УДК 712.2.025(470.23-25)
Ю. И. Арутюнян
Утраченные парки Санкт-Петербурга: роль Итальянского сада в застройке Литейной части
Итальянский сад занимал обширный участок между Фонтанкой и Лиговским проспектом. Исчезнувший с карты Санкт-Петербурга, он сформировал застройку этой зоны. Общественные и жилые здания, возведенные в XIX-XXI вв., четко структурируют пространство, небольшой участок сада сохранил общие закономерности структуры парка XVIII столетия. Отсылкой на первоначальные постройки и название территории стал современный квартал.
Ключевые слова: ландшафтная архитектура, сады и парки Санкт-Петербурга, восстановление садово-парковых ансамблей, реставрация садово-парковых ансамблей
Julia I. Arutyunyan
Lost parks of Saint Petersburg: role of Italian garden in development of Foundry part
Italian garden occupied a vast area between Fontanka river and Ligovsky prospect. Vanished from the map of Saint Petersburg, it formed the layout of this zone. Public and residential buildings constructed in the 19th-21st centuries, form the structure of this space, a small area of garden retained the general regularities of structure of park of the 18th century. A reference to the original construction and the name of the territory became the modern quarter.
Keywords: landscape architecture, gardens and parks of Saint Petersburg, reconstruction of garden and park ensembles, restoration of garden and park ensembles
В пространстве города ничто не исчезает бесследно, архитектурные и ландшафтные объекты прошлого напоминают о себе в направлениях улиц, абрисах построек, силуэтах «небесной линии», структуре кварталов. Отсутствие оборачивается возникновением, память городской среды сохраняет в веках образ прошлого - реального или фантастического, заложенного архитектором или придуманного исследователем. Несмотря на обозримый и вполне осязаемый период истории Санкт-Петербурга, учитывая перипетии жизни столицы и нестоличный статус впоследствии, в изучении застройки центра города немало неоднозначных вопросов - объекты перестраивались по заказу владельца или в угоду государственным требованиям, менялись приоритеты и моды, смещался центр, переоценивался статус места и земли. Неизменными оставались свидетельства прошлого, отразившие перемены, но не исчезнувшие полностью. Сады, пожалуй, - самый уязвимый объект, иллюзорное «пустое» пространство в застройке рано или поздно привлекает заказчика, зеленые зоны, постепенно сжимаясь, к началу ХХ столетия превращаются в маленькие островки зелени в городской застройке.
Итальянский сад - одна из старейших зеленых зон в пространстве города, место, овеянное историей, в том числе и историей архитектуры, комплекс сооружений, охватывающий чуть ли не весь период существования города, вплоть
до построек XXI в. Память места на удивление стойко хранит общую структуру пространства, его членение и функциональную направленность, это, пожалуй, наиболее показательный пример, отражающий как трансформацию территории под влиянием социальных запросов и политических целей, так и неожиданное, почти мистическое возвращение к первоистокам, когда проложенные в XVIII столетии дорожки неожиданно возникают из-под мощения ХХ в. Итальянский сад живет, сохраняя свою функцию рекреационной зоны, сжатый в пространстве окруживших его более современных построек, но сохраняющий в игре направлений и планировке черты позднебарочного парка.
В 1711 г. обширные участки на берегу Безымянного Ерика (ныне - река Фонтанка) Петр I раздает своим приближенным, узкий и протяженный надел по соседству с землями Б. П. Шереметьева отводится Екатерине Алексеевне. Воспринимаемые в те времена как загородная местность, угодья на берегу Фонтанки превращались в сады и огороды, застраивались скорее дачными деревянными постройками, чем городскими дворцами. Деревянным был и Итальянский дворец Екатерины I, название которого может быть в равной мере продиктовано его архитектурной и убранством или происхождением зодчего. От этих зданий ничего не сохранилось, время стерло имя архитектора1, нет их изображений или описаний в мемуарной
литературе и переписке. Судя по всему, это была постройка, по меркам XVIII столетия в «итальянском вкусе», что стилистически приближало ее к репрезентативному Меньшиковскому дворцу. За выходившим на берег комплексом зданий простирался сад, не очень широкий, но тянувшийся от реки до современного Лиговского проспекта, южнее проходила «Большая першпективная дорога» (ныне - Невский проспект), отделенная от дворца и сада линией частных территорий, обращенных к магистрали.
Название «Итальянский сад», очевидно, связано с наименованием дворца, хотя, возможно, структура парка навевала мысли об итальянских садах партерного типа (без характерных террас и каскадов), отличающихся «звездчатыми» переплетениями аллей. Пространство охватывало узкую протяженную территорию, пересекавшуюся Литейным проспектом. На гравюре Махаева (1753) и в более поздних планах города четко читается общий абрис участка. Длинная полоса пересечена поперечными каналами, перемежается фигурными прудами, земля делится на четкие квадраты со сходящимися линяниями дорожек и протоков - подобная система типична для XVIII сстолетия и встречается в Царском Селе и Летнем Саду Санкт-Петербурга. Позднее эта структура найдет отражение в планировке всего жилого района: участок сада от Фонтанки до Литейного имел две звездчатые системы дорожек, разделенные осевой аллеей. На пересечении осей были небольшие круглые и фигурные пруды, возможно, фонтаны; принято считать, что пространство было оформлено боскетами, имелся птичник и огороды2 (последние располагались в восточной части). О. К. Кормильцева утверждает, что регулярная планировка сада была утрачена во второй половине XIX в., когда парк приобрел характерный для эпохи живописный вид, с изгибами дорожек и пейзажными панорамами. В 1900-х гг. в рамках празднования юбилея Екатерининского института система алей была восстановлена, реставрация проходила и в 1960-е гг.3
Карл Ренхольд Берк, шведский ученый, находившийся в Петербурге в 1735-1736 гг., отмечал: «Сад довольно велик, состоит главным образом из трельяжа и крытых дорожек и имеет хорошо оборудованную галерею. Сам дворец стоит на протоке Невы (т. е. на Фонтанке - сост.), он каменный, большой, построен хорошо и он -единственный из всех, когда-либо виденных мною, окрашен в зеленый цвет. Теперь в нем нет обстановки и лишь несколько комнат используется для Сибирского приказа»4. Иоганн Георги, немецкий ученый, работавший в Петербургской академии наук, в 1793 г. писал: «На Фонтанку вы-
строен в оном еще 1712 г. каменный, ни с чем не соединенный, в два этажа дом, в котором теперь амбар для стекла и зеркал. Сад позади дома квадратный, около 70 сажень. Он в Голландском вкусе, с прямыми дорогами между высоких деревьев и весьма обширною оранжереею. Ограда оного простирается до Литейной улицы, откуда всякому войти можно. Второй, в четверо обширнейший, Италианский сад находится напротив первого по другой стороне Литейной улицы. В нем растет зелень для придворной кухни во многих оранжереях и парниках»5.
Относительно имен архитекторов и садовников, работавших в Итальянском дворце и в прилегающем саду, известно немного. Здания были реконструированы в 1720-е гг., в мае 1723 г. Петр I и Екатерина «изволили быть... на новоселье»6: деревянные постройки расширили, интерьеры отделали резьбой, живописью лепниной и позолотой в духе стиля начала XVIII столетия, М. В. Иоганскен приписывает эти работы приехавшему в Россию в 1718 г. Н. Микетти7. Центральное ядро дворца было перестроено в камне М. Г. Земцовым и менее известным Тимофеем Усовым в 1725-1727 гг. При Анне Иоан-новне обсуждается возможность устройства на территории, отведенной под царские огороды (ныне, район улиц Садовой, Инженерной и Манежной площади), «ягд-гартен», т. е., зверинца для охоты, в связи с чем «вместо того под огородные овощи для поварни. учредить гряды в том огороде, который за улицею против Итальянского дома»8 (т. е. - часть сада за Литейным проспектом).
В течение XVIII в. Итальянский дворец и сад приобрели сугубо практическое хозяйственное назначение в системе дворцового ведомства. В 1743 г. сюда перевели придворных служителей из Летнего сада в связи с реконструкцией по заказу Елизаветы Петровны и возведением на месте Летнего дворца Михайловского замка при Павле I. В соответствии с документами начала XIX в., связанными с передачей сада из Дворцового ведомства в ведение Опекунского совета государственных благотворительных учреждений, там находились оранжереи, теплицы и питомники, в которых растения выращивались не только для Петербурга, но и по запросам многочисленных пригородов, включая Царское Село, Петергоф и Ораниенбаум. В плане 1779 г. на этой территории отмечены винные склады, был здесь и магазин, торговавший продукцией стекольно-зеркального завода (близ Александро-Невской лавры)9.
В XIX столетии территория восточной части Итальянского сада последовательно застраивалась общественными, преимущественно учеб-
Утраченные парки Санкт-Петербурга: роль Итальянского сада в застройке Литейной части
ными и медицинскими, зданиями. Когда стало понятно, что немного отремонтированный и приспособленный к нуждам воспитательного учреждения Итальянский дворец не удовлетворяет всем требованиям, было решено его снести и на месте старых построек воздвигнуть новое здание для училища под патронатом Ка-валерственных дам Св. Екатерины, учрежденного императрицей Марией Федоровной (женой Павла I). В 1804-1870 гг. по проекту Дж. Кваренги возводят классицистическое здание Екатерининского института, позднее Д. Квадри пристраивает два угловых флигеля, сформировавших небольшой «курдонер» перед главным фасадом. Часть Итальянского сада от Фонтанки до Литейного проспекта с тех пор связана со зданием института, именно это позволило сохранить фрагмент старинной территории со «звездчатым» расположением дорожек и пространственными акцентами на месте бывших прудов.
Зеленая зона за Литейным проспектом -сухая, спокойная, почти загородная, идеально подходила для больничного здания, в ознаменование 100-летнего юбилея Санкт-Петербурга императрица Мария Федоровна предложила построить здесь больницу для бедных. Александр I поддержал это предложение и передал Итальянский сад в ведение Опекунского совета, который руководил деятельностью благотворительных учреждений, и выделил средства на строительство. Классицистическое здание Дж. Кваренги 1803-1805 гг. с монументальным ионическим портиком становится доминантой Литейного проспекта. Итальянский сад, согласно плану 1820-х гг., сохраняет структуру расходящихся в звездчатом ритме дорожек, сохраняется при Екатерининском институте, после Литейного проспекта, позади больницы, его теснят хозяйственные постройки, далее к востоку он превращен в огород, прорезанный лишь длинной осевой дорогой, которая после Знаменской улицы переходила в Гусев переулок (ныне ул. Ульяны Громовой). После смерти в 1828 г. вдовствующей императрицы учреждение в ее память именуется Мариинской больницей, Канцелярия, ведавшая благотворительными учреждениями, преобразована в Четвертое отделение Собственной е. и. в. канцелярии, позднее ставшее особым Ведомством учреждений императрицы Марии Федоровны в составе Министерства императорского двора. Итальянский сад стал «огородом Мариинской больницы» в ведении Опекунского совета; это обстоятельство и предопределило его дальнейшую судьбу.
Застройка XIX в. охватывает территорию восточной части сада. В 1844-1848 гг. по проекту
А. П. Брюллова строится здание Александрин-ской больницы, отличающееся новаторской продуманностью и функциональной обоснованностью общей структуры помещений, окон, систем отопления и освещения. Фасад, выходивший на Шестилавочную улицу (ныне ул. Маяковского), формировал четкий ритм масштабных арочных окон второго этажа, неороманские черты проявляются в отказе от применения ордерных систем, но использовал напоминающие контрфорсы выступы в простенках и машикули в оформлении карниза над витражным окном. В целом композиция построена на уравновешенности объемов и принципах классицистической симметрии (здание перестроено архитектором Л. М. Коварским в 1938-1941 гг.). В ходе возведения комплекса обсуждается вопрос проезда к зданиям больницы как со стороны Литейного проспекта, Знаменской улицы, так и от Невского, пока отделенного от территории сада рядом домов. «Строительство больничного здания повлекло за собой перепланировку большого городского участка»10, в середине XIX в. Шестилавочную улицу продлили до Невского проспекта, она получила название Надеждин-ской. Здание Александринской больницы и новая улица ограничили территории, закрепив расчленение Итальянского сада, его восточная часть включается в городскую застройку.
Проблема строительства «улицы-дублера» Невского проспекта поднималась еще в XVIII в., в 1850-е гг. разрабатывались проекты деления чрезмерно масштабного квартала, нетипичного для центра города, вопрос касался не только градостроительного характера и сообщения, но и жизнеобеспечения прилегающих зданий и удобства использования вытянутых участков, выходящих на Невский. Предложенный вариант прокладки улицы по южной границе Итальянского сада, однако, отвергли (в том числе и из-за дороговизны), выкуплен был единственный участок, позволивший продлить Надеждинскую улицу. Однако, следуя конфигурации земли, проезд получил «перелом» и не стал продолжением Николаевской улицы, что усложнило ситуацию.
В 1845-1848 гг. Р. А. Желязевич возводит на Знаменской улице на землях Мариинской больницы (к участку прибавили и двор губернского секретаря Васильева, трапецией, вторгшийся в единое пространство сада) здание Павловского института. При Павле I был организован Военно-сиротский дом, сначала он располагался в Гатчине, потом - в Итальянском дворце, но постройка оказалась неудобной, и Императорский дом военного воспитания был переведен в здания у Обухова моста, из него и выделился женский сиротский институт (сначала
в учреждении содержались дети обоего пола, но, естественно, вскоре остро встал вопрос об обучении девочек в закрытом военном училище). Название «Павловский» он получил в честь основателя, в 1845 г. институт вошел в подчинение Главному совету женских учебных заведений, инициировавшему строительство новых корпусов на Знаменской улице. Здание должно было быть возведено «без всякой роскоши»11, но рационально и целесообразно в контексте требований функциональности и безопасности (предпочтение, например, отдавалось пожаро-устойчивым материалам, отказались от дерева и чугуна, большое количество лестниц должно было обеспечить беспрепятственную эвакуацию воспитанниц и т. п.). Монументальная, суровая и тяжеловесная, эта постройка не только замкнула западный участок Знаменской улицы, но и создала активную доминанту, задающую строй всем сооружениям участка, чему способствовало и возведение в 1865 г. архитектором В. К. Гейде флигеля для мужской прислуги и полицмейстера (в начале XXI в. было выстроено симметричное здание «АБ Студии-17» архитектора С. В. Гай-ковича, замкнувшее курдонер). А. Л. Пунин и М. Н. Микишатьев отмечают несоответствие брутального характера постройки и ее назна-
чения12.
Комплекс застройки Итальянского сада завершает в XIX в. возведенное в 1862-1864 гг. по проекту Г. Х. Штегемана13 здание Родовспомогательного заведения, выделившегося некогда из структуры Воспитательного дома. Сложная планировка здания и лаконичное решение фасада отражают типичный для эпохи рационализм и иное понимание соотношения художественных приемов и функциональной целесообразности в архитектуре.
Итальянский сад к середине 1860-х гг. превращается в территорию государственных медицинских и воспитательных учреждений, весьма свободно расположенных на территориях бывшего парка. Вскоре растущие ввысь здания, многочисленные хозяйственные постройки, жилая застройка Невского проспекта и Малой Итальянской улицы (с 1902 г. ул. Жуковского), не имевшие четких границ внутри квартала, потребовали более отчетливой и логичной организации пространства. Проблема, как уже упоминалось, затрагивается еще в XVIII столетии, однако ее решение последовало в XXI столетии, архитектурное бюро Олега Романова разрабатывает концепцию «Квартал 130» с пешеходной зоной, объединяющей несколько зданий, позднее М. А. Мамошин предлагает проект застройки территории, явно стилизуя здания под архитектурные символы Италии (Колизей,
Пизанскую башню). Концепция архитектора явно перекликается с итальянским зодчеством ХХ в. и ориентирована на классицистически-минималистскую эстетику Римского квартала EUR.
Итальянский сад исчез с карты города, за исключением миниатюрного зеленого островка14, прилегающего к бывшему Екатерининскому институту, однако память о нем сохранилась в планировке квартала, названиях улиц и эстетике застройки. Образ Италии в Санкт-Петербурге играет особую роль - труды приезжих архитекторов и увлечения местных заказчиков, мода на итальянское искусство, порожденная как популярностью Grand Tour, так и практикой пенсионерских поездок для художников, классицизм - наследник античных традиций, - все это привело к стилистической и смысловой перекличке. Итальянский сад странным образом совмещал декоративность и рекреационную функцию с практической составляющей. Формирование городской застройки, сжимавшей и трансформировавшей пространство зеленой территории тем не менее зависело от внутренней структуры и планировки этой зоны. Постройки участка XVIII-XXI вв., совмещающие стили и конструктивные приемы нескольких эпох, отражают различные оттенки истории города.
Примечания
1 Микишатьев М. Н. Вокруг Литейного: прогулки по Литейной части. М.: Центрполиграф, 2008. С. 249.
2 Там же. С. 252.
3 Кормильцева О. М. Итальянский сад; Сад Екатерининского института; Сад Мариинской больницы // Памятники истории и культуры Петербурга: исслед. и материалы / науч. ред. Б. М. Кириков; сост. А. В. Корнилова. СПб.: Белое и Черное, 1997. Вып. 4. 464 с.
4 Пономарев И. Итальянский сад // Нева. 2006. № 9. С. 245-250. URL: http: // magazines. russ. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).
5 Там же.
6 Цит. по: Микишатьев М. Н. Указ. соч. С. 253.
7 Там же. С. 253.
8 Там же. С. 254.
9 Там же.
10 Оль Г. А. Архитектор Брюллов: биография отдельного лица / Акад. архитектуры СССР, Ленингр. фил. Л.; М.: Госстройиздат, 1955. 130 с.
11 Микишатьев М. Н. Указ. соч. С. 266.
12 Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX в. СПб.: Крига, 2009. Т. 1: 1830-1860-е гг.: Ранняя эклектика. 592 с.
13 Там же; Микишатьев М. Н. Указ. соч. С. 269.
14 Зеленая зона носила название «Сад Володарского». В советские времена к ней прилегал каток.