Научная статья на тему 'Утрата доверия как показатель нравственного кризиса'

Утрата доверия как показатель нравственного кризиса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ЭТИКА / НРАВСТВЕННЫЙ КРИЗИС / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТИКА БИЗНЕСА / ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хватова М.Б.

В статье рассматривается такое явление современной нравственной жизни как утрата доверия к ближнему. Показано, что это характерно для рыночной ментальности, в которой этика бизнеса компенсирует моральную дефективность межличностных отношений. Такое состояние является глобальной парадигмой современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOSS OF TRUST AS AN INDICATOR OF MORAL CRISIS

The article deals with such phenomenon of modern moral life as a loss of trust in one’s neighbour. It is shown that this is characteristic of market mentality in which business ethics compensates for the moral defectiveness of interpersonal relations. Such a state is a global paradigm of modern culture.

Текст научной работы на тему «Утрата доверия как показатель нравственного кризиса»

УДК 17.025

УТРАТА ДОВЕРИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА

М.Б. Хватова

Российский православный университет св. Иоанна Богослова, г. Москва e-mail: marina11.10.1963@mail.ru

В статье рассматривается такое явление современной нравственной жизни как утрата доверия к ближнему. Показано, что это характерно для рыночной ментальности, в которой этика бизнеса компенсирует моральную дефективность межличностных отношений. Такое состояние является глобальной парадигмой современной культуры.

Ключевые слова: доверие, этика, нравственный кризис, рыночные отношения, этика бизнеса, ценности культуры.

Одним из наиболее ярких проявлений противоречия между возрождением религиозности в современном мире и повсеместным упадком морали является феномен утраты доверия. Этот феномен с нашей точки зрения является наиболее очевидным и зримым показателем нравственного кризиса современной эпохи. Поскольку в основании доверия как морального фактора изначально лежит религиозное чувство веры, то это является свидетельством, не возрождения религиозности, которое определяется сегодня во многом лишь по внешним показателям, а как раз свидетельством глубокого религиозного кризиса, то есть кризиса веры.

Рассмотрим более основательно механизм утраты доверия в современном обществе.

Рассуждать о доверии как социальном инструменте и, возможно, как факторе социально-экономического успеха возможно лишь с учетом того мощного аксиологического сдвига культуры, который начался с философских прозрений и интуиций Ницше еще во второй половине XIX века. Здесь важно увидеть, что немецкий философ диагностировал наступление духовного кризиса не только как кризиса исключительно религиозного, но как аксиологического кризиса. Но в действительности, это не столько кризис аксиологии, но скорее ее появление, поскольку был именно поставлен онтологический вопрос о природе ценностей.

Начиная с XIX века, европейское человечество живет в «духовной ситуации», спрогнозированной немецким философом. И это не просто ситуация «переоценки ценностей», но исчезновения традиционных ценностей. «Что делает ценность ценностью?» - сегодня уже не абстрактный вопрос спекулятивной метафизики, но вполне конкретный, затрагивающий первоосновы самой жизни. В этом смысле уместно в связи с доверием упомянуть тот социокультурный и духовный фундамент, а именно «эпоху пустоты», в которой доверие приобретает уже далеко не традиционный облик, которое оно всегда имело, будучи одним из нравственных первоначал человеческого бытия.

В названии параграфа сталкиваются два концепта - этический концепт «доверие» и экзистенциальный - «эпоха пустоты». Как этическая категория доверие

встраивается в следующий понятийный ряд близкородственных категорий - вера, верность, достоверность, надежность, искренность, правдивость, сердечность, открытость и т.д. Семантическое ядро - этого поля «вера», и, соответственно, «верность», образующие широкий диапазон значений. Об этом свидетельствуют и толковые словари В.И. Даля и С.И. Ожегова, и, собственно, этическая литература на русском языке, начиная с XIX века. Здесь семантика и этимология достаточно прозрачна и однозначна.

В социально-психологическом плане наличие доверия к другому приводит к чувству уверенности, необходимому в социальной практике, и, наоборот, утрата доверия приводит к опустошающему и деструктивному ощущению неуверенности и, соответственно, потерянности и опустошенности. Так или иначе эти понятия концентрируются вокруг наиболее интимных и тонких душевных состояний, которые возможны по отношению к другому человеку. В этом смысле можно сказать, что этика доверия является частным случаем такой фундаментальной философской парадигмы современности как этика другого.

В религиозном аспекте понятия «вера», «доверие» и «верность» представляют собой синонимы, которые определяются друг через друга. Как пишет С.С. Аверинцев, вера - это «личное доверие к Богу» и «личная верность к Богу», отмечая, при этом, что «во всех языках, с которыми изначально связано становление теистической религии, вера и «верность», а также «верующий» и «верный» обозначаются соответственно тем же словом»1. Религиозные и этические смыслы этого концепта достаточно близко соприкасаются друг с другом. Однако, есть существенные отличия; религиозный концепт доверия в большей степени предполагает раскрытие личностно-эсхатологического измерения человеческого бытия, в то время как этический концепт имеет социальную проекцию.

В некотором роде выражение «этика доверия» избыточно, поскольку, как уже было сказано само доверие есть одна из важнейших категорий и профессиональной, и индивидуальной и социальной этики. Но в ситуации, которая рядом виднейших представителей западной философии так или иначе обозначается термином «пустота», есть смысл говорить уже об этике доверия, поскольку традиционный аксиологический фундамент этого понятия давно уже размыт. И сейчас можно уже говорить об утрате доверия как некоей анормальной норме.

Утрата доверия к ближнему, характерная для рыночной ментальности, компенсируется этикой бизнеса, являющейся глобальной парадигмой современной культуры. Этика бизнеса в этом контексте - это компенсаторный механизм, выполняющий важные этико-коммуникативные функции в ситуации радикальной утраты доверия к ближнему, характерному для конкурентной рыночной среды.

Постепенная трансформация протестантской этики труда с ее духовно-аскетическими установками приводит к тому, что экономическое вытесняет этическое, оставив последнему место «неписанного закона» для регулирования корпоративных отношений. Но это стало возможно в ситуации, которую Ницше определил, как «смерть Бога». Не капитализм вытеснил христианство, но духовно опустошенное христианство дало возможность становлению рыночных отношений.

Здесь как раз уместно обратиться к понятию «пустоты», которое достаточно точно и исчерпывающе описывает «духовную ситуацию времени», выражаясь словами К. Ясперса. Эта ситуация, согласно немецкому мыслителю, чревата разрушением духа. Он пишет следующее: «Духовность гибнет, распространяясь в

1 Аверинцев С.С. Вера / Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т. 1. С. 380.

массе, рационализация, доведенная до грубой моментальной доступности рассудку, привносит в каждую область знания процесс обеднения»2. Ясперс говорит о пустоте, из которой тщетно пытается выйти, потерявшая форму образованность и культура в целом.

Это понятие формировалось наиболее видными представителями европейской философской и шире - духовно-интеллектуальной и культурной традиции, в числе которых Ф. Ницше, Т. Манн, Г. Гессе, Й. Хейзинга, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. Липовецки, Ю. Кристева, П. Слотердайк и др. Но само понятие «эпоха пустоты» (The Age of Nothing) принадлежит британскому исследователю Питеру Уотсону, автору одноименной книги. Проанализировав огромный исторический период, начавшийся в середине XIX века и продолжающийся и поныне, он пишет, что «под подозрением оказалась и сама идея единства - не только личности, но и вселенной, космоса - так что понятия метафизики, трансцендентальности и даже самого бога теперь окрашены для нас оттенками фрагментации и распада»3.

Это положение вещей в другой терминологии носит название «ситуация постмодерна», однако, здесь дано более точное указание на особенности, связанные с «духовной пустотой». Это распад и фрагментация. Во многом идеи Уотсона, его многомерные реконструкции и описания «эпохи пустоты» перекликаются с описаниями «духовной ситуации времени» у Ясперса. Но разница существенна; если Ясперс видит опасность в «духовной гибели» и весьма критически анализирует сложившееся положение вещей, то Уотсон его легитимирует, стараясь оправдать новый неметафизический стиль жизни не только как приемлемый, но и как наиболее счастливый.

В любом случае, трансформация фундаментальных этических категорий проблематизирует концепт доверия, требуя новых смыслов, способных, если не вернуть прежний регулятивный статус этой ценности, то, по крайней мере, реабилитировать ее непрагматический характер. Парадокс в том, что интегративное понятие «эпоха пустоты» - это порождение капиталистической ментальности с ее гипер-индивидуализмом, автономизацией, радикальным эгоцентризмом, что и создает ситуацию утрату доверия к ближнему; а, с другой стороны, именно эта ситуация, чреватая полным одиночеством, экзистенциальным вакуумом, фрустрацией, взывает к новой этике, к такой системе ценностей, которая оказалась бы работающий в современных условиях. Это может быть этика интегрального сплочения, которая приходит на смену не выполнившей своих обещаний христианской этике. И здесь вновь необходима апелляция к Ницше, как одному из первых европейских мыслителей, почувствовавших необходимость нахождения иных основ для формирования этического миропорядка.

В этом плане важно сравнение Ницше с фигурой Достоевского, которого первый считал своим учителем человека, поскольку Достоевский также остро осознал кризис и возможно крах прежней морали. Но их отличие в том, что если русский мыслитель полагался все же на возрождение христианских начал, то немецкий смотрел уже в другую сторону («Так говорил Заратустра»). Но здесь важно не то, что их различает, но что объединяет, а именно - понимание необходимости смены существующей морали, так называемой «переоценки ценностей».

Где и в чем искать основу для «этики сплочения»?

2 Ясперс К. Духовная ситуация времени / Смысл и назначении истории. М., 1994. С. 359.

3 Уотсон П. Эпоха пустоты. Как люди начали жить без Бога, чем заменили религию и что из всего этого вышло. М., 2017. С. 700.

Конечно, сама по себе эта идея не нова, и в истории европейской философской мысли можно найти много различных эквивалентов этому понятию. Например, этика сострадания Шопенгауэра как вариант нехристианской метафизики; солидаризм как этико-социальная программа; «интегральный гуманизм» Ж. Маритена; «философская вера» К. Ясперса как практика гуманизации мирового порядка, направленная на обретение истинного смысла жизни; это, в конце концов, и этика благоговения перед жизнью А. Швейцера, в которой явно прозвучало альтернативное духовное воззвание самоуспокоенной «пустоте» как наличному образу жизни.

Если обратиться к отечественной философской традиции - то это этика товарищества Андрея Платонова, основывающаяся, с одной стороны, на христианских идеях Николая Федорова, а с другой, коренящаяся в основополагающих константах русской духовной ментальности - в особом чувстве онтологического сиротства, то есть бездомности, оставленности, покинутости, бесприютности. Важно то, что истинная человечность у Платонова стремиться обрести себя вне традиционного религиозного контекста. И поэтому ценностные наработки такой установки крайне важны сегодня, когда, несмотря на внешнюю «постсекулярность», обнаруживается глубочайший секуляризм в экзистенциальных первоосновах бытия.

Этика товарищества создавалась Платоновым в пору его энтузиазма по отношению к революции и нового социалистического строя. Но по своей мировоззренческой и философской сути, она гораздо глубже и шире социалистической идеи, и охватывает метафизику русской души и русской культуры в целом.

Таким образом, можно заключить, что в духовном контексте «эпохи пустоты» произошла трансформация многих традиционных этических категорий, в том числе и категории доверия. Сегодня уместнее говорить о доминирующем на всех уровнях недоверии как некоей анормальной норме. Однако, это противоречит корневым нравственным началам человека и никоим образом не может и не должно быть легитимизовано. В этой ситуации необходим поиск новых ценностей, которые смогли бы вернусь доверию его прежний статус важнейшего ценностного приоритета для человека. Этика сплочения, вмещающая в себя традиции как западной, так и отечественной философской традиции, могла бы стать такой ценностной основой.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Вера / Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т. 1. С. 380.

2. Уотсон П. Эпоха пустоты. Как люди начали жить без Бога, чем заменили религию и что из всего этого вышло. М., 2017. 784 с.

3. Ясперс К. Духовная ситуация времени / Смысл и назначении истории. М., 1994. С. 288-420.

LOSS OF TRUST AS AN INDICATOR OF MORAL CRISIS

M B. Khvatova

Russian Orthodox University of St. John the Divine e-mail: marina11.10.1963@mail.ru

The article deals with such phenomenon of modern moral life as a loss of trust in one's neighbour. It is shown that this is characteristic of market mentality in which business ethics compensates for the moral defectiveness of interpersonal relations. Such a state is a global paradigm of modern culture.

Keywords: trust, ethics, moral crisis, market relations, business ethics, cultural values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.