Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОСТЬ БРАЧНЫХ РИТУАЛОВ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВАХ'

УСТОЙЧИВОСТЬ БРАЧНЫХ РИТУАЛОВ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
75
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТУАЛ / БРАК / СЕМЬЯ / СВАДЕБНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / RITUAL / MARRIAGE / WEDDING CEREMONY / SOCIAL FUNCTION / FAMILY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синютин Александр Александрович

В статье рассматриваются социальные функции брачных ритуалов и их особенности в различных культурных сообществах. Автор обращает внимание на устойчивость воспроизводства брачных ритуалов в современном меняющемся мире. Подчеркивается особая значимость экономического и символического аспектов брачных ритуалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stability of marriage rituals in different cultural societies

The article deals with social functions of marriage rituals and their peculiarities in different cultural societies. The author pays attention to stability of marriage rituals reproduction in modern changing world. The special significance of economic and symbolic aspects of marriage rituals is underlined.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОСТЬ БРАЧНЫХ РИТУАЛОВ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВАХ»

А.А. Синютин

соискатель Южного федерального университета *

Устойчивость брачных ритуалов в различных культурных сообществах

Существуют различные классификации ритуалов, наиболее признанным является разделение ритуалов Э. Дюркгеймом на позитивные и негативные ритуалы, что соответствовало его разделению мира на сакральный и профанный. Еще одним общепринятым делением представляется разделение ритуалов на инструментальные и экспрессивные. В. Тернер не принимал во внимание данные классификации, разводя ритуалы на две основные категории: ритуалы жизненных кризисов и ритуалы бедствий (горя, несчастья), которые выражают общественную природу ритуала и его социокультурные функции. В дальнейшем были предложены более детальные классификации ритуала, одной из которых является классификация, разработанная Р. Граймзом, выделяющим такие виды ритуалов, как ритуалы перехода, похорон, праздничные, гражданские церемонии, ритуалы жертвоприношения, обмена, магические, ритуалы интеракции и медитации, лечения, драмы, богослужения, паломничество, ритуалы очищения, инверсии (изменения), при этом к отдельной категории он относит брачные ритуалы1.

В большинстве культур ритуалы, связанные с заключением брака, разработаны наиболее тщательно. Огромное разнообразие таких ритуалов делает их генерализацию достаточно сложной, однако рассмотрение ритуала в более широком культурном контексте обнаруживает некоторые общие черты согласно выполняемым функциям и ключевым символам. Вследствие того, что в традиционных культурах религия охватывает все сферы жизни, большинство свадебных ритуалов акцентируется на сексуальных и экономических аспектах заключения брака в контексте религиозных практик их осуществления.

Заключение брачных отношений происходит практически во всех культурах, а брак считается универсальным социальным институтом. Как правило, определение брака связывается с наиболее общей характеристикой семьи - наличием детей. Так, одно из часто приводимых определений заключается в следующем: «Брак - это союз между мужчиной и женщиной, где рожденные женщиной дети признаются легитимными отпрысками обоих родителей»2. Большей частью, во всех словарных определениях брака подчеркивается, что брачный союз социально и

* Синютин Александр Александрович , e-mail: alexander@sinyutin.ru

1 Grimes R.L. Research in Ritual Studies. Metuchen, 1985.

Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. Notews and Queries an in Anthropology (6th rev. Ed.). L., 1951. Р. 110.

легитимно признает и рассматривает семью в качестве социальной единицы, которая регулирует сексуальную жизнь, рождение и воспитание детей, при этом подразумеваются определенные взаимные права между супругами, а также между ними и их детьми, тем самым превращая семью в базовую экономическую единицу общества.

Ученые-антропологи зачастую рассматривают брак в контексте жизненных кризисов, поскольку он выступает основным маркером тран-зиции от одной жизненной фазы человека к другой. Происходит это от того, что во многих культурах - это самый значимый обряд перехода от отрочества к взрослому периоду жизни. Как подчеркивает А. ван Геннеп, «изменение социальной категории - самое важное, так как влечет за собой, по крайней мере, для одного из супругов перемену семьи, клана, деревни племени»'.

Скрупулезно проводимые ритуалы являются типичными в традиционных, доиндустриальных обществах, где ритуалы выполняют функцию установления близкого родства между группами, определяющую основные экономические и политические отношения между ними. Постепенная секуляризация общества приводит к уменьшению ритуали-стического содержания события по поводу заключения брака. Однако даже в современных западных обществах продолжают существовать ритуалы, связанные с древними традициями, к которым можно отнести, например, прошение руки у родителей невесты или родительское благо-словление на заключение молодыми брачных уз.

Ритуалы заключения брака начались задолго до того, как появились свадебные церемонии вне зависимости от того, было ли решение о заключении брака следствием любви между молодыми людьми или договором, заключенным помимо воли молодых. Особые одеяния, прически, украшения и т.д. нацелены в первую очередь на ритуалистические усилия по привлечению противоположного пола. Существует множество описаний особенностей этого явления в различных культурах. Так, например, Э. Эванс-Притчард досконально описывает, как девушки из еще сохранившихся традиционных культур украшают себя цветами, различными орнаментами на теле, а уже в наше время любят использовать в качестве дополнительного украшения детский порошок фирмы «Джон-сонз Бэйби», посыпая им голову и тело2.

Ритуалы, связанные с заключением брака, условно можно разделить на три основные группы:

- организационные ритуалы, или ритуалы договора. Они используются, как правило, если брак заключается по воле родителей, где основное внимание уделяется не наличию взаимных чувств, а сети родства, которую планируется установить в будущем и устойчивость которой будет поддерживаться заключенным браком;

1

Evans-Pritchard E.E. Kinship and marridge among the Neuer. N. Y., 1951. P. 108.

2 Fried M., Fried M.H. Transitions: Four rituals in eight cultures. N.Y., 1980.

- ритуалы до заключения брака, или подготовительные. Они связаны с традицией ухаживания, начинаются в традиционных обществах, как правило, после того, как заключено соглашение между родителями, за которым следует помолвка. Значимость данного периода подчеркивал А. Геннеп, который писал: «Брак как социальный союз затрагивает интересы многих групп. Поэтому естественно, что промежуточный период приобретает в данном случае столь большую значимость»1. В некоторых культурах устойчивость этих ритуалов поразительна. Так, например, несмотря на трансформации, происходящие в социальной жизни, в Нигерии до сих пор существует ритуал угощения напитками, который происходит на территории невесты, принятие напитков подружками и родственниками невесты говорит о том, что они одобряют кандидатуру жениха. В западных обществах это ритуал дарения обручального кольца будущей невесте, само преподношение кольца происходит в настоящее время по-разному, без обязательного существовавшего ранее преклонения пред невестой, но само кольцо как символ будущего брака остается неизменным. Еще одним ритуалом, особенно распространенным в США, является так называемый душ. Суть его заключается в том, что друзья невесты собираются в неформальной обстановке и обрушивают на невесту кучу различных небольших личных вещей или домашней утвари, которая может понадобиться ей в будущем как замужней женщине. Собственно говоря, этот ритуал несет в себе как функциональное, так и символическое значение, поскольку женщина готовится вступить в новую для нее фазу жизни2. Этой же цели служат и распространившиеся во всех современных обществах мальчишники, выражающие добровольный отказ от холостяцкой независимости и возложение на себя ответственности не только за себя, как было ранее, но теперь уже и за свою будущую супругу.

Ритуалы по заключению брака характерны практически для всех культур, вне зависимости от того, относится ли она к традиционным или современным. Ритуалистическое подписание брачного договора (контракта, соглашения) в присутствии свидетелей и представителей церкви или представителей государственных органов является частью большинства свадебных церемоний, при этом обмен кольцами в западных культурах становится физическим символом заключения брачных уз. Исторические записи свидетельствуют, что даже во время заключения тайных браков в средневековой Англии соблюдались некоторые риту-

о

альные практики (свидетели, подарки, кольца)3. Во многих западных культурах заключение брака связано с его официальным объявлением в средствах массовой информации.

1

Evans-Pritchard E.E. Kinship and marridge... P. 109.

2 Cott N. Public vows: A history of marriage and the nation. Cambridge, 2000.

3 Schattschneider E. «Buy me a bride»: Death and exchange in northen Jahanese bride-doll marriage // American Ethnologist. 2001. Vol. 28(4). P. 854-880.

Надо отметить, что ритуалы используются и в так называемых символических или необычных браках, которые не укладываются в обычную схему заключения брачного союза. Примерами таких ритуалов может служить так называемый брак с духом, который был описан Э. Эванс-Причард. Он осуществлялся в том случае, когда родственник мужа женится на женщине от имени мужчины, который умер до появле-

л

ния наследника, где жених выступает «духом» умершего1. Надо заметить, что и в постиндустриальных обществах можно найти примеры таких брачных ритуалов. Так, например, в северной части Японии во время Второй мировой войны появился ритуал «брака куклы-невесты», осуществляемый в случае, если жених погиб в течение боевых действий, и вместо погибшего жениха на свадебной церемонии его образ символизировала специально выполненная кукла2.

Заключение брака связано и с соблюдением экономических ритуалов, причем данный вид ритуала характерен для большинства культурных сообществ. Материальные расходы, выражаемые в виде выкупов, калымов, затрат на проведение свадебной церемонии и т.д., важны для представителей всех заинтересованных лиц (жениха, его родителей и родственников; невесты, ее родителей и ее родственников), которые несут основные финансовые расходы и стремятся достичь наиболее выгодных для своей группы условий соглашения3.

В традиционных обществах брак по договоренности начинается с переговоров между представителями жениха и невесты именно по финансовым вопросам. Наиболее часто встречаемые обычаи, связанные с материальными вопросами, - это приданое невесты, которое дается ей ее родителями, что является типичной ритуальной практикой для азиатских и некоторых европейских культур. Материальная значимость приданного символизирует статусность невесты и может способствовать тому, что девушка найдет достойного во всех отношениях мужа. Выплата выкупа (калыма) за невесту родственниками жениха является своеобразным возмещением за утрату «рабочих рук», особенно в тех обществах, где женский труд обеспечивает благосостояние семьи.

Еще одним экономическим аспектом брака является его заключение внутри того социального класса (группы), к которому принадлежат жених и невеста. Это характерно, как правило, для высокодоходных социальных групп практически в течение всех социально-исторических периодов развития человечества, не являясь исключением и в наши дни. По мнению Дж. Мартел, интеграция новых членов семьи в богатых семьях является очень серьезной проблемой в современных обществах, где «неравное финансовое положение может быть причиной серьезного дискомфорта в отношениях: злорадное общество не скупится на такие ярлыки, как "охотник за состоянием", "жена-трофей" и "муж-кошелек", ко-

А

1 Fried M., Fried M.H. Transitions...

2 Ван Геннеп А. Обряды перехода. М., 1999.

3 Evans-Pritchard E.E. Kinship and marridge...

гда менее состоятельный его член вступает в брак с более состоятельным» 1. Она полагает, что основные опасения заключаются в следующем: представителям жениха (невесты) кажется, что будущий брак угрожает их благополучию; родители молодых людей боятся потери семейного состояния или бизнеса в случае, если брак окажется неудачным и закончится разводом; что будут проблемы с наследованием семейного состояния. Поэтому ритуальные добрачные соглашения, выражающиеся в составлении брачных контрактов, «разрабатывании ежегодных программ дарения», способствуют установлению уважительных и спокойных отношений между представителями жениха и невесты, «даже в условиях финансового неравенства партнеров»2.

Если в западных обществах не поощряется в настоящее время заключение браков между родственниками, то во многих африканских культурах даже в наши дни такие брачные узы позволяют не только укрепить родственные связи, но и решить финансовые проблемы в том случае, если у семьи имеются затруднения с приданым невесты. Антропологические исследования показали, что заключение брака между родственниками в африканских обществах происходит чаще всего в условиях, когда существует недостаток скота, в то время как установление родственных отношений с представителями другой группы позволяет уменьшить принятые стандарты его выплаты в качестве приданого не-весты3.

Брачные ритуалы способствуют созданию одного из самых универсальных социальных институтов - семьи. Разнообразие их видов определяется принадлежностью к той или иной культуре, однако их функциональное предназначение представляется подобным, поскольку служит трансакции от одного социального положения к другому, укрепляя семейное единство, при этом расширяя «родственную сеть». Уменьшение религиозных ритуалов при заключении браков отнюдь не является признаком их полного исчезновения, напротив, в последнее время, в частности, в нашей стране все больше молодых людей оформляют свои взаимоотношения не только в специальных государственных органах, но и прибегают к церковному венчанию. Все большее распространение приобретает проведение свадебных церемоний в экзотических странах на берегу океана с соблюдением ряда красочных, привлекательных для молодых людей этнически-окрашенных ритуалов (Куба, Индия, Домини-кана и др.). Стремление молодых людей к проведению свадебных церемоний в этих странах является не только стремлением к разнообразию и желанием сделать этот день самым ярким воспоминанием в жизни, но и символическим подтверждением принадлежности к определенной соци-

1

Мартел Дж. Богатство семьи и его дилеммы. Размышления о преемственности, сплоченности и наследовании / пер. с англ. У. Сапциной. М., 2009. C. 157.

2 Там же. C. 161.

Hampshire K.R., Smith M.T. Consanguineous marriage among the Fulani // Human Biology. 2001. Vol. 73(4). P. 597-603.

альной группе, где такие свадебные церемонии являются частью принятого стиля жизни.

Безусловно, что многие свадебные ритуалы, характерные для традиционных культур, постепенно утрачивают свою значимость, особенно под влиянием процессов глобализации и принятия вестернизированных паттернов поведения. Однако многие культурные сообщества, особенно в условиях проживания, где они являются миноритарными культурными группами, стремятся поддержать свою идентичность и сохранить культурные традиции путем консервирования традиционных ритуальных практик, в том числе брачных ритуалов, которые дают чувство безопасности и стабильности в постоянно меняющемся мире. При этом брачные ритуалы не являются закрытыми для различных инноваций в связи с появлением новых традиций в осуществлении брачных церемоний, однако инновационность в их использовании не становится угрозой для их исчезновения и не меняет их функциональной значимости для различных культурных сообществ. Поэтому, нельзя не согласиться со словами А. ван Геннепа, который подчеркивал, что «в данном случае речь не идет о пережитке, а о явлении современном, которое повторяется при каждой инициации, на каждой свадьбе, как и при каждой смерти, и которое означает изменение состояния определенного человека и среды его обитания»1.

Синютин А. Устойчивость брачных ритуалов в различных культурных сообществах. В статье рассматриваются социальные функции брачных ритуалов и их особенности в различных культурных сообществах. Автор обращает внимание на устойчивость воспроизводства брачных ритуалов в современном меняющемся мире. Подчеркивается особая значимость экономического и символического аспектов брачных ритуалов.

Ключевые слова: ритуал, брак, семья, свадебная церемония, социальная функция.

Sinyutin A. Stability of marriage rituals in different cultural societies. The article deals with social functions of marriage rituals and their peculiarities in different cultural societies. The author pays attention to stability of marriage rituals reproduction in modern changing world. The special significance of economic and symbolic aspects of marriage rituals is underlined.

Key words: ritual, marriage, wedding ceremony, social function, family.

1 Ван Геннеп А. Обряды перехода... C. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.