Научная статья на тему 'Уточнение понятия "творчество" в контексте предмета судебно-искусствоведческой экспертизы'

Уточнение понятия "творчество" в контексте предмета судебно-искусствоведческой экспертизы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
259
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Ключевые слова
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТ СУДЕБНО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / FORENSIC EXPERT ACTIVITIES / THE SUBJECT OF FORENSIC ART EXPERTISE / DIFFERENTIATION OF THE ACTIVITY / ARTISTIC CREATIVITY / OFFENSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бондаренко Людмила Константиновна

Раскрывается проблема единообразия восприятия основных понятий судебно-искусствоведческой экспертизы. Исследуется понятие «творчество» в контексте предмета судебно-искусствоведческой экспертизы. На основе исследования юридического, философского, искусствоведческого, социально-психологического, социокультурного аспектов творчества выявляются его основные признаки. Определяется, что творчество это высшая стадия познавательного процесса, отвечающая необходимости создания нового интеллектуального продукта для решения комплекса теоретических и практических задач; оно реализуется в методах, подходах при создании нового интеллектуального продукта; представляет собой процесс преодоления интеллектуальных, психических и эмоциональных барьеров в виде эстетически обусловленной художественной деятельности; характеризуется наличием творческой личности, обладающей ярко выраженными психологическими свойствами: способностями, специальными знаниями для качественной обработки специфической информации; навыками воспроизводства информации, необходимой для создания художественного образа. Целью творческого процесса является (в случае применения специальных методов и художественных средств, согласно виду, стилю, направлению изобразительного искусства) создание художественного образа, имеющего художественную форму и художественное содержание. Доказывается, что выявленные признаки позволяют дифференцировать действия субъектов, стремящихся нивелировать границы художественного творчества и правонарушения. На основе исследования основных положений концепций: эволюционной теории Г. Спенсера, психолога-эвристика Я.С. Пономарева; психологии личности С.Я. Рубинштейна; информационной теории В.И. Вернадского, нейродинамической теории К.В. Анохина дается определение творчества. На основе практики доказывается, что существует объективный уровень понимания творчества, который закреплен в юриспруденции, и субъективный уровень, который раскрывается в рамках художественного творчества. Устанавливается, что в юридическом понятии «творчество» в совокупности отражены его основные аспекты. Утверждается, что степень адекватности юридического содержания данного понятия классическому (базовому) толкованию, в контексте судебно-искусствоведческой экспертизы, актуально при установлении предмета доказывания; выборе вида судебной искусствоведческой экспертизы; корректном определении предмета судебно-искусствоведческих экспертизы (как класса судебных экспертиз).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clarifying the Notion of "Creativity" in the Context of the Subject of Forensic Art Expertise

The article reveals the problem of uniformity of understanding basic concepts of forensic art examination. The concept of "creativity" in the context of the subject of forensic art examination is explored. Based on the study of the legal, philosophical, art, socio-psychological, socio-cultural aspects of creativity, the author identifies its basic features. The article determines that creativity is the highest stage of cognitive process that meets the need for a new intellectual product for solving complex theoretical and practical tasks; implemented in methods, approaches when creating a new intellectual product. Creativity is a process of overcoming the intellectual, mental and emotional barriers, as aesthetically due artistic activities. Creativity is characterized by a creative personality, with a pronounced psychological features: abilities, expertise for qualitative processing of specific information; reproduction of information skills necessary to create artistic image. The purpose of the process of creativity is (in the case of the use of special techniques and artistic means, according to the type, style, in fine art) creating artistic image, has an art form, and art contents. It is proved that the identified signs allow you to differentiate the actions of actors seeking to neutralize the boundaries of artistic expression and offence. Based on the study of the basic provisions of the concepts: Spenser's evolutionary theory, a psychologist-heuristics I.S. Ponomarev; personality psychology of I. Rubinstein; information theory of I. Vernadsky, neurodynamic theory of K.V. Anokhin, the author defines creativity. Through practice, it is proved that there is an objective understanding of creativity, which is enshrined in law and subjective level, which is revealed in the context of artistic creativity. It is established that the legal concept of "creativity" in aggregate reflect its basic aspects. It is alleged that the adequacy of the legal content of the notions of classical (basic) definition, in the context of forensic art expertise is relevant in establishing the fact in proof; choosing the kind of forensic art expert examination; the correct definition of the subject of forensic art expertise (forensic examination).

Текст научной работы на тему «Уточнение понятия "творчество" в контексте предмета судебно-искусствоведческой экспертизы»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Л. К. Бондаренко*

УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО» В КОНТЕКСТЕ ПРЕДМЕТА СУДЕБНО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Аннотация. Раскрывается проблема единообразия восприятия основных понятий судеб-но-искусствоведческой экспертизы. Исследуется понятие «творчество» в контексте предмета судебно-искусствоведческой экспертизы. На основе исследования юридического, философского, искусствоведческого, социально-психологического, социокультурного аспектов творчества выявляются его основные признаки. Определяется, что творчество — это высшая стадия познавательного процесса, отвечающая необходимости создания нового интеллектуального продукта для решения комплекса теоретических и практических задач; оно реализуется в методах, подходах при создании нового интеллектуального продукта; представляет собой процесс преодоления интеллектуальных, психических и эмоциональных барьеров в виде эстетически обусловленной художественной деятельности; характеризуется наличием творческой личности, обладающей ярко выраженными психологическими свойствами: способностями, специальными знаниями для качественной обработки специфической информации; навыками воспроизводства информации, необходимой для создания художественного образа. Целью творческого процесса является (в случае применения специальных методов и художественных средств, согласно виду, стилю, направлению изобразительного искусства) создание художественного образа, имеющего художественную форму и художественное содержание. Доказывается, что выявленные признаки позволяют дифференцировать действия субъектов, стремящихся нивелировать границы художественного творчества и правонарушения. На основе исследования основных положений концепций: эволюционной теории Г. Спенсера, психолога-эвристика Я. С. Пономарева; психологии личности С. Я. Рубинштейна; информационной теории В. И. Вернадского, нейродинамической теории К. В. Анохина — дается определение творчества. На основе практики доказывается, что существует объективный уровень понимания творчества, который закреплен в юриспруденции, и субъективный уровень, который раскрывается в рамках художественного творчества. Устанавливается, что в юридическом понятии «творчество» в совокупности отражены его основные аспекты. Утверждается, что степень адекватности юридического содержания данного понятия классическому (базовому) толкованию, в контексте судебно-искусствоведческой экспертизы, актуально при установлении предмета доказывания; выборе вида судебной искусствоведческой экспертизы; корректном определении предмета судебно-искусство-ведческих экспертизы (как класса судебных экспертиз).

© Бондаренко Л. К., 2017

* Бондаренко Людмила Константиновна, кандидат искусствоведения, доктор философских наук, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия [email protected],

350002, Россия, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 187

Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, предмет судебно-искусствоведче-ской экспертизы, дифференциация деятельности, художественное творчество, правонарушение.

001: 10.17803/1729-5920.2017.132.11.166-175

В выяснении критериев оценки достоверности — научной обоснованности результатов1, в данном случае судебно-искусствовед-ческой экспертизы, особую роль приобретает единообразие понимания ключевых понятий, имеющих межотраслевой характер, исходящих из нескольких разделов специальных знаний, в данном случае искусствоведческих (искусствоведение — наука об отдельных видах искусства: пространственных, временных, про-странственно-временных2; теория и история изобразительного искусства, художественная критика; его предмет — закономерности создания, функционирования, бытования предметов изобразительного искусства); эстетических (эстетические философские категории, понятия; эстетическая аксиология, иерархия эстетических ценностей, эстетические чувства, эстетическая деятельность3); культурологических (история и теория культуры); психологических (психология творчества, психология творческой личности), которые объективируются в юридических понятиях, актуальных в граж-

данском и уголовном праве. Это отвечает современной тенденции интеграции специальных и юридических знаний, обеспечивающей эффективность судопроизводства4.

Данный аспект актуален в случае регулирования правовых споров в сфере культуры5.

Так, начиная с начала 1990-х гг. по настоящее время у правоохранительных органов возникают сложности при определении предмета доказывания по уголовным и административным делам, связанным с оценкой деятельности современных российских художников6 (и их адептов), использующих в своих акциях7 пограничные методы провокационного характера (такие, как хулиганство, вандализм, причинение вреда здоровью, нанесение материального и морального ущерба и др., направленные против общественной нравственности и правопорядка). Как заявляют некоторые современные художники и кураторы современного искусства, пограничные методы являются необходимым условием существования и развития постмодернистского искусства8.

1 См.: Орлов Ю. К. Основы теории доказательств в уголовном процессе : науч.-практ. пособие. М. : Проспект, 2000. 144 с. ; Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. 3-е изд., доп. М. : Норма ; Инфра-М, 2011. 736.

2 См.: Анализ и интерпретация произведения искусства : учеб пособие / Н. А. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец [и др.] ; под ред. Н. А. Яковлевой. М. : Высшая школа, 2005. 551 с.

3 См.: Искусство в системе культуры / сост. и отв. ред. М. С. Каган. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1987. 270 с.

4 См.: Майлис Н. П. Основы дактилоскопии: курс лекций. М. : РГУП., 2016. 155 с.

5 Федеральный закон от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» ; Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» ; Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ; Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» ; Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 ; Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // URL: http:// base.garant.ru/ (дата обращения: 28 мая 2017 г.).

6 Провокационные акции современных российских художников: Тер-Оганьяна, групп «Война», «Синие носы», панк-группы «Pussy Roit», П. Павленского и других — широко обсуждаются в российских СМИ с 1990-х гг.

7 Акции, перформансы — формы современного искусства, основанные на действиях художников в реальности.

8 О. Кулик, А. Бренер, «Синие носы», «Война», П. Павленский, М. Гельман, А. Троицкий, А. Попов и др.

LEX 1Р?Ж

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Проблема с дифференциацией творческой деятельности может возникнуть в арбитражном и гражданском судопроизводствах, когда сторонам и суду необходимо сформировать вопросы для судебных экспертов.

Так, частота возникающих споров в сфере культуры нашла отражение в материальном праве, в части четвертой ГК РФ9, разд. VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», в УК РФ10 содержатся признаки составов преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 146, 147 гл. 19), общественной нравственности; собственности (ст. 164 гл. 21); преступлений в сфере экономической деятельности (ст. 180, 190 гл. 22); против общественной безопасности (ст. 226.1 гл. 24). В последнее время данный аспект также актуален11, нашел отражение в КоАП РФ (ст. 7.14.1, 7.14.2, 7.15, также в некоторых случаях правонарушений, предусмотренных в ст. 20.1, 20.2, 20.2.1, 20. 2.212).

Привлекает внимание вопрос о степени адекватности юридического содержания данного понятия классическому (базовому) толкованию в контексте судебно-искусствоведческой экспертизы. Это актуально при определении предмета доказывания в уголовном и гражданском процессе13, в экспертной деятельности: выборе вида судебной искусствоведческой экспертизы, корректном определении предмета судебно-ис-кусствоведческих экспертизы (для всего класса судебно-искусствоведческих экспертиз).

Для исследования данной проблемы необходимо применение комплекса методов: формально-логического, системно-структурного, аналогии и сравнения, с помощью которых возможно решение задачи по уточнению содержания основных понятий гражданского и уголовного права в рамках современного судопроизводства.

В этой связи следует уточнить понятие «творчество» (и понятие «художественное творчество») как явление, имеющее особую ценность в процессе развития личности, общества, государства, народа (ст. 44 Конституции РФ)14.

Над природой творчества человечество задумывалось с античного периода. Идеалистические и материалистические концепции творчества складывались под воздействием социально-культурных условий, которые озвучивали выдающиеся мыслители своего времени (Платон, Св. Августин, Ф. Бэкон, Е. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, И. Кант, Ф. Шеллинг, А. Бергсон, В. Дильтей, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кеннон15). В России природу творчества исследовали Н. Бердяев, Б. Теплов, А. Петровский, Н. Леонтьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Я. Пономарев и др. В самих определениях творчества аккумулировался актуальный опыт многомерного взаимодействия человека с окружающим миром в различных областях деятельности16. В начале ХХ в. сложилось отдельное научное направление, исследующее природу творчества, — эвристика17 (инсайт18, брейн-шторминг, синектика19).

9 Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // URL: http://www.consultant. ru/ (дата обращения: 31 мая 2017 г.).

10 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // URL: http://rulaws.ru/uk/ (дата обращения: 31 мая 2017 г.).

11 Акции П. Павленского: «Туша», «Отделение», «Фиксация», «Угроза», «Свобода» (2013—2016 гг.) // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Павленский,_Петр_Андреевич (дата обращения: 14 июня 2017 г.).

12 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 17 июня 2017 г.).

13 Орлов Ю. К. Основы теории доказательств в уголовном процессе : науч.-практ. пособие. М. : Проспект, 2000. 144 с.

14 Конституция Российской Федерации с изменениями на 2017 год. М. : Эксмо, 2017. 32 с.

15 Большая советская энциклопедия : в 30 т. 3-е изд. М. : Сов. энциклопедия, 1976. Т. 25 (далее — БСЭ. Т. 25). С. 331.

16 См.: Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М. : Искусство, 1994. С. 40.

17 Эвристика — техническое моделирование процесса поиска и открытия нового знания (см.: БСЭ. Т. 25. С. 331).

18 Инсайт — акт мгновенного постижения (В. Кёлер) (см.: БСЭ. Т. 25. С. 331).

19 Синектика — актуализация интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества (см.: БСЭ. Т. 25. С. 331).

В БСЭ отмечается, что творчество может рассматриваться в двух аспектах: философском и психологическом20. Однако вследствие развития естественных и гуманитарных наук точка зрения на творчество может быть расширена.

В этой связи выделим наиболее актуальные для данной работы концепции творчества.

Советский психолог Я. А. Пономарев, изучавший психологию творчества, отмечал, что творчество проявляется во взаимодействии творческой личности с действительностью. В его понимании творчество — это своего рода механизм развития, ведущий к развитию как творческой личности, так и того, что ее окружает: «Творчество — необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека — лишь одна из таких форм»21. Тем самым Я. А. Пономарев поставил, по сути, знак равенства между развитием и творчеством.

Если исходить из того, что творческое начало представляется одним из свойств материи, то творчество имеет два ключевых этапа: адаптация22, являющаяся революционным этапом развития живого организма, большей частью являющимся стрессовым, неосознаваемым полностью23 процессом приспособления организма к изменениям среды24, и интеграция25 как цель развития, процесс приспособления

адаптируемых к новым обстоятельствам, до обнаружения следующей проблемы развития. Это верно в отношении выявления свойств материи, заключающей в себе разнообразие реального мира. Однако такое определение не может не вызвать возражения, так как саморазвитие материи исключает творческое (искусственное, внешнее волевое) воздействие на среду со стороны человека.

Развитие материи является эволюционной целью26, но не является сутью проявления, например, художественного творчества как такового. Художественное творчество — это искусственное явление. Оно имеет авторство и всегда является результатом чей-то конкретной творческой воли (и инициативы) и направлено на получение у реципиента субъективных эстетически окрашенных эмоций и чувств.

В эволюционном контексте художественное творчество может носить тупиковый характер. Если взять художественные течения, то они могут иметь ретроспективную направленность, что выразилось в западно-европейском и русском искусстве конца XIX и ХХ в. (русские «мирискусники»27, английские прерафаэлиты28 — конец XIX в. — начало XX в., итальянский «трансавангард»29 — 80-е гг. XX в.). В этом смысле искусство с эволюционной точки зрения может носить и ретроградный (акции в современном искус-стве30) и замкнутый на самом себе31характер.

20 Большая советская энциклопедия. Т. 25. С. 331. Абз. 991.

21 Пономарев Я. А. Исследование проблем психологии творчества : сб. ст. М. : Наука, 1983.

22 См.: Маклаков А. Г. Общая психология : учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. С. 438—456.

23 См.: Творчество. А. Пуанкаре // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 10 июня 2017 г.).

24 См.: Маклаков А. Г. Указ. соч.

25 Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под ред. Б. А. Вяткина. М. : Ин-т Психологии РАН, 1999. 328 с.

26 См.: Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора / комм. А. В. Яблокова, Б. М. Меди-кова. М. : Просвещение, 1987. 383 с.

27 Мир искусства — творческое объединение русских художников конца XIX в., исключавшие практическую, идеологическую, воспитательную функции искусства. См. об этом: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура : терминологический словарь / под общ. ред. А. М. Кантора. М. : Эллис Лак, 1997. 736 с.

28 Прерафаэлиты — художественное направление изоискусства XIX в., возрождающее традиции мастеров Высокого Возрождения. См. об этом: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура.

29 Трансавангард — художественное направление 80-е гг. XX в., обращающееся к традициям западноевропейского искусства. См. об этом: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура.

30 Contemporary art — новейшее направление художественной культуры эпохи постмодернизма. См. об этом: Неофициальная Москва. М. : Новая сила. GIF Московская альтернатива. Современное искусство в сети, 1999. 233 с.

31 Искусство ради искусства — течение в западноевропейской литературе и изоискусстве второй половины XIX в.

LEX 1PSSEA

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Выражаясь языком юридической психологии, можно сказать, что основным мотивом художественного творчества является эстетически обусловленная самоорганизация самого побудительного мотива. Соответственно, из мотивации32 исключается практическая цель как основа эволюции, а большее значение приобретает специфический способ самовыражения (того, что уже есть априори в душе, в уме, в опыте, знаниях творческой личности).

Вместе с тем творчество в искусстве не имеет четко обозначенного вектора развития, оно многомерно и часто хаотично. В этом случае адаптация как проявление свойства живой материи не может расцениваться всецело как «прогрессивное творчество», например, в контексте человеческой деятельности33, так как оно присуще всем живым организмам в той или иной степени. Творчество в искусстве, являясь побуждением (не вполне осознаваемым мотивом), требует все же осознанного подхода на этапе формирования мотивации (наличия творчески мыслящего субъекта, способного генерировать художественные идеи; наличия творческой воли конкретной творческой личности; выбора им художественно оправданной цели и художественных средств; принятия им решения на совершение творческого акта; предвидения результата, включающего многофакторную эстетическую, искусствоведческую, экономическую, психологическую, социокультурную оценку возможных рисков; планирования творческого и социокультурного процесса; применения специальных знаний, осознания наступления определенного результата с целью интеграции в сферу современного искусства).

В этом плане более точно, в контексте предмета судебно-искусствоведческой экспертизы, интерпретирует творчество С. Л. Рубинштейн, который видел суть творчества в разрешении определенной теоретической или практиче-

ской проблемы34. Тем самым С. Л. Рубинштейн, в отличие от Я. А. Пономарева, переместил акценты творчества в деятельность человека.

В этом случае творчество рассматривается прежде всего как свойство человеческого мышления, ценность которого заключается в способности находить выходы из проблемных ситуаций. Однако сам поиск проблемы тоже может носить творческий характер, решение же проблемы может и не носить творческого (уникального) характера. Например, иконописец, пишущий икону по изводам и спискам, придерживается ранее установленных традиций. В этом случае творческая инициатива ограничена каноном. Также процесс успешного нахождения выхода из известной проблемы, с помощью проверенных технических средств может считаться научным (предсказуемым) решением проблемы, а не уникальным, т.е. творческим.

В отличие от других, философ и нейрофизиолог К. В. Анохин акцентирует внимание на способности творческой личности распознавать и расшифровывать информацию, сохраняющуюся в его мозге как органе, хранящем энное количество информации35. Таким образом, в контексте нейрофизиологической концепции К. В. Анохина можно говорить о творчестве как о свойстве мозга — органе, способном аккумулировать, хранить и распределять информацию. В данном случае как бы исключается момент случайности — творческого «шума», позволяющих находить творческой личности нечто новое.

Представляется, что данная концепция в большей степени вписывается в коммуникативный контекст существования информационного запроса — информационной потребности и ответа на него, где процесс творческого мышления — это поиск информации по поисковому принципу (процесс обмена информации в виде информационного запроса и информа-

32 См.: Юридическая психология : учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / И. Б. Лебедев [и др.] ; под ред. В. А. Кикотя. 2-е изд, перераб. и доп. М. : Юнити-Дана, Закон и право, 2010. 479 с. ; Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста : практ. пособие. М. : Юрайт, 2000. 288 с.

33 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.

34 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2005. С. 551.

35 Коды вавилонской библиотеки мозга. О когнитивных исследованиях в Курчатовском КБИКС-центре и в современной науке о мозге в целом нам рассказал руководитель отделения нейрофизиологии и когнитивных наук НИЦ «Курчатовский институт», член-корр. РАН и РАМН К. В. Анохин // URL: http://www. sientificrussia.ru.

ционного поиска). Однако при информационном запросе отыскиваются по образу текста36 только такие факты или только такие сведения, которые были введены ранее в ИПС37. Таким образом, творчество в коммуникативной концепции ограничено моментом поиска ранее известного.

Представляется, что в своей сути творчество может охватывать различные этапы взаимодействия человека со средой. Поэтому сам процесс раскодирования информации может быть осуществлен в случае наличия параллельной системы распознания, т.е. наличия тех же специальных знаний, понятий, категорий, определенного исследовательского опыта, эстетических чувств38 «шифровальщика» и реципиента, также объекта — параллельного кодового шифра. Если запас знаний у дешиф-ровщика заурядный, лишенный творческого начала, то и распознание осуществляется в пределах заурядности.

К. В. Анохин, по сути, предположил концепцию, исходящую из гипотезы практически неземного происхождения человека, точнее, его творческих способностей, хранящихся до ин-сайта в его мозге.

В этом плане «сверхвнутренняя» концепция К. В. Анохина, основанная на внутренних свойствах мозга, может рассматриваться как альтернативная, в контексте учения В. И. Вер-надского39, где творческое мышление является результатом интуитивной связи с внешним лептонным уровнем. В этой связи концепция К. В. Вернадского, как представляется, близка традиционным православным теософским учениям о мироустройстве, основанным на «сверхъестественной внешней» концепции творчества как промысле Божьем.

Данные концепции раскрывают прежде всего коммуникативный аспект творчества, рассматривая его как процессе обмена информацией с различными внешними источниками информации — как с иррациональным началом, так и с внутренними (априорными, интуитивными) знаниями, что подтверждается субъективными высказываниями многих выдающихся мыслителей, изобретателей, уче-

ных, писателей, композиторов и пр. И в том и другом случае подчеркивается спонтанный и интуитивный момент в творчестве.

Таким образом, художественное творчество может быть рассмотрено в нескольких контекстах: в философском — как общее свойство материи; естественно-научном — как условие саморазвития материи; нейрофизиологическом — как свойство органа мышления — мозга; в психологическом — как свойство психологической системы творческой личности, интуитивный или осознанный процесс; в информационном — как свойство циркуляции информации; в теософском — как промысел Божий; в эстетическом — как особый вид эстетической деятельности; в искусствоведческом — как целенаправленный процесс создания художественного образа.

Исходя из актуального для судебно-искус-ствоведческой экспертизы контекста, можно выделить следующие юридически важные аспекты творчества, раскрывающие его общественно ценные качества (как процесс создания интеллектуального продукта и возникающих в этой связи прав создателя (заказчика) на продукты интеллектуальной деятельности, которые подлежат защите со стороны государства).

1. Творчество — это высшая стадия познавательного процесса, отвечающая необходимости создания нового интеллектуального продукта для решения комплекса теоретических и практических задач.

2. Творчество существует во всех видах человеческой деятельности, реализуется, как правило, в новых методах, подходах, создании нового продукта. В международной спецификации выделяются: производственно- техническое, изобретательское, научное, правовое, политическое, социальное, организаторское, предпринимательское, философское, культурное, педагогическое, художественное, мифологическое, религиозное, повседневное бытовое, спортивное, игровое40 и другие виды творчества.

3. Творчество в контексте художественного творчества является процессом преодоления интеллектуальных, психических и эмоциональных барьеров, необходимых для адапта-

36 Черный А. И. Информационный поиск. Информационный запрос // БСЭ. 3-е изд. М., 1972. Т. 10. С. 352.

37 ИПС — информационно-поисковая система. См. об этом: Черный А. И. Указ. соч.

38 Творчество. Гельмгольц // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15 мая 2017 г.).

39 Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М. : Айрис пресс, 2012. 576 с.

40 Творчество // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki. (дата обращения: 15 июня 2017 г.).

да трэж

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ции и интеграции творческой личности в социокультурные условия, реализуется в виде эстетически обусловленной художественной деятельности, сопровождаемой эстетически обусловленными переживаниями.

4. Творческая личность характеризуется:

1) наличием способностей, необходимых для восприятия объема и характера информации;

2) наличием специальных художественных знаний, необходимых для качественной обработки специфической информации,

3) навыками воспроизводства информации, необходимой для создания художественного образа, выражаемых в наличии художественных признаков и свойств или их изменения в процессе создания предметов изобразительного, декоративного, декоративно-прикладного, монументального, визуального искусства;

4) умениями — методами, средствами, способами, необходимыми для создания художественного образа, способностью применять с помощью методов и художественно обусловленных знаний реальные продукты интеллектуального творчества.

5. Творчество в области изобразительного искусства проявляется в непосредственном или целенаправленном применении специальных художественно обусловленных знаний (интуитивных или специальных) личностью, имеющей потребность в создании нового интеллектуального продукта.

6. Целью творческого процесса является (в случае применения специальных методов и художественных средств), согласно виду (стилю, направлению) изобразительного искусства, создание художественного образа, имеющего художественную форму и художественное содержание. В результате создается художественно значимый объект, вызывающий эстетические переживания, исходящие из опыта, ценностной ориентации реципиента.

На основе общественного признания значимости творческой личности как источника творческой информации, самого творческого метода, обеспечивающего творческий результат, признания ценности продукта творческого мышления — произведения изобразительного искусства для культуры, коррелирующих с об-

щественно значимой иерархией эстетических ценностей и пр., выстраивается государственная политика (через фонды, государственные премии и награды) по поддержанию, сохранению, передаче произведения искусства в государственные учреждения культуры (музеи, галереи, выставочные залы41) и т.д.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в юридическом контексте понятие художественного творчества опирается на материалистическую концепцию42, в которой художественное творчество понимается как ценное общественное явление, т.е. то, что действительно состоялось, благодаря интеллектуальной деятельности субъектов авторского права в реальности, совершилось в действительных условиях, что нашло отражение в специфическом характере общественных отношений — создании, обороте, использовании, хранении, наследовании, передаче и т.д. продуктов интеллектуального труда и защиты гражданских прав на продукты интеллектуального труда, что закреплено в гражданском институте интеллектуального права, что также защищается уголовным законом (ст. 146 УК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Художественное творчество, как таковое, обладает рядом объективных признаков.

Главными являются: наличие творческого метода; использование художественных средств и художественно оправданных приемов в рамках эстетической деятельности (не противоречащих закону), которые необходимы субъекту художественного сознания для создания художественного образа; наличие результата художественного творчества, воплощенного в интеллектуальном продукте — предмете изобразительного искусства, объекте современного искусства, перформансе, акции и прочих жанрах и формах современного искусства.

Эти признаки объективно отражены в мотиве, мотивации и в результате действий субъектов художественного сознания.

2. Потребность в творческом самовыражении может быть удовлетворена самыми широкими художественно обусловленными методами и средствами, принятыми в современной системе искусств (пространственных, временных, пространственно-временных).

41 См. вышеперечисленные федеральные законы.

42 Спиркин А. Г. Философия. М. : Гардарики, 2007. 365 с.

В этом случае необходимость применения тех или иных пограничных методов и средств выражения (формы и жанры изобразительного, визуального искусства) обусловлена волеизъявлением субъектов художественного сознания.

Данное обстоятельство позволяет уполномоченным лицам:

1) объективно дифференцировать границы художественного творчества (поступка) от административного проступка ипреступления;

2) точно определять характер действий современных российских художников (опасный для общества либо не опасный), что необходимо для корректного определения предмета доказывания в делах, связанных с правонарушениями в сфере культуры;

3) корректно определять предмет судебно-ис-кусствоведческой экспертизы в уголовном, административном, гражданском и арбитражном судопроизводствах.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Анализ и интерпретация произведения искусства : учеб. пособие / Н. А. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец [и др.] ; под ред. Н. А. Яковлевой. — М. : Высшая школа, 2005. — 551 с.

2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура : терминологич. словарь / под общ. ред. А. М. Кантора. — М. : Эллис Лак, 1997. — 736 с.

3. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. — М. : Искусство, 1994. — С. 40.

4. Бондаренко Л. К. Основные адаптивные тенденции в современном отечественном искусстве рубежа ХХ—ХХ1 вв. (1991—2011 гг.) : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.04. — М. : Кафедра эстетики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. — 379 с.

5. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М. : Айрис пресс, 2012. — 576 с.

6. Искусство в системе культуры / сост. и отв. ред. М. С. Каган. — Л. : Наука, Ленингр. отд., 1987. — 270 с.

7. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под ред. Б. А. Вяткина. — М. : Ин-т Психологии РАН, 1999. — 328 с.

8. Коды вавилонской библиотеки мозга : О когнитивных исследованиях в Курчатовском КБИКС-центре и в современной науке о мозге в целом нам рассказал руководитель отделения нейрофизиологии и когнитивных наук НИЦ «Курчатовский институт», член-корр. РАН и РАМН К. В. Анохин // URL: http: // www.sientificrussia.ru.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с.

10. МайлисН. П. Основы дактилоскопии : курс лекций. — М. : РГУП., 2016. —155 с.

11. Маклаков А. Г. Общая психология : учебник для вузов. — СПб. : Питер, 2004. — 583 с.

12. Неофициальная Москва. — М. : Новая сила. GIF Московская альтернатива. Современное искусство в сети, 1999. — 233 с.

13. Орлов Ю. К. Основы теории доказательств в уголовном процессе : науч.-практ. пособие. — М. : Проспект, 2000. — 144 с.

14. Пономарев Я. А. Исследование проблем психологии творчества : сб. ст. / под ред. Я. А. Пономарева. — М. : Наука, 1983.

15. Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. — 3-е изд., доп. — М. : Норма ; Инфра-М, 2011. — 736 с.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб. : Питер, 2005.

17. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / пер. с англ. ; под ред. Н. А. Рубакина. — Минск : Современный литератор, 1998. — 1408 с.

18. Спиркин А. Г. Философия. — М. : Гардарики, 2007. — 365 с.

19. Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста : практ. пособие. — М. : Юрайт, 2000. — 288 с.

20. Творчество. А. Пуанкаре // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 10 июня 2017 г.).

21. Творчество. Гельмгольц // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 15 мая 2017 г.).

22. Черный А. И. Информационный поиск. Информационный запрос // Большая советская энциклопедия : в 30 т. — 3-е изд. — М. : Сов. энциклопедия, 1972. — Т. 10. — С. 352.

23. Юридическая психология : учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / И. Б. Лебедев [и др.] ; под ред. В. А. Кикотя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, Закон и право, 2010. — 479 с.

CLARIFYING THE NOTION OF "CREATIVITY" IN THE CONTEXT OF THE SUBJECT OF FORENSIC ART EXPERTISE

BONDARENKO Ludmila Konstantinovna — Ph.D. in Arts, Doctor of Philosophy, North-Caucasian Branch of Russian

State University of Justice

[email protected]

350002, Russia, Krasnodar, Levanevskogo Str., 187

Abstract. The article reveals the problem of uniformity of understanding basic concepts of forensic art examination. The concept of "creativity" in the context of the subject of forensic art examination is explored. Based on the study of the legal, philosophical, art, socio-psychological, socio-cultural aspects of creativity, the author identifies its basic features. The article determines that creativity is the highest stage of cognitive process that meets the need for a new intellectual product for solving complex theoretical and practical tasks; implemented in methods, approaches when creating a new intellectual product. Creativity is a process of overcoming the intellectual, mental and emotional barriers, as aesthetically due artistic activities. Creativity is characterized by a creative personality, with a pronounced psychological features: abilities, expertise for qualitative processing of specific information; reproduction of information skills necessary to create artistic image. The purpose of the process of creativity is (in the case of the use of special techniques and artistic means, according to the type, style, in fine art) creating artistic image, has an art form, and art contents.

It is proved that the identified signs allow you to differentiate the actions of actors seeking to neutralize the boundaries of artistic expression and offence.

Based on the study of the basic provisions of the concepts: Spenser's evolutionary theory, a psychologist-heuristics I.S. Pon-omarev; personality psychology of I. Rubinstein; information theory of I. Vernadsky, neurodynamic theory of K. V. Anokhin, the author defines creativity. Through practice, it is proved that there is an objective understanding of creativity, which is enshrined in law and subjective level, which is revealed in the context of artistic creativity. It is established that the legal concept of "creativity" in aggregate reflect its basic aspects. It is alleged that the adequacy of the legal content of the notions of classical (basic) definition, in the context of forensic art expertise is relevant in establishing the fact in proof; choosing the kind of forensic art expert examination; the correct definition of the subject of forensic art expertise (forensic examination).

Keywords: forensic expert activities, the subject of forensic art expertise, differentiation of the activity; artistic creativity,

1. Analysis and Interpretation of Works of Art: Tutorial / N.A. Yakovleva, E. B. Mozgovaya, T. P. Chagovets, etc. N.A. Yakovleva (Ed.). -M.: Vysshaya Shkola, 2005. — 551 p.

2. Apollo. Fine and Decorative Arts. Architecture: Glossary / A. M. Cantor (Ed.). — M.: Ellis Lak, 1997. — 736 p.

3. Berdyaev, N. A. Sense of Creativity // Philosophy of Creativity, Culture and Art. — M.: Art, 1994. -P. 40.

4. Bondarenko, l. K. The Main Adaptive Trends in Contemporary Russian Art on the Turn of the XX-XXI Centuries. (1991—2011). Manuscript of the Doctor of Sciences Thesis (Philosophy) majoring in aesthetics, 09.00.04, Department of Aesthetics at the Lomonosov Moscow State University. 2016. — 379 p.

5. Vernadskiy, V. I. Biosphere and Noosphere-M.: Iris Press, 2012. — 576 p.

6. Art in the Culture System. M.S. Kagan (Originator and Executive Ed.). — L.: Science, Leningrad Branch, 1987. — 270 p.

7. Human Individuality and its Development / Russian Academy of Sciences. Institute Of Psychology. Perm. State Prdagogical Iniversity. B.A. Vyatkin (Ed.) — M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 1999. — 328 p.

Материал поступил в редакцию 6 августа 2017 г.

offense.

REFERENCES

8. Codes of Babilon Library of the Brain. The Head of the Department of Neurophysiology and Cognitive Sciences Research Center "Kurchatov Institute" told us about the Cognitive Studies in the Kurchatov KBIKS Center and in the Modern Science of the Brain in General. Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences and Russian Academy of Medical Sciences K.V. Anokhin: http: // www.sientificrussia.ru

9. Leontiev, A. N. Activity. Consciousness. Personality. — M.: Politizdat, 1975. — 304 p.

10. Mailis, N. P. Basics of Fingerprinting: A Course of Lectures. — M.: RPMU., 2016. — 155 p.

11. Maklakov, A. G. General Psychology: Textbook for High Schools. -Spb: Piter, 2004. — 583 p.

12. Informal Moscow. — M.: A New Force. GIF Moscow Alternative. Contemporary Art Online, 1999. — 233 p.

13. Orlov, Yu. K. Foundations of the Theory of Evidence in Criminal Proceedings. Scientific and Practical Guidelines. — M. "Prospect",2000. — 144 p.

14. Ponomaryov, Ya. A. Study on the Psychology of Creativity. A Collection of Articles. Ya. A. Ponomarev (Ed.). — M.: Nauka. 1983.

15. Rossinskaya, E. R. Forensic Examination in a Civil, Arbitration, Administrative and Criminal Proceedings. — 3d Edition, supplemented. — M.: Norma: INFRA-M, 2011. — 736 p.

16. Rubinstein, S.L. Foundations of General Psychology. — Spb.: Piter, 2005.

17. Spencer, G. Scientific, Political and Philosophical Experiments. Translated from English. N.A. Rubakina (Ed.) — Minsk: Modern Writer, 1998. — 1408 p.

18. Spirkin, A. G. Philosophy. — M.: Gardariki, 2007. — 365 p.

19. Stolyarenko, A. M. Psychological Methods in the Work of a Lawyer: Methodology Guidelines. — M.: Yurighr, 2000. — 288 p.

20. Art. A. Poincare. https://ru.wikipedia.org/wiki (Date of Address:) 10.06.2017.

21. Creativity. Helmholtz. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Date of Address: 15.05. 2017).

22. Cherniy, A. I. Information Search. Information Request / BSE. 3d Ed. Vol. 10. — P. 352.

23. Legal Psychology: Tutorial for Students, and Students of Educational Institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia [I.B. Lebedev and others]. V. A. Kikot (Ed.) — 2nd Ed., amended and supplememented. M.: UNITI-DANA: Law and Rights, 2010. — 479 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.