В.Е. ЛЕОНТЬЕВ, А.Ю. БАРАНОВА
Владимир Евгеньевич ЛЕОНТЬЕВ — доктор экономических наук, профессор кафедры финансов СПбГЭУ.
Автор более 200 научных и учебно-методических работ. Сфера научных интересов — финансы, ценообразование.
Алла Юрьевна Б.4РАНОВА — кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры финансов СПбГЭУ.
В 1999 г. окончила Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, где и работает с 2005 г.
Автор более 70 научных работ, в том числе 7 монографий.
Сфера научных интересов — финансы, предпринимательство, туризм.
МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ
Теория инноваций прошла долгий путь — от описания понятий «предприниматель», «фирма» и «государство» как отдельных элементов инновационного процесса до их понимания как взаимосвязанных звеньев сложной институциональной системы. Зарождение теории инноваций условно можно отнести к 10-30-м годам XX в., когда эмпирические исследования подтвердили, что научно-технический прогресс обеспечивает дополнительный темп роста совокупного продукта.
Основоположником теории инновационной деятельности, нашедшей последователей во второй половине XX в., является Й. Шумпетер. По его мнению, благодаря инновациям производственная система переходит в другую плоскость с новыми, более качественными параметрами, а процесс новаторства продолжается до тех пор, пока новая комбинация не станет привычной и доступной всем экономическим агентам.
Согласно Й. Шумпетеру, инновационный процесс связан с четырьмя постулатами [20]:
• производство новых благ;
• применение новых методов производства или использования существующих благ;
• освоение новых рынков сбыта или источников сырья;
• изменение отраслевой структуры.
Современные авторы эти постулаты дополняют маркетингом и оценкой экономической эффективности инноваций [4; 11].
ГРНТИ 06.73.21
© В.Е. Леонтьев, А.Ю. Баранова, 2013
Таким образом, под инновациями следует понимать не только принципиально новые или более усовершенствованные продукты и услуги, а также новые методы организации, управления и финансирования инновационного процесса, ведущие к трансформации отраслевой структуры.
Инновации классифицируются следующим образом:
— по сферам деятельности — научные, технические, производственные, социальные, экономические;
— по конкретным результатам процесса нововведений (инноваций) — патенты, изобретения, изделия, прогрессивные технологические процессы, услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;
— по степени новизны — принципиально новые, модифицированные;
— по предметному содержанию — товары, услуги, процессы, работы;
— по отраслевому признаку и видам деятельности — транспорт, связь, строительство, промышленность, сельское хозяйство, туризм и т. д.
Инновации можно также рассматривать как конечный результат определенного этапа инновационного процесса, представляющего собой совокупность действий по разработке, финансированию, внедрению и реализации (коммерциализации) инноваций. В современных условиях особенностью инновационных процессов является нелинейность. Линейная схема — фундаментальные и прикладные исследования => опытно-конструкторские разработки => производство => маркетинг и сбыт — уже не отражает в полной мере всю многогранность данного процесса. Нелинейность инновационных процессов определяется следующими основными чертами [6; 12]:
— возникновение новой идеи на любом этапе инновационного цикла;
— генерация знаний на любом этапе инновационного цикла;
— необходимость взаимодействия и оформление партнерств между субъектами деятельности;
— наличие механизма регулирования отношений между экономическими агентами по поводу разработки, внедрения и реализации инноваций.
Данная нелинейность привела к возникновению теории национальных инновационных систем (НИС), которая в 1980-е гг. почти одновременно разрабатывалась экономистами Б. Лундваллом, К. Фрименом, Р. Нельсоном и др. [13; 20; 21].
Общим для основоположников концепции стало понимание НИС как институциональной структуры, объединяющей представителей бизнеса, университетов, научных институтов и органов власти, взаимодействующих с целью развития инновационного процесса в стране. Авторы наделяют субъектов НИС следующими полномочиями:
— бизнес-сектор — разработка, внедрение, финансирование, коммерциализация инноваций;
— академический сектор — исследовательская деятельность, выпуск кадров, повышение квалификации;
— государственный сектор — создание правовой, социальной, финансовой инфраструктуры и обеспечение благоприятного институционального климата для инновационной деятельности экономических агентов.
Основоположники национальных систем подчеркивали необходимость коммуникации всех субъектов НИС, но они не уделили должного внимания способам и формам их взаимодействий, а также не рассмотрели инструментарий регулирования финансовых отношений.
Центральным звеном инновационных процессов, по мнению представителей теории инноваций, является предприниматель.
Терминологическая сущность и содержание понятия «предпринимательство», впервые теоретически обоснованное французским экономистом Р. Кантильоном в XVIII в., объяснившим разницу между действиями предпринимателя, капиталиста-собственника и управляющего, неоднократно менялись и упорядочивались в процессе развития экономической мысли.
В настоящее время предпринимательство в широком смысле представляет собой систему отношений (финансовых, экономических, социальных, правовых и т. д.), которые объективно возникают у предпринимателей друг с другом, с потребителями, наемными работниками, поставщиками всех факторов производства, финансово-кредитными организациями и государством в лице соответствующих органов власти.
В современных условиях предпринимательство как интегрированная совокупность организаций от индивидуальных предпринимателей до сложных объединений выполняет ряд функций, основные из которых — социально-экономическая, обеспечивающая (ресурсная), творческо-поисковая (инновационная), синергетическая.
Отличительной особенностью современного предпринимательства является его инновационная функция, способствующая обеспечению конкурентоспособности товаров и услуг как на национальном, так и мировом рынках.
Под инновационной деятельностью экономических агентов понимается процесс от возникновения и разработки исходной идеи к созданию новых продуктов, услуг, технологий, освоению новых способов производства или их улучшению с обеспечением юридической защиты авторских прав, сопровождающийся в дальнейшем их внедрением и (или) коммерциализацией на соответствующем рынке. Особенно следует отметить мнения авторов, которые под областью инновационной деятельности подразумевают не только научно-техническую сферу, но также маркетинг, подготовку и переподготовку кадров, организационную, социальную и финансовую сферы [1; 7; 10; 11; 12].
Таким образом, инновационное предпринимательство представляет собой деятельность экономических субъектов рынка по поводу разработки, финансирования, внедрения и коммерциализации инноваций.
Инновационный процесс нуждается в финансировании, под которым часто понимают инвестирование. Инновационный процесс невозможен без инвестиционной деятельности, представляющей собой экономические отношения между субъектами рынка, возникающие в связи с накоплением, трансформацией, размещением и использованием капитала с целью получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта [3; 17]. Но целью инвестирования является получение прибыли от вложенных средств, а целью финансирования инноваций — улучшение качеств объектов инвестирования.
На рис. 1 представлена классификация инноваций с точки зрения их финансирования.
Субъектом финансирования инноваций является государство в лице органов власти и государственных внебюджетных фондов, предоставляющих средства из бюджетов разных уровней в виде кредитов, грантов, государственных заказов и субсидий преимущественно на конкурсной основе.
Среди представителей бизнеса финансирование осуществляют:
— венчурные фонды, выполняющие роль посредника между коллективными инвесторами и предпринимателями посредством предоставления инвестиционного кредита или покупки большого пакета акций компании;
— бизнес-ангелы — состоятельные люди, инвестирующие собственные средства в частные компании на начальных стадиях развития, обладающие значительным потенциалом роста, как правило, без предоставления какого-либо залога;
— прочие частные организации, заключившие договор о сотрудничестве или предоставлении коммерческого кредита.
По стадиям инновационного процесса финансирование подразделяется на:
— посевное — вложение небольшой суммы денег в большое количество инновационных разработок на ранних стадиях, но до следующего этапа инвестирования «доживает» только часть проектов;
— стартовые инвестиции — форма вложений, включающая финансирование на самых начальных этапах предпринимательской деятельности или осуществляемое до создания компании (например, финансирование работ по созданию опытного образца изделия, его патентной защите, анализу рынка сбыта, по стратегическому планированию будущей деятельности и т. д.);
— финансирование отдельных операций — совершается как единовременный акт, средства выделяются на кратковременный срок (1-3 года).
В качестве источников финансирования выделяются средства: бюджетные, кредитные, собственные и привлеченные, а также лизинг, частные венчурные инвестиции и т. п.
Денежные средства с целью финансирования инноваций предоставляются государством на конкурсной основе (субсидии, гранты, государственные заказы), частными организациями — на возвратной основе (кредиты, инвестиции).
Рис. 1. Классификация инноваций с точки зрения их финансирования
Инвестиции, направляемые в инновации, можно классифицировать по:
— видам вложения и контроля (прямые, портфельные, прочие);
— формам собственности (государственные, муниципальные, частные, смешанные);
— принадлежности (отечественные, иностранные);
— объектам инвестирования (основной капитал, проектно-изыскательные работы, ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности т. д.);
— субъектам инвестирования (бюджетные ресурсы, иностранные вложения, корпоративные финансы).
В результате взаимодействия субъектов рынка возникают альтернативные способы финансирования инноваций (лизинг, франчайзинг, концессия и др.).
Рассматривая процесс инвестирования, выделяется функциональный подход финансирования инноваций, содержащий следующие функции: обслуживание транзакций в экономике; мобилизация капитала; распределение инвестиционных ресурсов; разделение и диверсификация рисков; совершенствование корпоративного контроля.
В настоящее время, в период глобализации экономики, следует отметить финансирование не отдельных организаций или их конкретных задач, а инфраструктуры, обеспечивающей разработку и внедрение инноваций на всех этапах инновационного процесса (технопарки, наукограды, особые экономические зоны, кластеры и т. п.).
Поэтому необходимо выделить интеграционный подход финансирования инновационного предпринимательства. Интеграция в узком смысле означает процесс объединения взаимосвязанных в технологической цепи организаций разных отраслей экономики, которые обеспечивают последовательную реализацию технологического процесса изготовления конечного потребительского продукта. В широком смысле интеграция — это процесс взаимодействия экономических субъектов, который является следствием постоянного развития общественного разделения труда, дифференциации отраслей, углубления специализации производства, усиления внутриотраслевого и межотраслевого товарообмена, создания условий для ускорения научно-технического прогресса и способствует оптимизации ресурсного обеспечения и достижению совместных целей [2; 5; 15; 19].
На рис. 2 представлены основные виды интеграционных образований, способствующие эффективному развитию инновационного предпринимательства. С точки зрения эффективного финансирования наиболее актуальными взаимодействиями организаций являются:
1) кластерные образования, представленные группой локализованных организаций, объединенных общими целями и задачами; наукограды — муниципальные образования, градообразующими организациями которых являются научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием страны;
2) особые экономические зоны — государство или часть территории государства, где действует особый благоприятный режим осуществления предпринимательской деятельности за счет предоставления налоговых, таможенных, административных и других льгот;
3) предпринимательские сети — взаимодействие независимых организаций и предпринимателей как единой структуры, независимо от форм собственности, мест расположения и масштабов деятельности, объединенных общностью целей, задач и проблем;
4) государственно-частное партнерство — взаимодействие органов власти и хозяйствующих субъектов, в рамках которого в соответствии с правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным инвесторами в российских кредитных организациях для финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание или модернизацию тех или иных объектов.
Рис. 2. Эффективные интеграционные образования с целью развития инновационного предпринимательства в России
По мере развития мировой экономической системы происходят все более глубокие процессы интеграции как в глобальном масштабе, так и в национальных экономиках. Интеграция охватывает и отдельные организации, когда сливаются капиталы, образуя единые производственно-хозяйственные комплексы, способствующие появлению новых видов продукции (услуг) на рынке.
Эффективность развития инновационного предпринимательства определяется уровнем интеграции науки, образования, производства, общей экономической ситуации в стране и государственной научно-технической стратегии, полноценного ресурсного обеспечения, конъюнктуры рынка, профессионализма специалистов и эффективного менеджмента. И важную роль в данном процессе играет государство, формируя благоприятный инвестиционный климат с помощью финансовых рычагов и инструментов.
Международная бизнес-школа ПЧЗЕАБ и Всемирная организация интеллектуальной собственности, начиная с 2007 г., ежегодно рассчитывают глобальный индекс инноваций, представляющий собой
соотношение затрат и эффекта и состоящий из 80 различных переменных, детально характеризующих инновационное развитие стран мира.
По данным аналитического доклада «Глобальный индекс инноваций 2012», включающего список из 141 страны, по уровню инновационных возможностей и результатов в 2012 г. лидируют Швейцария с индексом 68,2 (первое место), Швеция — 64,8 и Сингапур — 63,5. С небольшим отрывом за ними следуют Финляндия, Великобритания, Нидерланды, Дания, Гонконг, Ирландия. Замыкают лидирующую десятку США и Люксембург с индексом 57,7. Россия заняла 51-е место (индекс — 37,9), что на шесть позиций выше, чем в предыдущем году [9].
По мнению исследователей, у России такой невысокий показатель связан со слабым инвестиционным обеспечением, несовершенными институтами, низкими результатами творческой деятельности, хотя имеются сильные стороны в области развития знаний и достаточный кадровый потенциал. России в области инновационного предпринимательства следует заимствовать опыт развитых стран.
В современном мире выделяются три базовых подхода к финансированию инновационного процесса в рамках национальных систем [8; 16].
Таблица
Основные походы к финансированию инновационных процессов в мире
и ^
§ §
с 8
Евро-американский (университетский)
Азиатский (корпоративный)
Альтернативный (заимствование знаний)
л ¡3
® с§ ^ §
Й о 8
Рч В
США
Страны Западной Европы
«Новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии
Таиланд, Турция, Португалия и др.
л
ч
Й ч о а
в
о В а
<и
и
сз &
И
Й §
Упор на фундаментальную науку и прикладные исследования. Масса исследований сосредоточена в университетах, имеющих собственные земли и финансовые фонды. Роль государственных грантов незначительна
По университетскому потенциалу страны уступают США. Развита фундаментальная наука, финансируемая преимущественно государством (система грантов). Возможно венчурное финансирование. Создаются технопарки. Исследования проводятся в университетах и национальных академиях
Менее важна роль университетов и фундаментальной науки. Научные исследования проводятся на базе крупных корпораций, там же проходит обучение кадров. Ориентация на технические инновации. Финансирование преимущественно корпоративное
Отсутствует сильный потенциал фундаментальной и прикладной науки. Инновации заимствуются, но не создаются. Упор на развитие сельскохозяйственных культур, рекреации, туризма, креатива
Составлено автором.
В настоящее время в США оценили неэффективность венчурного финансирования и все больше склоняются к модели распределенного партнерства, в составе которого предусмотрены совместно работающие независимые организации:
— создающие новые разработки;
— применяющие новые разработки при производстве конечных товаров (услуг);
— осуществляющие выведение усовершенствованного товара на рынок и его реализацию.
Говоря о трех современных подходах к финансированию инновационных процессов, представленных в таблице, нашу страну на данный момент трудно отнести к какому-либо из перечисленных типов. В настоящее время российским государством реализуются мероприятия по созданию и развитию технопарков, особых экономических зон, укрупнения государственных вузов, т. е. национальная инновационная система нашей страны ориентирована на евро-американскую модель развития. Но региональная или муниципальная инновационная система России вполне может применить альтернативный подход, создавая агрополисы и специальные экономические зоны. В нашей стране не развит финансовый рынок, где главными субъектами инвестирования выступали бы акционерные компании, банки, финансовые и страховые компании, существует вероятность высоких инвестиционных рисков.
Сейчас наука является производительной силой. Особенность инновационного предпринимательства заключается в его тесной связи с научно-технической сферой.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — Стратегия) финансирование исследований и разработок в 2010 г. осуществлялось за счет бюджетных средств (69 %); внебюджетных источников (31 %). К 2020 г. планируется увеличить финансирование за счет внебюджетных средств до 57 %, снизив, тем самым, нагрузку с бюджетов.
Осуществлять финансовую поддержку отечественной инновационной деятельности в соответствии со Стратегией планируется посредством:
— частичного финансирования организаций малого и среднего бизнеса для выполнения прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оказания инжиниринговых услуг, проведения маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции и выхода на внешние рынки, субсидирования процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса;
— предоставления денежных средств из федерального бюджета на конкурсной основе на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации для создания и развития объектов инновационной инфраструктуры;
— выделения на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на цели развития инновационных территориальных кластеров, участия в формировании региональных венчурных фондов, создании бизнес-инкубаторов, инжиниринговых и технологических центров;
— финансирования за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на поддержку региональных инфраструктурных проектов;
— финансирования объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в регионах — инновационных лидерах;
— создания условий для обеспечения эффективной реализации региональных и федеральных инновационных программ;
— привлечения денежных средств международных финансовых организаций (Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и др.).
Таким образом, преимущественное финансирование инновационного предпринимательства в России осуществляется за счет бюджетных средств, а главными координаторами данного процесса являются соответствующие министерства и фонды (Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и др.).
Прямые расходы на инновационное развитие России в 2009 г. составили 1,5 % валового внутреннего продукта, в 2013 г. — 1 %, а с 2014 по 2020 г. ожидается около 1,3 %. В отличие от стран с развитой инновационной системой в России доля организаций, получающих финансирование из бюджета на реализацию инновационных проектов, составляет 0,8 %, в Германии — 8,8 %. На поддержку создания малого инновационного бизнеса в России предусмотрено 67 млн долл., а в США — 2 млрд долл.[14]
В России можно наблюдать отсутствие заинтересованности в финансировании инноваций со стороны частных инвесторов и неразвитость системы венчурного финансирования. А для того чтобы к 2020 г. достичь хотя бы 43 % финансирования за счет внебюджетных ресурсов, необходимо активизировать деятельность корпоративных структур.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агарков СЛ., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. URL: http://www.rae.ru/monographs/112-3772 (дата обращения: 10.11.2012).
2. Болгароеа Н.К., Паневник Т.М. Интегрированные предпринимательские структуры как фактор углубления межхозяйственных экономических связей // Бизнес-информ. 2010. № 10. С. 47-52.
3. Борисов А.К Управление инвестиционной деятельностью предприятий и комплексов: теория, методологи, практика: дис. ... д-ра экон. наук. Воронеж, 2007.
4. Быковский В.В., Минько Л.В., Коробова О.В., Быковская Е.В., Золотарева Г.М. Организация и финансирование инноваций: учеб. пос. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.
5. Воробьев В.П., Липатников B.C. Формирование инновационно-отраслевых кластеров в инновационной системе региона // Известия СПбУЭФ. 2012. № 6 (78). С. 36-44.
6. Гармашова Е. П. Развитие теории инновационных процессов // Молодой ученый. 2011. № 2. Т. 1. С. 90-94.
7. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий. URL: http://kfjpp.ru/analytics/material/innovation.php (дата обращения: 12.03.2013).
8. Зоидов К.Х., Моргунов Е.В., Биджамова КВ. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве. М.: ЦЭМИ РАН, 2009.
9. Исследование INSEAD: глобальный индекс инноваций 2012 года. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/07/06 /4531 (дата обращения: 10.02.2013).
10. Маслова Е.В. Концепция управления обновлением и развития механизма финансирования инновационного предпринимательства в Российской Федерации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И Герцена. 2008. № 49. С. 118-122.
11. Мухамедъярое A.M. Инновационный менеджмент: учеб. пос. М.: Инфра-М, 2008.
12. Новиков B.C. Инновации в туризме. М.: ИЦ «Академия», 2007.
13. Он придумал национальную инновационную систему. URL: http://www.intelros.ru/pdf/inn_trend/01_2010/ 02.pdf (дата обращения: 10.04.2013).
14. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».
15. Романовский М.В., Верхотурова Т.А. Институциональное обеспечение инновационного развития России // Известия СПбУЭФ. 2012. № 1 (73). С. 21-31.
16. Сергеев В.М., Алексеенкова Е.С. Становление государства и модели инновационного развития. URL: mgimo.ru/files/34545/doklad_pol... (дата обращения: 19.12.2012).
17. Сидоренко С.В. Теория и методология управления инвестиционной деятельностью на промышленных предприятиях региона: дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2005.
18. Халин В.Г., Коростышевская ЕМ. Исследовательские университеты: мировой опыт // Инновации. 2005. № 7.
19. Харин A.A. Методология формирования инновационных интегрированных структур образования, науки и бизнеса: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2011.
20. Шумпетер И. Национальная инновационная система: теоретическая концепция. URL: http://schumpeter.ru/article.php?id=4&book=concept (дата обращения: 05.04.2013).
21. Freeman С. Technological Infrastructure and International Competitiveness: Репринт оригинальной статьи для конференции ГЛОБЕЛИКС. URL: http://redesist.ie.ufij.br/globelics/pdfs/GLOBELICS_0079_Freeman.pdf (дата обращения: 10.04.2013).