ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014 ЭКОНОМИКА Вып. 1(20)
РАЗДЕЛ X. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.14(470.53)
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ
Л.П. Киченко, к. экон. наук, доц. кафедры маркетинга
Электронный адрес: [email protected]
М.В. Пестерникова, к. экон. наук, доц. кафедры менеджмента
Электронный адрес: [email protected]
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
В статье рассматривается актуальная проблема внедрения принципов устойчивого развития в практику функционирования вузов. На основе теоретических подходов, практики зарубежных университетов составлена стратегическая карта ПГНИУ. Обосновывается важность и необходимость создания Координационного центра по устойчивому развитию ПГНИУ.
Ключевые слова: устойчивое развитие; устойчивый университет; стратегическое управление; стратегическая карта; экономическая эффективность; экологическая безопасность; социальная ответственность; координация.
Процессы глобализации в мире приводят к тому, что высшие учебные заведения (вузы) уже не могут развиваться изолированно [5], необходимость интеграции с общероссийским и мировым сообществом очевидна. Разработка и совершенствование уникальной стратегии, соответствующей текущему и перспективному положению дел, - важная ступень в достижении университетом конкурентоспособности. Сегодня вузы нуждаются в современной идее, способной объединить всех стейкхолдеров вокруг себя. Концепция устойчивого развития является одной из идей, которая может стать основой стратегии дальнейшего развития вуза.
Концепция устойчивого развития начала развиваться в 70-х гг. прошлого века, когда человечество пришло к осознанию, что все обостряющиеся противоречиями между растущими потребностями и возможностями окружающей среды приведут к разрушительным последствиям [2, 6, 7]. Концепция устойчивого развития -модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений.
Реализация концепции устойчивого развития является чрезвычайно трудоёмкой задачей, так как для этого требуется выработка новых научных и мировоззренческих подходов и кардинальное изменение традиционных общечеловеческих взглядов, ценностей и стереотипов мышления. Именно поэтому вузы призваны сыграть ключевую роль в достижении обществом устойчивости [3]. В настоящее время проходит «Десятилетие ООН 2005 - 2014 гг.: Образование для устойчивого развития», целью которого является интеграция принципов, практик и ценностей устойчивого развития во все аспекты образования и обучения.
Концепция устойчивого развития позволяет ориентировать стратегическое развитие вуза, учитывая экономические, экологические и социальные интересы общества. Университеты по всему миру начиная с конца 90-х гг. XX в. работают в этой области: разрабатывают междисциплинарные программы подготовки бакалавров и магистров, проводят научные исследования в области «зеленых» технологий, организуют движения по решению экологических и социальных проблем как внутри отдельно взятого университета, так и на национальном и межнациональном уровнях, перестраивают свою жизнедеятельность [1]. У многих западных университетов ценности устойчивого развития
© Киченко Л.П., Пестерникова М.В., 2014
продекларированы на высшем уровне - в видении и миссии, а также разработаны отдельные политики и стратегии по достижению устойчивого развития.
ПГНИУ является старейшим университетом на Урале, имеет укоренившиеся традиции, развитую материальную базу и научные школы, играет значимую роль в жизни Пермского края. Важной чертой современной деятельности ПГНИУ является его приоритетное научное направление - «Рациональное природопользование», в рамках которого ведутся активные фундаментальные и прикладные научные исследования, открываются новые направления подготовки студентов. Программа национального исследовательского университета идеально вписывается в концепцию устойчивого развития. Концепция устойчивого развития университета - это не абстракция, а конкретные сплоченные действия руководства, преподавателей и студентов, за которыми находится идея, что только при гармонии трех составляющих -экономической, экологической и социальной -возможно развитие мира без ущерба природе, настоящему и будущему поколениям.
В конце 2012 г. была принята Стратегия развития ПГНИУ на 2012-2016 гг. и на период до 2020 г., что является значимым событием в жизни университета. Стратегия ориентирована на развитие, как качественное, так и количественное, по всем направлениям: рост численности студентов при улучшении качества их подготовки, привлечение иностранных студентов и преподавателей, активизация научной деятельности и т.д. Поэтому она была названа стратегией форсированного развития - в относительно короткие сроки ПГНИУ планирует войти в топ 10 российских вузов.
Нами разработана стратегическая карта ПГНИУ, которая призвана объединить в одно целое: видение, стратегические цели университета до 2020 г., три составляющих устойчивого развития (рис.1). У ПГНИУ не сформировано видение, т.е. образ организации в будущем, идеальное представление состояния дел, к которому стремится университет, поэтому мы предлагаем вариант формулировки видения: «Совершенство - для общества». Главная стратегическая цель войти в топ 10 российских национальных исследовательских университетов к 2020 г. определена Стратегией развития ПГНИУ на 2012-2016 гг. и на период до 2020 г. Чтобы ее достигнуть, ПГНИУ следует сконцентрировать деятельность по следующим направлениям:
1. Развитие инфраструктуры образовательной и научной деятельности (закупать оборудование, оснащать лаборатории и учебные аудитории, компьютеризировать учебную и административную деятельность, внедрять новые технологии обучения и т.д.).
2. Проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям: «Рациональное природопользование», «Наука о жизни», «Информационнотелекоммуникационные системы».
3. Развитие международного сотрудничества с другими учебными заведениями и организациями: программы двойного диплома для студентов, повышение квалификации преподавателей в зарубежных вузах, обмен студентами, проведение совместных исследований и т.д.
4. Привлечение лучших абитуриентов Пермского края за счет позиционирования ПГНИУ как старейшего и в то же время современного вуза Пермского края, обладающего сильными научными школами, разнообразными программами подготовки и т.д.
5. Поддержка высокого уровня профессионализма преподавания за счет стажировок, привлечения к научной и проектной деятельности, проведения аттестации преподавателей.
Цели 1-го уровня предлагается реализовывать, опираясь на блоки «треугольника» устойчивого развития: экономический - ПГНИУ -экономически эффективная организация; экологический - ПГНИУ функционирует как экологически безопасная организация; социальный -ПГНИУ является социально ответственной организацией. В социальный блок входят следующие направления работы:
1. Проведение научных исследований на благо общества, т.е. достижения студентов и преподавателей в области науки должны быть доступны широкой общественности, внедряться в организациях, учреждениях страны, края.
2. Работа над закреплением за универ-
ситетом статуса интеллектуального лидера Пермского края в общественно-политической, культурно-просветительской, медийной, проектной, экспертной и административно -
управленческой средах.
3. Развитие партнерства и сотрудничество с компаниями, учебными заведениями страны, края, общественными фондами, организациями для проведения совместной научной, просветительской, общественной деятельности.
ПГНИУ
... входит в топ 10 российских национальных исследовательских университетов
г
Проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям
"Ч
г
Развитое международное сотрудничество
У Ч.
У
Г
Привлечение лучших абитуриентов Пермского края
Высокий уровень профессионализма препода-
вания
Ч-
.является ответственной социальной силой
Научные исследования на благо общества
V.
Интеллектуальный лидер Пермского края
.экологически безопасен \
Использование «зеленых» технологий^]
____________________А
Рациональное использование ресурсов
Л
*
Рис.1. Стратегическая карта ПГНИУ
Экологический блок включает в себя направления:
1. Продвижение экологического образования, просвещение среди студентов, преподавателей ПГНИУ, общественности Пермского края, включая как программы обучения: лекции, семинары, конференции, так и активные формы вовлечения: акции, мероприятия и т.д.
2. Развитие и совершенствование «зеленых» технологий на территории ПГНИУ (например, использование альтернативных источников электроэнергии).
3. Более рациональное использование ресурсов: вода, свет т.д.
Экономический блок включает в себя направления:
1. Работа по коммерциализации научных разработок.
2. Увеличение численности студентов за счет привлечения абитуриентов из других регионов, ближнего и дальнего зарубежья.
3. Активная работа по привлечению грантов от государства и спонсоров на научную и учебную деятельность.
По нашему мнению, именно опираясь на треугольник устойчивого развития, ПГНИУ сможет достигнуть своей стратегической цели на высококонкурентном рынке образовательных услуг Пермского края, Приволжского федерального округа.
Координационную функцию, по нашему мнению, будет исполнять специально созданный Координационный центр устойчивого развития, функционирование которого необходимо начать с переосмысления деятельности университета по пяти направлениям: учебные программы, научные исследования, жизнедеятельность, программы сотрудничества и партнерства с другими организациями и популяризация деятельности (рис.2).
Рис. 2. Направления деятельности Координационного центра устойчивого развития ПГНИУ
14З
Для этих целей на должности могут быть привлечены как специалисты или преподаватели, так и студенты. Предполагается активно привлекать всех неравнодушных студентов и преподавателей для реализации проектной деятельности, включая мозговые штурмы, подготовку к проектам и их реализацию. Будет создано множество временных команд под конкретные проекты (например, команда «Стратегия» по написанию стратегии, миссии, целей Координационного центра). В планах активное сотрудничество с факультетами университета, службами и отделами. Важными партнерами должны стать Волонтерский центр ПГНИУ, ботанический сад, студенческие объединения.
Центр будет выполнять еще одну важную функцию - служить местом практики для студентов ряда факультетов ПГНИУ. Студенты экономического, философско-социологического юридического (специальность «Социальная работа») факультетов будут участвовать в разработке и реализации проектов Центра. Студенты биологического, химического факультетов также смогут проходить практику в Центре, участвуя в команде «Зеленый кампус».
Для студентов специальности «Журналистика» филологического факультета будет предоставлена возможность проходить практику в команде «Честный репортер», отслеживая новости университета и края, писать статьи на сайт «Устойчивый университет», они смогут также осуществлять бенчмаркинг иностранных вузов - искать и обрабатывать информацию об опыте коллег-университетов в области устойчивого развития.
К Неделе устойчивого развития, которую предлагается проводить с 15 апреля - Международный день экологических знаний до 22 апреля - Международный день Земли, можно разработать талисман Центра. Так как у ПГНИУ нет своего талисмана, впоследствии этот талисман может стать университетским, назвать его можно, например, Универиком. Разработать 12 его вариаций, добавив атрибутику факультетов: химикам - колбы, юристам - весы правосудия, биологам - цветы и т.д. Талисман будет размещен на сайте университета. Универик (в костюме которого будет выступать студент) будет принимать участие во всех мероприятиях университета: дне знаний, дне открытых дверей, спортивных событиях, выпускных и т.д. Также предполагается вручение небольших сувенирных изделий: футболки, тетради, ручки, сумки, браслеты, брелки, толстовки, на которые будет нанесена надпись «Я учусь в зеленом университете» и/или логотип талисмана университета -Универик, первокурсникам, победителям конкурсов, конференций и т.д.
Важным этапом должно стать создание единой информационной платформы университета. Определенные шаги - создание ЕТИС (Единая телеинформационная система ПГНИУ)
- были уже сделаны в этом направлении. Однако существующая система сложна для пользователей и мало используется как студентами, так и преподавателями. Новая онлайн-платформа университета - «Виртуальный кампус» - должна быть разработана на уровне зарубежных университетов и содержать необходимую информацию. Нами был использован опыт зарубежных университетов при определении необходимых разделов онлайн-платформы университета [4]. Предполагается, что у каждого студента и преподавателя университета будет свой индивидуальный доступ в «Виртуальный кампус» ПГНИУ. Также каждому студенту и преподавателю должен выдаваться адрес электронной почты на почтовом сервере университета (например, втаП) для более удобной рассылки необходимой информации. Предлагается наполнить контентом следующие разделы «Виртуального кампуса» для пользования студентами:
• персональная информация (ФИО, адрес, образование и т.д.);
• выбор предметов на семестр;
• баллы по дисциплинам;
• оценка студентами прослушанных курсов;
• расписание (расписание на учебный год с указанием дисциплины, преподавателя, краткого описания курса, списка литературы, процедуры будущих контрольных мероприятий и т.д.);
• стажировка (указание места практики, времени, руководителя, целей и т.д.);
• помощь в поиске стажировки (единая база данных всех работодателей, предлагающих программы практик для студентов);
• университетская жизнь (студенты могут получить на свой электронный ящик рассылку от интересующих их университетских организаций: научных, культурных, спортивных, общественных, и от партнеров ПГНИУ: других университетов, коммерческих и общественных организаций, научных центров);
• электронная библиотека (база данных ББ8СО, электронные журналы по разным дисциплинам).
Мероприятия по созданию и функционированию Координационного центра устойчивого развития
№ Мероприятия по направлениям деятельности Срок Прогресс Исполнители
1. Координационный Центр устойчивого развития ПГНИУ
1.1 Создать Координационный центр устойчивого развития ПГНИУ: разработать организационную структуру, определить состав и функции К Управление стратегического развития
2. Обучение
2.1 Внедрить общеуниверситетскую онлайн-платформу: «Виртуальный кампус» С Учебно-методическое управление
2.2 Внедрить экологическое образование на всех факультетах: чтение лекций, выполнение курсовых, дипломных проектов, магистерских диссертаций; подготовка презентационных материалов к лекциям С Факультеты
2.3 Разработать междисциплинарные программы подготовки магистров: программы включают в себя блоки как естественных, так и социальных наук (например, «Природный менеджмент» или «Экономика окружающей среды и природных ресурсов») С Факультеты
2.4 Организовать международные стажировки студентов и преподавателей: повышение квалификации преподавателей и студентов путем стажировок по программе «Рациональное природопользование» в вузах -партнерах ПГНИУ С Международный отдел ПГНИУ, факультеты
3. Научные исследования
3.1 Создать межфакультетские исследовательские группы по приоритетным научным направлениям: рост кооперации научных исследований с привлечением студентов разных факультетов Д ■/ НОК, НИЧ, факультеты
3.2 Организовать экспертную и консультационную деятельность: оказание консультационных услуг организациям Пермского края в области внедрения «зеленых» технологий и рационального природопользования Д •/ НОК, НИЧ, факультеты
3.3 Наладить совместные разработки с российскими и зарубежными университетами и компаниями: по приоритетным направлениям стратегии развития ПГНИУ («Рациональное природопользование», «Наука о жизни», «Информационно-телекоммуникационные системы») Д НОК, НИЧ, факультеты
3.4 Исследования в области «Рациональное природопользование»: дальнейшее развитие исследовательской деятельности Д •/ НОК, НИЧ, факультеты
3.5 Организовать межфакультетскую конференцию «Междисциплинарные исследования»: престижная конференция, где студенты и преподаватели могут ближе познакомиться с научными наработками своих коллег из других факультетов К Y Факультеты, совет молодых ученых ПГНИУ
4. Внеучебная деятельность
4.1 Организовать просветительские мероприятия: форумы, деловые игры, мастер-классы, открытые лекции и семинары приглашенных гостей и преподавателей ПГНИУ для популяризации идей устойчивого развития С ■/ Факультеты, ботанический сад
Продолжение таблицы
№ Мероприятия по направлениям деятельности Срок Прогресс Исполнители
4.2 Организовать ежегодную Неделю устойчивого развития: с 15 апреля - Международный день экологических знаний до 22 апреля - Международный день Земли, в рамках которой будут проводиться: - круглые столы, мастер-классы, игры с участием студентов и приглашенных российских и зарубежных экс-пертов-практиков, ученых, руководителей инновационных «зеленых» предприятий; показ просветительских фильмов; специальный выпуск газеты ПГНИУ «Зеленый кампус»; акции по озеленению г. Перми, экономии энергии (акция «Выключи свет»), сбор пластика, бумаги, стекла по городу; выставка научных разработок ПГНИУ в области «зеленых технологий» К Факультеты, проректор по социальной работе, студенческие организации, ботанический сад, НИЧ, совет молодых ученых ПГНИУ, радио, редакция газеты ПГНИУ, пиар-служба университета
4.3 Организовать активное вовлечение студентов в участие в деятельности Волонтерского Центра ПГНИУ: Волонтерский центр ПГНИУ должен стать важной социальной силой Пермского края, частью бренда Пермского университета С ✓ Волонтерский центр, проректор по социальной работе
4.4 Организовать участие студентов в «зеленых» инициативах ПГНИУ: организация «зеленых» акций как на своей территории, так и в Пермском крае, включающих озеленение, сбор пластика, батареек и т.д. С У Факультеты, студенческие организации, ботанический сад
5. Жизнедеятельность
5.1 Организовать работу по подготовке к сертификации 180 14001: получение международного сертификата по экологическому менеджменту 180 14001 станет признанием ПГНИУ лидером в области устойчивого развития среди вузов России С Ректорат, управление стратегического развития
5.2 Организовать использование «зеленых» технологий: использование альтернативных источников энергии для удовлетворения собственных нужд (солнечная, ветровая, биотопливо) Д у/ АХУ
5.3 Разработать план по озеленению территории ПГНИУ и развитию ботанического сада: поддержание и развитие традиций по озеленению; разработка стратегии развития ботанического сада как центра экологических инициатив С у Ботанический сад, биологический и другие факультеты
5.4 Организовать работу по устойчивым закупкам: продукты питания ПГНИУ должны быть преимущественно местного производства, а поставщиками должны быть ответственные компании Д Столовые и буфеты ПГНИУ, отдел по закупкам
5.5 Разработать план «Зеленый транспорт ПГНИУ»: запрет любого транспорта, кроме велосипедного, на территории ПГНИУ, пропаганда общественного и велосипедного транспорта, постройка удобного велосипедного подъезда, велосипедной парковки С Ректорат, студенческие организации
5.6 Разработать систему управления отходами: раздельный сбор мусора на территории ПГНИУ, сдача макулатуры, пластика, стекла и др. сырья перерабатывающим предприятиям С у АХУ, факультеты, столовые, администрация
Окончание таблицы
Мероприятия по направлениям деятельности Срок Прогресс Исполнители
6. Популяризация деятельности
Уточнить ценности университета (аббревиатура УСПЕХ: устойчивость, сотрудничество, превосходство, единство, командный дух) К Управление стратегического развития
Организовать закупку сувенирной продукции ПГНИУ из вторичного сырья: сувенирная продукция - наглядный символ того, что ПГНИУ отстаивает интересы устойчивого развития К АХУ, студенческие организации
Организовать разработку раздела на сайте ПГНИУ, посвященного устойчивому развитию: новости университета и Пермского края по устойчивому развитию; календарь событий университета и Пермского края по устойчивому развитию; возможности образования; научные достижения; публикации по проблемам устойчивого развития; ежегодные отчеты по целям и достижениям ПГНИУ в области устойчивого развития К Маркетинговая служба, отдел по связям с общественностью
Организовать участие ПГНИУ в международных рейтингах университетов по устойчивому развитию и присоединение к российским и международным движениям университетов: присоединение к движению российских вузов «Green Campus» и к подобным международным организациям, активное сотрудничество с другими университетами К Администрация ПГНИУ, международный отдел, факультеты, студенческое сообщество
Организовать работу по позиционированию ПГНИУ на рынке образовательных услуг как «зеленого университета»: в рекламных материалах об университете акцентировать внимание на ответственности ПГНИУ перед обществом, его заботе о процветании Пермского края и России К Маркетинговая служба, отдел по связям с общественностью
У
- начало действий ПГНИУ в данной области; К - краткосрочные инициативы;
С - среднесрочные инициативы; Д - долгосрочные инициативы.
Новая онлайн-платформа должна упорядочить информационные потоки в ПГНИУ, сделать информацию более доступной, а следовательно, процесс обучения и личностного развития в университете более полным.
Стратегическое управление ПГНИУ на принципах устойчивого развития существенно улучшит имидж учебного заведения, привлечет внимание пермских и российских партнеров, спонсоров и СМИ. Статус ответственного университета, а следовательно, современного, передового университета принесет известность ПГНИУ в общероссийском масштабе, о нем узнают абитуриенты из других регионов. Престижность университета, его известность, репутация зачастую играют решающую роль при выборе места учебы. Участвуя в международных рейтингах устойчивых университетов, ПГНИУ заявит о себе на международной арене, появится больше вузов-партнеров, организаций, желающих вести совместные разработки. Вырастет число студентов, в том числе и иностранных. Это все принесет экономический эффект. Внедрение альтернативных источников энергии, экономия ресурсов, управление отходами, коммерциализация деятельности ботанического сада - все это также будет способствовать укреплению финансовой устойчивости университета.
Экологическая эффективность проявится в улучшении экологической обстановки в городе, крае: озеленение территорий, экономия энергетических ресурсов, воды, сборе отходов, промоушене «чистого» транспорта - велосипедного движения. Предприятия смогут закупать «зеленые» установки, разработанные студентами и преподавателями ПГНИУ, а их масштабное использование снизит общий уровень загрязнения в регионе. ПГНИУ станет центром экологического образования Пермского края, примером функционирования принципов устойчивого развития на практике. Студенты и преподаватели будут более сознательно относиться к окружающей среде, делиться опытом со своими родственниками и друзьями. Тем самым сознание граждан нашего города будет меняться, а если меняется сознание, то и проведение разного рода мероприятий упрощается в разы.
Социальная же эффективность предложений огромна. Предложения имеют ярко выраженную внешнюю направленность, т.е. принесут пользу всем жителям Перми, края. Участие студентов в проводимых Центром мероприятиях повлияет на их социализацию, налаживание дружеских контактов со студентами других факультетов разных вузов. Также приобщение студентов к волонтерской деятельности будет способствовать формированию всесторонне развитой личности каждого из них. Идея устойчивого развития поможет сплотить
интересы всех стейкхолдеров, что приведет к повышению лояльности к университету, желанию участвовать в других университетских проектах (творческих, спортивных, научных, социальных).
В целом идея устойчивого развития станет тем ядром, вокруг которого может объединиться весь коллектив ПГНИУ, который подходя к столетнему юбилею, уверенно смотрит в будущее.
Список литературы
1. Разуваева К.В. Современные проблемы налогового законодательства по налоговому учету инновационной деятельности в национальных исследовательских университетах// Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2013. Вып. 1. С. 83-89.
2. Титова Н.Л.Путь успеха и неудач: стратегическое развитие российских ВУЗов. М.: Высшая школа экономики, 2008. 279 с.
3. Шешукова Т.Г., Сергеева Н.В. Формирование системы показателей для оценки эффективности научной деятельности национальных исследовательских университетов // Экономический анализ: теория и практика. 2012. №4. С. 53-63.
4. Campus Virtuel // KEDGE Business
School: [сайт]. URL: https://campusvirtuel.
euromedmanagement.com/default.aspx?noid=nav$ oid56319979 (дата обращения: 20.09.2013).
5. Ciegis R., Gineitiene D. The Role of Universities in Promoting Sustainability // Engineering Economics. 2006. № 3 (48). P. 56-62.
6. Larrasquet J.M., Pilniere V. Seeking a sustainable future - the role of university// International journal of technology management & Sustainable development. 2012. Vol. 11, № 3. P. 18-26.
7. Promising Futures 2009-15. A Sustainabil-
ity Strategy for the University of Gloucestershire. Report, 2009. URL:
http://insight.glos.ac.uk/sustainability/research/Doc uments/stratpromisingfutures.pdf (дата обращения: 20.09.2013).