УДК 711.4
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКО-ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ
Горбенкова Е.В.
Белорусско-Российский университет, 212000, г. Могилев, пр. Мира, 43, е-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития сельско-городских районов в новых социально-экономических условиях. Развитие городов наряду с множеством положительных эффектов приводит и к серьезным негативным социально-экологическим последствиям, связанным с разрастанием городов. Содействие комплексному развитию может быть достигнуто ориентацией государственной политики на сельско-городские районы, для чего необходима разработка модели развития сельско-городских районов.
Ключевые слова: устойчивое развитие, субурбанизация, пери-городские территории, сельско-городские районы, пригороды, моделирование развития.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня градостроительство является наиболее быстро изменяющейся сферой землепользования как в России, так и в Европе [1-4, 13]. В настоящее время существует реальный риск роста урбанизации: наиболее высокие темпы роста строительства наблюдаются в пригородах. Аналоговое моделирование влияния урбанизации показывает, что раздробленность земель, утрата естественной среды обитания и эстетической ценности станут в будущем более серьезными в пригородном секторе. Площади сельско-городских районов сопоставимы с площадями городских районов. При этом следует отметить, что большинство городских районов в настоящее время растет медленно, наряду с ускоренным развитием пригородных районов. Последствиями такого быстрого развития становится рост проблем социальной сегрегации, городского упадка и истощения земель. Поэтому необходимо искать пути развития сельско-городских территорий, открывающие возможности для улучшения качества жизни, естественной эко-инфраструктуры, совершенствования связей «город-село» и обеспечения устойчивого развития сельско-городских районов.
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ
Сельско-городскими районами принято считать пространства вокруг городских районов, переходящие в сельские территории, быстро растущие не только по всей Европе, но и по европейской части России. В Европе используется понятие «пери -городских» районов («peri-urban regions»), имеющих сравнимую с городскими районами плотность застройки при меньшей заселенности. В целом, проблемы сельско-городских районов должны решаться на более широком стратегическом уровне окружающего «сельского-городского региона». Что требует более эффективного местного управления, наряду с новыми формами социального взаимодействия, для «комплексного развития». Достижение этой цели является многоуровневой программой, при этом варианты действий определяются уровнем: от местного до национального.
Пригородный район является территорией между городскими поселениями и их сельскими районами. Крупные пригородные районы включают города и деревни в пределах городской агломерации и характеризуются динамичным развитием, сложными моделями землепользования и ландшафта, раздробленностью локальных/региональных границ.
Наряду с вышеизложенным, следует отметить, что с одной стороны, в европейских исследованиях [5, 6], сельско-городские районы определены как «неоднородно развитая застройка, содержащая поселения менее 20000 человек со средней плотностью не менее 40 человек на 1 км2». При этом «точки роста» - регионы с наибольшей долей пригородных территорий и, как правило, самыми высокими темпами роста пригородного населения - в основном сосредоточены в районе так называемого «Центрального Пентагона», а также в некоторых частях Центральной и Восточной Европы. С другой стороны, в проекте PLUREL [7], сельско-городские регионы являются общей территориальной единицей, к которым относятся как
«функциональная городская зона» (зона ежедневных поездок), так и прилегающие сельские районы.
ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данного исследования является разработка модели развития сельско-городских районов. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: определение потенциала развития сельско-городских регионов; анализ существующих концепций сельско-городских связей; определение основных направлений развития сельско-городских территорий.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Городская территория и пригородный район образуют функциональные городские зоны, а городская территория, пригородный район и сельская территория - сельско-городские районы (рис. 1).
Рис. 1. Концепция функционального зонирования «сельско-городских регионов»
Следует отметить, что пригородные районы как подвержены негативному воздействию городов, так и выигрывают от такой близости. С одной стороны, негативное влияние городов приводит к нехватке жилья, перегруженности транспорта, снижении качества окружающей среды, экономической перестройке и социальным изменениям, с другой - есть положительные эффекты, такие как близость к рынкам и рабочим местам, качество жизни и инновации.
Разрастание городов характеризуется экономическим ростом и реструктуризацией, новыми возможностями занятости, развитием транспортной инфраструктуры, ростом численности населения и изменениями в домашних хозяйствах, к негативным последствиям относится упадок традиционной сельской экономики. Среди нематериальных критериев следует выделить культурные ценности, образ жизни, социальную сегрегацию, а также отношения и представления в городских/сельских районах [8].
Сочетание высоких темпов экономического роста со слабым управлением, как правило, приводит к наихудшим сценариям разрастания городов. Для прогнозирования развития сельско-городских районов, предлагается разработка набора сценариев местного, регионального и национального уровней, при этом для каждой модели предложено определять влияние показателей развития сельско-городской территории с целью оценки существующего положения: экономического роста, изменения численности населения, экологических и технологических
факторов [9]. На практике необходимо учитывать внутренние и внешние различия регионов в зависимости от таких факторов, как миграция, транспортные системы и территориально-пространственное планирование [10]. Отсутствие контроля систем управления и территориального планирования приведет к росту урбанизации.
Среди основных проблем развития сельско-городских районов следует выделить следующие. Экономика и занятость. Мероприятия, направленные на достижение устойчивого развития, предполагают укрепление потенциала в области реструктуризации, диверсификацию и улучшение сельско-городских связей, особенно для предпринимателей, финансов и торговли. Население и миграция. Стратегия программы развития направлена на общество, сбалансированное по возрасту, классу, этнической принадлежности и профессиям. Восстановление городской среды должно повысить социально-экономическую жизнеспособность внутренних районов, а развитие сельских районов должно поддерживать сельскую социальную структуру и баланс. Застройка и общины. Стратегия программы развития направлена на обеспечение социальной активности, интеграции и сплоченности. Мобильность и транспорт. Для достижения устойчивого развития сельско-городских районов основными задачами служат следующие: координация и получение инвестиций в мульти-модальные транспортные системы в раздробленной пригородной зоне; определение размещения городской застройки и производственных мощностей в наиболее доступных частях района [8-10]. Сельское хозяйство и развитие сельских районов. Продовольственная безопасность является одним из основных приоритетов для России, при этом необходимо учитывать критическую взаимосвязь между сельским хозяйством и изменениями землепользования в пригородах [11, 14-16]. Программа сельскохозяйственной политики направлена на превращение конфликта между сельским хозяйством и пригородами в новые возможности - увеличение занятости, повышение качества жизни на разнообразных, продуктивных и многофункциональных территориях. Ландшафт, экология, рекреация и туризм. Значительная часть окружающей среды находится под воздействием городского и пригородного развития [17-19]. При этом, многие из самых разнообразных ландшафтов - места отдыха и региональной идентичности - находятся под угрозой дальнейшего роста городов, оказывающих влияние на биогеоценоз [20]. Программа развития включает использование многофункциональных ландшафтов, рациональное распределение ресурсов, сохранение естественной среды и культурных ландшафтов.
Целенаправленная политика должна учитывать потенциал связей между сельскими и городскими районами (рис. 2).
Пригородные >>> сельские связи
► отдых и туризм
► земледелие
► социальные и культурные функции
Сельские »> пригородные связи
► функции обеспечения: фермерство, лесное хозяйство, минералы, энергия, вода
► функции регулирования и поддержки: аккумулирование паводка, устойчивость фунта, регулирование климата.
Пригородные » пригородные связи
► многофункциональный разнообразный ландшафт - населенные пункты, бизнес, услуги, культура, досуг, садоводство, животноводство, экологические места обитания
Рис. 2. Сельско-городские районы и их связи
Представляется, что текущие и прогнозируемые тенденции приведут к быстрым изменениям в пригородных районах. Программа развития сельско-городских территорий является
Городские »>
пригородные связи
► жилищное развитие
► коммерческое развитие
► медицина и образование
► транспорт и инфраструктура
► отдых и туризм
Пригородные связи
► развитие местной
экономики
► развитие местных
общин
потенциальным драйвером инновационной политики для достижения территориальных связей, что может быть достигнуто интеграцией экономических, экологических и социальных составляющих. Таким образом, более пристальное внимание необходимо уделять политике развития пригородных районов. Такой метод требует многоуровневого подхода, особенно с учетом региональных отличий [12]. Возможным подходом для устойчивого развития является управление сельско-городскими регионами через комплексные модели развития, которые показали эффективность использования в исследованиях многих авторов [12, 21-25].
По нашему мнению, комплексная модель развития сельско-городских регионов должна включать пять основных подходов, в соответствии с основными направлениями устойчивого развития территорий (рис. 3).
(я^амм лягдоило-рилльтмс
Устойчиво» Р41ВИТИ*
с «льско-городских регион о*
(мммичпми Социальна*
стратегия страт****
Рис. 3. Модель устойчивого развития сельско-городских регионов
Так, стратегия территориального развития включает основы политики на уровне сельско-городских районов; координацию развития пригородов и слаборазвитой инфраструктуры; создание механизмов контроля и стимулирования для предотвращения урбанизации, акцент на возможность зонирования. Экономическая стратегия состоит в многопрофильности и устойчивости местной экономики и занятости; разностороннем развитии сельских районов; возрождении городов с улучшенными сельско-городскими связями; акценте на социальную экономику и выявление скрытых ресурсов в пригородах. Социальная стратегия предусматривает предоставление жилья и услуг для поддержки устойчивых сообществ; акцент на потребности и возможности различных типов поселений, социальные функции и ценности, предоставляемые пригородными районами. Экологическая стратегия включает политику в области экосистемных услуг и инвестиционной системы; адаптацию к изменениям климата; сохранение ландшафта и среды обитания; многоуровневую эко-ландшафтную инфраструктуру; акцент на многоотраслевом сельском и лесном хозяйстве. Стратегия управления включает сильное и демократическое муниципальное правительство; крепкую финансовую и налоговую политику и инвестиции в инфраструктуру; активную роль в местной экономике; участие общественности и заинтересованных сторон; акцент на потенциале стратегической и международной координации на уровне сельско-городских районов.
ВЫВОДЫ
Таким образом в результате исследования получена модель устойчивого развития сельско-городских регионов, включающая пять составляющих: территориальную, экономическую, социальную, экологическую и управленческую. Предложенная модель может служить основой
для оценки развития сельско-городских территорий, необходимой для эффективного управления на разных уровнях: от местного до национального. Для оценки предполагается использование разработанных ранее авторских методик [26, 27], опробованных для оценки сельских поселений как в Беларуси, так и в России. При этом, следует отметить, что результаты позволяют не только оценить потенциал развития, но и выявить критические точки территориального развития.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Полученные результаты послужат основой дальнейших исследований по моделированию и оценке развития систем сельско-городского расселения. Предложенная комплексная модель развития сельско-городских районов включает пять составляющих, необходимых для получения интегрального индекса развития, позволяет определить критические точки и целесообразна для использования при разработке проектов территориального планирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильичев, В.А. Реконструкция урбанизированных территорий на принципах симбиоза градостроительных систем и их природного окружения / В.А. Ильичев, В.И. Колчунов, Н.В. Бакаева // Промышленное и гражданское строительство. -2018. - № 3. - С. 4-11.
2. Ильичев, В.А. Моделирование и анализ закономерностей динамики изменения состояния биосферосовместимых урбанизированных территорий / В.А. Ильичев, С.Г. Емельянов,
B.И. Колчунов, Н.В. Бакаева, С.А. Кобелева // Жилищное строительство. -2015. - № 3. - С. 3-9.
3. Любовный, В.Я. Регулирование градостроительства в изменяющихся условиях развития России / В.Я. Любовный // Academia. Архитектура и строительство. - 2016. -№ 1. - C. 57-63.
4. Сдобнов, Ю.А., Любовный В.Я. Города России: тенденции, проблемы. возможные пути развития и совершенствования управления / Ю.А. Сдобнов, В.Я. Любовный // Градостроительство. - 2012. - № 2. - C. 14-16.
5. Agriculture Under Human Influence: A Spatial Analysis of Farming Systems and Land Use in European Rural-Urban-Regions // ResearchGate. (accessed: 14.03.2018).
6. Rural-Urban Regions: A Spatial Approach to Define Urban-Rural Relationships in Europe // ResearchGate. (accessed: 14.03.2018).
7. PLUREL synthesis report - SUMMARY.pdf.
8. Vlasov D., Danilina N. Scientific and methodological basis of development of the Park-and-Ride facilities in the intermodal transport hubs of Moscow agglomeration // Advanced Materials Research. - 2014. (869-870). - Рр. 201-204.
9. Danilina, N. Intermodal system for mobility demand in the realities of the Russian Federation: Reality and forecast 2016. -P. 02001.
10. Danilina N., Vlasov D. Aspects of transport transit hubs construction management in coordination with object lifecycle projecting. - 2016. - Pр. 5-17.
11.Щербина, Е.В. Оценка факторов, обеспечивающих устойчивое развитие сельских поселений / Е.В. Щербина, Е.В. Горбенкова // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. -2016. - № 4 (16). - С. 97-105.
12. Горбенкова, Е.В. Методологические подходы моделирования развития сельских поселений / Е.В. Горбенкова, Е В. Щербина // Вестник МГСУ. - 2017. - Т. 12, № 10 (109). -
C. 1107-1114. DOI: 10.22227/1997-0935.2017.10.1107-1114
13.Шеина, С.Г. Исследование систем расселения на примере Ростовской области / С.Г. Шеина, Д.В. Шишкунова // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2017. -№ 1 (17). - С. 82-91.
14. Горбенкова, Е.В. Анализ влияния приближенности областных центров на уровень социально-экономического развития сельских поселений Беларуси / Е.В. Горбенкова // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитектура. -2014. - № 1. - С. 49-62.
15. Давиденко, П.Н. Значение сельских поселений для устойчивого развития Беларуси и России / П.Н. Давиденко, Е.В. Горбенкова // Градостроительство. - 2015. - № 5 (39). - С. 37-40.
16. Elena Shcherbina and Elena Gorbenkova. Transformation of Belarus and Russian agricultural settlement system in the new economic conditions (post-Soviet period) // MATEC Web Conf., 86 (2016) 07002 DOI: https://doi.org/10.1051/matecconf/20168607002
17. Маршалкович, А.С. Экология городской среды. Курс лекций / А.С. Маршалкович, М.И. Афонина - Москва, 2016. - 124 с.
18. Ветрова, Н.М. Особенности эколого-экономического управления в рекреационных регионах / Н.М. Ветрова, А.А. Гайсарова // Экономика и экология территориальных образований. -2016. - № 2. - C. 7-13.
19. Ветрова, Н.М. Уровень нарушенности экологического состояния прибрежных территорий Западного Крыма / Н.М. Ветрова, Т.А. Иваненко // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. -2015. -№ 3 (11). -C. 58-65.
20. Shcherbina Е., Gorbenkova Е., Slepnev М. Urban-planning sustainability problems in a city natural framework // MATEC Web Conf., 106. - 2017 (01032). - DOI: https://doi.org/10.1051/matecconf/201710601032.
21.Шубенков, М.В. Градостроительные системы и их роль в новых условиях социального и экономического развития страны / М.В. Шубенков // Архитектура и строительство России. -2016. - № 4 (220). -С. 74-75.
22.Шубенков, М.В. Городские агломерации: мысли о настоящем и будущем / М.В. Шубенков, Д.А. Хомяков // Academia. Архитектура и строительство. -2015. - № 3. - C. 86-91.
23. Shubenkov, M.V. Space of the regional agglomerations and re-industrialization / Shubenkov M.V., Khomyakov D.A. // Journal of Applied Engineering Science. -2016. Vol. 14, - № 1. -Рр.154-162.
24. Elena Shcherbina and Elena Gorbenkova 2018 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 365 022039. https://doi.org/10.1088/1757-899X/365/2/022039
25. Pavel Davidenko et al 2018 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 365 022050. https://doi.org/10.1088/1757-899X/365/2/022050
26. Горбенкова, Е.В. Методика определения индекса развития агрогородка / Е.В. Горбенкова, Е.В. Щербина, О.М. Старолавникова // Интернет-Журнал Науковедение. -2015. -Т. 7, № 2 (27). -С. 97. DOI: 10.15862/92TVN215.
27. Горбенкова, Е.В. Метод оценки уровня развития сельских поселений / Е.В. Горбенкова // Научное обозрение. -2014. - № 12-1. - С. 210-218.
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL-URBAN SETTLEMENT SYSTEM
Gorbenkova E.V.
Belarusian-Russian University, Mogilev, Belarus
Annotation. The article discusses the problem of rural-urban areas development in new socio-economic conditions. The cities development, along with many positive effects, also leads to serious negative social and environmental consequences associated with urban sprawl. The integrated development can be achieved by focusing public policies on rural-urban areas, which requires a rural-urban development model.
Keywords: sustainable development, suburbanization, peri-urban areas, rural-urban areas, suburbs, development modeling.