и безысходным» [21, с.9].

Одной из основных причин подобного рода расстройств считается утрата интереса человека к собственной жизни, или - иными словами - потеря т.н. «смысла жизни». Соответственно, одной из составных частей немедикаментозной терапии является восстановление в человеке интереса к жизни. Чтобы иметь возможность это делать, нужно прежде прояснить сам концепт «смысл жизни».

Томас Нагель в 1987 году заметил: «Мы желаем видеть себя значимыми «извне». Оттого, что наша жизнь в целом кажется лишенной смысла, какая-то часть нашего существа испытывает разочарование и досаду — та часть, которая всегда надзирает за тем, что мы делаем» [12, с. 76]. Этот печальный вывод красноречиво свидетельствует о том, что длящиеся более двух тысяч лет поиски решения проблемы смысла жизни пока - во всяком случае, в европейской мысли - успехом не увенчались. Чтобы убедиться в справедливости или несправедливости слов Нагеля, вспомним историю теоретических поисков в этом направлении.

Сама тема смысла жизни вводится в европейское мышление в IV веке до нашей эры. Именно тогда написана Книга Екклесиаста с её знаменитой фразой: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!» (Еккл. 1 : 2). Следующие за этой фразой девять стихов выражают предельно пессимистический взгляд на человеческое существование. Также в IV в. до н.э. написана «Метафизи-

6 У X

А

>

0-

X Е

А

о п гп

т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО 0-Я

ка» Аристотеля. В третьей главе первой книги сформулировано учение о причинах: «... о причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем сущность ... четвёртой - ... "то, ради чего"» [1, с. 70].

С тех пор смысл жизни, так или иначе, возникает на страницах философских трактатов, однако без того, чтобы ставиться под вопрос. Обсуждение отсутствует, сразу предлагается констатация. Для фаталистов-стоиков проблемы смысла жизни просто не существует: «Ducunt volentem fata, nolentem trahun» (Сенека). Неоплатонизм продолжает фаталистическую традицию: « боги вершат свой промысел обо всем; ...они отправляют правосудие над всем и не допускают никакого уклонения к худшему» [15, с. 46].

Скептики-пирронисты придерживаются противоположной позиции: никакой судьбы нет, а если и есть - то она нам неизвестна. Соответственно, и смысл человеческого бытия искать не надо: жизнь должна наполниться тем, что именуется словом «ашрама» - душевная невозмутимость, спокойствие [См.: 10, с. 25].

Наступившая эпоха Средневековья рассматривает смысл жизни в рамках христианской парадигмы. Авторы, работавшие в период патристики, формулируют некое двуединство смысла жизни. Прежде всего - очищение от первородного греха и организация своей жизни в виду неизбежного предстояния Богу: «почтите вверенный вам образ и Вверившего оный, почтите страсти Христовы и надежду будущей жизни.» [4, с. 25]. Вторая составляющая жизни - проповедь христианства: «Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других» [20, с. 197].

Фома Аквинский (1225 - 1274) подводит итог средневековому теоретизированию на тему смысла жизни. Причём делает это с учётом заочной дискуссии Блаженного Августина и Пелагия (V век) о предопределении. С точки зрения Фомы, Бог наделяет человека свободой, но даёт ему определённые ориентиры. Эти ориентиры указывают на конечную цель жизни. Что выбирать - дело самого человека: «... поскольку всякий действующий действует ради цели, то подчинение действия цели распространяется настолько, насколько распространяется причинность первого действующего» [25, с.192].

Новое время с его «ipsa scientia potestas est» (Бэкон) находит смысл жизни в познании, оптимистично полагая, что раскрытие тайн природы инициирует прогресс во всех областях: в технике, в обществе, в мысли. Спиноза замечает: «Самое полезное в жизни - совершенствовать „ своё познание или разум, и в этом одном состо-с ит высшее счастье или блаженство человека» | [19, с. 393].

оТ Если говорить о современном состоянии проса блемы смысла жизни, то здесь можно обозна-^ чить два направления поиска. Первый (назовём 2 его трансцендентным) ведёт речь о некоем со-

ответствии человека и окружающего его мира -мира, которого ещё нет, но который предстоит построить. Предстоит построить благодаря прежде всего собственным усилиям. Второе направление (назовём его имманентным) полагает, что смысл жизни заключается тоже в соответствии, и тоже подлежащим построению, но соответствие это не с окружающим миром, а с самим собой.

Главная категория первого подхода - цель. Цель - «... субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Цель может существовать в форме знания, представления или даже восприятия» [28, с. 5]. Можно добавить, что цели «связывают с объективно значимыми и субъективно принимаемыми ценностями, которые выступают для человека в качестве цели его деятельности» [2, с. 9]. Содержательная сторона цели формируется тремя источниками: (1) самим человеком; (2) общественно-исторической практикой (т.е. задаётся обществом); (3) человеческим представлением о воле Бога [См.: 6, с. 44].

В каждый конкретный момент жизни человека цель одновременно и присутствует и отсутствует. Присутствует как логически упорядоченная схема, систематизирующая мышление и деятельность, отсутствует как реальное состояние внешнего мира по отношению к данному человеку.

Наиболее ярким примером трансцендентного подхода к трактовке смысла жизни может служить экзистенциалистская психология Виктора Франкла (1905 - 1997). Франкл полагает, что «человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить» [26, с. 29]. Т.е. смысл - это то, что определяет бытие человека сейчас и здесь, но занимает по отношению к сейчас и здесь некую внешнюю позицию. Смысл не абстрактен, смысл конкретен, содержателен. Причём содержание - не продукт свободного фантазирования индивида. «Смысл должен быть найден, но не может быть создан» [Там же, с. 37]. Содержание смысла отыскивается путём сознательного выбора из множества возможностей. Ориентиры для выбора формируются независимо от индивида, формируются, прежде всего, социумом. Социум формирует систему ценностей, - именно она служит главным инструментом, как выбора ориентира, так и наполнения его конкретным содержанием. «Истинной проблемой была, есть и остаётся проблема ценностей.» [Там же, с. 70-71].

К трансценденталистскому подходу можно отнести и наших современников — авторов философских словарей и энциклопедий: «Смысл - вне-положенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности.» [13, с. 575].

Второй (имманентный) подход сформулирован в работах гуманистических психологов А. Маслоу, К. Роджерса и др. Здесь главная категория - са-моауктуализация. К. Роджерс пишет: «Поведение в основе своей есть целенаправленная попытка организма удовлетворить свои потребности, как

они переживаются.» [16, с. 68]. Если вспомнить знаменитую «пирамиду потребностей» А. Мас-лоу [11, с. 111 - 117], то там только первые два этажа (физиологические потребности и потребность в безопасности и защищённости) являются чисто физическими. Всё остальное - от потребности в принадлежности к социальной группе до потребности в самовыражении - социально и аксиологически обусловлены. Значит, самоактуализация - в отличие от целеполагания - это не устроение мира под существующую у индивида картину мира, а наоборот - построение себя под требования мира, как они отражены в менталь-ности отдельного человека.

Показательным примером имманентного направления могут служить идеи некоторых русских мыслителей. Конкретно речь идёт о Л. Н. Толстом (работа «Исповедь», 1884 г.), Е. Н. Трубецком (работа «Смысл жизни», 1918 г.), С. Л. Франке (работа «Смысл жизни», 1925 г.).

В вопросе о причинах возникновения интереса к проблеме смысла жизни эти авторы не очень оригинальны. Следуя сложившейся традиции, они полагают, что данный вопрос инициирует нечто, присутствующее потенциально, но отсутствующее актуально. Присутствует это нечто в виде образа небытия вещей, небытия процессов, небытия результатов нашей деятельности. Ну а главное - в образе предстоящей смерти: «К размышлению о смысле жизни толкает мысль о всемогуществе небытия, небытия, обесценивающего всё сущее» [23, с. 24] «.мы раскрываем до конца ... интуицию мировой бессмыслицы...» [24, с. 43].

Обращает на себя внимание принципиальный отказ от попыток точного определения обсуждаемой категории. Л. Н. Толстой подводит под этот отказ даже теоретическую базу: «Рациональный анализ смысла не раскрывает, скорее - наоборот» [23, с. 58]. Смысл жизни не определяется, а задаётся. Задаётся при помощи метафоры цели. «Человек живёт ради цели» [24, с.39], «Смысл жизни подразумевает цель» [26, с. 39].

Упоминая категорию цели, мы, по видимости, попадаем в некоторое противоречие с осуществлённым выше отнесением русских мыслителей к имманентному направлению: цель - это то, чего сейчас нет. Однако, всё дело в понимании цели применительно к данному контексту. Цель - это то, что по своей сущности не имеет ни пространственных, ни временных границ. Цель - не трансценденция, которая сейчас и здесь отсутствует, сохраняя лишь способность ориентировать человека. Цель - и в этом сходятся все три мыслителя - полноценное осуществление жизни в каждый конкретный момент последней: «Смысл одновременно осуществляется и наполняет» [23, с. 65]; «самое дальнее стало близким, всемирный смысл до дна озарил всю земную жизнь» [24, с. 67].

Русская традиция трактовки смысла жизни не может допустить индивидуализации понимания цели - т.е. цель не может быть у каждого своя

(где общее присутствует лишь в качестве самых основных моральных принципов). Цель - и, стало быть, смысл - должны быть едины для всех людей.

Возникают два требования к смыслу жизни: присутствие в каждом моменте жизни и единство для всех людей. Так или иначе, данные требования имеются у всех троих мыслителей, но воплощаются по-разному.

У Трубецкого смысл жизни задаётся Богом: « Бог ... есть основное предположение всякой жизни. Это и есть то, ради чего стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены» [24, с. 62]. У С. Л. Франка - смысл жизни заключается в переделывании мира, у Л.Н.Толстого жизнь наполняется смыслом лишь в том случае, если она протекает в активном действии, в повседневных заботах.

Имманентность понимания смысла жизни в данной концепции заключается, прежде всего, в том, что смысл создаётся взаимной активностью двух сторон. Первая сторона - человеческая личность. Личность испытывает душевный дискомфорт от ощущения пустоты жизни и ищет наполнения последней. Вторая сторона - некая всеобщность. Всеобщность едина для всех людей, она раскрывает себя человеку. Но раскрывает себя лишь человеку, предпринявшему определённые усилия для её поиска.

При всех расхождениях трансцендентного и имманентного направлений поиска, есть один момент, в котором они сходятся. Это касается соотношения индивида и того, что индивиду внешне. Индивид существует в своём собственном, внутреннем, определённом фрагменте пространства и времени - в некотором «здесь и сейчас». Внешнее существует в чужой, внешней неопределённости - в некотором «там и потом». Однако, «там и потом» - это не такое внешнее и будущее, к которому индивид сейчас равнодушен (как, например, далёкий город, в который я, может быть, поеду через неделю, а может быть и нет). «Там и потом» актуализируется в «здесь и сейчас», переживается в «здесь и сейчас». Соответственно, чтобы жизнь наполнилась смыслом, эти две стороны должны соответствовать друг другу, должны гармонично дополнять друг друга. Пусть гармония ещё не достигнута, но именно постоянно продолжающееся событие её установления задают жизни смысл.

Думается, что именно слово «гармония» является ключевым при рассуждении о смысле жизни. Гармония есть и в «предстоянии человека Богу» (как мы видели в учении древних Отцов Церкви), гармония возникает и в «сознательном выборе возможностей», декларируемым Виктором Франк-лом, гармония присутствует в «единстве» (чем бы оно не представлялось — Богом, мыслью, деятельностью), предлагаемым русскими философами, гармония формируется и в связывании с «более широким пластом реальности» - как мы читали в «Новой философской энциклопедии».

Теперь попробуем уточнить значение понятия «гармония» в данном контексте.

в

У

X

А

>

0-

X Е

А

о п гп

т;

о

-С ГП

о т; О

О и

Д

о

-о О ГО 0-Я

Вспомним названные нами стороны, между которыми осуществляется гармония. С одной стороны, это человеческое бытие, ограниченное пребыванием в определённости пространства и в определённости времени, т.е. бытие «здесь и сейчас». Второй стороной логично назвать то, что ограничивает человеческое бытие «здесь и сейчас» - т.е. некую трансценденцию (выше мы её назвали «там и потом») Однако, это едва ли возможно. Как уже замечено, трансценденция актуализируется для человека только в его бытии «здесь и сейчас». Соответственно, второй стороной тоже будет человеческое бытие «здесь и сейчас», а вот какое — это ещё предстоит выяснить. Постараемся построить выяснение так, чтобы оно помогло разобраться ещё и в устройстве механизма действия гармонии.

Для решения обратимся к такому философскому течению, как экзистенциализм.

Главную категорию экзистенциализма — экзистенцию — можно определить следующим образом. Экзистенция - обозначение конституирующего начала бытия человека, причём начало это не может быть адекватно описано при помощи слов языка. Экзистируя, человек постоянно пребывает в единстве центростремительно-сти и центробежности. Центробежность заключается в следующем: человек постоянно устремлён во «вне себя», во внешнее себе (все человеческие эмоции указывают на это: страх боится некоего внешнего устрашающего, свобода есть выход в неопределённое пространство, надежда надеется на нечто, здесь и сейчас отсутствующее). Центростремительность есть необходимое следствие центробежности: переживая названные выше эмоции, человек возвращается к самому себе как существованию, этими чувствами формируемому.

Как видим, экзистенцию следует понимать как пребывание в возможности. «Человек ... существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать» [18, с. 323]. Наше «желание стать» направлено, разумеется, на будущее: «Мы живём будущим: "завтра", „позже", "когда ты добъёшься положения", "с возрастом ты поймёшь"» [8, с. 19]. Возможность осуществляется в «сейчас и здесь», но направлена в «там и потом», однако ограничивать её только лишь ролью переходного звена было бы упрощением. Она в значительной мере коституирует обе названные стороны. «Мы — возможная экзистенция: Мы живём из истоков, которые находятся за пределами становящегося эмпирически объективным наличного бытия, за пределами сознания вообще и духа» [29, с. 426].

Как только мы вводим категорию возможно-„ сти, мы получаем путь к уточнению нашего пост нимания двух сторон, между которыми осу© ществляется гармония. Первая сторона - чело-оТ веческое бытие «здесь и сейчас», бытие, кото© рое продуцирует возможности себя самого. ^ Вторая сторона — тоже человеческое бытие 2 «здесь и сейчас», но бытие, которое пережива-

ет себя в своих возможностях. Человеческое бытие, переживающее своё бытие в своих возможностях (т.е. вторая сторона) и определённо и определенно - бесконечность возможностей переживать нельзя. Т.е. бытие переживающее возможности видит со всех сторон одни лишь тупики, невозможности всяческих возможностей. Соответственно, переживание возможностей самим человеком обесценивает человеческое бытие. Переживаемым становится небытие Со всех сторон - лишь небытие. «Небытие угрожает онтиче-скому самоутверждению человека ... в виде смерти ... в виде пустоты» [22 с. 33]. Подобное обесценивание происходит, поскольку ограничивающие возможности мыслятся как объективные, необходимые, от человека независящие, при этом полностью, без какого-либо остатка конституирующие человеческое бытие. И тогда они превращают бытие, продуцирующее возможности (первую сторону), из бытия в ничто (т.е. в бытие чего угодно объективного, но никак не человеческого). «Ничто» вытесняет «здесь и сейчас» человека, заменяя его нечеловеческим, («объективным») «здесь и сейчас».

Картина человеческого существования была бы совсем печальной, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что упомянутому вытеснению препятствует способность человека продуцировать возможности ещё и из чистого воображения. Воображение - «слепая» функция души, «скрытое в глубине человеческой души искусство» [9, с. 223], которое - в числе прочего - продуцирует возможности с заранее заданными качествами и способно защитить их от полномасштабной логической критики: «настоящие приёмы которого (воображения -А.И., Е.С.) нам вряд ли когда-либо удастся угадать и раскрыть» [Там же].

Обратим внимание на два обстоятельства. Первое: даже в тех возможностях, которые мыслятся как объективные, присутствует доля субъективности (н.п., человек не может бежать быстрее определённой скорости или поднимать больше определённого веса, но он может выбирать направление движения или перемещать предметы поочерёдно). Второе: воображаемая ситуация всегда даёт некоторый простор для выбора. Прежде всего - выбора конкретного её содержания.

Возвращаемся к главной задаче нашего поиска — сформулировать понятие смысла жизни, в максимальной степени свободное от расплывчатости, свойственной многим его определениям.

Смысл жизни - это не то, что может быть, а может и не быть. Если «смысл жизни» понимать строго логично, то он есть всегда. Временные флуктуации возможны лишь в понимании субъектом осмысленности своей жизни (или бессмысленности её).

Смысл формируется человеком, продуцирующим возможности собственного бытия.

Эти возможности - как они оцениваются человеком - бывают двух типов. Первый тип - объективные - т.е. природно или социально необходи-

мые. Второй тип - субъективные - т.е. порождённые воображением.

Между бытием человека, продуцирующим возможности и бытием человека, переживающим возможности, должна установиться гармония. Она устанавливается в том случае, если доля воображаемого в возможностях (а воображаемое всегда видится человеком как ему подвластное) превышает долю объективного в возможностях, т.е. того, что кажется человеку ему не подвластным.

Жизнь представляется субъекту осмысленной, когда существует настроение гармонии между субъективными (воображаемыми) возможностями и возможностями объективными (реальными). Бессмысленной жизнь кажется тогда, когда объективное превосходит субъективное, даже до некоторой степени подавляет его. Подчеркнём — речь идёт не об онтологическом совпадении желаний и возможностей, а именно о настроении гармонии, сейчас и здесь присутствующем в человеке.

Возвращаемся к проблеме, поставленной в самом начале - тогда мы заметили, что одной из причин, вызывающей меланхолическую депрессию, является утрата интереса человека к собственной жизни. Соответственно, преодоление данного состояния - обретение этого интереса. Теперь мы знаем, почему случается утрата интереса и можем попытаться отыскать пути возвращения этого интереса.

Начнём с небольшой иллюстрация. Клинические наблюдения практикующих психиатров подтверждают ранее приведённые нами признаки депрессии: страдающие ей называют себя «неудачником во всём» [7, с. 343], не видят «никаких перспектив для жизни» [Там же]. Причины подобных переживаний - утрата осмысленности жизни. Соответственно, для выведения из депрессии применяются приёмы, которые - независимо от того, знает об этом доктор или нет -возвращают человеку чувство осмысленности жизни. Вот ряд советов, которые даёт британский психиатр Эрл Гроллман: «Установите заботливые взаимоотношения. Будьте внимательным слушателем. Не спорьте. Не предлагайте неоправданных утешений. Предложите конструктивные подходы.» [5, с. 318 - 320].

Как же происходит возвращение интереса к жизни? Противостояние депрессии начинается с замены: смысл в онтологическом его значении (вернее, отсутствие смысла) заменяется смыслом в его аксиологическом значении. Далее проводится переоценка объективного и субъективного в возможностях. Субъективное — повторим — воображаемое и оцениваемое как моё, собственное, человеческое. Объективное - не воображаемое и оцениваемое как нечеловеческое, «не моё», как присутствующее в бытии человека ничто этого человека. Но данная актентировка оценок может быть смещена. Некоторая часть объективного может быть переоценена как субъективное и — следовательно — допускаю-

щее воздействие воображения. Например, неизбежность расставания с близким человеком может быть оценена как возможность выбора других людей, которые в перспективе станут близкими. В результате человек, конечно, не обретает новых смыслов, но значительно увеличивается спектр событий будущего, которые (по мнению человека) допускают по отношению к себе свободный выбор и свободные действия. Это и даёт ощущение гармонии объективного и субъективного, ощущение осмысленности жизни, тем самым резко уменьшая остроту меланхолической депрессии.

Литература

1. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. М.: Мысль, 1976. Т.1. 550с.

2. Ахметзянова М. П. Смысл жизни человека (психолог. аспект). Профессионализм и творчество. Сборник материалов научно-практической конференции. Под редакцией М. В. Мусийчук, Е. И. Шулевой. Издательство: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова (Магнитогорск). 2018. С. 8-11.

3. Большая Российская энциклопедия: в 30 томах / ред. С. Л. Кравец, ред. Ю. С. Осипов. - М.: БРЭ, 2004 - Т. 8: Григорьев - Динамика. - 2007. 767 с.

4. Григорий Богослов. Творения, в 2-х томах. Том первый: Слова. М.: Сибирская Благозвонни-ца, 2010. 895 с.

5. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийств в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001. С. 270352.

6. Давлетгаряева Р. Г. Ещё раз о смысле жизни. Эссе о смысле жизни. Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 13 (409). Философские науки. Вып. 46. С. 43—47.

7. Ефремов В. С. Основы суицидологи. СПб.: Диалект, 2004. 450 с.

8. Камю А. Миф о Сизифе. СПб.: Азбука-классика, 2005, 256 с.

9. Кант И. Сочинения в 6 томах. М.: Мысль, Т. 3. 1964. 799 с.

10.Лосев А. Ф. Культурно-историческое значение античного скептицизма и деятельность Секста Эмпирика. Вступительная статья к изданию: Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. - М.: Мысль, 1975 -1976. Т. 1. 399 с.

11. Маслоу А. Х. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2013. 352 с.

12. Нагель Томас. Что всё это значит? Очень краткое введение в философию. М.: Идея-Пресс, 2001. 84 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010 [т.е. 2009] Т. 3. 692с.

14. Нуллер Ю. Л. Депрессия и деперсонализация. Л.: Медицина, 1981. 208 с.

15. Прокл. Платоновская теология. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института: «Летний сад», 2001. 624 с.

в У X

ДА

> о-

X

т гп А о п гп т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО О-Я

16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.

17. Руководство по психиатрии. В 2 томах. Т. 1. / А. С.Тиганов, А. В. Снежневский, Д. Д. Орловская и др.; Под ред. А. С. Тиганова. М.: Медицина, 1999. 712 с.

18. Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм. В кн: Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. М.: Издательство политической литературы, 1989. 398 с.

19. Спиноза. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1970. Т.2. 776 с.

20.Творения Святаго Отца нашего Иоанна Златоуста, Архтископа Константинопольского, въ русскомъ переводе. Томъ девятый. Книга первая. СПб.: Издаше С.-Петербургской Духовной Академии, 1903. 1008 с.

21. Тиганов А. С. Аффективные расстройства и синдромообразование // Журнал невропатологии и психиатрии. 1999. Т. 99. С. 8-10.

22.Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479 с.

23.Толстой Л. Н. Исповедь. О жизни. М.: АСТ, 2015. 288 с.

24.Трубецкой Евгенш. Смыслъ жизни. Бер-линъ: Слово, 1922. 283 с.

25. Фома Аквинский. Учение о душе. СПб.: Азбука-классика. 2004. 480 с.

26. Франк С. Л. Смысл жизни. М.: АСТ., 2004. 157 с.

27. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990. 368 с.

28. Юрова К. И., Юров И. А. Проблема смысла жизни в психологии. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2017. 144 с.

29.Ясперс К. Смысли и назначение истории. М.: Политиздат. 1991. 527 с.

Loss of the meaning of life as one of the reasons of melancholic depression. Philosophical analyses Sivertsev E.Yu., Ignatova A.M.

St. Petersburg State University

Two phenomena are analysed in the article. The first one is a mild psychiatric disorder known as "melancholic depression". While the second one is a component of human value system, namely, the meaning of life. The connection between the two, considered traditional in the sources, is maintained but it is also demonstrated that the mechanism of this connection has not yet been properly studied. Having analysed the perception of the "meaning of life" as it has been presented by various philosophical schools and applying to it the existentialist paradigm makes it possible to assume that the loss of the meaning of life is the consequence of the underestimation by a human of the degree of freedom in the life choices they make. The way suggested to overcome such a depressive state is to work on broadening the range of possibilities which the human could estimate as dependent on and controlled by their imagination and willpower. Key words: meaning of life, possibility, necessity, freedom, depression, existence, value.

References

1. Aristotle. Works in four volumes. M .: Thought, 1976. T.1. 550s.

2. Akhmetzyanova MP The meaning of human life (psychology.

Aspect). Professionalism and creativity. Collection of materials of the scientific-practical conference. Edited by M.V. Musiychuk, E.I. Shuleva. Publisher: Magnitogorsk State Technical University. G. I. Nosov (Magnitogorsk). 2018. pp. 8-11.

3. Great Russian Encyclopedia: 30 volumes / ed. S.L. Kravets, ed.

Yu. S. Osipov. - M .: BDT, 2004 - T. 8: Grigoriev - Dynamics. -2007. 767 p.

4. Gregory the Theologian. Creations, in 2 volumes. Volume One:

Words. M .: Siberian Spinebone, 2010. 895 p.

5. Grollman E. Suicide: prevention, intervention, postposition. Sui-

cidology: past and present: The problem of suicides in the writings of philosophers, sociologists, psychotherapists and in artistic texts. M .: Kogito-Center, 2001. p. 270-352.

6. Davletgaryaeva R. G. Once again about the meaning of life.

Essay on the meaning of life. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2017. No. 13 (409). Philosophical sciences. Issue 46. pp. 43-47.

7. Efremov V.S. Fundamentals of suicide. SPb .: Dialect, 2004. 450

p.

8. Camus A. Myth of Sisyphus. SPb .: ABC-classic, 2005, 256 p.

9. Kant I. Works in 6 volumes. M .: Thought, T. 3. 1964. 799 p.

10. Losev A.F. Cultural and historical significance of ancient skepticism and the activities of Sextus Empiric. Introductory article to the publication: Sext Empyric. Works in 2 tons. - M .: Thought, 1975 - 1976. T. 1. 399 p.

11. Maslow A.Kh. Motivation and personality. SPb .: Peter, 2013. 352 p.

12. Nagel Thomas. What does all of this mean? A very brief introduction to philosophy. M .: Idea-Press, 2001. 84 p.

13. New philosophical encyclopedia. M .: Thought, 2010 [i.e. 2009] Vol. 3. 692s.

14. Nuller Yu. L. Depression and depersonalization. L .: Medicine, 1981. 208 p.

15. Proc. Platonic Theology. SPb .: Publishing house of the Russian Christian Humanitarian Institute: Summer Garden, 2001. 624 p.

16. Rogers K. A Look at Psychotherapy: The Formation of Man. M .: Progress, 1994. 480 p.

17. Guide to psychiatry. In 2 volumes. V. 1. / A.S.Tiganov, A.V. Snezhnevsky, D. D. Orlovskaya and others; Ed. A. S. Tigano-va. M .: Medicine, 1999. 712 p.

18. Sartre J. Existentialism is humanism. In: Nietzsche F., Freud Z., Fromm E., Camus A., Sartre J.P. Twilight of the Gods. M .: Publishing house of political literature, 1989. 398 p.

19. Spinoza. Anthology of world philosophy. M .: Thought, 1970. V. 2. 776 s.

20. The works of our Holy Father John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Tom ninth. Book One. SPb .: Publishing of the St. Petersburg Theological Academy, 1903. 1008 p.

21. Tiganov A.S. Affective disorders and syndrome formation // Journal of neuropathology and psychiatry. 1999. T. 99. P. 8-10.

22. Tillich P. Selected: Theology of Culture. M .: Lawyer, 1995. 479 p.

23. Tolstoy L. N. Confession. About life. M .: AST, 2015. 288 p.

24. Trubetskoy Eugene. The meaning of life. Berlin: The Word, 1922. 283 p.

25. Thomas Aquinas. The doctrine of the soul. SPb .: ABC-classic. 2004. 480 p.

26. Frank S.L. The Meaning of Life. M .: AST., 2004. 157 p.

27. Frankl Victor. Man in search of meaning. M .: Progress. 1990. 368 p.

28. Yurova K. I., Yurov I. A. The problem of the meaning of life in psychology. Penza: ICNS "Science and Enlightenment." 2017. 144 p.

29. Jaspers, K. Meaning and purpose of history. M .: Politizdat. 1991. 527 p.

n

с <

e

Oi

о

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.