Научная статья на тему 'УТОПИЯ КАК ПРОЕКТ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

УТОПИЯ КАК ПРОЕКТ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
утопия / антиутопия / моделирование / прогнозирование / нестабильность / риск / социальный идеал / рациональность / идеология / трансцендирование / социальное конструирование / utopia / dystopia / modeling / forecasting / instability / risk / social ideal / rationality / ideology / transcending / social construction

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Димитрова Светлана Васильевна, Кальдинова Галина Павловна, Кярова Мадина Алиевна

Ставится задача рассмотреть эвристический потенциал утопий в условиях нестабильного, рискогенного развития социумов. Представлены этапы развития утопий, показана особенность взаимодействия утопического сознания с реальным историческим процессом. Выдвигается тезис о том, что в высокотехнологичном мире роль социальных утопий возрастает, поскольку господство имманентной, инструменталистской логики развития социумов исключает возможность видеть, формировать альтернативные пути развития. Главным ресурсом утопизма становится его возможность трансцендировать, позволяющая создавать идеалы, формулировать цели. Продуктивность утопизма заключается в возможности следовать новым типам рациональности, прогнозировать и создавать альтернативные модели будущего. Возникновение многополярного мира делает востребованными все виды осмысления настоящего и способы проектирования будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UTOPIA AS A PROJECT OF ALTERNATIVE OPPORTUNITIES FOR SOCIAL DEVELOPMENT

The aim of the article is to consider the heuristic potential of utopias in the conditions of unstable risky development of societies. The authors present and show stages of development of utopias and the peculiarity of the interaction of utopian consciousness with the real historical process. The thesis is put forward that the role of social utopias in the high-tech world is growing since the dominance of the immanent, instrumentalist logic of the development of societies excludes the possibility of seeing, forming alternative ways of development. The main resource of utopianism is its ability to transcend, create ideals and formulate goals. The productivity of utopianism lies in the ability to follow new types of rationality, to predict and create alternative models of the future. The emergence of a multipolar world requires to applyall kinds of understanding the present time and the ways of designing the future.

Текст научной работы на тему «УТОПИЯ КАК ПРОЕКТ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 172.1 DOI: 10.53315/1995-0713-2023-57-1-103-109

ББК 87.6

С.В. Димитрова1, Г.П. Кальдинова2, М.А. Кярова3

1Волгоградский государственный университет 2БНУ РК «ИКИАТ»

3Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова

УТОПИЯ КАК ПРОЕКТ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Ставится задача рассмотреть эвристический потенциал утопий в условиях нестабильного, рискогенного развития социумов. Представлены этапы развития утопий, показана особенность взаимодействия утопического сознания с реальным историческим процессом. Выдвигается тезис о том, что в высокотехнологичном мире роль социальных утопий возрастает, поскольку господство имманентной, инструменталистской логики развития социумов исключает возможность видеть, формировать альтернативные пути развития.

Главным ресурсом утопизма становится его возможность трансцендировать, позволяющая создавать идеалы, формулировать цели. Продуктивность утопизма заключается в возможности следовать новым типам рациональности, прогнозировать и создавать альтернативные модели будущего. Возникновение многополярного мира делает востребованными все виды осмысления настоящего и способы проектирования будущего.

Ключевые слова: утопия, антиутопия, моделирование, прогнозирование, нестабильность, риск, социальный идеал, рациональность, идеология, трансцендирование, социальное конструирование.

S.V Dmitrova1, G.P. Kaldinova2, M.A.Kyarova3

1Volgograd state university, Volgograd 2Budget Scientific Institution of the Republic of Kalmykia "Institute of Complex Research of Arid Territories", Elista 3Kabardino-Balkar state agrarian University named after Kokov V.M., Nalchik

UTOPIA AS A PROJECT OF ALTERNATIVE OPPORTUNITIES FOR SOCIAL DEVELOPMENT

The aim of the article is to consider the heuristic potential of utopias in the conditions of unstable risky development of societies. The authors present and show stages of development of utopias and the peculiarity of the interaction of utopian consciousness with the real historical process. The thesis is put forward that the role of social utopias in the high-tech world is growing since the dominance of the immanent, instrumentalist logic of the development of societies excludes the possibility of seeing, forming alternative ways of development.

The main resource of utopianism is its ability to transcend, create ideals and formulate goals. The productivity of utopianism lies in the ability to follow new types of rationality, to predict and create alternative models of the future. The emergence of a multipolar world requires to applyall kinds of understanding the present time and the ways of designing the future.

Key words: utopia, dystopia, modeling, forecasting, instability, risk, social ideal, rationality, ideology, transcending, social construction.

В условиях кардинальной трансформации современных обществ, связанной с формированием нового миропорядка, желание человека прогнозировать будущее имеет

особую значимость. Современные общества существуют в условиях беспрецедентных рисков, поскольку с таким масштабом и логикой социальных изменений люди еще не сталкивались.

Н. Луман, представляя новый этап развития общества, отмечает: «...мы хотим охарактеризовать изменение как переход от опасности к риску. Об опасности можно говорить тогда, когда возможные последствия обусловлены окружающей средой, как, например, природные катастрофы или нападение врагов; в случае же риска ... он может быть отнесен к собственному прежнему поведению, включая и бездействие» [11, с. 151].

Преодоление рисков в условиях современного развития повлечет за собой необратимые изменения мира. Ряд авторов еще при исследовании способов преодоления эпидемии коронавируса давал пессимистические прогнозы, связанные с усилением господства власти. Так, известный итальянский мыслитель Дж. Агамбен отмечал, что «. благодаря запрету на социальное и культурное взаимодействие разговоры и споры о политике, наконец, утихнут. Людьми станет управлять проще, чем когда-либо» [1]. Признавая дискуссионность различных позиций, следует отметить, что скорость социального развития увеличивается, а способы преодоления перманентно возникающих рисков ведут к качественным изменениям, не только касающимся развития социумов, но и влияющим на жизни людей.

Характеристиками социального развития являются неопределенность, нестабильность, «. впереди нас ждет лишь большая гибкость, большая рискованность и большая уязвимость» [5, с.117]. Между тем масштабы и скорость социальных изменений приводят к возникновению экзистенциальных проблем, возникает необходимость поиска способов решений таких задач, как: война и мир, опасность голода, борьба с инфекциями. Безусловным является то, что формируются условия, при которых человек все чаще будет прибегать к созданию утопических проектов, способных спасти мир и установить господство справедливости и гуманизма.

Вместе с тем, наряду с психологическими основаниями формирования утопического сознания, мы ставим перед собой задачу рассмотреть эвристический потенциал социальных утопий в условиях развития современной реальности. Рискогенность полисистемного мира девальвирует возможности научного прогнозирования, социального планирования, что, на наш взгляд, ведет к повышению эвристической ценности социальных утопий. Для определения значимости утопического проектирования в современных социальных реалиях необходимо коротко представить зарождение и развитие утопизма.

Название работы Т. Мора «Утопия» послужило началом использования термина в социальном знании, буквально слово утопия означает «место, которого нет». Однако рассмотрение генезиса утопий позволяет с определенной долей уверенности утверждать, что утопическое сознание всегда присутствовало в человеческой культуре.

Ранние черты утопического сознания проявляются уже в мифах, возникших в период перехода от первобытно-общинного строя к рабовладельческому. Отличительной чертой мифологического отношения к действительности является то, что древние люди, анализируя социальную действительность, были уверены, что «золотой век» развития общества уже прошел. Последующее развитие утопического сознания было сопряжено с надеждами на лучшее, «светлое» будущее. Между тем моделирование идеальной формы существования общества, которое, согласно мифическим представлениям, находится в прошлом, можно считать ранней формой утопий.

Основные характеристики «золотого века» представлены в эпосе Гомера и Гесиода. Гесиод, описывающий эпоху Кроноса как форму идеального существования общества, заложил основы утопического сознания, поскольку «. освобожденный от своего контекста, миф Гесиода продолжает жить, воспроизводиться, изменяться, конденсироваться и распространяться.» [7, с.18-19].

Переход от мифа к логосу, формирование философского отношения к миру не исключили веру людей в лучшее будущее. Идеалы справедливости, равенства, стремление к общему благу воспроизводятся в сознании людей. При этом для достижения идеала справедливости и гуманизма предлагаются новые пути и средства. Платон в своем проекте создания идеального государства основывается на видах добродетели, которые даны людям от природы, видит возможность достижения справедливости в правильном сословном распределении.

Существенный вклад в становление утопической мысли внесло средневековье. Разрушение антропоцентричного космоса античности привело к дуализму средневековья, ставшему основанием для возникновения новых представлений о будущем человечества. «Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности, характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего и царства мира сего, дуализм духа и плоти» [15, с.385]. Учение А. Августина о «Граде Божьем» как форме бытия, основанном на подлинной любви - любви к богу, стало олицетворением средневекового утопизма. Государство, в котором живут люди, основано на эгоистической любви, но вместе с тем в нем существует стремление и вера в царство божье.

В процессе развития производства и становления индустриального общества утопические модели, создающие справедливое государство, начинают выражать интересы определенных социальных груп. Вместе с тем утопия продолжает конструировать реальность, прообраза которой еще нет в действительности. В различных социально-культурных парадигмах возникают утопии, иначе определяющие пути и способы достижения идеальной модели существования социума. Так, создание классических, ренессансных утопий связывало любой социальный прогресс с развитием науки. Именно вера в перспективность и эффективность научного знания фундировала такие проекты, как «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона.

Таким образом, содержанием всех утопий была идея создания идеального государства, в котором люди достигнут совершенства. Неприятие несовершенства мира, несправедливость окружающей действительности пробуждают стремление к социальной гармонии, становятся главным импульсом в поиске идеального устройства государства. Поиск идеала, перспектива достижения совершенного государства являются вечным, повторяющимся мотивом в человеческом сознании.

Вместе с тем утопическое сознание, которое зародилось еще в мифах, претерпевает существенные изменения. Возникают новые аспекты рассмотрения утопий, появляются новые значения, иначе выстраивается иерархия, определяющая существенные черты утопизма.

Безусловно, понятие утопия выражает противоречивый феномен, синтезирующий разнородные посылки и включающий в себя различные противоположности, такие как: настоящее и будущее; сущее и должное; реальность и вымысел.

Определяя сущностные свойства социальных утопий, обобщим исследования различных авторов и укажем на следующие подходы.

Во-первых, утопия всегда является одной из форм представления общественного идеала. На протяжении всего существования человечество стремится создать идеальную

модель общества, основаниями которой являются критическое отношение к существующему и формирование должного. Задача проектирования и определение путей достижения лучшего будущего имеет важнейшее значение как для религиозных верований, так и для социально-философских, политических, правовых теорий. Особенность утопического подхода к созданию социальных образцов заключается в возможности синтезировать этические, политические, правовые и другие взгляды. Единство различных подходов позволяет формировать альтернативные варианты социального развития, что, по мнению И. Берлина, является безусловной ценностью утопий, поскольку «... ничто так замечательно не расширяет воображаемые горизонты человеческих возможностей» [5, с. 58].

Во-вторых, утопия может быть рассмотрена как мыслительный эксперимент. На сходство «между социальным утопистом и ученым, совершающим теоретический эксперимент», обратил внимание Э. Мах [3, с.57]. Ученый проверяет гипотезу, чтобы определить возможные варианты развития, а социальный утопизм - это уяснение последствий и определение рисков общественного развития.

В-третьих, утопия как идеология. К. Мангейм указывает на тесную связь утопии и идеологии: «...в рамках исторического процесса элементы утопического и идеологического не противостоят друг другу в чистом виде. Утопии поднимающихся слоев часто пронизаны элементами идеологии» [2, с.79].

Исторические коллизии, связанные с оценкой и ролью идеологии, не являются предметом нашего рассмотрения, однако отметим, что негативные характеристики идеологии как «ложного», «репрессивного» сознания не обладают всеобщностью. Именно век постмодернизма указывает нам, что любая система взглядов выражает чьи-то интересы. Следовательно, идея преодоления идеологического сознания тоже является идеологической.

П. Гуревич, анализируя позицию П. Рикёра, отмечает, что «.вопреки распространенным взглядам, автор утверждал, что нечего и думать о том, что когда-нибудь люди смогут избавиться от необходимости создавать идеологии и утопии, поскольку как одно, так и другое является непременной функциональной частью механизмов смыслотворения в культуре» [6, с. 10]. В свою очередь, отметим, что процессы формирования идеологических идеалов обретают особую актуальность в условиях формирования многополярного мира.

В-четвертых, утопия как особая синергия, где взаимодействуют рациональное и эмоциональное, научное и обыденное, сакральное и профанное. Согласно учению великого русского философа А.Ф.Лосева, утопии - это конструкции сознания, которые «... обычно считаются общепонятными и которые без всяких усилий обычно переводятся на всякий другой язык, оставаясь повсюду одним и1тем же словом, но в действительности оказываются в числе самых туманных» [10, с.24-25]. Богатое и противоречивое содержание социальных утопий при определенных условиях становится движущей силой, которая направлена на реализацию идеалов справедливого общества.

Утопии не могут рассматриваться как научное знание, но вместе с тем они не являются и обыденными представлениями о мире. Сущность утопизма заключается в возможности сочетания теоретических и практических представлений, которые возникают благодаря образным и концептуальным способам восприятия. Много-аспектность рассмотрения и полифония значений являются отличительной чертой утопизма и обладают важнейшим эвристическим потенциалом, позволяющим синтезировать идеологию и психологию, религию и науку, мечты и реальность.

Таким образом, главным ресурсом утопий является их противоречивая природа, позволяющая анализировать становящиеся, нестабильные социальные ситуации. Многополярность и разновекторность современного социального развития делают востребованными все виды осмысления настоящего и способы проектирования будущего. «Испытывая влияние иных социокультурных феноменов, утопия как тип сознания сосуществует с ними, занимая собственную ментальную нишу. Данное утверждение актуально не только для прошлых исторических эпох, но и для современных общественных отношений» [9, с. 78].

Расчет, калькулирование, как средства прогнозирования будущего, утрачивают свою значимость, в определенной степени уступая место проектам о лучшем будущем. Однако утопизм - это не иррациональные, ничем не подкрепленные представления о будущем, а выражение ограниченности старых и поиск новых типов рациональности.

Важно отметить, что утопии есть «. порождение работы разума, изучающего, ставящего опыты, критикующего природу, связи между явлениями, формулирующего свои теории, свои объяснения» [14, с. 217-218]. Рациональное отношение к миру основывается на создании идеальных моделей, дающих возможность развиваться как экспериментальным, так и гипотетическим формам познания. Следовательно, «классические социальные утопии» стремились быть «умственной проекцией природного порядка» [14, с. 231-232] и в качестве главного ресурса использовали инструментальный тип рациональности, который позволит на основе объективного знания о законах природы построить совершенное общество.

Между тем в условиях современного мира стоит задача преодолеть инструментальный тип рациональности, поскольку совершенство средств позволяет «диктовать», формулировать цели развития. Автономная логика инструментализма формирует цели, средства для достижения которых уже есть, и их необходимо применить. Иллюстрацией такого рода автономности может служить «потребительское общество», цель которого сформировать у людей потребность в товарах и услугах, которые уже созданы. Следует отметить, что кризис развития технологичных, высокоэффективных социумов выражается в том, что они, реализуя поставленные задачи, не могут выйти за рамки наличного бытия, формулируя цели и идеалы. «Техника не оказывает никакой помощи в принятии решений о выборе целей, так как ее сущность как раз в том и состоит, чтобы находиться в распоряжении человека для выполнения всевозможных его целей» [8, с.84].

Значимым является и то, что жанр антиутопии также отличается особой продуктивностью, поскольку ставит перед собой задачу создания образного, порой эмоционального представления ситуаций будущего, при которых социальные тенденции достигнут своего завершения. Научный подход, социальное проектирование не могут и не должны создавать законченный образ, тем временем одной из задач утопий/антиутопий становится именно создание моделей будущего. Следовательно, критика, представленная в антиутопиях, является наиболее эффективной, поскольку обращена как к разуму, так и к чувствам человека.

Одной из ярких иллюстраций антиутопий, направленных на критику высокотехнологичных действий, инструментального типа рациональности, является работа Л. Мэмфорда «Миф о машине». Мэмфорд ярко иллюстрирует положение человека в обществах с высоким уровнем организации труда и беспрецедентной степенью эффективности действий. Собранная мегамашина сужала «. границы общественной автономии, личной инициативы и самоуправления. Каждый подогнанный под единый стандарт компонент, находившийся под чьим-то началом, был человеком лишь отчасти, выполнял лишь часть работы и жил лишь отчасти» [12, с. 279].

Сложность преодоления автономной логики инструментализма заключается в том, что современные люди утрачивают способность мыслить самостоятельно, критически оценивать ситуацию. Инструментализм не только создает средства, но и «навязывает» цели, формирует идеалы развития.

Актуальность и значимость утопизма в условиях современной имманентной логики развития социумов проявляется в его способности трансцендировать - выйти за пределы наличного бытия.

К. Мангейм указывает, что утопическое сознание формирует «трансцендентную по отношению к действительности ориентацию, которая, преобразуясь в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей» [18; с.113]. Возможность трансцендирования является тем ресурсом социальных утопий, который выступает условием для создания новых ценностных ориентиров, способных преодолеть имманентную логику развития.

Возможность создавать утопические идеалы обладает особой значимостью в переходные периоды развития обществ, позволяя вести поиск альтернативных вариантов развития. «Пластичность социальности, становящаяся особенно заметной в эпохи социальных перемен, проявляется в возможности ее направленной трансформации. Социальная наука становится силой, способной не только прогнозировать возможности дальнейшего развития, экстраполировать в будущее уже имеющиеся тенденции, но и определенным образом воздействовать на характер социальных процессов» [17, с.3].

Резюмируя, отметим, что люди всегда проектируют образ будущего, предлагая лишь разные пути построения идеального государства. Высокий уровень развития науки, совершенные технологии, которые рассматривались «классическими утопистами» как главные ресурсы для построения идеального государства, сформировали условия, при которых человечество столкнулось с автономной, имманентной логикой развития социумов, одним из способов преодоления которой может выступить социальный утопизм.

Таким образом, в условиях непредсказуемого развития мира, при которых беспрецедентные формы нестабильности имеют перманентный характер, роль утопических проектов обретает особую значимость.

Список литературы

1. Агамбен Дж. О дискурсе чрезвычайного положения // Каким мир станет после пандемии: прогнозы современных философов. Сноб. 17 апр. 2020.

2. Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. - 2000. № 5. - С. 51-62.

3. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. - М.: Политиздат, 1989. - 320 с.

4. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. - М.: Наука, 1982. - 337с.

5. Бауман З. Индивидуализированное общество - М.: Логос, 2002. - 390 с.

6. Гуревич П. Философская экспертиза идеологии // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 1. - С.8-26.

7. История античности. Древняя Греция. - М.: Правда, 1989. - Т. 1. - 527с.

8. Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития - М.: Республика, 1997. - 240 с.

9. Леонтьев Г. Д. Антиутопичность постмодернизма или постмодерн утопического? // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2017 Т. 12, № 2 (164). - С. 78-86.

10. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Соч. - М. 1968, т.1. - 860 с.

11. Луман Н. Понятие риска // THESIS. 1994. N 5. - С. 135-160.

12. Мэмфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. - М.: Логос, 2001. - 408 с.

13. Мангейм К. Идеология и утопия. - М.1992. - 126 с.

14. Маравалль Х. А. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление. -М., 1991. - С. 210-232.

15. Рассел Б. История западной философии. - СПб.: Азбука, 2001. - 960 с.

16. Фролова И. В. Утопия: сущность и развитие: Опыт социально-философской концептуализации: автореф. дис. докт. филос. наук: 09.00.11. - Уфа, 2005.

17. Чаликова В. А. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. - М.: Прогресс. - 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.