Научная статья на тему 'Устойчивое развитие: трансформация парадигмы в условиях глобальных изменений'

Устойчивое развитие: трансформация парадигмы в условиях глобальных изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРУЮЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / PUBLIC-STIMULATING ECONOMIC REGULATION / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подгорный Владимир Васильевич

Формирование представлений об устойчивом развитии общества в современную эпоху предполагает критическое рассмотрение как экологических, экономических и социальных процессов, так и парадигмальных оснований самого устойчивого развития. В условиях динамичной мультипарадигмальности возникает проблема формирования новой парадигмы для концептуального оформления инновационной модели устойчивого развития общества. Научная необходимость анализа парадигмальных основ общепризнанной теории устойчивого развития общества определяется тем, что знание методологических оснований и логической структуры существующей общепризнанной модели устойчивого развития позволит оценить ее потенциал и выяснить граничные условия для этих представлений. Цель. Определить оптимальное направление разработки новой парадигмы устойчивого развития, наиболее адекватной процессам, характерным для современного общества. Методология. В работе обосновывается методология формирования новой парадигмы устойчивого развития общества, включающая аргументацию объектов системного развития, посредством которых достигается требуемый результат - развитие культуры производства и потребления и социальный прогресс. Выделяются такие объекты, как культура - внутренняя среда, в которой формируются убеждения людей, их привычки и знания, приобретается практический опыт; экономика - внешняя среда, формирующаяся и развивающаяся в результате интеграции достижений в сфере экономической науки и хозяйственной практики в процессе экономической деятельности общества, ориентированной на обеспечение стабильного экономического роста и трансформацию его результатов в социально значимый эффект для населения страны; а также общество - объединение людей для удовлетворения социальных потребностей и осуществления социального контроля. Результаты. Выявлены связи между характеристиками общепризнанной модели устойчивого развития, основанной на экологическом, экономическом и социальном развитии, и реализуемостью социально значимых целей развития (развитие культуры производства и потребления и социальный прогресс). Выявлены разрывы в системных характеристиках процесса обеспечения устойчивого развития общества, излагаемых в соответствующей теории. Обоснована новая парадигма устойчивого развития общества и взаимодействующих в ее рамках объектов (культура, экономика и общество) в терминах ключевых элементов и связей. Неотъемлемым элементом новой парадигмы устойчивого развития общества по таким параметрам, как целеполагание и содержание, является государственное управление. Сформирована инновационная модель устойчивого развития общества, движущей силой которого является общественная самоорганизация в совокупности государственного управления, государственного стимулирующего регулирования экономики и экономической деятельности, взаимодействие которых направлено на развитие культуры производства и потребления, а также социальный прогресс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable Development: Paradigm Shift amid Global Changes

The formation of the concept of sustainable social development in the modern era requires critical examination of environmental, economic, and social processes and the paradigm foundations of sustainable development itself. The current situation of dynamic paradigm pluralism gives rise to the problem of new paradigm formation for the conceptual design of an innovative model for sustainable social development. The scientific need for the analysis of paradigm foundations of the current theory of sustainable social development is substantiated by the fact that understanding the methodological foundations and logical structure of the current model for sustainable development would allow estimating its potential and determining the boundary conditions for these concepts. Aim. This study aims to determine the directions for the development of a new paradigm of sustainable development that would be most adequate for the processes typical of modern society. Methods. This study substantiates methods for the formation of a new paradigm of sustainable social development that involve reasoning on the objects of systematic development in order to achieve the required results, i.e., an improved production and consumption culture and social progress. The identified objects include three perspectives: (1) the internal cultural environment, wherein people’s beliefs, habits, and knowledge are formed and practical experience is gained; (2) the external economic environment, which is formed and developed through the integration of economic science and business practices during the economic activities of society that are aimed at ensuring sustainable economic growth and transforming its results into a socially significant effect for the population; and (3) the societal environment, wherein a community of people is formed to satisfy social needs and exercise social control over the members of society. Results. The relationship between the characteristics of the current sustainable development model based on environmental, economic, and social development and the feasibility of the socially significant objectives of development (improved production and consumption culture and social progress) are determined. Moreover, gaps in the system features of the process of ensuring sustainable social development provided in the theory are identified. A new paradigm for sustainable social development and objects interacting within this paradigm is substantiated according to two key parameters - the definitions of objectives and content-in terms of key elements and relationships, with the identification of public administration as a crucial element. An innovative model for the sustainable development of a society is formed, which is driven by social self-organization in combination with public administration, public incentive-based regulation of the economy and economic activity, aimed at achieving improved production and consumption culture and social progress.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие: трансформация парадигмы в условиях глобальных изменений»

о;

m

со <

о.

о;

ш

н <

Q.

0

1

О о

Устойчивое развитие: трансформация парадигмы в условиях глобальных изменений

Sustainable Development: Paradigm Shift amid Global Changes

УДК 330.34

Подгорный Владимир Васильевич

профессор Донецкого государственного университета управления, доктор экономических наук, доцент 83015, Донецк, ул. Челюскинцев, д. 163А

Vladimir V. Podgornyy

Donetsk State University of Management Cheluskintsev Str. 163A, Donetsk, 83015

Формирование представлений об устойчивом развитии общества в современную эпоху предполагает критическое рассмотрение как экологических, экономических и социальных процессов, так и парадиг-мальных оснований самого устойчивого развития. В условиях динамичной мультипарадигмальности возникает проблема формирования новой парадигмы для концептуального оформления инновационной модели устойчивого развития общества. Научная необходимость анализа парадигмальных основ общепризнанной теории устойчивого развития общества определяется тем, что знание методологических оснований и логической структуры существующей общепризнанной модели устойчивого развития позволит оценить ее потенциал и выяснить граничные условия для этих представлений.

Цель. Определить оптимальное направление разработки новой парадигмы устойчивого развития, наиболее адекватной процессам, характерным для современного общества.

Методология. В работе обосновывается методология формирования новой парадигмы устойчивого развития общества, включающая аргументацию объектов системного развития, посредством которых достигается требуемый результат — развитие культуры производства и потребления и социальный прогресс. Выделяются такие объекты, как культура — внутренняя среда, в которой формируются убеждения людей, их привычки и знания, приобретается практический опыт; экономика — внешняя среда, формирующаяся и развивающаяся в результате интеграции достижений в сфере экономической науки и хозяйственной практики в процессе экономической деятельности общества, ориентированной на обеспечение стабильного экономического роста и трансформацию его результатов в социально значимый эффект для населения страны; а также общество — объединение людей для удовлетворения социальных потребностей и осуществления социального контроля.

Результаты. Выявлены связи между характеристиками общепризнанной модели устойчивого развития, основанной на экологическом, экономическом и социальном развитии, и реализуемостью социально значимых целей развития (развитие культуры производства и потребления и социальный прогресс). Выявлены разрывы в системных характеристиках процесса обеспечения устойчивого развития общества, излагаемых в соответствующей теории. Обоснована новая парадигма устойчивого развития общества и взаимодействующих в ее рамках объектов (культура, экономика и общество) в терминах ключевых эле-

ментов и связей. Неотъемлемым элементом новой парадигмы устойчивого развития общества по таким параметрам, как целеполагание и содержание, является государственное управление. Сформирована инновационная модель устойчивого развития общества, движущей силой которого является общественная самоорганизация в совокупности государственного управления, государственного стимулирующего регулирования экономики и экономической деятельности, взаимодействие которых направлено на развитие культуры производства и потребления, а также социальный прогресс.

Ключевые слова: культура, экономика, общество, государственное управление, государственное стимулирующее регулирование экономики, устойчивое развитие, идеология

The formation of the concept of sustainable social development in the modern era requires critical examination of environmental, economic, and social processes and the paradigm foundations of sustainable development itself. The current situation of dynamic paradigm pluralism gives rise to the problem of new paradigm formation for the conceptual design of an innovative model for sustainable social development. The scientific need for the analysis of paradigm foundations of the current theory of sustainable social development is substantiated by the fact that understanding the methodological foundations and logical structure of the current model for sustainable development would allow estimating its potential and determining the boundary conditions for these concepts.

Aim. This study aims to determine the directions for the development of a new paradigm of sustainable development that would be most adequate for the processes typical of modern society.

Methods. This study substantiates methods for the formation of a new paradigm of sustainable social development that involve reasoning on the objects of systematic development in order to achieve the required results, i.e., an improved production and consumption culture and social progress. The identified objects include three perspectives: (1) the internal cultural environment, wherein people's beliefs, habits, and knowledge are formed and practical experience is gained; (2) the external economic environment, which is formed and developed through the integration of economic science and business practices during the economic activities of society that are aimed at ensuring sustainable economic growth and transforming its results into a socially significant effect for the population; and (3) the societal environment, wherein a community of people is formed to satisfy social needs and exercise social control over the members of society.

Results. The relationship between the characteristics of the current sustainable development model based on environmental, economic, and social development and the feasibility of the socially significant objectives of development (improved production and consumption culture and social progress) are determined. Moreover, gaps in the system features of the process of ensuring sustainable social development provided in the theory are identified. A new paradigm for sustainable social development and objects interacting within this paradigm is substantiated according to two key parameters — the

definitions of objectives and content—in terms of key elements and relationships, with the identification of public administration as a crucial element. An innovative model for the sustainable development of a society is formed, which is driven by social self-organization in combination with public administration, public incentive-based regulation of the economy and economic activity, aimed at achieving improved production and consumption culture and social progress.

Keywords: culture, economy, society, public management, public-stimulating economic regulation, sustainable development, ideology

На протяжении последних 15-20 лет в научных и политических кругах многих стран все более активно обсуждается вопрос о необходимости создания модели устойчивого развития общества. Это связано с тем, что масштабы современной производственной, общественно-политической и даже бытовой деятельности людей в рамках мирового сообщества оказываются столь внушительными, что порождают все больше глобальных противоречий и новых кризисных ситуаций, которые ставят перед правительствами, учеными, всем населением Земли вопросы о возможностях дальнейшего существования человеческой цивилизации.

Вместе с тем, правило автоматического поддержания глобальной среды обитания, которое вытекает из четвертого закона экодинамики Ю. Голдсмита, содержит в себе положение о том, что результаты развития проявляются не только и не столько в сохранении окружающей среды, что само по себе имеет огромное значение для человека с точки зрения сохранения его здоровья и способности к осуществлению созидательной деятельности. Это не самоцель. Поддержание среды жизнедеятельности является результатом развития всех ее сфер, что автоматически приводит к возникновению прогресса, т. е. появляются видимые улучшения условий жизни [1]. Устойчивое развитие связано не только с установлением равновесия между эксплуатацией природных ресурсов, направлением инвестиций, ориентацией научно-технического развития, развития личности и институциональных изменений, но и с повышением уровня жизни. При этом особое значение имеют культурный, экономический и социальный аспекты. Следовательно, необходимо расширение рамок устоявшихся теоретических представлений о природе устойчивого развития и формирование на этой основе его новой модели.

Проблеме обеспечения устойчивого развития посвящено большое количество исследований. Среди наиболее актуальных публикаций на рассматриваемую нами тему можно выделить работы Н. Ф. Реймерса [Там же], М. М. Бринчука [2], Е. Н. Бекетовой [3], М. А. Бучаковой [4], Л. В. Калягиной [5], Н. А. Звягинцевой [6], Р. А. Ялмаева [7], А. В. Катасонова [8], И. К. Сандомирской [9], Д. В. Васильева [10], М. В. Россинской [11] и др.

Перечисленные выше авторы придерживаются общепринятого подхода к устойчивому развитию, основанному на взаимодействии экономического, социального и экологического развития. Однако данный подход, как показывает практика, не позволяет государству успешно справляться со всей совокупностью экономических, социальных и экологических проблем по причине того, что он не отличается целостностью и системностью.

Концепция устойчивого развития задумана с целью ^ отражения сложной взаимосвязи между окружающей ^ средой и развитием, т. е. между такими элементами ™ управления, как «ресурсы» и «результаты». Однако 5 практика показывает, что данный подход не в состо- ^ янии преодолеть существующие глубинные противо- ^ речия между стремлением к получению прибыли и < экологическими требованиями, между необходимо- н-стью решения общечеловеческих задач и сохранением х в ближайшей перспективе суверенитета отдельных ^ государств, между искоренением нищеты и защитой ^ биосферы. Кроме того, в современном обществе име- ш ет место изоляционизм, попытки противопоставления к отдельными государствами собственного пути глав- ^ ному вектору исторического развития, стремление ш доминировать и навязывать свою волю участникам ^ общечеловеческого диалога. о

В этой связи представляется весьма актуальным о проведение специального исследования и форми- т рование на основе его результатов инновационной модели устойчивого развития общества, базирующейся на основе взаимодействия культуры, экономики и общества. Объектом нашего исследования являются процессы устойчивого развития общества, а его предмет — система представлений о природе устойчивого развития. Цель исследования заключается в формировании инновационной модели устойчивого развития общества на основе взаимодействия культуры, экономики и общества, как результата управляющих воздействий государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. исследовать парадигмальные основы общепризнанной теории устойчивого развития,

2. обосновать новую методологию устойчивого развития, движущей силой которого выступает самоорганизация общества. Она направлена на создание условий для целенаправленной экономической деятельности на основе высоких технологий под воздействием эффективного управления и результативного государственного стимулирующего регулирования экономики,

3. сформировать инновационную модель устойчивого развития общества, направленную на обеспечение развития культуры производства и потребления и социального прогресса.

Теория устойчивого развития является одной из самых быстро развивающихся. Представления об устойчивом развитии, получившие распространение среди ученых, философов, общественных и политических деятелей, далеки от концептуального единства и являются предметом напряженных дискуссий. Об отсутствии теоретического совершенства концепции устойчивого развития свидетельствует поток критики со стороны исследователей [12].

При ближайшем рассмотрении подход к устойчивому развитию, который базируется на экологическом, экономическом и социальном аспектах, несмотря на его международное признание, является достаточно спорным.

Во-первых, существует неоднозначность понимания самого термина «устойчивое развитие». Многие исследователи относят генезис понятия «устойчивое развитие» к философскому и научному наследию К. Э. Циолковского, С. А. Подолинского, В. И. Вернадского и др. В частности, Н. С. Касимов, Ю. Л. Мазуров и В. С. Тискунов доказывают, что признанная мировым

т <

к <

Культура Экономика Общество

-► —►

Государственная идеология

Экономическая идеология

Государственное управление

Государственная идеология

Государственное стимулирующее регулирование экономики

Устойчивое развитие общества

Рис. 1. Схема взаимодействия культуры, экономики и общества

о о со

сообществом концепция устойчивого развития представляет собой западный аналог предшествующей ей российской концепции рационального природопользования, успешно разрабатывавшейся в советской науке с начала 1960-х гг. [13].

Во-вторых, отсутствует единая система представлений об устойчивом развитии, что порождает значительные трудности в реализации.

В-третьих, имеют место разногласия в понимании целей устойчивого развития, естественно возникающие в силу мировоззренческих различий участников процесса создания данной концепции.

В-четвертых, концепция устойчивого развития предлагает технико-технологический способ преодоления экологического кризиса, а его просто не существует, посему как данная проблема носит комплексный характер, а значит, и решаться должна комплексно.

В-пятых, современная концепция устойчивого развития представляет собой западную цивилизацион-ную модель, в основе которой лежит обеспечение роста социального благосостояния западного мира за счет использования ресурсов других, менее развитых стран.

Представляется, что в силу качественно иной цивилизационной принадлежности (прежде всего, это связано с различием в мировоззренческих установках) реализация данной концепции устойчивого развития на территории России не будет иметь ожидаемого эффекта для общества. Ведь концепция устойчивого развития с точки зрения взаимодействия экологического, экономического и социального развития представляет собой стратегию выживания западного общества в условиях современного глобального кризиса. По сути, речь идет о цивилизационной парадигме, направленной на обеспечение роста производства и потребления благ, что приводит к увеличению прибыли транснациональных корпораций.

Такое положение способствует росту социального благосостояния лишь той части мирового сообщества, которая имеет непосредственное отношение к транснациональным корпорациям (а это представители западной цивилизации), что только увеличивает социальное неравенство в мировом масштабе. Противоречия, заложенные в общепринятой концепции устойчивого развития, свидетельствуют о ее внутреннем логическом парадоксе. Одно из центральных мест среди них занимает реально существующее несоответствие интересов отдельных государств общечело-

веческим. Оно обусловлено не только практикой, но и доминирующей в сознании мирового сообщества идеологией капитализма. Либерализм (экономическая идеология) и демократия (политическая идеология) обеспечили доминирование материальных интересов в общественной жизни со всеми вытекающими последствиями (рост коррупции, экономических преступлений, социального расслоения общества, инфляции и т. д. ).

В этой связи некоторыми российскими экономистами высказывается мнение о том, что предлагаемая западными экономистами концепция устойчивого развития является неприемлемой для Российской Федерации [1-13]. Попытка практического внедрения в России положений устойчивого развития в общепринятом его понимании несет ей вред, так как обусловливает снижение уровня промышленного развития страны и отставание от экономически развитых стран. Все это актуализирует проблему формирования такой концепции устойчивого развития, в основе которой лежали бы общечеловеческие идеалы, нормы и ценности, разделяемые большей частью российского общества.

Такой подход способен решить взаимосвязанные проблемы общественной консолидации и активизации инновационной активности общества для успешной реализации всего комплекса задач устойчивого развития, обеспечив тем самым стабильный рост промышленного производства, лидирующие позиции в мировом экономическом пространстве и выход народного хозяйства России на траекторию стабильного и динамичного повышения жизненного уровня населения страны. Устойчивое развитие должно стать основой новой цивилизационной парадигмы, направленной не на выживание в среде все возрастающей глобальной турбулентности, а на активизацию инновационного потенциала общества и достижение социального прогресса.

Первым шагом к пониманию новой парадигмы устойчивого развития будет ее определение как специфического вида взаимодействия культуры (как совокупности сознания, знаний и мышления), экономики и общества, реализуемого посредством установления специфических связей между ними в процессе государственного управления и формирования специфических связей между государством и обществом. Простейшая схема такого рода взаимодействия представлена на рис. 1.

Эффективность государственного управления в рамках данного взаимодействия обеспечивает-

ся с учетом влияния всех факторов эффективности (идеология, культура, управленческая деятельность государства, экономика, стратегическое развитие общества, социальная система, согласование интересов государства и общества), среди которых определяющим является идеологический фактор. Экономическая и государственная идеологии являются связующим звеном между государственным управлением и триадой «культура — экономика — общество», функционирование которой и приводит к устойчивому развитию.

Приведенная на рис. 1 схема не полностью отражает новую парадигму устойчивого развития, равно как и краткий анализ парадигмальных основ существующей теории устойчивого развития не раскрывает сущности предлагаемого нами подхода. Следующими шагами должны стать ответы на вопросы о характере движущей силы устойчивого развития, ее составных элементах и их взаимодействии, логика которого образует основу логической конструкции системного процесса устойчивого развития. Ответы на перечисленные выше вопросы определяют особенности инновационной модели устойчивого развития в рамках новой парадигмы.

Результаты исследования природы трансформационных процессов позволили прийти к выводу о том, что в основе устойчивого развития лежит системный процесс самоорганизации, осуществляемый посредством управляющего воздействия со стороны государства и направленный на совершенствование экономической деятельности общества с целью достижения максимальных результатов в общественной жизни (рис. 2).

Исходя из этого, можно сформулировать определение устойчивого развития, логика которого будет положена в основу его структурирования. Устойчивое развитие — это процесс непрерывной самоорганизации, в ходе которого государственное управление и государственное стимулирующее регулирование экономики выступают в качестве направляющего и организующего начала целенаправленной экономической деятельности общества, обеспечивающей, с одной стороны, развитие культуры производства и потребления, а с другой — социальный прогресс.

Самоорганизация (высшая форма организации) общества в структуре устойчивого развития имеет особое значение, поскольку она является движущей силой развития, обеспечивающей воспроизводство и совершенствование организации экономической деятельности в направлении упорядочивания и оптимизации соответствующих процессов. Самоорганизация инициируется государством (управляющей подсистемой общества) посредством государственного управления и стимулирующего регулирования экономики и реализуется через экономическую деятельность общества, т. е. через совокупность действий экономически активного населения (управляемая подсистема общества) на всех уровнях экономики. Общество через государственные структуры генерирует управляющее воздействие и само же реализует его, качественно улучшая тем самым экономические процессы.

Под качественным улучшением в данном случае подразумевается реализация возможности трансформации положительного результата экономической деятельности (экономический рост) в социально зна-

чимые ее эффекты (развитие культуры производства ^ и потребления и социальный прогресс). Основным ^ структурным элементом самоорганизации является ™ государственное управление, под которым понима- 5 ется совокупность информационных процессов на ^ глобальном, международном и социальном уровнях, ^ обеспечивающих поддержание жизнедеятельности < общества в заданном состоянии и перевод уровня н-жизни на более высокий уровень посредством вли- х яния государственной идеологии на общественное ^ сознание и формирования мировоззренческих уста- ^ новок, направленных на самореализацию общества ш в процессе экономической деятельности и транс- к формации ее результатов в социально значимый ^ эффект (рис. 3). ш

Государственное управление в условиях усиления ^ глобальной конкуренции для обеспечения устойчиво- о сти развития общества наряду с социальным управ- о лением и управлением международной деятельно- т стью поставлено перед необходимостью активного использования рычагов глобального управления. Единого центра управления мировыми делами сегодня не существует. Глобальные проблемы решаются международными, в том числе финансовыми, структурами, где решения принимаются не одним, а целой группой управляющих. Однако легитимность данным решениям может обеспечить только ООН, а их эффективность, по нашему мнению, возможна только в рамках предлагаемой парадигмы устойчивого развития общества, реализация которого будет приносить благо всем государствам, а не только доминирующим в мире странам и крупным финансовым корпорациям.

Государственное управление в силу своей информационной природы способно воздействовать на общественное сознание и формировать внутренние установки на достижение формулируемых в процессе развития целей. Информационную основу управляющего воздействия образует государственная идеология, которая учитывает глобальный (социальная гармония как бесконфликтное сосуществование всех элементов социальной общности), международный (государственный суверенитет) и социальный (социальное благополучие) аспекты деятельности государства, направленной на обеспечение стабильного и динамичного повышения уровня жизни населения.

Государственная идеология представляет собой, наряду с нормами и ценностями, совокупность идеалов — инновационности, интенсификации развития, роста производительности труда, сбалансированности, стабильности, динамичности, роста уровня жизни. Они задают основной вектор управленческих усилий государства, который состоит в постоянном улучшении условий для самореализации населения и формировании на этой основе более качественных жизненных стандартов. Государство и общество всегда стремятся к этим идеалам, но никогда не достигают их в силу ограниченности ресурсов. Тем не менее стремление к единым идеалам обеспечивает гармонию государственных и общественных интересов и формирует общественную консолидацию, что является залогом эффективной экономической деятельности и социального успеха страны.

Инновационность — это системное свойство управленческой деятельности государства, отражающее его вклад в качественное преобразование культурной,

9 I :о Н О М И Ч Е С I :а яте о р и я и ст рат е г и я РА 3 в и т и я

Рис. 2. Логическая схема устойчивого развития Российской Федерации

V V

Интеграционное управление Унификационное управление

ш

о

к

и

о

к

£ ш

а К

Еч И

Ш ш

К ч м

к 3

1 о к N а в >.

г

О

м

о

к

т

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

и

и

о

я

У а Щ N

Еч Ш № Ф Ч

к

к л к

о

к >.

я

N

Ч

О

К

V V

Внешнеэкономическое управление Внешнеполитическое управление

V V

Внутриэкономическое управление Внутриполитическое управление

0)

Н г

м о

ф

ч п

Ц о

а к

л о

и И

го

Я Я

£

св 3

и а

ф н

О. и

ф н я

М а

Я

ф к

Я И

к ф ч

ой п

п и

св ф

а к >» э ю о

О О! Интеграционное развитие ► Ч Унификационное развитие ► Ч Внешнеэкономическое развитие ► < Внешнеполитическое развитие ► ч— Внутриэкономическое развитие ► < Внутриполитическое развитие

^ Рис. 3. Логическая схема государственного управления

9 I :о Н О М И Ч Е С I :а яте о р и я и ст рат е г и я РА 3 в и т и я

^ экономической и социальной систем. Новаторский ^ подход к обеспечению роста жизненного уровня на™ селения, а не только исключительное использова-5 ние опыта государственного управления развитых ^ стран открывает для государства неограниченные ^ возможности в поиске более совершенных методов < улучшения условий жизнедеятельности на территории н- страны.

х Новаторский подход государства к управлению ^ жизнедеятельностью на своей территории обеспе-^ чивает приоритет интенсивных методов в обеспе-ш чении развития. Интенсификация развития — это к неуклонное повышение роли интенсивных факторов ^ в процессе устойчивого развития, в котором при-ш меняются наиболее эффективные средства произ-^ водства и его расширение. Она имеет принципиаль-о ную значимость, поскольку позволяет формировать о условия для роста производительности труда, т. е. го увеличения показателя, характеризующего результативность труда.

Без роста производительности труда невозможно повышение заработной платы, которая является основным источником благосостояния населения. Последнее, в свою очередь, требует от государства сбалансированного подхода, суть которого состоит в обеспечении полной согласованности и взаимообусловленности социальной гармонии, государственного суверенитета и социального благополучия в процессе устойчивого развития. Тем самым достигается согласованность глобального управления, управления международной деятельностью и социального управления, что является необходимым условием устойчивости общественного развития.

Сбалансированность является стержневым принципом, вокруг которого вращается процесс общественной самоорганизации и на основе которого реализуется государственное стимулирующее регулирование экономики. В системе устойчивого развития государственное регулирование выполняет следующие стратегически значимые функции.

1. Идентификация возможностей. Определение структуры возможностей и их параметров путем анализа состояния внутренней и внешней среды является отправной точкой регулирующей деятельности государства в структуре устойчивого развития. При положительном решении о наличии внутренних и внешних возможностей в случае, когда созданные государством условия способны обеспечить такой уровень конкурентоспособности экономики, при котором возможно успешное преодоление негативных тенденций глобального окружения, возникает необходимость постановки двуединой цели устойчивого развития общества — развитие культуры производства и потребления и социальный прогресс.

2. Дифференциация целей. Постановка вышеназванной цели требует дифференцированного подхода, суть которого состоит в определении комплекса целей в каждой сфере жизнедеятельности, в рамках которой осуществляется соответствующая деятельность по развитию той или иной сферы: гуманитарной, рыночной, финансовой, правовой и производственной. После определения целей и соответствующих задач для их достижения необходимо выделить их приоритетность и временные параметры. В данном случае следует внести ясность в понимание того, достижение какой из целей и за какой промежуток времени принесет максимальную выгоду обществу и государству.

3. Интеграция усилий. Все виды экономической деятельности взаимосвязаны между собой, равно как и задачи, которые решаются в процессе достижения тех или иных целей. В связи с этим государству и обществу необходимо объединить усилия для достижения целей устойчивого развития. Наиболее эффективным инструментом интеграции усилий являются производственно-образовательные кластеры, имеющие в своем составе совокупность субъектов хозяйственной деятельности, финансовых и образовательных учреждений, действующих в определенной сфере и характеризующихся разделением труда между предприятиями и отношениями территориальной близости. Кластерная организация позволяет снизить себестоимость сделок предприятия, способствует повышению устойчивости производства и сбыта, поддерживает уровень конкурентоспособности на требуемом уровне, повышает чувствительность предприятия к рыночным колебаниям, обеспечивает соответствие спроса и предложения трудовых ресурсов, увязывая тем самым потребности экономики в специалистах той или иной квалификации с возможностью их образовательной подготовки. Поэтому формирование экономики кластерного типа является одним из основных условий обеспечения устойчивого развития общества.

4. Оптимизация результатов. Существует два основных пути оптимизации результатов устойчивого развития — стабильный экономический рост и его трансформация в социально значимые результаты.

Стабильный экономический рост возможен при условии реализации управляющего и регулирующего воздействия государства на ход социальных (экономических и политических) процессов. При этом вмешательство государства в производство общественно значимого продукта должно быть обоснованным и целесообразным. В данном случае государство должно действовать исключительно при условии согласования собственных и общественных интересов. В процессе согласования интересов и формируется граница государственного вмешательства в экономику, пренебрегать которой государство не имеет права. В противном случае эффективность экономической деятельности будет снижаться, что негативно отразится на объемах налоговых поступлений в доходную часть государственного бюджета и ограничит тем самым возможность реализации социальных обязательств государства перед обществом.

Экономический рост является результатом повышения производительности труда. Последнее является обязательным условием роста заработной платы, определяющей социальное благосостояние общества. При этом повышение заработной платы должно, во-первых, соответствовать росту производительности труда и, во-вторых, распространяться на все категории работающих, а не только на руководителей высшего звена управления. Последнее достигается посредством реализации государственной идеологии, направленной на обеспечение роста жизненного уровня населения, государственного суверенитета, социальной гармонии, справедливости и благополучия. Идеологическое влияние государства, основанное на общечеловеческих идеалах, нормах и ценностях, создает реальную возможность для преобразования экономических результатов развития в социальный успех страны.

Реализация регулирующего влияния государства, с одной стороны, обеспечивает стабильность, которая представляет собой способность экономики функционировать, изменяя при необходимости собственную структуру, и находиться в равновесии, а с другой — позволяет формировать благоприятные условия для ведения экономической деятельности, которая включает в себя гуманитарную, рыночную, финансовую, правовую и производственную деятельности. Охарактеризуем их с точки зрения целей и реализуемых при их достижении задач.

1. Гуманитарная деятельность, направленная на формирование высокого уровня общественного сознания. Для достижения поставленной цели, по нашему мнению, необходимо решить задачи, суть которых состоит в:

• формировании личности человека через посещение научно-технических, детских, юношеских, специализированных библиотек и государственных библиотек,

• формировании ролевых установок в общественном сознании благодаря посещению театров, музеев, кино, через религию, физкультуру и спорт,

• практическом использовании законов, определяющих жизнедеятельность общества, навыки в которой возникают в процессе изучения естественных, социальных, гуманитарных, нормативных, формальных наук,

• передаче объективной информации потребителям через телевидение, радио, газеты, журналы, книги и Интернет,

• формировании высокого уровня сознания, самодостаточности, адекватного мировоззрения и гибкого менталитета через организацию обучения в дошкольных учреждениях (детские ясли и сады), школах, средних специальных и высших учебных заведениях.

2. Рыночная деятельность позволяет достичь баланса совокупного спроса и предложения. Для достижения поставленной цели необходимо, как мы полагаем, решить задачи, суть которых состоит в:

• рациональном использовании общественных ресурсов в процессе угледобычи, поставок нефти и газа по оптимальным ценам, развитии водного и лесного хозяйства,

• формировании оптимальной структуры собственности через развитие государственной, частной, муниципальной, общественной и коллективной собственности,

• формировании атмосферы состязательности между хозяйствующими субъектами через развитие конкуренции на индивидуальном и местном, отраслевом и межотраслевом, общегосударственном и международном уровнях,

• обеспечении эффективного функционирования внутреннего рынка через развитие сети банков, бирж, страховых компаний, консалтинговых и юридических фирм, информационных центров, аукционов, выставок, коммерческих предприятий,

• оптимизации взаимосвязей между различными единицами экономики через развитие региональной и отраслевой структур, отдельных компонентов ВВП по стоимости, государственного и частного секторов, внешнеэкономической структуры.

3. Финансовая деятельность, в рамках которой происходит оптимизация финансовых потоков в экономике. Для достижения поставленной цели, по нашему

мнению, необходимо решить задачи, суть которых ^

состоит в: ^

• социальном обеспечении и защите населения стра- ™ ны через развитие пенсионного обеспечения, со- 5 циального страхования, социальных льгот, помощи ^ семьям с детьми, здравоохранения, жилищно-ком- ^ мунального хозяйства, обороноспособности стра- < ны, общественной безопасности, н-

• кредитовании физических и юридических лиц через х развитие Центрального банка, сеть коммерческих, ^ универсальных, инвестиционных и сберегательных ^

банков, ш

1 н-

• обеспечении и поддержании минимального уровня к инфляции в экономике через развитие фискальной ^ и кредитно-денежной политики, политики монета- ш ризма, гипотезы естественного уровня и фискаль- ^ ной политики, ориентированной на предложение, о

• формировании социально справедливого пере- о распределения доходов в стране через развитие т систем традиционного (общего), упрощенного налогообложения, налогообложения по единому налогу, смешанного налогообложения,

• формировании экологически безопасной среды жизнедеятельности общества через развитие систем охраны атмосферного воздуха, водных ресурсов, земель и недр, лесных ресурсов и животного мира.

4. Правовая деятельность или правовая регламентация жизнедеятельности общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, суть которых, по нашему мнению, состоит в формировании баланса:

• свободы народа и власти государства через развитие конституционного права,

• между личной самодеятельностью граждан и правящей власти через развитие административного права,

• интересов сторон трудовых соглашений через развитие трудового права,

• взаимоотношений государства и общества в процессе финансовой деятельности через развитие финансового права,

• между тенденциями развития общества и системой рыночных отношений через развитие хозяйственного права.

5. Производственная деятельность или всестороннее развитие факторов производства. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, суть которых, как мы полагаем, состоит в:

• оптимальном распоряжении землей с целью ее рационального использования и извлечения дохода через развитие земледельческого, пастбищного, смешанного, имущественного землепользования, связанного с промышленным и гражданским строительством,

• использовании трудовых ресурсов в промышленности через совершенствование использования трудовых ресурсов в машиностроении, горнометаллургическом комплексе, химии и фармацевтике, сельском хозяйстве и пищевой промышленности,

• росте инвестиционной привлекательности промышленности через развитие капитального и финансового инвестирования, реинвестирования, бюджетных ассигнований, заемного инвестирования,

• росте инновационной активности в экономике через проводки научных исследований и разработок,

^ активное внедрение технических и технологических ^ инноваций, а также ресурсосберегающих техноло-™ гий, строительство новых предприятий и иннова-5 ционной инфраструктуры,

^ • максимально полном удовлетворении рыночных ^ потребностей через развитие производственной < сферы, сферы производства услуг, коммерции и

торговли, финансовой и научной сфер. х Указанные виды целенаправленной экономической ^ деятельности отражают основные сферы жизнеде-^ ятельности, проявление экономической активности ш в рамках которых позволяет удовлетворять потребен ности общества и обеспечивать самоутверждение ^ и самореализацию людей в их профессиональной ш деятельности.

Структурированная в соответствии со сферами о жизнедеятельности экономическая деятельность под о воздействием регулирующего влияния государства го придает общественному развитию свойство динамичности, которое отражает способность экономической деятельности обратимо изменяться под динамическим воздействием внешних факторов без перестройки структуры. Тем самым обеспечивается возможность достижения вышеуказанных целей в рамках каждой разновидности экономической деятельности, что обеспечивает переход общества на более высокий уровень развития. Данный переход всегда сопряжен с ростом уровня культуры, т. е. общественного сознания и мышления.

Положительные изменения культурного уровня общества проявляются, прежде всего, в развитии культуры производства и потребления, что предполагает внедрение прогрессивной техники, технологии, научной организации труда в промышленности. Появление более качественных благ с улучшенными характеристиками стимулирует рост культуры потребления, проявляющийся в ужесточении правил и норм, регулирующих поведение общества в процессе приобретения товаров и услуг. При этом потребительские предпочтения смещаются от количественных параметров к качественным, что приводит к росту уровня рационализации потребительского поведения и снижению объемов потребления. Это препятствует перепроизводству, сглаживая тем самым кризисные проявления в экономике и формируя необходимые предпосылки для роста уровня жизни.

Повышение жизненного уровня проявляет себя как рост благосостояния населения, отраженный в совокупности условий и показателей, которые характеризуют максимально полное на данный момент времени удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Улучшение социального благосостояния является важнейшей предпосылкой для социального прогресса, в ходе которого осуществляется восхождение к более сложным формам общественной жизни. Происходящие в результате этого изменения в социальных отношениях ведут к более полному равенству, росту социальной свободы и социальной справедливости.

В заключение отметим, что результаты исследования позволили нам сформулировать следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Главным результатом исследования парадиг-мальных основ устойчивого развития явилось: • выявление необходимости изменения общепринятой парадигмы устойчивого развития в силу неоднозначности понимания самого термина «устойчивое

развитие» и исторически сложившегося в России подхода к устойчивому развитию, суть которого состоит в том, что экологическая проблематика вторична, а экологические программы являются сугубо затратными,

• выделение трех основных объектов в рамках новой парадигмы устойчивого развития, к которым относятся культура, экономика и общество,

• понимание того, что устойчивое развитие, реализуемое посредством взаимодействия выделенных объектов под воздействием государственного управления, должно стать основой новой цивили-зационной парадигмы, направленной не на выживание в среде все возрастающей глобальной турбулентности, а на активизацию инновационного потенциала общества, его развитие и достижение на этой основе социального прогресса.

2. Выводы, полученные в результате исследования парадигмальных основ общепринятой теории устойчивого развития, позволили обосновать новую методологию устойчивого развития, в качестве движущей силы которого выступает не кризис, а самоорганизация общества. Приоритетность выбора самоорганизации в данном случае обусловлена тем, что преодоление кризиса связано с выживанием хозяйствующих субъектов и сохранением достигнутого уровня жизни населения, что в условиях усиления глобальной турбулентности со временем становится просто невозможным. Тогда как самоорганизация позволяет воспроизводить, совершенствовать или создавать принципиально новые формы организации общественной жизни. Такой эффект достигается посредством государственного управления, которое формирует реальные возможности оперативного упреждения и своевременного нивелирования негативных последствий кризисных проявлений в жизнедеятельности общества.

3. Обоснование новых взглядов, понятий и идей привело к появлению новой парадигмы устойчивого развития, что и позволило сформировать соответствующую логическую системную модель, в основу которой положена самоорганизация общества, реализуемая посредством определенных принципов, функций и методов. Так, в инновационной модели устойчивого развития в качестве принципиальной основы выступает государственное управление, функциональной основы — государственное стимулирующее регулирование экономики, методической — экономическая деятельность общества. Взаимодействие между этими основными составными элементами устойчивого развития обеспечивается посредством государственного управления, а логика взаимодействия — действием движущей силы устойчивого развития, которой является самоорганизация общества. Реализация данной модели способствует успешной трансформации количественного результата экономической деятельности, выраженного в достигнутом уровне экономического роста, в качественный эффект этой деятельности, отражающий стабильный рост культуры производства и потребления и социальный прогресс.

Практическое значение полученных результатов определяется тем, что они представляют собой методическую базу по оптимизации устойчивого развития общества и могут быть использованы в формировании соответствующей модели, разработке и усовершенствовании законодательных актов России.

Перспективным направлением дальнейших исследований является выявление возможностей реализации предложенной модели устойчивого развития общества в условиях Российской Федерации.

Литература

1. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Журнал «Россия молодая», 1994. 367 с.

2. Бринчук М. М. Концепция устойчивого развития: потребности в совершенствовании // Астраханский вестник экологического образования. 2015. № 1 (31). С. 5-13.

3. Бекетова Е. Н. Социально-философские основания концепции устойчивого развития в контексте цивилизаци-онного развития // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6 (16). С. 222-225.

4. Бучакова М. А. Концепция устойчивого развития в контексте международно-правовой охраны окружающей среды // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2010. № 1. С. 7-11.

5. Калягина Л. В., Пыжикова Н. И. Факторы устойчивого развития агроэкономической системы // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2009. № 1-2. С. 175-180.

6. Звягинцева Н. А. Инвестиции как фактор устойчивого развития экономической системы // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 5. С. 24-28.

7. Ялмаев Р. А. Противоречия в системе управления устойчивым развитием // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 12 (42). С. 110-113.

8. Катасонов А. В. Применение теории справедливости Джона Роулса к вопросу о межгенерационной справедливости в концепции устойчивого развития // Власть. 2015. № 2. С. 157-162.

9. Сандомирская И. К. Эволюция теории устойчивого развития и концепция ноосферы // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 14. С. 46-51.

10. Васильев Д. В. Реализация научных концепций устойчивого развития и аксиологических теорий России как фактор успешного решения глобальных проблем в современном мире // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 34-36.

11. Россинская М. В., Бугаева М. В. Проблемы реализации концепции устойчивого развития на региональном уровне // Инженерный вестник Дона. 2010. № 4 / т. 14. С. 206-215.

12. Ширяев А. Е. Утопизм концепции устойчивого развития // Омский научный вестник. 2007. № 5-59. С. 85-88.

13. Кузнецов О. Л., Большаков Б. Е. Мировоззрение устойчивого развития: Учеб. пособие. М.: РАЕН; Дубна, Ун-т Дубна, 2013. 221 с.

References

1. Reymers N. F. Ekologiya (teorii, zakony, pravila, printsipy i gipotezy) [Ecology (Theories, laws, rules, principles and hypotheses)]. Moscow, Rossiya molodaya Publ., 1994. 367 p.

2. Brinchuk M. M. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya: potreb- ^ nosti v sovershenstvovanii [The concept of sustainable de- i-velopment: The need for improving]. Astrakhanskiy vestnik m ekologicheskogo obrazovaniya, 2015, no. 1 (31), pp. 5-13. "

3. Beketova E. N. Sotsial'no-filosofskie osnovaniya kontseptsii CL ustoychivogo razvitiya v kontekste tsivilizatsionnogo razvitiya x [Social and philosophical foundations of the concept of m sustainable development in the context of the development < of civilization]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya h-mysl', 2012, no. 6 (16), pp. 222-225. ^

4. Buchakova M. A. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya v kon- K tekste mezhdunarodno-pravovoy okhrany okruzhayushchey ^ sredy [The concept of sustainable development in the con- o text of international legal protection of the environment]. i-Vestnik Omskogo universiteta. Ser. "Pravo" [Bulletin of Omsk ^ University. Ser. "Jurisprudence"], 2010, no. 1, pp. 7-11. ^

5. Kalyagina L. V., Pyzhikova N. I. Faktory ustoychivogo razvitiya m agroekonomicheskoy sistemy [The factors of sustainable x development of agro economic system]. Vestnik Sibirskogo q gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akad. ^ M. F. Reshetneva [Bulletin of the Siberian State Aero- 2 space University named after acad. M.F. Reshetnev], 2009, ® no. 1-2, pp. 175-180.

6. Zvyagintseva N. A. Investitsii kak faktor ustoychivogo raz-vitiya ekonomicheskoy sistemy [Investments as a factor of sustainable development of the economic system]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii [News of Irkutsk State Academy of Economics], 2011, no. 5, pp. 24-28.

7. Yalmaev R. A. Protivorechiya v sisteme upravleniya ustoy-chivym razvitiem [Contradictions in the sustainable development management system]. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 12 (42), pp. 110-113.

8. Katasonov A. V. Primenenie teorii spravedlivosti Dzhona Roulsa k voprosu o mezhgeneratsionnoy spravedlivosti v kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Application of John Rawls' theory of justice to the issue of intergenerational equity in the sustainable development concept]. Vlast', 2015, no. 2, pp. 157-162.

9. Sandomirskaya I. K. Evolyutsiya teorii ustoychivogo razvitiya i kontseptsiya noosfery [The evolution of the sustainable development theory and the concept of the noosphere]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk, 2010, no. 14, pp. 46-51.

10. Vasil'ev D. V. Realizatsiya nauchnykh kontseptsiy ustoychi-vogo razvitiya i aksiologicheskikh teoriy Rossii kak faktor uspeshnogo resheniya global'nykh problem v sovremennom mire [Implement the scientific concepts of sustainable development and axiological theories of Russia as a factor in the successful solution of global problems in the modern world]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya, 2014, no. 2, pp. 34-36.

11. Rossinskaya M. V., Bugaeva M.V. Problemy realizatsii kontseptsii ustoychivogo razvitiya na regional'nom urovne [Problems of realization of the concept of sustainable development at the regional level]. Inzhenernyy vestnik Dona, 2010, vol. 14, no. 4, pp. 206-215.

12. Shiryaev A. E. Utopizm kontseptsii ustoychivogo razvitiya [The utopianism of the concept of sustainable development]. Omskiy nauchnyy vestnik, 2007, no. 5-59, pp. 85-88.

13. Kuznetsov O. L., Bol'shakov B.E. Mirovozzrenie ustoychivogo razvitiya [World view of sustainable development]. Moscow, Russian Academy of Natural Sciences Publ; Univ. "Dubna", 2013. 221 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.