13 (52) - 2007
Стратегия развития региона
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РОССИИ
и.в. шевченко,
доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета
к.о. литвинский,
кандидат экономических наук, доцент Кубанский государственный университет
В конце XX—начале XXI в. глобальные противоречия между увеличивающимися большими темпами потребностями общества и жестко ограниченными возможностями биосферы поставили под угрозу дальнейшее экономическое развитие как отдельных стран и регионов, так и самого человека. Именно поэтому вопросам эколого-экономического или эко-логобезопасного развития общества уделяется пристальное внимание, именно эти вопросы и проблемы вышли на «передовую» научно-методологического поиска, общественного сознания в целом.
ХХ в. — это век предупреждения человечеству и переосмысления своего бытия. Никто не станет отрицать тот факт, что за прошедшее столетие цивилизация нанесла невосполнимый ущерб как природе в целом, так и всему человечеству. Процесс деградации биосферы происходит повсеместно, он глобален, захватывает все новые сферы, в том числе и социально-экономические аспекты жизнеобеспечения. Сейчас мировое сообщество столкнулось с серьезнейшими проблемами своего развития, среди которых наиболее остро стоит проблема экономического и экологического кризисов, имеющих серьезные негативные последствия как на микро-, так и на макроуровне. На современном этапе экономического развития общества хозяйственная деятельность человека приводит к нарастанию внутренних и внешних противоречий между функционированием и развитием экономической и экологической систем, что в итоге ставит под сомнение дальнейшие научно-технические и производственные достижения. В мировом масштабе проблемы экологии и защиты окружающей среды выходят сегодня на передний план. Экологический аспект становится наиболее
значимым в процессе принятия эффективных управленческих решений на любом уровне управления — от индивида до мирового хозяйства.
На пороге третьего тысячелетия стало ясно, что социально-экологическая ситуация чрезвычайно остра и деградационные тенденции между обществом и биосферой катастрофически прогрессируют. Человечество стало перед дилеммой — выжить или погибнуть. Специфической характеристикой современной цивилизации могут стать глобальные противоречия, охватившие все сферы жизни и деятельности общества.
Очень долго, проявляя эгоистическое начало и не прося милости у природы, Человек черпал горстями природные ресурсы и думал, что так будет всегда. Но ничего не может быть бесконечного в конечном. Планета наша—всего лишь круглый геометрический предмет, и все процессы замыкаются в строго ограниченном пространственном фокусе. Не Мир принадлежит Человеку, а Человек Миру. Имея биологическую природу и генетическую связь с природой, человек оказался в водовороте острых противоречий, когда социальное начало и антибиологическое поведение, огромное надбиологическое потребление природных ресурсов бумерангом возвращаются в среду — общество, созданное человеком. С позиций живой природы Человек является перенаселенным, жадным, ненасытным, безжалостным хищником, потребляющим больше, чем в этом есть необходимость.
И если бы сознательная деятельность человека была направлена именно в таком контексте, то на пороге XXI в. не стоял бы вопрос глобального экологического кризиса, когда на планете не осталось экосистем, не затронутых деградационными процессами,
когда прогрессирующее ухудшение среды затронуло самые отдаленные уголки, когда стал подниматься вопрос о самоистреблении и самоугасании цивилизации. К сожалению, мировая социально-экологическая ситуация не стабилизируется, напротив — все свидетельствует о том, что деградационные процессы затронули глобальную экосистему, не исключением остаются и экономические системы.
В Программе действий документов конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.) отмечено: «Человечество переживает решающий момент своей истории. Мир столкнулся с проблемами усугубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся деградации экологических систем, от которых зависит наше благосостояние». Современная цивилизация, приобретая антагонистический характер, сформировала техносферу, которая с определенным набором удобств несет в себе скрытие и явные угрозы человеку.
Существование общества всегда непосредственно зависит от эффективности экономики [4]. Однако на фоне существующих современных глобальных противоречий между обществом и природой именно экологические проблемы становятся все более актуальными и звучат все острее. Экологическая безопасность, экологическая политика, охрана природы — вот вопросы сегодняшнего дня, требующие детального исследования, правильного толкования и государственного решения. Сейчас важен системный подход при изучении природных и техногенных процессов как основы оптимизации деятельности человека с целью перехода человечества к устойчивому развитию1. Сегодня в центре внимания ученых стоят такие вопросы, как устойчивость экономических, социальных и природных систем.
Наиболее распространенное и общепризнанное определение устойчивого развития можно найти в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР) «Наше общее будущее» (1987 г.): «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает два ключевых понятия:
• понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;
1 Устойчивое развитие — один из вариантов перевода на русский язык английского оригинала — «sustainable development» (SD).
• понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности» [6].
Во многих работах как отечественных, так и зарубежных ученых данное определение устойчивого развития подвергалось критике за существующую в нем нечеткость, неопределенность и антропоцент-ричность. В основном многие сходились к мысли, что в данном определении должно явно присутствовать представление об окружающей среде и ее сохранении.
По нашему мнению, определение, данное МКОСР, носит обобщенный и декларативный характер, что бесспорно требует уточнения и, что самое главное, конкретизации с использованием научного аппарата как экономической теории, так и других наук.
В нашем понимании устойчивое развитие — это управляемый процесс коэволюционного развития природы и общества (при массовом и осознанном участии населения), цель которого обеспечить здоровую, производительную жизнь в гармонии с природой ныне живущим и будущим поколениям на основе сбалансированного развития экономических систем, с учетом охраны (обогащения) культурного и природного наследия.
Устойчивое развитие рассматривается различными науками и учеными и во многих аспектах — демографическая ситуация, отходы, перепотребление ресурсов, экологическая ситуация, культурная сфера и т. д. Но устойчивое развитие — это и еще один важный аспект, охватывающий глобальные экономические процессы при сохранении человека как биологического вида в системе биосферы, устойчивость которой определяется сохранением всего биоразнообразия, частью которого является и Homo sapiens.
Идея бесконечного прогресса и безграничного экономического роста опьянила общество. Человек надолго остался во власти мировоззрения индустриального века: контроль над природными ресурсами, желание все изменить и подчинить. Общество долго придерживалось мичуринского лозунга: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача», и Человек, являясь биологическим видом, оторвался от природы, от своего естественного начала, запрограммировал себя на успех и безграничный экономический рост. И тогда, когда лимит биосферы исчерпан, когда культурному и биологическому разнообразию гро-
зит деградация на фоне глобальных экономических перемен, человек пришел к спасительной идее устойчивого развития. Альтернативы нет.
В возникновении целого ряда экологических проблем определенную роль сыграло существующее отставание экономической мысли. Известные ученые, представители различных экономических школ, такие как: К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл и другие не придавали должного значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. Начиная со второй половины XX в., перед мировой экономической наукой встали задачи осмысления сложившихся тенденций эколого-экономическо-го развития и разработки принципиально новых концепций развития. Сегодня широко обсуждается концепция устойчивого развития (далее 8Б-концепция), направленная на создание новой парадигмы развития общества, а именно — эколо-го-экономической.
В настоящее время 8Б-концепция в центре внимания многих специалистов как теоретиков, так и практиков, что подтверждают многочисленные статьи и дискуссии. Активная дискуссия по данной проблематике заслуживает положительной оценки, однако можно с уверенностью утверждать, что в отечественной специализированной литературе существует чрезмерное разнообразие интерпретаций и значений самого понятия «устойчивое развитие». Исходя из сложившейся неопределенности можно установить большое разнообразие предлагаемых стратегий перехода к устойчивому развитию.
Для более четкого определения как самого термина «устойчивое развитие», так и самой 8Б-концепции, необходимо с одной стороны определить глобальные задачи устойчивого развития, а с другой — историческую динамику развития самого понятия.
Одним из базовых принципов многих документов Римского клуба является то, что сам термин «устойчивое развитие» обозначает глобальную концепцию, которая является неоспоримой как для конкретных государств и регионов планеты, так и для мирового сообщества в целом. Следовательно, глобальная задача 8Б-концепции предполагает инициализацию условий и выработку интегрированной стратегии решения глобальных проблем устойчивого развития (экономические, экологические, социальные и организационные), на этапе разработки которой и определяются средства и методы достижения цели — работы социальных, экономических, экологических и организационных систем как единого целого.
Интегрированная стратегия решения глобальных проблем устойчивого развития реализуется в 8Б-концепции, получившей международное признание с 1970-х гг. Однако необходимость и предпосылки формирования данной концепции стали осознаваться еще раньше — в начале XX в. Так, например, еще в 1907 г. в своем Послании Конгрессу США Теодор Рузвельт сказал: «Неразумное, расточительное истребление природных ресурсов, истощение и опустошение земли вместо увеличения ее плодородия с помощью рационального хозяйствования приведет к полной ее деградации и не даст экономического процветания нашим детям, которым мы обязаны по праву родителей передать землю плодородной и обработанной». Это, к сожалению, стало пророчеством и в конце XX в. — общество столкнулось с двумя основными глобальными проблемами: экономическим спадом и экологическим кризисом.
Большое влияние на формирование концепций развития с учетом экологических факторов, как в теоретическом, так и в практическом планах, оказал доклад МКОСР «Наше общее будущее» (1987 г.), целью которого являлась разработка глобальной программы изменений и тенденций мирового развития. Определение оптимальных темпов мирового экономического развития вследствие существующих экологических проблем является подтвержденным практикой аргументом в пользу того, что он должен вписываться в пределы экологических возможностей системы любого уровня.
На международном уровне в начале 1990-х гг. влияние экологии на экономическое развитие было сформулировано в виде 8Б-концепции, главную идею которой можно встретить в докладе Генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и развитию Мориса Стронга [5]: «Стоящая перед нами проблема является следствием глобальных диспропорций, вызванных бурным экономическим ростом в развитых странах, с одной стороны, и быстрым увеличением численности населения в развивающихся государствах — с другой. Сокращение этих диспропорций обеспечит безопасность нашей планеты в будущем, как в традиционном смысле, так и в вопросах экологического и экономического равновесия. Для этого потребуется радикальное реформирование форм хозяйствования и международных отношений».
8Б-концепция — это далеко не перечень лозунгов, это подробно изложенная система мер, необходимых для перехода к созидательному разви -тию, т. е. развитию без разрушения. Три из четырех
частей доклада МКОСР2, являющихся логическим продолжением доклада «Наше общее будущее», посвящены социально-экономическим аспектам устойчивого развития, а также определением средств реализации данной концепции.
Традиционная модель экономического развития многих стран на сегодняшний день не отвечает современным требованиям. Сложившаяся модель развития и соответствующий ей характер производственных и потребительских отношений не являются эффективными. Основой формирования нового типа эколого-экономического роста должна стать именно парадигма устойчивого развития.
В настоящее время как в России, так и за рубежом существуют различные трактовки 8Б-кон-цепции, которые носят постановочный характер и определяют глобальные и долгосрочные задачи различных уровней развития. В то же время основой устойчивого развития является решение региональных и локальных проблем с учетом системы эколого-экономического развития территорий разных социального, экономического и экологического уровней с высокой степенью проявления техногенеза.
Вопросы определения долгосрочных социальных и экологических последствий современного экономического развития являются основными в 8Б-концепции. Экономические проекты, приносящие большие краткосрочные выгоды, но не учитывающие долгосрочных последствий влияния на экосистемы, в долгосрочной перспективе оказываются убыточными. Разработка подобных проектов требует нового видения целей, основных направлений и механизма их реализации, прежде всего на локальном уровне.
Необходимо четко выявить приоритеты стратегии устойчивого развития на основе 8Б-концеп-ции, а именно:
• обеспечение благосостояния и повышения качества жизни населения (экономический достаток);
• создание благоприятных условий жизни, сбалансирование экономических, социальных и экологических процессов;
• региональное рациональное управление природными ресурсами;
• усиление значения самоуправления, вовлечение граждан в процессы принятия решений;
• здоровая окружающая среда (сохранение экологической безопасности воздуха, воды, земли);
2 Рио-де-Жанейро, 1992 г.
• охрана окружающей среды (защита охраняемых природных территорий, животного и растительного мира);
• демографическая и социальная политика;
• социальная справедливость;
• система образования, наука, культура;
• международное и государственное сотрудничество.
Очевидно, что все перечисленные приоритеты стратегии устойчивого развития составляют четыре основных блока-направления: экономический, социальный, экологический и организационный, а равновесие, казавшееся еще недавно устойчивым, в социальной, экономической, экологической сферах сегодня надо оберегать и поддерживать. Следует подчеркнуть, что существует ряд факторов, влияющих на саму возможность устойчивого развития локальных природно-социальных систем. Это степень замкнутости экономики, нестабильность политических и экологических связей, ограниченный ресурсный потенциал, качество окружающей среды, наличие возможностей для инноваций, военные расходы, наличие правового поля и административных возможностей, исторические и культурные особенности территории и пр.
В условиях нарастающего социально-экономического кризиса и нестабильной политической ситуации каждой стране необходимо иметь свою, во многом уникальную концепцию устойчивого развития, которая должна иметь единый фундамент в виде глобальной 8Б-концепции. При этом необходимо учитывать и тот факт, что 8Б-концепция основана на том, что необходимым и достаточным условием устойчивого развития как экономической системы и общества, так и всей биосферы в целом, являются люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи, обеспечивающие при их реализации рост возможностей общества [3].
Многие страны не только имеют свою концепцию, но и успешно ее реализуют. Данные концепции как на международном, так и на национальном уровнях носят конкретный характер и предлагают пути решения проблем эффективного и научно обоснованного преодоления глобального эколого-экономического кризиса. Среди многих государственных концепций устойчивого развития, на наш взгляд, следует отметить разработанный и реализуемый План действий «Устойчивые Нидерланды», опубликованный в апреле 1992 г. [8]. Фундаментом данной концепции является постулат о том, что глобальное устойчивое развитие достижимо только при условии использования всеми
странами пропорциональных количеств ресурсов, в особенности природных, что, по мнению авторов, должно привести к весьма многократному снижению потребления природных ресурсов развитыми странами.
Многогранную сущность данной концепции устойчивого развития можно определить как выявление предпосылок и условий неопределенно длительного существования общества. Кроме этого, следует отметить, что в ней определено не только экономическое и экологическое развитие общества, она является многогранным отражением жизни общества. План действий «Устойчивые Нидерланды» включает в себя стабильность в развитии политической, социальной, культурной, организационной и других областей жизни человека. По данным направлениям разработаны во многом уникальные критерии устойчивости, которые объединены в единое целое. В данной концепции воссоединяется в единую систему «человек-природа-общество» экологические, экономические, социальные и многие другие показатели и характеристики.
Другим, не менее интересным положением, изложенным в Плане действий «Устойчивые Нидерланды», является обосновывание принципа справедливого распределения природно-ресур-сного потенциала страны, при четком разграничении разумного соотношения между уровнями производства и потребления, с учетом сохранения оптимальных условий для окружающей среды.
Особый интерес с общетеоретических позиций, на наш взгляд, представляет используемый в этой концепции принцип равенства пространства, связанного с борьбой с загрязнением окружающей среды3, предполагающий принцип предоставления возможности использования последующими поколениями таких же возможностей доступа и в том же объеме, ко всем природным ресурсам, которые использует нынешнее поколение. Таким образом, План действий «Устойчивые Нидерланды» устанавливает своеобразный предел использования природных ресурсов для нынешнего поколения.
Взаимосвязь данного Плана с глобальной 8Б-концепцией наблюдается при дальнейшем, более пристальном его изучении, и проявляется во взаимосвязи с глобальными, межстрановыми проблемами устойчивого развития. Данный План предполагает, что, начиная с определенного време-
3 В оригинале используется «environmental space» (англ.), в переводе — сфера интересов, связанная с борьбой с загрязнением окружающей среды.
ни, любое государство, вне зависимости от уровня своего развития, должно развивать свою экономику и социальную сферу в пределах предоставленных им квот, единых для всей планеты. Интересным является и тот факт, что для основного перечня природных ресурсов и загрязнений окружающей среды впервые был установлен единый, «мировой» норматив усредненного количества ресурса на душу населения, которое страна имеет право потреблять. В случае перерасходования данной квоты необходимо или в срочном порядке изменять технологию использования ресурса и утилизации отходов, или уменьшить объемы потребления.
Следует отметить, что План действий «Устойчивые Нидерланды» является наиболее гуманным, структурированным и отвечает основным мировым требованиям, а определенные в нем теоретические принципы могут стать методологической основой для проведения многих научных исследований по данной проблематике.
Кроме Плана действий «Устойчивые Нидерланды» интересные в теоретическом аспекте, а также, что не менее важно, имеющие реальное практическое воплощение концептуальные основы глобального устойчивого развития, можно наблюдать во многих развитых странах мира. Определенный интерес с позиции теории и методологии представляет концепция устойчивого развития, разработанная и реализуемая в США.
В середине 1993 г., спустя год после окончания Конференции ООН по окружающей среде и развитию, в США был сформирован Совет при Президенте по проблемам устойчивого развития. Результатом работы данного Совета стало опубликование в 1996 г. доклада «Америка и устойчивое развитие», в котором имелся раздел под названием «Концепция охраны окружающей среды во имя сегодняшнего процветания страны и сохранения ресурсов и возможностей для будущих поколений». Концепция устойчивого развития США, разработанная представителями власти и научного сообщества в тесном взаимодействии с бизнесом и экологическими движениями, является продуманным и действенным документом по данной проблематике.
В основу концепции устойчивого развития США заложена идея о том, что невозобновляемые ресурсы США являются фундаментом всей американской экономической системы, дальнейшее ее развитие напрямую зависит от способности страны сохранить данные ресурсы и научиться пользоваться ими так, чтобы они не уменьшались.
Интересно, что в процессе реализации данной концепции США даже заявляли, что они могли бы «... принять на себя роль лидера в разработке политики глобального устойчивого развития, стандартов поведения, а также торговой и внешней политики, которые способствовали бы достижению устойчивости» [2]. Однако в данной концепции заложен принцип сохранения свободы маневра для государства в изменяющемся мире и возможности совершенствования курса. В основе процесса реализации лежат отработанные индикаторы и показатели устойчивого развития.
Приоритетным методом реализации программы устойчивого развития является рациональное природопользование. Отличительной характеристикой концепции устойчивого развития США является приоритетность взаимодействия личных и общественных интересов. Таким образом, ключевое место в данной концепции отводится использованию принципа сотрудничества при распоряжении невозобновляемыми ресурсами, вне зависимости от права владения: общественное или частное. По мнению авторов данной программы, без личных и общественных обязательств, основанных на принятии ответственности за охрану природных ресурсов, все усилия по обеспечению достойного существования будущих поколений не приведут к успеху.
Реализация концепции устойчивого развития вынуждает США трансформировать традиционную систему функционирования многих государственных институтов, бизнеса и общественных организаций. Суть данных изменений сводится к такой перестройке системы взаимоотношений в обществе, которая облегчила бы возможности динамического балансирования процессов экономического развития, социальной стабилизации и природоохранной деятельности в США [7].
Сравнивая голландскую и американскую концепции, можно наблюдать много схожих принципов, однако отличительной характеристикой американской концепции, своеобразным ее стержнем, являются разнообразные виды и формы институционального взаимодействия: от микро- до макроуровней устойчивого развития. Именно это разнообразие методов взаимодействия различных институтов позволяет, по мнению авторов, уравновесить все интересы общества, основываясь на долгосрочных потребностях, объединяющих в единое целое экономические, экологические и социальные сферы интересов.
Следует отметить, что отдельные вопросы и проблемы не имеют должной проработки. Напри-
мер, проблемы, связанные с оценкой природно-ресурсного и человеческого потенциала как важнейших элементов устойчивого развития.
К сожалению, данные вопросы изложены в американской концепции только в тезисном варианте и носят лишь постановочный характер, что требует дальнейшей работы и детализации.
Основываясь на мировом опыте, Россия тоже принимает определенные усилия в формировании и реализации основных постулатов 8Б-концепции. Следует отметить, что современный мировой опыт деятельности международных организаций (ООН, Римский Клуб, Совет Европы и пр.) по проблемам устойчивого развития является очень важным для России в условиях возрождающейся отечественной экономики.
Россия всецело разделяет философию устойчивого развития, официально подписав документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Чуть позже Россия приняла один из первых документов в данной области, в котором были заложены основы «.проекта концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающий сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения» [9]. Спустя два года Россия приняла свою концепцию перехода на путь устойчивого развития [10], содержащую основные положения, требования и принципиальные задачи. Главными задачами данного документа являются: осуществление последовательного перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природоохранного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Кроме этого, в Указе Президента РФ было дано поручение Правительству РФ разработать Государственную стратегию устойчивого развития РФ, которая, к сожалению, так и не была принята в течение длительного времени в связи с частой сменой правительств и серьезной критикой в адрес доработанного проекта со стороны многих отечественных ученых, изучающих данную проблематику. Однако в результате подготовки к Всемирной встрече в Йоханнесбурге (2002 г.) Комиссией по проблемам устойчивого развития Государственной Думы РФ
была сформулирована и подготовлена «Научная основа стратегии устойчивого развития РФ», которая была издана Государственной Думой РФ в 2002г.
Считаем, что России необходимо активизировать участие в разработке и реализации 8Б-кон-цепции на любом уровне — от международного и государственного до регионального и муниципального. Очевидно, что данное участие должно проявляться в различных направлениях таких, как: теоретические исследования; методико-методо-логические разработки по стратегии устойчивого развития; коэволюционное развитие философских воззрений, формирование институциональных основ; государственная политика и т. д.
К сожалению, можно констатировать, что сегодня Россия не является примером движения к устойчивому развитию, скорее наоборот, что является следствием существующего разрыва между номинальными и реальными приоритетами в коэволюционных решениях экономических, социальных и экологических проблем, а также отсутствием социально- и экологически-ответственного бизнеса. Следует также отметить и тот факт, что формирование отечественной концепции устойчивого развития происходит на фоне нарастающего научного и технологического отставания страны, увеличения добычи многих невозобновля-емых ресурсов, что ведет практически к полному истощению природного потенциала страны.
Необходимо констатировать, что переход России к устойчивому развитию требует тщательно скоординированных действий во всех сферах жизни российского общества, переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, формирование биосферного мышления.
Исходя из общей идеологии глобальной 8Б-концепции устойчивого развития, на современном этапе институционального развития эколого-эко-номических отношений в условиях отечественной экономической системы необходимо четко определить взаимосвязь экономических, социальных, экологических и др. показателей, направлений и проблем. Проблема определения набора показателей устойчивого развития требует систематического изучения. Так, например, на Конференции Рио+10 [1] предлагалось «... более тщательно рассмотреть основополагающие экономические и социальные измерения устойчивого развития в контексте вопроса об интеграции всех измерений устойчивого развития».
Несмотря на существование разнонаправленных научных исследований, охватывающих различные области науки, но объединенных вокруг
концепции устойчивого развития, многие вопросы остаются спорными или не имеют однозначного разрешения. Особенно много малоизученных и нерешенных проблем перехода отечественного государственного развития на путь устойчивого развития остается в области государственной по-литико-эколого-экономической реализации разработанной стратегии устойчивого развития. Следует подчеркнуть, что формирование, механизмы и формы реализации данной стратегии устойчивого развития общества на всех уровнях ее реализации требуют безотлагательной методологической и теоретической разработки. Кроме этого, недостаточно изучен эффект синергизма — совокупного воздействия во многом разных факторов и неблагоприятных антропогенных процессов.
Для разработки эффективной экологически ориентированной модели перехода России на путь устойчивого развития недостаточно существующих зарубежных традиционных методов.
Отечественная концепция должна создаваться в соответствии с упомянутыми ранее основополагающими международными документами. Актуальна и разработка концептуальных основ экологической безопасности государства для целей устойчивого развития. По нашему мнению, необходим принципиально новый подход, в основе которого должны лежать методологические и теоретические исследования в разных направлениях науки и практики, изучение истории России с позиции устойчивости и неустойчивости социально-экономического уклада различных периодов; экологической и экономической специфики регионов; формирования гуманистических принципов взаимодействия человека со средой обитания; учета инвариантной зависимости социума от природных факторов и т. д.
Кроме этого, необходимо консолидировать государственные и общественные структуры, установить новое партнерство в сфере бизнеса различного масштаба на глобальном, национальном и региональном уровнях, обеспечения возможности рационального решения экологических проблем, что обеспечит грамотное формирование государственной политики в области устойчивого развития.
При формировании отечественной модели 8Б-концепции в Российской Федерации необходимо опираться на принципы комплексности (неразрывной связи социально-демографических, экономических и экологических постулатов), со-циоцентризма (способности социума адаптивно развиваться относительно природной среды), фундаментальности знаний о природе и обществе
(формирование целостного и динамичного восприятия мировых тенденций и процессов), интеграции в государственную политику и экономику системы факторов устойчивого развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всемирный саммит по устойчивому развитию («Рио+10»). Сентябрь 2002 г. Йоханнесбург (ЮАР).
2. Коптюг В. А, Матросов В. М, Левашов В. К., Демьяненко Ю. Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России. — М.; Новосибирск, 1996. С. 76.
3. Кузнецов О. Л., Большаков Б. Е. Устойчивое развитие. Наука и Практика. № 1. 2002.
4. Мамедов О. Ю. Экономическая теория: нестрашное знакомство с методологией. Материалы элективного спецкурса. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та. 2006. - 128с. С. 29
5. Maurice Strong, Speech to UNEP-UK Committee, London, Juny 1992.
6. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М.: Прогресс, 1989. С. 50-51.
7. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. КМК. - М.: 2002.
8. План действий — «Устойчивые Нидерланды». — М.: Экспресс — «3М», 1995.
9. Указ Президента РФ от 04.02.1994 №236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». «Российская газета», № 26, 09.02.1994.
10. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» № 440 от 01.04.1996 г. // Российская газета, 09.04.1996. С. 5.