ART 76115 УДК 338
Чернова Анастасия Валерьевна,
студентка I курса направления «Бизнес-информатика» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар nastya [email protected]
Кузнецова Елена Леонидовна,
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар ^ [email protected]
Устойчивое развитие и «зеленая» экономика в России
Аннотация. В предложенной статье проведен анализ современного подхода к экологической составляющей в экономической политике государства. Выявлены основные предпосылки для перехода к «зеленой» экономике в РФ. Рассмотрена сущность и значение «зеленой» экономики как направления эффективного и стабильного развития в посткризисный период.
Ключевые слова: экономика, «зеленая» экономика, устойчивое развитие, экология, антикризисный потенциал, умный город, альтернативная энергетика, «зеленая» архитектура. Раздел: (4) экономика.
В последние годы миру пришлось столкнуться с многочисленными, а также различными по характеру кризисами. Этот факт явно указывает на нестабильность сложившейся модели развития. Главный недостаток этой модели - абсолютизация экономического роста в отличие от социально-экологических проблем, которые вынужденно отошли на второй план. Данная ситуация требует незамедлительного разрешения, которое возможно только при переходе к устойчивому развитию, замене «коричневой» экономики «зеленой», сосредоточившей в себе как экономические, так и социально-экологические принципы.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что на современном этапе экономического развития приоритетность отдается выполнению планов по росту экономических показателей, без учета ущерба, наносимого окружающей среде. Данная проблема выходит на глобальный уровень и влечет за собой всеобщую обеспокоенность. Особенно эко-экономические проблемы связаны с лидирующими позициями природоемких отраслей производства, ростом индустриализации, устаревшими технологиями и техническим оснащением. Среди всего перечисленного внимания удостоились лишь техника и технологии производства, их модернизация обеспечивает лишь некоторое улучшение окружающей среды, но этого недостаточно для улучшения экологической ситуации в мировом масштабе.
Взаимосвязь с природой имеет для общества основополагающее значение. «Человек и человечество, - писал В. И. Вернадский - теснейшим образом, прежде всего, связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого она реально никаким физическим процессом не могут быть уединены» [1]. Из этого можно сделать вывод, что, главным образом, перед обществом стоит задача сохранения взаимосвязи с природой.
Движущей силой глобализации являются модернизация и переход мировой экономики к новой программе развития, которая акцентирует свое внимание не
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
только на повышении уровня технической и технологической базы, эффективности производства и условий конкурентоспособности, но и на улучшении социально-экономической сферы, обеспечении комфортных условий жизни людей, отвечающих их потребностям.
Общепринятого определения «зеленой» экономики не существует. По определению, данному в докладах Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), «зеленая» экономика определяется как экономика, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и перспективы ее деградации» [6]. Также, «зеленую» экономику можно охарактеризовать, как экономику, направленную на сохранение благополучия общества, за счет эффективного использования природных ресурсов, а также обеспечивающую возвращение продуктов конечного пользования в производственный цикл [10].
При этом официальные документы разных государств содержат различные акценты: у развитых стран на первом месте - конкуренция, рабочие места, у развивающихся - устойчивое развитие, решение проблем бедности, вопросы справедливости и участия граждан, у группы БРИКС - эффективность использования ресурсов. Но самое главное, что ни в одном определении не говорится о решении глобальных экологических проблем, напротив, важно понимать, что «зеленая» экономика занимается решением экономических и социальных проблем, гуманно используя природные блага, обеспечивает развитие экономики, качества и условий жизни общества.
Одним из главных плюсов «зеленой» экономики является антикризисный характер экономической модели, включающий в себя мультипликационный фактор, связывающий экологические инновации и производственно-экономическую сферу. Именно этому факту в государственных стратегиях ведущих стран мира таких, как ФРГ и Япония, уделено особенное значение.
С точки зрения антикризисного потенциала «зеленая» экономика в целом позволяет увеличить занятость и смягчить безработицу, стимулировать активность в других сферах хозяйства, быстрее выйти из рецессии. Например, из общего антикризисного пакета на «зеленый» сектор в США приходилось 12%, в ФРГ и Японии -13% (по уточненным данным - до 16%), во Франции - 21%, в Китае - 38%, в Южной Корее - более 80% [8].
Многие развитые страны используют «зеленые» инструменты в своей экономической политике. Так, Япония и Сингапур в своих государственных планах и стратегиях уделяют внимание новому типу городов «умному» городу, который является одним из составляющих «зеленой» экономической политики. Итак, рассмотрим поподробнее данную тенденцию.
Япония справедливо называется высоко урбанизированной страной, ведь в сопоставлении с числом жителей эта страна имеет очень маленькую территорию. И именно поэтому, градостроителям необходимо максимально эффективно использовать свои земельные ресурсы. Ключевым моментом в сложившейся ситуации является создание «умных» городов «smart cities and towns».
Одним из таких городов является Фуджисава. Государственный план этого города разрабатывался с учетом индивидуальных характеристик ландшафта и природно-климатических условий данной местности, и базируется на трех основных уровнях: нижний уровень - это инфраструктура, которая предоставляет использование энергии, особое место отводится использованию солнечной энергии, устойчивым технологиям, включающим энерго- и ресурсосберегающие технологии, а также и доступ к информационным центрам. Средний уровень - дизайн умных жилых про-
научно-методический электронный журнал
странств с оптимальной плотностью и высотностью зданий, наличием озелененных и благоустроенных открытых пространств. Верхний уровень - это слой «умного образа жизни», который сосредотачивается на здоровье, комфортности, безопасности, социальных потребностях жителей [5].
Также, еще одним представителем «умного» города является город-государство Сингапур. В своих государственных документах и стратегиях Сингапур отразил и уделил особое значение экологически чистым технологиям строительства [3]. Для каждого здания этого города разработан индивидуальный план, который отразил в себе все аспекты, необходимые для комфортного проживания или работы в данном здании, а также процесс строительства, который не должен нанести ущерба окружающей среде, а, как следствие, и гражданам. Еще одним инструментом улучшения условий жизни общества и составляющей проекта «умного» города является максимально возможное озеленение города - это и увеличение парковых зон, и озеленение крыш и стен зданий. Согласно государственной стратегии Сингапура к 2030 году количество зеленых зон планируется увеличить на 900 га [4], а озеленение крыш и стен - на 50 га.
Очень важно отметить, что в таких лидирующих странах, как Япония, Сингапур, Голландия, ФРГ и т. д., государство живет в тесном тандеме со своими гражданами: государство обеспечивает достойную и комфортную жизнь своим гражданам, учитывая в планах и стратегиях их интересы, а граждане, в свою очередь, помогают государству занимать такие высокие позиции. Такое сотрудничество можно рассмотреть на примере Голландии, в частности, города Амстердама, где все желающие жители могут написать свое предложение по «озеленению» экономической политики или внедрению новых эко-технологий на официальный сайт мэрии Амстердама.
Ну а теперь необходимо обратить внимание на Россию. К сожалению, нашей стране в последнее время пришлось столкнуться рядом серьезных проблем, которые вызваны, нынешней «коричневой» экономической политикой. К таким проблемам относятся: истощение природного капитала как фактора экономического роста; серьезное воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье человека; структурные сдвиги в экономике, повышающие удельный вес природоэксплуатиру-ющих и загрязняющих отраслей; рост экологических рисков в связи с высоким физическим износом оборудования; высокий уровень показателей природоемкости; при-родноресурсный характер экспорта; экологически несбалансированная инвестиционная политика и др. Ущерб от вышеперечисленных проблем крайне велик. Эти негативные последствия во многом связаны с природоемкой реструктуризацией экономики в 1990-е гг. в пользу сырьевых и загрязняющих окружающую среду секторов, ухудшением «экологического качества» физического капитала, происходившей на фоне деградации ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств. «Утяжелению» структуры российской экономики способствовали высокие цены на энергоносители, огромный рост цен на нефть и сырье в 2000-е гг. В целом в экономике произошел значительный сдвиг в пользу природоемких отраслей [7].
Основываясь на этом, можно сделать вывод, что повышение благосостояния общества не влияет на улучшение качества жизни, а наоборот, усугубляет сложившуюся негативную экологическую ситуацию, что приводит к ухудшению здоровья людей, росту генетических заболеваний экологическому кризису. Приближенные оценки рисков от загрязнения воды и воздуха позволяют говорить о том, что экономические издержки для здоровья населения России, связанные с загрязнением воздуха и воды, составляют в среднем не менее 4-6% от ВВП. В некоторых регионах,
ниегп
issn 2304-120X Чернова А. В., Кузнецова Е. Л. Устойчивое развитие и «зеленая» экономика в России //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76115.htm.
научно-методический электронный журнал
таких, как Урал, ущерб для здоровья по экологическим причинам может достигать 10% ВРП [11].
России нельзя допустить дальнейшего усугубления имеющейся ситуации, необходим новый путь развития. Альтернативой «коричневой» экономической политики должна стать «зеленая».
Сейчас «зеленый» сектор экономики в российской практике только начинает свое развитие. С 2008 г. в своде законов РФ появились первые законодательные акты, регулирующие инструменты развития «зеленой» экономики, такие, как альтернативная энергетика.
Российская Федерация обладает обширной территорией, занимая свыше 11% суши земного шара и самой большой в мире протяженностью береговой линии. Одним из наиболее доступных, экономически и энергетически эффективных возобновляемых источников энергии, обеспечивающих высокий уровень надежности энергоснабжения, являются гидроресурсы. Наряду с пропорциональными размеру территории страны ресурсами энергии солнца, ветра, тепловой энергии земли, энергии приливов, Российская Федерация обладает 46% нетропических лесов планеты, более половины из которых - спелые и перестойные (ежегодный прирост свыше 1 млрд м3), 47% разведенных запасов торфа (ежегодный прирост 20-30 млн т), не менее 7% шахтного метана (60 -80 трлн м3). Технически доступные геотермальные ресурсы составляют 115 млн т. у. т. в год, технический потенциал ресурсов энергии рек составляет 382 млрд кВтч в год. Наряду с этим в Российской Федерации ежегодно образуется свыше 390 млн т (по абсолютно сухому веществу) органических отходов, в том числе 250 млн т отходов сельскохозяйственного производства, 60 млн т твердых бытовых отходов городов, 10 млн т коммунальных стоков и 70 млн т отходов деревообработки [2].
На основе представленных фактов, необходимо сделать вывод о том, что одним из основополагающих инструментов «озеленения» российской экономической политики призвана стать альтернативная энергетика. Также для развития «зеленого» сектора экономики в России необходимы следующие механизмы:
- соответствующее принципам устойчивого развития ценообразование, включая отказ от неэффективных субсидий, оценку природных ресурсов в денежном выражении и введение налогов на то, что вредит окружающей среде;
- политика государственных закупок, которая поощряет производство экологически чистой продукции и использование соответствующих принципам устойчивого развития методов производства, что имеет неплохие предпосылки в хозяйственных сферах российской экономики, таких, как сельское хозяйство, животноводство и рыболовство;
- реформирование систем «экологического» налогообложения, предполагающего смещение акцента с налога на рабочую силу на налоги на загрязнение;
- рост государственных инвестиций в соответствующую принципам устойчивого развития инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных зданий) и природный капитал для восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала;
- целевая государственная поддержка исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий;
- социальные стратегии, призванные обеспечить согласование между целями в социальной области и существующими или предлагаемыми экономическими стратегиями.
научно-методический электронный журнал
Данные тенденции закреплены в государственной программе концепции инновационного развития РФ «Стратегия 2020» [9].
Также, к вышеперечисленным инструментам «озеленения» экономической политики России мы предлагаем реформирование направлений высшего профессионального и средне-специального образований, с целью введения в экономические специальности инновационных «озеленяющих» методов экономики. Аналогично внести изменения в программы обучения направлений физико-химического профиля, с целью обучения студентов производственным технологиям, не наносящим ущерб окружающей среде. Для модернизации технического и технологического оснащения производственной деятельности требуются квалифицированные специалисты, получить которых можно только путем совершенствования обучающих программ и процессов. Но для начала реформы должны коснуться детских садов и школ. Граждане нашей страны должны с раннего возраста знать о проблемах государства и не допускать их усугубления. Для «озеленения» значительного сектора российской экономики потребуется, возможно, не одно десятилетие, но начинать нужно именно сейчас. Реформы в образовании помогут в воспитании нового поколения, которое будет отчетливо понимать всю серьезность экологических проблем. Также, этого не добиться без популяризации и озвучивания имеющихся и возможных эко-экономических проблем. Данным темам большое внимание должно быть уделено в СМИ, различных социальных рекламах. Понятие «зеленая» экономика должно быть известно каждому жителю нашей страны.
Волонтерские и добровольческие движения также должны оказать помощь. Проводя различные «зеленые» мероприятия, волонтеры на своем примере покажут и вовлекут граждан в совместное решение эко-экономических проблем. Только взаимное сотрудничество государства и граждан способно «озеленить» как российскую экономику, так и государство в целом.
По нашему мнению, максимальное ужесточение штрафов и других видов наказаний за использование природоемкой структуры производства аналогично может оказать положительное влияние на «озеленение» производственных технологий и экономической системы в целом. Также России необходимы механизмы, реализующие обязательное исполнение всех уже существующих «зеленых» законов.
Еще одним вспомогательным звеном развития «зеленой» экономики всего мира, и России в частности, может послужить n-процент, взымаемый с крупномасштабных сделок развитых стран по всему миру, который будет направлен на финансирование «зеленых» реформ в экономических системах развивающихся стран. К таким странам относится и Россия, которая только стоит на пути устойчивого развития, и предлагаемое нами финансирование, послужило бы хорошей стартовой платформой, как для нашей страны, так и для многих других государств, еще не достигших полной развитости.
Из опыта уже названных развитых стран Японии, Сингапура и др., нами были выделены аспекты, из перечня механизмов, составляющих в совокупности «умный» город, которые необходимы и для нашей страны, к ним относятся: переход к «зеленой» архитектуре и «зеленому» градостроительству (использование экологически чистых материалов, разработка индивидуальных планов строительства для каждого здания и сооружения, с учетом местности, географического положения и прочего); увеличение площадей «мягкого» ландшафта, т. е. озеленение различных городских поверхностей, например, стен и крыш зданий; увеличение парковых зон; переход к экологичному транспорту, такому, как велосипеды; преобразование многоэтажных домов в «самостоятельные» дома, которые смогут обеспечивать своих жильцов во-
научно-методический электронный журнал
дой, тепло- и электроэнергией с помощью установленного в доме оборудования, получающего энергию из альтернативных источников. Что положительным образом скажется на экономике регионов, которые будут располагать данными зданиями, а также на экономическом секторе всей страны в целом.
Таким образом, для устойчивого развития и улучшения жизни общества на территории страны и, в частности, за ее пределами российская экономическая политика должна кардинально изменить свое направление. Для окончательного перехода к «зеленой» модели экономики необходимы реформы не только в экономической сфере страны, но и, прежде всего, в социальной. Только при тесном взаимодействии граждан и государства возможны выход России на новый экономический уровень и переход от статуса развивающейся страны к развитой.
Ссылки на источники
1. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. Книга вторая. - М., 1997.
2. Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» от 15 апреля 2014 г. - М., 2014.
3. Государственный план Сингапура. Живой и жизнеспособный Сингапур / A lively and liveable Singapore, 2009.
4. Государственный план стабильного Сингапура. Проектирование нашего города / Designing our city. Planning for a sustainable Singapore, 2012.
5. Государственный проект стабильного умного города Фуджисава / Fujisawa Sustainable Smart Town, 2014.
6. Доклад ЮНЕП «Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности» - обобщающий доклад для представителей властных структур. - Сен-Мартэн-Бельвю: Программа ООН по окружающей среде, 2011.
7. Перелет Р.А., Бобылев С.Н. Устойчивое развитие и «зеленая» экономика в России: актуальная ситуация, проблемы и перспективы / под ред. С. Н. Бобылева и Р. Н. Перелета. - Берлин; СПб.: Русско-Немецкое Бюро Экологической Информации, 2013.
8. Порфирьев Б. Н. Альтернативная энергетика как фактор снижения рисков и модернизации экономики - М.: ИНП РАН, 2013.
9. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 1/ под науч. ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. - М.: Дело, 2013.
10. Егорова М. С. Экономические механизмы и условия перехода к зеленой экономике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6. - Ч. 6.
11. Индикаторы здоровья населения для регионов - URL: http://ecodelo.org/8960-26_indikatory_zdorovya_naseleniya_dlya_regionov-2_rossiiskii_regionalnyi_opyt_razrabotki_indika.
12. Устойчивое развитие и «зеленая» экономика в России: актуальная ситуация, проблемы и перспективы. - URL: http://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/27342-ustoychivoe_razvitie_i_zele-naya_ekonomika_v_rossii_aktualnaya_situaciya.
Anastasia Chernova,
the year student of the direction "Business Informatics", Kuban State University, Krasnodar nastya [email protected] Elena Kuznetsova,
Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of theoretical Economics, Kuban State University, Krasnodar kuz [email protected]
Sustainable development and green economy in Russia
Abstract. In the offered article the analysis of the current approach to the environmental component in the economic policy of the state. The basic preconditions for the transition to green economy in Russia. The article considers the essence and importance of green economy as areas and effective hundred-beater of development in the post-crisis period.
Key words: economy, green economy, sustainable development, environgia, anti-crisis potential, smart cities, alternative energy sources, "zeleny" architecture.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 23.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.05.16
Принята к публикации Accepted for publication 24.05.16 Опубликована Published 25.05.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Чернова А. В., Кузнецова Е. Л., 2016
www.e-koncept.ru