Научная статья на тему 'Августин Бетанкур и знаменитый русский архитектор Карл Росси'

Августин Бетанкур и знаменитый русский архитектор Карл Росси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
464
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Августин Бетанкур и знаменитый русский архитектор Карл Росси»

156

Материалы Международной научно-практической конференции

Д. И. Кузнецов

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

АВГУСТИН БЕТАНКУР И ЗНАМЕНИТЫЙ РУССКИЙ АРХИТЕКТОР КАРЛ РОССИ

После победы в Отечественной войне и возвращения русского императора Александра I в 1814 году из Парижа в Россию в Петербурге начался строительный бум. Это было вызвано тем, что Россия стала играть первостепенную роль в европейских международных отношениях и русский царь решил поменять центральный фасад Северной столицы, сделав его образцовым европейским городом с парадной застройкой. В Российской Империи стали сооружаться помпезные памятники воинской доблести и патриотизма: расширяется Невский проспект, возводится ансамбль Дворцовой площади, проектируется Сенатская площадь и площадь Искусств, разбивается Михайловский сад, строится улица зодчего Росси и Александрийский театр.

Все эти монументальные сооружения создаются по проекту знамени-ного русского архитектора Карла Росси и воплощаются в жизнь при непосредственном участии испанского инженера Августина Бетанкура, который именным указом Александра I от 3 мая 1816 года был назначен главой Комитета строений и гидравлических работ.

В обязанности данного Комитета входила разработка предложений по планировке и застройке города, его районов, прокладке новых улиц и «выравниванию» старых, перепланировка существующих и организация новых площадей, размещение на них монументальных сооружений. Комитет утверждал проекты всех новых жилых и общественных зданий и разрабатывал для них «образцовые» проекты, осуществлял контроль за строительством не только в столице, но и во всей Российской Империи, а также наблюдал за возведением мостов, набережных и тротуаров.

Большое значение в своей работе Комитет придавал вопросам городского водоснабжения и канализации. В его компетенцию входило использование в городском строительстве наиболее технологичных материалов, а также проблемы противопожарной безопасности. Можно с уверенностью сказать, что этот Комитет осуществлял руководство всеми градостроительными и архитектурно-строительными вопросами, которые требовали широкой эрудиции. Согласно царскому указу, предстояло довести Петербург «до той степени красоты и совершенства, которые бы, по всем отношениям соответствуя достоинству, соединили с тем вместе общую и частную пользу...».

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

157

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

На постоянную работу в Комитет были приглашены лучшие русские зодчие, среди которых особо следует выделить Карла Росси. Из переписки Великой княгини Екатерины Павловны со своим братом Александром I можно понять, что русский царь негативно относился к Росси, недолюбливая его за чрезмерную гордость и независимость.

Отрицательное отношение царя к архитектору хорошо знали и в свете, однако несмотря на это Бетанкур пригласил Карла Росси в Комитет строений и гидравлических работ и доверил ему самые ответственные участки по строительству города. Именно благодаря этому решению сегодня мы имеем тот неподражаемый облик Санкт-Петербурга, которым так гордится Северная столица.

При непосредственном руководстве Бетанкура Росси реконструирует Дворцовую площадь, превратив ее в одну из красивейших площадей в мире, преображает Сенатскую и создает Суворовскую и Румянцевскую площади. Строит крупнейшие административные здания: Главного штаба и Министерства иностранных дел и финансов со знаменитой Триумфальной аркой - величественным памятником Отечественной войны 1812 года, министерств народного просвещения, внутренних дел, проектирует Сенат и Синод. Сооружает уникальный театральный ансамбль. Строит здание величественной Публичной библиотеки, застраивает ансамбль вокруг Михайловского дворца, проектирует архитектурно единую застройку целых улиц и площадей общественными и жилыми зданиями и возводит много других сооружений, в том числе осуществляет реконструкцию Невского проспекта.

Бетанкур знает об исключительной честности Карла Росси и доверяет своему подчиненному архитектору контроль за всеми финансовыми потоками, которые затрагивают их совместную деятельность. Росси контролировал и распоряжался тогда огромными денежными суммами, которые проходили через Комитет строений и гидравлических работ. Из архивных источников известно, что только через руки Карла Росси прошло более 60 миллионов рублей. Но в отличие от других чиновников, которые разворовывали государственную казну, ни Бетанкур, ни Карл Росси не положили ни копейки в свой собственный карман.

Августин Бетанкур познакомился с Карлом Росси через несколько месяцев после приезда в Россию летом 1809 года, в Твери, когда в этот город переехал Департамент водяных коммуникаций, возглавляемый принцем Георгом Ольденбургским, женатым на Екатерине Павловне, дочери русского царя Павла I. В то время Карл Росси работал в Твери над реконструкцией путевого дворца, построенного еще в 60-х годах XVIII века архитектором Казаковым и к тому времени пришедшего в запустение.

Росси реконструировал не только главное здание дворца, но и служебные постройки усадьбы: кавалерский корпус, комендантский дом, кухонный и конюшенный дворы. Все эти сооружения приобрели более па-

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

158

Материалы Международной научно-практической конференции

радный и торжественный вид, под стать родной сестре Александра I. Около дворца Росси разбил парк с извилистыми дорожками, живописными группами деревьев и кустов, уютными зелеными лужайками и яркими цветочными клумбами. Архитектор не только осуществил реконструкцию сложного дворцово-паркового комплекса, но и показал, что является очень интересным ландшафтным дизайнером.

В это же время в Твери Августин Бетанкур работает над инженерным проектом защиты города от разлива реки Волги. Испанский инженер совместно с Деволантом предлагает создать систему бульваров вокруг города высотой выше уровня самого мощного паводка. Проект предполагал создание нового русла реки Тьма при впадении ее в Волгу. Непосредственное участие в этом проекте принял и еще достаточно молодой архитектор Карл Росси, которому тогда не исполнилось и 33 лет.

Росси в качестве главного архитектора города должен был осуществлять перепланировку центральной части Твери, а также решать вопросы по сносу ветхого жилья и разбивке скверов в зоне вновь создаваемых бульваров. Во время совместной работы деловые и профессиональные качества Росси очень понравились Бетанкуру, и он высоко оценил способности этого человека, которого в 1816 году пригласил в Петербург на должность придворного архитектора с окладом 3000 рублей в год.

Именно благодаря поддержке Бетанкура Карл Росси уже в скором времени становится первым придворным архитектором. Ему поручаются самые денежные и ответственные заказы. Бетанкур полностью доверяет его архитектурным вкусам и отстаивает их, когда обсуждает тот или иной проект Карла Росси с царем.

Весной 1816 года Росси получает от Бетанкура предложение реконструировать усадьбу Аничкова дворца в контексте новой застройки главной магистрали города - Невского проспекта. Таким образом, руками Росси Бетанкур начал реконструкцию Невского проспекта, придав ему современный вид, который во многом дошел и до наших дней. Именно тогда площадь Островского получает четкие границы и ориентируется на ось Малой Садовой улицы и Манежную площадь. Бетанкуру очень понравился план, в котором Росси связал свой «воздушный» павильон, находящийся в глубине участка, с композицией Аничкова дворца. Новая классическая архитектура вдохнула современную жизнь в Невский проспект, придав ему некую монументальность, при этом внеся элемент пластической игры в его многоэтажную фронтальную застройку.

В 1817 году Александр I покупает для своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Елагин остров, где собирается построить парадную летнюю резиденцию. Для решения этой задачи Александр I обращается к Бетанкуру, который рекомендует императору Карла Росси, при этом убеждая царя, что сегодня в России никто не сможет успешнее справиться с этой архитектурной задачей.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

159

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

Александр соглашается, и для претворения задуманного Бетанкур создает специальную комиссию, где Росси назначается главным архитектором Елагина острова. Работы на этом участке ведутся с 1818 по 1824 г. Бетанкур до мельчайших подробностей в курсе данного проекта, где основным стержнем композиции является трехэтажное здание Елагина дворца. Оно размещено так, что эффектно завершает далекую перспективу со стороны и естественно вписывается в панораму живописных набережных Большой и Средней Невки.

Еще до завершения постройки Елагина дворца Бетанкур предлагает Росси новый проект - постройку дворца с парком для младшего брата Александра I Михаила Павловича. Совместно с Бетанкуром Росси выдвигает новую градостроительную идею и проектирует реконструкцию не только Михайловского дворца, но и обширного прилегающего к нему района между Невским проспектом, Фонтанкой, Садовой улицей и Чернышевым переулком. Именно здесь впоследствии Росси соорудил свой знаменитый театральный ансамбль.

Первые два варианта Михайловского дворца Бетанкур совместно с Комитетом не одобрил, однако Росси предоставил третий, в котором, используя преимущества двух первых вариантов, предложил принципиально новые архитектурно-планировочные идеи. Бетанкур заставил Росси подойти к этой идеи так, чтобы по-новому сформировать парадный центр города. Задумки Бетанкура Росси воплотил в жизнь. Он создал ансамбль целого района от Невского проспекта до Суворовской площади на берегу Невы. Сюда вошли Михайловская улица, площадь Искусств, Михайловский дворец (Государственный Русский музей), Михайловский парк, набережная реки Мойки с павильоном зодчего Росси, Марсово поле и памятник скульптора Козловского русскому полководцу Александру Суворову.

Для того чтобы Росси смог закончить свою архитектурностроительную композицию, Бетанкур привлек к этому проекту своих коллег и учеников мостостроителей. Таким образом создается сеть красивых чугунных мостов: Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку, Инженерный, Садовый, Театральный, Конюшенный через Мойку, мосты через Лебяжью канавку. Этот проект придал Санкт-Петербургу современный вид благодаря тому, что под непосредственным руководством Бетанкура инженеры-мостосторители работали в тесном контакте с архитекторами и строителями. Влияние последних, в том числе Росси, ощущается даже в чугунно-ажурной ограде каждого моста.

Чтобы связать Инженерный замок с архитектурной системой главных улиц города, Бетанкур предлагает Росси разработать перспективу Садовой улицы, а также Манежную площадь и Караванную улицу. Таким образом на Итальянской улице формируется еще одна площадь - Манежная, на которой Росси воздвигает монументальную композицию с парадным фасадом - Манеж. Пространства между Манежем и служебными корпусами

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

160

Материалы Международной научно-практической конференции

озеленяются, территории приобретают благоустроенный вид. Петербург на глазах преображается.

Под руководством Бетанкура в градостроительной работе Росси функциональные и архитектурно-художественные проблемы сливаются в синтетическом единстве. Чертежи Росси раскрывают творческий процесс, развитие и совершенствование градостроительного замысла. Зодчий осторожно нащупывает и находит контуры и объемы одной части города за другой, пока они не превращаются в стройную систему архитектурных ансамблей. Но воплотить задуманное архитектор сможет только после того, как строгая отборочная комиссия при Комитете строений и гидравлических работ во главе с Бетанкуром одобрит его изыскания.

В эти годы Августин Бетанкур и Карл Росси много работают совместно и в полном контакте. В 1819 году Бетанкур, который чутко улавливал биение импульса развивающегося города, утвердил окончательный вариант постройки Манежной площади и тут же отдал распоряжение, чтобы строительство начали немедленно.

По указанию Бетанкура строительную комиссию Манежной площади возглавил Росси, а его помощниками назначили архитекторов И. Г альберга и Н. Ткачева. Строительство Манежной площади закончилось в 1823 году.

В ансамбле центральных площадей города - Дворцовой, Адмиралтейской, Исаакиевской и площади Декабристов - первое место принадлежит Дворцовой. Эта площадь - одна из самых красивых в мире. Однако мы знаем ее после реконструкции, произведенной Росси, по заданию строительного Комитета, который в то время возглавлял Бетанкур. Именно в

1819 году Александр I решил из Дворцовой площади создать архитектурный символ города. С этой целью в царскую резиденцию на Каменном острове был приглашен генерал-лейтенант Августин Бетанкур, который обсудил с императором проблемы реконструкции Дворцовой площади. Архитектурно-строительная задача была непростая, так как застройка по периметру Дворцовой площади до 1819 года на протяжении многих лет велась хаотически. Бетанкур поручил решение этой проблемы своему любимому архитектору Карлу Росси, который мастерски справился с поставленной задачей.

Реконструкция с учетом существующей уже застройки требовала от зодчего градостроительного такта и высокого архитектурного искусства. Пришлось скупить частные дома за огромную по тем временам сумму -около пяти миллионов рублей. В восточной части площади здания, не представляющие ценности, были большей частью снесены. Размах работ, осуществлявшихся по проектам Росси в Петербурге, стал настолько велик, что пришлось преобразовать организацию строительства. 15 марта

1820 года был издан указ о создании в строительной комиссии Кабинета четырех столов: «По перестройке Елагина дворца», «По постройке Михайловского дворца», «По устроению против Зимнего дворца правильной

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

161

площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам» и счетного стола. Все эти столы находились в непосредственном подчинении Бетанкура.

Реконструкция Дворцовой площади началась в 1820 году. Здание Г лавного штаба и других военных учреждений было перестроено вчерне в 1823 году, а возведение корпусов министерств иностранных дел и финансов на площади на берегу реки Мойки было завершено в 1824 году. Затем была воздвигнута система арок, соединивших обе части застройки площади. В 1829 году все работы были закончены.

Возведение такого огромного сооружения и системы арок было сопряжено со многими техническими трудностями. Некоторые высокопоставленные чиновники сомневались и высказывали свое негативное мнение насчет прочности и устойчивости сводов столь большого пролета (семнадцать метров). Однако Бетанкур, который считал, что инженерный расчет архитектора абсолютно верен, полностью поддержал проект своего подчиненного. Впоследствии была создана специальная комиссия, которая на практике документально подтвердила инженерный расчет и правоту Бетанкура.

Августин Бетанкур возглавлял Комитет строений и гидравлических работа до самой своей смерти, последовавшей 14 июля 1824 года. До последних дней своей жизни он восхищался гениальностью русского архитектора Карла Росси и всячески старался оградить этого талантливого зодчего от ненужных интриг и злословия. По ходатайству Бетанкура Карл Росси в 1818 г. был награжден орденом Анны II степени, а в 1821 г. - алмазными знаками к нему. Бетанкур сделал все возможное, чтобы звезда великого русского архитектора Карла Росси в полную силу смогла засверкать на небосклоне не только российской, но и мировой архитектуры.

Л. И. Коренев

кандидат технических наук, доцент, директор Музея университета (ПГУПС)

СПОДВИЖНИКИ А. А. БЕТАНКУРА В РОССИИ

Исключительно плодотворная деятельность Августина Августиновича Бетанкура в России стала возможной благодаря талантливому и творческому окружению этого выдающегося ученого и практика - его коллег и учеников. Одни из них становились его соратниками волею обстоятельств, других он выбирал сам. Так или иначе все они попадали под энергетическое влияние Бетанкура, и их совместная деятельность была весьма успешной.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.