Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты информационно-психологического воздействия в условиях современной предвыборной кампании'

Социально-психологические аспекты информационно-психологического воздействия в условиях современной предвыборной кампании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1409
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР / PERSON / RESISTANCE / INFORMATION PSYCHOLOGICAL IMPACT / POLITICAL CHOICE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Константинов Всеволод Валентинович, Богатова Елена Борисовна

Процессы подготовки и проведения предвыборных кампаний на протяжении уже достаточно длительного периода сопровождаются одновременным информационно-психологическим воздействием на потенциальных избирателей, оказываемым с целью формирования положительного отношения к определенному кандидату. Необходимо констатировать, что подобное побуждение граждан во время предвыборной агитации осуществляется не путем применения гуманных средств, а с помощью скрытого манипулятивного воздействия в основном через средства массовой информации (наиболее эффективными СМИ в этом отношении считаются печатные издания, телевидение, интернет). Для оказания воздействия на большие массы людей применяются два основных метода психологического воздействия: убеждение (апелляция к разуму) и внушение (обращение к эмоциям). В ситуации информационной перегрузки, которая неизбежно наступает в результате интенсивного информационного воздействия, у многих избирателей вырабатывается защитный рефлекс, отторгающий попытки привлечения на сторону какого-либо кандидата. В результате исследования общественного мнения населения Пензенской области было выявлено, что большая часть опрошенных граждан испытывает потребность в обеспечении информационно-психологической безопасности во время предвыборных кампаний из-за постоянного давления со стороны кандидатов. Выявленный результат еще раз подчеркивает важность исследования проблемы формирования социально-психологических факторов устойчивости к информационно-психологическому воздействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INFORMATION PSYCHOLOGICAL IMPACT IN THE CONDITIONS OF THE MODERN ELECTION CAMPAIGN

For a long period of time the preparation and conducting of an election campaign is accompanied by information psychological pressure on potential voters, exerted in order to create a positive attitude towards a particular candidate. It should be stated that such an incitement of citizens during the election campaign is carried out not by the application of humane means, but by hidden manipulative influence made mainly through the mass media (the most effective media in this respect are print, television, internet). To influence large numbers of people there used two main methods of psychological impact: persuasion (appeal to reason) and suggestion (appeal to emotions). In a situation of information overload, which inevitably occurs as a result of intensive information impact, many voters get a defense reflex, rejecting attempts to be enlisted to the side of any candidate. The study of public opinion in the Penza region reveales that the majority of respondents feel the need for the information psychological security during the election campaigns because of the constant pressure from the candidates. The research result underlines again the importance of studying the problem of formation of socio-psychological factors of resistance to information psychological influence.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты информационно-психологического воздействия в условиях современной предвыборной кампании»

УДК [159:316.776.33]::324 Константинов Всеволод Валентинович

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии Пензенского государственного университета

Богатова Елена Борисовна

аспирант кафедры практической психологии

Балашовского института

Саратовского государственного университета

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ

Резюме:

Процессы подготовки и проведения предвыборных кампаний на протяжении уже достаточно длительного периода сопровождаются одновременным информационно-психологическим воздействием на потенциальных избирателей, оказываемым с целью формирования положительного отношения к определенному кандидату. Необходимо констатировать, что подобное побуждение граждан во время предвыборной агитации осуществляется не путем применения гуманных средств, а с помощью скрытого манипулятивного воздействия в основном через средства массовой информации (наиболее эффективными СМИ в этом отношении считаются печатные издания, телевидение, интернет). Для оказания воздействия на большие массы людей применяются два основных метода психологического воздействия: убеждение (апелляция к разуму) и внушение (обращение к эмоциям). В ситуации информационной перегрузки, которая неизбежно наступает в результате интенсивного информационного воздействия, у многих избирателей вырабатывается защитный рефлекс, отторгающий попытки привлечения на сторону какого-либо кандидата.

В результате исследования общественного мне-ния населения Пензенской области было выявлено, что большая часть опрошенных граждан испытывает потребность в обеспечении информационно-психологической безопасности во время предвыборных кампаний из-за постоянного давления со стороны кандидатов. Выявленный результат еще раз подчеркивает важность исследования проблемы формирования социально-психологических факторов устойчивости к информационно-психологическому воздействию.

Ключевые слова:

личность, устойчивость, информационно-психологическое воздействие, политический выбор.

Konstantinov Vsevolod Valentinovich

PhD in Psychology, Head of the General Psychology Subdepartment, Penza State University

Bogatova Elena Borisovna

PhD student,

Experimental Psychology Subdepartment, Balashov Institute, Saratov State University

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INFORMATION PSYCHOLOGICAL IMPACT IN THE CONDITIONS OF THE MODERN ELECTION CAMPAIGN

Summary:

For a long period of time the preparation and conducting of an election campaign is accompanied by information psychological pressure on potential voters, exerted in order to create a positive attitude towards a particular candidate. It should be stated that such an incitement of citizens during the election campaign is carried out not by the application of humane means, but by hidden manipulative influence made mainly through the mass media (the most effective media in this respect are print, television, internet). To influence large numbers of people there used two main methods of psychological impact: persuasion (appeal to reason) and suggestion (appeal to emotions). In a situation of information overload, which inevitably occurs as a result of intensive information impact, many voters get a defense reflex, rejecting attempts to be enlisted to the side of any candidate. The study of public opinion in the Penza region reveales that the majority of respondents feel the need for the information psychological security during the election campaigns because of the constant pressure from the candidates. The research result underlines again the importance of studying the problem of formation of socio-psychological factors of resistance to information psychological influence.

Keywords:

person, resistance, information psychological impact, political choice.

В современных условиях процесс подготовки к выборам и ведение предвыборной кампании можно полноценно рассматривать как частный случай целенаправленного массового информационно-психологического воздействия, конечным результатом которого является воздействие на политический выбор избирателя.

Закон «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» гласит, что предвыборная агитация - это «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них». Полностью разделяя данную формулировку, отмечаем, что описанная «цель побудить» сегодня достигается совсем не гуманными средствами, а процесс ее достижения часто превращается в манипулятив-ное воздействие в рамках парадигмы «субъект - объект».

Процесс предвыборной агитации может включать в себя разнообразные методы и средства информационно-психологического воздействия на голосующих, реализуемых в форме: проведения массовых собраний, акций (митинги, пикеты, шествия); печатания статей и информационных заметок; расклейки предвыборных листовок; оформления агитационных баннеров; выступления в СМИ; работы с избирателями на дому (технология «от двери к двери»); проведения телефонных соцопросов и т. п.

Теория отечественной психологии политической рекламы и организации предвыборной кампании формируется до сих пор, среди наиболее известных исследователей в данной сфере - Ю.П. Буданцев, Е.Г. Морозова, Л.Л. Гозман, Л.В. Матвеева, Б.Ф. Поршнев, Ю.А. Шер-ковин, Г.М. Андреева, Б.Л. Борисов, Г.Г. Почепцов, Г.Г. Дилигенский, В.Г. Зазыкин, Е.Б. Шесто-пал, О.А. Феофанов и т. д.

Так, Е.Г. Морозова [1] в своих работах подробно рассматривает стратегическое планирование избирательной кампании, целью которого определяет наиболее оптимальное соотношение информационных, материальных ресурсов и человеческого фактора для достижения поставленных задач.

Британский специалист по политическому маркетингу Ф. Гоулд считает, что в стратегическое планирование избирательной кампании входят четыре основных компонента:

1. Сбор информации об электорате и соперниках кандидата.

2. Оценка данной информации.

3. Разработка стратегии проведения избирательной кампании (определение целевых категорий электората, формулировка соответствующих цели и задач, создание лозунгов для предвыборной агитации и т. п.).

4. Составление непосредственно плана избирательной кампании на основе полученной информации и разработанной стратегии.

Дж. Мангейм и К. Рич [2] выделяют десять принципов, лежащих в основе планирования стратегии избирательной кампании:

1. Определение сегментов избирательного округа и социальной базы поддержки кандидата.

2. Создание специфичного имиджа кандидата, отличающего его от соперников.

3. Презентация особенностей программы кандидата (в отличие от программ других кандидатов).

4. Оперирование социально значимыми проблемами электората.

5. Создание позитивного имиджа кандидата.

6. Акцентирование внимания на негативном образе конкурентов по избирательной кампании.

7. Создание коалиций с общественно-политическими силами и группами избирателей, выражающих поддержку данной кандидатуры.

8. Расширение сети агитаторов и добровольцев.

9. Рациональное использование материальных ресурсов.

10. Выступления кандидата на предвыборных дебатах и т. п.

В любом случае вне зависимости от плана избирательной кампании реализация большинства предвыборных пунктов осуществляется через СМИ. На сегодняшний день среди средств массовой информации, активно принимающих участие в предвыборной агитации, можно отметить телевидение и печатные издания. Все большую популярность получает информирование избирателей через интернет, в меньшей мере задействовано радио.

Средства массовой информации, особенно телевидение, играют важную роль в предвыборной кампании. Телевидение является главным источником информации о кандидатах любого ранга: их политических, экономических взглядах и намерениях, общественном статусе, личностных особенностях, внешнем облике.

Основная задача предвыборной агитации - привлечение максимального числа сторонников и получение наибольшего количества голосов в пользу своего кандидата.

Среди традиционных методов психологического воздействия в предвыборной агитации можно выделить убеждение и внушение. Известно, что личностные особенности и особенности

ситуации влияют на способ восприятия и переработки информации, поэтому при работе с большими аудиториями для получения позитивного результата политикам необходимо обращаться и к разуму (через убеждение), и к эмоциям (через внушение).

Убеждение часто осложнено рядом причин, которые крайне необходимо учитывать для обеспечения эффективности воздействия. Этими причинами могут быть приемлемость аргументов для аудитории, их уместность для доказательства конкретного тезиса и обстоятельства, в которых осуществляется воздействие.

При внушении информационное воздействие организуется так, чтобы мысль, представление, образ непосредственно входили в сферу сознания и закреплялись в ней как нечто данное, несомненное и уже доказанное. Это происходит при подмене активного отношения психики к предмету коммуникации преднамеренно созданной пассивностью восприятия предлагаемых сообщений, через рассеивание внимания обилием информации, аффективную форму ее преподнесения.

Выделяют несколько условий эффективного внушения в ходе предвыборной агитации:

- совпадение внушающего воздействия с групповыми нормами либо личностными принципами;

- выступление субъекта влияния в качестве представителя и защитника интересов основной части «рядового» населения;

- источник информации ассоциируется в сознании аудитории как носитель высокого престижа;

- утвердительное предоставление информации подкреплено весомым доводом в его пользу.

Предвыборная агитация всегда связана с большим количеством разноплановой, порой

противоречивой информации. Подобные условия способствуют возникновению ситуации информационной перегрузки.

Ю. Щербатых отмечает, что раздражение - это естественная реакция человека на массированный поток информационного воздействия, призывающий его голосовать за того или иного кандидата. Так как психика любого человека обладает способностью сопротивляться давлению со стороны третьих лиц, то очень скоро после начала такой информационной атаки у граждан вырабатывается некий защитный рефлекс, отторгающий любые попытки привлечь их на сторону одного из кандидатов [3].

В.Г. Зазыкин в книге «Психологические аспекты избирательного процесса» [4] в качестве основы предвыборной кампании указывает избирательные технологии, подразумевая под ними совокупность логически взаимосвязанных моделей, методов и конкретных способов подготовки, организации и проведения избирательных кампаний, направленных на достижение желаемого результата на выборах.

Формула успеха предвыборной кампании, с точки зрения данного автора, выглядит следующим образом:

УСПЕХ = ДЕМОНСТРАЦИЯ ОБЩИХ ЗАБОТ + УНИКАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕТЕНДЕНТА + ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ

Демонстрация общих забот. Заботы у людей во всех регионах примерно одни и те же, и различаются они только степенью выраженности. Как правило, это низкая заработная плата и маленькая пенсия, задержки с их выплатой, безработица, рост цен, неудовлетворительное медицинское обслуживание, разгул преступности и т. п. На основе выявления конкретных политических, экономических и социальных проблем разрабатывается программа кандидата и выстраиваются его обещания избирателям, которые во многих случаях полностью не выполняются.

Уникальные качества претендента. В данном случае речь идет скорее не об истинных сильных сторонах личности кандидата (если они на самом деле у него есть, то это подчеркивается особо), а об эффективном политическом имидже кандидата - специально сконструированном под задачу победы на выборах образе-впечатлении, который должен сложиться в сознании избирателей. Этот имидж основан на особых моделях, то есть формах поведения, отношений и общения, которые транслируются с помощью средств массовой информации, политической и «свидетельской» рекламы, а также в процессе запрограммированного общения с избирателями во время традиционных предвыборных встреч.

Эмоциональная связь с избирателями. Опытный кандидат применяет различные методы вербального психологического воздействия, чтобы получить положительный эмоциональный отклик среди граждан.

В работе Д.В. Ольшанского [5] представлены несколько иные составляющие успешной избирательной кампании:

- личные качества самого кандидата;

- политический ландшафт (то есть соотношение политических сил);

- «дух времени» - определенная конфигурация сложившихся на данный момент массовых настроений;

- финансовые ресурсы;

- профессионализм команды кандидата.

Таким образом, информационно-психологическое воздействие выступает сегодня одним из основополагающих принципов планирования предвыборных кампаний большинства кандидатов.

Нами было проведено пилотажное исследование (устный опрос и анкетирование) с целью выявления актуального состояния проблемы информационно-психологической безопасности личности, отношения граждан к воздействию средств массовой информации на сознание человека, а также определения субъективной оценки значимых социально-психологических факторов устойчивости к информационно-психологическому воздействию на примере предвыборной кампании. В опросе и анкетировании приняли участие 150 жителей Пензенской области.

Согласно результатам анкетирования и опроса, 57 % респондентов испытывают потребность в информационно-психологической безопасности и хотели бы ограничить объем поступающей извне информации, 45 % опрошенных ощущают дискомфорт во время предвыборной кампании из-за постоянного информационного давления со стороны кандидатов. При этом 30 % респондентов отметили, что вообще редко располагают полной информацией о кандидатурах на выборах (преимущественно региональных). Интерес к региональным избирательным кампаниям проявляют 15 % опрошенных, а к выборам федерального уровня - 27 %.

Что касается участия СМИ в проводимых предвыборных кампаниях, то 67 % респондентов отметили их как основной информационный источник предвыборной кампании. 13 % опрошенных получают данные о кандидатах преимущественно из агитационных баннеров и листовок, 10 % -от агитаторов, 7 % - от знакомых и коллег, 3 % указали иной источник информации.

Таким образом, проблема информационно-психологической безопасности приобретает все большие масштабы и формы, среди которых следует особо выделить предвыборную кампанию, выступающую сегодня официальным прикрытием для манипулятивных воздействий на граждан. В качестве дальнейших направлений исследования можно назвать детальное изучение данных процессов и выработку конкретных рекомендаций для избирателей по противостоянию внешнему психологическому влиянию.

Ссылки:

1. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999. 247 с.

2. Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1997. 544 с.

3. Щербатых Ю.В. Психология выборов. Манипулирование массовым сознанием: механизмы воздействия : популярная энц. М., 2007. 400 с.

4. Зазыкин В.Г. Психологические аспекты избирательного процесса. М., 2002. 128 с.

5. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург, 2001. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.