Научная статья на тему 'УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ'

УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Автомобиль / дорога / строительство / цементобетон / покрытие / асфальт / качество / опыт / условия / проблема. / Car / road / construction / cement concrete / coating / asphalt / quality / experience / conditions / problem.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Адхамжон Хамидов

В статье освещены проблемы устройства цементобетонных покрытий автомобильных дорого и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Адхамжон Хамидов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF CEMENT CONCRETE COVERINGS OF HIGHWAYS

The article highlights the problems of constructing cement-concrete road surfaces and ways to solve them

Текст научной работы на тему «УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»

УДК.666.97

УСТРОЙСТВО цементобетонных покрытии автомобильных

ДОРОГ

Адхамжон Хамидов НамИСИ, профессор

Аннотация. Маколада автомобиль йулларни цементобетон копламалари билан коплашдаги муаммолар ва уни ечиш масалалари ёритилган.

Аннотация. В статье освещены проблемы устройства цементобетонных покрытий автомобильных дорого и пути их решения.

Abstract. The article highlights the problems of constructing cement-concrete road surfaces and ways to solve them.

Калит сузлар. Автомобиль, йул,курилиш, цементобетон, коплама, асфальт, сифат, тажриба, шароит, муаммо.

Ключевые слова. Автомобиль, дорога, строительство, цементобетон, покрытие, асфальт, качество, опыт, условия, проблема.

Keywords. Car, road, construction, cement concrete, coating, asphalt, quality, experience, conditions, problem.

Введение. В Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по глубокому реформированию системы дорожного хозяйства Республики Узбекистан» от 9 декабря 2019 г., № УП-5890 указывается:- «Развитие современной сети автомобильных дорог, с учетом географического расположения республики, является первостепенной задачей для повышения конкурентоспособности отечественной экономики, развития транспортного потенциала республики и расширения экспортных возможностей [1].

В Узбекистане уделяется большое внимание развитию дорожного строительства. Дорожное строительство - одна из самых важных сфер транспортной отрасли. Благодаря ей создается связь между городами и различными удаленными населенными пунктами Узбекистана [2].

За прошедшие годы реализован ряд мер, направленных на улучшение дорожно -транспортной инфраструктуры, строительство современных автомобильных дорог, повышение комфорта и безопасности дорожного движения в соответствии с международными стандартами.

Повышение требований к надежности, работоспособности и прочности дорожных одежд вызвано ростом грузоподъемности транспортных средств и интенсивности движения на дорогах. За последнее десятилетие автомобильный парк Узбекистана вырос в несколько раз и по мнению специалистов-дорожников, а также проектировщиков интенсивность движения на некоторых дорогах в 1,5 - 3 раза превышает допустимую для данной категории дороги.

Возрастающим требованиям движения, как показывает отечественный и мировой опыт, в наибольшей степени отвечают цементобетонные покрытия.

Преимущества автодорог с цементобетонным покрытием: Долговечность. Срок службы цементобетонных покрытий значительно больше, чем любых других (Стабильность формы при перепаде температур, отсутствие ям, колейностей, выбоин;

■ Экономичность. Расходы на содержание в течение срока службы незначительны;

■ Воздействие на окружающую среду. Более низкий уровень выброса углерода,

пониженный эффект «теплового купола»;

^ Безопасность. Высокое сопротивление скольжению, повышенная освещенность Стабильные транспортно-эксплуатационные показатели, высокая долговечность дают им преимущества перед покрытиями, построенными с применением органических вяжущих и по данным полученных из интернета, цементобетонные покрытия составляют в США — 60%, в Германии — 38%, в Австрии — 46%, в России — всего 3%, а по Узбекистану этот показатель не очень высок.

Известно, что главным фактором препятствующим широкому применению цементобетонных покрытий является - его сравнительно высокая стоимость. Бетонное покрытие дороже асфальтового в 1,5-2 раза, т.е. примерно на 70-80 %.

Однако, по исследованиям Московского автодорожного института, в конечном итоге затраты на данные покрытия практически равны. В соответствие приведенных сравнительных расчетов, д.т.н., профессора МАДИ В. В. Ушакова, фактически лет через пять, общие эксплуатационные затраты на цементобетонные и асфальтобетонные дороги уравниваются, а затем бетонная становится дешевле асфальтовой.

По нашим наблюдениям в настоящее время асфальтобетонное покрытие требует ухода и ремонта уже через 2-3 года после ввода дороги в эксплуатацию, включающее заливку трещин, заделка выбоин ям и т. п. А бетонное покрытие, первые 10-12 лет эксплуатации практически не требует ремонта, если оно построено действительно качественно, согласно требований к таким дорогам и может служить до 50 лет и больше.

Однако, при этом важно учитывать, что строительство цементобетонного покрытия требует особого подхода и внимания, высокой технической оснащенности и высокой квалификации, совершенной и четкой организации строительства.

Несмотря на очевидность преимущества цементобетонного покрытия, результаты мониторинга и наблюдения строительства цементобетонных покрытий отечественными организациями и иностранными компаниями в нашей Республике, указывает на наличие серьёзных проблем, препятствующих широкому применению строительства бетонных дорог в нашей стране, особенно собственными силами.

Проблемы. Для осуществления строительства бетонных дорог в нашей стране с надлежащим качеством, на наш взгляд имеются следующие основные проблемы:

• сравнительно большие первоначальные затраты:

• отсутствие современной технической базы по производству бетонной смеси, машин

и механизмов по укладке бетона, высокопроизводительных вспомогательных машин по нарезке швов и т.д.,

• нехватка специалистов способных эксплуатировать бетонных дороги;

• недопустимо низкий уровень организации строительства, начало работ без соответствующей материально-технической подготовки;

• необоснованное форсирование сроков строительства без учета реальных условий строительства, таких как обеспечение материалов в необходимых объемах, сезонная нехватка горюче-смазочных материалов, суровые природные условия, технико-экономическая нецелесообразность ведения работ в самый жаркий (с июня по август месяцы) и в холодный период (со второй половины ноября до марта;

• нехватка квалифицированных инженерно-технических работников и рабочих по строительству цементобетонного покрытия, недостаточный практический опыт и навыка строительства цементобетонных покрытий;

• недостаточная изученность влияния местных климатических, инженерно-геологических и других условий строительства.

• низкое качество проектирования, недостаточная компетентность проектировщиков;

• не эффективность действующей системы контроля качества строительства и эксплуатации цементобетонных дорог, недостаточный уровень лабораторного контроля;

• отсутствие системы обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации,

• отсутствие практики, узаконенной методологии, нормативных документаций.

Становится очевидным, что существующие проблемы невозможно решить без комплексного и системного подхода.

Решение проблемы. Первоочередным шагом в пути широкого применения строительства дорог из цементобетонных покрытий отечественными организациями мог бы быть основательное изучение опыта иностранных компаний, которые осуществляют строительство цементобетонных покрытий в Узбекистане. При этом важно сбор ценнейшей научно-технической информации и опыта строительства цементобетонных покрытий в сложных климатических условиях Узбекистана.

Для изучения и овладения необходимым опытом, навыками, а также повышения квалификации, можно сформировать группы специалистов и рабочих. А для координации подбора кадров, введения учета для последующего их привлечения, составления конкретных задач и программ для специалистов, систематизации и обобщения полученных данных необходимо сформировать (назначить) рабочий орган.

Подбор специалистов необходимо осуществлять по различным направлениям и для конкретных целей, например:

• научных работников для сбора информации и фактических данных для разработки нормативных документов, рекомендаций и т.п.;

• проектировщиков для изучения особенностей строительства цементобетонных покрытий;

• специалистов лабораторий для основательного изучения проблем обеспечения качества с учетом требований зарубежного опыта и методов испытаний; и т.п. Выводы. В дальнейшем станет возможным создание специализированной научно-

экспериментальной организации по строительству цементобетонных покрытий, оснащенной всеми новейшими техническими средствами строительства, а также квалифицированными кадрами прошедших полноценное обучение и стажировку в ведущих иностранных компаниях.

КУРИЛИШ

Вышеуказанный путь может быть кратчайшим, в создании специализированных организаций способных строить действительно качественные бетонные дороги в условиях Узбекистана.

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по глубокому реформированию системы дорожного хозяйства Республики Узбекистан» от 9 декабря 2019 г., № УП-5890.

2. Р.Х.Сулайманов, А.Хамидов. Проблемы устройства цементобетонных покрытий автомобильных дорог. Фаргона Политехника институти илмий-техника журнали, 2013 йил 1 -сон.

3. А.Хамидов, Р.Х.Сулайманов Цементбетон копламали автомобиль йулларни сифатини таъминлаш долзарб масалалари. Монография - Тошкент

Lesson press нашриёти, 2020, -148 бет.

4. А.И.Хамидов, И.Г.Ахмедов, Р.Х.Сулайманов, Н.Э.Шарибаев. Зарубежный опыт технологии и организации строительства автомобильных дорог. Монография - Ташкент Издательство Lesson press, 2021, - 164 стр.

5. А.И.Хамидов. Технология и организация строительства автомобильных дорог. Монография/ А.И.Хамидов. — Москва: Наш мир, 2023. - 160 с.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.