Юбилей
113
И. КОЩЕЕВА, доцент, проректор по учебной работе
Лишь человек предвзятый и находящий. ся в плену обывательских стереотипов и предрассудков не способен признать, что именно обеспечение качественного образования явилось для негосударственных вузов главным условием их позиционирования в образовательном пространстве и последующей институционализации. Имеется в виду то качество образования на основе сохранения лучших традиций отечественной высшей школы, соответствия потребностям личности, общества, государства, для определения которого более всего подходит фуллеровский императив: «Надо пытаться сделать наилучшим образом то, что уже ценится» [1].
Гуманитарный университет с первых дней своего существования стремился «наилучшим образом» обеспечить свободу и взаимосвязь исследования и обучения, активную включенность в общественную жизнь при сохранении независимости от политических и идеологических властей,
Устремленность в будущее
развитие личности на основе толерантности, высокой деловой и правовой культуры - словом, те базовые ценности, которые известны как «идея классического университета». Вместе с тем очевидно, что модель созданного нами университета нельзя отнести и к классической в традиционном понимании - уже потому, что, будучи моделью негосударственного образования, она основана на реализации принципов рыночной экономики, предпринимательской практики в социальной и духовной сферах общества. Ее можно определить как проспективную (термин предложен ректором Григорианского университета Ватикана Г. Карье), устремленную в будущее и демонстрирующую высокие адаптивные свойства идеи университета.
Универсум
Гуманитарный университет входит в число 12 негосударственных университетов. Мы шутим, что ГУ - самый крупный негосударственный университет к востоку от Москвы. В шутке сквозит гордость. Действительно, на 16 специальностях обучается около 6,5 тысяч студентов, в том числе 2,5 тысячи - студенты очной формы обучения.
Принцип универсальности пронизывает и содержание, и процесс образования. Он актуализируется:
• в структуре специальностей, относящихся к различным областям знания и сферам человеческой деятельности и одновременно образующих своеобразную целостность; это разнообразие способствует «созданию уникальной интеллектуальной экосистемы» [2];
• в перечне специализаций, элективных и факультативных курсов, выполняющих функцию своего рода программируемого и программирующего «адаптора», по-
114
Высшее образование в России • № 3, 2006
зволяющего приспособить профессионально-образовательную программу специальности к современным запросам рынка (например: СОЦИАЛЬНАЯ психология, ТЕЛЕРАДИОжурналистика, ДИЗАЙН в конструировании швейных изделий, МЕЖДУНАРОДНОЕ право, ПОЛИТИЧЕСКАЯ социология, финансовый МЕНЕДЖМЕНТ, СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ (соп-temporary-dance) и т.д.);
• в структуре учебных планов и реализации образовательных программ, нацеленных на органичное соединение теоретической и практической подготовки; фундаментальных, прикладных и «рыночных» знаний, способствующих «комфортной» (Ф.Э. Шереги) профессиональной и социальной адаптации выпускников;
• в организации учебного процесса, основанного на сочетании традиционных форм проведения занятий со стратегиями активного обучения (тренинги, симуляции и деловые игры, мозговые штурмы, сазе-studies, учебные пресс-конференции и дискуссии, малые группы, выездные занятия, мастер-классы и т.д.) и инновационными технологиями контроля и проверки качества знаний;
• в континууме образовательных программ: программы подготовки бакалавров и специалистов (а скоро и магистров), программы послевузовского и дополнительного образования;
• в сочетании обучения и исследованияя: научная работа студентов в кружках и лабораториях (СНО), в научно-исследовательских центрах (Центр прав человека, Центр сравнительного правоведения: Россия - Франция, Центр маркетинговых и социологических исследований, Центр военных и военно-исторических исследований); проведение собственных и участие в разного уровня научно-практических конференциях, конкурсах;
• в реализации многочисленных социальных и культурных проектов, интегрированных в образовательный процесс и представляющих собой реальное ценно-
стно-личностное освоение социальнокультурного опыта (юридическая консультация для оказания правовой помощи малообеспеченным гражданам; общественная приемная Уполномоченного по правам человека Свердловской области; серия телепередач на каналах ТВ «Я имею право»; благотворительный проект «Связь времен» для пенсионеров и детей из детских домов г. Екатеринбурга; бесплатный филармонический абонемент для студентов ГУ, киноклуб, издание студенческой газеты, сайта ГУ и т.д.).
В современных условиях именно принцип универсальности образования способен обеспечить подготовку компетентного профессионала, обладающего креативностью, умением быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам и быстро принимать ответственные решения в условиях недостаточности информации, способностью к непрерывному обучению и самообучению, к «самопрограммируемому труду», «самозанятости» [3].
И снова о качестве
Возникнув как инновационный проект, негосударственное образование стимулировало внедрение новых образовательных идей, технологий, отношений, механизмов управления в систему высшего образования, актуализируя таким образом проблему совершенствования качества высшего образования.
Качество высшего образования целесообразно рассматривать как КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ феномен, т.е. как результат соглашения между всеми участниками образовательного процесса. Следовательно, качество высшего образования зависит от уровня согласованности интересов основных субъектов, прямо или косвенно включенных в образовательную сферу. Чем выше этот уровень, тем выше качество.
Проблема же здесь состоит в том, что интересы потребителей образования (его процесса и результатов) часто не совпадают, а порой находятся в противоречии друг
Юбилей
115
с другом. Таким образом, ориентация вузовской управленческой политики на качество образования предполагает анализ по-требностно-мотивационных и ценностнонормативных характеристик основных субъектов образовательного процесса (студентов и преподавателей) и создание условий реализации их интересов и потребностей [4].
В 2002 г. в университете был создан Центр социологических и маркетинговых исследований (директор центра - Е.А. Шук-лина, доктор социологических наук, профессор; научный руководитель - Г.Е. Зборовский, доктор философских наук, профессор). С этого времени началась планомерная работа по созданию и реализации концепции управления качеством. Ежегодно Центром проводятся два масштабных (с включением в программу нескольких государственных и негосударственных вузов) и три внутриуниверситетских исследования.
Реализация концепции управления качеством образования предполагает проведение разных видов научно-методической, учебно-методической и организационной работы. В 2003 г. как приоритетная была выбрана задача создания системы управления качеством учебного процесса.
Было определено, что в организации этой работы целесообразно использовать метод управления проектами. Выбрано семь проектов, предложенных рабочей группой:
• «Мониторинг профессиональной эффективности выпускников». Проект предназначен для проведения регулярной оценки профессиональной квалификации выпускников университета и определения степени ее соответствия требованиям рынка. Мониторинг проводится в течение первых пяти лет работы выпускника: через 1 год, через 3 года и через 5 лет после окончания университета.
• «Ректорский мониторинг качества обучения». Объективный и независимый контроль качества учебного процесса, позволяющий в динамике оценивать работу
факультетов, кафедр и других подразделений. Основными объектами ректорского мониторинга являются: а) теоретические и практические знания студентов по циклам дисциплин (по методикам, позволяющим получить объективные оценки относительно стандарта образования и утвержденных программ); б) методы и технологии, применяемые в разных дисциплинах и определяющие качество учебной работы; в) мнение студентов и преподавателей об эффективности учебного процесса, их удовлетворенность содержанием, ходом и результатами обучения.
• «Информационно-методическое обеспечение роста педагогического мастерства преподавателей». Данный проект включает организацию работы по регулярному обеспечению преподавателей: а) обратной связью по результатам их деятельности, в частности оценками психологической и методической эффективности их аудиторных учебных занятий, методов организации самостоятельной работы студентов, форм производственной и педагогической практик; б) методическими рекомендациями по совершенствованию применяемых методов обучения, развитию индивидуального стиля преподавательской деятельности.
• «Стимулы творчества участников образовательного процесса». Проект предназначен для создания активного отношения к задаче повышения качества подготовки современных специалистов и предполагает создание материальных, моральных, социокультурных, информационных и методических условий для реализации внутреннего потенциала всех субъектов образовательного процесса.
• «Помощь студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения в вузе». Проект предусматривает: а) выявление с помощью психологической диагностики студентов, испытывающих трудности в адаптации к новым формам и методам учебной деятельности, а также в целом к новому образу жизни; б) проведение тре-
116
Высшее образование в России • № 3, 2006
нинговых занятий и психологических консультаций для студентов, ощущающих потребность в этом; в) организация дополнительной работы кураторов групп со студентами, которые нуждаются в психологической и методической помощи.
• «Помощь студентам старших курсов в адаптации к поиску работы и самостоятельной профессиональной деятельности». Проект направлен на дополнительное развитие (через систему тренингов: командно-сти, лидерства, успешности, продаж и т.д.) профессионально важных качеств и некоторых практических знаний, которые особенно необходимы для прохождения производственной практики, трудоустройства и успешного начала профессиональной деятельности.
• «Активная информационная среда университета». Проект предназначен для создания единой информационной системы, позволяющей структурировать всю полезную информацию о работе университета, его достижениях, решаемых задачах, планах работы, действующих проектах, факультетах, основных и дополнительных образовательных услугах, учебных программах, преподавателях, структурных подразделениях, выпускниках, истории вуза и т.д. Основу единой информационной системы составляют: 1) компьютерная база данных, 2) стендовая система информации, 3) печатный информационный орган, 4) сайт и т.д.
Метод проектов позволяет максимально концентрировать работу на приоритетных направлениях, постепенно расширяя спектр задач повышения качества обучения и повышая эффективность их решения.
Итак, основной принцип выбранного подхода к управлению качеством учебного процесса состоит в том, что управление должно осуществляться не прямыми действиями в отношении преподавателей или студентов, а опосредованными, т.е. через создание таких условий для учебного процесса, которые бы обеспечивали повышение качества деятельности преподавателей,
студентов, сотрудников. Следовательно, управление качеством учебного процесса представляет собой задачу создания системы условий, которые позволят повысить: степень соответствия целей обучения требованиям практики; качество учебных программ; качество обучающей деятельности преподавателей; качество методов, технологий и форм организации обучения; качество учебно-методического и информационного обеспечения; качество учебной деятельности студентов(аудиторной и самостоятельной); качество организационной культуры и социокультурной среды университета.
И последнее...
Университетское образование, как и вообще высшее образование, становится массовым. Это данность. Оно с очевидностью становится «некой средней социальной нормой, выражающей общественно необходимый уровень подготовки работника информационного (знаниевого) общества» [5]. Знания и технологии, нормы и ценности, установки и этические принципы, которые «прививаются» студентам в вузе, необходимы для формирования солидаризи-рованного, социально и культурно взаимосвязанного гражданского общества. Если только мы действительно хотим такое общество создать.
Литература
1. Фуллер С. В чем уникальность университе-
тов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства // Вопросы образования. -2005. - № 2.
2. Миненков Г.Я. Трансформация универси-
тета и учебный процесс. - Минск, 2004.
3. Кастельс М. Информационная эпоха. - М., 2000.
4. Кощеева И.К., Шуклина Е.А. Негосудар-
ственное образование в оценках студентов // Высшее образование в России. -2002. - № 6.
5. Коротков Р. Об эффективности российс-
кого высшего образования // Высшее образование в России. - 2004. - № 10.