Научная статья на тему 'Утопичность и реальность феномена «Либеральной империи»'

Утопичность и реальность феномена «Либеральной империи» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Краснухина Е. К.

Империи не либеральны, но либерализм империалистичен, обладает энергией распространения. Толерантность рассматривается в статье как принцип правовой, а не моральный. Это означает, что терпимость осуществляется только как отношение, основанное на взаимности и симметричности прав и обязанностей. Принцип толерантности претендует на универсальное применение, однако происхождение идеи толерантности локально, оно связано с историей западного мира. В этом заключается суть проблемы. Толерантность основана на философском тезисе: признание другого есть фундаментальное качество человеческого и социального мира. В статье утверждается, что сведение всех социальных конфликтов к культурным различиям не эффективно. Современные культуры не соответствуют однозначно этническим и религиозным различиям. И наоборот, некоторые экстремистские национальные и религиозные идеологии не имеют культурной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Utopian and realistic character of the "liberal empire" phenomenon

Empires are not liberal, but liberalism has imperialistic character and the energy of expansion. Tolerance is regarded as the principle of law, not of morality. This means that tolerance can be realized only as relation, based on mutual and symmetric rights and duties. The practice of tolerance often seems to be universal, but the origin of tolerance is local, it is connected with the history of the Western world. This fact poses a problem. Tolerance is based on the philosophical thesis: acknowledgement of the Other is the fundamental quality of human and social world. The author argues that reducing all social conflicts to cultural differences is not effective. Modem cultures do not strictly correlate with nations or religions. And vice versa, some radical national or religious ideologies do not contain any cultural values.

Текст научной работы на тему «Утопичность и реальность феномена «Либеральной империи»»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

Е.К. Краснухина

УТОПИЧНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ ФЕНОМЕНА «ЛИБЕРАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ»

Однажды в книжном магазине я увидела роскошно иллюстрированное издание под названием "Russian Imperialism". Заглянув в содержание, я убедилась, что речь идет об искусстве русского ампира XIX в. Коннотации термина «империализм»* весьма капризны. Все-таки русский классицизм хотя и называют имперским стилем, но по-французски, а не по-английски.

В любом случае, империя - это некоторое единство, имеющее центр и периферию, а также свои границы. Сеть - глобальная мировая система, децентрированность которой приводит к тому, что войти в нее можно в любой точке, равнозначной другим. Империя отлична от современного понятия глобальной сети как децентрированного однородного пространства отношений. Философия права и гражданского общества, оперируя идеей неизменной родовой сущности человека, мыслила правоотношение в качестве универсального, т. е. сетевого социального порядка. Парадокс заключается в следующем: хотя «империя» понятие старое, а «сеть» - современное, в философии Нового времени правопорядок тематизировался как сеть, а в нынешнюю эпоху мультикультуралистского дискурса он уже воспринимается как империалистическая экспансия ценностей западного мира.

Когда Анатолий Чубайс предложил российскому обществу идею «либеральной империи», то возникла шутка: либеральная империя это то же самое, что морская свинка: первая не либеральная и не империя, как вторая не морская и не свинка. Понятие «либеральной империи» было воспринято как оксюморон, как содержащее внутреннее противоречие, аналогичное «круглому квадрату». Однако думается, что в этом концепте есть некая жестокая правда. Конечно, столкновение цивилизаций (прежде всего, светской и религиозной) не позволяет миру быть однородным. Не стоит спешить и присоединяться к Фрэнсису Фукуяма, говоря о победе либерализма во всем мире. С другой стороны, угроза полицентризму все же существует. Ибо в современном мире, действительно, осуществляется экспансия идеологии правопорядка. Что представляет собой распространение идей либерализма: освобождение или, напротив, идейную колонизацию народов, попадающих в сферу его влияния и сопротивляющихся западному образу демократии как чему-то чуждому, неорганичному? Справедлив ли тезис о том, что американский либерализм - это империализм? И чем тогда мог бы быть новый российский империализм? Ведь не либерализмом же, в самом деле? Итак, империи очевидным образом не слишком либеральны, но вот либерализм империалистичен, обладает энергией распространения.

Классический либерализм в социальной философии Нового времени представлял собой неисторическую нормативную идею искусственного вневременного правового порядка, который может быть создан в любое историческое время в любом регионе. Универсальность законов разума, единство и неизменность человеческой сущности, всеобщность естественного права, противопоставленного известной в истории законности, - таковы основные метафизические предпосылки западноевропейского либерального

© Е.К. Краснухина, 2006

дискурса. Отрицание плюрализма локальных культур и вариативности исторического развития конституировало проект глобально-либеральной мировой цивилизации.

Вместе с новой идеей права как всеобщего и универсального рождается принцип толерантности. Эта идея еще не акцентировала различия между индивидами и культурами. Она принадлежала эпохе рационализма и была связана с идеей универсальности общечеловеческого разума. Признание прав другого основано здесь не на его инаковости, а на тождественности природы человека. Говоря в этом смысле о толерантности, мы имеем в виду ее основание - фундаментальную философскую идею о том, что человек есть признание Другого, что бытие в признанности есть фундаментальное качество человеческого и социального мира.

Принцип толерантности рождался как идея веротерпимости в религиозной сфере, в многоконфессиональном мире религиозных войн и крестовых походов. Однако он представляет собой один из основных институтов гражданского общества, а не теократического государства. Принцип свободы совести появляется в период перехода от традиционного общества к индустриальному, он порожден секуляризацией социальной жизни, отделением церкви от государства, превращением религиозных верований в частное дело граждан. Идея толерантности связана с расщеплением традиционных форм коллективности, с появлением индивидуализма, с трансформацией морально-политического, идеологического единства сообщества в режим индивидуальных свобод. Ибо если члены общества объединены какой-то общей формой мировоззрения (коллективными представлениями, по терминологии Дюркгейма), то идея терпимости к инородности другого еще не возникает как проблема внутренних отношений.

В этом смысле концепт терпимости это не моральный, а правовой принцип. Мораль более нетерпима, чем право. Такое утверждение может показаться странным для тех, кто разделяет ту точку зрения, что право, имея государственную поддержку и институ-ционализацию, оказывается более сильной формой санкционирования поведения, чем мораль, которая держится на институте общественного мнения. Однако не указная, не запретительная форма права зиждется на идее принципиально разрешенного (этим право и отличается от закона), на создании некой сферы ненаказуемости для известных неморальных решений и поступков, решений и поступков, преследующих не альтруистически понятое общее благо, что поощряется моралью, а эгоистически трактованный собственный интерес, что моралью уже не поощряется. К тому же, в качестве социальной связи мораль требует идейного единства общества, а право допускает плюрализм интересов, Мораль - это форма социальной солидарности, в то время как право - консенсусная форма сосуществования.

Проблематичность современного типа коммуникации с Другим обусловлена, во-первых, стиранием радикальных социальных различий, нарастанием гомогенизации современного мира, консенсусной ориентацией современного типа социального взаимодействия; во-вторых, трансформацией различных видов самосознания - личного, национального, классово-группового и т. д., связанной с тем социальным обстоятельством, что современные технологии - это технологии производства тождественного, серийного, массового продукта, идентичных людей и вещей.

Со временем приходит конец грубым, резким социальным различиям, связанным с нищетой, расовой дискриминацией. Кроме объективных характеристик общества постиндустриального, экономически развитого, построенного на либеральных и демократических принципах, следует указать на коммуникационные, идеологические, ценностные

ориентации современного типа социального взаимодействия. С позиции либерально-правовой, Другой квалифицируется не как чуждый, неприемлемый, непонятный в принципе социальный агент, с которым могут быть построены отношения негации, а как тот, кто должен быть признан, понят, утвержден. При этом исчерпывается, истощается, как и любой другой ресурс, ресурс чужого, инородного.

Век XIX прошел под знаком критического отношения к феномену отчуждения, а в социально-философском дискурсе века XX появляется мотив ностальгического отношения к отчуждению уже утерянному, во многих своих аспектах преодоленному. Складывается ситуация дефицита иного, другого, чуждого. Если Карла Маркса заботило снятие излишнего отчуждения как социального зла, то Бодрийяр в следующем веке уже видит зло в ином месте - в тотальном преодолении, ликвидации феномена чуждости. Между Другим и Чужим следует провести различие в степени, а может быть даже и в качестве, Другой - это равноценный, равноправный мне, такой же, как я, но другой. Человеческий атом, каждый, любой, всякий. Экземплярное, индивидное существование. Тот, кого я признаю в этическом и правовом смысле, существующий согласно формуле Флоренского: «мой друг - это мой другой». Чужой - это не просто нумерически, а качественно отличный. Это радикально отличный, тот, кого я не признаю правомерным, относящимся к сфере основных ценностных координат моего существования. Непонятный и не нуждающийся в понимании. Это агент такого отношения, которое полностью исключается принципами толерантности и политкорректности.

Толерантность права зиждется на идее универсального равенства прав. Она не совпадает полностью с религиозным принципом веротерпимости. Отношения правосубьектов и субъектов религиозной веры не идентичны. Осуществленная свобода совести предполагает плюрализм результатов выбора, создает многополярный мир.

Проблема толерантности - это проблема разнокачественности идей, интересов, мировоззрений, ценностей. Это социальная проблема человеческого существования как пограничного, определяющего себя по отношению к Другому, Иному, Отличному. Существуют различные философские дискурсы отношения к Другому. Сартровская идея существования как борьбы взглядов, постоянной негации своего тождества с Другим есть форма отрицания Другого, взаимодействие с ним в форме борьбы не на жизнь, а на смерть. Фихтеанская философия права говорит о признании (а не познании) свободы, ценности и полноправности Другого. Различные варианты герменевтики, философии коммуникации и диалогичности анализируют возможность понимания Другого. Метафизика любви предполагает нечто онтологически еще более существенное - креацию Другого как личности. Философская разработка принципа толерантности занимает определенное место в этом ряду: она представляет собой нечто самостоятельное - форму сосуществования с инородным, качественно отличным.

Исходное понятие человеческого было дуальным: оно изначально задавало структуру своего двойника - не человеческого - и мыслилось только в форме взаимоотношения с Иным, отличным. Роль последнего могли исполнять боги, чужеземцы, предки, животные, безумцы и т. д. Это был мир, полный отличий, и основу отношений в нем составлял символический обмен различиями. Различия религиозные вполне вписывались в эту систему координат.

Правосознание, в отличие от сознания религиозного, связано с унификацией человеческого рода. Человеческое качество возводится в ранг универсального понятия, фиксирующего абстрактную родовую сущность, основанную на понятии эквивалентности

всех членов рода, Ж. Бодрийяр называет современное понятие человеческого, неразрывно связанное с правосознанием, безотличным или гомогенизированным1. Если изначально радикальные различия локализуются внутри реальности человеческого как множественность миров культур, цивилизаций, религий, то впоследствии сфера чужого, враждебного вытесняется за пределы человеческого и эксплуатируется современным масскультом, прежде всего как феномен космический, инопланетный, техногенный или биологически-мутационный, Еще античные греки видели в других этносах не себе подобных цивилизованных людей, а варваров. Для универсализма христианской идеологии уже нет ни эллина, ни иудея. Идея правовая заключает в себе еще большую однородность человечества, чем идея религиозно-христианская.

Религиозная и правовая толерантность оперируют различными понятиями человечества: веротерпимость есть принцип сосуществования с качественно иным, безусловно, отличным, а правотерпимость строится по принципу стирания принципиальной разнокаче-ственности человеческого в идее универсальной родовой сущности. Веротерпимость - это еще право на отличие, инаковость, толерантность права-это уже признание Другого равносущным, это значительная гомогенизация человеческого мира, это притупление чувства опасности и враждебности Иного.

В западном мире, все более безрелигиозном, толерантность правовая начинает доминировать и подменяет собой принцип свободы религиозной совести. Мы потеряли вкус к различиям, которые должны получить новые права гражданства в нашем менталитете. Если раньше философия конституировала себя как метафизика тождества бытия и мышления, то современный дискурс озабочен фундаментальностью различия как основания реальности, что проявляется даже в номинациях философских исследований: «Различие и повторение» Ж. Делеза, «Письмо и различие» Ж. Деррида. Так возникает тема необходимости инкорпорирования различия, дифферанса, розни, оппозиции в понятие реальности. Характеризуя современный тип социальности, можно утверждать, что, с одной стороны, нам еще недостает культуры терпимости, но, с другой стороны, уже обозначился и дефицит культа экзотического, чужого, инородного.

Принцип толерантности подразумевает два разных смысла: во-первых, безразличие к несущественному, во-вторых, сосуществование отличий, конкурирующих и противоборствующих между собой.

Последнее из этих двух значений толерантности принципиально важно. Оно подчеркивает реалистичность веротерпимости, корреляцию свободы совести с сущностью самой жизни, которая содержит в себе качественные различия своего и чужого, целую гамму отношений, не сводящихся к взаимопониманию и сотрудничеству, а включающих в себя и противоборство. Такая толерантность представляет собой попытку не игнорировать или ликвидировать рознь и враждебность, а как-то вписать их в рамки цивилизованного, мирного и свободного сообщества.

Другое значение толерантности как безразличия к несущественному тоже весьма значимо. Оно подразумевает, что существуют такие отличия взглядов, идей, позиций, религиозных и прочих, которые нейтральны по отношению к базовым ценностям цивилизации и не препятствуют основным принципам мирного сосуществования людей, групп, идеологий. В книге под названием «Истинная толерантность» Будшевский утверждает, что зло должно быть терпимо исключительно в тех случаях, когда его подавление создает равные или большие препятствия к благам того же самого порядка или же препятствия ко всем благам высшего порядка. Зло терпимо исключительно в этих случаях.

Существуют и другие ситуации, когда зло оказывается нетерпимым, недопустимым, неприемлемым.

Дифференциация двойственного значения принципа толерантности существенно проблематизирует пределы допустимого, ставит вопрос о границах терпимости, выдвигает задачу обозначения сферы недопустимого. Важной социально-правовой задачей оказывается не только внедрение современных форм толерантности, но и четкая идентификация пределов ее разумности и оправданности.

Принцип свободы совести подвержен доведению до абсурда. Происходит это, когда утверждается, например, что плохих религиозных конфессий в принципе нет, что все религиозные взгляды и движения имеют право на общественную презентацию. Это очевидное облегчение смысла принципа толерантности и заведомое упрощение социально-исторической реальности. В современном мире существуют тоталитарные религиозные секты, агрессивные политические движения, человеконенавистнические идеологии. Принцип толерантности должен вписаться в социальные стратегии и практики этого мира, в котором мораль не утверждает, что все люди нравственны, в котором закон не исходит из того, что нет преступного поведения, в котором принцип свободы совести тоже не должен подразумевать ликвидацию грани между терпимым и нетерпимым. Поскольку философия Другого традиционно изображала его то как носителя прав и свобод, равноценных моим, то как сюжет для понимания и интерпретации, в современном мире появляется теоретическая необходимость проблематизировать Другого как террориста, проанализировать Другого как врага.

Либеральное толкование мультикультурализма сводит его к модели мирного сосуществования различных религиозных и этнических сообществ, каждое из которых мыслится носителем особой культуры, Сохранение ценности многообразия культур является здесь основанием аргументации в пользу толерантности. Трудность, однако, заключается в том, что не все различия и розни постижимы в терминах культуры, В связи с этим важно не придавать многим социальным конфликтам характера столкновения культур и не истолковывать, таким образом, толерантность как культурное многообразие. Ведь, с одной стороны, субъект, носитель культуры может быть разнородным в этническом отношении, национально многообразным и, пожалуй, религиозно много-конфессиональным (в том числе и конституирующимся в диапазоне от религиозного до светского). Очевидный пример - российская культура. С другой стороны, есть тоталитарные религиозные секты и политические идеологии, но нет человеконенавистнических культур. Скажем, фашизм как националистическая идеология или знаменитая секта Аюм сен Рике уже не несут в себе никакой культуры, ради которой к ним следовало бы проявлять терпимость. Таким образом, культура не обязательно однозначно соответствует этносу, нации, религии, а национальная или религиозная идеология не обязательно несет в себе культуру Мы не погрешим против истины, если скажем, что в современном мире уже нет однозначного соответствия этносов, наций и религий с различиями культуры. Правильному пониманию принципа толерантности препятствует тенденция сведения всех социальных конфликтов к столкновению культур.

Еще одно обстоятельство представляется проблематичным: происхождение идеи толерантности локально в культурно-историческом отношении. Это идея западной философии, западного мира, где и произошло ее правовое оформление сначала в принципе свободы совести, а потом - в принципе политкорректности.

Западная либеральная демократия стремится к взаимодействию с инородными социокультурными системами в рамках собственной системы ценностных координат.

Иногда в этом видят завуалированное насилие, стремление навязать свои либеральные ценности в качестве нового мирового порядка. Но при этом надо видеть и другое обстоятельство, заключающееся в том, что противоположная сторона взаимодействия может исходить из конфронтационной интенции уничтожения противника, а не признания его в качестве партнера, т. е. отнюдь не из принципа толерантности.

Моральные обязательства могут быть односторонними. Ты мне враг, а я, согласно требованию христианской морали, отвечаю добром на причиненное мне зло, моей любовью на твою ненависть. Правовой принцип толерантности по отношению к Другому не может иметь одностороннего характера. Взаимность и симметричность прав и обязанностей есть непременное условие состоявшегося правоотношения, выражение его контрактного характера.

Своеобразный правовой фундаментализм, представляющий собой фанатичную приверженность принципу толерантности и воплощающий в себе империалистические претензии либерализма, приводит к парадоксу. Правам террористов начинают придавать больше значения и внимания, чем правам их жертв, что представляет пародию на толерантность, принимающую несимметрично односторонний характер. Все противники глобализма и западного либерализма смакуют тезис о том, что мир не однополярен. Однако у этой справедливой мысли есть и прискорбный оттенок смысла. Неоднополярность современного мира заключается и в том, что правопорядок не охватывает всей сферы социальных отношений и конфликтов. Так, например, для привлечения к ответственности членов террористических организаций необходимо тщательное юридическое расследование и судебное доказательство их вины, в то время как террористическое убийство заложников не подразумевает доказательства их вины. Оно идеологически освящается презумпцией коллективной виновности граждан какого-либо государства, представителей некой нации, иноверцев и т. п.

Говоря об универсальности или не универсальности принципа толерантности, вспомним античность. Греки полагали, что право регулирует внутриполисные отношения, но не относится к внешним отношениям с варварами. Негуманно, нецивилизованно с современной точки зрения? Да. Но практично. Как считал Макиавелли, социальные стратегии должны быть, прежде всего, эффективными, действенными, достигающими цели. Для того, чтобы добиться большей эффективности, некоторые страны используют в наше время симметричность иного рода, чем взаимная терпимость, - они борются с терроризмом, заимствуя при этом его же методы: взятие семей террористов в заложники, разрушение их домов и т, п. Эффективность мер достигается за пределами правового поля. Не следует спешить с отрицательной оценкой такой практики. Ведь если внеправовое насилие не будет применяться, то зло в практическом отношении никогда не будет побеждено, ибо толерантность в ответ на агрессивную нетерпимость есть попустительство по отношению к злу. В теоретическом же отношении абсолютизация прав Другого порождает неоправданно расширительное, безграничное понимание терпимости и не позволяет сформулировать качественное отличие терпимого и недопустимого.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что, если мы проникнемся, скажем, антиамериканскими настроениями и будем возмущаться военными действиями США против Ирака, то мы проявим себя как раз не противниками, а сторонниками либерализма и западных ценностей, включающих в себя толерантность. Ведь с точки зрения идеологии исламского джихада убивать иноверцев - это не то, чем надо возмущаться, а то, чем надо гордиться, то, за что попадают прямо в мусульманский рай.

Драматизируя проблему, можно сказать, что принцип толерантности красив, справедлив, благороден, гуманен, но он делает западную цивилизацию слабой и уязвимой в конфронтации с агрессивной нетерпимостью. Вполне возможным поворотом развития событий в современном мире может стать превращение терпимости к Другому и либерализма западной цивилизации в ее ахиллесову пяту, в уязвимость, которую можно будет эксплуатировать в одностороннем порядке.

Религиозный фундаментализм сталкивается в современном мире с тем, что можно было бы условно обозначить как «правовой фундаментализм». Речь идет о двух претензиях на господство: о притязании на власть религиозной идеи и о притязании на власть правопорядка. Эта ситуация сильно отличается от эпохи религиозных войн и крестовых походов, ибо взаимная нетерпимость вероучений сменилась отнюдь не взаимным признанием правосубъектов. Взаимность и симметричность прав и обязательств - это атрибутивные характеристики любого состоявшегося правоотношения. Они нарушаются в тех экстремальных ситуациях, когда один из коллективных агентов социального действия стремится к правовому признанию инородных социокультурных систем, к взаимодействию с ними в рамках своей собственной системы ценностных координат. Таков либеральный вариант мультикультурализма, акцентирующий права этнических меньшинств, сосредоточенный на осуществлении права на культурное и религиозное своеобразие, права на самобытность в рамках мирного сосуществования и взаимоуважения различий. При этом противоположная сторона взаимодействия может исходить из конфронтационной установки. Такова фундаменталистская форма мультикультурализма, отрицающая ценности и нормы либеральной демократии как инструмент насилия и власти над обществами, не принадлежащими к западной цивилизации. Можно сказать, что либеральный мультикультурализм борется за права иного, права других, а фундаменталистский - за свое собственное право на самобытность. Однако если возможно признать чужие права, то невозможно навязать противоположной стороне взаимоуважение, признание твоих собственных прав. Ибо быть самобытным и быть свободным, терпимым, уважающим инакомыслие не одно и то же. Существует как взаимная нетерпимость, так и взаимная толерантность, а также ситуация несимметричности столкновения либерализма и его отрицания, признания и непризнания права на инаковость. Последние примеры конфронтации правового и неправового порядка есть драматичное проявление неоднополярности современного мира. Таким образом, односторонняя правовая толерантность может превратиться в нечто вроде дополнительного оружия или средства обороны, данного агрессивному экстремизму тем миром правопорядка, с которым он и воюет.

Наверное, односторонняя терпимость все же лучше, чем ее полное отсутствие. Такой односторонней толерантности на практике не наблюдается: во всех регионах мира, так или иначе, воюют. Однако мы обсуждаем сами теоретические принципы осмысления и построения политики мирового глобального взаимодействия. В этой сфере происходит столкновение идеи солидарности, относительной гомогенности, религиозно-национального единства и идеи терпимого сосуществования с инородным, ибо либерализм как правовая и как рыночная доктрина подразумевает взаимодействие, в том числе и с оппонентом, а не только с единоверцем и единомышленником.

Поэтому возникает вопрос: тематизируемы ли теоретически и разрешимы ли практически конфликты с участием религиозного фанатизма в рамках правосознания и правопорядка? Не порождают ли они своеобразного фанатизма правозащитников, отстаивающих порой правомерность и правомочность любых форм экстремизма в качестве законного

инакомыслия? Как идея права конституируется определением границ индивидуальной свободы, так и идея толерантности не есть нечто безразмерное, и дискуссии о ней не должны сводиться только к тезису о том, что надо быть еще терпимее.

Внедрение принципа толерантности, несоответствующее реалиям мультикультура-лизма современного мира, порождает осознание кризиса классической рациональности как идеи универсализма разума и прав человека. Невозможность универсализации правового принципа может опять отбросить нас в мир моральной солидарности, в мир традиционно заданного этоса, в котором набор базовых правил есть культурная данность, не подлежащая рациональному оправданию или публичному обсуждению.

Либерализм космополитичен по существу своему, что и порождает тенденцию глобализации современного мира. Политика, основанная на правах человека, а не народа, нации или этноса, подобна другим разновидностям фундаментализма. Суверенитет национального государства сменяется транснациональным предприятием как основной моделью социального взаимодействия. В книге «Вовлечение другого. Очерки политической теории» Ю. Хабермас описывает конечную точку такого развития как «совершенно децентрированное мировое сообщество, распадающееся на неупорядоченное множество самовоспроизводящихся и самоуправляемых функциональных систем»2. Гражданин сетевой эпохи погружен в анонимную систему отношений, не предполагающую политическую форму социализации или участие в осуществлении суверенитета. Ибо глобальный сетевой мир формируется прежде всего экономическими и информационными процессами и слабо регулируется институтами политическими. Иммануил Кант, стремясь преодолеть национально-государственные рамки свободы, представлял себе человека как гражданина мира. Современное мировое сообщество весьма далеко от реализации кантовского идеала. Отсутствие эффективного гражданского общества планетарного масштаба пока оставляет открытым вопрос: возможна ли гражданско-правовая консолидация и демократическое изъявление политической воли вне пределов национального суверенитета.

Одновременно наблюдается тенденция, противоположная универсализму, При распаде пространств имперского господства образуются сообщества, основанные на этнических и религиозных формах консолидации, на основе чего Хабермас приходит к выводу о том, что «политическое будущее сегодня, по-видимому, вновь принадлежит "генеалогическим силам"»3. Так формы солидарности, относящиеся к прошлому, вытесняют гражданско-правовую форму суверенитета. Этнос становится на место демоса. Как будут взаимодействовать между собой эти две тенденции мирового развития, покажет время.

1 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. С. 232.

1 Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб., 2001. С. 225.

3 Там же. С. 230.

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.