Научная статья на тему 'Усыновление в России: история и современность'

Усыновление в России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3219
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайкова Ольга Николаевна

Статья посвящена усыновлению как одной из форм принятия ребенка в семью. Автор рассматривает историю развития института усыновления в России. Анализируются процедурно-правовые основания усыновления в истории. Нашли место описания обрядовых форм усыновления у народов и народностей современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adoption in Russia: a history and the modernity

The article is theme of the adoption. Adoption is one of the various forms of including of the children into other family. The author observes the history and tradition of adoption of children in Russia. The paper presents the pecularities of adoption of children from some native peoples of the country. The purpose of the article is to display the different forms of attitudes to the adoption problem between different types of population in Russia.

Текст научной работы на тему «Усыновление в России: история и современность»

УДК 329.78

О.Н. Зайкова

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Судьба ребенка, потерявшего родителей или ставшего сиротой при живых родителях, брошенного, подкинутого, издавна волновала общество. Каждая страна по-своему решает вопросы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. В России таких детей помещают в государственные учреждения (дом ребенка, детский дом, интернат), но существует и немало других форм устройства жизни детей, одной из которых является усыновление.

Усыновление — как форма принятия в семью осиротевшего ребенка—появилось, очевидно, с тех пор, как возникли обстоятельства, предшествующие ситуации (смерть родителей). Чаще всего, сироту брали в свою семью родственники. Заметим, что эта традиция сохраняется практически у всех «малых» народов России до настоящего времени.

Отношение к усыновлению детей определяется экономическим, политическим и культурным состоянием общества. Если ранее до 90-х гг. XX века государство гарантировало детям-сиротам по достижения совершеннолетия работу, а выпускники детдомов и школ-интернатов имели льготы при поступлении в вуз или на работу, то ухудшение экономического положения в стране привело к тому, что государство уже не в силах обеспечить каждого сироту жильем и работой.

Сложившаяся сегодня ситуация в России требует пересмотра государственной политики в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. Ориентир взят на устройство детей в семьи людей, которые смогут заменить ребенку благополучную семью. Узаконены такие формы замещающей семьи, как приемная семья, семейная воспитательная группа, детдом семейного типа; развивается системы патронатного воспитания. Но приоритетной формой устройства детей все же остается усыновление. Государство, таким образом, поддерживает сирот, однако считает, что экономические основания: жилье и работа— не самое важное, что необходимо человеку для становления и устройства в жизни.

На Руси усыновление было известно давно. Как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества [6, с. 266]. В качестве первого примера усыновления на Руси одни исследователи называют передачу на смертном одре Рюриком своего сына Игоря Олегу, другие считают Святополка усыновленным сыном Владимира. Ипатьевская летопись указывает, что Изяслав и Ростислав Мстис-лавичи были усыновлены Вячеславом.

После принятия христианства на Руси стало применяться Византийское право и дела об усыновлении, как и многие другие вопросы семейного права стали решаться Церковью. Усыновление должно

было быть утверждено епархиальным архиереем и соблюдался определенный церковный обряд — сы-нотворение. Он вышел из употребления в XVIII веке. Христианский закон, заимствованный из Византии, признал противным христианству прежний языческий порядок установления семейных отношений. Но, ни в какой другой сфере обычай не оказался столь живучим, как в сфере семейного права. Обычаи не поддавались истреблению вплоть до конца девятнадцатого века, хотя соблюдались уже как обряды и не имели правового значения. При этом в разных местностях действовали противоположные обычаи; разные классы общества в одном и том же месте придерживались разных обычаев; в культурных центрах и в высших классах общества обычаи быстрее уступали требованиям закона. Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.

Великий князь Владимир I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню [5, с. 92].

Порядок усыновления был различен в разных губерниях. Часто для передачи ребенка не требовалось никакого обряда или акта, достаточно было простой передачи ребенка в семью усыновляемого (такой пример приведен у П. Бажова в «Серебрян-ном копытце»). Часто усыновленные дети назывались приемышами [1]. Так например, при описании состава и структуры деревенской семьи в одном исследовании указывается, что в земледельческих, особенно южнорусских, районах до XX века семья была более сложной, так как включала прямых и боковых родственников, двоюродных и троюродных, дядьев и племянников, принятых в дом зятьев (примаков), посторонних лиц (приемышей) [8, с. 423].

Отметим, что в русском обычном праве существовали разные процедуры усыновления, которые сохранялись долгое время, среди них называют: обряд фиктивного рождения (для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка; стоит отметить женитьбу на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; особый акт между усыновителем и усыновляемым [6, с. 267]. Заметим, что до настоящего времени эти традиции не «дошли».

Усыновление известно было и во времена существования древней семьи с патриархальным отцом семейства, куда входили дети, рабы, и принятые в

семью (примаки) из чужой семьи. Однако заметим, что первоначально усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины. Затем отчетливо вырисовывается другая цель усыновления — иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов [6, с. 267]. В настоящее время выделяются два мотива усыновления у россиян: удовлетворение естественной потребности — иметь ребенка, которого они лишены по разным причинам, и с его помощью создать полноценную семью и желание заполнить брешь, пустоту, образовавшуюся в жизни по разным обстоятельствам. Вызывает уважение такой мотив, как желание сделать счастливым осиротевшего ребенка.

Современное российское общество составляют представители разных народов и народностей. Отношение к усыновлению детей определяется разными причинами, не последнюю роль здесь имеют религиозные основания.

Несмотря на то, что Русская православная церковь очень одобрительно относится к усыновлению, современные христиане не спешат сделать детей-сирот счастливыми. Церковь считает, что нельзя прибегать к каким-либо искусственным и незаконным способам обзавестись ребенком (имеется в виду ЭКО). Добрым может быть только то, что согласуется с волей Божией, а не является проявлением нашего упрямства. В православной литературе указывается, что Бог не дает детей, чтобы они полюбили детей всего мира как своих. Следует также помнить о святом примере Иоакима и Анны — родителей Пречистой [7, с. 35].

Родительство в современной России не является престижным, на первое место люди ставят материальные ценности. И этому есть свои объяснения. Девальвация материнства в нашей стране имеет свою некороткую историю. Семьдесят лет работники идеологических фронтов воспевали женщину-пе-редовика производства, женщину-труженицу полей, женщину-ученую, но только не женщину-мать. Исследователи даже указывают на появление фобии: боязнь появления детей.

Не дает результатов и Президентская программа, направленная на развитие семьи. Важно, что в рамках этой программы в День защиты детей в детских домах ребенка — в учреждениях не для посторонних в этом году проводились «дни открытых дверей». Работники детских домов и домов ребенка отмечают, что большинство посещающих подобные учреждения желают усыновить девочку в возрасте до 6 месяцев.

У нехристианских народов свои особенности в отношении к детям, их воспитанию, свои традиции усыновления. Хотелось бы отметить то, что они строго отдают дать традициях предков, особенно это проявляется у представителей малых народов, их отношение к вере не носит такого поверхностного и формального характера, как это наблюдается у русских.

У мусульманских народов в семье Коран строго регламентирует взаимоотношения между супругами,

родителями и детьми, круг обязанностей и прав каждого члена семьи. В домашнем быту 90 % семей сохраняют унаследованное разделение работ по полу. Повсеместно строго соблюдается культ старших.

В казахском обществе прочной является традиция усыновления детей близкими родственниками, в первую очередь, по мужской линии. В сельской местности ребенка может кормить грудью жена брата мужа женщины — «абысын» [3, с. 70].

У тюрков горы считаются средоточием биологических и экономических потенций коллектива, традиционное сознание народа подчеркивает главную функцию гор — производителя и подателя жизни. По поверьям теленгитов, бездетная женщина должна была подняться на священную гору и помолиться. Тогда у нее мог родиться ребенок. Кроме того, в традиционном сознании дерево считалось защитником всего живого. Например, шорцы, прибыв к месту промысла, прежде всего выбирали могучий — «богатый» (священный) кедр или пихту. Ему приносили жертву, высказывали благожелания и просили, в свою очередь, покровительства и удачи в промысле. Тувинцы назыали самую старую лиственницу в округе матерью-деревом и проводили возле нее весной и осенью большие моления. Более того, в основу целого ряда сюжетов алтайского эпоса положены представления о «сыновних», зависимых отношениях, якобы связывающих человека и дерево. В них, как правило, дерево спасает героя, став для него «приемной матерью». В сказании «Ал-тын-Мизе», к примеру, сына, родившегося у престарелых родителей, черно-бурый жеребец Учку-Кон-гур прячем на дне озера: «Учкур-Конгур кормил малое дитя на дне озера. Учкур-Конгур спустился на тайну с травой чэмэнэ и с белой глиной (чэрэт); ударил голенью (карзы), сделались два равных древа. Два равных дерева, называемые матерью. Они с густою листовою, под них не проникает дождь. Зиму и ылето листва не меняется». В эпосе «Маадай-Кара» и его варианте «Кан-Пюдей» священные деревья — одна или четыре березы — своим соком, как материнским молоком, выкармливают младенца, оставленного под ними во время вражеского нашествия. Воспитательницей ребенка становится хозяйка Алтая» [5].

Образ березы-матери (каин-энэ), фигурирующий в родительной, свадебной и календарной обрядности, а также в шаманской практике алтайцев, был важным фактом их общественного сознания. С этим деревом связывали жизнь первопредков как отдельных сеоков, так и всего народа. Типична в этом отношении легенда, записанная в 1981 году в селе Тюнгур (Усть-Канский район Горно-Алтайской АО): «Рассказывают, что было время, эра, когда были войны. Тогда многие женщины, которые спасались, оставляли своих детей под деревьями. Их много было. Но только тот ребенок остался жив, который лежал под березой. У березы сок есть. Женщина, видимо, знала, сделала надрез. Береза вскормила

Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 7

39

История

ребенка своим соком. Теперь береза считается святой» [9].

Ритуально-мифологическая традиция якутов, допуская вероятность «молочного усыновления» человека деревом, не исключала возможности получения от дерева и потомства. В случае бесплодия женщина отправлялась в лес, к лиственнице, густо сросшейся вверху. Ритуал исцеления, по существу, сводился к ее исцелению со священным деревом». Получение потомства от дерева — универсальный сюжет евразийской мифологии. В тюркской традиции он разработан чрезвычайно подробно. Были возможны различные его варианты но всякий раз дерево выступало средоточием плодородия и подателем жизни, своего рода брачным партнером человека. Традиционное мировоззрение допускало возможность столь близких контактов, логично следуя принципу тождества человека и мира [9].

Бездетные бурятские семьи, например, брали детей из русских многодетных детей, воспитывали их, затем женили их на бурятках [2, с. 49].

У кыргызов с давних пор существует традиция привлечения кормилиц для новорожденного ребенка в условиях села, особенно в кочевом ауле. В случае болезни роженицы общество подбирало для новорожденного кормилицы, которая без ущерба для собственного ребенка выкармливала и чужого. Кормилица почиталась наравне с родной матерью, а ее дети доводились новорожденному молочными братьям и и сестрами. Такое родство считалось почти кровным; молочным братьям и сестрам запрещалось вступать в брачные отношения. Когда приходила пора отнимать ребенка от груди, это событие отмечалось особым торжеством — своеобразным выкупом ребенка у кормилицы. Традиционно отмечались и такие события в жизни малыша, как укладывание в колыбель — бешик, первые шаги ребенка. Усыновление детей считается доброй традицией кыргызского народа. Принято усыновлять детей даже здравствующих родителей. Как правило, это малыши многодетных родственников и друзей. Все они воспитываются как родные. В народе говорят так: «Приемный ребенок особенно теплым кажется». Издавна существует обычай: если мать прижмет приемного ребенка к труди, он становится родной». Проводимые опросы кыргызских семей показывают, что в 35 % случаев усыновление связывается с бездетностью, в 10 % — с желанием иметь, кроме взрослых, маленьких детей; в 18 % — людьми движет желание помоь многодетным родственникам. Причем, лишь в 10 % случаев дети были официально усыновлены, в остальных случаях дети были усыновлены на основе народного обычая, в порядке взаимопом-щи в воспитании детей и. прежде всего , на почве бесконечной любви к детям [9].

На Кавказе, например, существовал всеобщий обычай аталычества (ата— отец) — передача детей на воспитание в другую семью. В Абхазии случае

отдачи крестьянами своих детей на воспитание ата-лыкам известны даже в конце XIX — начале. XX века, у других народов Кавказа обычай сохранился в это время только среди феодалов [4, с. 149].

Мы не ставили своей целью рассмотреть отношение всех наций и малых народностей России к усыновлению. Приведенные примеры показывают разницу в отношении к усыновлению у православных (имеется в виду русских) и неправославных россиян.

Если мусульманская культура предполагает соотнесение каждого шага в быту с предписаниями Корана, каждое событие, каждая бытовая черта прописана до мельчайших подробностей, то в русской культуре (по крайней мере, бытовой) ничего подобного нет. Есть, конечно, «Домострой», но большинство его рекомендаций, мягко говоря, устарели. Есть и православная традиция, о которой мы, «Иваны, не помнящие родства», практически безнадежно забыли. Для примера, вспомним, как «Домострой» и традиции православия трактуют распределение ролей в семье: «да убоится жена мужа своего». Женщине всегда уделялась второстепенная, подчиненная роль. В наши же дни русская семья чаще эгалитарна, женщина равноправная и даже главенствующая в семье уже никого не удивляет. Если усыновление у неправославных народов является частым и вполне естественным (усыновляют, например, детей из многодетных семей, чтобы облегчить жизнь друзей, родственников), то православные россияне прибегают к усыновлению только в случае отсутствия собственных детей, удовлетворяя тем самым свои личные потребности в родительстве.

Литература

1. Власова, И.В. Русские: Сельская семья / И. В. Власова//Семейный быт народов СССР. — М., 1990.

2. Власова, И.В. Структура и численность семей русских крестьян Сибири в XVIII в. — 1-й половине XIX в. / И. В. Власова // СЭ. — 1980. — № 3.

3. Жанпеисова, Н.М. Концепт мать/ана в казахской концептосфере : (опыт контрастивно-лингво-культурного анализа в аспекте казахско-русского билингвизма) / H. М. Жанпеисова. — Актобе : АУ им. С. Баишева, 2003.

4. Кон, И.С. Ребенок и общество (историко-эт-нографическая перспектива) / И.С. Кон. — М.: Наука, 1988.

5. Нечаева, A.B. Россия и ее дети / А. В. Нечаева. — М., 1999.

6. Нечаева, А. М. Семейное право: курс лекций / А. М. Нечаева. — М.: Юристь, 1999.

7. Проблемы современной православной семьи / по благословению архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона; отв. ред. А. И. Новиков. — СПб., 2002.

8. Русские / отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — С. 423.

9. http:// karakov.host.net.kg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.