Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ESG-ПРИНЦИПЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков А.Р., Афанасенкова А.В.

Обеспокоенность населения, связанная с подрывом экологического баланса, в результате стремления к экономическому развитию промышленно-развитых странах, можно проследить с начала 1960 годов. В результате совершенствования и развития данного вопроса люди пришли к выводу, что равновесие таких компонент как: экология, экономика и социум являются главенствующим в решении вопросов сферы устойчивого развития. И данное равновесие необходимо не только в рамках глобальной мировой экономики, но и в масштабе регионов той или иной страны. Используя данные опроса российских компаний из разных отраслей, было дано представление о том, как на данный момент предприятия относятся к внедрению концепции устойчивого развития в их корпоративные стратегии. У значительной доли в топ-3 барьеров перехода предприятий к устойчивому развитию является отсутствие поддержки со стороны государства. В работе были обозначены механизмы перехода к «зеленой» экономике, а также финансовые инструменты поддержки. На данный момент финансирование «зеленых» проектов в основном осуществляется через государственные финансы и банковские кредиты. На примере Санкт-Петербурга были рассмотрены мероприятия по поддержке предприятий в целях повышения конкурентоспособности. В рейтинге социально-экономического развития российских регионов Санкт-Петербург занял второе место за 2021 год, улучшив свои позиции на 21 пункт по сравнению с 2020 годом согласно рейтинговому агентству RAEX. Это говорит о том, что внедрение ESG-повестки в социально-экономическое развитие регионов способствует достижению благосостояния населения как на региональном, так и на национальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков А.Р., Афанасенкова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS: REGIONAL ASPECT

The concern of the population about the undermining of the ecological balance as a result of the desire for a lifestyle like in industrialized countries can be traced back to the early 1960s. As a result of the improvement and development of this issue, people have concluded that the balance of such components as ecology, economy and social component is dominant in solving economic issues. This balance is necessary not only within the framework of the global world economy, but also on the scale of the regions of a particular country. Using data from a survey of Russian companies from different industries, was shown how enterprises currently relate to the implementation of the concept of sustainable development in the corporate strategies of their organizations. A significant share of the top 3 barriers to the transition of enterprises to sustainable development is the lack of support from the government. The paper outlined the mechanisms of transition to a "green" economy, as well as financial support tools. Now, the financing of "green" projects is mainly carried out through public finances and bank loans. The example of St. Petersburg shows how the use of ESG strategies affects the sustainable development of companies and the region. In the rating of socio-economic development of Russian regions, St. Petersburg took second place in 2021, improving its position by 21 points compared to 2020, according to the rating agency RAEX. This suggests that the introduction of ESG principles in the socio-economic development of regions contributes to the well-being of the population both at the regional and national levels.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 504.03

DOI: 10.17586/2310-1172-2022-17-3-13-23 Научная статья

Устойчивое развитие социально-экономических систем: региональный аспект*

Волков А.Р. arvolkov@itmo.ru Афанасенкова А.В. an.afanasenkova@gmail.com Университет ИТМО 197101, Россия, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49

Обеспокоенность населения, связанная с подрывом экологического баланса, в результате стремления к экономическому развитию промышленно-развитых странах, можно проследить с начала 1960 годов. В результате совершенствования и развития данного вопроса люди пришли к выводу, что равновесие таких компонент как: экология, экономика и социум являются главенствующим в решении вопросов сферы устойчивого развития. И данное равновесие необходимо не только в рамках глобальной мировой экономики, но и в масштабе регионов той или иной страны. Используя данные опроса российских компаний из разных отраслей, было дано представление о том, как на данный момент предприятия относятся к внедрению концепции устойчивого развития в их корпоративные стратегии. У значительной доли в топ-3 барьеров перехода предприятий к устойчивому развитию является отсутствие поддержки со стороны государства. В работе были обозначены механизмы перехода к «зеленой» экономике, а также финансовые инструменты поддержки. На данный момент финансирование «зеленых» проектов в основном осуществляется через государственные финансы и банковские кредиты. На примере Санкт-Петербурга были рассмотрены мероприятия по поддержке предприятий в целях повышения конкурентоспособности. В рейтинге социально-экономического развития российских регионов Санкт-Петербург занял второе место за 2021 год, улучшив свои позиции на 21 пункт по сравнению с 2020 годом согласно рейтинговому агентству RAEX. Это говорит о том, что внедрение ESG-повестки в социально-экономическое развитие регионов способствует достижению благосостояния населения как на региональном, так и на национальном уровнях. Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая» экономика, социально-экономическое развитие, ESG-принципы, устойчивое развитие предприятий.

*Работа подготовлена в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН на 2022-2023 гг

Scientific article

Sustainable economic development of socio-economic systems: regional aspect

Volkov A.R. arvolkov@itmo.ru Afanassenkova A.V. an.afanasenkova@gmail.com ITMO University 197101, Russia, St. Petersburg, Kronverksky pr., 49

The concern of the population about the undermining of the ecological balance as a result of the desire for a lifestyle like in industrialized countries can be traced back to the early 1960s. As a result of the improvement and development of this issue, people have concluded that the balance of such components as ecology, economy and social component is dominant in solving economic issues. This balance is necessary not only within the framework of the global world economy, but also on the scale of the regions of a particular country. Using data from a survey of Russian companies from different industries, was shown how enterprises currently relate to the implementation of the concept of sustainable development in the corporate strategies of their organizations. A significant share of the top 3 barriers to the transition of enterprises to sustainable development is the lack of support from the government. The paper outlined the mechanisms of transition to a "green" economy, as well as financial support tools. Now, the financing of "green" projects is mainly carried out through public finances and bank loans. The example of St. Petersburg shows how the use of ESG strategies affects the sustainable development of companies and the region. In the rating of socio-economic development of Russian regions, St. Petersburg took second place in 2021, improving its position by 21 points compared to 2020,

according to the rating agency RAEX. This suggests that the introduction of ESG principles in the socio-economic development of regions contributes to the well-being of the population both at the regional and national levels. Keywords: sustainable development, "green" economy, socio-economic development, ESG, sustainable development of enterprises.

Прогрессирующая деградация окружающей среды в результате эксплуатации природных ресурсов обусловила необходимость внедрения концепции устойчивого развития. Таким образом, охрана природной среды и ресурсов на благо будущих поколений стала глобальным императивом [1]. После появления концепции устойчивого развития, главным «виновником» глобальных экологических проблем являлся корпоративный сектор. Но, помимо этого, и основная часть ответственности за состояние и поддержание благоприятной экологической обстановки была передана именно корпоративному сектору, так как он является основным инвестором в данную концепцию.

Таким образом, чтобы показать вовлеченность в процесс решения глобальных проблем, компании стали придерживаться целей и принципов устойчивого развития, что повлекло необходимость пересмотра операционных стратегий современных предприятий [2]. Но сам переход к устойчивому развитию предприятий, без какой-либо поддержки государства будет сложновыполнимым.

Целью данной работы является анализ текущей ситуации устойчивого развития предприятий, инструментов поддержки, а также показателей стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга и мероприятий по их достижению.

Население планеты в 1960-е и 1970-е годы стало свидетелем растущей обеспокоенности тем, что экономический рост, развитие и стремление к образу жизни как в промышленно развитых странах подрывают экологический баланс, экономическую стабильность и безопасность планеты.

В 1970 году в США было проведено первое экологическое мероприятие, оказавшее социальное и культурное воздействие, после более раннего обсуждения в Организации Объединенных Наций (ООН) вопроса о необходимости проведения всемирного праздника - Дня Земли, чтобы привлечь внимание к ухудшению состояния окружающей среды.

В 1972 году редакция The Ecologist выпустила «радикальный зеленый манифест», в котором прозвучала следующая мысль: «Главный недостаток индустриального образа жизни с его духом экспансии заключается в том, что он не является устойчивым. И если укоренившееся меньшинство не продолжит поддерживать данную экономическую систему, ценой огромных страданий остального человечества, ее завершение в течение жизни человека, родившегося сегодня - неизбежно» [3]. «План выживания» был продан тиражом 750 000 экземпляров и в течение многих лет поддерживал финансовое положение журнала.

В 1972 году также были опубликован доклад «Пределы роста» благодаря глобальному аналитическому центру, известному как Римский клуб и первое серьезное международное обсуждение глобальных экологических проблем на конференции ООН по окружающей человека среде в Стокгольме.

В 1983 году началась работа над крупным исследованием, проведенным Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР), которое утвердило устойчивое развитие (УР) в качестве наиболее важной концепции и практики нашего времени. В 1987 году результаты были опубликованы в отчете Брундтланд «Наше общее будущее». Более половины членов комиссии были представителями развивающихся стран, что гарантировало: глобальные экологические проблемы не будут подавлять стремление искоренить проблемы человеческих нужд и нищеты [4]. В докладе было представлено определение устойчивого развития, которое является на данный момент одним из основных: «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [5].

Пять лет спустя, в 1992 году, в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, последовавшая за Стокгольмской конференцией. Эта встреча, известная как Саммит Земли (Саммит в Рио), привела к заключению ряда соглашений, включая декларацию по окружающей среде и развитию, рамочную конвенцию ООН об изменении климата, конвенцию об биологическом разнообразии, не имеющее обязательной силы заявление о принципах в отношении лесов и чрезвычайно громоздкое, но, тем не менее, важное соглашение, известное как Повестка дня на XXI век [6]. После Рио-де-Жанейро многие национальные стратегии были основаны на этих широких международных соглашениях, хотя некоторые страны не всегда находили их вклад приемлемым,

Введение

Генезис понятия «устойчивое развитие»

при тщательном изучении фактических процессов осуществления национальных стратегий. Торговые и коммерческие императивы, как правило, приводят к довольно слабой привязанности к устойчивому развитию.

Киотский протокол, принятый в 1997 году, на тот момент был единственным международном юридически обязательным соглашением об изменении климата. Согласованное сокращение выбросов парниковых газов на 5,2% к 2012 году по сравнению с 1990 годом (8% для ЕС) рассматривалось многими даже в 1997 году как крайне недостаточное, потому что развивающиеся страны такие как Китай не были включены в этот список. Было разрешено превращать источники загрязнения в товары посредством торговли квотами на выбросы [7].

Спустя 10 лет на Всемирном Саммите по устойчивому развитию, основные идеи Конференции ООН по окружающей среде и развитию были подкреплены двумя документами после конференции в Йоханнесбурге - это Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирного Саммита по УР. Отличительной стороной встречи 2002 года от конференции в Рио 1992 года было то, что помимо охраны окружающей среды для достижения устойчивого развития, здесь добавились социальные и экономические составляющие. Было отмечено, что несправедливое распределение ресурсов и бедность являются причинами глобальной экологической деградации. Для достижения устойчивого развития охрана природной среды стала рассматриваться как природно-ресурсная база социального развития, а именно, для обеспечения жителей планеты безопасной водой, здравоохранением и искоренением бедности. Нужно было пересматривать потребление ресурсов и производства. Но потеря биоразнообразия все еще остается проблемой ключевого значения в достижении устойчивого развития.

Создание концепции «зеленой» экономики для достижения устойчивого развития являлось основной повесткой Конференции Рио+20, которая проходила в 2012 году. В этом же году, после Конференции был опубликован комплекс Целей устойчивого развития (ЦУР), которые были созданы на основе Целей тысячелетия (ЦРТ).

В 2015 году в Нью-Йорке подписывают Парижское соглашение. Парижской конференции по изменению климата было поручено направить мир на путь решения самой большой проблемы, с которой когда-либо сталкивалось человечество, путем принятия нового соглашения по климату. Парижское соглашение 2015 года -первое соглашение, содержащее политические обязательства для всех стран, направленное на удержание глобального потепления ниже предела 2 °С и 1,5 °С [8].

Таким образом, рассмотрев генезис понятия «устойчивое развитие», основные документы и соглашения, можно прийти к следующему. Решения, которые принимаются на данном этапе развития в экономической сфере, не должны пагубно влиять на окружающую среду, человека и одновременно, данные решения должны быть экономически эффективными. Трудновыполнимая задача, которая стоит перед понятием «устойчивое развитие» заключается в равновесии таких составляющих как: экология, экономика и социальная сфера. И данное равновесие необходимо не только в рамках глобальной мировой экономики, но и в масштабе регионов той или иной страны.

Устойчивое развитие предприятий России

Согласно исследованию в области устойчивого развития, проводимого в 2021 году на территории Российской Федерации, в котором учувствовало 13 отраслей промышленности, можно сказать, что больше половины, а именно 64% опрашиваемых относят ESG-трансформацию к числу приоритетных вопросов основной деятельности, которые находятся в топ-3. И только 2% не считают вопросы по УР приоритетными для предприятий, остальные 34% просто не рассматривают данный вопрос в топ-3, но также отмечают данную трансформацию как приоритетное направление работы предприятия. По итогу 98% опрошенных осознает важность грядущих перемен в бизнесе для создания конкурентоспособности предприятия в будущем. Такой процент соответствует глобальным тенденциям бизнеса. Если сравнить данные опроса международного отчёта, проводимого в 2019 году ООН и Accenture «The Decade to Deliver: a Call to Business Action», можно отметить следующее: руководители крупнейших мировых компаний в процентном соотношении 99%, отметили, что для успеха бизнеса необходимо придерживаться и трансформировать корпоративную стратегию предприятия, согласно ESG-принципам [9].

По результатам опроса были представлены некоторые отрасли (рис. 1), значительное внимание которых уделено концепции устойчивого развития, по данным можно сделать вывод, что «зеленое движение» развивается достаточно неравномерно, учитывая общий интерес бизнеса в нем.

Рис. 1. Отрасли, в большей мере акцентирующие свое внимание на УР Источник: составлено авторами на основе [9]

Отрасли, входившие в опрос на примере транспортных и логистических компаний, а также консалтинговых и других услуг для бизнеса, имеют долю заинтересованности в повестке устойчивого развития в размере 34%.

Текущее распределение по отраслям произошло по следующему ряду причин. Переход к устойчивому развитию производства характеризуется внедрением в производство высоких технологий [10]. Компании, в которых высокотехнологичное производство является неотъемлемой составляющей, (как раз куда входит машиностроительный и производственный сектор) столкнулись с тем, что с точки зрения ответственного бизнеса их оборудование не соответствует требованиям устойчивости, а технологии производства давно устарели. Таким предприятиям приходится переоснащать и выстраивать производственную цепочку, искать оптимальные решения по производству с начальных стадий, что позволяет им сразу начать выстраивать процессы в соответствии с принципами ESG.

Не только производство, но и стиль жизни людей также подвергается изменениям. Отсюда и запросы потребителей на органические продукты питания, перерабатываемую упаковку и открытый диалог с продавцом. Так из-за высокой конкуренции в сфере оптовой и розничной торговли, компании из данных отраслей должны быстро реагировать на запросы потребителей, иначе замедление для них может стать критичным.

Что касается финансового сектора, именно он способствует развитию и внедрению «зеленых» проектов. Ответственное финансирование способствует перераспределению денежных потоков в пользу деятельности, которая приносит блага обществу и окружающей среде в совокупности. При переходе к устойчивому развитию предприятий важно понимать, что все начинают с разных стартовых условий, несмотря на это, по результатам опроса можно наблюдать, что большинство компаний готовы бороться с кардинальными изменениями в их стратегиях ведения бизнеса, для улучшения благосостояния регионов и страны в целом.

Меры поддержки «зеленых» проектов

Уже с 1996 года Россия является полноправным участником процесса по формированию повестки устойчивого развития, ведь в этом году в стране приняли концепцию перехода к нему.

На данный момент, согласно нормативно-правовому обеспечению и регулированию, можно сказать, что вопрос об устойчивом развитии пересекается с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации. В целом происходит реализация задач, которые соответствуют всем 17 Целям (ЦУР) как в частно-, так и в публично-правовых отношениях. Для достижения семнадцати Целей устойчивого развития в России разработаны национальные и федеральные проекты и госпрограммы, которые связаны с развитием «зеленой» экономики, однако их взаимосвязь с ЦУР формально не закреплена [11]. Госпрограммы и их подпрограммы соответствуют основным секторам «зеленой» экономики. Согласно классификации Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) выделяют следующие основные сектора: энергоснабжение, сельское хозяйство, жилищно-коммунальный сектор (отопление и освещение зданий), рыболовство, лесное хозяйство, туризм, промышленность, транспорт, вода, отходы [12].

Исходя из рис. 2 можно сказать, что переход от ресурсоемкой экономики к «зеленой», повышает рациональность использования природных ресурсов, снижает экологические затраты энергосистем и улучшает благосостояние населения.

Рис. 2. Характеристика «зеленой» экономики Источник: составлено авторами на основе [13]

Следует добавить, что движение в сторону экологизации производства сопровождается, решением важных социально-экономических проблем общества, то есть способствует выполнению ЦУР.

«Зеленая» экономика сопровождается следующими механизмами:

- экологическая экспертиза проектов;

- переход на наилучшие доступные технологии (НДТ);

- внедрение экологических налогов;

- стимулирование государственных закупок «зеленых» товаров.

Чтобы оценить ситуацию с мерами поддержки «зеленых» проектов, были рассмотрены финансовые инструменты, которые применяются на сегодняшний день.

На данный момент финансирование «зеленых» проектов в основном осуществляется через государственные финансы и банковские кредиты. Несмотря на то, что поддержка проектов, направленных на минимизацию воздействия на окружающую среду, существует, предприятия отмечают, что она проработана в недостаточной мере. По данным одним из барьеров внедрения устойчивого развития на предприятиях является отсутствует поддержки со стороны государства [17]. Для перехода к УР предприятиям нужен ориентир для оценки потенциальных рисков, связанных с регуляторными требованиями в своей индустрии в виде четких стандартов устойчивости.

Таблица 1

Меры государственной поддержки «зеленых» проектов

Инструменты Описание

Прямое государственное финансирование Государственные программы: - «Комфортная и безопасная среда для жизни»; - «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Национальный проект: - «Экология»

Субсидии «Поддержка для компаний, выпускающих товары из переработанных отходов» Будет действовать с 2023 года

Фонды Фонд ФГАУ «Российский фонд развития промышленности». Цель фонда: кредитование разработок новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий

Банковские кредиты ВЭБ.РФ - поддержка ESG-проектов общей суммой на 50 млрд руб. Также 10 банков России уже перешли на «зеленое» финансирование

«Зеленые» облигации Этот вид облигаций выпускают под проекты, направленные на улучшение экологической ситуации либо минимизацию наносимого природе вреда

Налоговые льготы - Компания освобождается от налога на имущество с высокой энергоэффективность на 3 года (п. 21 ст. 381 НК РФ); - Кредит на инвестиции (5 п. 1 ст. 67 НК РФ) Предоставляется в случае инвестиций в ВИЭ, объектам по производству энергии с КПД выше 57%; - Снижение налога на прибыль за счет повышенной амортизации основных средств (4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ)

Гранты на эко-проекты Выделяются средства в размере от 100 тыс рублей до 10 млн рублей на проекты предпринимателей и некоммерческих организаций, которые направлены на защиту природы и развитие природоохранных инициатив. Примеры: «Президентский грант», «Гранты русского географического общества», «En+ Group», «Лесной волонтер года» и «ЭкоПросвет»

Источник: составлено авторами на основе [14-16]

Стратегия социально-экономического развития г. Санкт-Петербург

Санкт-Петербург в своей стратегии социально-экономического развития на период до 2035 года уже руководствуется целями, которые отвечают принципам ESG (E-Environmental; S-Social; G-Governance). Утверждена Стратегия цифровой трансформации Петербурга, разработан план мероприятий, но что самое ценное - все проекты направлены на комплексное устойчивое развитие города на период до 2035 года.

В анализе влияния государственного сектора на развитие предприятий были рассмотрены показатели (табл. 2) установленные в Стратегии 2035 по направлению: защита окружающей среды и реформа обращения с отходами, социальные риски и готовность здравоохранения, качество государственного управления. Сделан упор на раздел «Качество государственного управления» и его подраздел: «Обеспечение устойчивого экономического роста», а также роль государства в конкурентоспособности предприятий и поддержки предпринимательского сектора.

Таблица 2

Сведения о достижении значений показателей Стратегии 2035 (Санкт-Петербург)

2020 год (план) 2021 год (факт) Уровень достижения, %

Environmental (Защита окружающей среды и реформа обращения с отходами)

Загрязнение воздушного бассейна, степень

2 1 200

Загрязнение водного бассейна, класс качества

3 2,9 103,4

Доля утилизированных/обработанных/обезвреженных ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО, %

20 28,9 144,5

Доля жителей, положительно оценивающих уровень благоустройства среды проживания, %

70 64,6 92,3

Social (Социальные риски и готовность здравоохранения)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

76,94 74 96,2

Смертность от болезней системы кровообращения, умершие на 100 тыс. человек населения

635 704 90,1

Младенческая смертность, случаев на 1 тыс. родившихся живыми

3,70 3,30 112,1

Суммарный коэффициент рождаемости, число родившихся на одну женщину

1,536 1,37 89,2

Governance (Качество государственного управления)

Индекс физического объема ВРП (ежегодно в среднем за период), %

104 99,7 95,9

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП, %

39 39 100

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП, %

4,41 4,41 100

Увеличение производительности труда относительно уровня 2017 года, раз

1,08 1,08 100

Среднегодовой темп роста ВРП на душу населения (в основных ценах)

(ежегодно в среднем за период), %

18,9 15,01 79,4

Темп роста объемов несырьевого неэнергетического экспорта товаров (всего)

(ежегодно в среднем за период), %

106,5 101,75 95,5

Количество сформированных кластеров, ед.

13 16 123,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество организаций-участников кластеров, ед.

605 876 144,8

Количество проектов, поддержанных некоммерческой унитарной организацией

«Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга», ед.

2 11 550

Работники, занятые в промышленности, тыс. человек

346,6 352,5 101,7

Источник: составлено авторами на основе [18,19]

Если оценить общее выполнение некоторых целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга, можно сказать, что 61% из них достигнуты и даже перевыполнены. При этом показатели связанные с продолжительностью жизни не были достигнуты в связи с влиянием коронавирусной инфекции. Для анализа мероприятий по поддержке предприятий со стороны государства, был рассмотрен раздел «Governance».

Как уже было сказано ранее, переход к устойчивому развитию предприятий сопровождается использованием и внедрением высокотехнологичного оборудования. В 2020 году за счет средств бюджета в целях повышения

конкурентоспособности предприятий Санкт-Петербурга была оказана финансовая поддержка в целях содействия модернизации предприятий. Например, в рамках реализации мероприятий и программ по повышению энергоэффективности 11 предприятиям были предоставлены субсидии в целях возмещения части затрат. Также 28 предприятий воспользовались субсидиями по возмещению части затрат, связанных с лизинговыми платежами за оборудование.

В 2020 году «Фондом развития промышленности Санкт-Петербурга» было выдано 11 займов по заявкам предприятий, в целях поддержания перспективных отечественных проектов.

Продолжена работа в целях развития высокотехнологичных производств и спроса на перспективную гражданскую продукцию в рамках соглашения между ПАО «Газпром нефть», АНО «Агентство по технологическому развитию» и Правительством Санкт-Петербурга. Целью проекта является создание в городе центра разработок и технологий энергетического сектора мирового уровня «Энергетический технологический центр Санкт-Петербург». В данном проекте принимали участие в 2020 году 130 компаний из 20 регионов Российской Федерации, в дальнейшем планируется расширить количество высокотехнологичных компаний, что позволит сконцентрировать в городе крупный объем научных и инженерных заказов в сфере энергетики.

В целях поддержки в Санкт-Петербурге радиоэлектронной отрасли промышленности Региональным инжиниринговым центром радиоэлектронного приборостроения кластера «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга» в 2020 году оказано 94 услуги субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), государственную поддержку получили 76 субъектов МСП [20].

Это часть мероприятий, которые были проведены в рамках стратегии социально-экономического развития в Петербурге, способствующие повышению конкурентоспособности и переходу к устойчивому развитию предприятий. Помимо этого, планирование улучшения экологической обстановки в регионе и переход к устойчивому развитию, способствует повышению инвестиционной привлекательности (ИП). Как можно заметить из рис. 3, снижение антропогенного воздействия на экосистему, положительно сказывается на решениях инвесторов.

Управление устойчивым развитие региона

| Оценка ИП региона без

изменении

Т

* I an > 1

I an ^ 1 ♦

-Включение антропогенного фактора в оценку ИП региона-

Рис. 3. Роль инвестиционной привлекательности в управлении УР региона [21]

Если рассматривать аналитическую справку по инвестиционной деятельности в Петербурге, можно заметить следующее: за январь-сентябрь 2021 года объем инвестиций в основной капитал предприятий Санкт-Петербурга составил порядка 511,9 млрд рублей, если сравнить с аналогичным периодом 2020 года, когда объем инвестиций составил 300,5 млрд рублей, можно сказать, что включение в стратегии развития регионов принципов Б80, положительно сказываются на инвестиционный поток [22].

20

Выводы

На данный момент существует примерно 60 вариаций определения «устойчивого развития», но основным принято считать определение опубликованным в отчете Брундтланд. А его основной идеей является сбалансированность между системой «экономика - социальная сфера - экология». И данное равновесие необходимо не только в рамках глобальной мировой экономики, но и в масштабе регионов той или иной страны.

Свидетельством максимальной осознанности российских предприятий о грядущих переменах в бизнесе, связанных с устойчивым развитием, является доля предприятий (98%), подчеркивающих важность грядущих перемен в их корпоративной стратегии.

Несмотря на то, что с 1996 года Российская Федерация является полноправным участником процесса по формированию повестки устойчивого развития, компании отмечают в топ-3 барьеров внедрения устойчивого развития на предприятиях - отсутствие в должной мере поддержки со стороны государства. Формирование четких стандартов устойчивости, поможет в оценке рисков, связанных с регуляторными требованиями в определенной индустрии, и будет способствовать более интенсивному переходу к УР. Помимо этого, для решения проблемы недостаточно усовершенствования нормативно-правовой базы, также необходима разработка комплексных долгосрочных планов с совместным участием бизнеса и государства, и многосторонний союз государства, банков, фирм и экологических международных организаций. Данное заключение было подкреплено мнениями Экспертного совета по зеленому финансированию и устойчивому развитию, которое прошло в марте 2022 года. В результате чего, началось формирование регуляторной среды, единого понятийного аппарата и концепции в области поддержки развития «зеленых» проектов [23].

В результате анализа, было показано, что достижению национальных целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474, может способствовать внедрение Б80-принципов в систему городского развития и управления. В рейтинге социально-экономического развития российских регионов за 2021 год Санкт-Петербург занял второе место, улучшив свои позиции на 21 пункт по сравнению с 2020 годом согласно рейтинговому агентству ЯЛБХ. Следует дополнить, что внедрение данных принципов положительно влияет на реализацию в Санкт-Петербурге национальных проектов таких как «Экология», «Цифровая экономика», «Образование», «Здравоохранение». Помимо этого, открывается инвестиционный поток в основной капитал организаций: за январь-сентябрь 2021 года объем инвестиций в предприятия города составил 170,3% к аналогичному периоду 2020 года.

1. Бучакова М.А. Концепция устойчивого развития в контексте международно-правовой охраны окружающей среды //Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. №. 1. С. 7-11.

2. Бурко Р. А. Экологические проблемы современного общества и их пути решения / Р. А. Бурко, Т. В. Терёшина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2013. № 11 (58). С. 237-238.

3. Sneddon C., Howarth R.B., Norgaard R.B. Sustainable development in a post-Brundtland world //Ecological economics. 2006. Т. 57. №. 2. С. 253-268.

4. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Евтеев С.А., Перелет Р.А. - М.: Прогресс, 1989. - C. 376.

5. Bombiak E., Marciniuk-Kluska A. Green human resource management as a tool for the sustainable development of enterprises: Polish young company experience //Sustainability. 2018. Т. 10. №. 6. С. 1739.

6. Clémengon R. From Rio 1992 to Rio 2012 and beyond: Revisiting the role of trade rules and financial transfers for sustainable development //The Journal of Environment & Development. 2012. Т. 21. №. 1. С. 5-14.

7. Protocol K. Kyoto protocol //UNFCCC Website. Available online: http://unfccc. int/kyoto_protocol/items/2830. php (accessed on 1 January 2011). - 1997.

8. Agreement P. Paris agreement //Report of the Conference of the Parties to the United Nations Framework Convention on Climate Change (21st Session, 2015: Paris). Retrived December. - HeinOnline, 2015. Т. 4. С. 2017.

9. Paul F., Paul E.M. A Decade to Deliver: The Implementation Progress of the 17 Sustainable Development Goals in the Private Sector. - 2020.

10. Golubeva A.S., Pavlova E.A., Volkov A.R. Perspectives on Energy Security in the Russian Federation: A Comparative Analysis of Renewable Energy Sources //IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - IOP Publishing, 2022. Т. 990. №. 1. С. 012021.

11. Бобылев С.Н. Цели устойчивого развития //Бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации. 2020. Т. 6. №.

Литература

271. С. 17.

12. Булгакова Ю.В. Деятельность в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) по продвижению концепции зеленой экономики как части глобальной системы //Общество: политика, экономика, право. 2017. №. 7. С. 21-23.

13. Бобылев С. Н. Устойчивое развитие в интересах будущих поколений: экономические приоритеты //Мир новой экономики. 2017. №. 3. С. 90-96.

14. Бюллетень счетной палаты РФ. Цели устойчивого развития. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/b06/b065c140de24fbc32271bb2267f621ec.pdf - Дата обращения: 14.04.2022.

15. Портал госпрограмм РФ. Госпрограммы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/home - Дата обращения: 13.04.2022.

16. «Зелёное» финансирование: гранты на эко-проекты в 2021 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/home - Дата обращения: 13.04.2022.

17. Как российский бизнес становится ответственным. Исследование в области устойчивого развития. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-162/Accenture-Sustainability-Survey-2021-RUSSIA.pdf - Дата обращения: 14.04.2022.

18. Подпругин М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы / М. О. Подпругин // Российское предпринимательство. 2012. № 24(222). С. 214-221.

19. Голубева А.С., Волков А.Р., Черникова С.А., Макаренко Е.Д. Индикативный и комплексный подходы к оценке устойчивого развития региона на примере города Санкт-Петербурга // Креативная экономика. 2022. Том 16. № 2. С. 757-770.

20. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/strategiya-ser-2035/- Дата обращения: 15.04.2022.

21. Проблемы устойчивого развития социально-экономических систем : монография / РАН, УрО, Ин-т экономики, УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина ; под науч. ред. А. И. Татаркина, В. В. Криворотова. -Екатеринбург, 2012. - С. 556.

22. Инвестиционная деятельность в Санкт-Петербурге в январе - сентябре 2021 года. Аналитическая справка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: АС_Инвестиционная_деятельность_в_СПб_за_9_мес._20 21_года.pdf (gov.spb.ru) - Дата обращения: 22.04.2022.

23. Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим до ступа: http://duma.gov.ru/news/53779/ - Дата обращения: 04.05.2022.

References

1. Buchakova M.A. Kontseptsiya ustoichivogo razvitiya v kontekste mezhdunarodno-pravovoi okhrany okruzhayushchei sredy HVestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». 2010. №. 1. S. 7-11.

2. Burko R. A. Ekologicheskie problemy sovremennogo obshchestva i ikh puti resheniya / R. A. Burko, T. V. Tereshina. - Tekst: neposredstvennyi // Molodoi uchenyi. 2013. № 11 (58). S. 237-238.

3. Sneddon C., Howarth R.B., Norgaard R.B. Sustainable development in a post-Brundtland world //Ecological economics. 2006. T. 57. №. 2. S. 253-268.

4. Nashe obshchee budushchee: Doklad Mezhdunarodnoi komissii po okruzhayushchei srede i razvitiyu (MKOSR) / Evteev S.A., Perelet R.A. - M.: Progress, 1989. - C. 376.

5. Bombiak E., Marciniuk-Kluska A. Green human resource management as a tool for the sustainable development of enterprises: Polish young company experience //Sustainability. 2018. T. 10. №. 6. S. 1739.

6. Clemen^on R. From Rio 1992 to Rio 2012 and beyond: Revisiting the role of trade rules and financial transfers for sustainable development //The Journal of Environment & Development. 2012. T. 21. №. 1. S. 5-14.

7. Protocol K. Kyoto protocol //UNFCCC Website. Available online: http://unfccc. int/kyoto_protocol/items/2830. php (accessed on 1 January 2011). - 1997.

8. Agreement P. Paris agreement //Report of the Conference of the Parties to the United Nations Framework Convention on Climate Change (21st Session, 2015: Paris). Retrived December. - HeinOnline, 2015. T. 4. S. 2017.

9. Paul F., Paul E.M. A Decade to Deliver: The Implementation Progress of the 17 Sustainable Development Goals in the Private Sector. - 2020.

10. Golubeva A.S., Pavlova E.A., Volkov A.R. Perspectives on Energy Security in the Russian Federation: A Comparative Analysis of Renewable Energy Sources //IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - IOP Publishing, 2022. T. 990. №. 1. S. 012021.

11. Bobylev S.N. Tseli ustoichivogo razvitiya //Byulleten' Schetnoi Palaty Rossiiskoi Federatsii. 2020. T. 6. №. 271. S. 17.

12. Bulgakova Yu.V. Deyatel'nost' v ramkakh programmy OON po okruzhayushchei srede (YuNEP) po prodvizheniyu kontseptsii zelenoi ekonomiki kak chasti global'noi sistemy //Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2017. №. 7.

13. Bobylev S. N. Ustoichivoe razvitie v interesakh budushchikh pokolenii: ekonomicheskie prioritety IIMir novoi ekonomiki. 2017. №. 3. S. 90-96.

14. Byulleten' schetnoi palaty RF. Tseli ustoichivogo razvitiya. - [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https:IIach.gov.ruIuploadIiblockIb06Ib065c140de24fbc32271bb2267f621ec.pdf - Data obrashcheniya: 14.04.2022.

15. Portal gosprogramm RF. Gosprogrammy. - [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https:IIprograms.gov.ruIPortalIhome - Data obrashcheniya: 13.04.2022.

16. «Zelenoe» finansirovanie: granty na eko-proekty v 2021 godu. - [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https:IIprograms.gov.ruIPortalIhome - Data obrashcheniya: 13.04.2022.

17. Kak rossiiskii biznes stanovitsya otvetstvennym. Issledovanie v oblasti ustoichivogo razvitiya. - [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https:IIwww.accenture.comI_acnmedia7PDF-162IAccenture-Sustainability-Survey-2021 -RUSSIA.pdf - Data obrashcheniya: 14.04.2022.

18. Podprugin M.O. Ustoichivoe razvitie regiona: ponyatie, osnovnye podkhody i faktory I M. O. Podprugin II Rossiiskoe predprmimatel'stvo. 2012. № 24(222). S. 214-221.

19. Golubeva A.S., Volkov A.R., Chernikova S.A., Makarenko E.D. Indikativnyi i kompleksnyi podkhody k otsenke ustoichivogo razvitiya regiona na primere goroda Sankt-Peterburga II Kreativnaya ekonomika. 2022. Tom 16. № 2.

20. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sankt-Peterburga do 2035 goda. - [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/strategiya-ser-2035/- Data obrashcheniya: 15.04.2022.

21. Problemy ustoichivogo razvitiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem : monografiya / RAN, UrO, In-t ekonomiki, UrFU im. pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'tsina ; pod nauch. red. A. I. Tatarkina, V. V. Krivorotova. - Ekaterinburg, 2012.

22. Investitsionnaya deyatel'nost' v Sankt-Peterburge v yanvare - sentyabre 2021 goda. Analiticheskaya spravka. -[Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: AS_Investitsionnaya_deyatel'nost'_v_SPb_za_9_mes._2021_goda.pdf (gov.spb.ru) - Data obrashcheniya: 22.04.2022.

23. Gosudarstvennaya Duma Federal'nogo sobraniya Rossiiskoi Federatsii. - [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://duma.gov.ru/news/53779/ - Data obrashcheniya: 04.05.2022.

Статья поступила в редакцию 12.05.2022 Received 12.05.2022

Принята к публикации 14.09.2022 Accepted for publication 14.09.2022

S. 21-23.

S. 757-770.

S. 556.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.