Научная статья на тему 'Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий -основа продовольственной безопасности страны'

Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий -основа продовольственной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА СТРАНЫ / УГРОЗЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕЗИЛЬЕНЦ-МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федораев С.В., Литвиненко А.Н.

В статье представлены законодательные основы устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий, продовольственной независимости и безопасности страны, рассмотрены основные угрозы обеспечению продовольственной безопасности и развитию сельского хозяйства, предложены возможные направления дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable agriculture and rural development - the basis of food security

The article presents the legal basis for sustainable development of agriculture and rural development, food sovereignty and security of the country, are considered major threats to food security and agricultural development, suggesting possible areas for further development.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий -основа продовольственной безопасности страны»

Целесообразно рассмотреть возможность отмены налога на добавленную стоимость на комбикорма, витамины, белковые добавки, незаменимые аминокислоты и другие ингредиенты, используемые в приготовлении кормов для животных.

Ввиду ограниченности бюджетных средств в качестве источников дополнительных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей могут быть: рост цен у производителей сельхозпродукции в связи с закупкой отечественной продукции в продовольственный фонд помощи нуждающимся; снижение темпов инфляции и потерь от нее путем «замораживания» для сельского хозяйства цен и тарифов естественных монополий, контролируемых государством; отказ от субсидирования части процентной ставки в связи со снижением инфляции; внедрение механизмов, позволяющих не включать в стоимость закупаемой продукции налог на добавленную стоимость. Размер этих средств, по оценкам специалистов, может достичь 360-390 млрд.руб. [3].

Государственная поддержка сельского хозяйства при доработке механизмов ее доведения до сельхозтоваропроизводителей призвана давать максимальный эффект от вложения и тем более не должна стать средством покрытия убытков от бесхозяйственности.

Импортозамещение выступает необходимым условием достижения утраченной продовольственной безопасности, одной из наиболее вероятных и оправданных стратегий экономического роста и развития аграрного рынка России на современном этапе. Предполагается, что при должном уровне государственной поддержки импортозамещение станет неким стимулом для развития и защиты собственного агропроизводства.

Литература

1. Ушачев И.Г. Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 1. - С. 9-15.

2. Боговиз А. Особенности формирования и направления аграрной политики России // АПК: экономика, управление. - 2014. -№ 5. - С.21-27.

3. Ушачев И.Г. Социально-экономические исследования в аграрном секторе экономики: основные направления // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 4. - С.5-8.

4. Иванова Н. Защита внутреннего рынка свинины в России //Экономика сельского хозяйства России. -2013. -№ 12. -С.20-25.

5. Липницкий Т. Импортозамещение как фактор обеспечения экономического развития агропроизводства // АПК: экономика, управление. -2014. -№ 3. - С.63- 67.

6. Аскеров Х.Ю. Государственное регулирование интеграционных связей в аграрном секторе //Аграрная наука.-2013.-№ 11,-С.6-8.

УДК 338.1 Канд. экон. наук C.B. ФЕДОРАЕВ

(СПбУ МВД России, fedoraev-spb@yandex.ru) Доктор экон. наук А.Н. ЛИТВИНЕНКО (СПбУ МВД России, lanfk@rambler.ru)

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ -ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Аграрная политика страны, угрозы устойчивого развития сельского хозяйства, продовольственная независимость, продовольственная безопасность, резильенц-менеджменг

Аграрная политика России сформирована и реализуется в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства». Под устойчивым развитием сельского хозяйства и сельских территорий понимается увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, рациональное использование земель, стабильное

социально-экономическое развитие сельских территорий, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни [1].

Основные цели государственной аграрной политики Российской Федерации направлены на повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, обеспечение качества продовольственных товаров; обеспечение устойчивого развития сельский территорий, занятости сельского населения, повышения уровня жизни, занятых в сельском хозяйстве; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства природных ресурсов; развитие инфраструктуры, повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет создания эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции и сырья; создание благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиций в сфере сельского хозяйства; поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги) [1].

В соответствии в обозначенными целями определены основные направления государственной аграрной политики. В статьях 6 и 7 перечислены меры по реализации государственной аграрной политки и основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и сельских территорий. Программный документ, формирующий основные приоритеты развития аграрного сектора экономики, направленный на обеспечение продовольственной безопасности страны [1].

Согласно Доктрине продовольственной безопасности страны до 2020 года «продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.» [2].

В настоящее время вопросы продовольственной независимости и безопасности страны выходят на первый план и приобретают первостепенное значение. Прежде всего требуется довольно чёткое разграничение терминов. Продовольственная независимость Российской Федерации, согласно Доктрине продовольственной безопасности, определяется устойчивым производством отечественных пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих товаров. Пороговые значения удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка установлены Доктриной продовольственной безопасности на следующем уровне: зерно - не менее 95%, сахар - не менее 80%, растительное масло - не менее 80%, мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) - не менее 85%, молоко и молоко продукты (в пересчете на молоко) - не менее 90%, рыбная продукция - не менее 80%, картофель - не менее 95%, соль пищевая - не менее 85% [2]. Продовольственная независимость страны является понятием экономическим и политическим. Если страна импортирует более 20% значимых продовольственных товаров, то она теряет продовольственную независимость [3].

По оценкам ученых Центра агропромышленной политики РАНХиГС, представленных в исследовании «Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы», уровень продовольственной независимости страны в 2012 г. составил: по зерну - 134,8%, картофелю - 103,7%, молоку и молочным продуктам - 80,2%, мясу и мясным продуктам - 75,9%. Представленный показатель продовольственной независимости по отдельным видам продукции рассчитан по формуле:

ПН=(ОП/ОЛ)хЮО,

где ОП - объемы производства за год, включая изменения запасов (запасы на начало года минус запасы на конец года), физ.ед.; ОЛ - объем личного и производстенного потребления, физ.ед.

[4].

Наряду с показателем продовольственной независимости по отдельным видам продукции предлагается ввести интегральный показатель общего уровня продовольственной независимости, определяемый по формуле:

ОУПН=(1 - (И-Э) / РНП)хЮ0,

где ОУПН - общий уровень продовольственной независимости страны, %; И - стоимость импорта, ден.ед.; Э - стоимость экспорта, ден.ед.; РНП - расходы населения страны на продовольствие, ден.ед. По расчетам экспертов, данный показатель последние годы находится на устойчивом уровне 87-89% [4].

Продовольственная безопасность Российской Федерации определяется состоянием экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [2]. Продовольственная безопасность страны понятие более широкое, включающее в себя понятие продовольственной независимости, а также, что очень важно, доступность продовольствия каждым гражданином страны: физическую, то есть, там где проживает гражданин, значимые продукты питания должны находиться в необходимом объеме, и экономическую, означающую возможность приобретения продуктов питания в необходимом количестве по сложившимся ценам. Необходимое количество (рациональная норма потребления) продуктов питания определяется, исходя из суточной калорийности питания человека и количества белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеков в сутки.

Продовольственная безопасность также определяется и безопасностью продуктов питания для человеческого организма. Безопасность продовольственных продуктов оказывает непосредственное влияние на продолжительность жизни населения страны. Ученые и специалисты утверждают, что три четверти потребляемых человеком продуктов питания и воды должны быть получены в месте проживания, то есть в радиусе около 100 км от дома, а 60% рациона должны составлять злаковые культуры [3]. Еще более 100 лет назад известный исследователь России C.B. Максимов отметил, что на территории нашей страны произрастаю все злаковые культуры. «Давно всеми признано и доказано, что страна наша преимущественно земледельческая, а потому и самих крестьян или мужиков всего умнее и справедливее привыкли называть хлебопашцами. И в самом деле, нам указана для жизни на земле такая страна, где родятся все роды хлебов: ячмень, рожь, овес, пшеница, гречиха, просо, рис и кукуруза. Поэтому, где только поселились русские люди, всегда там засеваются хлебные растения. Согласно этому природному делению нашей родины на три царства: пшеничное, ржаное и яшное, народ наш из всякого зернового немолотого хлеба житом, как главным жизненным подспорьем, называет в пшеничной стране на юге пшеницу, а в ржаной - рожь, величает житом ячмень по всему северному краю России» [5].

В Распряжении от 18 ноября 2013 года № 2138-р «Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации» утвержден обширный перечень показателей, включающий 67 целевых показателей и 105 показателей мониторинга. Данный перечень не полностью синхронизирован с показателями Доктрины продовольственной безопасности и показателями, рассчитываемыми ФАО (FAO) - организацией по сельскому хозяйству и продовольствию при ООН [4]. На наш взгляд, перечень показателей, характеризующих продовольственную безопасность, необходимо оптимизировать как по количеству показателей, так и по их составу.

По мнению ученых Центра агропромышленной политики РАНХиГС, основными угрозами продовольственной безопасности страны являются: вымывание малых форм хозяйствования, чрезмерная концентрация производства; незавершенность земельной реформы; отсутствие системы управления земельным фондом страны; переход крупных землевладений под иностранный контроль; отказ от категорий земель и переход к сельскохозяйственному зонированию; наличие в стране недоедающих граждан [4].

К перечисленным угрозам необходимо добавить изменение климата. По оценкам отечественных и иностранных ученых изменение климата для Российской Федерации носит преимущественно положительный характер для условий сельскохозяйственного производства, что в первую очередь связано с глобальным потеплением. В данном случае речь идет о средних климатических показателях, однако, количество опасных природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные, песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы) существенно увеличилось. Международный опыт показывает, что для решения такого рода проблем эффективным является сельскохозяйственное страхование.

Одним из направлений государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий является развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве с государственной поддержкой.

Серьезную угрозу для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий представляет волатильность цен на сельскохозяйственную продукции и сырье, а также продукцию, сырье и услуги промышленного производства, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями. По сравнению со странами Евросоюза в Российской Федерации наблюдается более высокий темп роста индекса цен на продовольствие. В 2013 году индекс цен на продовольствие вырос: в России на 6,2%, в ЕС - 1,45%. Значительный рост в Российской Федерации наблюдался на молочную продукцию, сыры, яйца и овоши (более 18%) [4]. Для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия аграрной политикой предусмотрено осуществление государственных закупочных и товарных интервенций [1]. Развитие товарных и фьючерсных бирж, торгующих сельскохозяйственным сырьем и продукцией, срочными контрактами, позволило бы сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществлять операции хеджирования и соответственно стабилизировать цены.

С позиции совершенствования предпринимательства сельскохозяйственных товаропроизводителей особое значение приобретает умение противостояние внешним угрозам или резильентность. Под резильентностью понимают системную сопротивляемость помехам и изменениям. Различают проактивную форму резильентности (робустность) и реактивную форму резильентности (агилитет). Резильентность субъекта предпринимательской деятельности можно охарактеризовать тремя свойствами:

предупреждение: сопротивляемость негативным внешним влияниям выстроена заблаговременно, сопоставимо с резистентностью;

- адаптация: по-возможности быстро достигается возврат к определенному исходному состоянию;

- инновации: экономически используются возникающие преимущества от изменяющихся условий окружающей среды, сравнимо с инновационным менеджментом.

Резильенц-менеджмент охватывает все мероприятия, нацеленные на усиление выносливости предпринимательской системы от влияние внешних факторов. Разработки в этой области менеджмента и системное практическое внедрение позволило бы существенно повысить устойчивость сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий за счет комплексного предупреждения угроз, быстрому возврату к определенному исходному состоянию с помощью отработанного перечня мероприятий реагирования и инновационной адаптации к изменениям условий хозяйствования.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120

3. Сёмин А.Н. К вопросу о понятиях «продовольственная независимость» и «продовольственная безопасность» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. -№11.

4. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции, угрозы. - М.: ФГБОУ ВПО РАНХиГС. - 2014. - 56 е.: http://www.ranepa.ru/ 2148_3457100313aa5f2cfd9488b29087e302.html

5. Максимов С.К Куль хлеба и его похождения. - М.: Молодая гвардия, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.