Научная статья на тему 'Состояние сельскохозяйственных угодий как недооцененный аспект содержания продовольственной безопасности'

Состояние сельскохозяйственных угодий как недооцененный аспект содержания продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗЕМЛИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / FARMLAND / AGRICULTURE / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окунев М. А.

Данная статья посвящена вопросам совершенствования системы продовольственной безопасности государства, в первую очередь, за счет обоснования Первоочередной важности состояния сельхозугодий, а также уровня их производительного потенциала. Именно наличие и рациональное использование земельных ресурсов в сельском хозяйстве может служить ключевым гарантом возможности стабильного обеспечения населения продовольствием на перспективу то, чего не нашло своего отражения в принятой в 2010 году Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF FARMLAND: THE UNDERESTIMATED ASPECT OF FOOD SECURITY

This article contains questions of the content of food security and the analysis of a condition of farmland in the country. Rational use of the ground areas in agriculture is the main guarantor of maintenance of the population with the foodstuffs. This fact hasn't been considered in the official doctrine of food security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Состояние сельскохозяйственных угодий как недооцененный аспект содержания продовольственной безопасности»

^^^Аграрный вестник Урала №6 (85), 2011 г.~+Х*ЗЗЁ

Экономика

состояние сельскохозяйственных угодий как недооцененный аспект содержания продовольственной БЕЗОПАСНОСТИ

М. А. ОКУНЕВ,

аспирант, Санкт-Петербургский ГАУ

196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, д. 2; тел. 89117113561; _________e-mail: [email protected]_________

Ключевые слова: сельскохозяйственные земли, продовольственная безопасность, продовольственная независимость.

Keywords: farmland, agriculture, food security.

Поддержка и развитие сельского хозяйства — будь то в масштабах всего государства или в границах конкретного субъекта Российской Федерации — всегда имеют конечной целью достижение вполне конкретных и необходимых для общества результатов. К ним можно причислить и экономическое благополучие сельскохозяйственных товаропроизводителей, и обеспечение занятости населения, и многое другое. Но, безусловно, конечным и самым главным результатом, на достижение которого направлены практически все меры по стимулированию сельскохозяйственного производства, является стабильное наличие на полках магазинов качественной сельскохозяйственной продукции по доступным ценам. Конечно, такая «простонародная» формулировка упускает множество нюансов, проявляющихся лишь при рассмотрении озвученного результата сквозь призму чрезвычайно актуального понятия продовольственной безопасности.

Цель исследований.

Целью данной статьи является обоснование предложений по усовершенствованию содержания продовольственной безопасности, в котором, по моему мнению, необоснованно упущены многие важные аспекты, в первую очередь, связанные с количественным и качественным состоянием сельскохозяйственным земель и накоплением их производительного потенциала.

Главный парадокс продовольственной безопасности заключается в том, что, несмотря на постоянное акцентирование внимания на чрезвычайной необходимости ее обеспечения со стороны государственных органов и ведущих государственных политических деятелей, до недавнего времени ее официальное определение не было закреплено ни в одном действующем законодательном акте. И только в феврале 2010 г., когда Д. А. Медведевым была утверждена Доктрина продовольствен -ной безопасности Российской Федерации, термин приобрел официальный статус. Согласно пункту 5 Доктрины, под продовольственной безопасностью Российской Федерации понимается «состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни» [1].

Исходя из представленного в Доктрине определения, можно выделить четыре базовых критерия продовольственной безопасности:

1. Экономическая доступность продовольствия (питания).

Основополагающим условием достижения продовольственной безопасности является рост доходов и сокращение масштабов бедности населения, который определяет экономическую доступность продовольствия [2, с. 31].

Экономическая доступность предполагает, что население располагает достаточными средствами для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания при существующей структуре потребления продуктов питания, системе цен и уровне доходов [3, с. 9].

2. Физическая доступность продовольствия (питания).

Этот критерий сводится к отсутствию или нехватке продовольствия в местах проживания населения. В настоящий момент физическую доступность формируют суммарный запас продовольственной продукции, наличие пунктов продаж продукции на всей территории страны, а также развитость транспортной инфраструктуры. Конечная цель — доведение продовольствия до конечного потребителя на всей территории России.

3. Безопасность продовольствия (обеспечения качественного питания).

Этот критерий отвечает за безопасность продуктов питания, когда в них отсутствуют опасные для здоровья человека вещества и элементы, т. е. потребляемые населением продукты всегда должны отвечать принятым стандартам качества, а их производство без соблюдения установленных норм должно жестоко пресекаться.

4. Стабильность обеспечения (воспроизводства) продовольствия (питания).

Смысл критерия заключается в создании и поддержке такой ситуации, когда население стабильно обеспечено необходимым количеством продовольствия даже при возникновении непредвиденных проблем с поставками импорта. Такая ситуация характеризуется степенью продовольственной независимости. В свою очередь, продовольственная независимость может быть достигнута исключительно при высокой развитости сельскохозяйственного производства и, в конечном счете, эффективном использовании сельскохозяйственных земель.

Представленные критерии продовольственной безопасности по-разному интерпретируются в различных научных трудах.

Самое главное, что в вопросе критериев более-менее сформировалась единая, общепризнанная классификация, которой придерживаются почти все исследователи продовольственной безопасности. С другой стороны, несмотря на относительную солидарность в вопросе классификации критериев, отсутствие единой точки зрения касательно важности и превосходства по значимости одного критерия над другим побудило меня к расстановке собственных акцентов.

Результаты исследований.

Экономическая доступность продовольствия, характеризуемая покупательной способностью населения в продовольственной сфере, безусловно, является важной составляющей продовольственной безопасности. Но уровень покупательной способности населения сам по себе актуален для всех групп товаров (не только продовольственных) и услуг, приобретаемых для обеспечения полноценной жизнедеятельности. Поэтому его можно рассматривать как отдельную экономическую категорию, распространяющуюся на различные сегменты рынка.

Физическая доступность продовольствия представляется также неотъемлемой, но в то же время наименее проблемной стороной рассматриваемого вопроса. Конечно, нельзя понижать значимость транспортных поставок продовольствия и количества его запасов в точках продаж, когда все необходимые продукты питания доходят до конечного потребителя. Но можно ли ее поставить выше самого производства продовольствия — получения сельскохозяйственной продукции? Ни в коем случае.

Безопасность продовольствия особенна тем, что ее обеспечением должны заниматься все участники цепочки «от производителя до конечного потребителя». Производства качественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции, правильная транспортировка и соблюдение условий ее хранения — все это влияет на конечное качество потребляемого населением продовольствия. На первом и самом ключевом этапе безопасность продовольствия зависит, во-первых, от добросовестности производителя и его желании обеспечить максимально возможный уровень качества выпускаемой продукции — то, что поддается осуществлению в сравнительно короткий промежуток времени; во-вторых, от экологического состояния используемых в сельскохозяйственном производстве земель — его повышение в короткий промежуток времени невозможно.

Но производство качественного

Аграрный вестник Урала №6 (85), 2011 г.-<^К{^=^

______________________Экономика

продовольствия — это уточняющая характеристика того, что производство должно осуществляться в принципе (производимая продукция должна отвечать принятым стандартам). Именно поэтому я считаю обоснованным выдвинуть на передний план проблему стабильности воспроизводства продовольствия. Лишь в единичных публикациях затрагивается вопрос о необходимости поддержания должного состояния сельскохозяйственных угодий для возможности стабильного производства сельскохозяйственной продукции в будущем.

Социально-экономическая система страны должна гарантировать стабильность (устойчивость) поставок продовольствия, т. е. его доступность каждому гражданину не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Стабильность доступа к продовольствию зависит, с одной стороны, от имеющихся на территории государства запасов продовольствия, а с другой, в более долгосрочной перспективе, от экологического состояния сельскохозяйственных земель [3, с. 9].

Представленная трактовка критерия подчеркивает первоочередную значимость количественного и качественного состояния сельскохозяйственных земель, от которого, по сути, зависят гарантии воспроизводства продовольствия в обозримом будущем. Экологическое состояние сельскохозяйственных угодий во многом предопределяет возможность использования свойств земли и как ресурса, и как средства производства. А если вспомнить, что в сельскохозяйственном производстве земля выступает одновременно в двух этих ипостасях, то можно сделать общий вывод о том, что только наличие главного ресурса является гарантом обеспечения долгосрочной продовольственной безопасности. Отсюда вытекает еще один немаловажный вывод: наличие в текущий момент необходимого количества продовольствия высокого качества, доступного для всего населения, не может служить индикатором обеспечения продовольственной безопасности в принципе. Только обеспеченность ресурсом (сельскохозяйственными угодьями) в совокупности с высоким уровнем развития сельскохозяйственного производства можно рассматривать как единственный объективный гарант стабильного обеспечения населения продовольствием в объемах, соответствующих рациональным нормам питания.

Обозначая стабильность воспроизводства в качестве основополагающего, базового критерия продовольственной безопасности, мне предоставляется возможность сформулировать и классифицировать отдельные элементы (показатели), которые его характеризуют:

— тенденция изменения общей площади сельскохозяйственных угодий в хозяйствах всех категорий;

— тенденция изменения общей посевной площади в хозяйствах всех категорий;

— тенденция изменения эффективности использования сельскохозяйствен -ных угодий (по показателям урожайности сельскохозяйственных культур, производства животноводческой и молочной продукции на единицу площади, сто -имости валовой продукции, полноты

использования сельхозугодий и т. д.);

— тенденция изменения эффективности сельскохозяйственного производства в целом (по показателям рентабельности сельскохозяйственного производства, себестоимости продукции, производительности труда, использования производственных ресурсов и т. д.).

Все перечисленные показатели необходимо рассматривать исключительно в ракурсе варьирования по годам, чтобы суметь составить прогноз их значений в долгосрочной перспективе. Статичные данные, по состоянию на текущий момент, не могут служить основной для оценки состояния продовольственной безопасности. Также нужно отметить, что последний, четвертый элемент — эффективность сельскохозяйственного производства — более фундаментальная категория, существование которого невозможно без первых трех, формирующих в своей совокупности производительный потенциал сельскохозяйственных земель.

К сожалению, исключительная важность критерия стабильности воспроизводства продовольствия не нашла своего отражения в Доктрине продовольственной безопасности.

Разумеется, что содержание продовольственной безопасности не сводится только к составляющим его критериям. Она имеет вполне конкретные цели и задачи, закрепленные на законодательном уровне — в упомянутой Доктрине продовольственной безопасности. Согласно ее содержанию, стратегической целью продовольственной безопасности является «обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов» [1]. Исходя из этой трактовки, а также рассмотренных критериев, мы можем самостоятельно выделить несколько более конкретных целей применительно к решаемым проблемам обеспечения продовольственной безопасности:

— обеспечение стабильного присутствия на рынке продуктов питания в необходимом количестве и широком ассортименте по доступным ценам;

— обеспечение обоснованного соотношения на отечественном рынке зарубежных и отечественных продуктов питания, гарантирующее сохранение продовольственной защищенности при возникновении проблем с поставками импорта;

— обеспечение гарантий приемлемого качества продовольствия, соответствующего всем принятым стандартам и номам здорового питания, не наносящего вреда здоровью человека и удовлетворяющего его потребности в калориях и питательных компонентах в ежедневном рационе;

— обеспечение экономического доступа населения к продовольствию за счет обеспечения его денежными средствами в количестве, необходимом для покупки продуктов питания.

К задачам продовольственной безопасности, согласно пункту 3 Доктрины, относятся:

— своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

— устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

— достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

— обеспечение безопасности пищевых продуктов [1].

По своей сути задачи определяют путь к поставленным целям. Представленный в Доктрине перечень задач охватывает широкий перечень действий, необходимых для достижения целей продовольственной безопасности, но лишь в самой глобальной форме. На мой взгляд, жизненно необходимо разделять первостепенные, более конкретные задачи от всех остальных, требующих выполнения в самую первую очередь. К таким первостепенным задачам, по моему мнению, следует отнести:

— прекращение выбытия и изъятия сельскохозяйственных угодий из оборота сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— накопление производительного потенциала земель за счет освоения новых и улучшения существующих сельскохозяйственных угодий путем проведения комплекса агротехнических, мелиоративных и культуртехнических мероприятий;

— оказание всесторонней поддержки отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям, направленной на увеличение количества и качества выпускаемой ими продукции;

— комплексное развитие производственной базы сельского хозяйства и рыболовства и сети предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья;

— накопление стратегических запасов продовольствия;

— постепенное сокращение импорта продуктов питания, производство которых может осуществляться на территории России;

— повышение конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров на внутреннем рынке.

Только их скорейшее выполнение позволит предотвратить актуальные для нашей страны угрозы продовольственной безопасности, необоснованно упущенные в Доктрине, а именно:

— многолетняя тенденция тотального сокращения сельскохозяйственных угодий, в том числе высокопродуктивных;

— деградация сельскохозяйственных угодий, в результате которой они становятся малопригодными для производства сельскохозяйственной продукции;

— чрезвычайная зависимость России от

333^^ Аграрный вестник Урала №6 (85), 2011

импортируемой пищевой продукции и сельскохозяйственной техники;

— крайне низкая поддержка со стороны государства сельского и рыбного хозяйства, которая не соответствует ни издержкам, затрачиваемым на производство продовольствия, ни каким-либо стимулам для наращивания производства.

Любую из перечисленных угроз можно разделить еще на целый ряд более конкретизированных угроз, каждая из которых также будет достойна отдельного рассмотрения.

Выводы. Рекомендации.

Подводя итоги содержания продовольственной безопасности, следует объединить и систематизировать в едином алгоритме все те элементы, которые требуют своего усовершенствования, и те нововведения, которые были предложены в статье (рис 1). Закрепление их на законодательном уровне способствовало бы ускорению решения первоочередных задач в рассматриваемой сфере.

литература

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

2. Руденко С. И. Продовольственная безопасность как элемент национальной безопасности : монография. М. : ИВЦ «Маркетинг», 2008. 155 с.

3. Блок М. А. Региональная продовольственная безопасность и система ее обеспечения. СПб. : ИНФО-ДА, 2007. 130 с.

4. Шишов Д. А. Докторская диссертация. Эффективное управление земельными ресурсами и обеспечение продовольственной безопасности в условиях реформирования аграрной сферы экономики. СПб., 2005.

Рисунок 1

Алгоритм обеспечения стабильности воспроизводства продовольствия как ключевого

элемента содержания продовольственной безопасности

о роли стратегического и антикризисного управления конкуренцией в обеспечении устойчивого функционирования рынка

сельскохозяйственных товаров региона

о. А. ПичУГин, аспирант, Уральская ГЮА

тел. 8(343)2693717; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: управление конкуренцией, конкурентоспособность, стратегическое управление, антикризисное управление, рынок сельскохозяйственных товаров, факторы конкуренции.

Keywords: management of a competition, competitiveness, strategic management, crisis management, agricultural market, factors of a competition.

В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечается, что переход к инновационному социально ориентированному типу развития невозможен без формирования в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской активности. Данное положение относится также и к конкурентной среде на рынке сельскохозяйственных товаров региона, в рамках которого удовлетворяются потребности населения в продуктах питания, обеспечиваются сырьем множество отраслей промышленности, распределяется доход в пользу значительной части предприятий и работников.

Именно рынок проявляет вовне все противоречия, вызванные объективными условиями функционирования сельского

хозяйства, и позволяет обеспечить материальную заинтересованность всех покупателей и продавцов в получении конечного продукта. Значимым элементом, позволяющим управлять рынком сельскохозяйственных товаров, являются условия конкуренции между продавцами и покупателями, которые определяют порядок формирования цен на сельскохозяйственную продукцию, тем самым оказывая прямое влияние на уровень рентабельности производства и продажи сельскохозяйственных товаров.

В последнее время развитию стратегического и антикризисного управления, конкуренции на всех типах рынка государство уделяет все больше и больше внимания: разрабатываются национальные проекты, стратегии развития федерального и регионального уровней, программы

антикризисных действий, предполагается, что вскоре Россия вступит в ВТО.

Представляется, что вопросы стратегического и антикризисного управления конкуренцией на рынке сельскохозяйственных товаров региона требуют дальнейшего изучения, что обусловлено низкой степенью изученности проблемы в данном ракурсе, а также отсутствием на практике и в теории подхода, согласно которому состоянием конкуренции необходимо управлять.

Сравнительно недавно устоялось мнение, согласно которому стратегическое управление позволяет эффективно преодолевать кризисы, возникающие в социально-экономических системах, и обеспечивать их устойчивый рост (см., например, [1, 2, 3, 4]). Под стратегическим управлением понимается такое управление, при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.