Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
293
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зинчук Г.М., Яшкин А.В., Алексашин К.Ю.

Происходящие политические процессы, глобальные климатические изменения, пандемия COVID, усиление конкуренции в экономической сфере деятельности, динамичное развитие искусственного интеллекта и практически повсеместное внедрение цифровых технологий - ведут к существенным трансформациям развития муниципальных образований и предопределяют необходимость выработки новых инструментов управления. Современные тенденции формируют новые задачи развития на муниципальном уровне. Приоритетной целью является обеспечение устойчивого развития муниципальных образований. Сложившееся в нашей стране социально-экономическое неравенство муниципальных образований усугубляется влиянием совокупности глобальных вызовов. В статье проведен анализ распределения субъектов РФ по федеральным округам, оценена структура городских и сельских территорий. Проведена группировка муниципальных образований по их размерам с учетом роста численности населения и занимаемой доли увеличении населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES

The ongoing political processes, global climate change, the COVID pandemic, increased competition in the economic sphere, the dynamic development of artificial intelligence and the almost universal introduction of digital technologies are leading to significant transformations in the development of municipalities and predetermine the need to develop new management tools. Modern trends form new development tasks at the municipal level. The priority goal is to ensure the sustainable development of municipalities. The socio-economic inequality of municipalities that has developed in our country is exacerbated by the influence of a combination of global challenges. The article analyzes the distribution of subjects of the Russian Federation by federal districts, assesses the structure of urban and rural areas. A grouping of municipalities according to their size was carried out, taking into account the growth in the population and the occupied share of the increase in the population.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

Устойчивое развитие муниципальных образований

Зинчук Галина Михайловна

доктор экономических наук, профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Zinchuk.GM@rea.ru

Яшкин Алексей Владимирович

кандидат экономических наук, доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Yashkin.AV@rea.ru

Алексашин Константин Юрьевич

магистрант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Aleksashin.KY@rea.ru

Происходящие политические процессы, глобальные климатические изменения, пандемия COVID, усиление конкуренции в экономической сфере деятельности, динамичное развитие искусственного интеллекта и практически повсеместное внедрение цифровых технологий - ведут к существенным трансформациям развития муниципальных образований и предопределяют необходимость выработки новых инструментов управления. Современные тенденции формируют новые задачи развития на муниципальном уровне. Приоритетной целью является обеспечение устойчивого развития муниципальных образований. Сложившееся в нашей стране социально-экономическое неравенство муниципальных образований усугубляется влиянием совокупности глобальных вызовов. В статье проведен анализ распределения субъектов РФ по федеральным округам, оценена структура городских и сельских территорий. Проведена группировка муниципальных образований по их размерам с учетом роста численности населения и занимаемой доли увеличении населения.

Ключевые слова: устойчивое развитие, муниципальные образования, социально-экономическое неравенство, территориальное развитие, стратегические направления.

CSI CSI

0

CSI

01

п

S I-О ш m х

<

m о х

X

Происходящие политические процессы, глобальные климатические изменения, пандемия COVID, усиление конкуренции в экономической сфере деятельности, динамичное развитие искусственного интеллекта и практически повсеместное внедрение цифровых технологий - ведут к существенным трансформациям развития муниципальных образований и предопределяют необходимость выработки новых инструментов управления. В принятом в 2015 г. ООН документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [1] концепция устойчивого развития стала основной в глобальном масштабе. В рамках этой концепции выделено 17 взаимосвязанных и взаимозависимых целей, достижение которых предполагает решение 169 задач со своими критериями, описанными в количественных и качественных показателях (260 корректируемых индикаторов). Решение задач устойчивого развития касается всех уровней, начиная от отдельных предприятий, заканчивая международными отношениями

К основным целям устойчивого развития на период до 2030 года относятся: ликвидация нищеты; сохранение ресурсов планеты; обеспечение благополучия для всех. На территориальном уровне устойчивое развитие выступает одной из базовых концепций, ориентирующих на обеспечение социально-экономической и экологической устойчивости. Устойчивые города и населенные пункты являются одной из целей Повестки дня ООН до 2030 г., определившей необходимость обеспечения открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.

При этом однозначного определения «устойчивого развития» на сегодняшний день нет. Неточность перевода на русский язык термина «sustainable development» дает повод к неоднозначному пониманию и использованию данной категории в контексте рассматриваемого вопроса.

В толковом словаре Ожегова С.И. термин «устойчивый» означает «стоящий, держащийся твердо, не колеблясь, не падая, а также неподверженный колебаниям, постоянный, стойкий, твердый [2]. В свою очередь, термин «развитие» в этом же словаре понимается как «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [3].

Очевидно, что в содержание этого определения относительно муниципальных образований и других территориальных единиц заложен смысл постоянного, непрерывного движения к более лучшим, гармоничным состояниям. Такое движение является логичным и актуальным, поскольку любая территория имеет множество факторов и условий, способных и стремящихся к отклонениям и не всегда являются контролируемыми. При этом для территорий муниципальных образований характерна неравномерность развития не только в их сравнении между странами, но и внутри государства, и даже внутри одного региона. В Российской Федерации разница в социально-экономическом развитии отдельных муниципальных образований достигает по отдельным показателям десятки раз.

Рассматривая эволюцию концепции устойчивого развития, можно отметить наличие большого количества различных подходов к ее интерпретации. В основу эколого-центрического подхода заложен принцип обеспечения сохранности природы. Согласно этой концепции, экономический рост сопряжен с негативным влиянием на экологическую обстановку, от которой и зависит устойчивость развития. В рамках этого подхода выделяют концепцию «нулевого экономического роста» (сдерживания рождаемости и потребления, снижение темпов экономического роста), теорию экологической модернизации, концепцию «сильной устойчивости» [4].

Трехмерный подход к устойчивому развитию основан на учете взаимозависимости экономического, экологического и социального аспектов. В рамках этого подхода предполагается одновременное обеспечение «экономической эффективности, социального равновесия и защиты окружающей среды», позволяющее достигнуть оптимального сочетания интересов государства, бизнеса и общества[5, С.21].

Для оценки устойчивости развития муниципальных образований в нашей стране отметим, что по данным Федеральной службы государственной статистики в России на 01.01.2021 года существовало 20303 муниципальных образований, из которых 1606 (7,9 %) являются муниципальными районами, 100 (0,5 %) - муниципальными округами, 630 (3,1 %) - городскими округами, 19 (0,09 %) - внутригородскими районами, 267 (1,3 %) - внутригородские муниципальные образования городов федерального значения, 1346 (6,6 %) - городские поселения, 16332 (80,4 %) - сельские поселения [5, С. 23-24].

Официальная статистика свидетельствуют о неравномерном распределении муниципальных образований (МО) по федеральным округам и регионам (рис.1).

Рисунок 1 - Число муниципальных образований в федеральных округах

Наибольшее число МО в Приволжском ФО (5260 единиц или 26 % от всех МО страны). В свою очередь, сельские поселения здесь составляют 85 % от общего числа МО. Следующим по числу МО является Центральный ФО (3971 МО (20 %), из которых 75 % - сельские поселения). В Сибирском ФО из 3188 МО только 16 % относятся к городским, в Северо-Западном ФО из 1358 МО - 37 %, в Южном ФО из 1972 МО - 15 %, в Северо-Кавказском ФО из 1416 МО -12 %, в Уральском ФО из 1243 МО - 23%, в Дальневосточном ФО из 1895 МО - 21 %.

При таком существенном различии в количестве городских и сельских территорий также нарушена пропорция между площадями, занимаемыми ими и численностью их населения. По данным Ро-среестра из 20,6 млн га всех земель населенных пунктов (1,2 % всего земельного фонда страны), городские территории занимают 8,4 млн га, сельские - 12,1 млн га [6]. Наша страна не является исключением и поддерживает мировую тенденцию концентрации населения в городах. По данным на начало 2021 г.численность городского населения по стране в целом составляет 74,74 % и имеет очевидную тенденцию роста (по сравнению с 2015 г. она увеличилась на 0,74 %) [7].

Современные тенденции процессов урбанизации в нашей стране характеризуются интенсивным развитием мегаполисов и крупных городов. Более высокий уровень занятости населения, его доходов и качества жизни способствуют повышению привлекательности крупных городов для проживания. В итоге, именно здесь идет концентрация финансового и человеческого капитала. Происходит «сжатие» пространства территорий. В то же время, это явление увеличивает плотность застройки, концентрацию транспортных средств, загрязнение окружающей среды, риск распространения инфекционных заболеваний, рост преступности и т.п.

Устойчивое развитие муниципальных образований возможно при эффективном управлении, важ-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

ным этапом которого является планирование территориального развития. Этот вопрос особо остро стоит для крупных и растущих городов, так как для сохранения социального, экономического и экологического баланса, увеличивающееся население должно обеспечиваться соответствующим ростом ввода нового жилья, объектов социальной инфраструктуры (детские сады, школы, медицинские учреждения и т.д.), общественного транспорта, инженерной инфраструктуры.

На сегодняшний день в России насчитывается порядка 1,5 тысяч муниципальных образований (7,4 % от общего числа муниципальных образований), где наблюдается рост численности населения. Среди растущих МО только 3 (0,2 %) являются крупнейшими городами с численностью населения выше 1 млн человек (Краснодар, Екатеринбург и Уфа) (рис.2). Из крупных городов (от 500 тыс. до 1 млн человек) только 8 имели показатели роста населения.

В числе растущих крупных городов по данным 2020 года 50 % размещаются в регионах Приволж-

ского федерального округа. В городах с численностью населения от 250 до 500 тыс. человек рост наблюдался в 17-ти муниципальных образованиях практически во всех федеральных округах, за исключением Сибирского. Муниципальные образования с численностью от 50 до 250 тыс. человек имели показатели роста во всех федеральных округах. Их наибольшее число отмечено в Северо-Кавказском ФО (24 % от муниципальных образований этой категории), в Северо-Западном ФО (20 %) и Центральном ФО (19 %). Также во всех федеральных округах наблюдался рост численности населения в МО от 10 тыс. до 50 тыс. человек. Наибольшее количество растущих МО этой категории (32 %) отмечено в регионах Северо-Кавказского ФО. В этих регионах отмечено и самое большое число растущих муниципальных образований с численностью от 3 тыс. до 10 тыс. человек (43 % от всех растущих МО этой категории по России), с численностью от 1 тыс. до 3 тыс. человек (67 %) и с численностью от 200 до1 тыс. человек (62 %).

см см о см

5

о

П

ОТ 0 ПО 1?!

от 1 ООО до 2 Я®

2— от 3 000 до ? 5-53

р о

I 1

I 5 от100«до499?9 8 ё

с I

- -

д | от¿оооодо:«»3 ^ §

* I

Т й от 150 000 до 4?; 5«

X 1 1

Ш _ ш

ГТп 3 2

Ш

16 8 8 20 8

т

46 17 42 501 161

от 500 000 ю 999 999

I ООО ООО

ш

нн 27 33 83 29 12 | 31

1 28 29 13 35 15 15 и

1 3 1 3 1 4 Л! 1

1 о 4 ' 1

ш

1 1 1 1 1 1

О Ш

т

X

<

т о х

X

■ ЦФО 1СЗФО «ЮФО 1СКФО "ПФО ■ УФО «СФО 1ДФО Рисунок 2 - Распределение муниципальных образований с растущей численностью населения по федеральным округам

Муниципальные образования с растущей численностью населения обеспечили за 2016-2020 гг. прирост на 2 782 880 чел., из которых более половины (53,34%) приходится на муниципальные образования трех федеральных округов: Северо-

Кавказского ФО (18,74 %), Центрального ФО (17,84 %) и Северо-Западного ФО (16,77 %) (рис. 3).

Северо-Кавказский ФО является лидером по числу растущих муниципальных образований практически во всех выделенных группах. При

этом доля отдельных регионов в общем приросте населения по федеральному округу различается от 0,05 % в Республике Северная Осетия - Алания (284 чел.) до 38,5 % в Чеченской Республике (201193 чел.). Также высокую долю в приросте населения в этом федеральном округе занимает Республика Дагестан (34,81 %).

В Центральном ФО, где общий прирост населения за анализируемый период составил 496338 чел., лидирующие позиции занимает Московская область (58,76 %) и г. Москва (23,29 %). В остальных регионах округа прирост не достигает 5 %. В Северо-Западном ФО прирост населения составил 466569 чел. в котором 43,74 % составила Ленинградская область, 39,92 % - Санкт-Петербург, 10,22 % - Калининградская обл. В муниципальных образованиях остальных регионов федерального округа рост не превысил 2 %.

Рисунок 3 - Доля федеральных округов с растущими муниципальными образованиями по численности населения

Основным фактором, влияющим на показатели численности населения, выступает уровень и динамика социально-экономического развития территорий. На современном этапе Россия характеризуется одним из самых низких значений индекса социального равенства даже по Москве, где относительно выгодные экономические условия [8]. В других регионах ситуация еще более критичная. Очевидной является проблема обеспечения соци-ально-эколого-экономической устойчивости небольших муниципальных образований, сельских территорий. Хотя следует заметить появление в условиях пандемии обратных процессов, вызванных увеличением доли дистанционного формата занятости там, где это позволяет технология осуществления трудовой функции. Цифровые технологии способствуют развитию такого явления, как трудовая занятость в компаниях, размещенных в крупных городах, а фактическое проживание в удаленных населенных пунктах, где более комфортные климатические условия, относительно низкая стоимость жилищно-бытовых услуг, потребительских товаров и услуг. Таким образом, экономиче-

ские границы территорий начинают принципиально отличаться от административно-территориальных, что необходимо учитывать в управленческой деятельности.

Литература

1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420355765. Дата обращения 15.11.2021

2. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=33408 Дата обращения 16.11.2021

3. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=25714 Дата обращения 16.11.2021

4. Старикова Е.А. Устойчивое развитие в меняющемся мире. Роль государства и бизнеса: Монография / Е.А. Старикова. - Москва: КНОРУС, 2022. - С. 21.

5. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ykmb3eKg/ munst.htm Дата обращения 16.11.2021

6. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/16-upr/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0 %D0%B4%20%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20 %D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%20 11.12.pdf

7. Доля городского населения в общей численности населения на 1 января [Электронный ресурс]. URL: https://showdata.gks.ru/report/278932/ Дата обращения 16.11.2021

8. Бобылев С.Н., Порфирьев Б.Н. Устойчивое развитие крупнейших городов и мегаполисов: фактор экосистемных услуг/ С.Н. Бобылев, Б.Н. Пор-фирьев // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2016. - № 6. - С.10.

Sustainable development of municipalities Zinchuk G.M., Yashkin A.V., Aleksashin K.Y. PRUE im. G.V. Plekhanov

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The ongoing political processes, global climate change, the COVID pandemic, increased competition in the economic sphere, the dynamic development of artificial intelligence and the almost universal introduction of digital technologies are leading to significant transformations in the development of municipalities and predetermine the need to develop new management tools. Modern trends form new development tasks at the municipal level. The priority goal is to ensure the sustainable development of municipalities. The socio-economic inequality of municipalities that has developed in our country is exacerbated by the influence of a combination of global challenges. The article analyzes the distribution of subjects of the Russian Federation by federal districts, assesses the structure of urban and rural areas. A grouping of municipalities according to their size was carried out, taking

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X X О го А С.

X

го m

о

м о м м

into account the growth in the population and the occupied share of the increase in the population.

Keywords: sustainable development, municipalities, socio-economic inequality, territorial development, strategic directions.

References

1. Transformation of our world: Agenda in the field of sustainable development for the period up to 2030 [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420355765. Date of the requests 15.11.2021

2. Dictionary of the Russian Language (Ozhegov) [Electronic resource]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=33408 Date of the requests 16.11.2021

3. Dictionary of the Russian Language (Ozhegov) [Electronic resource]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=25714 Date of the requests 16.11.2021

4. Starikova E.A. Sustainable development in a changing world. The role of government and business: Monograph / E.A. Starikov. - Moscow: KNORUS, 2022 .-- P. 21.

5. Database of indicators of municipalities [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ykmb3eKg/munst.htm Date of the requests 16.11.2021

6. State (national) report on the state and use of land in the Russian Federation in 2019 [Electronic resource]. URL: https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/16-

upr/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%20 %D0 % B4% D0% BB% D1% 8F% 20% D0% B4% D0% B8% D1% 81 % D0% BA% D0% B0% 2011.12.pdf

7. The share of the urban population in the total population as of January 1 [Electronic resource]. URL: https://showdata.gks.ru/report/278932/ Date of the requests 16.11.2021

8. Bobylev S.N., Porfiriev B.N. Sustainable development of the largest cities and megalopolises: the factor of ecosystem services / S.N. Bobylev, B.N. Porfiriev // Bulletin of Moscow University. Series 6. Economy. - 2016. -No. 6. - P.10.

CS CS

o

CS

o m m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.