Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарева И.Ю., Удычак Ф.Н., Тхаркахо М.М., Марков П.Н.

Большинство актуальных проблем и вопросов цивилизационного и национального развития обсуждаются и разрешаются в контексте парадигмы устойчивого развития. Особый интерес представляет то, каким образом национальные правительства воспринимают принципы устойчивого развития и то, как лидеры разных стран внедряют их в процессах управления государством. Во многом цели устойчивого развития коррелируют с конституционными принципами стран; кроме того, следуя международной повестке, государства внедряют дополнительные правовые рычаги для реализации целей устойчивого развития. Устойчивое развитие социальной сферы выступает одним из приоритетов государственной политики нашей страны. Концепция устойчивого развития в России, как и во многих других странах, тесно переплетена с категориями общественных благ и развития человеческого потенциала. Тем не менее, как и во многих других странах, в России не хватает действенных механизмов имплементации декларируемых принципов устойчивого развития в реальную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND CONSTITUTIONAL PRIORITIES OF MODERN RUSSIA

Most of the current problems and issues of civilizational and national development are discussed and resolved in the context of the sustainable development paradigm. Of particular interest is how national governments perceive the principles of sustainable development and how the leaders of different countries implement them in the processes of government. In many ways, sustainable development goals correlate with the constitutional principles of countries; in addition, following the international agenda, states have introduced additional legal levers to implement sustainable development goals. Sustainable development of the social sphere is one of the priorities of the state policy of our country. The concept of sustainable development in Russia, as in many other countries, is closely intertwined with the categories of public goods and human development. However, as in many other countries, Russia lacks effective mechanisms for implementing the declared principles of sustainable development into real practice.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Устойчивое развитие и конституционные приоритеты современной России

Чеботарева Ирина Юрьевна

к.ю.н., доцент кафедры правовых, психолого-педагогических и экономических дисциплин, Адыгейский государственный университет, филиал в г. Белореченске, Vetal_01@list.ru

Удычак Фатима Нурбиевна

к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права, конституционного строительства и политологии, Адыгейский государственный университет, f.udychack@yandex.ru

Тхаркахо Марина Меджидовна

к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права, конституционного строительства и политологии права, Адыгейский государственный университет,, marina.txarkaxo@mail.ru

Марков Пётр Николаевич

к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права, конституционного строительства и политологии, Адыгейский государственный университет, Markov.petr.1977@mail.ru

Большинство актуальных проблем и вопросов цивилизацион-ного и национального развития обсуждаются и разрешаются в контексте парадигмы устойчивого развития. Особый интерес представляет то, каким образом национальные правительства воспринимают принципы устойчивого развития и то, как лидеры разных стран внедряют их в процессах управления государством. Во многом цели устойчивого развития коррелируют с конституционными принципами стран; кроме того, следуя международной повестке, государства внедряют дополнительные правовые рычаги для реализации целей устойчивого развития. Устойчивое развитие социальной сферы выступает одним из приоритетов государственной политики нашей страны. Концепция устойчивого развития в России, как и во многих других странах, тесно переплетена с категориями общественных благ и развития человеческого потенциала. Тем не менее, как и во многих других странах, в России не хватает действенных механизмов имплементации декларируемых принципов устойчивого развития в реальную практику.

Ключевые слова: устойчивое развитие, цели устойчивого развития, конституция, социально-экономическое развитие, экологическая политика, равенство

п

сч

о

сч

^

01

2

18

На текущем этапе цивилизационного развития государства сталкиваются со множеством проблем: ограниченность сырьевых ресурсов, ухудшение экологической обстановки, проблемы демографии, социального неравенства и социальной незащищенности, геополитические конфликты, сложность в поддержании здоровья и благополучия населения, обеспечение населения образованием и вопросы трудоустройства. Решение этих и многих других вопросов важно как для конкретной страны, так и для мировой общественности в целом, так как процессы глобализации привели к формированию тесных взаимосвязей между регионами, странами и континентами. В данной связи государства предпринимают регулярные попытки налаживания продуктивного трансграничного диалога с целью совместного развития современной цивилизации и поиска решения актуальных проблем. В этом взаимодействии России очень важно занимать достойное место и предлагать необходимые пути решения глобальных вызовов [3, с. 34]. Во многом вопросы цивилизационного и национального развития обсуждаются и разрешаются в контексте относительно новой парадигмы устойчивого развития.

Термин «устойчивое развитие» явился реакцией на происходящие в конце ХХ в. события и процессы и, по сущности, стал продуктом продолжительной работы Генеральной Ассамблеи ООН (в лице созданной ей Международной комиссии по окружающей среде и развитию), проводимой с середины 1980-х гг. Под устойчивым развитием на данном этапе предлагалось понимать систему мероприятий, реализуемых с целью решения глобальных вопросов экологического характера (1987 г.). В последующем смысловое содержание концепции «устойчивое развитие» существенно расширилось и, помимо экологических проблем, стало включать в себя культурные, социальные, экономические, производственные и многие другие вопросы. Ключевые постулаты концепции устойчивого развития в ее расширенной, современной интерпретации были изложены Комиссией в тексте доклада «Наше общее будущее» (1987 г.). Устойчивое развитие было определено в качестве развития, способного удовлетворить жизненно важные потребности настоящего времени и, при этом, не подвергающего риску будущие поколения в удовлетворении данных потребностей. Данный документ до сих пор принято считать основополагающим источником по вопросам устойчивого развития. Усилия по разработке концепции «устойчивое развитие» были продолжены в 1992 г., в рамках Международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию

(Рио-де-Жанейро). Результатом работы участников Конференции стало представление конкретных путей и способов обеспечения устойчивости развития национальных экономик и социальных систем; фактически, в результате Конференции парадигма устойчивого развития приобрела конкретные институциональные формы [14].

Особый интерес представляет то, каким образом национальные правительства воспринимают принципы устойчивого развития и то, как лидеры разных стран внедряют их в процессах управления государством. Во многом цели устойчивого развития коррелируют с конституционными принципами стран; кроме того, следуя международной повестке, государства внедрили дополнительные правовые рычаги для реализации целей устойчивого развития.

Следует отметить, что в современной научной литературе - российской и зарубежной - существует множество примеров скептицизма в отношении рассматриваемой нами категории. Следует согласиться с тем, что идея перехода к устойчивому развитию возникла несколько десятилетий назад, но до сих пор ни одна страна мира не смогла реализовать ее в полном объеме. Спектр причин, препятствующих реализации целей устойчивого развития, весьма широк. Во-первых, по мнению некоторых авторов, сами цели проработаны недостаточно глубоко, не конкретизированы и излишне обобщены; это, в свою очередь, приводит к диффузии смысла концепции и дает почву для спекулятивных интерпретаций. Во-вторых, цели устойчивого развития в большинстве стран мира реализуются формально, не имеют институциональных рамок и действенных правовых рычагов, так как полноценная реализация всех декларируемых целей будет означать, по всей видимости, тотальную перестройку системы государственного управления в стране. Все это стало причиной дискуссий и выводов об утопичности самой идеи устойчивого развития. Концепция устойчивого развития формировалась в международном праве в течение многих лет, «но до сих пор не продвинулась дальше закрепления общих принципов» [1, с. 37].

Мы, тем не менее, будем придерживаться более оптимистической позиции и отметим, что во многих аспектах разные страны мира - и Россия в том числе - продвигаются на пути к устойчивому развитию, несмотря на деструктивные тенденции социально-экономического и экологического характера и обострение геополитических противоречий. Успешность процесса перехода к устойчивому развитию обусловлена, в первую очередь, плотностью корреляции правовой системы страны (в особенности - ее конституционных приоритетов) и текущей повесткой «устойчивости» [13, с. 102].

В России переход к устойчивому развитию предполагает «комплексное решение экономических, экологических и социальных задач» [7, с. 297]. В свете имеющегося международного опыта критерии устойчивого развития России можно свести к следующим критериям (Таблица 1).

Таблица 1

Группа критериев Содержание

Экономические - динамика использования инновационных технологий производства; - конкурентоспособность производства; - уровень развития малого и среднего бизнеса; - строительство объектов инфраструктуры; - наличие объектов чистой энергетики; - конкурентоспособность туристического сектора и проч..

Социально-экономические - численность населения; - обеспеченность коммунальными услугами; - уровень доходов населения; - динамика количества социальных объектов; - динамика роста рабочих мест; - динамика роста строительства, в т.ч. социального жилья; - уровень преступности; - уровень развития торговли.

Социальные - уровень доступа населения к средствам коммуникации и информации; - гендерное равенство; - культурное разнообразие и учет прав меньшинств.

Экологические - динамика количества земель, подверженных водной и ветровой эрозии; - динамика роста лесонасаждений; - наличие программных документов по адаптации к изменению климата; - качество питьевой воды; - качество мер по охране биоресурсов; - состояние гидротехнических сооружений и мелиоративных систем, доля «зеленых» способов утилизации производственных и бытовых отходов..

Примечание: разработка автора по материалам [1, с. 40; 2; 5 и др.]

Во многом обеспечение устойчивого развития в рамках вышеобозначенных критериев фиксируется и имплементируется посредством конституционных принципов российской правовой системы. Тем не менее, следует также отметить, что, по мнению отечественных конституционалистов, в стране наблюдается разрыв между положениями конституции и реальными правовыми отношениями в обществе, о чем свидетельствует практика окружающей действительности.

Важным достоинством российской Конституции является фиксация в ней так называемой «кантори-альной» формулировки о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»; кроме того, Конституция закрепляет за человеков права достойное существование, образование, достойный труд, равенство и многие другие права, свободы и обязанности человека и гражданина демократического спектра [12, с. 222]. Кроме того, в ст. 7 Конституции говорится о том, что Россия представляет собой социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [6]. Данные постулаты в целом «бесшовно» встраиваются в концепцию устойчивого развития и даже во многом дублируют их.

В связи с вышеизложенным обратимся к некоторым из важнейших целей устойчивого развития ООН и сопоставим их с конституционными приори-

(О и

з

X

а

а

и о т

V

сч о сч

тетами российского государства. Концепция устойчивого развития в России, как и во многих других странах, тесно переплетена с категориями общественных благ и развития человеческого потенциала. Развитие человеческого потенциала подразумевает повышение качества и уровня жизни людей [7, с. 296]. Устойчивое развитие социальной сферы выступает одним из приоритетов государственной политики нашей страны. Целью устойчивого развития ООН №8 является, как известно, «достойная работа и экономический рост» [14]. В конституционном праве России данная цель реализуется, по сущности, в рамках статьи 37, декларирующей свободный труд, свободу выбора профессии, благоприятные условия труда, вознаграждение за трудовую деятельность и прочие права и свободы [6]. Можно сказать, что государство на разных уровнях стремится к достижению вышеперечисленных целей [10, с. 8]. Несмотря на кризисные циклы последних лет, негативно сказывающиеся на функционировании социально-экономических систем, государство проводит систематическую и довольно эффективную трудовую политику.

Следует отметить, что вопросы обеспечения достойного труда тесно сопряжены с вопросами тендерного неравенства. Следует отметить, что вопросы неравенства находятся в фокусе повестки устойчивого развития (Цель устойчивого развития №10 - «Обеспечение равенства» [14]). Гендерное неравенство провозглашается как мировой общественностью, так и отечественными политиками демографическим фактором дестабилизирующего характера, оказывающим деструктивное воздействие на формирование рынка труда и устойчивое социально-экономическое развитие. В ряде случаев, конечно, можно констатировать удачное сочетание материнства с профессиональным трудом, однако, во множестве ситуаций мы отмечаем отсутствие возможностей для повышения эффективности женского труда, дискриминацию женщин, несправедливое вознаграждение, профессиональную сегрегацию.

При этом, согласно ст. 19 Конституции, «все равны перед законом и судом», «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»; ст. 38, помимо прочего, указывает на защиту материнства и семьи, а также на то, что «забота о детях, их воспитание -равное право и обязанность родителей» [6]. С целью обеспечения соответствия реальной практики и положений Конституции, наряду с целями устойчивого развития, представители органов управления и законодатели принимают меры, направленные на обеспечение трудоспособных и желающих работать женщин соответствующими высокооплачиваемыми работами. По мнению исследователей, российское государство, выполняя роль регулятора трудовых и гендерных общественных отношений, уделяет значительное внимание проблемам социально-экономического, профессионального, образовательного, политико-правового равноправия [8, с. 118]; положительно можно охарактеризовать и

многочисленные изменения которые были привнесены законодателем в трудовое законодательство в последние годы. С другой стороны, нельзя обойти внимание и некоторые тревожные факты и тенденции: к примеру, Гендерный разрыв в оплате труда специалистов составляет в России 35% в пользу мужчин (2019 г.) [4]. Безусловно, только при условии устранения этих и других противоречий на рынке труда можно гарантировать устойчивость социального устойчивого развития страны. Решение трудовой и гендерной проблемы, безусловно, во многом зависит от подготовки высококвалифицированной рабочей силы [10, с. 11], в т.ч. женской, а также развития национальной системы образования в целом (Ст. 43 «Каждый имеет право на образование» [6] и Цель №4 «Качественное образование» [14]).

Как отмечено выше, экологический аспект в концепции устойчивого развития первоначально приравнивался к ее сущности. Даже после расширения семантики термина «устойчивое развитие» экологический компонент остается одним из наиболее важных в устойчивых политиках национальных правительств. Несмотря на то, что экологический вектор в устойчивом развитии является первоначальным и разработанным наиболее глубинно, современная статистика по устойчивому развитию имеет наибольшее число пробелов именно в части экологических показателей [13, с. 107]. В этой связи довольно сложно оценить реальный вклад каждой стран в достижение глобальной экологической цели.

Экологический аспект выражен в таких целях устойчивого развития, как Цель №6 «Чистая вода и санитария»; Цель №7 «Недорогостоящая и чистая энергия», Цель №12 «Ответственное потребление и производство» и Цель №13 «Борьба с климатическими изменениями» [14] и др. Следует отметить, что прямой корреляции между данными целями и положениями Конституции не наблюдается, однако, экологичность как принцип достойного существования человека и общества прослеживается в ряде положений Конституции. В частности, речь идет о Ст. 36 «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц»; Ст. 58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» и Ст. 42 «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии» [6].

Как показывают многие общественные, корпоративные и правительственные инициативы, реализуемые в России, положения вышеперечисленных статей конституции имплементируются в реальной практике. Уровень развития законодательства, регулирующего данную область общественных отношений, мы также охарактеризуем как высокий.

При этом, можно отметить и некоторый разрыв между законодательными положениями и реальной природоохранной практикой быта и производства.

По мнению А. Ф. Орловой, экологические проблемы находятся, скорее, на периферии внимания управленцев, в связи с чем наблюдаются тенденции не устойчивого, а антиустойчивого развития [7, с. 297]. В подтверждение можно привести ряд экологических катастроф, произошедших в стране в последние годы - Брянский разлив, прорыв дамб «Алросы», лесные пожары в Сибири и проч. Более того, на основании пессимистичных экспертных оценок сворачиваются, как неэффективные, многие федеральные целевые экологические программы.

Проблемы в экологическом секторе и разрыв между декларируемой в Конституции безопасности пребывания в экологической среде и фактическим ее состоянием приводят к тому, что многие исследователи предпринимают попытки разработать механизм обеспечения экологической безопасности. По мнению многих современных авторов, подобный механизм должен включать в себя не только экономико-правовые, но и гуманитарные рычаги. Речь идет о необходимости выработки и фиксации «новой мировоззренческой доминанты в обществе - экологической культуры». Мерами по формированию экологического мировоззрения можно считать экологическое образование и просвещение, отказ от природопотребительского поведенческого паттерна. Схожий тезис наблюдаем у О. И. Башлако-вой: в текущих условиях нестабильности и ухудшения экологической ситуации в стране требуется внедрить алгоритм обеспечения конституционного права граждан на безопасную среду обитания [2, с. 19]. Д. В. Васильев, в свою очередь, говорит о необходимости формирования «ноосферного сознания устойчивого развития у населения с помощью образования и просвещения» [3, с. 35]. Только при достижении стабильного экологическое мировоззрения можно будет говорить о соблюдении принципов, гарантированных гражданам Конституцией.

Безусловно, вопросы корреляции конституционных основ и приоритетов страны с целями устойчивого развития не исчерпываются вышеперечисленными. Особую актуальность имеют, помимо прочего, механизмы по сохранению культурного наследия в соответствии с принципом дружбы народов и взаимодействия культур [3, с. 36]; многие авторы говорят о необходимости реформирования правовой системы страны с учетом требования к устойчивому развитию (так называемое «Smart regulation» [5, с. 9]); интерес вызывают вопросы развития науки и усиления ее значимости в условиях инновационного развития [11, с. 36]; перспективным путем обеспечения устойчивого развития выступает укрепление конкурентоспособности российской науки как фундаментального базиса устойчивого развития [9, с. 862].

Таким образом, соответствие целям в области устойчивого развития является важнейшим вопросом современной повестки мировой общественности, а формирование эффективной устойчивой институциональной системы устойчивого развития -общепризнанный национальный приоритет. В целом же можно констатировать существенную степень совпадения конституционных приоритетов

России и целей устойчивого развития, доминирующих в мировой повестке. Правовой массив страны, в целом, несет в себе постулаты, аналогичные «месседжам» ООН. Тем не менее, как и во многих других странах, в России не хватает действенных механизмов имплементации декларируемых принципов устойчивого развития в реальную практику.

Литература

1. Анисимов, А. П. Современные проблемы устойчивого развития сельских территорий в России: тенденции и перспективы / А. П. Анисимов, О. В. Попова // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2018. - №4 (47). - С. 37-43.

2. Башлакова, О. И. Экологическая безопасность как основа устойчивого развития современной России / О. И. Башлакова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - №2. - С. 1622.

3. Васильев, Д. В. Реализация научных концепций устойчивого развития и аксиологических теорий России как фактор успешного решения глобальных проблем в современном мире / Д. В. Васильев // Теория и практика общественного развития.

- 2014. - №2. - С. 34-36.

4. Гендерное неравенство в России. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tochno.st/problems/gender_inequality. - Дата доступа: 28.02.2023.

5. Иншакова, А. О. Влияние современной геоэкономики и концепции устойчивого развития на трансформации национальной юрисдикции России / А. О. Иншакова // Legal Concept. - 2022. - №3. - С. 6-10.

6. Конституция Российской Федерации. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm.

- Жата доступа: 28.02.2023.

7. Орлова, А. Ф. Современное участие России в реализации новых концепций / А. Ф. Орлова // Проблемы экономики и юридической практики. - 2013.

- №6. - С. 296-298.

8. Пестрецов, И. О. Гендерный аспект российского законодательства / И. О. Пестрецов, Н. А. Ша-турина // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2020. - №19. - С. 117-123.

9. Попкова, Е. Г. Консорциум устойчивого развития и его вклад в модернизацию России / Е. Г. Попкова // Россия: тенденции и перспективы развития.

- 2021. - №16-1. - С. 861-862.

10. Потуданская, В. Ф. Стабилизация современного рынка труда как один из главных векторов устойчивого развития России / В. Ф. Потуданская, Д. Н. Шайкин // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - №48. - С. 8-14.

11.Самаруха, В. И. К вопросу о парадигме устойчивого социально-экономического развития / В. И. Самаруха, Т. Г. Краснова // Известия БГУ. - 2010. -№3. - С. 34-38.

12.Теплова, Д. О. Некоторые проблемы современного конституционализма Российской Федерации: возможности и реализация / Д. О. Теплова // Образование и право. - 2019. - №1. - С. 221-226.

U

8)

О X

а

a

8) О

т

V

References

1. Anisimov, A. P. Modern problems of sustainable development of rural areas

in Russia: trends and prospects / A. P. Anisimov, O. V. Popova // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2018. - No. 4 (47). - S. 37-43.

2. Bashlakova, O. I. Ecological safety as a basis for sustainable development

of modern Russia / O. I. Bashlakova // Central Russian Bulletin of Social Sciences. - 2015. - No. 2. - S. 16-22.

3. Vasiliev, D. V. Realization of scientific concepts of sustainable development

and axiological theories of Russia as a factor in the successful solution of global problems in the modern world / D. V. Vasiliev // Theory and practice of social development. - 2014. - No. 2. - S. 34-36.

4. Gender inequality in Russia. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode:

https://tochno.st/problems/gender_inequality. - Access date: 02/28/2023.

5. Inshakova, A. O. Influence of modern geoeconomics and the concept of

sustainable development on the transformation of the national jurisdiction of Russia / A. O. Inshakova // Legal Concept. - 2022. - No. 3. - P. 6-10.

6. The Constitution of the Russian Federation. Chapter 2. Rights and freedoms

of man and citizen. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm. - Access date: 02/28/2023.

7. Orlova, A. F. Modern participation of Russia in the implementation of new

concepts / A. F. Orlova // Problems of Economics and Legal Practice. -2013. - No. 6. - S. 296-298.

8. Pestretsov, I. O. Gender aspect of the Russian legislation / I. O. Pestretsov,

N. A. Shaturina // Scientific notes of the Tambov branch of RosMU. - 2020.

- No. 19. - S. 117-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Popkova, E. G. The sustainable development consortium and its contribution

to the modernization of Russia / E. G. Popkova // Russia: trends and development prospects. - 2021. - No. 16-1. - S. 861-862.

10. Potudanskaya, V. F. Stabilization of the modern labor market as one of the

main vectors of sustainable development in Russia / V. F. Potudanskaya, D. N. Shaykin // Economic analysis: theory and practice. - 2012. - No. 48.

- P. 8-14.

11. Samaruha, V. I. On the issue of the paradigm of sustainable socioeconomic development / V. I. Samaruha, T. G. Krasnova // Izvestiya BSU.

- 2010. - No. 3. - S. 34-38.

12. Teplova, D. O. Some problems of modern constitutionalism of the Russian

Federation: opportunities and implementation / D. O. Teplova // Education and law. - 2019. - No. 1. - S. 221-226.

13. Chirkunova, E. K. Innovative approaches to the implementation of sustainable development goals in the modern Russian economy / E. K. Chirkunova, N. V. Shekhova // Bulletin of the Samara University. Economics and Management. - 2021. - No. 2. - S. 101-110.

14. Sustainable Development Goals. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/. - Access date: 02/28/2023.

«

2

0

2

01

z

22

13. Чиркунова, Е. К. Инновационные подходы к реализации целей устойчивого развития в современной российской экономике / Е. К. Чиркунова, Н. В. Шехова // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2021. - №2. - С. 101110.

14. Цели в области устойчивого развития. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustain able-development-goals/. - Дата доступа: 28.02.2023.

Sustainable development and constitutional priorities of modern Russia Chebotareva I.Y., Udychak F.N., Tkharkakho M.M., Markov P.N.

Adyghe State University

Most of the current problems and issues of civilizational and national development are discussed and resolved in the context of the sustainable development paradigm. Of particular interest is how national governments perceive the principles of sustainable development and how the leaders of different countries implement them in the processes of government. In many ways, sustainable development goals correlate with the constitutional principles of countries; in addition, following the international agenda, states have introduced additional legal levers to implement sustainable development goals. Sustainable development of the social sphere is one of the priorities of the state policy of our country. The concept of sustainable development in Russia, as in many other countries, is closely intertwined with the categories of public goods and human development. However, as in many other countries, Russia lacks effective mechanisms for implementing the declared principles of sustainable development into real practice. Keywords: sustainable development, sustainable development goals, constitution, socio-economic development, environmental policy, equality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.