УДК 796.8
Уточнение направленности и содержания технической подготовки в смешанных видах контактных единоборств КипрушинаИ.И.1, Смирнова Г.Н.1, Пугачев И.Ю.2*
1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-5784-6096, [email protected] ORCID: 0000-0002-0215-0737, smirnovaga/[email protected] 2Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Аннотация: В работе конкретизированы направленность, структура и содержание технической стороны подготовки бойцов смешанных видах контактных единоборств, состоящей из шести актуальных модулей. Целью работы являлось на примере Армейского рукопашного боя детализировать технический кластер подготовки атлетов. Материалы и методы. Основной объём работы реализовывался на учебно-спортивной базе подготовки атлетов-единоборцев Военно-морского флота; ключевыми методами исследования являлись: теоретический анализ и обобщение, логические общенаучные методы, синтез, абстрагирование, «сжатия информации», аналитическое сопоставление и формализация. Результаты. Установлено, что техническая подготовка является ключевой в подготовке бойца смешанного единоборства к соревновательному периоду и занимает 34-37% распределения акцентов в общей системе тренировки. Под техникой подразумеваются эффективные и наиболее рациональные моторные флуктуации для решения оперативно-избирательных ситуационных задач атлетом. К наиболее характерным приёмам относятся: удары рукой и ногой; защита от удара ногой; броски; подсечки; болевые флуктуации. Заключение. Труднореализуемость Армейского рукопашного боя позиционируется не только в непрерывной потребности сочетанного проявления борьбы и ударов, но и в «скованности» защитным снаряжением. Научная новизна. Синтезирована и составлена унифицированная классификация приёмов Армейского рукопашного боя, представляющая 3 блока с делениями на 2:3:2 входящих приемов-элементов, которые, в свою очередь, делятся на 2:3:4:3 микроэлемента техники. Практическая значимость. Результаты исследований позволяют на практике рекомендовать усилить реализацию на тренировках наиболее проявившего себя приёма «бросок выносом двух ног в сторону» с финишным спуртом «добивание ногой» или «болевой комбинацией на локтевой сустав».
Ключевые слова: смешанные единоборства, Армейский рукопашный бой, техническая сторона подготовки, направленность, содержание, конкретизация.
Для цитирования: Кипрушина И.И., Смирнова Г.Н., Пугачев И.Ю.* Уточнение направленности и содержания технической подготовки в смешанных видах контактных единоборств. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): .
Clarification of the direction and content of technical training in mixed types of
contact martial arts
Irina I. Kiprushina1, Galina N. Smirnova1, Igor Yu. Pugachev2*
1Herzen State Pedagogical University of Russia
Saint Petersburg, Russia ORCID: 0000-0002-5784-6096, [email protected] ORCID: 0000-0002-0215-0737, [email protected] 2Derzhavin Tambov State University
Tambov, Russia ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Abstract: The work specifies the direction, structure and content of the technical side of training fighters in mixed types of contact martial arts, consisting of six relevant modules. Purpose the work was to detail the technical cluster of athlete training on the example of Army hand-to-hand combat. Materials and methods. The main amount of work was carried out at the training and sports base for the training of martial arts athletes of the Navy; the key research methods were: theoretical analysis and generalization, logical general scientific methods, synthesis, abstraction, "information compression", analytical comparison and formalization. Results. It has been established that technical training is key in the preparation of a mixed martial arts fighter for the competitive period and occupies 34-37% of the distribution of accents in the general training system. Technique means the most effective and most rational motor fluctuations for the solution of operational-selective situational tasks by the athlete. The most characteristic techniques include: punches and kicks; protection against kicking; Throws; sweeps; pain fluctuations. Conclusion. The difficulty of implementing Army hand-to-hand combat is positioned not only in the continuous need for a combined manifestation of wrestling and blows, but also in the "constraint" of protective equipment. Scientific novelty. A unified classification of Army hand-to-hand combat techniques was synthesized and compiled, representing 3 blocks with divisions by 2:3:2 of the incoming techniques-elements, which, in turn, are divided by 2:3:4:3 of the microelement of the technique. Practical significance. The results of the research allow us to recommend in practice to strengthen the implementation of the most proven technique in training "throw with two legs to the side" with the final spurt "finishing off with the leg" or "painful combination on the elbow joint".
Keywords: mixed martial arts, Army hand-to-hand combat, technical side of training, direction, content, specification.
For citation: Irina I. Kiprushina, Galina N. Smirnova, Igor Yu. Pugachev*. Clarification of the direction and content of technical training in mixed types of contact martial arts. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): .
Введение
Смешанные виды контактных единоборств предстают универсальными системами ближнего боя и включают множество вариаций прикладных искусств с техническим арсеналом действий как без оружия, так и с оружием [1-3]. Отметим, что атлет, находясь в непрерывном контроле ситуации, эмерджентном характере ускорений, тактико-эмоциональной игре чувств (порою специально-ролевых флуктуаций для выведения из хладнокровия противника, пособлении его к допущению ошибки), должен обладать особой дефиницией качества выносливости, отличной от выносливости, например, бегуна на длинные дистанции, пловца брассом, марафонца, лыжника или силового атлета по рывку или толчку гирь [5]. При этом возрастной аспект человека влияет лишь на снижение параметров кардиоваскулярной выносливости, но не на реализацию технического действия, закрепившегося в форме навыка [6]. Тенденцией общества стало нарастание популярности в детской среде занятиями смешанными единоборствами.
Цель работы - на примере Армейского рукопашного боя (АРБ) детализировать технический кластер подготовки атлетов.
Материалы и методы
Основной объём работы реализовывался на учебно-спортивной базе подготовки атлетов-единоборцев Военно-морского флота; ключевыми методами исследования являлись: теоретический анализ и обобщение, логические общенаучные методы, синтез, абстрагирование, «сжатия информации», аналитическое сопоставление и формализация.
Результаты и обсуждение
АРБ как средство прикладной направленности нашёл широкое развитие в Вооруженных силах [3, 7]. Безусловно, данный вид единоборств не является всеобъемлющей, бесспорной и надёжной панацеей для подготовки и однозначно положительной реализации ближнего противоборства при ведении военных операций участниками процесса, но в значительной степени по принципу динамического соответствия превосходит иные виды спорта (боулинг, акробатика, плавание, гимнастика и др.) [8].
Так, современная транскрипция и трансформация эффективной системы-предиктора ведения боя атлетом, проверенная надёжностью практики [9-12], предполагает комплексную взаимосвязанную с тактикой структуру подготовки: активное начало поединка; надёжность применения стандартных ситуаций; умения и навыки удержания преимущества по ходу боя; навыки борьбы в плотном захвате в условиях жесткого силового давления и преследования соперника по всей зоне; навыки ведения активной тотальной «борьбы», выведения из физического и психического равновесия и создания благоприятных динамических ситуаций; технико-тактическое заманивание в «ловушку» для реализации «коронного» приёма.
В данной структуре, состоящей из шести актуальных модулей, в одном из них присутствует и превалирует тактический компонент взаимопроявления. Это обусловлено тем, что проведение наработанного «коронного» приёма требует заблаговременных «обманных» тактических манипуляций и задумок, иначе приём «не сработает». Сюда следует отнести также ряд эффективных технических приёмов, которые выполняются только «в динамике», когда имеет место движение визави. Такие элементы техники преимущественно трансформировались из боевого искусства «Айкибудзюцу».
Согласно регламенту ведения поединка [13], нами синтезирована и составлена унифицированная классификация приёмов АРБ, которая представлена на рисунке.
К ударной технике руками следует отнести удары: по лицу; по туловищу. Работу нижними конечностями отражают воздействия: по тем же нижним конечностям; по туловищу; по лицу. Броски подразделяются на: без отрывания от татами; с отрыванием от татами; с достаточной амплитудой; в скоростном исполнении. Болевые воздействия варьируются на:
узел; рычаг; ущемление. К запрещённым приёмам относятся следующие: удары фалангами нижних конечностей в зрачки; по спине, шее и суставам нижних конечностей; по
Рис. Унифицированная классификация технических приёмов АРБ
внутренней зоне бедра, в пах и затылок; удушающие флуктуации; болевые воздействия на шею, кисть, позвоночный столб, стопу и соответствующие манипуляции в положении «выпрямившись»; зацеп за шлем и сетку маски; флуктуации после голосового озвучивания рефери «Стоп»; преднамеренные пересечения зоны татами; нарушение этических норм (например, грубые нецензурные жесты; крики; неадекватные действия: "демонстративно наступил на лежачего противника и т. п. / в этом случае человек или сильно испугался противника и «обозначил» дисквалификационные действия, чтобы «сняться» с поединка; или проявилась внезапная агрессия, которая могла быть вызвана, в том числе неадекватно-оскорбительным высказыванием шёпотом оппонентом").
Отметим содержание техники ряда наиболее характерных приёмов, используемых в
АРБ.
Удары рукой. Из позиции готовности толчком ноги перераспределить центр массы на находящуюся в упоре нижнюю конечность, и с поворотом туловища нанести удар кулаком, локтем или основанием ладони. Ударное воздействие осуществляется прямо, сбоку, снизу или сверху. Особенность в моторике: удары осуществляются из неколеблющейся позиции по наиболее короткой траектории, без замаха или с небольшой амплитудой верхней конечности. Флуктуации верхней конечности воспроизводятся с рывковой моторики базовой нижней конечности, поступательная динамика которого активируется поворотом таза и дальнейшим полноценным разгибанием верхней конечности в локте с сжатием фаланг пальцев в кулак. Оптимальные моменты для реализации ударов нижними конечностями: визави раскрепощает пальцы, сближается. Если оппонент выполнил действие защиты, то удар дублируется с заменой атакующей руки или приема. Если соперник пытается разорвать дистанцию атаки уклоном или шагом назад, то удар выполняется после предварительного скачка или
параллельно с ним; атлет, производимый усилие не должен терять пространственную координацию.
Удары ногой. Из отработанной индивидуальной позиции распределить массу тела на впередистоящую нижнюю конечность и с замахом другой ногой нанести поражение носком или коленом снизу, стопой прямо, подъемом стопы сбоку, стопой назад, ребром подошвы обуви. Особенность в моторике: удары осуществляются исключительно из устойчивого положения, вес тела перераспределяется (ассимилируется) на впередистоящую или сзади стоящую нижнюю конечность. Колено подводится вперед, затем проводится разгибание нижней конечности с наращиванием вращения или движения вперед тазом и опорной ногой. После выполнения удара нога возвращается по такой же траектории, за исключением ударов с прошагиванием вперед. Типичные замечания: выполнение ударов с замахом, замедление разгибания ноги после выноса колена; отклонение туловища назад; пронос нижней конечности после удара. Для корректуры применяется многопоточное выполнение ударов перед зеркалом, с поддержкой или опорой, по гетерогенным направлениям предметно-сопутствующего инвентаря.
Защита от удара ногой. Выполнить подставкой под удар голени, колена, двух предплечий, отбивом предплечья вниз наружу, захватом атакующей нижней конечности, разрывом дистанции или уходом в сторону. После защиты немедленно нанести противнику ответный удар рукой или нижней конечностью в уязвимое место. Особенность парирования удара нижней конечностью: выполнение подставки опережающим подниманием своей нижней конечности и постановкой голени или колена перпендикулярно под атакующую нижнюю конечность визави, масса объекта смещается на опорную нижнюю конечность. Защита разрывом дистанции осуществляется путем выполнения энергичного отскока от соперника на дистанцию, превышающую длину его атакующей нижней конечности. Защита уходом в сторону выполняется смещением под углом 90 градусов в сторону от вектора атаки оппонента и одновременным захватом атакующей нижней конечности и его туловища. После захвата проводится встречный удар или бросок. Типичные замечания: при выполнении подставки нижняя конечность не напрягается в момент встречи с атакующей нижней конечностью соперника. Недостаточно быстро ставится подставка голени или колена. Мал разрыв дистанции при отскоке от атаки. Долгий по времени уход в бок с траектории атаки и недостаточность ответных флуктуаций.
Бросок выносом двух ног в сторону. Выполнить сближение с оппонентом, схватить его одной нижней конечностью за пояс, а второй за бедро любым хватом. Выпрямляясь на нижних конечностях, рывком вытащить нижнюю конечность оппонента вверх в сторону, сбросить визави на татами, добить и финишировать болевым элементом. Подготовка к реализации
действия. Осуществляется взрывным сближением после обманного движения нижними конечностями по верхней плоскости визави или нырком под атакующую верхнюю конечность. Особенность моторики: взрывное сближение на подогнутых нижних конечностях. После сваливания визави провести добивание или болевой прием. Типичные недостатки: наклон вперед, долгое сближение с оппонентом, отсутствие блока области лица в фазе контакта.
Заключение
Таким образом, техническая подготовка является ключевой в подготовке бойца смешанного единоборства к соревновательному периоду и занимает 34-37% распределения акцентов в общей системе тренировки. Под техникой подразумеваются эффективные и наиболее рациональные моторные флуктуации для решения оперативно-избирательных ситуационных задач атлетом. Труднореализуемость Армейского рукопашного боя позиционируется не только в непрерывной потребности сочетанного проявления борьбы и ударов, но и в «скованности» защитным снаряжением. Концентрированная структура модульной подготовки в технико-тактическом кластере бойца Армейского рукопашного боя предполагает шесть кластеров направленности. Синтезированная и унифицированная нами классификация приёмов АРБ из разрешенных правилами представляет 3 блока с делениями на 2:3:2 входящих приемов-элементов, которые, в свою очередь, делятся на 2:3:4:3 микроэлемента техники. Только постоянное совершенствование техники приносит высокие результаты атлету.
Список литературы
1. Emelianenko F.V., Kondakov V.L., Kormakova V.N., Kopeikina E.N. Criteria for the formation of spiritual and moral qualities of the personality of mixed martial arts athletes. Theory and Practice of Physical Culture. 2022.; 6: 22-24.
2. Еганов А.В. Структура параметра двигательно-координационной способности своевременности, проявляющегося в поединке у спортсменов специализирующихся в видах единоборств. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 49-55.
3. Пугачев И.Ю., Смирнова Г.Н., Родичкин П.В., Разновская С.В. Подготовка мастеров смешанного боевого единоборства с использованием средств ситуационных заданий. Теория и практика физической культуры. 2024; 5: 92-94.
4. Кузнецов А.С., Готовцев И.И., Логинов В.Н. Терминология и ее значение при обучении приемам в мас-рестлинге. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 84-88.
5. Кузнецов А.С., Кузнецова З.М. Комплексное применение средств восстановления в годичном цикле подготовки борцов греко-римского стиля высокой квалификации. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(4): 7-17. DOI 10.14526/04_2017_259.
6. Кузнецова З.М., Овчинников Ю.Д. Усталость - биомеханическая категория. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(1): 178-183. DOI 10.14526/01_2018_298.
7. Пугачев И.Ю. Теоретико-методологические проблемы резонансного переноса подготовленности профессионалов ММА. ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2022; 5: 38-43.
8. Пугачев И.Ю. Интегративная инженерная координация силовых подразделений безопасности в условиях всеобщей мобилизации во взаимосвязи с физическими их кондициями. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 147-152.
9. Кузнецова З.М., Нигметзянов Б.А., Кузнецов А.С. Оптимизация учебно-тренировочного процесса юных тхэквондистов на этапе предварительной подготовки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 96-106.
10. Кузнецов А.С., Халиков Г.З., Мутаева И.Ш., Шапирова Р.Р. Теоретические и практические аспекты использования информационных технологий в подготовке борцов на поясах. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 73-83.
11. Кузнецова З.М., Рожина Е.В. Методика обучения юных тхэквондистов безопорным техническим действиям. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 89-95.
12. Загузова С.А., Пономарев Г.Н., Пугачев И.Ю. Комплексирование технико-тактической подготовки бойцов смешанного стиля рукопашного боя. Бизнес. Образование. Право. 2024; 1(66): 380-385. DOI 10.25683/V0LBI.2024.66.896.
13. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24.12.2021 г. N 1035 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «рукопашный бой». URL: https://docs.cntd.ru/document/728098403.
References
1. Emelianenko F.V., Kondakov V.L., Kormakova V.N., Kopeikina E.N. Criteria for the formation of spiritual and moral qualities of the personality of mixed martial arts athletes. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture. 2022.; 6: 22-24 [In Russ., In Engl.].
2. Aleksandr V. Eganov. The structure of the motor coordination ability timeliness parameter manifested in athletes specializing in martial arts. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical education and Sport. 2024; 19(2): 49-55 [In Russ., In Engl.].
3. Pugachev I.Yu., Smirnova G.N., Rodichkin P.V., Raznovskaya S.V. Training of masters of mixed martial arts using situational tasks. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture. 2024; 5: 92-94 [In Russ., In Engl.].
4. Alexander S. Kuznetsov, Innokentiy I. Gotrovtsev, Vyacheslav N. Loginov. Terminology and its significance in teaching techniques in mas-wrestling. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical education and Sport. 2024; 19(2): 84-88 [In Russ., In Engl.].
5. Aleksandr S. Kuznetsov, Zinaida M. Kuznetsova. Integrated application of rehabilitation means in circannian training cycle of highly-qualified greco-roman style wrestlers. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical education and Sport. 2017; 12(4): 7-17. DOI: 10.14526/01_2017_259 [In Russ., In Engl.].
6. Zinaida M. Kuznetsova, Yuriy D. Ovchinnikov. Fatigue is a biomechanical category. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical education and Sport. 2018; 18(1): 178-183. DOI: 10.14526/01_2018_298 [In Russ., In Engl.].
7. Pugachev I.Y. Theoretical and methodological problems of resonant transfer of preparedness of MMA professionals. OBZh: Osnovy bezopasnosti zhizni. 2022; 5: 38-43 [In Russ.].
8. Igor Yu. Pugachev. Tendency of scientific ideas about security forces in conditions of general mobilization in conjunction with their physical conditions. Pedagogiko-psihologicheskie I
mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical education and Sport. 2023; 18(3): 147-152 [In Russ., In Engl.].
9. Zinaida M. Kuznetsova, Bulat N. Nigmetzyanov, Aleksandr S. Kuznetsov. Optimization of the educational and training process of young taekwondo athletes at the stage of preliminary training. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical education and Sport. 2024; 19(2): 96-106 [In Russ., In Engl.].
10. Aleksandr S. Kuznetsov, Gazinur Z. Khalikov, Ilsiyar Sh. Mutaeva, Railya R. Shapirova. Theoretical and practical aspects of the use of information technologies use in the belt wrestlers' training. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical education and Sport. 2024; 19(2): 73-83 [In Russ., In Engl.].
11. Zinaida M. Kuznetsova, Elizaveta V. Rozhina. Methods of teaching young Taekwondo practitioners unsupported technical actions. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul 'tury I sporta = Russian Journal of Physical education and Sport. 2024; 19(2): 89-95 [In Russ., In Engl.].
12. Zaguzova S.A., Ponomarev G.N., Pugachev I.Y. Integration of technical and tactical training of fighters of the mixed style of hand-to-hand combat. Buzness. Obrazovanie. Pravo. 2024; 1(66): 380-385. DOI 10.25683/V0LBI.2024.66.896 [In Russ.].
13. Order of the Russian Federation Ministry of Sports dated 12/24/2021 N 1035 "On approval of the federal standard of sports training in the sport "hand-to-hand combat". URL: https://docs.cntd.ru/document/728098403.
Статья поступила в редакцию: 12.08.2024
Кипрушина Ирина Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected]
Смирнова Галина Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected] Пугачев Игорь Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, дом 33, e-mail: [email protected]