6. Мюрдаль, Г. Современные проблемы "третьего мира". М., 1972. - 251 с.
7. Frank, A.G. The Underdevelopment of Development // The Underdevelopment of Development / Ed. by S.C.Chew, R.A.Denemark. — L., 1996. - 409 с.
8. Eisenstadt, S. N., Modernisation : protest and change.. In: Revue française de sociologie, 1967. - 406 с.
9. Аллард, Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации // Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 60 - 66.
10. Black C.E. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History. N.Y., 1966.
11. Bendix R. Modernisierung in internationaler Perspective // Theorien des sozialen Wandels. Р. 505-512.
12. Zapf W., Habich R. Die sich stabilisierende Transformation - ein deutscher Sonderweg? /Wohlfahrtsentwicklung im vereinten Deutschland. Berlin. edition sigma. - 1996. - S. 329-350.
13. Moore, B. Jr. Les origines sociales de la dictature et de la démocratie. La Découverte/Maspero / B. Jr. Moore. - Paris V, 1983.
14. Вебер, М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер ; [пер. с нем.: М. И. Левина, П. П. Гайденко, А. Ф. Филиппов]. - 2-е изд., доп. и испр. - Москва : РОССПЭН, 2006. - 648
15. Гонтарь, Н. В. Модернизация экономики России на основе потенциала проактивности крупного бизнеса: концептуальная модель / Н.В. Гонтарь, А.Г. Сапожникова // Экономика и управление. 2019. No 9 (167). С. 43-53. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-9-43-53.
16. Селюк, А. В. Векторы ресурсного обеспечения модернизации российской экономики / А. В. Селюк, А. И. Ковалев, О. В. Фрик // Фундаментальные исследования. - 2023. - № 2. - С. 27-31. - DOI 10.17513/fr.43430. - EDN LSDYBF.
17. Батов, Г. Х. Модернизация экономики макрорегиона: проблемы и решения (на примере Северо-Кавказского федерального округа) / Г. Х. Батов, М. М. Кандрокова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2023. - Т. 14, № 1. - С. 27-42. - DOI 10.18184/2079-4665.2023.14.1.27-42. - EDN VSRZFO.
EDN: NBOCMK
М.Н. Конягина - д.э.н., доцент, профессор кафедры менеджмента, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
M.N. Koniagina - doctor of economic sciences, professor of the department of management, Russian Presidential Academy of national economy and public administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russia;
М.Н. Капитонова - обучающаяся магистратуры инженерно-экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
M.N. Kapitonova - student of master program of the Faculty of Engineering and Economics, Saint-Petersburg State Marine Technical University, Saint-Petersburg, Russia.
УТИЛИЗАЦИЯ АТОМНЫХ ЛЕДОКОЛОВ: ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ DISMANTLEMENT OF NUCLEAR ICEBREAKERS: TECHNICAL, ECONOMIC AND ENVIRONMENTAL ASPECTS
Аннотация. Утилизация атомных ледоколов - трудный, энергоемкий, долгий и дорогой процесс. Российская Федерация стала первой страной, создавшей атомный флот, а затем разработавшей технологии утилизации судов такого типа. Данная технология дает возможность не только обеспечить безопасность при ликвидации объектов атомного наследия, но и получить экономическую отдачу. Однако на пути к достижению такой амбициозной цели лежат трудности, которые предстоит преодолеть. Целью настоящей статьи стала разработка подходов к решению экономических и технических проблем утилизации атомных ледоколов, которую авторы намерены достичь через изучение и систематизацию информации об их утилизации, анализ и выявление проблем, связанных со старением атомного флота, издержек и финансирования процесса утилизации.
Abstract. Dismantlement of nuclear icebreakers is a difficult, energy-intensive, long and expensive process. The Russian Federation became the first country to create a nuclear fleet, and then developed technologies for the disposal of ships of this type. This technology makes it possible not only to ensure safety during the liquidation of nuclear legacy objects, but also to obtain economic returns. However, there are difficulties to be overcome on the way to achieving such an ambitious goal. The purpose of this article was to develop approaches to solving the economic and technical problems of dismantling nuclear icebreakers, which the authors intend to achieve through the study and systematization of information about their dismantlement, analysis and identification of problems associated with the aging of the nuclear fleet, costs and financing of the dismantlement process.
Ключевые слова: атомный ледокол, издержки, утилизация, радиоактивные отходы, атомная энергетика, экономика, экономическая целесообразность, экология, устойчивое развитие водного транспорта, ESG.
Keywords: nuclear icebreaker, costs, disposal, radioactive waste, nuclear energy, economics, economic feasibility, ecology, sustainable development of water transport, ESG.
Введение
Проблема утилизации атомных ледоколов становится все более актуальной по мере развития интереса к Арктике и старения атомных ледоколов, находящихся в использовании, на фоне роста атомного флота России. Говоря об этом, в первую очередь, возникают вопросы о безопасности и утилизации. Сложность в решении проблемы утилизации обусловливается тем, что число объектов, подлежащих утилизации и находящихся как в море, так и на суше, велико. Некоторые атомные подводные лодки затоплены в морях и океанах, как и экранные сборки ледоколов, твердые радиоактивные отходы. Все это представляет собой огромную нагрузку на мировой океан, которую мы еще не до конца просчитали. Их нужно поднимать и утилизировать, переводить в ра-диационно-безопасное состояние. Все вышеперечисленное объясняет важность и возрастающую актуальность темы утилизации атомных ледоколов.
Целью настоящей статьи является разработка подходов к решению обозначенных проблем через изучение и систематизацию информации об утилизации атомных ледоколов, анализ и выявление проблем, связанных со старением атомного флота. Объектом исследования авторами избраны атомные ледоколы, а предметом исследования - процесс их утилизации с подробным изучением экономической и экологической целесообразности.
Методологической основой исследования стали систематизация теоретического и практического материала, исследование открытых публикаций по теме, индукция и выявление причинно-следственных связей. В качестве методов исследования избраны анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования, а также обобщение технико-экономической информации об утилизации единиц атомного флота.
Атомный ледокол - это судно-атомоход с ядерной силовой установкой. Такие суда спроектированы особым образом, что могут круглый год обеспечивать судоходство в холодных водах Арктики. Важное преимущество перед дизельными ледоколами - атомные ледоколы намного мощнее. Дозаправка топливом, которая бывает затруднена или вообще невозможна, для такого типа ледоколов не нужна, так как все атомные ледоколы используют энергию деления тяжелых атомных ядер в виде топлива.
На примере атомного ледокола «Сибирь» будет рассмотрен процесс утилизации судов аналогичного типа. Атомный ледокол «Сибирь» построен в Советском Союзе, на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде по проекту 10520 «Арктика» (рисунок 1) и 28 декабря 1977 г. принят в эксплуатацию.
Сегодня Россия - единственная страна, имеющая флот атомных ледоколов. Это значит, что ей первой пришлось на собственном опыте, методом проб и ошибок учиться утилизировать такие суда.
«Сибирь» стала первым атомным ледоколом, отправленным на утилизацию. Каждый атомный объект -мирный или военный - обязан пройти завершающую стадию цикла. Об утилизации десятилетиями не задумывались, не были просчитаны наперед финансовые и экологические нагрузки. Но в 1990-х годах этот вопрос стал ребром - подходил срок окончания жизненного цикла первых атомоходов. Первопроходцем в этой области стало предприятие-лидер в утилизации судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) и атомных подводных лодок (АПЛ) - судоремонтный завод (СРЗ) «Нерпа». Грамотный инженерный подход, обеспечение безопасности своих работников, понимание проблемы экологии - все это было учтено и реализовано во вполне конкретных проектах: на заводе утилизировано более 80 АПЛ, надводных кораблей и судов обеспечения, в том числе и атомного технологического обслуживания [4].
Рисунок 1 - Чертеж атомных ледоколов типа «Арктика»
(Источник: Бочин И. Путь к «Арктике» //Архив журнала «Моделист-Конструктор». - 1976, №2, 3. — URL: http://hobbyport.ru/ships/arktika.htm (дата обращения 20.04.2023)
1 - стойка якорного фонаря, 2 - фальшборт, 3 - судовой колокол, 4 - леерное ограждение, 5 - лобовая стенка надстройки, 6 - ходовая рубка, 7 - лучевая антенна, 8 - фок-мачта, 9 - радиолокационная антенна, 10 - радиоантенны, 11 - антенна коротковолновой связи, 12 - дымовая труба-мачта, 13 - прожектор кормовой, 14 - ограждение взлетно-посадочной площадки, 15 - вертолет, 16, 46 - шпили швартовные, 17 - флагшток, 18 - стационарный плетеный мягкий кранец, 19 - ледовый зуб ахтерштевня, 20 - перо небалансирного руля, 21 - гребные винты, 22 - шлюпка рабочая, 23 - якорное устройство со шпилями, 24 - клюз палубный, 25 - три отдельные роульса, 26 - кнехт буксирный, 27 -кнехт швартовный, 28 - взлетно-посадочная площадка для вертолета, 29 - пункт управления вертолетом, 30 - подъемный кран, 31, 41 -швартовные вьюшки, 32 - запасные лопасти гребного винта, 33 - большой разъездной катер, 34 - спасательная шлюпка, 35 - гравитационная шлюпбалка, 36 - наружный трап, 37 - спасательные плоты, 38, 39 - прожекторные площадки, 40 - пилорус, 42 - судовой поворотный кран, 43 - вертикальный трап, 44 - грузовой люк, 45 - пульт управления якорно-швартовными устройствами.
Процессы утилизации атомных подводных лодок и атомных ледоколов различаются [4]. Конечно опыт, наработанный на утилизации АПЛ, был получен прямо «с колес», но это помогло разработке концепции для планов утилизации атомных ледоколов (рисунок 2).
Рисунок 2 - Блок-схема утилизации атомной подводной лодки
(Источник: Презентация с выездного заседания Совета Федерации по вопросу развития Севморпути в Мурманске в сентябре 2018)
Технико-экономический аспект утилизации атомного ледокола
Изначально, когда неизбежность утилизации атомных ледоколов только осознавалась в перспективе, в планах был похожий на утилизацию АПЛ процесс разделки судна на три больших блока. Нос и корма должны были стать металлоломом, а центральная часть с реакторным отсеком (РО) планировалось размещаться в блок-упаковку, которая должна была отправиться на долговременное хранение. Стоимость такого проекта составляла почти 2 миллиарда рублей, а весь процесс должен был занять около четырех лет. Конечно, нужна была разработка нового подхода. Рассматривалось несколько вариантов утилизации (таблица 1).
Таблица 1 - Предложенные варианты утилизации атомных ледоколов
Варианты утилизации атомных ледоколов
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Неплавучий блок, ограниченный поперечными прочноплотными переборками и конструкциями защитного ограждения ядерной энергетической установки. Блок формируют во время вырезки реакторного помещения (помещение атомной паропроизводящей установки, находящиеся под ним помещения монжусов, специальных систем и хранилище твердых радиоактивных отходов) из корпуса атомохода. Неплавучий блок, который формируется выгрузкой обеих реакторных установок в составе бака железо-водной защиты (БЖВЗ). Вырезается реакторное помещение с разделением корпуса судна на три части, вырезка реакторной установки в продольном направлении в составе БЖВЗ. Неплавучий блок формируется путем выгрузки оборудования атомной паро-производящей установки (реактор, парогенераторы, центробежные насосы первого контура, обеспечивающие системы и т.д.) из бака металловодной защиты и загрузки его в специальный контейнер. Плавучий блок, который ограничен плотными переборками, сформирован путем вырезки реакторного помещения из корпуса судна с сохранением наружной обшивки корпуса и настила верхней палубы.
Источник: составлено авторами по Технические вопросы утилизации атомных ледоколов / А. А. Доманов, Н. В. Мантула, К Н. Куликов [и др.] // Арктика: экология и экономика. - 2015. - № 1(17). - С. 82-85. - EDN TUUTNX. - URL: http://arctica-ac.ru/docs/1(17)/082_085 %20ARKTIKA_1(17)_03_2015.pdf (дата обращения 30.04.2023)
В результате технической, экономической и экологической оценки оптимальным вариантом оказался первый - поэлементная выгрузка всего РО в блок-упаковку с сохранением корпуса (рисунок 3). Такая схема утилизации обошлась в 2,5 раза дешевле - общая стоимость работ составила примерно 800 миллионов рублей. Весь процесс облегчается тем, что докование не требуется, - судно находится на плаву.
Рисунок 3 - Блок-схема утилизации судов с ядерной энергетической установкой
(Источник: Утилизация атомных ледоколов и судов АТО ФГУП «Атомфлот», проблемы, задачи, перспективы /Презентация ФГУП «Атомфлот» //Научный портал "Атомная энергия 2.0" (2008-2022) — URL: https://www.atomic-energy.ru/presentations/37916)
В 1992 г. «Сибирь» завершила свой последний рейс. С 1993г. ледокол законсервировали из-за поломки парогенераторов, в 1996 г. было откачано ядерное топливо. С 2014 г. «Сибирь» выведена из эксплуатации. 3 ноября 2016 года атомный ледокол «Сибирь» отбуксирован на СРЗ «Нерпа» для дальнейшей утилизации. Для обеспечения безопасного хранения на плаву и буксировки судно было законсериваровано. «Сибирь» прошла комплексное инженерно-радиационное исследование и доковый ремонт [1]. Еще в 2018 г. были завершены работы по выгрузке атомной паропроизводящей установки атомного ледокола «Сибирь». Блок-упаковка с оборудованием атомной паропроизводящей установки перемещена в пункт длительного хранения реакторных отсеков «Сайда» и установлена на долговременное хранение.
Для выполнения дальнейших работ по демонтажу загрязненных радиоактивными веществами систем, конструкций и оборудования атомного ледокола «Сибирь» Госкорпорацией «Росатом» с ФГУП «Атомфлот» в 2019 г. заключен государственный контракт. Работы выполнялись в период с 2019 по 2021 гг. В 2019 г. выполнены подготовительные работы к демонтажу систем, конструкций и оборудования «Сибири». В том числе 25 октября 2019 г. была осуществлена буксировка атомного ледокола от набережной Н-1 филиала «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звездочка» на акваторию ФГУП «Атомфлот» и начаты демонтажные работы. В течение 2020 г. продолжалось выполнение демонтажа загрязненных радиоактивными веществами систем, конструкций и оборудования на «Сибири» [6]. С 2021 г. атомный ледокол «Сибирь» признан радиационно-безопасным объектом. В 2023 г. ФГУП «Атом флот» объявило аукцион на заключение договора купли-продажи корпусных конструкций и оборудования атомного ледокола «Сибирь». Начальная цена 90 млн руб. Итоги аукциона должны быть подведены 5 мая 2023 года. «Сибирь» стала первым утилизированным атомным ледоколом, но не последним (рисунок 4).
Наименование 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Ленин Стоянка у причала морского порта г. Мурманска в качестве музея
Арктика "Холодный" отстой Утилизация
Сибирь "Холодный" отстой Утилизация
Таймыр Продление ресурса до 175 тыс. часов "Холодный" отстой У тили lau
Росия "Холодный" отстой Утилизация
Вайгач Продление ресурса до 175 тыс. часов "Холодный" отстой
Советский союз "Холодный" отстой Утилизация
Ямал "Холодный" отстой Утилигаи
50 лет Победы
Севморпуть "Холодный" отстой Утилизация
Рисунок 4 — График вывода из эксплуатации атомных судов, выработавших свой ресурс.
(Источник: Утилизация атомных ледоколов и судов АТО ФГУП «Атомфлот», проблемы, задачи, перспективы / Презентация ФГУП «Атомфлот» // Научный портал "Атомная энергия 2.0" (2008-2022) - URL: https://www.atomic-energy.ru/presentations/37916 (дата обращения 25.05.2023)
Атомная энергетика направлена на улучшение человеческой жизни. Атомный ледокольный флот - гордость Российской Федерации. Но все же это радиация и радиоактивные отходы. Поэтому важно понимать не только экономическую целесообразность, но и экологическую опасность.
Изменение назначения территории
Поселок Сайда Губа ранее был рыболовецким, а ныне - долговременное хранилище реакторных отсеков. В 1990 году его передали Севморфлоту, после чего он стал использоваться для надводного отстоя подводных лодок и реакторных отсеков. В настоящее время в посёлке находится пункт длительного наземного хранения РО. Такое изменение назначения населенного пункта продемонстрировало ряд проблем.
Во-первых, хранение РО небезопасно. Оно кардинально меняет экономику региона не только в период хранения РО, но и на долгосрочную перспективу. Есть вероятность и экологических изменений.
Во-вторых, требуется создание инфраструктуры для реагирования на нештатные ситуации при хранении радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива, а также для поддержания долгосрочной перманентной безопасности. Это дорого и требует постоянного финансирования, а значит расходов, и эффективного технологического контроля.
В-третьих, необходим независимый экологический контроль, реализация которого усложняется рисками присутствия в пункте хранения, а также получением доступа в соответствующие пункты хранения реакторных отсеков, отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов.
Наша страна активно работает над развитием ядерной энергетики. Есть ряд международных заказчиков на строительство атомных электростанций, поставку ядерного топлива и обеспечение энергией. При этом в последние годы состав международных партнеров претерпел изменения. При этом в российском обществе ощущается обоснованное беспокойство о том, что такое международное взаимодействие приведет к увеличению объема радиоактивных отходов, направляемых на утилизацию и захоронение в нашей стране.
Так, например, в проекте по созданию пункта длительного хранения участвовали Курчатовский институт, корпорация «РосАтом» и предприятие «Энергеверке Норд» (ФРГ). В ближайшее время в число таких партнеров могут войти представители Турции, Ирана, Египта и других стран. Международное сотрудничество еще раз доказывает то, что утилизация радиоактивных отходов - это всемирная экологическая проблема.
Заключение
Подводя итоги, стоит выделить ряд шагов, которые предстоит осуществить на протяжении всей истории содержания и эксплуатации атомного ледокольного флота [5]:
- практическая реализация мероприятий по обеспечению и повышению экологической безопасности действующих и выводимых из эксплуатации объектов использования атомной энергетики, достижения перспективной окупаемости процесса;
- обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом, перехода от убыточности к самоокупаемости;
- снижение уровня негативного воздействия мероприятий по утилизации атомных ледоколов на окружающую среду, обеспечение финансирования нейтрализации негативных эффектов на окружающую среду;
- увеличение эффективности производственного экологического контроля за счет повышения экономической отдачи и рационального снижения издержек;
- развитие международного сотрудничества в области экологической безопасности.
Ответственное использование атомной энергии и осознание, что действия по утилизации атомных ледоколов наряду с необходимыми и технически проработанными решениями могут нести не только положительные, но и разрушительные эффекты по отношению к окружающему миру, предполагает грамотное использование природоохранного ресурса. Необходимо ставить и решать конкретные задачи в совершенствовании управления экологической безопасностью, объективно оценивать достигнутые результаты реализуемых мероприятий по утилизации ледоколов, а также наперед просчитывать экономическую и экологическую нагрузку на экономику страны.
Источники:
1. Атомный ледокол "Сибирь" отправлен на утилизацию // «и-Маш»: специализированный информационно-аналитический интернет ресурс. - URL: http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/85598-atomnyjj-ledokol-sibir-otpravlen-na-utilizaciju.html (дата обращения 30.04.2023).
2. Бочин И. Путь к «Арктике» // Архив журнала «Моделист-Конструктор». - 1976, №2, 3. - URL: http://hobbyport.ru/ships/arktika.htm (дата обращения 20.04.2023).
3. Доманов А.А., Мантула Н.В., Куликов К.Н. [и др.] Технические вопросы утилизации атомных ледоколов / // Арктика: экология и экономика. - 2015. - № 1(17). - С. 82-85. - EDN TUUTNX. - URL: http://arctica-ac.ru/docs/1(17)/082_085%20ARKTIKA_1(17)_03_2015.pdf (дата обращения 30.04.2023).
4. Захарчев А.А., Кобринский М.Н., Тарасов В.П., Шведов П.А. Реализация программы утилизации судов АТО // Известия Российской академии наук. Энергетика. - 2013. - № 2. - С. 33-40. - EDN QCINHD.
5. Куликов К.Н., Низамутдинов Р.А., Благовещенский А.Ю. [и др.] Основные научно-технические проблемы радиационно-безопасного вывода из эксплуатации атомных ледоколов и варианты их решения // Арктика: экология и экономика. - 2018. - № 2(30). - С. 118-124. - DOI 10.25283/2223-45942018-2-118-124. - EDN LXNUBV.
6. Отчет по экологической безопасности ФГУП «Атомфлот» за 2020 год // Атомфлот, Росатом. - Росатом: официальный сайт. - URL: https://www.rosatom.ru/upload/iblock/69f/69ffl4510fd7d05ee6c2c79520d308bad.pdf (дата обращения 20.04.2023).
7. Утилизация атомных ледоколов и судов АТО ФГУП «Атомфлот», проблемы, задачи, перспективы / Презентация ФГУП «Атомфлот» // Научный портал "Атомная энергия 2.0" (2008-2022) - URL: https://www.atomic-energy.ru/presentations/37916 (дата обращения 23.04.2023).