Научная статья на тему 'Устойчивость личности к информационному воздействию как центральное психологическое образование эпохи глобализации'

Устойчивость личности к информационному воздействию как центральное психологическое образование эпохи глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1356
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / IDENTITY / SUSTAINABILITY / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богатова Е. Б., Константинов В. В.

В статье представлены результаты анализа феномена личностной устойчивости к информационно психологическому воздействию. Описано авторское толкование данного феномена как интегральное образование, включающее в себя совокупность характеристик и обусловленное рядом социально психологических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stability of the person to information how to central psychological education era of globalization

The article presents an analysis of the phenomenon of resistance to the personal information and psychological impact. We describe the author’s interpretation of this phenomenon as an integral education that includes a set of characteristics and the resulting number of socio-psychological factors.

Текст научной работы на тему «Устойчивость личности к информационному воздействию как центральное психологическое образование эпохи глобализации»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 159

устойчивость личности к ИНФОРМАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© Е. Б. БОГАТОВА*, В. В. КОНСТАНТИНОВ**

*Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, кафедра практической психологии e-mail: exoxlova83@gmail.com **Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра общей психологии e-mail: info@konstantinov.org.ru

Богатова Е. Б., Константинов В. В. - Устойчивость личности к информационному воздействию как центральное психологическое образование эпохи глобализации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С.1154-1155. - В статье представлены результаты анализа феномена личностной устойчивости к информационно-психологическому воздействию. Описано авторское толкование данного феномена как интегральное образование, включающее в себя совокупность характеристик и обусловленное рядом социально-психологических факторов. Ключевые слова: личность, устойчивость, информационно-психологическое воздействие.

Bogatova E. B., Konstantinov V. V. - Stability of the person to information how to central psychological education era of globalization // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1154-1155. - The article presents an analysis of the phenomenon of resistance to the personal information and psychological impact. We describe the author’s interpretation of this phenomenon as an integral education that includes a set of characteristics and the resulting number of socio-psychological factors.

Keywords: identity, sustainability, information and psychological impact.

Современные исследователи все чаще рассматривают психологические проблемы личности сквозь призму процессов глобализации. Подобная закономерность связана с всеобъемлющим влиянием, оказываемым глобализацией на общественные отношения и личностное развитие в социуме. Возрастающее воздействие информационного обмена на уровне государства и общества неизбежно порождает проблему информационно-психологической безопасности. Г. Грачев и И. Мельник отмечают, что содержание понятия «информационно-психологическая безопасность» в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы [1].

В информационной сфере среди наиболее распространенных источников манипулятивного воздействия традиционно выделяют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, а также

интернет). В. П. Пугачев выделяет пять основных принципов отбора материала средствами массовой информации:

1. Приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких, например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т. п.

2. Неординарность фактов. Это означает, что информация о других экстремальных событиях - голоде, войнах, необычайно жестоких преступлениях и т. д. - доминирует над освещением явлений будничной, повседневной жизни.

3. Новизна фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности.

4. Успех. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств.

5. Высокий общественный статус. Чем выше статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения [2].

Несмотря на активное влияние СМИ и других внешних детерминант на обеспечение информационно-психологической безопасности личности, не менее значимой является внутренняя переменная, которая, по нашему мнению, может быть выражена через понятие личностной устойчивости к информационно-психологическому воздействию. Мы предполагаем, что подобное психологическое образование должно являться результатом адаптации психики человека к расширяющейся информационной среде. устойчивость личности к информационно-психологическому воздействию складывается из ряда характеристик (уровень интеллекта, ригидность мышления и т. д.), и подкрепляется положением и активностью человека в социуме. В зависимости от того, насколько в ту или иную сторону выражено значимое личностное свойство, меняется степень устойчивости личности к информационно-психологическому воздействию.

С целью получения наиболее полной картины состояния проблемы личностной устойчивости к информационно-психологическому воздействию, нами было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 120 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет.

Данный этап нашего исследования предполагал опрос граждан с помощью авторской анкеты, включающей ряд вопросов, объединенных в 3 блока:

1. Социально-политическая включенность и степень вовлеченности личности в информационный поток.

2. Отношение к различным источникам и средствам информационно-психологического воздействия.

И. Мельник и Г. Грачев в качестве основных средств информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие:

- средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т. п.);

- литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т. п.);

- искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т. п.);

- образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т. п.);

- воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и т. п.);

- личное общение [1].

3. Субъективная оценка личностью своей устойчивости к информационно-психологическому воздействию.

Результаты данного опроса показали, что более 50 % респондентов участвуют в социально-политической жизни страны «от случая к случаю» и лишь по надобности или принуждению.

Около 30 % респондентов отмечают, что из средств массовой информации больше всего доверяют телевидению. 17 % опрошенных доверяют официальной прессе. 15 % респондентов большее доверие испытывают к радио. 38 % опрошенных отметили, что не испытывают доверия ни к одному из средств массовой информации.

При этом среди наиболее влиятельных с точки зрения респондентов и вызывающих у них негативную реакцию источников информации 45 % отметили интернет, 28 % - телевидение (а, в частности, рекламные ролики, скандальные телепередачи и предвыборную агитацию), 15 % - предвыборную пропаганду на листовках и баннерах, 7 % - живую рекламу на улицах, 5 % - продавцов-консультантов в магазинах электроники.

Результаты свидетельствуют о том, что среди наиболее часто раздражающих информационных факторов выступают средства предвыборной пропаганды и агитации. Ю. Щербатых отмечает, что раздражение - это естественная реакция человека на массированный поток информационного воздействия, призывающий его голосовать за того или иного кандидата. Так как психика любого человека обладает способностью сопротивляться давлению со стороны третьих лиц, то очень скоро после начала такой информационной атаки у граждан вырабатывается некий защитный рефлекс, отторгающий любые попытки привлечь их на сторону одного из кандидатов [3].

Кроме того, проведенный опрос показал, что большинство респондентов, редко участвующих в социально-политической жизни государства оценивают свою устойчивость к информационно-психологическому воздействию как среднюю либо низкую, а опрошенные, активно проявляющие себя в общественном плане определяют свою устойчивость к информационно-психологическому воздействию как высокую либо выше среднего.

Таким образом, явление личностной устойчивости к информационно-психологическому воздействию - это интегральное образование, включающее в себя совокупность характеристик и обусловленное рядом социально-психологических факторов. Целью основного этапа нашего практического исследования является определение составляющих данного интегрального психологического образования и выявление социально-психологических факторов, влияющих на его развитие (на примере предвыборной кампании).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью. М., 2003.

2. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс,1995.

3. Щербатых Ю. Психология выборов. М.: ЭКСМО, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.