Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / транспортная система / транспортная инфраструктура / концепция устойчивого развития / инновационные технологии / инновационная инфраструктура / sustainable development / transport system / transport infrastructure / concept of sustainable development / innovative technologies / innovative infrastructure

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — М.С. Блохин, М.В. Нелюбина, М.Б. Фатеева

При оценке показателей устойчивого развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга используются различные сведения. В современных условиях, при формировании концепции устойчивого развития транспортной инфраструктуры следует использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки в интеграционный процесс. Транспортная инфраструктура относится к системообразующим секторам экономики, со всеми взаимосвязанными элементами, от которых зависит устойчивое развитие. В рамках исследования рассмотрим положительную тенденция развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга на примере перехода на электромобили, появление на дорогах общественного транспорта с низким уровнем выбросов, расширении сети зарядных станций и строительство современного трампарка для электротранспорта. Рассмотренные проекты реализуется в рамках программы развития инфраструктуры для электромобилей и поддержки экологически чистого транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — М.С. Блохин, М.В. Нелюбина, М.Б. Фатеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ST. PETERSBURG'S TRANSPORT INFRASTRUCTURE: PROSPECTS AND ASSESSMENT OF THE STATE

Various information is used to assess the indicators of sustainable development of St. Petersburg's transport infrastructure. In modern conditions, when forming the concept of sustainable development of transport infrastructure, it is necessary to use not only the accumulated experience, but also to introduce the achievements of modern science into the integration process. Transport infrastructure belongs to the backbone sectors of the economy, with all the interrelated elements on which sustainable development depends. As part of the study, we will consider the positive trend in the development of St. Petersburg's transport infrastructure using the example of the transition to electric vehicles, the appearance of low-emission public transport on the roads, the expansion of the network of charging stations and the construction of a modern trampark for electric vehicles. The considered projects are being implemented within the framework of the program for the development of infrastructure for electric vehicles and support for environmentally friendly transport.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ

М.С. Блохин, студент М.В. Нелюбина, студент М.Б. Фатеева, студент

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-1-55-61

Аннотация. При оценке показателей устойчивого развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга используются различные сведения. В современных условиях, при формировании концепции устойчивого развития транспортной инфраструктуры следует использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки в интеграционный процесс. Транспортная инфраструктура относится к системообразующим секторам экономики, со всеми взаимосвязанными элементами, от которых зависит устойчивое развитие. В рамках исследования рассмотрим положительную тенденция развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга на примере перехода на электромобили, появление на дорогах общественного транспорта с низким уровнем выбросов, расширении сети зарядных станций и строительство современного трампарка для электротранспорта. Рассмотренные проекты реализуется в рамках программы развития инфраструктуры для электромобилей и поддержки экологически чистого транспорта.

Ключевые слова: устойчивое развитие, транспортная система, транспортная инфраструктура, концепция устойчивого развития, инновационные технологии, инновационная инфраструктура.

«Устойчивое развитие - это отношение к себе и окружающей среде так, как будто мы

должны жить на этой земле вечно»

Аррон Вуд

В настоящее время проблема устойчивого развития транспортной инфраструктуры приобретает первостепенное значение, становится стержнем всей экономической политики, задает контуры стратегических решений, формирует инновационные концепции развития.

Обеспечение устойчивого развития входит в состав важнейших функций, как отдельной транспортной инфраструктуры, так города и государства в целом.

Важно отметить, что вопросы экономической устойчивости транспортной инфраструктуры исследуются наукой и отраслью, что приводит к появлению электромобилей, переходу общественного транспорта на электричество, появление поездов на магнитной подушке, переходу мор-

ских флагманов на солнечные батареи и созданию специализированных зарядных зон, которые гармонично вписываются в облик города.

Длительное глобальное развитие экономики, нацеленное только на максимизацию прибыли и минимизацию издержек, не имея других фундаментальных основ, что приводит к серьезной деградации природной, социальной и духовной среды.

Экологические проблемы, глобальное изменение климата, социальное и гендер-ное неравенство - только часть системных кризисов и глобальных вызовов, с обострением которых столкнулись страны, корпорации и люди в конце XX - начале XXI века. Это столкновение привело к пересмотру глобального взгляда на мир и

осознанию важности устойчивого развития.

В 2015 году на саммите ООН были разработаны 17 целей устойчивого развития,

которые представлены на рисунке 1. Документ с этими целями приняли и утвердили лидеры 193 стран [4].

Рис. 1. Цели ООН в области устойчивого развития отраслей [8]

Устойчивое развитие - это развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, не принося ущерба для возможностей удовлетворения потребностей будущего поколения [1].

При развитии городской концепции устойчивого развития в большинстве случаях встречаемся с принципами «после нас хоть потоп» и «на наш век хватит», что затрудняет внедрение и приятие решений на всех уровнях руководства, будь то федеральный, региональный или муниципальный орган управления [2].

Индивидуальные проекты устойчивого развития транспортной инфраструктуры имеют определенный масштаб и уровень сложности.

Стремительное развитие технологий в концепциях устойчивого развития сказываются на рынке труда, повышении квалификации с укреплением компетенции сотрудника компании.

Компетенция - это совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, позволяющих специалисту эффективно осуществлять определённый вид деятельности. [2]

Стоит обратить внимание на то, что цифровая трансформация также играет важную роль в устойчивом развитии. Согласно девятой цели ООН в области устойчивого развития разрабатываются и внедряются цифровые платформы, кото-

рые позволяют создавать цифровой двойник, сокращая бумажный оборот, что положительно влияет на экологию.

Уровень принятия управленческих и технологических решений в инфраструктурных проектах напрямую зависят от компетенции команды.

Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга уникальна и многогранна, обладает собственной сложной структурой, обусловленной многообразием рек и каналов. В городе соединяются ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, имеются крупные морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте реки Невы) порты, конечный пункт Волго-Балтийского водного пути, метрополитен (72 станцию) и международный аэропорт Пулково, транспортный узел города представлен на рисунке 2.

В середине февраля 2024 года администрация города представила обновленный проект программы развития городской транспортной инфраструктуры. В нем идет речь о финансировании транспортной инфраструктуры в размере 1,7 трлн рублей из бюджета города, а также из внебюджетных источников в размере 300 млн рублей [6].

На заложенные в программу развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга денежные средства планируется построить автомобильные дороги в жилых кварталах, создать дублёры основных

магистралей и развязок, обновить подвижной состав общественного транспорта.

Проект включает строительство Большого Смоленского моста и Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) и 7 станций метро.

Для обслуживания и уборки дорог без конкурсов планируется переформировать городские предприятия в бюджетные

учреждения. К 2029 году предполагается сохранить долю нормативных дорожных покрытий на уровне 71,2%.

В рамках устойчивого развития железнодорожной инфраструктуры, Московский институт теплотехники (МИТ) разработал технический проект трассы с поездом на магнитной подушке к северо-востоку от Санкт-Петербурга.

Рис. 2. Транспортный узел Санкт-Петербурга [6]

Данный состав будет курсировать от станции метро «Девяткино» до торгового центра «Мега-Парнас» в Ленинградской области. В перспективе планируется перевести в беспилотный режим поезда на областной трассе [9].

В рамках устойчивого развития транспортной инфраструктуры, во втором примере рассмотрим реконструкцию транспортной сети в Красногвардейском районе [5].

Хасэнская ул. — >г)- пр. Наставников

Временное депо

Рис. 3. Проект подвижного состава «Чижик» включает три цели устойчивого развития ООН, а именно: «9 - индустриализация, инновации и инфраструктура», «11 - устойчивые города и населенные пункты», «13 - борьба с изменениями климата»

Развитие электротранспорта - без всяких сомнений забота об экологии. Трамвайные вагоны «Чижика» соответствуют принципам «Zero Emission» и не выделяют вредные и токсичные выбросы в окружающую среду.

Современный скоростной подвижной состав, сопровождаемый автоматизированной системой управления движением, по скорости и комфорту сравним с метро и соответствует стандартам повышения качества городской среды за счет развития транспортной инфраструктуры, о чем гласят транспортная стратегия Российской Федерации и стратегии развития Санкт-Петербурга [7].

В третьем примере рассмотрим начало электробусной эры в рамках устойчивого развития транспортной инфраструктуры. Развитие электробусов предполагает не только разработку и появления на дорогах транспортных средств, но и строительство «зеленого» трампарка, который вместив 400 электробусов.

Данный инфраструктурный проект привлек 11 млрд. руб. на строительство трам-парка и 9 млрд. руб. на закупку электробусов. Представленный вид общественного транспорта является полностью экологичным, строительство всех этапов планируется завершить в 2026 году. Макет будущего трампарка представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Трампарк для электробусов Санкт-Петербурга [7]

В рамках четвертого примера устойчивого развития транспортной инфраструктуры рассмотрим строительство специализированных зарядных зон. Санкт-Петербург входит в список пилотных регионов, где реализуется проект по строительству зарядных станций для электромобилей.

Главных преимуществом электромобилей является низкая стоимость поездки, экологичность, более быстрый разгон и меньшее количество деталей, способных выйти из строя. Инфраструктура зарядных станций Санкт-Петербурга представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Инфраструктура зарядных станций Санкт-Петербурга [7]

Подводя итого, можно сказать, что устойчивое развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга с внедрением инновационных технологий имеет прогрессивную тенденцию.

Также, важно отметить, что «Транспортная система Санкт-Петербурга по объему перевозок пассажиров, безопасности и экологическим показателям не в полной мере удовлетворяет потребностям жителей» [6], в связи с чем необходимо

закладывать дополнительные средства на сроков строительства транспортной инее развитие. фраструктуры формируют доступную сре-

Основными направлениями инноваци- ду для населения. онной деятельности транспортной инфра- Результаты инновационной деятельно-

структуры являются новшества в проекти- сти во многом определяются правильным ровании автомобильных магистралей, ли- выбором инновационной стратегии и форм ний метрополитена, станций метро, вокза- организации ее стимулирования, под кото-лов, остановок общественного транспорта, рыми понимаются способы взаимосвязи зон зарядных станций. Методы управления результатов этой деятельности и стимулов. развития транспорта, которые связанны с Развитие транспортной инфраструктуры

комплексной безопасностью, энергоэф- города невозможно без разработки инно-фективностью и экологией, способствую- вационных технологий. щие повышению качества и снижению

Библиографический список

1. Блохин М.С., Нелюбина М.В., Фатеева М.Б. Устойчивое развитие строительной отрасли: перспективы использования инновационных технологий // Научно-исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе. Сборник научных трудов. - Казань, 2023. - С. 76-84.

2. Блохин М.С., Савина А.С., Фатеева М.Б. Компетенция и ее аспекты в системе управления строительной компанией // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. -№8 (102). - С. 14-21.

3. Горячев В.П. Институциональные изменения рынка услуг городского пассажирского транспорта крупных городов // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2021. - №4 (37). Т 10. - С. 100-104.

4. Ершов Д.Н. Проблемы и перспективы «зеленого» развития // Экономика природопользования. - 2022. - №2. - С. 18-35.

5. Официальный сайт «Транспортная концессионная компания». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://chizhik-tram.ru/ (дата посещения 15.03.2024).

6. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/ (дата посещения 15.03.2024).

7. Официальный сайт комитета по транспорту Санкт-Петербурга. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/ (дата посещения 15.03.2024).

8. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.un.0rg/sustainabledevel0pment/ru/# (дата посещения 15.03.2024).

9. Официальный сайт Правительства Ленинградской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenobl.ru/ru/?national_project=2 (Дата посещения 15.03.2024).

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ST. PETERSBURG'S TRANSPORT INFRASTRUCTURE: PROSPECTS AND ASSESSMENT OF THE STATE

M.S. Blokhin, Student M.V. Nelyubina, Student M.B. Fateeva, Student

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. Various information is used to assess the indicators of sustainable development of St. Petersburg's transport infrastructure. In modern conditions, when forming the concept of sustainable development of transport infrastructure, it is necessary to use not only the accumulated experience, but also to introduce the achievements of modern science into the integration process. Transport infrastructure belongs to the backbone sectors of the economy, with all the interrelated elements on which sustainable development depends. As part of the study, we will consider the positive trend in the development of St. Petersburg's transport infrastructure using the example of the transition to electric vehicles, the appearance of low-emission public transport on the roads, the expansion of the network of charging stations and the construction of a modern trampark for electric vehicles. The considered projects are being implemented within the framework of the program for the development of infrastructure for electric vehicles and support for environmentally friendly transport.

Keywords: sustainable development, transport system, transport infrastructure, concept of sustainable development, innovative technologies, innovative infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.