УДК 336.7 Гурьева Мария Андреевна
кандидат экономичесих наук,
доцент кафедры экономики, организации
и управления производством
Тюменского государственного нефтегазового
университета
Маценко Анна Витальевна
студент кафедры экономики, организации и управления производством Тюменского государственного нефтегазового университета
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Gurieva Maria Andreevna
PhD in Economics, Assistant Professor, Production Economy, Organization and Management Department, Tyumen State Oil and Gas University
Matsenko Anna Vitalievna
Student, Production Economy, Organization and Management Department, Tyumen State Oil and Gas University
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: SOCIAL AND ENVIRONMENTAL
ASPECTS
Аннотация:
В статье рассмотрены социально-экономические и экологические аспекты концепции устойчивого развития в РФ. Установлено, что для достижения устойчивого развития РФ необходимо принять меры в области здравоохранения, образования (основные направления совершенствования данных сфер содержатся в государственных программах «Развитие здравоохранения» и «Развитие образования»). Кроме того, представляется важным реформирование социальной (повышение уровня пенсионного обеспечения, снижение уровня безработицы, абсолютной бедности) и экологической (увеличение затрат на снижение вредных выбросов и т. д.) сфер.
Ключевые слова:
устойчивое развитие, экологическая, социальная и образовательная деятельность, здравоохранение, государственная программа, пенсионное обеспечение, безработица, модернизация системы образования, снижение вредных выбросов, экологические инновации.
Summary:
The article deals with social and environmental aspects of sustainable development of the Russian Federation. It was established that in order to achieve sustainable development of the Russian Federation it is necessary to take some measures in the field of health care, education (basic improvement directions of these spheres are covered by the state program "Development of Health Care" and "Development of Education"). In addition, it is important to reform the social sphere (increase of pensions, reducing of unemployment rate and absolute poverty) and environmental sphere (raise of emission reduction financing).
Keywords:
sustainable development, environmental, social and education activities, health care, state program, pension, unemployment, modernization of education system, emission reduction, environmental innovation.
Концепция устойчивого развития включает в себя не только экономические аспекты регулирования жизни общества, но и целую совокупность различных мероприятий социально-экологической направленности в контексте зеленой экономики [1; 2].
В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» запланированы меры по укреплению системы здравоохранения, образования, социальной адаптации инвалидов, вовлечению молодежи в трудовую и экономическую деятельность, повышению уровня пенсионного обеспечения.
К 2020 г. запланировано снижение уровня абсолютной бедности с 13,4 % в 2007-м до 6-7 % в 2020 г. В 2012 г. доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума существенно снизилась (на 2 п.) и составила 10,7 %, но к 2013 г. этот показатель увеличился на 0,3 %, что говорит о нестабильности изменений (рис. 1).
Рисунок 1 - Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по Российской Федерации, в % от общей численности населения в 2011-2013 гг. [3]
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 9)
К 2020 г. государство планирует снизить уровень безработицы до 4 % трудового населения. В 2013 г. этот показатель превышает прогнозное значение на 1,5 % (рис. 2).
Рисунок 2 - Уровень безработицы населения по субъектам Российской Федерации,
в среднем за год, в 2011-2013 гг., %
С 2013 г. предусматривается реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Цель программы - обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг.
По прогнозам расходы на здравоохранение должны увеличиться до 7 % ВВП в 2020 г. В 2013 г. расходы на здравоохранение составили 2 457,4 млрд руб., что составило 4 % от ВВП. По сравнению с 2011 г. доля расходов увеличилась на 0,5 %.
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования. Общее число образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2013 г. уменьшилось на 2,0 % и составило 950 единиц (включая образовательные организации Крымского федерального округа). Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 30 единиц, в то время как число частных образовательных организаций высшего образования увеличилось на 11 единиц.
С 2013 г. осуществляется реализация первого этапа государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. В рамках данной программы предстоит обеспечить финансирование развития профессионального образования, общего и дополнительного образования детей, доступность и обновление качества образования.
Целью российской экологической политики является значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Запланировано увеличение уровня затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды до 1,5 % ВВП в 2020 г. [4].
В 2013 г. больше половины затрат пришлось на сбор и очистку сточных вод - 52,2 %, абсолютный показатель составил 132 815 млн руб. от общего числа текущих затрат на охрану окружающей среды - 254 433 млн руб. (рис. 3).
По данным Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в 2013 г. из 252 городов, где проводилось обследование атмосферного воздуха, в 204 городах среднегодовая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе превышала 1 ПДК (предельно допустимая концентрация). В первую тройку городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха вошли Новокуйбышевск, Архангельск, Екатеринбург [5].
52,2 ■ На охрану атмосферного воздуха
и предотвращение изменения
19,8 климата
17,6 ■ На сбор и очистку сточных вод
-^6,1
4,2 0,1
Рисунок 3 - Текущие затраты на охрану окружающей среды в Российской Федерации
за 2013 г., %
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., целевыми ориентирами являются:
- сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз, но по сравнению с 2011 г. данный показатель не изменился;
- увеличение доли организаций, осуществляющих инновации, которые обеспечивают повышение экологической безопасности в результате использования потребителем инновационных товаров, работ и услуг (рис. 4).
70 60 50 40 30 20 10 0
Сокращение энергопотребления (энергозатрат) или потерь энергетических ресурсов
Сокращение загрязнения Улучшение
атмосферного воздуха, возможностей вторичной
земельных, водных переработки
ресурсов, уменьшение (рециркуляции) товаров уровня шума после использования
2011 год
2012 год
2013 год
Рисунок 4 - Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в результате использования потребителем инновационных товаров, работ и услуг, в % к общему числу организаций, осуществлявших экологические инновации в РФ в 2011-2013 гг.
Положительные изменения основных эколого-социальных показателей, влияющих на качество жизни, повысят экологическую безопасность окружающей среды, уровень экологической грамотности и образования населения, что благоприятно скажется на развитии страны [6].
Ссылки и примечания:
1. Гурьева М.А. Эволюция понятий «экологизация» и «зеленая экономика» // Перспективы науки. 2014. № 10 (61). С. 99-105.
2. Гурьева М.А. Экологизация экономики Российской Федерации // SWorld : сб. науч. тр. 2010. Т. 17. № 4. С. 37-38.
3. Рисунки 1-4 составлены по данным Федеральной службы государственной статистики.
4. Гурьева М.А., Зарипова М.В. Зеленая экономика: тенденции зарубежных стран // Глобальный научный потенциал. 2015. № 1 (46). С. 94-97.
5. Гурьева М.А. Платежи за загрязнение окружающей среды как элемент экономического механизма рационального природопользования РФ // Актуальные вопросы экономических наук. 2011. № 18. С. 237-241.
6. Гурьева М.А., Коновалова И.И. Сбалансированное развитие экономики регионов // Современное состояние и перспективы развития экономических наук : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (18 августа 2014 г., г. Уфа). Уфа, 2014. С. 3-5.