Научная статья на тему 'Усыновление детей иностранными гражданами - актуальная проблема современности'

Усыновление детей иностранными гражданами - актуальная проблема современности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акпанбаева Г.С.

At present days the problem of the adoptions of kazakhstan children’s particularly actual. Author raises the problem an imperfection of kazakhstan legislation in given sphere, founding on law practice and conducted analysis of legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усыновление детей иностранными гражданами - актуальная проблема современности»

Г. С. АКПАНБАЕВА

младший научный сотрудник Института законодательства РК

УСЫНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ -АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

На сегодняшний день проблема усыновления казахстанских детей особенно актуальна. Данный вопрос вызывает бурные дебаты в различных кругах общества. В Казахстане введен временный мораторий на международное усыновление, однако это не решение проблемы.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О браке и семье» (далее - Закон) и Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года, каждый ребенок имеет неотъемлемое право, жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В последнее время из-за ряда причин дети-сироты, брошенные дети стали в нашем обществе частым явлением и что еще печальнее - их число постоянно растет.

На сегодняшний день в Казахстане без родителей более 93,5 тыс. детей. Из них более 17 тысяч содержатся в государственных учреждениях, остальные либо усыновлены, либо находятся под опекой родственников и попечителей, из этих 17 тысяч только 19,4 процента детей - настоящие сироты. У остальных родители лишены родительских прав либо находятся в длительном лечении или в розыске.

Государство в целях обеспечения социальной защиты детей предлагает альтернативу в выборе видов семейной заботы для детей, оставшихся по тем или иным причинам без семьи.

Так, Законом предусмотрено три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство) и приемная семья.

Приоритетной формой семейного воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) ребенка.

Вопросы передачи детей на усыновление (удочерение), в том числе и иностранным гражданам, урегулированы нормами вышеуказанного Закона, Законом Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», Правилами передачи

детей, являющихся гражданами Казахстана, на усыновление (удочерение) иностранцам, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2002 года №1197, гражданско-процессуальным законодательством и иными нормативными правовыми актами. Всеми нормативными правовыми актами закреплен приоритет граждан Республики Казахстан на усыновление (удочерение) детей.

По статистике сегодня на консульском учете Министерства иностранных дел состоит 5125 детей, усыновленных иностранными гражданами за годы независимости страны. Более 4 тысяч детей усыновлено в США. Также по числу усыновленных детей из Казахстана лидирует Испания, Израиль и Великобритания.

Казахстан занимает пятое место в списке стран по количеству, усыновленных детей иностранными гражданами.

Это обусловлено тем, что в настоящее время в Казахстане намного больше детей, которым нужна семья, чем семей, которые хотели бы таких детей усыновить, а в других странах, как, например, в Соединенных Штатах Америки (далее - США) ситуация абсолютно противоположная.

Увы, усыновление, в том числе и международное, не всегда имеет счастливый конец.

Все чаще в средствах массой информации проходит информация о фактах издевательского отношения иностранцами к усыновленным детям, есть предположения, что детей вывозят за границу в качестве доноров человеческих органов, единичны, но имеют место случаи гибели усыновленных детей от рук усыновителя.

Правоприменительная практика показывает, что есть все основания для вывода о несовершенстве Закона, пробелах в механизме реализации контроля за усыновленными казахстанским детьми, которые следует устранить с помощью законодательства и не только семейного.

К примеру:

1) контроль со стороны консульских учреждений Республики Казахстан за усыновленными детьми осуществляется в соответствии с между-

народным правом с соблюдением норм и правил страны пребывания ребенка и только в пределах консульского округа.

Тогда как в США, гражданами которой усыновлено более 4 тысяч казахстанских сирот, консульские должностные лица нашей Республики имеются лишь в Вашингтоне и Нью-Йорке, в связи с чем полноценно охватить эти семьи не представляется возможным;

2) во многих справках о наличии судимости иностранных усыновителей, предоставленных консульским службам и органам опеки и попечительства, есть оговорка, что проверка проводилась по учетам только лишь одного округа или штата,

В некоторых же из них прямо указано, что проверка не гарантирует отсутствия судимости у усыновителя по криминальным учетам других штатов;

3) имеются случаи усыновления казахстанских сирот иностранными гражданами, страдающими психическими расстройствами, хотя в Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка принять его под опеку (попечительство), патронат, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июля 1999 года № 842, содержится запрет на усыновление ребенка при наличии у лица психических заболеваний.

Все вышеперечисленные факторы говорят о малоэффективности действующего механизма контроля.

Кроме того, государственные органы Республики Казахстан практически не имеют возможности влиять на решение неблагополучных ситуаций с усыновленными детьми. Вопрос осложняется еще и тем, что иностранное семейное право в части усыновления существенно различается.

Учитывая изложенное, в целях устранения пробелов действующего законодательства, предлагаем:

1) ускорить процесс ратификации Казахстаном «Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновителя», принятую на семнадцатой сессии Гаагской конвенции по международному частному праву в 1993 году (далее - Гаагская конвенция).

Поскольку именно этим документом предусматривается порядок контроля за условиями проживания детей через центральные инспекции тех стран, гражданами которых являются усыновители, за законностью процесса усыновления, устройством ребенка в семье усыновителей, установления га-

рантий того, что усыновление производится путем соблюдения норм международного права.

Ратификация Гаагской конвенции не только легализирует механизмы контроля за международным усыновлением, но и узаконит деятельность агентств по иностранному усыновлению, что немаловажно;

2) со странами, в которых Гаагская конвенция не имеет юридической силы, проблемы, связанные с усыновлением иностранными гражданами детей являющихся гражданами Республики Казахстан, решать путем заключения двусторонних договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления (например, с США);

3) необходимо определить конкретный круг лиц, не имеющих права быть иностранными гражданами усыновителями. К таковым следует отнести ранее судимые, одинокие пожилые лица, лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией, проживающие в неблагополучных эпидемиологических и политических условиях, лица без гражданства, представители стран, где нет консульств Казахстана;

4) определить механизм возврата уже усыновленных детей в случаях насилия или ущемления их прав;

5) усовершенствовать механизм контроля со стороны государства за содержанием и воспитанием казахстанских детей усыновленных (удоче -ренных) иностранными гражданами;

6) предусмотреть нормы, препятствующие усыновлению (удочерению) детей на нелегальной основе, путем регистрации международных агентств и ведомств, упорядочить их деятельность.

Несмотря на то, что Законом посредническая деятельность, кроме органов опеки и попечительства у нас запрещена, на сегодняшний день в Казахстане насчитывается более 40 международных и иностранных агентств, занимающихся процессом усыновления, которые в нарушение законодательства Казахстана предоставляют полную информацию о детях, которых можно усыновить, размещая ее на веб-сайтах.

Узаконив подобные агентства, мы получим возможность контролировать их деятельность, в этой связи предлагаем прописать в законодательстве норму «данные агентства могут осуществлять свою деятельность на территории Казахстана, при наличии соответствующей лицензии и неукоснительном соблюдении законодательства Казахстана», при этом необходимо продумать механизмы контроля за их деятельностью;

7) разрешать усыновление детей, только гражданам государств, с которыми существует соответствующее соглашение;

8) проводить дополнительный контроль психологического здоровья иностранных усыновителей в Казахстане;

9) вести мораторий на усыновление детей для тех стран, где регистрируются факты насилия в отношении детей;

10) внести изменения и дополнения в Административный, Уголовный кодексы, предусматривающие ответственность за посредничество при усыновлении;

11) внести изменения в пункт 3 статьи 76 Закона в части определения срока контактирования усыновителя с ребенком продлив срок до трех месяцев, при этом иностранный усыновитель должен создать на территории Республики Казахстан условия для совместного проживания усыновителя и его супруга (и) с выбранным им для усыновления (удочерения) ребенком и в течение установленного срока проживать с ребенком на территории Республики Казахстан.

В этот период органы опеки и попечительства должны вести строгий контроль за данной семьей, следить за самочувствием ребенка, обратить внимание на взаимоотношения между ребенком и усыновителями и т.д.;

12) предусмотреть в Законе норму, определяющую обязательное прохождение иностранным усыновителем и его супругой (ом) полного медицинского осмотра в специальных медицинских учреждениях Республики Казахстан, с целью исключить заболевания, по которым содержится запрет на усыновление ребенка;

13) усовершенствовать механизм проверки иностранных усыновителей на предмет судимости, через компетентные международные органы;

14) разработать и принять Закон Республики Казахстан «Об органах опеки и попечительства»;

15) предусмотреть право усыновленных детей на двойное гражданство;

16) предусмотреть уголовную ответственность для родителей, бросающих своих детей;

17) ввести обязательные личные проверки казахстанской стороной с выездом за рубеж условий жизни казахстанских сирот усыновленных иностранными гражданами;

18) принять меры для развития в стране пат-ронатного воспитания, такие, как материальное стимулирование семей, предусмотреть для них

различные льготы.

Патронатное воспитание известно со времен античности. Особое распространение патронатное воспитание детей-сирот получило в Европе и США уже с середины 19 века.

В 20 веке развитие патронатного воспитания шло быстрыми темпами с конца Второй мировой войны, за послевоенные десятилетия внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Наибольшего успеха развитие патроната достигло в Великобритании. В СССР патронатное воспитание было введено в 1943 году. Однако позднее было заменено опекой.

Порядок передачи детей на патронатное воспитание урегулирован нормами Закона.

В настоящее время в Казахстане есть практика патронатного воспитания, принятие некоторых мер приведет к тому, что патронатное воспитание получит широкое распространение среди жителей Казахстана.

Необходимо провести правовую работу с населением, через средства массовой информации, телевидение, продумать финансовый механизм реализации патронатного воспитания.

Например: в целом на содержание ребенка в детских домах уходят немалые средства, предлагаем эти денежные средства выплачивать семьям, желающим взять детей на патронатное воспитание, но это должны быть ощутимые для семейного бюджета денежные средства, тогда желающих взять на патронатное воспитание детей возрастет и в последствие уменьшится число детских домов.

К примеру, взять жителей отдаленных селений, аулов, практически каждая семья имеет по 5, а то и 10 детей, в таких семьях всегда найдется место для ребенка, если за свой труд по воспитанию детей они будут получать хорошее денежное вознаграждение и льготы.

Продумав меры по поддержке казахстанских семей, желающих взять на патронатное воспитание детей-сирот, мы добьемся того, что множество детей приобретут семьи у себя в Казахстане, это актуально в свете задачи главы государства по улучшению демографической ситуации в республике, кроме того, это обеспечит частичную занятость жителей села и улучшит их благосостояние;

19) необходимо изучить и применять в стране опыт зарубежных стран по данному вопросу, к примеру, в США дети-сироты без попечения никогда не остаются. В стране просто нет детских домов и школьных интернатов. Если ребенок остается сиро-

той, его направляют в фостеровскую семью (аналог нашей приемной семьи). До постоянного устройства он может пройти несколько фостеровских семей;

20) наряду с этим, нужно решить социальные проблемы внутри страны, повысив жизненный уровень населения, оказывать помощь молодым семьям, особенно по вопросам получения жилья, проводить воспитательную работу с молодежью.

Например: провести брифинги с учащимися старших классов, студентами и т.д. на темы «Казенные дети, их судьбы» и др., с целью того, чтобы молодежь, решив завести ребенка, подходила к этому вопросу обдуманно.

21) по статистике, родители бросают детей в

юности, после об этом жалеют всю жизнь, возможно, следует раскаявшимся родителям дать возможность реабилитироваться в глазах собственного ребенка.

Как, например, в США действует открытая форма усыновления, ребенок может быть уже усыновлен, но если его биологическая мать одумается - неважно, через сколько лет она может забрать его обратно.

В заключение: в свое время Казахстан стал колыбелью для многих народностей, в казахстанских семьях обрели приют дети разных национальностей, неужели теперь Казахстан, достигнув больших успехов в экономическом развитии, не сможет позаботиться о своих детях.

А А А А А

БYгiнгi щазащстандыщ балаларды асырап алу мэселеа ерекше мацызды. Автор щущыщ щолдану тджiрибесiне жэне зацнамага жургтлген талдауга суйент, осы саладагы щазащстандыщ зацнаманыц жеткiлiксiздiк мэселест квтередi.

At present days the problem of the adoptions ofkazakhstan children's particularly actual. Author raises the problem an imperfection ofkazakhstan legislation in given sphere, founding on law practice and conducted analysis of legislation.

Институт законодательства Республики Казахстан представляет:

Антикоррупционная экспертиза: международный опыт и механизмы ее проведения в Республике Казахстан: Сборник материалов международной научно-практической конференции 27 октября 2006 года. - Астана: ТОО «Институт законодательства Республики Казахстан», 2006 - 352 с. Редакционная коллегия: З.Я.Балиева, С.С.Калмурзаев, М.Ч.Когамов, М.Т.Баймаханов, И.Ш.Борчашвили, С.В.Скрябин.

Настоящий сборник материалов подготовлен по результатам проведенной Институтом законодательства Республики Казахстан и Академией финансовой полиции международной научно-практической конференции на тему: «Антикоррупционная экспертиза: международный опыт и механизмы ее проведения в Республике Казахстан».

Участники международной научно-практической конференции обсудили концептуальные вопросы антикоррупционной экспертизы, которая является важным фактором противодействия коррупции.

Материалы сборника адресованы широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.