Научная статья на тему 'Усвоение учебной информации естественно-научного содержания студентами-гуманитариями на основе структурно-логических конструкций'

Усвоение учебной информации естественно-научного содержания студентами-гуманитариями на основе структурно-логических конструкций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ / БАЗОВЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЕДИНИЦА / СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / УРОВЕНЬ ОБОБЩЕННОСТИ / NATURAL SCIENCE EDUCATION / STRATEGIES OF MODULAR EDUCATION / DIDACTIC INFORMATION MODULE / BASIC INFORMATION ELEMENT / INFORMATION UNITE / STRUCTURAL AND LOGICAL CONSTRUCTIONS / LEVEL OF GENERALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостина Светлана Ефимовна

Статья посвящена одному из направлений интенсификации процесса обучения, позволяющему увеличить усваиваемые студентами объемы учебной информации естественно-научного содержания без увеличения времени, отводимого на ее освоение. Показано, что структурирование учебной информации в виде структурно-логических конструкций трех уровней обобщенности и обучение студентов на их основе способствуют не только увеличению объема усвоенной студентами естественно-научной информации, повышению наглядности, усилению логических связей между базовыми информационными элементами, но и развитию у студентов полноценного целостного мышления, поскольку обучение в равной мере опирается на логический и образный типы мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старостина Светлана Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning Natural Science by Humanities Students by Means of Structural and Logical Constructions

The article deals with one of the ways to intensify the process of education helping to increase the volume of educational information in natural science learned by students without increasing time limits given. It has been shown that composing the educational information in the form of structural and logical constructions of three-level generalization and using those sets as basic in training students enables us to increase the volume of natural science information learnt by a student, to widen the use of visual methods, to heighten logical connections between fundamental infor-mational elements and to develop integral thinking because education is based both on logical and figurative types of thinking.

Текст научной работы на тему «Усвоение учебной информации естественно-научного содержания студентами-гуманитариями на основе структурно-логических конструкций»

Список литературы

1. Евсеев СП., Колодий О. В., Костюченко В. Ф. Специальное и профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях (проблемы, технологические решения) // Теория и практика физической культуры. 1996. № 8. С. 2-4.

2. Каргаполов, В. П. Теоретические аспекты непрерывного образования и профессионального становления преподавателей гуманитарных вузов. Хабаровск, 1995. 46 с.

3. Каргаполов, Е. П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования (к постановке проблемы) // Теория и практика физической культуры. 1990. № 7. С. 10.

4. Каргаполов, Е. П. Организационно управленческие основы непрерывного физкультурного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 49 с.

5. Латыпов И. К. Непрерывное профессиональное образование в сфере физической культуры: состояние, проблемы и перспективы // Теория и практика физической культуры. 2004. № 6. С. 5-10.

ББК Ч 484 УДК 379.14:5

С. Е. Старостина

г. Чита

Усвоение учебной информации естественно-научного содержания

студентами-гуманитариями на основе структурно-логических конструкций

Статья посвящена одному из направлений интенсификации процесса обучения, позволяющему увеличить усваиваемые студентами объемы учебной информации естественно-научного содержания без увеличения времени, отводимого на ее освоение. Показано, что структурирование учебной информации в виде структурно-логических конструкций трех уровней обобщенности и обучение студентов на их основе способствуют не только увеличению объема усвоенной студентами естественно-научной информации, повышению наглядности, усилению логических связей между базовыми информационными элементами, но и развитию у студентов полноценного целостного мышления, поскольку обучение в равной мере опирается на логический и образный типы мышления.

Ключевые слова: естественно-научное образование, стратегии модульного обучения, дидактический информационный модуль, базовый информационный элемент, информационная единица, структурно-логические конструкции, уровень обобщенности.

S. E. Starostina

Chita

Learning Natural Science by Humanities Students by Means of Structural

and Logical Constructions

The article deals with one of the ways to intensify the process of education helping to increase the volume of educational information in natural science learned by students without increasing time limits given. It has been shown that composing the educational information in the form of structural and logical constructions of three-level generalization and using those sets as basic in training students enables us to increase the volume of natural science information learnt by a student, to widen the use of visual methods, to heighten logical connections between fundamental infor-mational elements and to develop integral thinking because education is based both on logical and figurative types of thinking.

Keywords: natural science education, strategies of modular education, didactic information module, basic information element, information unite, structural and logical constructions, level of generalization.

Перегрузка студентов, ограниченность во времени при изучении объемного интегрированного естественнонаучного курса «Концепции современного естествознания» (далее КСЕ), обусловливают необходимость поиска направлений интенсификации процесса обучения, позволяющих увеличить усваиваемые студентами объемы знаний без увеличения времени, отводимого на их освоение. Одним из таких направлений может выступать использование стратегий модульного обучения и уплотнение учебного материала за счет его обобщения и систематизации.

Стратегии модульного обучения базируются на достижениях модульного обучения, которое зародилось в 60-х годах ХХ века и приобрело большую популярность в высших учебных заведениях [1; 3; 7; 8 и др.]. Данные стратегии являются наиболее удачным способом организации обучения при переходе на новую систему организации учебного процесса, связанной с использованием системы зачетных единиц. Модуляризация обучения «представляет собой разбивку дисциплины на относительно небольшие составляющие, которые именуются «модулями» и которыми легко варьировать. Такие модули складываются из руководств, предлагаемых для обсуждения тем, которые образуют фрагменты дисциплин, и комплекса задач для решения» [8, с. 36].

Сущность стратегии модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно выбирает стратегию освоения предложенной модульной учебной программы для достижения поставленных в ней целей и задач. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Реализация стратегии модульного обучения предполагает специфическую работу преподавателя, которая заключается: в осуществлении структурирования содержания учебной программы, выделении логически завершенных дидактических информационных модулей, укладывающихся во временные рамки; создании системы текущей и итоговой аттестации по каждому

дидактическому информационному модулю и курсу в целом; выборе оптимальных для каждого модуля технологий обучения; осуществлении контроля за результатами обучения.

Анализ литературы по проблеме структурирования модуля [3; 7; 8] позволил определить компоненты дидактического информационного модуля по курсу «Концепции современного естествознания». Дидактический информационный модуль по курсу «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных направлений подготовки включает:

1. Учебные цели, которые выражаются в терминах результата обучения.

2. Краткое содержание модуля (представляется в виде структурно-логической схемы и перечня основных понятий, содержание которых раскрывается в данном модуле).

3. Базовые информационные элементы модуля (разделы модуля). Количество учебных элементов может варьироваться от 5 до 8 в зависимости от материала. Базовый информационный элемент содержит непосредственно учебный материал в виде структурно-логических схем, конспектов, обобщающих таблиц, краткого текста (фундаментальное ядро знаний), может включать дополнительный хрестоматийный и биографический материал, иллюстрации, видеоматериалы, компьютерные программы для моделирования природных явлений и процессов и т. п. (вариативная составляющая).

4. Практические и семинарские занятия, которые содержат цели и план занятий, задания и упражнения для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, примерные темы для углубленного изучения, дополнительные учебно-методические материалы (тексты, кейсы, презентации, вопросы для организации форумов и т. п.).

5. Банк контрольно-измерительных материалов по данному модулю. В банк включены тестовые задания различных типов: задания с выбором ответа (единственным и множественным) задания на установление последовательности и соответствия, а также варианты внеаудиторных контрольных работ.

6. Библиографический список из 1-15 доступных изданий, которые рекомендованы студентам в качестве дополнительной или справочной литературы.

7. Глоссарий - толковый словарь основных терминов, понятий, используемых в данном модуле [4; 5; 6].

Для системной организации учебной информации в курсе КСЕ в каждом дидактическом информационном модуле нами предусмотрено уплотнение учебного материала за счет его обобщения и систематизации, исключения вопросов частного характера, неструктурированного материала и т. д. Необходимо отметить, что отбор материала для дидактических информационных модулей осуществлялся нами на основе принципа системного квантования, который вытекает из требований теории сжатия учебной информации, к которым можно отнести элементы содержательного обобщения (В. В. Давыдов), теорию укрупнения дидактических единиц (П. М. Эрдниев) и концепцию инженерии знаний (Д. А. Поспелов и др.). Кроме того, учитывались следующие психолого-педагогические закономерности: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания [2].

Уплотнение учебного материала в курсе КСЕ предполагает использование опорных конспектов, структурно-логических схем, фреймов, схемных и знаковых моделей представления содержания учебного материала. Структурно-логические схемы и конспекты - это наиболее эффективная форма сжатия информации за счет укрупнения дидактических единиц знания в результате содержательного обобщения. Структурно-логические схемы, конспекты, таблицы представляют собой каркасную структуру основной идеи учебного материала дидактической единицы, обладают огромной емкостью, дают возможность визуализировать содержание материала, позволяют устанавливать ассоциативные связи между его элементами, делая учебный материал более доступным.

Технология изучения учебной информации на основе структурно-логических схем, конспектов, знаковых моделей, таблиц и других форм визуализации и сжатия учебной информации относится к технологиям интенсификации обучения, поскольку они позволяют обеспечить доступность учебного материала за счет понижения его сложности и трудности для студентов (уменьшение количества слов, символов и увеличения количества логических связей). Выделение существенного, главного в учебном материале, сжатие учебного материала с помощью знаков и символов можно считать формой, методом и средством обучения.

Педагогу нужно представлять, как усваиваются теоретические знания. Понимание текста базируется на его активной интеллектуальной переработке (расчленение текста на смысловые отрезки, выделение главного, установление связей). Процесс понимания всегда сопровождается свертыванием. В нормальных условиях восприятия и понимания текст поступает на хранение в память в свернутом виде, а значит, и представлять учебную информацию студентам также надо в свернутом виде - в виде таблиц, схем, опорных конспектов, графов, фреймовых опор. Однако содержание учебного материала в существующих учебниках, учебных пособиях в основном представлено текстовой информацией и слабо структурировано. Структурирование в основном осуществляется на поверхностном уровне: главы, разделы, параграфы, введение, заключение.

С целью устранения указанных недостатков, а именно уплотнения учебного материала, увеличения смыслового и информационного сжатия информации, усиления логических связей между понятиями нами по каждому дидактическому информационному модулю составляются структурно-логические конструкции трех уровней обобщенности, которые фиксируют значимость каждого информационного элемента, устанавливают ассоциативные связи, осуществляют смысловое и информационное сжатие учебной информации (см. схема 1).

Схема 1

Учебная дисциплина (учебный курс)

Дидактический Дидактический Дидактический Дидактический

информационный информационный информационный информационный

Модуль №1 Модуль №°2 Модуль№3 Модуль №°п

ион

п-ый дидактический информационный модуль (первый уровень обобщенности, максимальное сжатие информации)

п-ый базовый информационный элемент (второй уровень обобщенности, среднее сжатие информации)

Схема 2

Дидактический информационный модуль «Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира»

Структурно-логическая конструкция первого уровня обобщенности представляет собой структурно-логическую схему дидактического информационного модуля, являясь его концентрированным изложением в виде взаимосвязанных базовых информационных элементов. На схеме 2 показана структурно-логическая схема первого дидактического информационного модуля «Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира», которая содержит 12 базовых информационных элементов.

Структурно-логические конструкции второго уровня обобщенности формируют в виде структурно-логических схем каждого отдельного базового информационного элемента из первого уровня обобщенности, которые являются каркасом, рамочной структурой, скелетом конкретного базового информационного элемента и отражают ассоциативные связи между информационными единицами знаний. На схеме 3 представлена структурно-логическая схема базового информационного элемента «Есте-

ственнонаучная и гуманитарная культуры» первого дидактического информационного модуля.

Структурно-логические конструкции третьего уровня обобщенности формируют в виде структурно-логических конструктов каждой отдельной информационной единицы из второго уровня обобщенности, которые могут быть представлены в форме обобщающей таблицы, опорного конспекта, фрейма или любой другой формы сжатия информации за счет укрупнения элементов научной информации в результате содержательного обобщения. Конструкция третьего уровня обобщенности позволяет структурировать информацию, осуществить смысловую и информационную компрессию, упорядочить и систематизировать учебный материал по конкретной информационной единице. В таблице 1 представлена конструкция третьего уровня обобщенности по информационной единице «Наука и искусство».

Базовый информационный элемент «Естественнонаучная и гуманитарная культуры»

Схема 3

Биоэтика, её основные Сциентизм

проблемы: генная инженерия, (антисциентизм)

клонирование, эвтаназия

Этика науки

Специфика гуманитарно-художественной культуры:

- субъективность знания

- нестрогий образный язык

- интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов

- сложность (или невозможность) верификации или фальсификации

Наука

Наука как система

Система научных Методы

знании познания

Культура

Искусство

Гуманитарная культура

Гуманитарные

Дисциплинарная организация науки

Естественные

Технические

Математика

Естественнонаучная

культура

Критерии и нормы научности

- дифференциация

- интеграция

- математизация

- информатизация

- сближение естественнонаучного и гуманитарного знания

- объективность

- достоверность

- системность

- универсальность

- относительность

Псевдонаука

Тенденции развития — Критерии научности — Принципы

- верификации

- фальсификации

Отличительные признаки:

- фрагментарность

- некритический подход к исходным данным

- невосприимчивость к критике

- отсутствие общих законов

- неверифицируемость и/или нефальсифицируемость данных

Виды псевдонаук:

- реликтовые (астрология, алхимия и др.)

- оккультные

- модернистские (XX век)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ученые записки ЗабГГПу

Таблица 1

информационная единица «Наука и искусство: общее и отличительное»

Наука Искусство

1) цель, назначение - познание мира и открытие нового

Открытие законов природы, общества; конструирование целого путем синтеза Восприятие мира, познание человеческой сущности; постижение мира в его целостности

2) способ воспроизводства, отражения мира

Понятийное мышление, понятие Образное мышление; художественный образ

3) доминирующие формы мышления, соотношение форм мышления

Логическое, интуитивное; чувственное Чувственное, интуитивное; логическое

4) характер процесса

Творческий процесс Творческий процесс

5) результат деятельности

Научное знание (познавательное, прикладное) Художественное произведение

6) характер результата (завершенность, возможность дальнейшего совершенствования)

Не завершено Завершено

7) значимость результата (постоянство или изменение с течением времени)

Меняется, переосмысливается с течением времени (каждое произведение «живет» в «первозданном виде» какое-то время, затем - в изложении представителей нового поколения) Ценность неизменна, существует вечно в неизменном виде

8) развитие и хранение достижений

«Время обтесывает» гениальные открытия, придает им новую форму и черты; каждое открытие - «кусочек пути» к познанию истины Отсеивает слабое, великое хранит вечно в первозданном виде - «шкатулка с ценностями»

9) язык (по преимущественным признакам)

Аналитический, точный, рациональный, эзотерический Синтетический, многозначный, образный, экзотерический

10) доступность, понимание результатов деятельности

Результаты доступны не для всех; для овладения научным знанием нужна специальная подготовка Считается, что достаточно доступно

11) характер деятельности при получении результатов

Результат деятельности - коллективное творчество Индивидуальное творчество

12) связь с культурой соответствующей эпохи

Обусловлены культурой соответствующей эпохи, способствуют ее дальнейшему развитию

13) взаимодействие и взаимообусловленность

Наука оказывает влияние на искусство Искусство воздействует на науку

Использование структурно-логических конструкций трех уровней обобщенности способствует увеличению объема усвоения студентами учебной информации, повышению наглядности, усилению логических связей между базовыми информационными элементами дидактического модуля, что позволит студентам преодолеть трудности при усвоении большого объема учебной естественно-научной информации и сократить временные затраты на усвоение материала.

Преимущества использования структурно-логических конструкций заключаются в том, что они дают целостную картину, включающую все необходимые связи и их компоненты, тем самым создавая благоприятные условия для осуществления умственных аналитических и синтетических операций, позволяющих проникнуть в суть

новой информации. Использование конструкций разного уровня обобщенности активизирует не только словесно-логическое, но и наглядно-образное мышление, что значительно облегчает нагрузку на память и упрощает процесс формирования обобщений студентов гуманитарных направлений подготовки.

Достоинствами использования структурно-логических конструкций являются:

- нелинейная структура представления учебной информации в структурнологических конструкциях позволяет маневрировать при организации обучения, излагать отдельные его части различными способами; осуществлять определенную композицию содержания материала, исходя из конкретных задач и особенностей обучаемых;

- обобщение и систематизация учебной информации в структурно-логических конструкциях, увеличение объем усваиваемого материала студентами, ориентация студентов в определенном рассмотрении вопросов и проблем курса;

- краткость представленной информации в блоках структурно-логических конструкций позволяет организовать обучение не как запоминание, а как процесс умственного развития, и способ организации самостоятельной работы (самостоятельно наполнять содержанием каждый блок схемы);

- переход от статической модели информации к динамически структурированным конструкциям за счет самостоятельного наполнения информацией каждого базового элемента и каждой информационной единицы;

- ориентация на индивидуализацию программы обучения за счет реализации различных индивидуальных образовательных траекторий студентов: выбор студентом порядка изучения базисных информационных элементов, информационных единиц в структурно-логических конструкциях;

- определение глубины рассмотрения информации; самостоятельного определения вариативной части (дополнительной информации), которая у студентов вызывает интерес, и «встраивание» ее в основное содержание учебной дисциплины.

Структурно-логические конструкции по любому дидактическому информационному модулю являются инвариантными по структуре (три уровня обобщения: дидактический информационный модуль, базовый информационный элемент, информационная единица), вариативными по содержанию, а по назначению многофункциональными и поливариантными.

Представленные структурно-логические конструкции трех уровней обобщенности легли в основу создания учебного пособия нового поколения - структурированного учебника по интегрированному естественнонаучному курсу «Концепции современного естествознания» [5]. В структурированном учебнике весь учебный материал изложен авторами так, чтобы любой студент видел курс в целом, представлял его структуру, что, безусловно, облегчит

трудоемкий процесс переработки информации. Создание такого типа учебников -требование нынешнего информационного общества.

При разработке структурно-логических схем и конспектов по интегрированному естественно-научному курсу основной упор делался на развитие внутренней логики изучаемой темы. При их использовании необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, структурно-логические схемы и конспекты не в полной мере отражают содержание учебной дисциплины, а только выделяют главные структурные и логические связи, поэтому любая схема в той или иной мере ограничена.

Во-вторых, любая схема в значительной мере отражение индивидуальности автора, она всегда несет субъективный отпечаток, который определяется пониманием сущности вопросов, методологической целью изучения дисциплины и эстетическими вкусами её создателя, т. е. каждая схема - это один из вариантов представления содержания материала, важно, чтобы подобное схематическое представление информации помогало студенту в усвоении учебного материала.

В-третьих, главная цель использования структурно-логических схем и конспектов

- ориентация на рациональное (оптимальное) изучение курса, помощь в систематизации учебного материала, выявлений взаимосвязи между элементами содержания, воссоздании целостной картины современного естествознания.

Рассмотрим в качестве примера вариант модульного обучения студентов гуманитарных направлений подготовки на основе структурно-логических конструкций различных уровней обобщенности, использование которых возможно при реализации образовательных технологий на основе дидактического реконструирования учебного материала. Обучение студентов на основе структурно-логических конструкций осуществляется поэтапно. Этапы соответствуют уровням обобщения информации и характеру взаимодействия преподавателя и студентов.

На первом этапе преподавателем составляется структурно-логическая схема дидактического информационного модуля, к изучению которого приступили студенты, или студентам предлагается в виде раздаточного материала разработанная преподавателем структурно-логическая схема дидактического информационного модуля, а преподаватель представляет ее в виде монологического высказывания. Число изучаемых базовых информационных элементов в схеме может быть различно, оно зависит от объема, содержания и сложности дидактического информационного модуля. Например, первый дидактический информационный модуль «Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира» содержит 12 базовых информационных элементов (см. схему 2).

Деятельность преподавателя на данном этапе сводится к знакомству студентов с информацией, представленной в готовом виде.

На втором этапе приступают к изучению конкретных базовых информационных элементов рассматриваемого дидактического информационного модуля. На данном этапе возможна реализация двух подходов. Выбор данных подходов определяется методикой обучения, а также уровнем подготовки студентов.

При первом подходе по мере изучения дидактического информационного модуля каждый базовый информационный элемент модуля раскрывается через структурно-логические конструкции второго уровня обобщенности, которые представляются студентам в виде раздаточного материала, презентации или составляются преподавателем совместно со студентами по ходу изложения материала. На схеме 3 в качестве примера представлена структурнологическая конструкция второго уровня обобщения по базовому информационному элементу «Естественнонаучная и гуманитарная культуры».

При втором подходе группа студентов разбивается на подгруппы по количеству базовых информационных элементов модуля и самостоятельно составляет структурно-логические схемы, раскрывающие базовые информационные элементы

модуля. Прежде чем приступить к разработке структурно-логических конструкций второго уровня обобщенности преподаватель знакомит студентов с этапами их разработки, а также осуществляет руководство, помощь и поддержку при их создании. Ниже представлены этапы разработки структурно-логических конструкций второго уровня обобщения:

1. Проведение структурно-логического анализа учебного материала базового элемента и определение его места в дидактической единице.

2. Выделение элементов знаний в учебном материале как наиболее важных, существенных для понимания, выделение осуществляется на уровне смысловых единиц содержания.

3. Установление между элементами знаний взаимосвязей, логического соподчинения, иерархии.

4. Определение методов кодирования, выделения основных и подчиненных элементов (выбор абстрактных фигур, размер шрифта и его выделение, толщина и тип линий, цвет и т. п.).

5. Визуализация в схемном виде. Иерархическая последовательность расположения базовых элементов, связанных стрелками, символизирует степень спаянности и зависимость друг от друга структурно-смысловые компонентов базового элемента.

6. Свертывание информации за счет укрупнения дидактических единиц знаний в результате содержательного обобщения. Конструирование стереотипных предложений с жестким лингвистическим каркасом, ключевыми словами, сопровождающими схему, и встраивание их в структуру базового элемента.

7. Оформление структурно-логического конструкции в виде структурнологической схемы или другого вида конструкции.

Деятельность преподавателя на данном этапе сводится к сопровождению студентов при разработке структурно-логических конструкций.

На третьем этапе организуется самостоятельная работа студентов по наполнению содержанием каждой информационной единицы знаний - составление структурно-

логических конструкций третьего уровня обобщенности. Результаты данной работы могут быть представлены в виде конспектов, таблиц, графов, фреймов, раскрывающих содержание конкретной информационной единицы. Дополнительная информация, которая у студентов вызывает интерес, «встраивается» в основное содержание. Задача данного этапа - наполнить информацией структурно-логические схемы. Самостоятельное составление конструкций третьего уровня обобщенности обеспечивается взаимодействием педагога и студента в ходе консультирования на основе обобщения, кодирования, «свертывания» информации с помощью условных знаков, схем, графиков, таблиц. На данном этапе происходит осмысление известных понятий, поиск и освоение новых, неизвестных понятий. Таблица 1 иллюстрирует структурнологическую конструкцию третьего уровня обобщенности по информационной единице «Наука и искусство».

Деятельность преподавателя на данном этапе сводится к проведению индивидуального консультирования студентов.

На четвертом этапе проводится представление студентами составленных структурно-логических конструкций третьего уровня обобщенности (схем, конспектов и т. п.), т. е. осуществляется «развертывание», полноценное воспроизведение в сознании студентов изученной учебной информации, что обеспечивает закрепление теоретических знаний и развивающий эффект данного метода. На данном этапе вовлечение студентов в работу осуществляется в виде дискуссии на понимание «вопрос - ответ» с целью донести до них суть излагаемого материала. Студенты отвечают на вопросы преподавателя по составленным структурно-логическим конструкциям, самостоятельно задают вопросы друг другу. Каждый студент составляет выступление с опорой на разработанную им структурнологическую конструкцию. На данном этапе происходит осмысление известных понятий на более высоком уровне в процессе изучения, закрепления, повторения, обобщения учебного материала как на занятиях, так и самостоятельно.

Деятельность преподавателя на данном этапе сводится к организации дискуссии по обсуждению представленных студентами структурно-логических конструкций третьего уровня обобщенности.

На пятом этапе происходит проверка уровня и качества усвоения материала на основе выполнения упражнений в рамках разработанных структурно-логических конструкций и написания тестовых заданий. Причем контроль осуществляется не только по результатам контрольных срезов, тестов, контрольных работ, но и по результатам удовлетворенности участников образовательного процесса таким способом обучения (удовлетворенность определяется анкетированием участников образовательного процесса, анализом карт рефлексии, ответов на вопросы блиц - опроса и т. п.).

Деятельность преподавателя на данном этапе сводится к организации контрольнооценочной деятельности по освоению студентами курса, оценка деятельности студентов может быть осуществлена как преподавателем, так и студентами или самим студентом (внешняя оценка, взаимооценка, самооценка).

Представленный вариант обучения на основе структурно-логических конструкций не является единственным. Возможно и вариативное использование структурнологических конструкций на основе как индуктивного, так и дедуктивного подходов. Например, Структурно-логическая конструкция первого уровня обобщенности (схема дидактического информационного модуля) может быть представлена не на первом, а на заключительном занятии. Такая форма работы позволяет подвести итог по всему модулю, обобщить, упорядочить и систематизировать учебный материал, установить логические связи между базовыми информационными элементами.

Рассмотренный способ обучения основан на дидактических принципах научности, наглядности, доступности, вариативности, интеграции; организации взаимодействия обучаемого с содержанием, преподавателем, коллективом; предполагает использование таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и классификация, обобщение и систематизация

Использование структурно-логических конструкций в рамках стратегии модульного обучения обеспечивает возможности и для реализации индивидуальной образовательной траектории как студентов, проявляющих интерес к естественным наукам, так и студентов с пониженной мотивацией к естественным наукам. Возможность выбора студентом индивидуальной образовательной траектории осуществляется благодаря самостоятельному выбору последовательности рассмотрения базовых информационных элементов, определению глубины рассмотрения естественно-научной информации, формы представления материала в структурно-логических конструкциях третьего уровня обобщенности, выбору вариативной части в каждом модуле.

Список литературы

1. Авво Б. В., Ахаян А. А., Заир-Бек Е. С. и др. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: метод. рек. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 108 с.

2. Атаманская М. С. Формирование теоретических обобщений у учащихся на основе взаимных образно-логических связей (на материале физики): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999. 23 с.

3. Банная В. Ф., Белых Н. Г. Основные принципы построения модульной программы // Школа будущего. 2008. № 4. С. 7-18.

4. Бордонская Л. А., Старостина С. Е. Концепции современного естествознания: учеб.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Чита, 2010. 152 с.

5. Бордонская Л. А., Старостина С. Е. Концепции современного естествознания: структурированный курс: учебное пособие. Чита, 2010. 175с.

6. Бордонская Л. А., Серебрякова С. С., Старостина С. Е. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: учеб. пособие. Чита, 2010. 225 с.

7. Олейникова О. Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие/ О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. Н. Коновалова, Е. В. Сартакова. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. 256 с.

8. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: метод. пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / под ред. А. П. Тряпи-цыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 175 с.

учебного материала; включает использование ранжирования понятий, установление ассоциативных логических связей. Разработка студентами структурно-логических конструкций второго и третьего уровня обобщенности позволяет развивать полноценное целостное мышление, поскольку в равной мере опирается на логический и образный типы мышления, а осуществление обучения на основе структурно-логических конструкций (наглядных образов) является одним из приемов развития нелинейного, нешаблонного мышления. На представленный способ обучения подана заявка в Федеральную службу по интеллектуальной собственности и патентам (от 09.08.2010 регистрационный номер 2010133411).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.