Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОСТЬ ТРАСС ДОРОГ МОСКОВСКОГО УЕЗДА В XVII — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII в.'

УСТОЙЧИВОСТЬ ТРАСС ДОРОГ МОСКОВСКОГО УЕЗДА В XVII — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дороги в России / ямские тракты / Московский уезд / писцовые книги / чертежи Московского уезда / Ж.Н. Делиль / roads in Russia / postal highways / Moscow uyezd / cadastres / maps and plans of Moscow uyezd / J.-N. Delisle

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинин Михаил Владимирович

Статья посвящена малоизученной проблеме периода формирования системы сухопутных дорог в центральной части российского государства. Цель исследования — установить, насколько устойчивыми были трассы дорог южной — Зарецкой — части Московского уезда в XVII — первой трети XVIII в. Этот выбор объясняется тем, что отделенные от северной — Замосковной — части уезда Москвой-рекой дороги его южной части составляли единый комплекс коммуникаций. Исследование было выполнено на материалах писцовых книг 1627–1629 гг., чертежей Московского уезда второй половины XVII в., а также планов геодезистов 1720-х гг. из коллекции карт Ж.Н. Делиля. Исследование включало: выявление населенных пунктов, отмеченных на картах начала XVIII в. и планах второй половины XVII в.; сопоставление выявленных поселений; поиск выявленных по итогам сравнений карт и планов поселений в писцовых книгах 1627– 1629 гг. (в ряде случаев возле отмеченных в писцовых книгах поселений есть указания на дороги, выступающие в роли ориентиров). В результате было установлено, что пять крупных дорог южного Подмосковья — Новая Можайская, Звенигородская, Боровская, Каширская и Каменская — сложились уже к середине XVII в. и сохраняли свое значение на протяжении XVIII в. В данном случае речь идет о ямских трактах — «федеральных трассах» своего времени. Сделать же вывод об устойчивости трасс проселочных дорог на основании проанализированных источников невозможно. Данные писцовых книг 1627–1629 гг. позволяют утверждать, что, по меньшей мере, три из пяти названных дорог (Боровская, Каменская и Каширская) существовали не только во второй, но и в первой половине XVII в. Отсутствие находившейся в Зарецкой части уезда Звенигородской дороги в писцовых книгах не значит, что в первой трети XVII в. этой дороги не было. Скорее всего, переписчик просто не указывал ее в качестве ориентира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Калинин Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABILITY OF ROAD ROUTES IN THE MOSCOW UYEZD IN THE 17th — FIRST THIRD OF THE 18th CENTURY

The article examines a little-studied problem in the period of formation of the system of overland roads in the central part of the Russian state. The purpose of the study is to find out how stable were the road routes in the southern (Zaretskaya) part of the Moscow uyezd in the 17th and the first third of the 18th century. This choice is explained by the fact that the roads in the southern part of the uyezd, separated from its northern (Zamoskovnaya) part by the Moskva river, were a unified complex of communications. The research was based on the cadasters of 1627-1629, Moscow uyezd’s maps of the second half of the 17th century, as well as land surveyor’s plans in the 1720s from the map collection of J.-N. Delisle. The study included identification of settlements indicated on the early 18th-century maps and plans of the second half of the 17th century, a comparison of identified settlements, and search for settlements from the cadasters of 1627-1629 on the basis of comparisons of maps and plans (in some cases, the settlements in the cadasters have references to roads that serve as landmarks). The author concludes that five major roads in southern Moscow suburbs, New Mozhaisk, Zvenigorod, Borovsk, Kashira and Kamensk roads, were formed up to the mid-17th century and kept their importance throughout the 18th century. They were postal highways, “federal highways” of that time. It is impossible to draw a conclusion about the route stability of country roads on the basis of the analyzed sources. The data of cadasters of 1627-1629 allows to confirm that at least three out of five roads (Borovsk, Kamensk and Kashira) existed not only in the second, but also in the first half of the 17th century. The absence of the Zvenigorod road in the Zaretskaya part of the uyezd in the cadasters does not mean that it did not exist in the first third of the17th century. Most likely the scribe simply did not indicate it as a landmark.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОСТЬ ТРАСС ДОРОГ МОСКОВСКОГО УЕЗДА В XVII — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII в.»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия 8. ИСТОРИЯ. 2023. Т. 64. № 3. С. 30-40 LOMONOSOV HISTORY JOURNAL. 2023. Vol. 64. N 3. P. 30-40

DOI: 10.55959/MSU0130-0083-8-2023-64-3-30-40 М.В. Калинин

УСТОЙЧИВОСТЬ ТРАСС ДОРОГ МОСКОВСКОГО УЕЗДА В XVII — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII в.

M.V. Kalinin

STABILITY OF ROAD ROUTES IN THE MOSCOW UYEZD IN THE 17th — FIRST THIRD OF THE 18th CENTURY

Аннотация. Статья посвящена малоизученной проблеме периода формирования системы сухопутных дорог в центральной части российского государства. Цель исследования — установить, насколько устойчивыми были трассы дорог южной — Зарецкой — части Московского уезда в XVII — первой трети XVIII в. Этот выбор объясняется тем, что отделенные от северной — Замосковной — части уезда Москвой-рекой дороги его южной части составляли единый комплекс коммуникаций. Исследование было выполнено на материалах писцовых книг 1627-1629 гг., чертежей Московского уезда второй половины XVII в., а также планов геодезистов 1720-х гг. из коллекции карт Ж.Н. Делиля. Исследование включало: выявление населенных пунктов, отмеченных на картах начала XVIII в. и планах второй половины XVII в.; сопоставление выявленных поселений; поиск выявленных по итогам сравнений карт и планов поселений в писцовых книгах 16271629 гг. (вряде случаев возле отмеченных в писцовых книгах поселений есть указания на дороги, выступающие в роли ориентиров). В результате было установлено, что пять крупных дорог южного Подмосковья — Новая Можайская, Звенигородская, Боровская, Каширская и Каменская — сложились уже к середине XVII в. и сохраняли свое значение на протяжении

Калинин Михаил Владимирович, младший научный сотрудник кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Kalinin Mikhail Vladimirovich, PhD Candidate in History, Junior Research Fellow, Department of Russian History up to the Beginning of the Nineteenth Century, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University mixail.k179@gmail.com ORCID: 0009-0004-8451-3184

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-09-00303а «Московский уезд по материалам писцового описания 1620-х — начала 1630-х гг.: Исторический атлас»).

The article was completed with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project no. 20-09-00303a "The Moscow Uyezd according to the Cadasters of the 1620s and the Early 1630s: Historical Atlas").

XVIII в. В данном случае речь идет о ямских трактах — «федеральных трассах» своего времени. Сделать же вывод об устойчивости трасс проселочных дорог на основании проанализированных источников невозможно. Данные писцовых книг 1627-1629 гг. позволяют утверждать, что, по меньшей мере, три из пяти названных дорог (Боровская, Каменская и Каширская) существовали не только во второй, но и в первой половине XVII в. Отсутствие находившейся в Зарецкой части уезда Звенигородской дороги в писцовых книгах не значит, что в первой трети XVII в. этой дороги не было. Скорее всего, переписчик просто не указывал ее в качестве ориентира.

Ключевые слова: дороги в России, ямские тракты, Московский уезд, писцовые книги, чертежи Московского уезда, Ж.Н. Делиль.

Abstract. The article examines a little-studied problem in the period of formation of the system of overland roads in the central part of the Russian state. The purpose of the study is to find out how stable were the road routes in the southern (Zaretskaya) part of the Moscow uyezd in the 17th and the first third of the 18th century. This choice is explained by the fact that the roads in the southern part of the uyezd, separated from its northern (Zamoskovnaya) part by the Moskva river, were a unified complex of communications. The research was based on the cadasters of 1627-1629, Moscow uyezd's maps of the second half of the 17th century, as well as land surveyor's plans in the 1720s from the map collection of J.-N. Delisle. The study included identification of settlements indicated on the early 18th-century maps and plans of the second half of the 17th century, a comparison of identified settlements, and search for settlements from the cadasters of 1627-1629 on the basis of comparisons of maps and plans (in some cases, the settlements in the cadasters have references to roads that serve as landmarks). The author concludes that five major roads in southern Moscow suburbs, New Mozhaisk, Zvenigorod, Borovsk, Kashira and Kamensk roads, were formed up to the mid-17th century and kept their importance throughout the 18th century. They were postal highways, "federal highways" of that time. It is impossible to draw a conclusion about the route stability of country roads on the basis of the analyzed sources. The data of cadasters of 1627-1629 allows to confirm that at least three out of five roads (Borovsk, Kamensk and Kashira) existed not only in the second, but also in the first half of the 17th century. The absence of the Zvenigorod road in the Zaretskaya part of the uyezd in the cadasters does not mean that it did not exist in the first third of the17th century. Most likely the scribe simply did not indicate it as a landmark.

Keywords: roads in Russia, postal highways, Moscow uyezd, cadastres, maps

and plans of Moscow uyezd, J.-N. Delisle.

* * *

Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что все дороги России ведут в Москву. Этот факт, сыгравший немаловажную роль в ее возвышении, неоднократно отмечали еще дореволюционные историки. Так, В.О. Ключевский называл Москву «узловым

пунктом», отмечая две большие дороги — во Владимир, Переяс-лавль-Залесский и Ростов из Киева и Чернигова, — на пересечении которых вырос город1. Важным центром сухопутных дорог еще на этапе формирования централизованного российского государства называет Москву И.Я. Гурлянд. Для начала XVI в. он выделяет следующие сухопутные тракты: из Москвы в Новгород, из Москвы через Можайск к литовской границе, из Москвы через Муром к Казани2.

Не отрицая того факта, что Москва исторически является пересечением сухопутных дорог Европейской части России, мы поставим вопрос, насколько устойчивы были трассы выходивших из столицы трактов. В качестве объекта исследования мы взяли дороги южной — Зарецкой — половины Московского уезда. Этот выбор можно объяснить тем, что отделенные от северной — Замосковной — части уезда Москвой-рекой дороги южной части уезда составляли единый комплекс коммуникаций.

В ходе изучения дорог XVII-XVIII вв. исследователь сталкивается с рядом источниковедческих проблем. Прежде всего, это связано с тем, что крупные карты Московского уезда, на которых были бы отмечены дороги, появляются только в первой трети XVIII в. На русских допетровских картах Московского уезда — чертежах — дороги отмечены, но эти чертежи не дают возможности рассмотреть всю картину расположения дорог в уезде, поскольку описывают только отдельные его части.

Несмотря на это, именно чертежи и карты второй половины XVII — первой трети XVIII в. служат основным источником для решения поставленной задачи. Наряду с ними в настоящем исследовании были использованы материалы географических справочников XVII-XVIII вв. (Книги Большому чертежу, Поверстной книги, Дорожника 1777 г.), а также материалы писцовых книг 16271629 гг.

Рассмотрим подробнее карты, которые были обработаны в ходе исследования. Первая — это карта Московского уезда 1724-1729 гг. из коллекции Ж.Н. Делиля, оригинал которой хранится сейчас в Национальной библиотеке Франции3. Жозеф Никола Делиль — французский астроном и картограф, приглашенный Петром Великим для организации астрономических наблюдений и совершенствования

1 Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 2. Лекция XXI. М., 1912.

2 Гурлянд И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. Ярославль, 1900. С. 53-54.

3 Territoire de Moscou. Appartient à : [Cartes manuscrites de la collection Joseph Nicolas Delisle des territoires de la Russie entre 1724 et 1729]. — URL: https://gallica.bnf. fr/ark:/12148/btv1b550031272.r=Cartes%20manuscrites%20de%20la%20collection%20 Joseph%20Nicolas%20Delisle?rk=729617;2 (дата обращения 8.11.2022).

картографических работ4. Делиль руководил необходимыми для совершенствования картографии астрономическими работами, а также собирал и обрабатывал карты петровских геодезистов для составления Генеральной карты России5. Систематические работы геодезистов по описанию центральной части России начались в 1720 г., когда Петр I распорядился составить карты губерний Российской империи6. Карта Московского уезда Московской провинции Московской губернии была составлена в 1721-1722 гг. Степаном Игнатьевым и Тихоном Ладыженским7. Работы петровских геодезистов можно назвать первыми российскими картами «нового типа», т.е. ориентированными, в отличие от прежних чертежей, на север с указанием масштаба. Так, карта Московского уезда, составленная Ладыженским и Игнатьевым, дана в масштабе 1:76 214 — в 1 сантиметре 762 метра8. Отметим, что в ходе составления карт геодезисты петровской эпохи двигались по рекам и дорогам, нанося на карту остальные объекты «по скаскам обывателей»9. Этим фактом можно объяснить различия в отражении поселений уезда на обработанной Ж.Н. Делилем карте петровских геодезистов и чертежах второй половины XVII в. Материалы Лодыженского и Игнатьева вошли в коллекцию карт России Ж.Н. Делиля, среди которых есть карта Московского уезда, датированная 1724-1729 гг.

Чертежи Московского уезда XVII в., к которым мы обратились в ходе данного исследования, отложились главным образом в фондах Поместного приказа и XXVII Разряда Госархива. Их электронная версия была опубликована в составе корпуса русских чертежей XVI-XVII вв. А.А. Фроловым, А.А. Голубинским и С.С. Кутаковым10.

4 Постников А.В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт. М., 1985. С. 145.

5 Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии Наук в XVIII веке. Л., 1946. С. 30.

6 ПСЗ. Т. VI. № 3682.

7 Багров Л. История русской картографии. М., 2005. С. 360.

8 Масштаб карты приведен в ее описании: Territoire de Moscou. Appartient à : [Cartes manuscrites de la collection Joseph Nicolas Delisle des territoires de la Russie entre 1724 et 1729]. — URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b550031272/f1.item. r=Cartes%20manuscrites%20de%20la%20collection%20Joseph%20Nicolas%20Delisle (дата обращения: 30.10.2022).

9 Постников А.В. Указ. соч. С. 143.

10 Геоинформационная система «Чертежи Русского государства XVI-XVII вв.». — URL: http://rgada.info/index.php?page=14 (дата обращения 30.10.2022); Фролов А.А., Голубинский А.А., Кутаков С.С. Веб-ГИС «Чертежи Русского государства XVI-XVII вв.» (/geos2) // Историческая информатика. 2017. № 1. С.75-84; Фролов А.А., Голубинский А.А., Кутаков С.С. Опыт картографирования корпуса географических чертежей Русского государства XVI-XVII вв. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вып. 4. Четвертые чтения памяти академика РАН Л.В. Милова. М., 2015. С. 379-385.

Русские географические чертежи XVI-XVII вв., как отмечает В.А. Кусов, лишены современных картографических характеристик — единого масштаба, координатной сетки, геометрических соотношений11. Тем не менее, их значение для ответа на поставленный вопрос велико: они содержат надписи, на которых представлена информация о поселениях и дорогах. Чертежи земель Московского уезда не составляют единого комплекса — это разрозненные документы, которые описывают только его отдельные земли. Опираясь на эти данные, мы попытались соотнести дороги, отмеченные на карте Делиля 1724-1729 гг. и на чертежах Московского уезда XVII в.

Вопрос о локализации трасс подмосковных трактов мы начнем с обзора ямских дорог. В Зарецкой части Московского уезда лежали четыре такие дороги — Серпуховская, Калужская, Волоколамская и Звенигородская12. В Повёрстной книге они пронумерованы — IV, V, VI и VII (отсчет в ней ведется от Троицкой дороги (I) по часовой стрелке)13. Их трассы, сложившиеся к началу XVII в., функционировали и в XVIII в. Об этом свидетельствует тот факт, что один из списков Повёрстной книги, в котором названы все четыре указанные выше дороги, был в 1777 г. напечатан в официальном справочнике Петербургского почтамта14 (этот факт отмечает В.А. Петров).

Наряду с крупными ямскими дорогами, которые можно было бы назвать «федеральными трассами» своего времени, в Московском уезде неизбежно существовала густая сеть местных и проселочных дорог. К сожалению, в известных географических справочниках XVII в. (Повёрстной книге и книге Большому чертежу) местные и проселочные дороги уезда не показаны. В связи с этим особое значение приобретает уже рассмотренная карта Московского уезда из коллекции Ж.Н. Делиля15. Анализируя карту Делиля, мы видим следующие дороги в Зарецкой части Московского уезда16:

11 Кусов В.С. Чертежи Земли Русской. М., 1993. С. 3.

12 Названия дорог даны по первым ямам, перечисленным в Повёрстных книгах 30-х — 80-х гг. XVII в. Публ.: Географические справочники XVII века // Исторический архив. Т. V. М; Л., 1950. С. 103-148.

13 Там же. С. 104.

14 Петров В.А. Географические справочники XVII века. «Поверстная книга» и «Описание расстоянию столиц, нарочитых градов славных государств и земель ... от града Москвы» // Географические справочники XVII века. Исторический архив. Т. V. М; Л., 1950. С. 88.

15 Карта Московского уезда из коллекции И.Е. Делиля . — URL: https://gallica. bnf.fr/ark:/12148/btv1b550031272/f1.item.r=Cartes%20manuscrites%20de%20la%20 collection%20Joseph%20Nicolas%20Delisle (дата обращения 30.10.2022).

16 Там же. Названия дорог даны по-французски, так они названы на карте Делиля.

1. Chemin de Volokolam

2. Chemin de Piatnitsk

3. Chemin de Svenigorodts

4. Chemin de Mojaisk

5. Chemin de Borovsk

6. Chemin de Kamenka

7. Chemin de Kaloust

8. Chemin de Serpoukhov

9. Chemin de Kachir

Вместе с этими девятью дорогам на карте Делиля выделена еще одна, неподписанная дорога, которая проходит по южной и юго-восточной части уезда, южнее Бронниц. Возможно, это часть известного в краеведческой литературе Бронницкого тракта17.

Отметим, что на карте Делиля дороги обрываются у границ уезда: так, Серпуховская дорога заканчивается у Чепелево (на карте отмечено как Tchepelevrag); в реальности дорога шла дальше, в сторону Серпухова.

Итак, благодаря карте Делиля мы можем доказать, что к началу XVIII в. в Московском уезде было значительно больше дорог, чем те, которые отмечают географические справочники XVII столетия. В одной только Зарецкой части уезда их было, по меньшей мере, девять. Но существовали ли эти дороги раньше, в XVII в.?

За ответом на этот вопрос мы обратились к опубликованному А.А. Фроловым, А.А. Голубинским и С.С. Кутаковым корпусу русских чертежей XVI-XVII вв.18 Опираясь на него, мы соотнесли дороги, отмеченные на карте Делиля 1724-1729 гг. и чертежах Московского уезда XVII в.

В ГИС «Чертежи Русского государства XVI-XVII вв.» представлено 38 чертежей, описывающих земли Зарецкой части Московского уезда. Среди них 13 чертежей, на которых дороги не изображены вообще, и четыре чертежа, где показаны безымянные проселочные дороги. На остальных чертежах изображены более или менее крупные дороги — этот вывод можно сделать исходя уже из того факта, что дороги названы по именам: Боровская, дорога в Каменку, Калужская,

17 Симонов А. Древний Бронницкий тракт и благовещенские предания. — URL:https://www.bogorodsk-noginsk.ru/atlas/drevnie-dorogi-vostochnogo.html (дата обращения 05.11.2022).

18 Геоинформационная система «Чертежи Русского государства XVI-XVII вв.». — URL: http://rgada.info/index.php?page=14 (дата обращения 30.10.2022); Фролов А.А., Голубинский А.А., Кутаков С.С. Веб-ГИС «Чертежи Русского государства XVI—XVII вв.» (/geos2) // Историческая информатика. 2017. № 1. С. 75-84. — URL: http://e-notabene.ru/istinf/article_22025.html; Фролов А.А., Голубинский А.А., Кутаков С.С. Опыт картографирования корпуса географических чертежей Русского государства XVI-XVII вв. С. 379-385.

Зюзинская, Шаболовская, Серпуховская, Растовка, дорога из Мяч-ково в Москву19. Наконец, среди 21 чертежа, где показаны важные дороги Московского уезда, 8 чертежей содержат данные, которые можно соотнести с данными карты Московского уезда Делиля.

И хотя такая репрезентация не выглядит, на первый взгляд, убедительной, она, тем не менее, позволяет проследить нам устойчивость пяти из десяти дорог Зарецкой части уезда, которые показаны на карте Делиля. Перечислим их. Это Новая Можайская, Звенигородская, Боровская, Каширская дороги, а также дорога в Каменку. Так, вблизи Новой Можайской дороги (у Делиля она названа сЬешт de Мо)а1зк) мы находим деревню Марфину и на чертеже земли по реке Сетунь в окрестностях села Сколкова 1678-1682 гг.20, и на карте Московского уезда Делиля. На плане села Денисовского у Москвы-реки и ее окрестностей (1663-1670 гг.)21 мы находим вблизи Звенигородской дороги село Денисовское и сельцо Сареево — их же мы видим и на карте Делиля (отметим только, что там Сареево называется Сарпевым).

Два плана — чертеж земель по Боровской дороге у сельца Со-бакина 1669-1670 гг.22 и план местностей по реке Лекове по обеим сторонам Боровской дороги 1663-1670 гг.23 — позволяют проследить устойчивость Боровской дороги. Поселения, через которые они проходят — Посниково (Постниково), Собакино (у Делиля — Собики-но), Федосьино, Толстые пальцы, Мешково, Окатово, Переделец — изображены вблизи Боровской дороги и на карте Делиля.

Выявить устойчивость дороги из Москвы в Каменку помогают, также, два плана: чертеж спорных земель села Рожественого на реке Пахре 1689 г.24 и план местности по реке Десне (Малой Пехорке) с надписью: «Московского уезду отписана после Василия Нечаева и

19 Названия дорог даны так, как они представлены на чертежах XVII в.

20 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 77. Стлб. Москва, 32725. Ч. 1. Л. 1. Чертеж земель по реке Сетунь в окрестностях села Сколкова. — URL: http://rgada.info/geos2/zapros. php?nomer=93 (дата обращения 05.11.2022).

21 РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 484. Ч. 3. № 123. План села Денисовского у Москвы-реки и его окрестностей. — URL: http://rgada.info/geos2/zapros.php?nomer=325 (дата обращения 05.11.2022).

22 РГАДА. Ф. 1209. Стлб. Москва, 32727. Ч. 1. Последний л., если это л. 1. Чертеж земель по Боровской дороге у сельца Собакина. — URL: http://rgada.info/geos2/ zapros.php?nomer=297 (дата обращения 05.11.2022).

23 РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 484. Ч. 3. № 121. План местности по реке Лекове по обеим сторонам Боровской дороги. — URL: http://rgada.info/geos2/zapros. php?nomer=322 (дата обращения 05.11.2022).

24 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 77. Стлб. Москва, 32883. Л. 236-237. Чертеж спорных земель села Рожественого на реке Пахре 1689 года. — URL: http://rgada.info/geos2/ zapros.php?nomer=248 (дата обращения 05.11.2022).

отдана в Симонов монастырь вместо Анкудинова» 1664-1668 гг.25. На них показана дорога в Каменку, проходящая через деревни Лисин-цево, Лужки, Акишино, Конюшково (у Делиля — Конкошово) и село Клоково. Отметим, что эти поселения отображены на карте Делиля.

Наконец, на чертеже местности по Большой Коширской и Фро-ловской дорогам (ок. 1669 г.) мы отмечаем Каширскую дорогу, которая проходит через сёла Таболово, Ермолино и деревню Тимохово. Через них же проходит и та Каширская дорога, которую фиксирует на своей карте Делиль.

Следует отметить расхождения в описании поселений на карте 1724-1729 гг. и в чертежах второй половины XVII в. Ряд крупных поселений, которые находятся вблизи «совпавших» в обоих источниках сел и деревень, не попали на карту Делиля. Причины этого кажутся понятными: петровские геодезисты выполняли генеральную карту уезда, в то время как чертежники предшествовавшего петровскому века составляли отдельные планы, не ставя задачу создания общей карты. Назовем наиболее крупные поселения, не попавшие на карту Делиля. Это село Сколково у Новой Можайской дороги; село Петровское, деревни Грибаново и Дубец у Звенигородской дороги; сёла Изварино, Валуево, сельцо Орлово, деревни Пыхтино и Лапшинка у Боровской дороги, село Троицкое (Троецкое), деревни Бутаково, Жуковка, Губцово, Верховье, Тетеренки, Ширяево, Шара-пово, Сандырево у дороги в Каменку, деревня Жуково у Каширской дороги.

Итак, проведенные разыскания показали, что пять из девяти крупных дорог, показанных на карте Делиля, существовали и в более ранний период — по меньшей мере, начиная со второй половины XVII в. При этом на чертежах, сведения которых не удалось соотнести с данными карты Московского уезда Делиля, упоминаются дороги, названные Делилем, например, Серпуховская. Следовательно, мы можем утверждать, что большая часть дорог, изображенных на карте 1724-1729 гг. Делилем, существовала и во второй половине XVII в. Но можем ли проследить существование этих дорог в более ранний период?

Для решения этой задачи мы обратились к материалам писцовых книг Московского уезда за 1627-1629 гг.26. Нужно отметить,

25 РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 484. Ч. 3. № 104. План местности по реке Десне (Малой Пехорке) с надписью: «Московского уезду отписана после Василия Нечаева и отдана в Симонов монастырь вместо Анкудинова» 1664-1668 гг. — URL: http://rgada.info/ geos2/zapros.php?nomer=321 (дата обращения:05.11.2022).

26 Список с писцовой книги поместных и вотчинных земель в станах Ратуеве, Жданском, Черменеве, Молоцком, Торокманове, Лукомском, Гоголеве, Шахове, Терехове, Вяземском, Медвенском, Сетунском, Сосенском, Лужецком и волостях Коно-

что дороги в писцовых книгах практически не упоминаются — так, в ходе обработки данных мы обнаружили только два указания на них. В первом случае упомянута Серпуховская дорога, возле которой лежит пустошь Дединова Замыцкой волости27, во втором названа Большая Каширская дорога, возле которой на Фроловском погосте Ратуева стана находится церковь Флора и Лавра28. Поэтому мы попытались найти в писцовых книгах те поселения, по которым фиксировали устойчивость дорог в Зарецкой части Московского уезда. Разыскания показали существование в Торокмановом стане в 1620-х гг. деревень Собакино29, Толстые пальцы30, Переделец31, пустоши Посниково32, а также пустоши Окатово33 в Лукомском стане (через них во второй половине XVII в. проходила Боровская дорога). В Го-голевом стане удалось обнаружить село Клоково34 и деревню Ко-нюшково35 (через них во второй половине XVII в. проходила дорога в Каменку), а в Шаховом стане — деревню Лужки36 и деревню Ли-синцеву37 (через них во второй половине XVII в. проходила Каширская дорога). Материалы писцовых книг не позволяют утверждать, что три отмеченные выше дороги существовали в 1620-х гг. Тем не менее, устойчивость расположенных вблизи дорог поселений позволяет предположить, что эти дороги могли существовать не только во второй, но и в первой половине XVII в.

Подводя итог настоящего исследования, мы можем сделать вывод об устойчивости не только ямских, но и других крупных дорог Московского уезда (на примере его Зарецкой части). Ключевые ямские дороги — Серпуховская, Калужская, Волоколамская и Звенигородская — существовали и в начале XVII, и в конце XVIII в. Соотнесение данных карты Московского уезда из коллекции И.Н. Делиля (1724-1729 гг.) и русских чертежей XVII в. позволило сделать вывод об устойчивости трасс пяти крупных дорог Подмосковья — Новой

пенской, Ростовской, Тухачевской, Перемышльской, Хотунской и Замыцкой письма и меры Федора Пушкина и дьяка Андрея Строева 7135-7137 гг. (1627-1629 гг.). РГАДА. Ф.1209. Оп. 1. Кн. 9807, 9808.

27 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 9808. Л. 450.

28 Там же. Кн. 9807. Л. 88-89.

29 Там же. Л. 332 об.

30 Там же. Л. 338.

31 Там же. Л. 364 об.

32 Там же. Л. 387 об.

33 Там же. Л. 417 об.

34 Там же. Л. 500.

35 Там же. Л. 500 об.

36 Там же. Л. 559.

37 Там же. Л. 567 об.

Можайской, Звенигородской, Боровской, Каширской, а также дороги из Москвы в Каменку. Сопоставление полученных результатов с данными писцовых книг 1627-1629 гг. позволяет сделать предположение о существовании по меньшей мере трех из пяти названных дорог (Боровской, Каменской и Каширской) не только во второй, но и в первой половине XVII в. Важно отметить, что составители писцовых книг не считали своей задачей описание дорог уезда. Поэтому отсутствие упоминания в книгах 1627-1629 гг. Новой Можайской и Звенигородской дорог не дает нам оснований полагать, что этих дорог не было в реальности.

Вместе с этим, нужно выделить дорогу, которую фиксируют документы XVII в., но не отмечают материалы XVIII в. Это Растовка — старая дорога, которая шла из Москвы на юго-восток, восточнее Серпуховской дороги. Трасса этой дороги подробно описана в статье М.А. Чусовой38. В писцовых книгах 1627-1629 гг. при описании пустоши Григорово Замыцкого стана есть примечание, что она находится «у дороги Растовки»39. Также эту дорогу фиксируют чертежи земель в Московском уезде второй половины XVII в.40 В то же время, ни на картах из коллекции Ж.Н. Делиля, ни в географических справочниках конца XVIII в. эта дороге не отмечена. Рассмотренные в работе источники не позволяют дать четкий ответ на вопрос о причинах «затухания» этой дороги. Исчезновение из документов XVIII в. Растовки ставит перед нами вопрос: что именно называли дорогой составители писцовых книг, чертежей и планов? Как, почему и насколько менялось это определение? Ответ на эти вопросы требует дополнительных разысканий. На сегодняшний день мы можем утвержать, что источники XVII-XVIII вв. называют дорогами не только крупные тракты, по которым шла ямская гоньба.

Суммируя наблюдения, мы можем сказать, что основные сухопутные дороги южной части Московского уезда сложились уже к середине XVII в. По всей видимости, не только крупные ямские, но и местные дороги Зарецкой части Московского уезда в XVII — первой трети XVIII в. представляли собой сложные устойчивые инженерные сооружения со сформировавшейся при них системой поселений, перевозов и мостов. Осмелимся предположить, что эти дороги сложились исторически и органически — иными словами,

38 Чусова М.А. Древние дороги юга Москвы // Московский журнал. 2017. № 12.

39 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 262. Л. 49.

40 РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 484. Ч. 3. № 101. План с надписью: «Екатерининской рощи 171 г. 2 августа». — URL: http://rgada.info/geos2/zapros.php?nomer=236 (дата обращения 29.11.2022); РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 484. Ч. 3. № 114. План Екатерининской рощи и ее окрестностей. — URL: http://rgada.info/geos2/zapros.php?nomer=237 (дата обращения 29.11.2022).

их не нужно было прокладывать через болота и леса так, как прокладывали в петровские годы «Першпективную» дорогу из Москвы в Санкт-Петербург. Эти «естественные» дороги удовлетворяли потребностям государства и общества, соединяя столицу с ключевыми поселениями ее западных, юго-западных, южных и юго-восточных пределов.

References

Bagrov L. Istoriya russkoy kartografii [A History of Russian Cartography]. Moscow: Tsentropoligraf, 200C. 522 p.

Chusova M.A. Drevniye doroи yuga Moskvy [Old Roads in the S outh of Moscow] //Moskovskiy zhurnal. 20C7. N C2. P. C6-7C.

Frolov A.A., Golubinskiy A.A., Kutakov S.S. Opyt kartoиrafirovaniya korpusa geografithesаikh chertezPey Russkogo gosudarstva XVI-XVCI vv. [Mapping of the Russian SFate in the Corpus of GeographicalDrawings ofthe C6th and 17th Centuries] // Rus', Rossiya: Srednevekov'ye i Novoye vremya [Rus, Russia: Middle Ages and Modern Times]. Issue V. Chetvertyye chteniya pamyati akademika RAN L.V. Milova [Fourth Workshop in Memory of the RAS Full-Member L.V. M ilovg Moиcow: Moиkovskiy gosudarstvennyy universitet imeni M.V. LomonosovГ[ 20Cf). P. 379-38C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Geografichesk[yr spravochniki XVII veka [Geographical Reference Books of the Seventeenth Century] // Iktorichekkiy arkhiv. Vol V. 19)50. P. С0р-С48.

Gnucheva V. F. Geografikheskiy departament Akademii nauk vXVIII veke [Geа-g;raphical Department o9 the Academy of Sciences in the C8th Century]. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademii naukSSSR, 19V6.VVC p.

Gurlynd I. ya. Yamskayagon'ba vMoskoarkomgosudaЫve do kontsaXVII veka [PostalHighwayRushin MoscowStateup to theLate CathCentury].YaroslavГ:Tipа-grafiya Gubernskogo pravleniga, C900. 339 p.

KlyuchevskyV.O. KurC russkoy istorii [A Course in Russian History]. Part 2. Moscow: Tip ografii Moskovskogo gorodskogo Arno I'd o-Tret[yakogskogo uchilishcha glukhonemykh imeni P.P. Ryabushinskogo, C9C2. CC6 p.

Kusov V.S. Chertezhi Zemli Russkoy [Geographical Drawings of Russian Land]. Moscow: Russkiy mir, C993. 37C p.

Postnikov A.V. Razvitiye kartografii i voprosy ispol'zovaniya sta^ykh kart [Development of Cartography and Using Old Maps]. Moscow: Nauka, C98C. 2C2 p.

Поступила в редакцию C2 декабря 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.