Научная статья на тему 'Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области: основные инструменты региональной аграрной политики'

Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области: основные инструменты региональной аграрной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
областная целевая программа / целевые показатели / комплексный показа-тель / социальное развитие села / ресурсное обеспечение / федеральный бюджет / regional program / special indicators / complex indicator / rural social development / re-source providing / federal budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чумакова Ольга Владимировна, Игонина Олеся Владимировна

Анализируется ресурсное обеспечение областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст-вия Самарской области. Были рассмотрены результаты достижения целевых показателей программы, а также указаны основные направления программы на 2013-2020 гг. в сфере со-циального развития села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL AREAS SUSTAINED DEVELOPMENT IN THE SAMARA REGION: BASIC MEASURES OF REGIONAL AGRICULTURAL POLICY

Аnalyzes resource providing of regional special program of agriculture development and agricultur-al products, raw materials and provisions regulation in the Samara region. Special program results are reviewed, and the main program tendencies are revealed for 2013-2020 years in the sphere of rural social development.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области: основные инструменты региональной аграрной политики»

Экология и безопасность жизнедеятельности

УДК 332.14

УСТОЙЧИВОЕ развитие сельских территории САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

© 2014 Чумакова Ольга Владимировна

кандидат экономических наук, доцент

© 2014 Игонина Олеся Владимировна

студент

Самарская государственная сельскохозяйственная академия E-mail: olga_23.05@mail.ru; ig_olesya@mail.ru

Ключевые слова: областная целевая программа, целевые показатели, комплексный показатель, социальное развитие села, ресурсное обеспечение, федеральный бюджет

Анализируется ресурсное обеспечение областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области. Были рассмотрены результаты достижения целевых показателей программы, а также указаны основные направления программы на 2013-2020 гг. в сфере социального развития села.

RURAL AREAS SUSTAINED DEVELOPMENT IN THE SAMARA REGION: BASIC MEASURES OF REGIONAL AGRICULTURAL POLICY

© 2014 Chumakova Olga Vladimirovna

Ph.D. in Economics, docen

© 2014 Igonina Olesya Vladimirovnastudent

Samara State Agriculture Academy Е-mail: olga_23.05@mail.ru; ig olesya@mail.ru

Key words: regional program, special indicators, complex indicator, rural social development, resource providing, federal budget

Аnalyzes resource providing of regional special program of agriculture development and agricultural products, raw materials and provisions regulation in the Samara region. Special program results are reviewed, and the main program tendencies are revealed for 2013-2020 years in the sphere of rural social development.

Устойчивое развитие сельских территорий - это стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее рост уровня и улучшение качества жизни сельского населения. Одним из наиболее действенных инструментов, формирующих в рамках программно-целевого подхода устойчивость сельских территорий, является оказание им государственной поддержки.

Приоритеты Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 г. - повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, сохранение территориальной целостности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

188

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

В социальной сфере приоритетными направлениями являются устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности страны, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения.

В целях повышения уровня и качества жизни сельского населения, сокращения разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в Самарской области осуществлялись мероприятия:

- по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;

- обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

- развитию газификации в сельской местности;

- развитию водоснабжения в сельской местности;

- развитию электрических сетей в сельской местности;

- развитию информационно-

консультацинного обслуживания сельчан;

- обеспечению противопожарной безопасности сельского населения1.

Постановлением правительства Самарской области от 10.09. 2008 г. № 375 утверждена «Областная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самар-

ской области на 2009 - 2014 годы», (далее - Программа), одной из задач которой является создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий Самарской области, восстановления и наращивания социальной и инженерной инфраструктур села. Механизм реализации Программы основывается на принципах партнерства сельского населения, хозяйственных и общественных организаций, органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области с четким разграничением полномочий и ответственности всех участников Программы, заинтересованных в ее реализации.

Организации, являющиеся исполнителями мероприятий Программы и получающие финансирование за счет средств областного бюджета, представляют в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области информационноаналитические материалы и финансовые отчеты о ходе выполнения программных мероприятий.

Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, предоставляемых на реализацию Программы, осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской об-ласти2.

Кроме того, контроль за целевым использованием средств местных бюджетов осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований. Финансирование Программы ежегодно увеличивалось в период с 2010 по 2012 г. (см. рисунок 1). Объем средств из федерального бюджета в 2010 г. составил 46%, а из областного - 54%. В 2011 - 2012 г. изменилась структура финансирования Программы в сторону увеличения доли средств областного бюджета.

В 2013 г. планируется, что удельный вес средств областного бюджета в источниках финансирования программы вырастет до 76%.

189

regrazvitie@yandex.ru

Экология и безопасность жизнедеятельности

■ Средства федерального бюджета ED Средства областного бюджета

Рисунок 1 - Финансирование «Областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009 - 2014 гг.» за счет средств федерального и областного бюджетов, млн. руб.

В Программе предусмотрена реализация следующих мероприятий, направленных на развитие сельских территорий: строительство жилья гражданам; строительство жилья молодым специалистам; строительство жилья молодым специалистам по договорам найма; мероприятия по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов; мероприятия по водо-

снабжению; мероприятия по газификации; мероприятия по развитию сети учреждений физической культуры и спорта в сельской местности; мероприятия по развитию сети учреждений первичной медикосанитарной помощи в сельской местности.

В табл. 1 указаны целевые индикаторы и показатели, которых планировалось достичь в ходе реализации Программы.

Таблица 1 - Целевые индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход реализации Программы

Показатель Единица измерения 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов 2 тыс. м 14,0 11,1 29,8 56,9

В том числе мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 2 тыс. м 6,1 5,6 12,9 25,4

Обеспеченность сельского населения питьевой водой % 63,7 70,8 78,3 85,5

Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом % 88,5 88,34 88,8 95,0

Ввод водопроводов км 22,0 15,0 18,0 20,0

Ввод газопроводов км 47,3 25,3 13,0 35,0

Ввод электрических сетей км 8,0 8,0 9,0 10,0

190

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

Программой было предусмотрено увеличение по годам ввода и приобретения жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов с 14 тыс. м в 2009 г. до 56,9 тыс. м в 2012 г., а также улучшение инфраструктуры сельских территорий,

например, увеличение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом с 88,5% в 2009 г. до 95% в 2012 г.

Помимо средств областного и федерального бюджетов реализация программных мероприятий финансировалась и за счет внебюджетных источников (табл.2).

Таблица 2 - Объем финансирования Программы за счет внебюджетных источников__________

Мероприятие Объем финансирования по годам, млн. руб.

2009 2010 2011 2012

Привлечение собственных или заемных средств на строительство (приобретение) жилья 45,84 41,72 37,49 25,81

Привлечение собственных или заемных средств на строительство (приобретение) жилья 41,60 40,00 45,73 26,32

Привлечение внебюджетных средств на реализацию мероприятий по развитию газификации в сельской местности - 10,06 10,42 -

Всего по Программе 87,44 91,78 93,64 52,13

В ходе реализации Программы в период с 2010 по 2012 г. были достигнуты определенные результаты. В 2010 и в 2012 гг. значение целевого индикатора ввода и приобретения жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов оказалось выше запланированного, в 2011 г. - меньше на 42,3 %. В том числе значение показателя обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в 2010 г. и в 2012 гг. выше запланированного, в 2011 г. - ниже на 41,6 %. Значение индикатора газификации домов (квартир) сетевым газом в 2010 г. ниже запланированного показателя на 2,8 п.п., в

2011 г. и в 2012 г. выше запланированного значения индикатора.

В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до

2012 года» в 2010 г. на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, было выделено 61,5 млн руб., по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов - 66,8 млн руб.

Социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в 2010 году получили 170 сельчан, в том числе 89 семей молодых

специалистов. Ряд молодых семей за счет выделенных бюджетных средств погасили ипотечные жилищные кредиты.

В рамках Программы проводилась целенаправленная работа по повышению образовательного уровня работников АПК. В 2010 г. прошли переподготовку и повысили квалификацию 1716 специалистов сельскохозяйственного профиля, в том числе 84 руководителей сельскохозяйственных организаций области.

С учетом софинансирования (с участием средств областного, местного бюджетов и внебюджетных источников) введено в эксплуатацию 62,83 км газопроводов низкого давления, 18,89 км водопроводов, реконструировано 36 км и построено 10,5 км электрических сетей, приобретен пожарный автомобиль, открыто 9 информационно-консультационных центров.

На реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий сельских жителей в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 г.» в 2011 г. выделено 281,6 млн руб. средств федерального и областного бюджетов, что позволило предоставить социальные выплаты на строительство или приобретение жилья 368 семьям сельских

191

regrazvitie@yandex.ru

Экология и безопасность жизнедеятельности

жителей, из них 148 молодым семьям и молодым специалистам. Кроме того, 10 молодых семей получили дополнительную социальную выплату при рождении (усыновлении) у молодой семьи, молодого специалиста одного и более детей на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья.

Наряду с действующими мерами кадровой поддержки агропроизводства это создает хороший задел на будущее.

Выпускникам высших и средних учебных заведений, поступающим на работу на сельскохозяйственные предприятия, выплачивается единовременная выплата в размере 69 тыс. и 34,5 тыс. руб., соответственно. Кроме того, в течение трех лет они получают ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 4 тыс. руб.

Социальные выплаты в 2012 г. на строительство (приобретение) жилья были предоставлены 322 сельским жителям, в том числе 145 молодым семьям и молодым специалистам. Кроме того, 2 молодым специалистам была предоставлена дополнительная социальная выплата на погашение ипотечных жилищных кредитов при рождении ребенка. По договору найма жилого помещения в 2012 году обеспечено жильем 23 молодых семьи и молодых специалиста.

В 2012 г. в рамках мероприятий по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности за счет всех источников финансирования, в том числе с привлечением средств внебюджетных источников, было введено 16,09 км газопроводов и 32,8 км водопроводов.

Согласно постановлению правительства Самарской области от 16.11.2012 г. № 664 утверждена «Областная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2013 - 2020 г.», которая предусматривает новые меры государственной поддержки устойчивого развития сельских территорий, такие как строительство фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных площадок и реализация пилотного проекта по компактной застройке.

Оказанная государственная поддержка мероприятий по социальному развитию села в 2013 г. позволит ввести (приобрести) 21,3 тыс. м1 2 жилья для 300 семей, проживающих в сельской местности, в том числе 10,1 тыс. м жилья для 140 молодых семей и молодых специалистов.

В рамках реализации мероприятий по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности будет введено 18,2 км газопроводов и 33 км водопроводов. В 2013 г. планируется ввести 5 фельдшерскоакушерских пунктов и 3 спортивных сооружения (площадки).

Таким образом, социальное развитие сельских территорий остается одним из приоритетных направлений политики Самарской области.

1http://www.samara-apk.ru/.

2

«Областная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009 - 2014 годы: постановление правительства Самарской области от 10.09.2008 № 375

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.