Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ В РАЗРЕЗЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ПРИОРИТЕТОВ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ В РАЗРЕЗЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ПРИОРИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Елена Георгиевна, Лукашёнок Татьяна Рудольфовна

В статье проанализированы вопросы и задачи в сфере устойчивого развития территорий РФ. Данное направление исследований появилось относительно недавно, но вместе с тем имеет высокую значимость и актуальность для социально-экономического развития любой национальной экономики. Исследование позволило определить проблемные поля и предложить авторскую модель устойчивого развития территорий в разрезе национальных интересов и стратегических приоритетов. Предложенная модель может быть рекомендована органам власти при разработке государственных документов в сфере стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES IN THE CONTEXT OF MODELING STRATEGIC INTERESTS AND PRIORITIES

The article analyzes the issues and tasks in the field of sustainable development of the territories of the Russian Federation. This line of research appeared relatively recently, but at the same time it is of high importance and relevance for the socio-economic development of any national economy. The study made it possible to identify problem areas and propose the author's model of sustainable development of territories in the context of national interests and strategic priorities. The proposed model can be recommended to the authorities in the development of state documents in the field of strategic planning.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ В РАЗРЕЗЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ПРИОРИТЕТОВ»

Вестник экономики, права и социологии, 2021, № 3, Экономика

УДК 332.1

Устойчивое развитие территорий в разрезе моделирования стратегических интересов и приоритетов

Ефимова Е.Г.

Кандидат экономических наук, доцент

кафедры региональной, муниципальной экономики и управления Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург)

Лукашёнок Т.Р.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург)

В статье проанализированы вопросы и задачи в сфере устойчивого развития территорий РФ. Данное направление исследований появилось относительно недавно, но вместе с тем имеет высокую значимость и актуальность для социально-экономического развития любой национальной экономики. Исследование позволило определить проблемные поля и предложить авторскую модель устойчивого развития территорий в разрезе национальных интересов и стратегических приоритетов. Предложенная модель может быть рекомендована органам власти при разработке государственных документов в сфере стратегического планирования.

Ключевые слова: устойчивое развитие, концепция устойчивого развития, национальные интересы, стратегические приоритеты, модель устойчивого развития

Тема устойчивого развития представляется актуальной для любой национальной экономической системы. Во второй половине XX в. перед человечеством остро стояли вопросы ограниченности ресурсов для удовлетворения растущих потребностей человечества. В 1970-80 гг. данная проблема была признана мировым сообществом [1] и результатом этого является зарождение и становление концепции устойчивого развития. Тем не менее исследователи определяют, что начало зарождения данной концепции происходит с 1960-х гг., когда появляются сами идеи о необходимости поиска путей сосуществования человечества и окружающей среды, в 1970-80 гг. концепция становится оформленным направлением исследований и находит отражение в законодательных и нормативных документах на мировом и национальном уровнях.

Именно научно-технический прогресс, так необходимый обществу, эксперты рассматривают в качестве основной причины возникновения глобальной экологической катастрофы, о чём говорится в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию 1987 г. [2], где термин устойчивое развитие был впервые представлен. Уже в 1995 г. созданной ООН специальной Комиссией по устойчивому развитию была разработана система индикаторов устойчивого развития (включает 132 показателя), сгруппированных по 4 направлениям для использования в стратегических решениях национальных экономик: 1) индикаторы социальных аспектов; 2) индикаторы экономических аспектов; 3) индикаторы экологических аспектов; 4) индикаторы институциональных аспектов [3]. До этого в концепции были объединены три группы показателей:

экономическая, социальная и экологическая [4]. Позднее сформирована группа институциональных аспектов, поскольку, как показала практика, институциональная сфера имеет значительное влияние на принятие тех или иных управленческих решений в современных условиях.

В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Концепция устойчивого развития [5], содержащая конкретные рекомендации для правительства каждой страны по разработке национальных стратегий в сфере устойчивого развития. В России с этого же года приняты законодательные документы в сфере устойчивого развития. В 1992 г. введена Концепция устойчивого экономического роста и развития, которой предшествовал Национальный план действий по охране окружающей среды. В 1994 г. Указом Президента РФ была утверждена Государственная стратегия РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [6]. Далее вышел Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 об утверждении Концепции перехода РФ к устойчивому развитию [7], содержащей систему перспективных положений для страны на пороге XXI в.

Концепция устойчивого развития закреплена в нормативно-правовых документах стран и носит правовой и политический характер, влияя тем самым на внешнеполитические отношения между странами в различных сферах национальных интересов (экономика, охрана окружающей среды, социально-экономическое развитие и др.). Среди российских учёных в данной сфере можно назвать К.Ю.Белоусова, Ю.А. Кузнецову, Г.П. Красноще-кова, Г.С. Розенберга, Е. Синицыну, А.Н. Пасено-ва, М.С. Пашкевич, В.М. Шаповал и других. Среди зарубежных исследователей можно выделить труды Дж. Гэлбрейта, А. Арона, Р. Карсон, Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рандерс и многих других.

Термин «устойчивое развитие» стал популярным после издания доклада «Наше общее будущее» в 1987 г., где основная его сущность определена в том, чтобы не ставить под угрозу будущие поколения в результате удовлетворения потребностей поколения в настоящем времени [2].

В зарождении, становлении и развитии концепции устойчивого развития исследователи выделяют разные этапы, что представлено в работах К.Ю. Белоусова [8], М.С. Пашкевич и В.М. Шаповал [9], выделявших три этапа, в целом имеющих общие признаки (начальный этап, этап становления и развития, этап выделе-

ния проблем и разработки направлений развития). Г.П. Краснощеков и Г.С. Розенберг [10], выделяют четыре этапа, определяемые ими временными периодами, где происходили какие-либо значимые процессы в формирующейся концепции развития. А.Н. Пасенов [1] выделил два основных этапа: первый - разработка основополагающих элементов концепции, второй - нормативное закрепление и обоснование положений концепции и поэтапное её совершенствование.

Обзор законодательных документов в сфере устойчивого развития и экономического роста в России позволил заключить, что термин «устойчивое развитие» закреплен в правовом поле РФ только применительно к двум направлениям: обеспечение достойного уровня жизни и сохранение традиций коренных малочисленных народов, проживающих на территории РФ [11; 12], а также развитие инфраструктуры и качества жизни населения сельских территорий [13; 14]. Такая законодательная ограниченность обуславливает необходимость дальнейшего изучения и формирования понятия «устойчивое развитие» в правовой интерпретации, а также его влияния на происходящие экономические процессы, направленные на достижение сути вышеназванного термина.

На основе проведённого исследования предлагаем следующую модель устойчивого развития территорий в разрезе национальных интересов и стратегических приоритетов, содержащую базовый и вариативные блоки, адаптируемую для любого территориального уровня России (рис. 1).

В основу модели целесообразно положить национальные интересы и стратегические приори-

Национальные интересы

Интересы государственного блока Экономика и экология Человеческий потенциал

1 1 1 1 1 1 1 1 1

Стратегические приоритеты

Оборона Экономическая безопасность Сбережение народа

Стр атегичес кая стабильность Информационная безопасность Научно-техническое развитие

Государственная безопасность Экологическая безопасность Традиционные ценности

/ / / / ' ' * * *

Межрегиональная интеграция

Экономический рост

Инфраструктура

Наука и технологии

Численность населения

Качество жизни

Вариативный блок

Сельские территории

Малочисленные народы

Рис. 1. Модель устойчивого развития территорий в разрезе национальных интересов и стратегических приоритетов

теты РФ, приведенные в Стратегии национальной безопасности России [15], поскольку именно национальные интересы и вытекающие из них стратегические приоритеты являются ориентиром устойчивого развития.

Однако мы предлагаем сгруппировать приведенные в вышеназванной Стратегии национальные интересы в функциональные блоки (интересы государственного блока, экономика и экология, человеческий потенциал), что будет способствовать более эффективной корреляции направлений обеспечения устойчивого развития территорий второго и третьего уровня (регионов и муниципальных образований) с интересами государства, общества и личности.

Так, к интересам «государственного блока» предлагается отнести важные национальные интересы и стратегические приоритеты (см. рис. 1). Система национальных интересов и стратегических приоритетов представляет собой национальный, самый верхний уровень территориальной иерархии Российской Федерации.

С целью обеспечения устойчивого развития территорий нижестоящего уровня произведем декомпозицию национальных интересов и стратегических национальных приоритетов на уровень макрорегионов, выделение которых предусмотрено Стратегией пространственного развития РФ [16].

Достижение национальных интересов, стратегических национальных приоритетов целесообразно обеспечивать по средствам следующих направлений развития макрорегионов: межрегиональная интеграция (направлена на обеспечение национальных интересов государственного блока); экономический рост, развитие инфраструктуры, внедрение технологий научно-технического прогресса (с целью удовлетворения национальных интересов в сфере экономики и экологии); сохранение численности населения и повышение качества жизни (реализация национальных интересов в сфере человеческого потенциала). В зависимости от особенностей развития, экономической специализации, территориальной расположенности тот или иной макрорегион определяет степень приоритетности каждого из приведенных выше направлений, однако все из них являются базовыми (обязательными для исполнения). Помимо этого, мы предлагаем включить в модель блоки вариативных направлений, которые реализуются дополнительно либо не реализуются в зависимости от специфики, стратегической и ресурсной направленности региона, либо наличия направлений, требующих особых условий поддержки. К таким направлениям можно отнести развитие сельских территорий, поддержание жизнеобеспечения коренных малочисленных народов, проживающих на территории РФ.

Таким образом, предложенная авторская модель позволит обеспечить должный уровень устойчивого

Экономика

развития макрорегиона и при этом будет направлена на удовлетворение национальных интересов, что положительным образом скажется как на экономическом развитии макрорегионов и страны в целом, так и на состоянии национальной безопасности.

Литература:

1. Пасенов А.Н. Концепция устойчивого развития: историко-правовые аспекты // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. -2017. - № 10 (259). - Вып. 40. - С. 156-160.

2. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее». 1987. - URL: http://www.un.org/ru/ga/ documents/gakey.shtml.

3. Кузнецова Е.Ю., Кузнецов С.В. Оценка устойчивого развития промышленного предприятия // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. -2019. - Т. 18, № 2. - С. 186-209. - DOI: 10.15826/ vestnik.2019.18.2.010.

4. Гизатуллин Х.Н., Троицкий В.А. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма // Общественные науки и современность. - 1998. - № 5. - С 124-30.

5. Синицына Е. Концепция устойчивого развития. - URL: http://cloudwatcher.ru/analytics/2Mew/72/.

6. Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // СПС Гарант.

7. Указ Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». -URL: http://government.ru/docs/all/17992/

8. Белоусов К.Ю. Современный этап эволюции концепции устойчивого развития и формирование парадигмы корпоративной устойчивости // Проблемы современной экономики. - 2013. -№ 1 (45). - С. 47-50.

9. Пашкевич М.С., Шаповал В.М. Предпосылки формирования, сущность и эволюция концепции устойчивого развития // Наука и мир. - 2014. -№ 2 (4). - С. 40-45.

10. Краснощеков Г.П., Розенберг Г.С. Хронология (календарь) событий, связанных со становлением представлений об «Устойчивом развитии» // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. - 2008. - № 17 (2). - С. 221288.

11. Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СПС Гарант.

12. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2016 г. № 1792-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (ред. от 23.11.2020) // СПС Гарант.

13. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 г. № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» (ред. от 13.01.2017) // СПС Гарант.

14. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2018 г. № 118-р «О плане мероприятий по реализации в 2018 - 2020 годах Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» (ред. от 29.04.2021) // СПС Гарант.

15.Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС Гарант.

16. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (ред. от 23.03.2021) // СПС Гарант.

Sustainable Development of Territories in the Context of Modeling Strategic Interests and Priorities

Efimova E.G., Lukashenok T.R.

Ural State University of Economics (Yekaterinburg)

The article analyzes the issues and tasks in the field of sustainable development of the territories of the Russian Federation. This line of research appeared relatively recently, but at the same time it is of high importance and relevance for the socio-economic development of any national economy. The study made it possible to identify problem areas and propose the author's model of sustainable development of territories in the context of national interests and strategic priorities. The proposed model can be recommended to the authorities in the development of state documents in the field of strategic planning.

Key words: sustainable development, sustainable development concept, national interests, strategic priorities, sustainable development model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.