Научная статья УДК 332.14
https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-3-61-68 EDN GHMZXY
Устойчивое социально-экономическое развитие регионов Южного федерального округа в условиях внешних санкций
Владимир Викторович Курченковш, Денис Олегович Мелихов
Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия, kurchenkov@mail.ruИ
Аннотация. В последние годы Россия переживает кардинальные изменения в структуре социально-экономических процессов в связи с введением внешних санкций. Важным в современных условиях является вопрос о том, как введенные санкции отразились на развитии регионов страны и какие перспективы развития стоит ожидать в дальнейшем. Исследуются изменения характера социально-экономического развития регионов Южного федерального округа, а именно: Краснодарского края, Волгоградской и Ростовской областей, вызванные санкциями; предлагаются меры, способствующие региональному развитию в условиях внешних санкций. В контексте глобальных экономических изменений и политических ограничений, оказавших воздействие на макроэкономическую ситуацию страны, региональное развитие приобретает особую важность. Регионы Южного федерального округа сталкиваются с рядом сложных проблем, включая снижение внешнего инвестиционного потока, ограничение доступа к международным рынкам, дисбаланс в экономической структуре, а также ухудшение социальных показателей, которые в совокупности создают вызовы для достижения устойчивого социально-экономического развития. Проведен статистический анализ социально-экономического положения Краснодарского края, Волгоградской, Ростовской областей в динамике. Рассмотрены возможные последствия санкций. Проанализированы основные социально-экономические показатели трех регионов Южного федерального округа, в результате чего возможно оценить их состояние и дальнейшие перспективы развития в условиях санкций. Сделан вывод о том, что для преодоления последствий санкций необходимо внедрение комплексных подходов. Важными стратегическими шагами являются диверсификация экономики, стимулирование инноваций и научных исследований, поддержка малого и среднего бизнеса, а также укрепление межрегиональных партнерств. Рекомендуется акцентировать внимание на развитии человеческого капитала, обеспечивая доступ населения к образованию, здравоохранению и качественной занятости.
Ключевые слова: региональное развитие, экономические санкции, ограничение экспорта и импорта, регионы Южного федерального округа, устойчивое развитие
Для цитирования: Курченков В. В., Мелихов Д. О. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов Южного федерального округа в условиях внешних санкций // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 3. С. 61-68. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-3-61-68. EDN GHMZXY.
Original article
Sustainable socio-economic development of the regions of the Southern Federal District under the conditions of external sanctions
Vladimir V. KurchenkovM, Denis O. Melikhov
Volgograd State University, Volgograd, Russia, kurchenkov@mailruM
Abstract. In recent years Russia has been going through drastic changes in the structure of socio-economic processes due to the external sanctions introduction. Under modern conditions is it important to find out whether the imposed sanctions have affected the development of the country's regions and what development prospects should be expected in the future. The changes in the nature of the socio-economic development of the regions of the Southern Federal District, namely the Krasnodar Territory, Volgograd and Rostov regions, caused by sanctions, are investigated; measures to promote regional development in the conditions of external sanctions are proposed. In the context
© Курченков В. В., Мелихов Д. О., 2023
>я я я и я
ч
о
а
и
а
Ч
-е-
я
g
2 ш о я о я
of global economic changes and political constraints that have had an impact on the country's macroeconomic situation, regional development is of particular importance. The regions of the Southern Federal District are facing a number of complex problems, including a decrease in the external investment flow, limited access to international markets, an imbalance in the economic structure, as well as the deterioration of social indicators, which together create challenges for achieving sustainable socio-economic development. A statistical analysis of the socio-economic situation of the Krasnodar Territory, Volgograd, Rostov regions in dynamics is carried out. Possible consequences of sanctions are considered. The main socio-economic indicators of the three regions of the Southern Federal District are analyzed, as a result of which it is possible to assess their condition and further development prospects in the conditions of sanctions. It is concluded that in order to overcome the consequences of sanctions, it is necessary to introduce integrated approaches. Important strategic steps are economic diversification, stimulating innovation and research, supporting small and medium-sized businesses, as well as strengthening interregional partnerships. It is recommended to focus on human capital development providing access to education, health care and high-quality employment.
Keywords: regional development, economic sanctions, restriction of exports and imports, regions of the Southern Federal District, sustainable development
For citation: Kurchenkov V. V., Melikhov D. O. Sustainable socio-economic development of the regions of the Southern Federal District under the conditions of external sanctions. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2023;3:61-68. (In Russ.). https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-3-61-68. EDN GHMZXY.
я
№ «
о
H
о ^
О
И И
№ а
Введение
В современном мире одним из важнейших процессов является процесс глобализации экономики, что предполагает повышение роли регионов в интеграции страны в мировое экономическое пространство [1]. Активное участие регионов в международной деятельности, в первую очередь в торговом обмене, существенно повышает экономический статус страны в целом в системе глобальной экономики.
Цель настоящего исследования заключается в определении изменений, коснувшихся социально-экономического развития Краснодарского края, Волгоградской и Ростовской областей после введения внешних санкций, и разработке путей их преодоления. На основании определенных целей были выделены задачи:
- изучить сущность экономических санкций;
- провести анализ основных изменений, коснувшихся регионов Южного федерального округа (ЮФО);
- определить основные пути противодействия санкционным мерам.
Актуальность темы обусловлена введением внешнеэкономических санкций, ограничивающих участие страны и регионов в международной торговле, а также повлиявших на социально-экономическое развитие регионов ЮФО в целом.
Материалы и результаты исследования
Санкции являются в настоящее время достаточно распространенными инструментами экономического давления на другие страны [2]. Практика санкционного давления уже широко применялась в исторической ретроспективе, однако в большинстве случаев санкции лишь усугубляли имеющиеся между государствами проблемы и отношения.
Одной из основных причин, послуживших введению экономических санкций в отношении России со стороны стран Запада, является обострение политической конфронтации. В таблице рассмотрены некоторые определения понятия «санкции».
Определения понятия «санкции» Definitions of the concept of "sanctions"
Авторы Определение
И. И. Сидельникова [3] Санкции - это воздействия, предпринимаемые одним государством либо группой государств и нацеленные против финансовых заинте-ресованностей иного государства либо категории государств, как правило, с целью достичь выполнения в данной стране (странах) общественных либо общественно-политических перемен
Е. П. Гармашова, А. М. Дребот, А. Г. Баранов, А. А. Митус, М. Ю. Тарабардина [4] Санкции - это различные меры международного принуждения, применяемые коллективно или индивидуально отдельными государствами, а также международными организациями с целью оказания давления на политику других стран
M. П. Докси [5] Санкции - это последствие отказа соблюдать международные стандарты или международные обязательства
К. A. Эллиотт, Г. К. Хуфбауер, Дж. Дж. Шотт [6] Санкции - это преднамеренный, инициированный правительством отказ от торговли или финансовых отношений с другой страной
Обобщая вышеуказанные определения, можно сделать вывод о том, что под санкциями следует понимать внешнеполитический инструмент, который направлен на ограничения для другой страны или проживающих в ней граждан.
В последние годы Россия столкнулась с рядом экономических вызовов, главным из которых стали ограничительные меры в виде санкций, принятые Западом в отношении России. Данные ограничения значительно повлияли на экономическое положение не только России в целом, но и ее отдельных регионов. Регионы ЮФО не стали исключением, т. к. здесь представлено множество предприятий и организаций, имеющих широкие внешнеэкономические связи. Санкции оказали отрицательное влияние на экспорт, импорт, инвестиции и другие
аспекты внешнеэкономической деятельности регионов ЮФО [7].
Импорт - одна из основных составляющих внешнеэкономической деятельности любого региона. Сегодня Правительство Российской Федерации предпринимает меры по уменьшению зависимости экономики от импорта. В результате этого производители товаров и услуг могут получать новые возможности для развития бизнеса за счет замены импорта на отечественные аналоги. Однако это требует дополнительных финансовых вложений, что может нести риск для многих компаний.
Рассмотрим более подробно показатели импорта в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях за 2019-2021 гг., используя гистограмму (рис. 1).
< O
Млн долл. США
6 000
5 000
4 000
3 000
2 000
1 000
5 628
4 880,9
4 281
2 870,9
2 405,2
779,5 761,1
648,8
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Краснодарский край Волгоградская область Ростовская область
а
о.
Рис. 1. Импорт товаров в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях за 2019-2021 гг. [8] Fig. 1. Import of goods in the Krasnodar Territory, Volgograd and Rostov regions for 2019-2021 [8]
Согласно рис. 1 самым стабильным регионом по объему импорта является Краснодарский край. За весь рассматриваемый период объем импорта здесь увеличивается. В Ростовской области показатель начиная с 2019 г. снижается, что можно связать с переходом рынка на отечественные товары. В Волгоградской области ситуация нестабильна. В 2019 г. объем импорта снизился, однако в 2021 г. снова вырос.
На фоне развития тенденций по ограничению импорта санкции существенным образом отрази-
лись и на экспорте. В частности, экспорт продукции и услуг из регионов ЮФО изменился как по объемным показателям, так и по структуре; это вызвано как прямыми, так и косвенными последствиями введения санкций. К прямым последствиям можно отнести запреты на импорт товаров из России со стороны других стран, к косвенными - высокие темпы инфляции и снижение спроса на рынке.
Основные показатели экспорта в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях за 2019-2021 гг. представлены на рис. 2.
0
>я я я и я
ч
о ¡у
а
и
а
Ч
-е-
я й 2 ш о я о я
Млн долл. США
10 000
9 000 8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0
8 748,1
8 275,4 8 521,3
7 411,1 7 566,9
5 642
3 289
1 884,6
1 560,2
12019 г. 2020 г. 12021 г.
Краснодарский край Волгоградская область Ростовская область
Рис. 2. Экспорт товаров в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях за 2019-2021 гг. [8] Fig. 2. Export of goods in the Krasnodar Territory, Volgograd and Rostov regions for 2019-2021 [8]
я № >я о н
о ^
О
И И
№ а
Согласно рис. 2 ситуация с экспортом в рассматриваемых регионах достаточно противоречивая. В частности, объемы экспорта за границу в Волгоградской области существенно меньше, по сравнению с Краснодарским краем и Ростовской областью, однако наблюдается его устойчивый рост. В то же время объемы экспорта в Краснодарском крае и Ростовской области существенны, однако он более уязвим со стороны санкций, что подтверждается его нестабильной динамикой.
В данном случае регионы ЮФО столкнулись с необходимостью развития новых направлений экспорта и улучшения качества продукции. Важно отметить, что до этого экспорт товаров из регионов ЮФО шел преимущественно в Европу. В современных условиях регионы начали развивать свои экономические связи преимущественно с азиатскими странами, такими как Индия и Китай. Уже сегодня компании из регионов ЮФО достигли значительных успехов в освоении китайского рынка: местные производители бумаги, например, уже поставляют свою продукцию в Китай.
Одновременно с трансформацией структуры экспорта из регионов ЮФО наступил переход на более широкое использование национальной валюты при проведении внешнеэкономических операций. Средняя доля расчетов в рублевых платежах увеличилась на 10 % после введения санкций против России. Данный фактор позволяет регионам ЮФО сохранять валютную стабильность и избе-
жать большинства негативных последствий от ограничений, направленных против российских компаний и граждан.
Также можно отметить происходящее развитие кооперации со странами БРИКС - Бразилией, Индией и Китаем. Представители ЮФО регулярно принимают участие в международных мероприятиях, способствующих развитию экономических связей в данном направлении.
В свою очередь, санкции также стали толчком к развитию экспорта в страны Африки. Это произошло благодаря тому, что Россия начала активнее ориентироваться на этот регион, и потенциальные поставки товаров в данном направлении экспорта стали особенно привлекательными для компаний ЮФО.
Санкции, принятые западными странами и Европейским союзом (ЕС), привели к тому, что Россия вынуждена была ответить контрсанкциями -запретом на импорт продуктов питания и других товаров из этих стран.
Введение жестких санкций привело к остановке некоторых проектов и росту затрат на сохранение рабочих мест. В связи с этим были предприняты меры по повышению инвестиционной привлекательности регионов ЮФО за последние годы.
На рис. 3 приведены показатели инвестиций в основной капитал в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях за 2019-2021 гг.
Млн руб
450 000
400 000 350 000 300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0
12019 г. 2020 г. 12021 г.
< O
Краснодарский край Волгоградская область Ростовская область
Рис. 3. Инвестиции в основной капитал в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях
за 2019-2021 гг. [8]
Fig. 3. Investments in fixed assets in the Krasnodar Territory, Volgograd and Rostov regions for 2019-2021 [8]
В результате анализа рис. 3 можно сделать вывод о том, что объем инвестиций в основной капитал стабильно увеличивается в рассматриваемом периоде в Краснодарском крае и Ростовской области. В Волгоградской области данный показатель является стабильным и держится на одном уровне с незначительными изменениями.
В целом можно выделить следующие основные аспекты воздействия введенных санкций на социально-экономическое развитие регионов ЮФО:
- снижение объема экспорта;
- уменьшение объема импорта;
- снижение инвестиционной активности;
- негативное воздействие на банковский сектор региона.
Также следует отметить, что введение санкций против России вызвало резкое ослабление рубля по отношению к мировым валютам. Это повлекло за собой уменьшение доходов компаний, доходов жителей регионов ЮФО, а также затруднило доступ к зарубежным инвестициям. К примеру, по данным одного из крупнейших мультимедийных холдингов России «РосБизнесКонсалтинг» (ГК «РБК»), в 2014 г. рубль упал по отношению к доллару на 41 %. Российская валюта ослабла из-за ряда факторов, в том числе западных санкций и падения цен на нефть [9].
В июне 2023 г. рубль упал к доллару более чем на 10 %. В своем объяснении Центральный банк РФ указал на причину влияния внутриполитического кризиса, из-за которого повысился спрос на
валюту в последнюю неделю месяца [10].
Если рассматривать долгосрочные перспективы, то можно наблюдать изменения в экономической политике РФ, которые связаны с тем, что одна из главных целей государства в условиях санкций - вывести экономику на новый уровень развития. Последнее предполагает замену импорта отечественными аналогами, привлечение инвестиций и наращивание объема экспорта.
Рассмотрим основные отрасли, оказавшиеся в наиболее неблагоприятной ситуации.
1. Агропромышленный комплекс. Санкции привели к значительному сокращению поставок сельхозпродукции за рубеж. Продукты, вывезенные из страны, стали менее конкурентоспособными, а девальвация рубля повлияла на падение спроса на продукцию российских производителей. Как результат, многие аграрные компании стали испытывать серьезные трудности в сбыте сельскохозяйственной продукции. Однако у них появился новый стимул - развитие отрасли внутри страны.
2. Энергетический сектор. Энергетический комплекс ЮФО также понес ущерб от введения западных санкций. Большая часть производства нефти и газа из региона направляется на экспорт, и сокращение поставок для России оказалось серьезным ограничением.
По данным Центробанка РФ, в 2021 г. Россия экспортировала 232,6 млн т нефти, 114,5 млн т нефтепродуктов, 204,4 млрд кубометров природно-
сь а.
« го газа и 66,1 млн т сжиженного природного газа. и Суммарная выручка от экспорта этих четырех 3 ключевых энергетических товаров России составила ла 243,8 млрд долл., а их доля в общем объеме экс-§ порта страны - 49 %.
| Официальные данные по экспорту нефти § и нефтепродуктов в России в прошлом году стали § закрытыми, но, по данным портала Portnews, мор-^ ской импорт сырой нефти из России в ЕС снизился 2 в 2022 г. на 12,2 % с 112,5 млн т до 98,8 млн т
6 в январе-декабре 2021 г. [8].
о 3. Транспортный сектор. Южный федеральный | округ является крупнейшим транзитным пунктом для 5 грузов, перемещающихся между Европой и Азией. | Транспортные компании оказались в сложной финансовой ситуации, что обусловлено резким подоро-§ жанием запчастей, горюче-смазочных и расходных
2 материалов, а также ростом процентных ставок по § лизинговым платежам и кредитным обязательствам. | К примеру, с 2018 по 2021 г. перевозчики Ростовской Й области закупили по лизинговой программе более § 80 % техники, в том числе работающей на компри-§ мированном природном газе, компоненты к которой Л производятся на заводах в Европе, а аналоги данных о комплектующих либо отсутствуют вовсе, либо пред-р ставлены в неудовлетворительном качестве.
| С введением в феврале 2022 г. экономических § санкций в отношении России, в том числе регио-
7 нов ЮФО, многие банки, финансирующие лизин-
3 говые программы, попали под западные санкции, | что привело к повышению процентных ставок. При
8 этом стоимость услуг перевозчиков повысилась, но § не достигла порогов окупаемости [11].
4. Финансовый сектор. В условиях внешних § санкций регионы ЮФО также сталкиваются с про-^ блемами, связанными с налоговой политикой и огра-
9 ниченными финансовыми ресурсами. Сокращение § объемов международной торговли может привести | к уменьшению доходов бюджета, что, в свою оче-^ редь, ограничивает возможности реализации инфра-иг структурных и социальных проектов.
и 5. Еще одной проблемой, с которой сталкива-| ются регионы ЮФО, является управление рисками и в условиях внешних ограничений. Зависимость от Й определенных отраслей экономики или рынков может сделать регионы уязвимыми к воздействию санкций и мировых колебаний.
6. Помимо экономических проблем, регионы ЮФО также сталкиваются с социальными аспектами в условиях внешних санкций. Сокращение экономической активности и возможные потери рабочих мест могут привести к ухудшению уровня жизни населения.
Большинство компаний ЮФО признают необходимость адаптации к новым условиям после введения санкций и готовность работать в этих условиях на долгосрочной основе. Тем не менее пред-
приниматели выражают определенную обеспокоенность относительно того, как долго продлятся санкции и какие будут приняты последующие меры по их ужесточению.
Несмотря на все вышеизложенные обстоятельства, существуют определенные перспективы развития экономики регионов ЮФО.
В первую очередь регионы ЮФО должны сосредоточиться на развитии своих внутренних рынков. Для этого потребуется создать выгодные условия для местных производителей и предпринимателей. Также следует улучшить логистическую инфраструктуру для более эффективного перемещения товаров внутри региона.
Второе направление развития - это развитие туризма. Санкции не мешают привлечению зарубежных туристов и инвестиций в туристический сектор ЮФО. Округ обладает центрами делового туризма, такими как Ростов-на-Дону и Краснодар. Стимулирование развития туризма может создать новые рабочие места, а также улучшить экономическую ситуацию рассматриваемых регионов ЮФО.
Еще одна перспектива - это активизация экспорта в более дружественные страны. Южный федеральный округ имеет существенный потенциал для экспорта таких товаров, как зерновые культуры, нефть и газ, металлы и химическая продукция. Важно развивать и улучшать отношения с такими партнерами, как Китай и Индия.
Рассмотрим также и другие меры, способствующие устойчивому социально-экономическому развитию регионов ЮФО в условиях внешних санкций:
- создание рабочих мест: программы по созданию новых рабочих мест и поддержке предпринимательства могут смягчить социальные последствия сокращения экономической активности;
- социальная поддержка: введение социальных программ и мер, направленных на поддержку населения в трудной экономической ситуации;
- образование и подготовка: обеспечение доступа к образованию, переподготовке и повышению квалификации может увеличить конкурентоспособность на рынке труда;
- развитие нефтезависимых отраслей: развитие отраслей, не связанных с экспортом нефти и газа, может снизить риски и обеспечить более устойчивое развитие;
- стимулирование инноваций: инвестирование в инновации позволяет создавать новые возможности для экономического роста и разнообразия;
- развитие сельского хозяйства и туризма: разнообразие экономики вследствие развития сельского хозяйства и туризма может снизить зависимость от одних сырьевых отраслей;
- эффективное использование бюджетных средств: оптимизация расходов и повышение эффективно-
сти использования бюджетных средств помогут справиться с ограниченностью финансовых ресурсов;
- развитие инвестиционной привлекательности: привлечение инвестиций в регионы через создание благоприятных инвестиционных условий может способствовать компенсации снижения доходов бюджета;
- реформирование налоговой системы: адаптация налоговой политики в соответствии с новыми экономическими реалиями может содействовать стимулированию экономической активности и повышению доходов.
Заключение
В заключение можно сказать, что в условиях внешних санкций приоритеты устойчивого социально-экономического развития регионов ЮФО, а именно Краснодарского края, Волгоградской и Ростовской областей, заключаются в создании благоприятной инвестиционной и предпринимательской среды, повышении качества жизни населения, развитии социальной инфраструктуры, сельского хозяйства и туризма.
Ключевым фактором успеха в достижении этих приоритетов является не только умение правительства регионов эффективно управлять ресурсами и решать социально-экономические задачи, но и активное взаимодействие бизнеса, общественности и граждан в целом.
Также следует отметить, что для достижения
устойчивого социально-экономического развития рассматриваемых регионов ЮФО в условиях внешних санкций необходимо обратить внимание на ряд ключевых аспектов. В частности, важно развивать экспортные возможности регионов, строить эффективные торговые связи с другими регионами и странами, а также повышать конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке. Одним из способов достижения этой цели может стать создание особых экономических зон и привлечение иностранных инвесторов.
Кроме того, для устойчивого развития регионов необходимо сосредоточить усилия на развитии человеческого капитала, в том числе на повышении квалификации и образования населения, улучшении здравоохранения и доступности социальных услуг. Важно также обратить внимание на развитие инфраструктуры регионов, включая транспортную и коммунальную инфраструктуру, что позволит улучшить жизнь населения и привлечь инвестиции.
Таким образом, внедрение инновационных технологий, поддержка малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест и улучшение экологической ситуации играют важную роль в достижении устойчивого развития регионов, поэтому важно продолжать работу в данном направлении, чтобы обеспечить долгосрочное благополучие регионов и страны в целом.
Список источников
1. Еваленко М. Л. Потенциал регионов // Рос. экон. журн. 2013. № 9-10. С. 30-51.
2. Ильина Е. В. Влияние санкций на экономику России // Вестн. экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 34-38.
3. Сидельникова И. И. Санкции: теоретические и исторические аспекты // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 708-711.
4. Гармашова Е. П., Дребот А. М., Баранов А. Г., Митус А. А., Тарабардина М. Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экон. отношения. 2020. Т. 10. № 3. С. 649-662.
5. Doxey M. P. International sanctions in contemporary perspective. Palgrave Macmillan; October 18, 1996. 160 p.
6. Elliott K. A., Hufbauer G. C., Schott J. J. Economic sanctions reconsidered: history and current policy. Washington: Institute for international economics, 2009. 248 p.
References
1. Evalenko M. L. Potentsial regionov [The potential of the regions]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal, 2013, no. 9-10, pp. 30-51.
2. Il'ina E. V. Vliianie sanktsii na ekonomiku Rossii [The impact of sanctions on the Russian economy]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, 2015, no. 4, pp. 34-38.
3. Sidel'nikova I. I. Sanktsii: teoreticheskie i istoriches-
< O
a a.
7. Ускова Т. В., Ворошилов Н. В., Гутникова Е. А., Кожевников С. А. Социально-экономические проблемы локальных территорий: моногр. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2018. 196 с.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://gks.ru/ (дата обращения: 01.06.2023).
9. Группа компаний «РБК» (ГК «РосБизнесКонсалтинг»). URL: https://quote.rbc.ru/news/article/619785cc9a 79472c6c0ec5e7 (дата обращения: 06.06.2023).
10. Жулькин И. Как ЦБ объяснил падение рубля в июне / Тинькофф. Новости. URL: https://joumal.tinkofF.ru/ news/cbr-about-ruble-fall/ (дата обращения: 01.06.2023).
11. Андреев В. Транспортники Дона увидели пути / Коммерсантъ. Юг России. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5380777 (дата обращения: 31.05.2023).
kie aspekty [Sanctions: theoretical and historical aspects]. Molodoi uchenyi, 2016, no. 9 (113), pp. 708-711.
4. Garmashova E. P., Drebot A. M., Baranov A. G., Mitus A. A., Tarabardina M. Iu. Sanktsii kak mery mezhdu-narodnogo prinuzhdeniia: osnovnye vidy i teoretiche-skie podkhody k poniatiiu [Sanctions as measures of international coercion: main types and theoretical approaches to the con-
га га
>я я я
cept]. Ekonomicheskie otnosheniia, 2020, vol. 10, no. 3, pp. 649-662.
5. Doxey M. P. International sanctions in contemporary perspective. Palgrave Macmillan; October 18, 1996. 160 p.
6. Elliott K. A., Hufbauer G. C., Schott J. J. Economic sanctions reconsidered: history and current policy. Washington, Institute for international economics, 2009. 248 p.
7. Uskova T. V., Voroshilov N. V., Gutnikova E. A., Kozhevnikov S. A. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy lokal'nykh territorii: monografiia [Socio-economic problems of local territories: monograph]. Vologda, ISERT RAN, 2018. 196 p.
8. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Official website of the Federal State Statistics Ser-
vice]. Available at: https://gks.ru/ (accessed: 01.06.2023).
9. Gruppa kompanii «RBK» (GK «RosBiznesKonsalt-ing») [RBC Group of Companies (RosBusinessConsulting Group)]. Available at: https://quote.rbc.ru/news/article/ 619785cc9a79472c6c0ec5e7 (accessed: 06.06.2023).
10. Zhul'kin I. Kak TsB ob"iasnil padenie rublia v iiune [How the Central Bank explained the fall of the ruble in June]. Tinkoff. Novosti. Available at: https://journal.tinkoff.ru/ news/cbr-about-ruble-fall/ (accessed: 01.06.2023).
11. Andreev V. Transportniki Dona uvideli puti [Don transport workers saw the way]. Kommersant. Iug Rossii. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5380777 (accessed: 31.05.2023).
Статья поступила в редакцию 09.06.2023; одобрена после рецензирования 29.08.2023; принята к публикации 11.09.2023 The article was submitted 09.06.2023; approved after reviewing 29.08.2023; accepted for publication 11.09.2023
Информация об авторах / Information about the authors
Владимир Викторович Курченков — доктор экономических наук, профессор; заведующий кафедрой государственного и муниципального управления и экономики инноваций; Волгоградский государственный университет; kurchenkov@mail.ru
Vladimir V. Kurchenkov - Doctor of Economic Sciences, Professor; Head of the Department of State and Municipal Administration and Economics of Innovation; Volgograd State University; kurchenkov@mail.ru
я № >я
Денис Олегович Мелихов — аспирант кафедры государственного и муниципального управления и экономики инноваций; Волгоградский государственный университет; d.melihov@mail.ru
Denis O. Melikhov - Postgraduate Student of the Department of State and Municipal Administration and Economics of Innovation; Volgograd State University; d.melihov@mail.ru