Научная статья на тему 'Устойчивое сбалансированное развитие региональной инновационной системы: проблемы и пути решения'

Устойчивое сбалансированное развитие региональной инновационной системы: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое сбалансированное развитие региональной инновационной системы: проблемы и пути решения»

Поэтому, в плане предвидения перспектив Интернет-общения - с позиций образовательной аудитории, немаловажно учитывать конъюнктуру популярных социальных сетей, преимущества и бонусы, которые они способны предоставить потенциальным пользователям, и уметь определять ресурсы и связи, наиболее приемлемые и полезные для учебных целей.

Литература:

1. Горохова С. Ю. Моделирование процесса развития коммуникативной активности учащихся сельских школ во внеучебной деятельности / Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». 2011, Выпуск 7. - С. 109-114.

2. Огрызков В.Е. Состав и перспективы развития компьютерного парка студенческой аудитории / Огрызков, Д.П. Денисов// Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. № 2(20). - С. 104-107.

3. Панова Н.Ф. Классификация студентов по уров-

ню успеваемости с помощью аппарата дискрими-нантного анализа / Н.Ф. Панова, Н.В. Денисова // Вестник ОГУ. 2014, №8 (169) - С. 33-36.

4. Цветкова Е.А. Информационно-коммуникационный подход к проблеме культуры / Е.А Цветкова, Е.В. Коровина // В сборнике: Мир коммуникаций: сборник научных трудов. 2015. - С. 23-28.

5. Хоршунова А.Н. Опыт исследования уровня социальной активности у студентов первокурсников педагогического института / А.Н. Хоршунова. Символ науки. 2015. № 7-1 (7). - С. 169-172.

6. Erimafa J.T. Application of discriminant analysis to predict the class of degree for graduating students in a university system / J.T. Erimafa, A. Iduseri, I.W Edokpa //. International Journal of Physical Sciences. 2009, Vol. 4 (1), January. - P. 016-021.

7. Pyryt M.C. Pegnato Revisited: Using Discriminant Analysis to Identify Gifted Children / Psychology Science, 2004 (3), Volume 46. - P. 342 - 347.

устойчивое сбалансированное развитие

региональной инновационной системы: проблемы и пути решения

ЧУДИНОВА Л.Н.,

старший преподаватель, АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» АРТЕМЕНКО В.Б.,

кандидат экономических наук, АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»

Региональная инновационная система включает совокупность взаимосвязанных элементов инновационной деятельности: научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, инновационных центров, технопарков, технико-технологических центров, инновационно-активных предприятий, малого инновационного бизнеса, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов и прочих структур, а также инфраструктуру инновационной деятельности, функционирование которой направлено на получение научно-технического, экономического, социального, политического или другого эффекта при обеспечении инновационного развития региона и перехода национальной экономики к инновационной модели развития [3, 5].

Формирование и развитие региональной инновационной системы основывается на следующих положениях [1, 5]:

1) формирование инновационного процесса как совокупности взаимосвязанных стадий научно-исследовательской и образовательной деятельности, конструкторско-технологической и производственной деятельности;

2) формирование кадрового потенциала развития инновационной деятельности в регионе;

3) активизация развития научно-исследовательской деятельности и научно-инновационных организаций;

4) совершенствование процессов коммерциализации продуктовых и технологических инноваций на основе развития сети бизнес-инкубаторов;

5) развитие интегрированных форм организации инновационно-технологической деятельности в регионе с участием научно-образовательной, инновационно-технологической сфер и сектора реальной экономики в целях проведения модернизации регионального промышленного комплекса.

Анализ текущего состояния региональной инновационной системы Воронежской области показал следующее [4]:

1. На протяжении последних лет в регионе отмечался позитивный рост числа организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Среди всех функционирующих в регионе организаций, осуществляющих исследования и разработки, инновационную деятельность согласно статистической отчетности осуществляют около 60 % организаций. По видам экономической деятельности, наибольший удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью, приходится на обраба-

тывающие производства (более 50 %). В структуре организаций, относящихся к обрабатывающим производствам, удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляет около 15 %, что свидетельствует о недостаточном использовании как научного, так и производственного потенциала и сигнализирует о необходимости модернизации индустриального сектора экономики на основе привлечения инвестиционных ресурсов. Несмотря на положительную динамику роста удельного веса организаций сферы исследований и разработок, осуществляющих инновационную деятельность, а также позитивный рост инвестиционного потенциала региона, в целом, можно сделать вывод о том, что научный и инновационный потенциал региона используется не в полной мере, что актуализирует необходимость разработки рекомендаций по совершенствованию инновационной системы региона, так как Воронежская область позиционируется на национальном пространстве как один из научных и образовательных центров.

2. В структуре инноваций, независимо от вида экономической деятельности организации, осуществляющей инновационную деятельность, преобладают технологические инновации. Маркетинговые и организационные инновации в некоторых сегментах региональной экономики вообще не используются. Наибольший удельный вес технологических инноваций приходится на сферу научных исследований и разработок (в 2013 г. - 58,1 %), на втором месте находятся обрабатывающие производства (в 2013 г. - 12,9 %), на третьем - связь (в 2013 г. - 11,1 %). Не умоляя значимости технологических инноваций, следует все же обратить внимания на необходимость организационного и маркетингового совершенствования инновационной деятельности, результатом которого может стать повышение инвестиционной привлекательности субъектов региональной экономики.

3.Муниципальные образования Воронежской области демонстрируют крайне низкий уровень инновационной активности. Организации, ведущие инновационную деятельность, функционируют лишь в восьми (23 %) муниципальных образованиях, их подавляющее большинство (80 %) сосредоточено в городском округе г. Воронеж.

4. Такие формы взаимодействия агентов инновационной среды как научно-производственные фирмы, малые инновационные предприятия составляют не более 10 % в структуре функционирующих в регионе организаций, и они созданы, также, преимущественно в городском округе г. Воронеж.

5. К более развитым формам интеграционного взаимодействия агентов инновационной среды региона, представленным, правда, единичными случаями, относятся функционирующие в регионе научно-производственные кластеры, технопарки («Космос-Нефть-Газ», «Содружество», «МИТЭМ»), индустриальные парки (ЗАО «Евро-цементгруп», ОАО «Семилукский огнеупорный завод»), промышленно-инвестиционные площадки (г. Лиски, г. Бутурлиновка, с. Верхний Мамон, Колод-зянская промышленная площадка, г. Поворино), инновационно-технологический центр.

Проведенный анализ обнаруживает проблемы, стоящие перед региональной экономикой, от решения которых зависит эффективность функционирования региональной инновационной системы, такие как:

- наличие секторальных диспропорций в уровне инновационной активности субъектов региональной экономики, соответствующее императиву индустриализации региональной экономики посредством модернизации, отвлекающее инвестиционные ресурсы из сферы образования, исследований и разработок, являющейся первичной для формирования региональной инновационной подсистемы, с одной стороны, и создающей «инновационный задел» для развития остальных сфер региональной экономики, с другой стороны;

- осуществление преимущественно технологических инноваций на фоне пренебрежения организационными и маркетинговыми инновациями, которые могли бы содержать в себе рекомендации по совершенствованию механизмов и инструментов инвестиционной поддержки региональной экономики, в том числе ее инновационной системы;

- существенная дифференциация в уровне инновационного развития и инновационной активности муниципальных образований, приводящая к рассредоточению дефицитных инвестиционных ресурсов;

- дезинтегрированность регионального экономического пространства, не развитость форм интеграционного взаимодействия агентов инновационной среды региона, не способствующая концентрации инвестиционных ресурсов.

Развитие региональной инновационной системы обеспечивается при наличии следующих условий: осознание необходимости инновационного совершенствования региональной экономики; консенсус в приоритетах и стратегических целях регионального развития, достигнутый всеми субъектами региональной экономики, проявляющими ответственное заинтересованное в региональном развитии поведение; высокое качество всех ступеней образования, высокий уровень финансирования науки (3 - 5 % от ВРП); отсутствие административных барьеров для ведения бизнеса и трансфера технологий; наличие необходимых для инновационного развития правовой, финансовой и налоговых систем.

При поиске путей развития региональной инновационной системы важное значение имеют [1, 2]:

1) существующая инновационная стратегия развития региона, реализуемая в рамках социально-экономической стратегии;

2) существующая инфраструктура поддержки инновационной деятельности;

3) информационное обеспечение развития научно-инновационной деятельности в регионе;

4) инвестиционное обеспечение формирования региональной инновационной подсистемы.

В соответствии с приведенной выше аргументацией, в качестве направлений совершенствования региональной инновационной системы, мы выделяем следующее:

1. Формирование и реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие сферы образования, исследований и разработок как сектора,

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016

103

продуцирующего инновации и обеспечивающего экономику человеческим капиталом. Активизация внутриорганизационной (в рамках промышленных предприятий) инновационной деятельности.

2 Стимулирование разработки организационных и маркетинговых инноваций, закрепление за регионом имиджа территории инновационного благоприятствования, позиционирование инновационной системы региона на национальном и мировом рынках инновационной продукции и услуг.

3 Концентрация инвестиционных ресурсов в организациях с высоким уровнем инновационной активности; инвестиционная поддержка территорий сосредоточения (агломераций) дееспособных и инициативных агентов инновационной среды (инновационно - активных организаций и организаций, создающих инновационную инфраструктуру). В условиях дефицита инвестиций, стремясь превратить абсолютную ограниченность инвестиционных ресурсов в относительную, необходимо направлять инвестиционные потоки на развитие интегрированных структур, функционирование которых сопряжено с достижением синергетического эффекта.

4. Развитие интеграционных связей между агентами инновационной среды в форме научно-производственной фирмы; технопарка; центра трансфера технологий; когнитивного центра; индустриального парка; инновационно-технологического центра, являющейся привлекательной для инвесторов.

В результате возможны: рост и диверсификация региональной экономики; формирование инновационной среды; активное интеграционное взаимодействие агентов инновационной среды; рост инвестиций (в абсолютном и относительном выражении) в

сферу образования, исследований и разработок; рост инвестиций (в абсолютном и относительном выражении) в интеллектуальный и научный потенциал региона; переход к инновационной модели развития; формирование общества знаний (когнитивной экономики); устойчивое сбалансированное развитие региона.

Литература:

1. Артеменко, В.Б. Сущностное содержание и особенности сбалансированного развития инновационно-ориентированных экономических систем [Текст] / В.Б. Артеменко // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1. - Ч. 1. - С. 179 - 184.

2. Гончаров, А.Ю. Тенденции и перспективы взаимодействия агентов инновационной среды региона в условиях когнитивной экономики [Текст] / А.Ю. Гончаров, А.В. Поляков, Н.В. Сироткина // Дельта науки. - Т. 1-2015. -№ 1 (1).- С. 4-17.

3. Дорош, Н.В. Инновационное развитие региона: проблемы и решения (на примере Воронежской области) [Текст] / Н.В. Дорош, В.Б. Артеменко, Н.Ю. Тре-щевская // Вестник ВГУ. - 2015. - № 3. - С. 178 - 187.

4. Основныепоказатели социально-экономического положения субъектов Центрального федерального округа (январь-декабрь 2014 года) [Текст]. - Воронеж, 2015. - 100 с.

5. Поляков, А.В. Факторы и условия, влияющие на формирование инновационной среды в сбалансированно развивающихся регионах [Текст] / А.В. Поляков, А.Ю. Гончаров // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия - 2014. - № 12. - С. 19-23.

6. Метелев С.Е., Завгородняя Т.В. Современный инновационный менеджмент / Учебное пособие. -Омск: изд-во «Компаньон», 2014 - 176 с.

инновации в управлении и образовании: технико-технологические и методические аспекты

ЧЕРВОННЫХ М.И.,

к.э.н, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Существуют четыре важных фактора влияния на современное управление и образование, которые так или иначе обусловят их определенную модификацию, будущее содержание.

Во-первых, в XXI в. наиболее актуальной будет концепция дифференциации и плюрализма идей управления образовательным процессом. Если сейчас сложились тенденция определенной унификации систем управления и возможности сравнивать свое управление с другими методами, то в дальнейшем произойдет отказ от стандартов и шаблонов, и начнется поиск путей непохожести на других. Именно разработка инновационных систем управления, которые могут сделать управляемую организацию

отличной от других организаций, лежит в основе управленческого успеха нового века.

Во-вторых, принципиальным станет вопрос о том, как и в каких формах осуществлять соединение человека со средствами труда. Проблема информационной совместимости будет определяющей в механизме управления и образования, обеспечивающем как сохранность необходимой информации, так и ее защиту.

В-третьих, результатом общественного прогресса станет новый продукт производства и управления, а именно: здоровье человека, продление жизни, устранение болезней, а главное образованность людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.